Постановление Правительства Астраханской области
от 9 сентября 2005 г. N 325-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения
и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской
области на 2006-2010 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 14 сентября 2011 г. N 359-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях гарантированного обеспечения прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Астраханской области, на охрану здоровья и медицинскую помощь, повышения экономической устойчивости и эффективности деятельности учреждений здравоохранения и медицинской науки Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Чалов В.В.) по согласованию с Астраханским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования (Цих А.Г.) разработать отраслевую целевую программу "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке в срок до 1 октября 2005 года.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Астраханской области разработать планы мероприятий по реализации положений концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы".
4. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы" министерство здравоохранения Астраханской области.
5. Данное постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой целевой программы
"Развитие здравоохранения и совершенствование организации
медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 9 сентября 2005 г. N 325-П)
1. Введение
Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 N 1387, определена цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, современному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
В настоящее время сохраняется тенденция к ухудшению социально-экономического положения значительной части населения и состояния его здоровья. В Астраханской области остается сложной санитарно-гигиеническая и эпидемиологическая обстановка.
Финансовые средства, направляемые на здравоохранение из бюджетов всех уровней и из системы обязательного медицинского страхования, недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие здравоохранения в области.
Учитывая сложность и важность проблем охраны здоровья населения, государственной политикой определено: "Здравоохранение - это не просто социальная сфера, а система жизнеобеспечения". В связи с этим здравоохранение рассматривается как важный фактор национальной безопасности страны.
Достижение стратегических целей государственной политики в здравоохранении в решающей степени зависит от уровня финансирования и управляемости системы здравоохранения.
В связи с этим необходима разработка и принятие отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 -2010 годы" (далее - отраслевая целевая программа), что позволит ускорить модернизацию системы управления здравоохранением области, вести продуманную стратегию реформирования отрасли с учетом реально имеющихся финансовых, материальных и кадровых ресурсов.
2. Основные направления развития
здравоохранения Астраханской области
Основными направлениями развития здравоохранения и совершенствования организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 -2010 годы являются сохранение и улучшение здоровья жителей области, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, смертности населения и снижения показателей первичного выхода на инвалидность. Основными задачами деятельности системы здравоохранения области являются:
- увеличение объема и повышение качества мероприятий по профилактике заболеваний;
- разработка комплексных мероприятий межведомственного характера по сокращению временной и стойкой нетрудоспособности жителей области в связи с заболеваниями и травмами;
- повышение уровня здоровья населения области путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
- повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Реализация основных направлений развития здравоохранения области основана на следующих принципах:
- социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса, уровня дохода и места жительства;
- профилактическая направленность;
- экономическая эффективность и анализ функционирования медицинских учреждений с учетом потребности населения в видах и объемах медицинской помощи;
- сохранение и развитие единого правового, экономического и информационного пространства в системе здравоохранения области;
- единство медицинской науки и практики;
- Активное участие населения и общественных организаций в решении вопросов здравоохранения.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
- повышение ответственности всех уровней власти за реализацию государственной политики в сфере здравоохранения и медицинской науки;
- гарантии оказания специализированной медицинской помощи населению в соответствии с федеральным законодательством;
- обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;
- развитие рынка медицинских услуг, не вошедших в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
- разработка и внедрение в практику мониторинга здоровья человека и его среды обитания;
- проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений, максимальный медицинский, социальный и экономический эффект на единицу затрат;
- повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и переподготовки;
- Повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы, страхование профессиональной ответственности;
- привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
- совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой населения и лечебно-профилактических учреждений;
- повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
3. Совершенствование организации
медицинской помощи
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию института врачей общей (семейной) практики преимущественно в сельской местности и отдаленных районах.
В поликлиниках должны развиваться в необходимом объеме диагностические службы, дневные стационары, стационары на дому и по согласованию с социальной службой на договорной основе (до принятия соответствующих правовых актов) создаваться отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода и медико-социальной помощи.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа при адекватном развитии и расширении реабилитации (амбулаторной и стационарной). Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса.
