Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 11 августа 2006 г. N 285-П
Отраслевая целевая программа
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006 - 2010 годы"
23 апреля 2010 г.
Постановлением Правительства Астраханской области от 23 апреля 2010 г. N 177-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт
отраслевой целевой программы "Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006 - 2010 годы"
(далее - Программа)
Наименование Программы: отраслевая целевая программа "Развитие
жилищного строительства в Астраханской
области на 2006 - 2010 годы"
Основания для разработки национальный проект "Доступное и
Программы: комфортное жилье - гражданам России";
концепция отраслевой целевой программы
"Развитие жилищного строительства в
Астраханской области на 2006 - 2010
годы", утвержденная постановлением
Правительства Астраханской области от
01.06.2006 N 183-П
Государственный заказчик министерство строительства и дорожного
Программы: хозяйства Астраханской области
Основной разработчик министерство строительства и дорожного
Программы: хозяйства Астраханской области
Исполнители основных министерство строительства и дорожного
мероприятий Программы: хозяйства Астраханской области,
агентство по делам молодежи
Астраханской области, министерство
социального развития и труда
Астраханской области, министерство
сельского хозяйства Астраханской
области
Цель и задачи Программы: Основной целью Программы является
решение проблем жилищной политики в
Астраханской области, позволяющее
повысить уровень доступности жилья для
жителей области;
основными задачами Программы являются:
- создание условий для развития
жилищного сектора и повышения уровня
обеспеченности населения жилыми
помещениями через увеличение объемов
строительства жилых домов и
необходимой коммунальной
инфраструктуры,
- развитие финансово-кредитных
институтов и механизмов;
- повышение потребительских качеств
жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры в соответствии с
нормативными требованиями;
- обеспечение доступности для населения
жилья и коммунальных услуг на уровне,
соответствующем их платежеспособному
спросу и нормам предоставления жилых
помещений
Срок реализации Программы: - 2006 - 2010 годы
Объем и источники общий объем финансирования Программы в
финансирования Программы: 2006 - 2010 годах составляет 67157,0
млн. рублей;
из них: за счет средств федерального
бюджета - 6283,7 млн. рублей;
за счет средств бюджета Астраханской
области - 617,6 млн. рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных
образований - 320,0 млн. рублей;
за счет внебюджетных источников -
59935,7 млн. рублей
Ожидаемые конечные Обеспечение достижения результатов по
результаты реализации основным направлениям реализации
Программы: Программы:
- увеличение годового объема ввода
жилья с 383 тыс. кв. м в 2008 году до
495 тыс. кв. м в 2010 году;
- увеличение показателя обеспеченности
одного жителя области с 19,3 кв. м в
2005 году до 20,5 кв. м общей площади
жилых помещений в 2010 году;
- повышение доступности жилья,
доведение индекса доступности жилья
с 4,6 в 2008 году до 4,3 в 2010 году;
- исполнение государственных
обязательств по обеспечению жилыми
помещениями граждан отдельных
категорий
Система организации Организация контроля за ходом
контроля за исполнением выполнения Программы осуществляется в
Программы: соответствии с постановлением
Губернатора Астраханской области от
21.06.2003 N 281 "О порядке разработки,
утверждения и реализации областных
целевых программ на территории
Астраханской области"
2. Содержание проблемы, обоснование
необходимости программной разработки
Данная Программа разработана с учетом требований государственной жилищной политики, закрепленной в новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, являющейся организационно-финансовым инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области. В настоящее время острый дефицит жилья существует как в городе Астрахани, так и в муниципальных районах Астраханской области.
Сократившиеся за период реформ 1990-2001 годов бюджетные ассигнования в строительство привели к значительному снижению предоставляемого бесплатно жилья очередникам, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области в среднем составляет 20 лет.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий, по данным органов местного самоуправления Астраханской области на 01.05.2006 составляет 23774 (их них: в г. Астрахани - 15122 семьи или 63,6%, в муниципальных районах области - 8652 семьи или 36,4%).
