В целях решения приоритетных задач государственной политики по улучшению демографической ситуации, снижению материнской и младенческой смертности на территории Астраханской области администрация Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию комплексной целевой программы "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы (прилагается).
2. Департаментам труда и социального развития (Володин Э.М.), образования (Трещев А.М.), комитету по делам семьи, детства и молодежи (Лукьяненко Е.А.) Астраханской области и органам местного самоуправления Астраханской области в срок до 01.03.2005 представить в департамент здравоохранения Астраханской области обоснованные предложения в виде перечня мероприятий для включения в комплексную целевую программу "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы.
3. Рекомендовать главам органов местного самоуправления Астраханской области принять участие в реализации программы.
4. Департаменту здравоохранения Астраханской области (Гаврилов А.Е.) разработать комплексную целевую программу "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы и утвердить ее в установленном порядке.
5. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы департамент здравоохранения Астраханской области.
6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Астраханской области (Блиер М.Б.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
комплексной целевой программы "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы
(утв. постановлением администрации Астраханской области от 28 января 2005 г. N 1/18)
Охрана материнства и детства при сохраняющихся негативных демографических тенденциях в Российской Федерации в последние годы стала одним из основных направлений деятельности органов управления и учреждений здравоохранения, критерием эффективности социальной политики государства.
Российской Федерации общий коэффициент рождаемости в 2003 году вырос до 10,3 на 1000 населения против 8,7 в 2000 году.
В Астраханской области за последние 3 года наблюдалось увеличение рождаемости с 10788 родившихся в 2001 году до 12168 в 2003 году. Общий коэффициент рождаемости вырос с 9,7% в 2000 году до 12,1% 2003 году.
Однако прослеживается тенденция увеличения общей смертности. По Российской Федерации показатель составил 16,5 на 1000 населения в 2003 году против 15,6 в 2001 году. В Астраханской области тоже регистрируется высокая смертность населения, ее уровень в 2003 году составил 15,5 против 14,4 в 2001 году. Таким образом, естественный прирост населения в Астраханской области в 2003 году составил - 3,4 (по Российской Федерации - 6,2).
В Российской Федерации в целом, и по Астраханской области в частности, продолжает снижаться численность и доля детского населения в общей структуре населения. На 01.01.2003 в России проживало 30,5 млн. детей и подростков в возрасте до 18 лет. По сравнению с 1999 годом число детей и подростков сократилось на 3,2 млн. В Астраханской области в 2001 году доля детского населения в общей структуре населения составляла 25,45%, а в 2003 году - 23,9%. В абсолютных цифрах численность детского населения в 2003 году составляла 240447 против 259938 в 2001 году.
Ухудшение демографических показателей происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин детородного возраста: увеличивается число гинекологических заболеваний, осложнений беременности, родов и послеродового периода, сформировался феномен "подросткового материнства". Известно, что на состояние репродуктивной функции существенное влияние оказывает соматическое и психическое здоровье женщин.
Например, регистрируется прогрессирующий рост анемизации беременных. За последние 10 лет заболеваемость беременных анемией по Российской Федерации выросла более чем в 6 раз. В Астраханской области 44,2% женщин, родивших в 2003 году, наблюдались с дефицитной анемией от легкой степени тяжести до тяжелой (по Российской Федерации - 41,8%) Увеличивается число женщин с осложненным течением беременности (болезнями почек, сердечно-сосудистой системы, поздним токсикозом беременности, невынашиванием и др.). Например, частота поздних токсикозов, выявленных в период беременности (отеки, протеинурия, артериальная гипертензия), за последние 5 лет по Российской Федерации выросла на 69%, в Астраханской области тоже наблюдается увеличение этого показателя с 11,5 в 2001 году до 13,0 в 2003 году. Это вызывает тревогу у медицинских работников, несмотря на то, что по Российской Федерации этот показатель составил в 2003 году 21,6.
Только 28,3% беременностей по Астраханской области в 2003 году закончились нормальными родами (по Российской Федерации - 32,2), что свидетельствует о низком уровне общесоматического здоровья женщин, при этом у каждой беременной женщины регистрируется по одному - двум хроническим заболеваниям.
Несмотря на положительную тенденцию снижения показателя младенческой смертности с 16,15 в 2001 году до 12,5 в 2003 году (по Российской Федерации этот показатель составляет 12,4 на 1000 родившихся), в ее структуре на первом и втором местах - причины, связанные со здоровьем матери: это заболевания и состояния возникающие во внутриутробном периоде и на первой неделе жизни - 47,3% и врожденные аномалии - 23,3%. Из группы врожденных пороков развития, явившихся причиной смерти, на первом месте врожденные пороки сердца и системы кровообращения.
По статистическим данным заболеваемость детей первого года жизни в 2003 году составила 2115,98 на 1000 детского населения, что на 4% выше показателя 2002 года. По структуре на первом месте - заболевания органов дыхания, на втором - заболевания, возникающие в перинатальном периоде, на третьем - инфекционные заболевания.
Одной из острейших современных проблем и важнейшей государственной задачей стали проблемы детей подросткового возраста. Именно подростки наиболее подвержены социально негативному влиянию среды и общества: наркомании, алкоголизму, инфекциям передаваемым половым путем, туберкулезу и др. В связи с этим особого внимания заслуживают проблемы охраны репродуктивного здоровья подростков: создание новых подходов к гигиеническому воспитанию и образованию детей и подростков, формирование у них здорового образа жизни.
В 90-х годах Правительством Российской Федерации, ведомствами, общественными организациями проводилась последовательная целенаправленная работа по охране материнства и детства. Основные мероприятия осуществлялись в рамках целевых программ "Безопасное материнство" и "Планирование семьи". В нашей области также проводилась подобная работа, и реализовались аналогичные программы.