Обеспеченность населения койками круглосуточного пребывания больных должна быть доведена до уровня эффективной достаточности - 88,9 (за 2004 год по Астраханской области -101,1, ЮФО -87,0) койки на 10 тыс. населения (включая койки областных учреждений здравоохранения). Объектом постоянного внимания руководителей здравоохранения должны быть вопросы перепрофилирования коечной сети с учетом динамики уровня и структуры заболеваемости населения.
Необходимо развивать специализированную медицинскую помощь на уровне специализированных и многопрофильных областных учреждений здравоохранения.
Для качественного оказания медицинской помощи населению необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника (участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).
Разработка и внедрение системы стандартизации медицинских услуг является генеральным направлением повышения эффективности и качества медицинской помощи.
Необходимо уделить внимание расширению масштабов диспансеризации населения особенно с целью выявления ранних форм заболеваний, в том числе созданию правовой базы Астраханской области по переходу к практике диспансеризации семей - семейной диспансеризации.
Требуется принятие действенных мер по развитию и укреплению службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы:
- службы первичной медико-санитарной помощи;
- всех специализированных областных, многопрофильных больниц и диспансеров высокотехнологичным, современным оборудованием, в первую очередь служб анестезиологии-реанимации, интенсивной терапии, отделений экстренной и плановой консультативной помощи;
- служб охраны материнства, отцовства и детства, службы родовспоможения;
- специализированных служб, направленных на борьбу с особо опасными и социально значимыми заболеваниями;
- служб по оказанию лечебно-оздоровительной и реабилитационной помощи ветеранам войн.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания экстренной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Необходимо принятие мер государственной поддержки по созданию и совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций. Следует совершенствовать систему отбора лиц на санаторно-курортное лечение и оценку эффективности проводимого лечения, добиться преемственности в работе учреждений здравоохранения и санаторно-курортной сферы с целью повышения эффективности проводимых лечебных и оздоровительных мероприятий.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности, необходимо:
- сформировать на базе центральных районных больниц диагностические отделения;
- развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи;
- развитие института врача общей практики;
- обеспечить доступность современных методов диагностики и своевременность консультирования больных необходимыми областными специалистами посредством возможностей телемедицины.
Необходимо осуществлять интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативной правовой базе с учетом их отраслевых особенностей и местоположения.
При сохранении главенствующей роли государственной и муниципальной систем здравоохранения важную роль будет играть формирующаяся частная система здравоохранения. Создание условий для ее развития является важнейшим элементом структурных преобразований в здравоохранении. Необходимо обеспечить государственным и муниципальным медицинским организациям, а также медицинским организациям и лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, в соответствии с существующим законодательством права на работу в системе обязательного и добровольного медицинского страхования.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах оплаты труда персонала при изменении правовой базы.
4. Совершенствование системы
финансирования здравоохранения
Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими медицинских услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов лечебно-профилактических учреждений и качества оказания медицинской помощи. В этих целях необходимо:
- предусматривать ежегодное увеличение объема финансирования здравоохранения Астраханской области исходя из возможностей доходной базы консолидированного бюджета Астраханской области;
- совершенствовать методики расчета стоимости (установления тарифов) на медицинские услуги с учетом уровней оказания медицинской помощи (фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, участковая больница/территориальная поликлиника - районная/городская больница - клиническое учреждение здравоохранения);
- ввести единую систему расчетов за выполненные медицинские услуги, предоставляемые в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- развивать добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги, благотворительную деятельность;
- способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых государством на здравоохранение, необходимы:
- анализ потребности населения в медицинских услугах;
- совершенствование системы учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование.
Руководителям учреждений здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, должно быть предоставлено право оперативного перераспределения финансовых средств, полученных по счетам за оказанные медицинские услуги, по кодам бюджетной классификации материальных затрат учреждения с учетом необходимости оптимизации лечебно-диагностического процесса с обязательным исполнением обязательств по 1-й и 2-й статьям бюджетной классификации.
5. Организация здравоохранения
Для реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью. Главными задачами организации здравоохранения на областном уровне следует считать:
- определение стратегии развития здравоохранения в области с учетом территориальных особенностей;
- разработку и исполнение целевых программ Астраханской области по здравоохранению и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- координацию деятельности органов местного самоуправления области по решению вопросов здравоохранения.