В общем числе очередников - 4216 семей, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета.
Данные о численности очередников на улучшение жилищных условий по Астраханской области приведены в приложении 1 к Программе.
Для обеспечения жилыми помещениями очередников необходимо построить более 1,3 млн. кв. м общей площади жилья (приложение 2).
Состояние жилищного фонда Астраханской области характеризуется следующими показателями.
Жилищный фонд Астраханской области составляет 19,2 млн. кв. м общей площади (в том числе: в г. Астрахани - 10,2 млн. кв. м или 53,1%, в муниципальных районах Астраханской области - 9,0 млн. кв. м или 46,9%). Большой проблемой является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, общая площадь которого 2,2 млн. кв. м (в т.ч. 1,78 млн. кв. м по г. Астрахани), что составляет около 12% от общего объема жилищного фонда области. Переселению из непригодного для проживания жилья подлежат 38 тыс. семей, из которых 32 тыс. семей проживает в г. Астрахани.
При общей численности жителей Астраханской области 998,2 тыс. человек (в т.ч. 501,3 тыс. человек в г. Астрахани) в среднем на одного жителя Астраханской области приходится 19,3 кв. м жилой площади, в г. Астрахани - 20,5 кв. м. Показатели, характеризующие обеспеченность населения жильем, приведены в приложении 3.
В Астраханской области в результате приватизации доля частного жилищного фонда увеличилась до 78%, что привело к формированию нового слоя собственников жилья как социальной базы жилищной реформы.
Несмотря на тенденцию ежегодного увеличения объемов ввода жилья в Астраханской области, потребность в благоустроенном жилье остается высокой.
Годовой объем ввода жилья в области достиг 0,65 кв. м на 1 человека (648,3 тыс. кв. м в 2005 году) при среднем показателе по России - 0,302 кв. м. Общая потребность в жилье составляет около 4 млн. кв. м, т.е. почти 21% от имеющегося жилищного фонда. Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В настоящее время лишь 9,8% семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями и лишь 3,5% семей могут приобрести или построить жилье, соответствующее социальным нормативам обеспеченности жильем. При этом более 50% семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков для строительства жилья, обустроенных инженерной инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; недостаточный объем жилищного строительства и высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов уровню цен на жилье.
В соответствии с действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления относится создание условий для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Но большинство муниципальных образований области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это определяет финансовую составляющую жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное их решение окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности. Необходимы конкретные меры по изменению сложившейся ситуации, при которой потребность в доступном жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса.
За период с 2002 по 2003 годы в области были приняты областные целевые программы и нормативные правовые акты по вопросу обеспечения жильем молодых семей, детей-сирот и граждан, проживающих в непригодном жилищном фонде. Необходимость объединения жилищных целевых программ, комплексного подхода к совершенствованию жилищного законодательства, решения проблем стройиндустрии области создала предпосылки создания данной Программы.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.
3. Основные цель и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики в области, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, что позволит повысить уровень доступности жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, а также создать условия для развития жилищного строительства, благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере.
Формирование рынка доступного жилья должно обеспечиваться за счет сбалансированного стимулирования спроса и предложений на рынке недвижимости, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и созданию условий бесплатного предоставления муниципального жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в рамках поставленной цели следует выделить приоритетные направления, на достижении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
а) в части стимулирования спроса на жилье:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
- повышение доступности жилья для населения;
б) в части формирования предложений на рынке недвижимости:
- увеличение объемов жилищного строительства с решением проблемы обустройства земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения указанной цели в рамках Программы и развития установленных приоритетных направлений деятельность органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
а) в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных социальных стандартов;
б) в области жилищного строительства - обеспечение высоких темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь ежегодного ввода более 600 тыс. кв. м жилья, с ежегодным увеличением объемов жилищного строительства, обеспечивающим к 2010 году достижение показателя ввода жилья не менее 1 кв. м на одного жителя в год, в условиях снижения административных барьеров на рынке жилищного строительства;
в) в части выполнения текущих обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий:
- предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам;
- для граждан с достаточной платежеспособностью, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление субсидий и долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья;
- для граждан с достаточной платежеспособностью, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих их улучшить, содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья;
- развитие услуг коммерческой аренды на рынке жилья.