За последние годы в области был разработан и утвержден ряд территориальных целевых программ. Наиболее значимыми были следующие:
- "Детство и материнство" на 2002 - 2005 годы;
- подпрограмма "Здоровый ребенок" программы "Дети Астраханской области" на 2002 - 2005 годы;
- "Улучшение положения женщин Астраханской области" на 2002 - 2004 годы.
Основные цели и задачи программ предусматривали социальную поддержку материнства и детства, предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности, развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства, совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров и др.
В целях повышения эффективности диагностики, лечения и профилактики заболеваний детей и подростков, усиления мероприятий по охране материнства и детства в учреждениях здравоохранения Астраханской области, постановлением главы администрации Астраханской области от 03.10.2001 N 488 "А" утверждена целевая программа "Детство и материнство" на 2002 - 2005 годы, которая была разработана в рамках целевой программы Федерального фонда Обязательного медицинского страхования "Охрана материнства и детства". Общий объем финансирования составлял 125,0 млн. руб., в том числе из областного бюджета 101,0 млн. рублей.
В 2002 году данная программа была профинансирована на 79,4% (37,9 млн. рублей фондом обязательного медицинского страхования), из областного бюджета на реализацию данной программы было выделено - 1 млн. рублей. На эти средства было закуплено современное медицинское оборудование (аппараты искусственной вентиляции легких для новорожденных, кювезы, аппараты ультразвуковой диагностики и др.), что позволило открыть отделение детской реанимации в родильном отделении Александро-Мариинской областной клинической больницы N 1, палаты интенсивной терапии для новорожденных в Камызякской, Икрянинской, Лиманской центральных районных больниц. Приобретение современной аппаратуры для ультразвуковой диагностики в Александро-Мариинской областной клинической больнице N 1 способствовало открытию кабинета пренатальной диагностики, в котором проходят обследование беременные женщины - жительницы районов области для определения внутриутробного состояния плода, выявления пороков развития. Это способствовало налаживанию ультразвукового скрининга беременных женщин; в настоящее время им охвачено 96% беременных женщин.
В результате реализации мероприятий данной программы в области удалось внедрить современные перинатальные технологии: реорганизовать родильное отделение Александро-Мариинской областной клинической больницы N 1 в перинатальный центр, обеспечить выездной реанимационно-консультативной помощью детские и родовспомогательные стационары районов области.
Укрепление материально-технической базы ряда родильных отделений центральных районных больниц, что позволило Астраханской области принять активное участие в реализации международного проекта ВОЗ ЮНИСЕФ по поддержке и поощрению грудного вскармливания. В настоящее время 12 родовспомогательных стационаров области носят почетное международное звание "Больница, доброжелательная к ребенку".
Проведенная работа способствовала снижению младенческой и перинатальной смертности и стабилизации материнских потерь и показала эффективность вложения финансовых средств в службу материнства и детства.
Например, в Икрянинском районе в 2002 году на средства программы "Материнство и детство" было закуплено необходимое оборудование для выхаживания новорожденных и четко прослеживается снижение показателя младенческой смертности с 16,04 в 2002 году до 10,77 в 2003 году.
Таким образом, младенческая смертность снизилась по сравнению с 2001 годом с 16,5 до 12,2 в 2003, т.е. на 26,1%, перинатальная смертность - соответственно с 15,0 до 12,9 в 2003 году, т.е. на 14,0%.
По предварительным итогам 2004 года не отмечается дальнейшее снижение указанных показателей. Слаба материально-техническая база ряда родильных стационаров. Требуют ремонта: Икрянинский, Енотаевский, Красноярский, Наримановский родильные отделения ЦРБ. Недостаточно обеспечена медицинским оборудованием Володарская, Наримановская, Енотаевская, Красноярская, Черноярская ЦРБ, областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой, областная инфекционная больница, перинатальный центр Александро-Мариинской областной клинической больницы N 1 (аппараты искусственной вентиляции легких, кювезы для выхаживания новорожденных).
Разработка областной комплексной программы "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы позволит решить указанные проблемы, повысить качество оказания медицинской и социальной помощи женщинам и детям в соответствии с современными требованиями, улучшит демографическую ситуацию в регионе.
Способы решения проблемы
Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и детства в Астраханской области и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:
- внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;
- социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
- повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;
- укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;
- медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;
- взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка;
Источники финансирования
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств областного бюджета с привлечением средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Результаты реализации программы
Реализация мероприятий программы будет способствовать:
- укреплению материально-технической базы и кадрового потенциала лечебно-профилактических учреждений Астраханской области;
- внедрению современных технологий и организационных форм в деятельность медицинских учреждений;
- снижение младенческой и материнской смертности на 10% (до уровня Российской Федерации);
- раннему выявлению патологических состояний плода в условиях центральных районных больниц;
- реконструкция родильных стационаров Икрянинской, Красноярской, Наримановской, Енотаевской ЦРБ, областного перинатального центра;
- приобретение антианемических препаратов для социально незащищенных слоев населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция предусматривает обоснование необходимости разработки Программы "Материнство и детство", способы решения проблемы в области охраны материнства и детства, а также источники финансирования Программы, предполагаемые результаты ее реализации.
Финансирование Программы предусматривается за счет средств областного бюджета с привлечением средств местного бюджета и внебюджетных источников.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление администрации Астраханской области от 28 января 2005 г. N 1/18 "О разработке комплексной целевой программы "Материнство и детство" на 2006 - 2009 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 31 марта 2005 г. N 13 (740)