Главными задачами организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать:
- определение путей и схем развития муниципального здравоохранения;
- урегулирование взаимоотношений с государственными и ведомственными учреждениями здравоохранения, находящимися на территории муниципального образования, по решению вопросов организации медицинской помощи населению;
- формирование и реализацию целевых программ муниципальных образований по здравоохранению.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения области становится обеспечение его целостности за счет формирования преемственности трехуровневой системы оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач (врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника(участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения), единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказывать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.
Основой планирования являются целевые программы по развитию здравоохранения Астраханской области, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период, Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, в которых должны быть учтены:
- показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;
- основные показатели обеспечения населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
-нормативы подушевого финансирования;
- объем финансирования за счет средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования, обеспечивающих реализацию государственных гарантий;
- общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;
- мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;
- основные направления профилактической деятельности;
- перечень видов медицинской помощи и услуг, условия и порядок их предоставления.
Структура медицинской помощи населению на областном и муниципальном уровнях должна осуществляться на основе утвержденных стандартов (клинико-экономических стандартов) на стационарную, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, стационарозамещающие технологии и скорую медицинскую помощь с учетом показателей заболеваемости, с учетом возрастного состава населения.
В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы государственных, муниципальных лечебных учреждений здравоохранения и ведомственных медицинских учреждений. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы.
Приоритетом межтерриториального сотрудничества является расширение сотрудничества в области здравоохранения с другими субъектами Российской Федерации.
6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Астраханской области может быть достигнуто в ходе дальнейшего развития и совершенствования комплекса санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Для достижения этой цели необходимы:
- единство государственной политики в области охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
- участие в реализации федеральных и разработка целевых программ Астраханской области по сохранению и укреплению здоровья населения, обеспечению его санитарно-эпидемиологического благополучия;
- координация научных исследований, изучение и внедрение передовых форм и методов санитарно-противоэпидемических мероприятий;
- взаимодействие с территориальным управлением Роспотребнадзора по Астраханской области в сфере охраны здоровья населения и профилактики заболеваний;
- реорганизация системы гигиенического воспитания и образования населения, формирование системы самооздоровления населения.
7. Государственные гарантии по предоставлению
бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов
Государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи должны быть обеспечены за счет средств соответствующих бюджетов, территориального фонда обязательного медицинского страхования и других поступлений. Для этого в установленном порядке разрабатывается и утверждается Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на календарный год, которая должна содержать:
- перечень соответствующих видов медицинской помощи;
- Объемы медицинской помощи;
- программу обязательного медицинского (медико-социального) страхования как составную часть Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области;
- условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в Астраханской области, в том числе дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи;
- перечни медицинских учреждений, оказывающих медицинские услуги по Территориальной программе обязательного медицинского страхования, и учреждений, финансируемых из бюджета;
- перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, перечень изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при реализации государственных гарантий;
- подушевой норматив финансирования здравоохранения, обеспечивающий предоставление гарантированных объемов медицинской помощи, исходя из нормативов, определенных Правительством Российской Федерации;
- согласованные объемы медицинской помощи и их финансирование в разрезе муниципальных образований (муниципальный заказ);
- сводный расчет стоимости Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на календарный год.
8. Развитие медицинской науки
Основными задачами медицинской науки должны быть:
- формирование стратегии сохранения и укрепления здоровья населения;
- разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;
- получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме человека, его жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды;
- разработка и внедрение новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней, восстановления утраченного здоровья, увеличения продолжительности периода активной жизни человека;
- разработка новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением;
- интеграция областной медицинской науки с отраслевой и академической;
Развитие медицинской науки будет осуществляться на основе принципов расширения связей между наукой и практикой.
Министерство здравоохранения Астраханской области определяет приоритеты в научных разработках прикладного характера и координирует целевые программы в части научного обеспечения охраны здоровья населения области и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Министерство здравоохранения Астраханской области, Астраханская государственная медицинская академия с привлечением отраслевых НИИ области осуществляют комплекс мероприятий по внедрению в практику и эффективному использованию достижений медицинской науки.
Бюджетное финансирование научных разработок следует осуществлять на основе конкурсного выделения грантов, создавая для этого межведомственные конкурсные комиссии.