Развитие конкуренции на рынке аренды, обеспечивающей доступность аренды жилья, т.е. достаточное предложение и умеренные цены, может быть достигнуто с помощью создания условий для развития среднего бизнеса по эксплуатации домов для аренды через предоставление льгот арендодателям жилья, через вывод рынка аренды из тени.
Рынок аренды жилья способен решить ряд важнейших проблем: практически полное обеспечение населения жильем; высокую мобильность рабочей силы, из-за недостатка которой страдает экономика; приведение в относительное соответствие реальных доходов семьи и стоимости обслуживания занимаемого ею жилья.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка недвижимости и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, на основе увеличения объемов жилищного строительства с повышением потребительских качеств товарной строительной продукции и развития коммунальной инфраструктуры.
4. Срок реализации Программы
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы - 2006 - 2010 годы.
Постановлением Правительства Астраханской области от 23 апреля 2010 г. N 177-П в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
5. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и прочих расходов за счет средств федерального и областного бюджетов.
Развитие жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативной правовой базы, наиболее важным является внесение изменений в нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с Градостроительным и Жилищным кодексами Российской Федерации.
Организационные мероприятия будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве;
- реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования;
- создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В целях решения этой проблемы планируется предоставление государственных гарантий Астраханской области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Объемы государственных гарантий Астраханской области предусматриваются ежегодно законами Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год в рамках программы внутренних заимствований Астраханской области.
В качестве дополнительного обеспечения кредитов будут использоваться муниципальные гарантии, залог прав заемщиков на земельные участки, обеспеченные коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, другие активы заемщиков.
Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты будут предоставляться на срок не более 3 лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации подпрограммы.
Меры поддержки за счет средств федерального бюджета будут осуществляться на условиях оказания на областном или местном уровнях аналогичных мер поддержки проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации проектов, будут не больше объема средств областного и местных бюджетов и размера гарантий Астраханской области и муниципальных гарантий, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.
Предоставление гарантии по заимствованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства будет определяться по результатам конкурсного отбора.
Реализация мер подпрограммы обеспечит дополнительный ввод жилья в 2007 году - 150 тыс. кв. м (или 18%), в 2008 году - 170 тыс. кв. м (или 19%), в 2009 году - 185 тыс. кв. м (или 19,5%), а в 2010 году - 200 тыс. кв. м (или 20%).
Динамика распределения требуемой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры.
Градостроительное планирование
Градостроительный кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет условия для решения проблемы увеличения объемов строительства жилья. Сегодня в Астраханской области, как и в целом по России, сложилась ситуация, когда спрос на жилье превышает его предложение. Результат - высокие цены, недоступность жилья для основной массы населения. Одним из ключевых факторов, определяющих недостаточность предложения, является нехватка обустроенных коммунальной инфраструктурой территорий и земельных участков для строительства, что, в свою очередь, объясняется отсутствием актуальной градостроительной документации, определяющей стратегию развития соответствующей территории.
Для обеспечения территориального планирования и осуществления строительства необходима разработка и принятие на областном уровне:
- градостроительного устава Астраханской области;
- схемы территориального планирования Астраханской области;
- отраслевой целевой программы "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области" на 2006 - 2010 годы",
на местном уровне:
- схем территориального планирования муниципальных районов;
- генеральных планов городского округа и поселений;
- проектов планировки территорий, предназначенных под жилищное строительство;
- правил землепользования и застройки;
- мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Это позволит обеспечить условия для развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства и повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.
Необходимо внедрение механизма предоставления на открытых аукционах земельных участков, сформированных для целей жилищного строительства и обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой. Это обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.
