Постановление Правительства Астраханской области
от 25 июля 2005 г. N 257-П
"О концепции отраслевой целевой программы
"Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 13 февраля 2009 г. N 55-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях социальной поддержки детей, в соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области", постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы (прилагается).
2. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую целевую программу "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке в срок до 10 сентября 2005 года.
3. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы министерство образования и науки Астраханской области.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция отраслевой целевой программы
"Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 25 июля 2005 г. N 257-П)
1. Введение
Реализация единой государственной политики в интересах детей является одной из приоритетных задач исполнительных органов государственной власти.
Накопленный опыт комплексного решения вопросов по улучшению положения детей в рамках целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения детей должно привести к улучшению демографической ситуации в регионе, его интеллектуального потенциала, укреплению статуса семьи.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее программного решения
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты реализации областных целевых программ по улучшению положения детей в Астраханской области, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения на государственном уровне, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Особенно остро стоит проблема прогрессирующего ухудшения здоровья детей раннего и подросткового возраста.
Недостаточное внимание уделяется проблеме полноценного питания детей.
Распространение наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и психотропных веществ, алкогольной продукции и асоциальному поведению.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Продолжается рост числа социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тысячи брошенных детей являются объектами продажи и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
Следует отметить слабое развитие материально-технической базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, которое не позволяет на современном уровне осуществлять программы социальной и трудовой реабилитации подростков, в том числе освобожденных из мест лишения свободы.
Незавершенность формирования и оснащения сети учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, недостаточный уровень подготовки кадров, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу, снижают эффективность предпринимаемых действий.
Проблема сиротства, особенно социального сиротства, то есть сиротства при живых родителях, является одной из наиболее острых проблем детства. Нормативное правовое регулирование государственной системы поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в достаточной мере способствует решению данной проблемы. Следует отметить усложняющийся год от года контингент этих детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
Проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании этих детей в детских домах и школах-интернатах не дает возможности полноценно подготовить этих детей к самостоятельной жизни после выхода из детского дома. В связи с этим на первый план выдвигается проблема воспитания детей-сирот в приемных семьях на основе опеки, попечительства, усыновления, патроната. Активное развитие таких форм воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей дальнейшей жизни этих детей. Однако подобное воспитание детей требует активной поддержки государства.
В то же время существующие детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечают современным педагогическим и техническим требованиям. Многие из них требуют капитального ремонта, реконструкции и технического переоснащения.
В Астраханской области, как и во всей Российской Федерации, наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, основными являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, недостаточные возможности для ведения здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
Неоднократные обращения прокуратуры Астраханской области в адрес Правительства Астраханской области подтверждают необходимость усиления внимания со стороны исполнительных органов государственной власти к проблемам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части реализации ими жилищных прав, а также права жить и воспитываться в семье.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, профилактикой безнадзорности и беспризорности, реализацией реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов, упрочнением института семьи, повышением числа российского усыновления, обусловливает необходимость их решения программными методами.
Реализация системы мероприятий отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы позволит снизить показатели детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранить и укрепить здоровье на всех этапах развития ребенка, развить формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Основные цели программы
Целями программы являются улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, увеличение числа усыновлений российскими гражданами, обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Достижение указанных целей будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в программу, в числе которых "Дети-сироты", "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии", "Здоровый ребенок", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области".
Целью подпрограммы "Дети-сироты" является предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с современным обществом.
Подпрограмма "Социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии" ставит целью обеспечение благоприятных условий для их безболезненной интеграции в общество, создание системы эффективных практических мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, всестороннюю подготовку к самостоятельной жизни в обществе.
Целями подпрограммы "Здоровый ребенок" являются создание условий для рождения здоровых детей, снижение показателей детской, в том числе младенческой, смертности, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития.
Основная цель подпрограммы "Дети-инвалиды" - создание условий для полноценного развития ребенка-инвалида, адаптация его в обществе, обеспечение активного участия его в общественной жизни.