9. Совершенствование кадровой политики
и медицинского образования
Основная цель кадровой политики в сфере здравоохранения на ближайшую перспективу состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом на основе рационального планирования подготовки, переподготовки, повышения квалификации и использования медицинских кадров с учетом структуры потребности учреждений системы здравоохранения области.
Необходимо:
- дальнейшее совершенствование механизмов управления в системе здравоохранения области с учетом комплексной оценки кандидатов при согласовании их на руководящую должность, их профессионально-квалификационного соответствия должности;
- создание условий для устойчивого профессионального роста медицинских специалистов с помощью непрерывного профессионального образования, сертификации, аттестации, планирования и реализации карьеры, использования мотивационных механизмов и методов стимулирования их к эффективному высокодисциплинированному труду;
- обеспечение действенного кадрового резерва руководящих должностей как основной, так и учетной номенклатуры министерства здравоохранения Астраханской области;
- обеспечение правовой и социальной защиты работников отрасли, развитие государственного и социального страхования, повышение мер эффективности охраны труда;
- совершенствование системы итоговой государственной аттестации выпускников подведомственных образовательных медицинских учреждений, а также системы аттестации медицинских специалистов, которая должна способствовать профессионализму и должностному росту работника.
Требуется разработка научно обоснованных подходов к формированию целевого заказа муниципального образования (прежде всего в сельской местности) на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях области в соответствии с реальной потребностью в медицинских специалистах и на основе трехсторонних договоров между муниципальным образованием - абитуриентом - образовательным медицинским учреждением с обязательным участием муниципального образования в финансировании (дополнительная выплата к стипендии) подготовки конкретного направляемого абитуриента.
Создание постоянно действующей многоуровневой системы мониторинга развития кадров позволит управлять движением кадров, своевременно принимать меры по сохранению кадрового ресурса, обеспечивать целенаправленную подготовку работников.
Необходимо создание и укрепление взаимовыгодных условий и возможностей для тесного сотрудничества медицинской науки и практического здравоохранения.
Важным средством управления медицинским персоналом должна стать разработка новых, стимулирующих эффективность труда форм и методов работы, учитывающая в системе оплаты труда главное: сложность, объем, качество и результативность работы.
С целью осуществления единой политики по защите работающих в особых условиях целесообразно повсеместно провести аттестацию рабочих мест на соответствие нормам охраны труда, в полной мере обеспечить получение нуждающимися предусмотренных законодательством компенсаций.
В деле защиты прав и интересов работников учреждений системы здравоохранения области важную роль играет усиление партнерских отношений с профсоюзами работников здравоохранения, общественными организациями, профессиональными медицинскими ассоциациями.
Необходимо воспитание у медицинских специалистов ответственности за свои служебные действия и поступки, чувства гражданственности, верности клятве врача, неукоснительного соблюдения законодательства и этических норм.
Новые условия функционирования системы учреждений здравоохранения области в период реорганизации предъявляют повышенные требования к потенциалу кадровой службы здравоохранения. Кадровая служба должна отражать функциональные связи, подчиненность, соподчиненность, обусловливать непрерывность и системность кадровой работы, что предполагает проведение необходимых преобразований в области управления трудовыми ресурсами, без чего невозможно повышение качества и эффективности всей системы охраны здоровья населения области.
10. Совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии
в области лекарственной помощи населению
Государственная система обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения направлена на предоставление их потребителям в достаточном ассортименте и объеме по доступным ценам.
Реализацию этой политики следует осуществлять путем развития рынка фармацевтических услуг с переходом к эффективному обеспечению лечебного процесса лекарственными средствами, внедрения в Астраханской области формулярной системы лекарственного обеспечения и практики автоматизированного персонифицированного учета лекарственных средств.
В целях безопасного применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, предотвращения поступления на территорию области фальсифицированных и забракованных препаратов необходимо усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему обеспечения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств на областном уровне. Основным направлением реализации государственной политики в области лекарственной помощи гражданам должно быть лекарственное обеспечение населения при оказании медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий, в том числе гражданам, которым определены меры социальной поддержки.