Для выявления свободных площадок под строительство жилья проводится комплексный мониторинг территорий муниципальных образований Астраханской области. Наличие площадок и обеспеченность их коммунальной инфраструктурой приведены в приложении 4.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен непригодный для проживания жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда.
Развитие стройиндустрии
С увеличением доли индивидуального жилищного строительства структура жилищного строительства по конструктивным системам в Астраханской области относительно начала 90-х годов претерпела значительные изменения. Резко сократилась доля полносборных жилых домов (в 4 раза меньше в 2005 году по сравнению с 1993 годом).
Мощности предприятий области по индустриальному домостроению составляют 216 тыс. кв. м в год, в числе которых мощности по крупнопанельному домостроению и производству деталей для строительства полносборных 9-этажных домов серии "135", 6-этажных домов серии "135" КОПЭ-ЮГ и каркасному домостроению. Уровень использования этих мощностей по состоянию на 01.01.2006 составил всего 28%.
В соответствии с потребительским спросом на более комфортное жилье возросла доля кирпичного домостроения.
Вместе с тем массовое строительство (социальное жилье эконом-класса) невозможно без применения индустриальных методов производства изделий и строительства домов, при этом должно быть предусмотрено возведение новых жилых домов перспективных архитектурно-строительных систем, способных удовлетворить разнообразные запросы потребителей.
Программа развития жилищного строительства в Астраханской области на 2006 - 2010 годы предусматривает:
- максимальное использование имеющихся мощностей и увеличение объемов крупнопанельного домостроения с 60 тыс. кв. м в 2006 году до 165 тыс. кв. м в 2010 году (в основном для застройки областного центра и пригорода);
- расширение видов применяемых архитектурно-строительных систем в жилищном строительстве, в их числе монолитное и сборно-монолитное домостроение, применение смешанных конструктивных систем и т.д. Соответственно к 2010 году увеличивается доля монолитного и сборно-монолитного домостроения с 4,6% в 2006 году до 12% к 2010 году, в два раза прогнозируется увеличение применения в жилищном строительстве смешанных конструктивных систем в области;
- развитие малоэтажного строительства с максимально возможным использованием местных сырьевых ресурсов (камыша, пенобетона, мелких стеновых блоков, различного рода каркасных систем зданий и пр.), что особенно актуально для сельских населенных пунктов и застройки пригородных районов;
- при развитии прогрессивных конструктивных систем домостроения сохранение традиционного кирпичного домостроения.
Прогнозируемое изменение структуры систем домостроения с 2006 до 2010 года приведено в приложении 5.
Соответственно с изменением структуры жилищного строительства в области и увеличением объемов его строительства возрастет роль производственной базы строительства - предприятий по производству строительных материалов и конструкций. Мощности предприятий по выпуску сборного железобетона позволяют решать поставленные задачи, более полно будут использованы мощности по производству газосиликатных стеновых блоков, силикатного кирпича. Недостаток керамического кирпича частично будет восполнен за счет ввоза из других регионов и частично за счет создания новых производств.
Прогнозируемый дефицит цемента частично будет решен за счет создания собственного производства по выпуску вяжущего.
Потребность в основных строительных материалах приведена в приложении 6.
Ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда
Ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Переселение граждан, проживающих в Астраханской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2007 годы, утвержденной постановлением Губернатора Астраханской области от 16.06.2003 N 262 и региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Астраханской области на 2008-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.12.2007 N 592-П.
В дальнейшем решение этой проблемы будет осуществляться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия основания города Астрахани.
Развитие ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья
Основным направлением создания условий для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, является ипотечное жилищное кредитование, реализуемое в Астраханской области в соответствии Законом Астраханской области от 01.11.2002 N 47/2002-ОЗ "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области" (с изменениями от 07.06.2004 N 31/2004-ОЗ).
