Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 24 апреля 2006 г. N 128-П
Концепция
отраслевой целевой программы "О противодействии коррупции в
исполнительных органах государственной власти
Астраханской области на 2006 год"
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения
программными методами
Целями административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, заявленными в концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р, являются:
- укрепление доверия граждан к исполнительным органам государственной власти, а также повышение удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых государственных услуг;
- существенное снижение издержек бизнеса, возникающих в связи с государственным регулированием экономики;
- повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти исходя из требований к качеству государственного управления, установленных для стран Организации экономического сотрудничества и развития.
Ни одна из этих целей не может быть достигнута, ни один из этих показателей не может быть существенно улучшен, если распространенность коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти останется на нынешнем уровне. По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией Transparency International, в 2004 году Россия занимала 90-е место из 146 стран. Коррупция - реальная угроза функционированию публичной власти, верховенству закона, демократии и правам человека, социальной справедливости. Коррупция затрудняет экономическое развитие, угрожает нормальному функционированию рыночной экономики. В России она носит системный характер и приобрела характерные для этой стадии черты:
- государственная политика прямо диктуется частными интересами находящихся у власти, вблизи власти и способных влиять на власть лиц;
- дополнительные и теневые доходы составляют основную часть дохода чиновников;
- коррупционное поведение, освободившись от каких-либо морально-нравственных принципов, стало нормой экономической и правовой культуры;
- исполнительная власть активно использует теневые формы мобилизации доходов.
Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах (далее - административная реформа) рассматривает существенное снижение уровня коррупции в органах государственной власти как необходимое условие достижения трех заявленных в ней целей.Россия должна существенно улучшить свое место в международном индексе восприятия коррупции, серьезно снизить затраты бизнеса на преодоление искусственно возводимых административных барьеров, а главное - как интегральный показатель - существенно повысить уровень доверия людей к государственным органам.
Стратегия противодействия коррупции в каждом из направлений административной реформы состоит в том, чтобы изживать не отдельные факторы, способствующие распространению коррупции в государственном аппарате, а всю их систему, созданную и воспроизводимую существующими механизмами государственного управления, отношениями государственных органов и их клиентов, граждан и организаций. Причем речь идет не столько о принятии неких нормативных правовых актов, утверждающих новые правила, сколько о кропотливой работе по их внедрению в практику государственного управления. Противодействовать коррупции, учитывая масштабность проблемы, реально только при внедрении в исполнительных органах государственной власти комплекса программных мер, формируемых настоящей концепцией.
2. Анализ состояния противодействия коррупции в исполнительных
органах государственной власти Астраханской области
2.1. В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в Астраханскую область, сокращения административных барьеров и согласительных процедур при осуществлении предпринимательской деятельности принято постановление Правительства Астраханской области от 22.06.2005 N 183-П "О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в Астраханской области системы "одного окна", которым предусмотрена максимально возможная деперсонализация взаимодействия государственных служащих с гражданами и организациями через механизмы "одного окна" и в дальнейшем через системы электронного обмена информацией, в свою очередь, являющиеся наиболее распространенным дополнительным механизмом, ограничивающим возможности коррупции.
2.2. В соответствии с планом мероприятий по проведению административной реформы в Астраханской области в 2006-2008 годах, утвержденным постановлением Губернатора Астраханской области от 10.02.2006 N 54, в исполнительных органах государственной власти Астраханской области проводится реализация административной реформы по направлениям, являющимся опосредованными механизмами противодействия коррупции:
2.2.1. Внедрение механизмов управления по результатам (срок реализации: I квартал 2006 - IV квартал 2008 года) сокращает возможности направлять ресурсы на цели, не утвержденные государством. В этом направлении предусмотрены:
- разработка и внедрение методики расчета ресурсного обеспечения поставленных целей, задач, установленных показателей результативности;
- создание механизмов конкурентного распределения ресурсов по ведомственным программам;
- внедрение элементов управленческого учета, позволяющих получить адекватную информацию об издержках деятельности исполнительных органов государственной власти; внедрение системы аудита эффективности расходов бюджета.
Каждый из этих механизмов в случае их внедрения серьезно сокращает возможности коррупции.
2.2.2. Осуществление стандартизации государственных услуг и регламентации исполнения всех государственных функций, в том числе по контролю и надзору, обязательное участие в их разработке с правом решающего голоса заинтересованных представителей клиентов государства, развитие механизмов досудебного обжалования гражданами и юридическими лицами нарушающих их интересы действий (решений) государственных органов, их должностных лиц (срок реализации: I квартал 2006 - IV квартал 2008 года) и оптимизация функций исполнительных органов государственной власти (срок реализации: I квартал 2006 - IV квартал 2008 года) должны коренным образом:
- уменьшить возможности должностных лиц принимать решения в своих корыстных интересах, а не в интересах граждан и организаций;
- сократить возможности возводить искусственные административные барьеры, создающие трудности гражданам и юридическим лицам; необоснованное обогащение чиновников;
- сформировать систему стимулирования государственных служащих, базирующуюся на использовании показателей результативности и должностных регламентах.
2.2.3. Разработка методики проведения антикоррупционной экспертизы (срок реализации: I-II кварталы 2007 года) и обязательное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области, проектов нормативных правовых актов Астраханской области и соглашений, заключаемых от имени Правительства Астраханской области (срок реализации: I квартал 2007 - IV квартал 2008 года), снижает возможность принятия исполнительными органами государственной власти решений, изначально способствующих развитию и расширению коррупции.