На этапе амбулаторно-поликлинического лечения необходимо проводить в рамках государственных и муниципальных заказов формирование перечней и объемов лекарственных средств и изделий медицинского назначения для лечения социально значимых заболеваний, а также списков лекарственных средств и изделий медицинского назначения для обеспечения граждан мерами социальной поддержки.
На этапе стационарного лечения следует сохранять бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, на территории Астраханской области.
В целях эффективного расходования государственных средств, направленных на обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в числе мер социальной поддержки предусматриваются разработка и внедрение системы учета и контроля этих средств, создание условий, обеспечивающих заинтересованность граждан в рациональном использовании ресурсов по лекарственному обеспечению.
В области централизованных закупок и розничной продажи лекарственных средств следует:
- совершенствовать механизм управления процессом закупок лекарственных средств для государственных нужд;
- обеспечить безопасность, эффективность и качество лекарственных средств;
- обеспечить наличие широкого ассортимента лекарственных средств в розничной продаже;
- обеспечить оказание качественной медицинской помощи в условиях стационара в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области.
В целях обеспечения доступности и адекватности лекарственной помощи населению необходимо:
- внедрить централизованную систему обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- обеспечить государственную поддержку отечественных производителей лекарственных средств;
- совершенствовать организацию обеспечения лекарственными средствами и управление фармацевтической деятельностью, в том числе государственных предприятий.
11. Расширение социальной базы здравоохранения
К работе по охране здоровья граждан и оказанию медико-социальной помощи необходимо привлекать непрофессиональные общественные организации и профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации, а также отдельных граждан, что позволит повысить эффективность профилактической работы, в том числе с социально незащищенными слоями населения, облегчить реабилитационную работу с группами пациентов, развивать принцип взаимопомощи и навыки решения медико-социальных проблем самими пациентами.
Работа по расширению социальной базы здравоохранения должна осуществляться по следующим направлениям:
- использование действенных форм сотрудничества с работодателями, профсоюзными и другими общественными, благотворительными и религиозными организациями;
- привлечение внимания населения к вопросам охраны здоровья, содействие созданию общественных объединений пациентов по медицинским интересам;
- укрепление системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в популяризации здорового образа жизни, усиление контроля за рекламой продукции медицинской промышленности и услуг медицинского характера;
- содействие в реализации государственных и общественных мероприятий, направленных на сохранение и защиту нравственного здоровья общества;
- планирование семьи в целях осознанного отношения к материнству и отцовству;
- содействие в подготовке работников управления внутренних дел Астраханской области, главного управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Астраханской области и других специальных служб, оказывающих первую медицинскую помощь.
12. Механизм и этапы реализации отраслевой целевой программы
В соответствии с основными направлениями и положениями концепции должна быть разработана единая отраслевая целевая программа "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006 -2010 годы".
Реализация данной отраслевой целевой программы должна проводиться поэтапно.
Ресурсное обеспечение реализации вышеуказанной программы будет осуществляться за счет средств бюджетов всех уровней, внебюджетных средств и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Основные направления реализации отраслевой целевой программы в 2006 году:
- принятие мер по обеспечению стабильной работы учреждений здравоохранения, по увеличению размеров финансирования отрасли и повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения;
- внедрение стандартов диагностики и лечения, разработка и применение нормативов ресурсной обеспеченности здравоохранения (финансовых, материальных) и их обоснование;
- обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями государства.
С целью реализации этих направлений формирование программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на 2006 год будет проводиться с учетом перспективы оформления государственных муниципальных заказов на объемы этой помощи, обеспеченные соответствующим нормативным финансированием. При этом будут осуществляться мероприятия по сокращению и перепрофилированию коек круглосуточного пребывания больных в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса до экономически эффективного уровня обеспечения ими с учетом структуры и динамики заболеваемости населения, а также по расширению применения реабилитационных и стационарозамещающих технологий, развитию амбулаторно-поликлинической и скорой медицинской помощи, внедрению института врача общей (семейной) практики.