В целях обеспечения функционирования и развития региональной системы ипотечного кредитования в рамках общефедеральной системы реализация ипотечного жилищного кредитования региональным оператором - ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области", осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области между Астраханской областью, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (Москва) и региональным оператором. В рамках Соглашения применяется система рефинансирования выданных региональным оператором ипотечных займов (кредитов) через ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", что позволяет привлечь в региональную ипотечную систему значительные объемы федеральных средств.
ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области" создано по решению Правительства Астраханской области. 100 процентов акций общества находится в государственной собственности Астраханской области.
В целях наращивания объемов ипотечного жилищного кредитования предусматривается увеличение уставного капитала ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области" (далее - агентство).
Расходы бюджета Астраханской области на увеличение уставного капитала агентства составят 50 млн. рублей, в том числе:
- 2006 год - 20 млн. рублей;
- 2007 год - 30 млн. рублей;
что позволит существенно увеличить лимиты рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, выделяемых Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию в рамках заключенного соглашения с Астраханской областью.
Среди участников ипотечной программы различные категории граждан, в том числе работники бюджетной сферы, представители малого предпринимательства, работники предприятий и организаций области различных форм собственности, значительную часть составляют молодые семьи.
Программные мероприятия по оказанию государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Предоставление молодым семьям субсидий предусматривается из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) для приобретения или строительства жилья, а также собственных средств получателей субсидий.
Всего за 2006 - 2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 2,3 тыс. молодых семей.
По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств областного и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5 - 10 % стоимости жилья.
Ежегодно в областном бюджете предусматриваются расходы на предоставление гражданам льготных категорий в установленном порядке безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, в том числе на первоначальный взнос при участии в системе ипотечного жилищного кредитования, доля которых в общем объеме годовой областной адресной инвестиционной программы составляет не менее 9%.
Одним из перспективных направлений развития ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области является корпоративное субсидирование работников предприятий, в том числе предоставление субсидий на оплату первоначального взноса при участии в системе ипотечного жилищного кредитования. Такое субсидирование вполне под силу крупным промышленным предприятиям Астраханской области, что позволит привлекать на предприятие высококвалифицированные кадры при обеспечении их благоустроенным жильем в кратчайшие сроки.
Как показывают результаты практической деятельности, реализуемая в Астраханской области программа ипотечного жилищного кредитования подтвердила свою практическую состоятельность и востребованность со стороны основной массы работающего населения со средними доходами.
Реализация указанных мероприятий в сочетании с осуществлением мер по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов для молодых семей и с проведением других мероприятий по развитию инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг существенно увеличит доступность для платежеспособных слоев населения ипотечных жилищных кредитов с учетом перспектив снижения процентных ставок по кредитам.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" ипотечное жилищное кредитование в ближайшей перспективе получит свое дальнейшее развитие и позволит более широкому кругу населения решить с помощью ипотеки свой жилищный вопрос, используя возможности приобретения как готового жилья на вторичном рынке, так и долевого участия в строительстве нового жилья.
Исполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством, и нормативное правовое
обеспечение организации предоставления жилых помещений
социального использования
Учитывая, что организация предоставления жилых помещений по договору социального использования и по договору найма специализированных помещений относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимо решить вопросы реорганизации системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также разработки механизмов исполнения обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями определенных категорий граждан.
Субсидии на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, будут предоставляться за счет средств федерального бюджета с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. При этом будут уточнены объемы имеющихся государственных обязательств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В рамках указанной подпрограммы предусматривается обеспечение жильем следующих категорий граждан:
граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица;
граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
граждане Российской Федерации, постоянно работающие на комплексе "Байконур" и подлежащие отселению;
граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавшие в результате этих аварий, а также ветераны подразделений особого риска;
вынужденные переселенцы.
Обеспечение жильем указанных категорий граждан на территории области будет осуществляться в соответствии с порядком реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденным Правительством Астраханской области.
Распределение средств, полученных из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан осуществляется министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 7.