2.2.4. Для институционального оформления противодействия коррупции предусмотрено создание и внедрение системы мониторинга в сфере антикоррупционной политики (срок реализации: I квартал 2007 - IV квартал 2008 года). Создание самостоятельной системы мониторинга коррупции необходимо в силу масштабности задачи по противодействию коррупции. Мониторинг коррупции позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценить их эффективность и своевременно скорректировать антикоррупционные программы.
Задача мониторинга коррупции включает в себя:
- изучение общепринятой коррупционной практики;
- отслеживание механизмов коррупционных сделок;
- измерение уровня коррупции;
- измерение структуры коррупции (по уровням и институтам государственной власти, отраслям экономики и т.п., поиск "слабых мест");
- анализ факторов, способствующих коррупции;
- мониторинг (в том числе негосударственный) эффективности антикоррупционных мероприятий.
3. Цель программы
Основная цель - формирование единой политики масштабного противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Астраханской области программными методами:
3.1. Реализация системы антикоррупционных мер, включающей в себя комплекс разнообразных и многоуровневых мер, направленных на устранение причин и условий, порождающих коррупцию, способствующих ее распространению.
3.2. Внедрение механизмов государственного регулирования в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
4. Задачи программы
Для достижения целей необходимо решение следующих задач:
4.1. Внедрение механизмов экспертизы нормативных правовых актов Астраханской области, соглашений, заключаемых от имени Правительства Астраханской области, и их проектов на коррупциогенность в целях разработки методики проведения антикоррупционной экспертизы.
4.2. Разработка пакета антикоррупционных нормативных правовых актов по направлениям:
- реализующим законодательное закрепление и определение понятия "коррупция", единого понимания субъекта коррупционного правонарушения (дисциплинарного проступка гражданско-правового деликта, административного коррупционного правонарушения и коррупционного преступления);
- разрабатывающим соответствующий понятийный аппарат, определяющий уголовную ответственность, вопросы подследственности, порядок взаимодействия правоохранительных структур;
- расширяющим круг специальных субъектов получения взятки, предусматривающим ответственность не только должностных лиц, но и всех государственных служащих, а также служащих органов местного самоуправления, включая помощников, референтов должностных лиц и государственных служащих и др.; отнесения к предмету взятки выгод не только имущественного, но и неимущественного характера;
- ужесточающим наказание за совершенные должностные преступления в виде занижения порога по назначению условных сроков до трех лет (не выше) и рассмотрению по ним ранее активно используемой меры пресечения "конфискация имущества";
- закрепляющим уголовную ответственность за принятие нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, что позволит противодействовать противоправному лоббированию законопроектов.
4.3. Информирование общества о состоянии противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Астраханской области, формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции, разъяснение положений законодательства Российской Федерации и Астраханской области по борьбе с коррупцией.
4.4. Обеспечение исполнительными органами государственной власти Астраханской области доступа широкого круга граждан к нормативной правовой и административной информации исполнительных органов государственной власти, в том числе посредством использования возможностей информационных технологий.
4.5. Выявление и сужение условий, порождающих коррупцию, прежде всего в экономической сфере, повышение эффективности администрирования, установление благоприятного предпринимательского климата посредством:
- строгого соблюдения требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- создания кадастра некредитоспособных и финансово несостоятельных предприятий;
- создания банка данных о субъектах предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовой формы, участвующих в реализации инвестиционных проектов в рамках четырех приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие АПК", "Образование", "Здравоохранение" и привлекаемых к реализации соответствующих программ в рамках концепции подготовки к празднованию 450-летия основания г. Астрахани, утвержденной распоряжением Губернатора Астраханской области от 16.02.2006 N 92-р.
4.6. Выявление коррупционно опасных сфер деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
4.7. Внедрение дополнительных механизмов, ограничивающих возможность коррупции в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области:
4.7.1. Разработка методики оценки коррупциогенности должностей государственной службы и ее проведение.
4.7.2. Разработка соответствующих подпрограмм в коррупционно опасных сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Политические ожидания:
- укрепление доверия к власти;
- снижение влияния отдельных корпоративных интересов, не соответствующих государственной политике, на принятие управленческих решений;
- усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов.
Экономические ожидания:
- сужение сферы действия теневой экономики, увеличение налоговых поступлений, укрепление бюджетной сферы; включение в действие реальных конкурентных механизмов, укрепление в обществе идей рынка.
Социальные ожидания:
- восстановление права как основного инструмента регулирования жизни общества и государства.
Соответственно важнейшими целевыми измеряемыми индикаторами и показателями результативности выполнения программы станут:
- повышение качества и доступности государственных услуг для граждан;
- снижение издержек на ведение бизнеса за счет сокращения административных барьеров;
- создание новых рынков услуг для частного бизнеса в результате ухода государства из сфер экономики, где его присутствие нецелесообразно;
- повышение инвестиционной привлекательности Астраханской области и отдельных отраслей ее экономики;
- сокращение теневого сектора в экономике;
- развитие малого и среднего бизнеса;
- снижение потерь от коррупции;
- оптимизация бюджетных расходов.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 24 апреля 2006 г. N 128-П "О концепции отраслевой целевой программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.