В целях повышения безопасности дорожного движения, снижения тяжести дорожно-транспортного травматизма, сохранения жизни и здоровья населения Астраханской области и во исполнение Закона Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ "О территориальном прогнозировании и целевых программах Астраханской области" и постановления Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области"
Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы".
2. Министерству промышленности, транспорта и связи Астраханской области (Терсков С.К.) разработать комплексную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы" и внести ее на утверждение в Государственную Думу Астраханской области в установленном порядке в срок до 01.11.2006.
3. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы" министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления Астраханской области разработать программы по повышению безопасности дорожного движения в муниципальных образованиях на 2007-2009 годы, предусмотрев их финансирование за счет муниципальных бюджетов.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области
К.А.Маркелов
Концепция
комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения
в Астраханской области на 2007-2009 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 21 июля 2006 г. N 241-П)
1. Введение
Концепция комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - Концепция) представляет собой комплексную систему взаимоувязанных мероприятий, направленных на сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с пострадавшими.
В Концепции сформулированы основные цели, принципы и направления деятельности по профилактике ДТП на территории Астраханской области. При разработке комплекса программных мероприятий будет учтен опыт и результаты реализации мероприятий областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в области на 2003-2006 годы". Настоящая Концепция предполагает дальнейшее развитие важнейших и наиболее эффективных направлений деятельности по повышению безопасности дорожного движения.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблем в обеспечении безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной стратегии, координации усилий органов государственной власти Астраханской области и контрольно-надзорных региональных и федеральных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций для эффективного функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения.
Реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения в Астраханской области в полном объеме потребует финансовых затрат, на решение которых необходим определенный промежуток времени.
В связи с этим предлагается:
- сконцентрировать усилия на реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих число ДТП с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате ДТП;
- усилить государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- создать эффективную систему управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей в решении задач обеспечения безопасности дорожного движения;
- проводить мониторинг выполнения программных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, что позволит оценить эффективность достижения поставленных целей.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Социально-экономическое развитие Астраханского транспортного узла, развитие международного транспортного коридора "Север - Юг" сопровождаются увеличением спроса на транспортные услуги со стороны населения и объектов экономики. Развитие рынка товаров и услуг, увеличение доли частного предпринимательства значительно расширили сферу применения транспортных средств. Процесс автомобилизации сопровождается негативными последствиями, связанными с потерями и ущербом от дорожной аварийности, загрязнением окружающей среды, проблемами перегрузки автомобильных дорог и городских улиц.
В настоящее время в Астраханской области зарегистрировано 235,6 тыс. единиц транспорта, в том числе 177,5 тыс. единиц (или 75%) автотранспортных средств, принадлежащих индивидуальным владельцам.
Ежегодно в Астраханской области совершается более 1250 ДТП, в которых погибают 190-200 человек и получают ранения более 1450. Около 60% погибших - люди в возрасте от 16 до 40 лет. Наиболее тревожное положение складывается с повышением уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В 2005 году возросло количество погибших несовершеннолетних детей (на 27,3%) и составило 14 человек (аналогичный период прошлого года - 11 человек).
Анализируя совершенные ДТП, следует отметить, что каждое третье ДТП произошло по причине превышения скоростных режимов и несоответствия скорости конкретным условиям (37,9%), каждое пятое - по вине пешеходов (20,5%), каждое десятое - из-за выезда на полосу встречного движения (9,3%). Преобладающим видом ДТП в области являются наезды на пешеходов (44,4%), а также столкновение транспортных средств (28,7%). Таким образом, свыше трех четвертей всех ДТП связаны с нарушениями Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Аварийность на дорогах Астраханской области является одной из серьезнейших социально-экономических проблем и наносит обществу непоправимый ущерб.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в области, следует отнести:
- массовое пренебрежение требованиями безопасности дорожного движения со стороны участников дорожного движения;
- недостаточную подготовку и неудовлетворительную дисциплину водителей транспортных средств, отсутствие должной ответственности у руководителей всех уровней;
- нарастающую диспропорцию между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные потоки.
Наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения оказывает фактор автомобилизации. За период с 1994 по 2005 годы число автотранспортных средств, зарегистрированных в Астраханской области, увеличилось на 120,9 тыс. единиц.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества задержек дорожного движения, расхода топлива, а также рост количества ДТП. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 80% всех ДТП.