Постановлением Правительства Астраханской области от 23 апреля 2010 г. N 177-П раздел 6 настоящей Программы изложен в новой редакции
6. Ресурсное обеспечение Программы
Прогноз потребности средств на финансирование мероприятий Программы до 2010 года составляет:
- из федерального бюджета - 6283,7 млн. рублей;
- из бюджета Астраханской области - 617,6 млн. рублей;
- из местных бюджетов - 320,0 млн. рублей;
- из внебюджетных источников - 59935,7 млн. рублей.
7. Механизм реализации Программы
Управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы.
Для управления Программой государственный заказчик осуществляет следующие функции:
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- оценка показателей результативности и эффективности программных мероприятий;
- осуществление контроля за ходом программных мероприятий;
- организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы;
- обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
- подготовка предложений по распределению средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
- формирование в установленные сроки отчета о ходе реализации Программы об использовании бюджетных средств.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы и предложения по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.
Реализация Программы предусматривает участие исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.
На уровне исполнительных органов государственной власти Астраханской области осуществляются:
- развитие нормативной правовой базы в сфере жилищного законодательства на территории Астраханской области;
- разработка и реализация областных программ в жилищной сфере;
- проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта;
- содействие осуществлению демонстрационных проектов выполнения мероприятий Программы;
- обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
- координация деятельности исполнителей мероприятий Программы.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
- разработка и реализация муниципальных программ в жилищной сфере;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия муниципальных образований в реализации Программы, наряду с соблюдением требований по финансированию программных мероприятий (при наличии таких требований), является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
Государственный заказчик определяет сроки и порядок проведения отбора и в установленном порядке ведет учет хода выполнения мероприятий Программы и использования средств областного бюджета.
Условия отбора включают требования к муниципальным программам и критерии дисквалификации.
Оценке подлежат заявки муниципальных образований, представленные в соответствующий срок по установленной форме и не подпадающие под критерии дисквалификации. Обязательным требованием для муниципальных программ является отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, предоставляемых за счет средств федерального и областного бюджетов.
По результатам отбора определяются муниципальные образования, имеющие лучшие показатели по оценочным критериям.
Средства областного бюджета предоставляются прошедшим отбор муниципальным образованиям Астраханской области при соблюдении ими следующих основных условий:
- представление в установленный государственным заказчиком срок и по установленной форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании средств;
- выполнение программных мероприятий за отчетный период;
- целевое использование средств федерального и областного бюджетов;
- отсутствие оснований для применения критериев дисквалификации, возникших после отбора муниципальных образований Астраханской области (в случае наличия таких критериев).
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Соответствующая информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком с использованием печатных и электронных средств массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области и органы местного самоуправления (по согласованию) в установленном порядке предусматривают в проектах соответствующих бюджетов выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
Управление ресурсами осуществляется государственным заказчиком Программы.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области".
Постановлением Правительства Астраханской области от 23 апреля 2010 г. N 177-П в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Оценка эффективности, социально-экономических,
экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы должна обеспечить улучшение жилищных условий населения области за счет следующих показателей:
- увеличение годового объема ввода жилья с 383 тыс. кв. м в 2008 году до 495 тыс. кв. м в 2010 году;
- увеличение показателя обеспеченности одного жителя области с 19,3 кв. м в 2005 году до 20,5 кв. м общей площади жилых помещений в 2010 году;
- повышение доступности жилья, доведение индекса доступности жилья с 4,6 в 2008 году до 4,3 в 2010 году;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан отдельных категорий.
Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении 9.
Экологическое обоснование Программы и оценка экологических последствий ее реализации должны быть учтены на стадии разработки градостроительной документации всех уровней на территории Астраханской области.
Основные подходы к решению жилищной проблемы имеют экологическое наполнение, поскольку они улучшают санитарные и экологические условия жизнеобеспечения.
В настоящее время жилищный фонд на территории области нуждается в существенном улучшении экологических и гигиенических показателей.