Цель подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" - защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
- обеспечение качественного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создание условий для воспитания и развития детей-сирот, максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов, домов ребенка, детских домов семейного типа, школ-интернатов, школ-интернатов с углубленной профессиональной подготовкой, школ-интернатов различной воспитательной направленности);
- оказание содействия в развитии системы органов опеки и попечительства;
- создание образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие системы социальной защиты семьи;
- развитие семейных форм устройства детей;
- мониторинг соблюдения прав детей-сирот, развития и жизнеустройства воспитанников и выпускников образовательных учреждений для детей-сирот;
- разработка нормативного правового механизма, обеспечивающего социальную адаптацию выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав;
- формирование социальной политики, направленной на комплексное решение проблем выпускников детских домов и школ-интернатов;
- стимулирование участия различных государственных и общественных институтов в решении проблем выпускников;
- создание системы специализированных учреждений и служб, ориентированных на специфические проблемы выпускников детских домов и школ-интернатов;
- обеспечение всесторонней социальной помощью и поддержкой выпускников в постинтернатный период;
- повышение роли семьи, образовательных и специализированных учреждений, трудовых коллективов, государственных органов и общественных объединений в социальной адаптации выпускников;
- развитие подготовки и переподготовки профессиональных кадров по вопросам социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов;
- научно-методическое обеспечение проблем постинтернатной адаптации и интеграции выпускников;
- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
- строительство и реконструкция лечебно-профилактических учреждений детства и родовспоможения;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
- информационно-аналитическое и организационно-методическое обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
- меры по социальной интеграции и профессионально-трудовой реабилитации детей-инвалидов;
- меры по улучшению социального обслуживания детей-инвалидов, укреплению материально-технической базы учреждений для детей-инвалидов;
- научно-методическое обеспечение решения проблем детской инвалидности;
- обеспечение автотранспортом специализированных учреждений для детей-инвалидов;
- организация переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с детьми-инвалидами;
- строительство и реконструкция детских домов-интернатов, реабилитационных центров системы социальной защиты детей;
- научно-методическое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- ресурсное обеспечение учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- меры по организации и проведению реабилитационной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
5. Источники финансирования программы
Мероприятия программы реализуются за счет федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- улучшить положение детей, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов и школ-интернатов, детей-инвалидов, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- стабилизировать семью как основной социальный институт общества;
- снизить заболеваемость, инвалидность детей;
- уменьшить численность социально дезадаптированных детей;
- снизить показатели детской смертности;
- развить систему выявления и социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей: оказать материально-техническую поддержку социально-реабилитационным учреждениям для несовершеннолетних, региональным общественным организациям, отрабатывающим новые технологии работы с безнадзорными и беспризорными детьми и несовершеннолетними правонарушителями;
- снизить численность безнадзорных детей, сократить число несовершеннолетних правонарушителей;
- расширить сеть специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
- увеличить объем и повысить качество предоставляемых несовершеннолетним социальных услуг;
- укрепить материально-техническую базу учреждений для детей-инвалидов;
- сократить численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся вне семьи, путем создания условий для воспитания в семьях различного типа;
- обеспечить доступность образования, спорта, культуры для детей-инвалидов;
- повысить эффективность межведомственного взаимодействия, усилить координацию деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждается концепция отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области".
Регламентированы цели и задачи Программы: улучшение здоровья детей, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, обеспечение развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов, увеличение числа усыновлений российскими гражданами, обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Концепция предусматривает выполнение целого комплекса мероприятий, направленных на реализацию Программы "Дети Астраханской области".
Государственным заказчиком Программы определено Министерство образования и науки Астраханской области.
Реализация мероприятий Программы предусмотрена за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Астраханской области от 25 июля 2005 г. N 257-П "О концепции отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2006-2008 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 25 ноября 2005 г. N 47(774)
Постановлением Правительства Астраханской области от 13 февраля 2009 г. N 55-П настоящее постановление признано утратившим силу