Изучение особенностей дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества ДТП с особо тяжкими последствиями. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, является одной из причин их высокой смертности.
В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения требует разработки и реализации ряда мероприятий, выполнение которых должно рассматриваться в качестве одной из основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей в Астраханской области.
3. Основные цели и задачи программы
Основными целями комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы" (далее - программа) являются сокращение в 1,5 раза количества лиц, погибших в результате ДТП, по сравнению с 2005 годом, а также сокращение количества ДТП с пострадавшими. Это позволит приблизиться к уровню безопасности дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения, снизить показатели аварийности и уменьшить социальную остроту проблемы.
Для достижения целей программы требуется решение следующих задач:
- повышение эффективности государственного управления в обеспечении безопасности дорожного движения на федеральном, региональном и местном уровнях;
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения и повышение надежности водителей транспортных средств;
- совершенствование требований, касающихся конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств, и механизмов их реализации;
- совершенствование правового, информационного, организационного и технического обеспечения контрольно-надзорной деятельности;
- повышение эффективности аварийно-спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении.
4. Срок реализации программы
Срок реализации программы - 2007-2009 годы.
5. Система программных мероприятий
Программа направлена на создание целостной системы повышения безопасности дорожного движения, координацию усилий всех субъектов в данном направлении, достижение конкретных результатов в снижении аварийности.
Цели программы предполагается достичь на основе реализации комплекса взаимоувязанных мероприятий, которые объединены в четыре сводных целевых проекта:
- "Повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения";
- "Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов";
- "Развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий";
- "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности в обеспечении безопасности дорожного движения".
Программа включает в себя комплекс следующих мероприятий:
- создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование стереотипов законопослушного поведения участников дорожного движения;
- обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества;
- проведение мероприятий, позволяющих повысить качество подготовки водителей автошколами;
- повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- значительное увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации ДТП;
- предотвращение дорожных заторов, оптимизация улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных инженерных схем организации дорожного движения, современных технических средств дорожного регулирования и автоматизированных систем управления движением;
- расширение объемов работ по строительству современных автодромов для подготовки водителей, решение вопросов выделения земельных участков для их строительства;
- разработка регламента взаимодействия дежурных служб на месте ДТП;
- разработка организационных и правовых основ оказания первичной медицинской помощи лицам, пострадавшим на месте ДТП, и обучение этому работников служб, участвующих в проведении работ на месте ДТП, а также участников дорожного движения;
- оснащение стационарных постов дорожно-патрульной службы управления ГИБДД УВД Астраханской области средствами первичной медицинской помощи;
- проведение системных исследований, направленных на выявление закономерностей возникновения ДТП, их влияния на социально-экономическое развитие региона, обоснование приоритетных направлений профилактики ДТП и снижение тяжести их последствий.
6. Источники финансирования программы
Программа реализуется за счет средств федерального, областного бюджетов и бюджетов муниципальных образований, а также внебюджетных источников.
7. Оценка эффективности программных мероприятий и ожидаемые результаты
Для оценки эффективности программных мероприятий предлагается:
- подготовка проекта ежегодного плана мероприятий программы на следующий финансовый год и координация деятельности по вопросам, касающимся его согласования с государственным заказчиком программы;
- выполнение комплекса мероприятий по скоординированному взаимодействию с исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями различной организационно-правовой формы;
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации мероприятий программы;
- мониторинг результатов реализации мероприятий программы, формирование аналитической информации о реализации указанных мероприятий и подготовка отчетности;
- организация независимой оценки показателей результативности, эффективности мероприятий программы;
- осуществление деятельности по информированию общественности о ходе и результатах реализации программы.
В результате реализации программы ожидается снижение аварийности на дорогах и сокращение на 15-20 процентов числа погибших в ДТП, совершенствование системы управления обеспечением безопасности дорожного движения, политики в работе с участниками дорожного движения и организации дорожного движения в городах, населенных пунктах Астраханской области, обеспечение безопасных условий движения на дорожной сети, совершенствование условий движения на автомобильных дорогах, оказание помощи пострадавшим в ДТП на догоспитальном этапе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 21 июля 2006 г. N 241-П "О концепции комплексной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Астраханской области на 2007-2009 годы"
Постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 10 августа 2006 г. N 37