Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 января 2017 г. по делу N А49-3824/2016
г. Пенза |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А49-3824/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 30 января 2017 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Новиковой С. А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бидзян Ц.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района" (Кирова ул., 47, Пенза г., 440000; ИНН 5836671152, ОГРН 1155836001056)
к муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение города Пензы" (Некрасова ул., 34, Пенза г., 440008; ИНН 5836013530, ОГРН 1075836002450)
третьи лица: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (2-й Виноградный проезд, 30, Пенза г., 440066; ОГРН 1095836002470, ИНН 5836013668), Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (Некрасова ул., 24, Пенза г., 440018; ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072), АО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" (Индустриальная ул., д. 38, Пенза г., 440003, ОГРН 1095836001106, ИНН 5835081143),
о взыскании 412 085 руб. 04 коп.
при участии:
от истца - представитель Ткачев С.В. (доверенность от 09.01.2017)
от ответчика - представитель Портнова Е.Н. (доверенность от 09.01.2017)
от третьих лиц: Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - представитель Пимукова А. Ю. (доверенность от 09.01.2017), Госжилстройтехинспекции Пензенской области, АО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" - извещены, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к муниципальному казенному предприятию "Теплоснабжение города Пензы" о взыскании неосновательного обогащения в размере излишне уплаченных денежных средств за потребленную в декабре 2015 года тепловую энергию в составе горячей воды в сумме 412 085 руб. 04 коп. Требования заявлены на основании статей 309, 310, 1102, 1104 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением от 24.10.2016 судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уменьшение размера исковых требований до суммы 313 032 руб. 87 коп.
Определением от 14.12.2016 судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уменьшение размера исковых требований до суммы 168 164 руб. 59 коп., составляющей неосновательное обогащение за период с 13.12.2015 по 31.12.2015.
Представитель истца в судебном заседании 18.01.2017 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и представленных дополнениях к нему. Пояснил, что ООО "МУП Ленинского района" осуществляет управление многоквартирными домами на территории г. Пензы и в рамках своей деятельности предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям. В декабре 2015 г. ресурсоснабжающей организацией - МКП "Теплоснабжение города Пензы" произведена поставка горячей воды и предъявлен к оплате счет-фактура, в том числе по МКД, оснащенным приборами учета. Стоимость горячей воды по МКД с ОДПУ составила 1 365 491 руб. 33 коп., которую истец полностью оплатил. Стоимость горячей воды ответчиком рассчитана исходя из количества тепловой энергии в Гкал и количества воды в куб.м. в составе горячей воды, которые были определены по показаниям общедомовых приборов учета в домах где они установлены. Расчет платы за горячую воду, определяемый МКП "Теплоснабжение города Пензы" в отношении ООО "МУП Ленинского района" должен осуществляться с учетом положений Правил N 354. Согласно п.26 Приложения 2 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется по формуле 23, а размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду определяется по формуле 24. При определении объёма такого коммунального ресурса как горячая вода по показаниям общедомового прибора учета должен определяться только объем воды в составе горячей воды в куб.м. Количество тепловой энергии в составе горячей воды должно определяться при помощи применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению который установлен приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 и составляет 0,067 Гкал на 1 куб.м.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск и дополнениях к нему. Пояснил, что МКП "Теплоснабжение города Пензы", является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку коммунального ресурса - горячая вода, используемого юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами (исполнителями коммунальных услуг), для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в таких МКД, коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При осуществлении своей деятельности МКП "Теплоснабжение города Пензы" руководствуется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Согласно пп. "а" п.21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период. Нормативы потребления применяются для расчета объема коммунального ресурса, поставленного только в многоквартирные дома, не оборудованные коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации. Понятие объема коммунального ресурса - горячая вода дано в п.22 Постановления правительства РФ N 642 от 29.07.2013, которое также регулирует правоотношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией (исполнителем). Объем полученной горячей воды определяется исходя из объема потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определённый период времени. Приказами Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.12.2014 N 147, с изменениями внесенными приказом от 01.12.2015 N 121, для МКП "Теплоснабжение города Пензы" с 01.12.2015 и на 2016 г. установлены тарифы на горячее водоснабжение в закрытой системе с календарной разбивкой в виде двухкомпонентного тарифа: компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Управляющая компания, ЖСК, ТСЖ имеет право производить начисление жителям домов только на основании формул N 23, 24 Правил N 354, в соответствии с которыми объем тепловой энергии в составе куб.м. горячей воды определяется путем умножения индивидуального потребления на установленный норматив подогрева 1 куб.м. холодной воды 0,067, утвержденный приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122. Объем тепловой энергии в составе куб.м. горячей воды на общедомовые нужды определяется также путем умножения куб.