При всем многообразии условий развития населенных пунктов области приоритеты развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды сводятся к следующим направлениям:
- комплексная реформа градостроительной деятельности;
- организационно-техническое обеспечение комплекса работ по ведению на территории области Государственного градостроительного кадастра и банка градостроительных данных;
- поддержка программно-целевых методов разработки проектов планировки городских территорий, правил землепользования и застройки, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе формирования экологически чистой и энергоэкономичной среды обитания населения в населенных пунктах области, включающей элементы инфраструктуры благоустройства, автотранспортного обеспечения, разрежения плотности застройки.
При определении резервных территорий для комплексной микрорайонной застройки необходимо в первую очередь учитывать вопросы экологии при разработке прединвестиционной документации, в том числе:
- применение современных экономичных методов потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых жилых домов для существенного снижения объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
- разработка прогрессивных методов строительства на основе экологичных технологических решений с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты территорий жилищной застройки от транспортного шума.
Изменение структуры архитектурно-планировочных решений строительства, развитие высотного домостроения будут осуществляться в основном в центральных районах населенных пунктов и районах населенных пунктов, находящихся в зоне сформированных основных транспортных потоков.
Прогнозируемая демографическая ситуация до 2010 года показывает, что существенного увеличения численности населения области не ожидается, следовательно, потребление основных ресурсов не вырастет, объем загрязнения окружающей среды при развитии жилищного строительства останется на прежнем уровне.
Анализ динамики потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых домов показывает, что удельный расход тепловой энергии системами теплоснабжения с применением современных экономичных методов потребления на отопление вновь построенных зданий будет ежегодно снижаться по сравнению с традиционными, и, в конечном итоге, приведет к снижению объема выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Изменится структура применения строительных материалов, вырастут объемы строительства зданий из монолитного бетона, сборного железобетона, легких мобильных зданий, что позволит уменьшить энергоемкость строительной продукции.
Большой объем индивидуального жилищного строительства предполагает рост строительства индивидуального жилья с применением автономных источников теплоснабжения и снижение энергопотребления по сравнению с традиционными проектными решениями.
Основным источником водоснабжения всех населенных пунктов области является бассейн рек Волги и Ахтубы.
При осуществлении нового строительства существенного прогнозного увеличения водопотребления не ожидается, за счет проведения мероприятий по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения произойдет снижение потерь при транспортировке.
Мероприятия, предусмотренные в областной целевой программе "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2002 - 2010 годы", позволяют обеспечить объемы водопотребления, связанные с реализацией Программы.
Для целей реализации поставленных задач не предусматривается увеличение мощностей существующих производств строительных материалов. Планируется структурная перестройка производства, направленная на снижение энергоемкости единицы строительной продукции. Увеличение объема выпуска строительной продукции предусматривается за счет полной загрузки существующих мощностей предприятий.
При этом планируется развитие индустрии производства с использованием инертных материалов, безопасных для здоровья человека и неагрессивных для окружающей среды.
Вместе с тем намечается производство строительных материалов с использованием местных сырьевых ресурсов (глина, гипс, камыш).
Для полного восстановления сил человека, потраченных в процессе умственного и физического труда, жилая среда должна быть физиологически благоприятна.
В целях реализации данного условия необходимо:
- на основе перспективных технологических и технических решений градостроительства предусматривать снижение уровня физических видов воздействия ( шумового, электромагнитного и т.д.);
- для уменьшения техногенной нагрузки на среду обитания населения и повышения ее комфортности в обязательном порядке предусматривать в градостроительной документации вопросы благоустройства, масштабное развитие зеленых зон, особенно зеленых зон общего пользования;
- в целях снижения загазованности предусматривать строительство подземных гаражей под высотными домами, поквартирного, автономного отопления, а также крышных котельных-модулей, оснащенных современным оборудованием;
- не планировать размещение новостроек в промзонах и санитарно-защитных зонах крупных, потенциально экологически опасных предприятий-загрязнителей атмосферного воздуха и в целом окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.