Кроме того, в 2006 году должны быть решены следующие вопросы:
- формирование областных диагностических центров и областного перинатального центра;
- совершенствование и активизация работы ассоциаций врачей и средних медицинских работников Астраханской области;
- совершенствование нормативной правовой базы Астраханской области, регламентирующей вопросы предоставления медицинской помощи, в том числе с целью обеспечения прозрачности финансовых потоков в здравоохранении области, выполнения гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи, а также легализации платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения различных форм собственности;
- создание условий к развитию добровольного медицинского страхования;
- завершение в 2006 году работы по реорганизации и устранению дублирования деятельности областных, муниципальных учреждений здравоохранения, а также ведомственных медицинских учреждений;
- отработка преемственности трехуровневой системы оказания медицинской помощи (фельдшер/врач амбулатории/участковый врач(врач общей практики), фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория/территориальная поликлиника(участковая больница) - районная/городская больница - областные специализированные и многопрофильные учреждения здравоохранения).
Основные направления реализации отраслевой целевой программы на 2007 - 2010 годы:
- внедрение системы стратегического планирования развития здравоохранения;
- дальнейшее развитие нормативной правовой базы Астраханской области, обеспечивающей в области охраны здоровья координацию деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления и субъектов обязательного медицинского страхования;
- развитие структурных преобразований в системе здравоохранения и внедрение новых медицинских технологий с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений;
- завершение перехода к финансированию медицинских организаций, предоставляющих медицинскую помощь, предусмотренную Территориальной программой обязательного медицинского страхования за счет страховых средств;
- развитие форм добровольного медицинского страхования;
- обеспечение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций, развитие негосударственного сектора здравоохранения;
- развитие медицинской науки и научно-медицинского потенциала;
- внедрение в практику новых форм и методов обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей, медико-санитарного образования; развитие институтов защиты прав пациентов и медицинских работников;
- укрепление материально-технической базы ЛПУ;
- переоснащение ЛПУ современным медицинским оборудованием;
- поддержание в функциональном состоянии действующего оборудования;
- совершенствование хозяйственного механизма функционирования системы здравоохранения.
Для повышения эффективности функционирования системы здравоохранения должны быть продолжены:
- отработка механизмов финансового выравнивания условий оказания медицинской помощи в рамках государственных гарантий по районам;
- совершенствование формулярной системы лекарственного обеспечения согласно стандартам.
Планируется осуществить разработку системы заказов и договоров на оказание медицинской помощи населению учреждениями здравоохранения, что позволит создать в здравоохранении эффективную конкурентную среду и обеспечить повышение качества предоставляемых медицинских услуг.
Инвестиционная политика в здравоохранении должна быть направлена на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающей повышение эффективности ее использования.
Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов должна способствовать концентрация лимитов государственных инвестиций на объектах высокой степени строительной готовности, а также реализация федеральных целевых программ и целевых программ Астраханской области, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания, а также программ поддержки материнства и детства.
При оплате амбулаторно-поликлинической помощи необходимо осуществить переход на подушевое финансирование. При оплате стационарной помощи необходимо в договорной форме определять необходимые объемы (стандарты), устанавливая допустимые отклонения фактических и плановых объемов помощи. Аналогичные методы оплаты должны действовать и в части бюджетных средств, направляемых на финансирование специализированных видов медицинской помощи, в том числе дорогостоящей и высокотехнологичной медицинской помощи.
Необходимо усилить государственный контроль в сфере медицинского страхования над деятельностью страховщиков, а также за расходованием страховых средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена концепция отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы", которой определена цель государственной политики в области здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, совеременному уровню развития медицинской науки, а также ресурсам, которыми располагает государство и граждане.
Концепция охватывает такие вопросы как: совершенствование организации медицинской помощи; совершенствование системы финансирования здравоохранения; организация здравоохранения; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия; государственные гарантии по предоставлению бесплатной медицинской помощи и защите прав пациентов; развитие медицинской науки; совершенствование кадровой политики и медицинского образования; совершенствование лекарственного обеспечения, гарантии в области лекарственной помощи населению; расширение социальной базы здравоохранения; механизм и этапы реализации отраслевой целевой программы.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Астраханской области от 9 сентября 2005 г. N 325-П "О концепции отраслевой целевой программы "Развитие здравоохранения и совершенствование организации медицинской помощи населению Астраханской области на 2006-2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 22 сентября 2005 г. N 38(765)
Постановлением Правительства Астраханской области от 14 сентября 2011 г. N 359-П настоящее постановление признано утратившим силу