м. воды на ОДН на установленный норматив 0,067 (0,062). Отдельные многоквартирные дома, управляемые истцом, оборудованы приборами учета, посредством которых определяется фактически поставленный объем ресурса по двум показателям: объем использованной воды (рассчитывается по тарифу - "компонент" на холодную воду") и объем тепловой энергии в составе горячей воды (рассчитывается по тарифу - "компонент на тепловую энергию"). При этом стоимость поставленного коммунального ресурса определяется как суммарная стоимость обоих компонентов, рассчитанная с применением тарифов, установленных для потребителей МКП "Теплоснабжение города Пензы" приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 147 от 19.12.2014, с учетом изменений, внесенных Приказом N 121 от 01.12.2015. При расчете с потребителями МКП "Теплоснабжение города Пензы" не вправе применять иные тарифы. В качестве дополнения к отзыву, ответчик считает необходимым пояснить, что для учета количества тепловой энергии в составе горячей воды (компонент - тепловая энергия) используется единица измерения - гигакалория (Гкал). Гигакалория - это физическая величина, соответствующая количеству теплоты, которое необходимо для нагрева 1000 кубических метров (1000 тонн) воды на 1 градус Цельсия (без учета КПД водонагревательного оборудования). Измерение температуры горячей воды позволяет определить количество теплоэнергии, содержащейся в ней в момент выполнения измерений. Расчеты выполненные на основании полученных данных не учитывают фактические энергетические затраты на подогрев воды и потери теплоэнергии при транспортировке ресурса от места установки водонагревательного оборудования до точки, в которой проводятся измерения (то есть, до узла учета МКД). Общедомовые приборы учета, используемые в МКД, осуществляют такие измерения внутри дома: в подающем трубопроводе и в обратном трубопроводе. Разница показателей составляет внутридомовое потребление в чистом виде, без учета энергозатрат на подогрев в ЦТП и потерь на внешних сетях. На примере отчета о потреблении ГВС в МКД по ул. Кулакова, 1 (3 ввод) за декабрь 2015 ответчиком был выполнен расчет внутридомового потребления тепловой энергии в составе ГВС, который подтверждает достоверность показаний ОДПУ, на основании которых МКП "Теплоснабжение г. Пензы" произвело начисление платы за поставленную горячую воду. Результаты выполненного расчета полностью идентичны данным, зафиксированным в Отчете о потреблении с прибора учета, предоставленном истцом. Это наглядно показывает, что ОДПУ фиксируют только фактическое потребление ресурса внутри МКД, и не учитывают энергетические затраты ресурсоснабжающей организации на приготовление горячей воды и потери теплоэнергии при транспортировке ресурса. Кроме того, из выполненного расчета видно, что среднее потребление теплоэнергии в составе ГВС внутри МКД составляет 0,1 Гкал на кубический метр использованной (слитой) в доме горячей воды (1,69 Гкал / 17,17 куб.м. = 0,098 Гкал/м3). Чтобы уложиться в установленный норматив (0,067 Гкал/куб.м.) потребление тепловой энергии в составе ГВС внутри дома, в расчете на 17,17 кубических метров использованной горячей воды (расход за 14.12.2015) должно было составить не более 1,15 Гкал. Этого можно было добиться либо путем уменьшения разницы между температурой поданной в МКД горячей воды и температурой воды, возвращенной в централизованную сеть после циркуляции по внутридомовым системам, либо путем изменения соотношения объемов воды слитой (использованной) в доме и возвращенной в централизованную сеть (приблизительно 70%/30%). Других способов достижения нормативных показателей не существует. Обеспечить соблюдение установленных нормативов обязана была действующая в МКД управляющая организация. Никакие факторы, связанные с технологией приготовления и доставкой горячей воды (снижение/увеличение КПД водонагревателей, потери в сетях и т.д.), влияние на внутридомовое потребление не оказывают, в связи с этим ресурсоснабжающая организация объективно не имеет никакой возможности повлиять на соблюдение установленных нормативов потребления ресурса, и возлагать на нее ответственность за допущенные внутри дома отклонения от установленных нормативов незаконно. При этом, из выполненных расчетов видно, что нормативные значения не соблюдаются ни в одном из домов, находящихся в управлении истца, кроме МКД по ул. Бекешская, 10. В данном доме отсутствует обратный трубопровод, в результате, объем поступающей в МКД горячей воды полностью соответствует количеству использованной (слитой) воды, а теплоотдача за счет циркуляции горячей воды по внутридомовым системам без водозабора отсутствует.
Представитель третьего лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области требования истца считает обоснованно заявленными и подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве на иск Управление указало, что в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф па горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию. Холодная вода и тепловая энергия, используемая па подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанными организациями коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Компонент на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа на холодную воду (руб. за 1 куб. метр). Компонент на тепловую энергию рассчитывается исходя из тарифа на тепловую энергию (руб. за 1 Гкал.). В целях расчета платы граждан за горячее водоснабжение в единицах измерения - руб./куб. метр., в феврале 2015 года Правительством РФ внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N306, согласно которым органам регулирования субъектов РФ предписано утвердить норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - норматив на подогрев). Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза утвержден приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению" (для МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в размере 0,067 Гкал). Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую волу размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 к Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. Таким образом, согласно формуле 23 Правил при расчете объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению применяется утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза утвержден приказом Управления от 02.12.2015 N 122. Для МКП "Теплоснабжение г.Пензы" данный норматив утвержден в размере 0,067 Гкал на 1 куб.м. Исходя из вышеизложенного, ресурсоснабжающая организация при проведении расчетов за поставленный коммунальный ресурс с исполнителем коммунальной услуги обязана руководствоваться нормами Правил N 354, приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 "Об утверждении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению".
Представитель третьего лица - Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В письменном отзыве на иск Управление государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области указало, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" незаконно не применило при расчете количества тепловой энергии в горячей воде норматив на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а руководствовалось показаниями общедомовых приборов учета, в результате неосновательно получило денежные средства в виде разницы между стоимостью тепловой энергии в горячей воде, рассчитанной по показаниям общедомовых приборов учета, и стоимостью тепловой энергии в горячей воде, рассчитанной с применением норматива на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В связи с чем, исковые требования Управление считает обоснованно заявленными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - АО "Городской центр контроля и учета энергетических ресурсов" также в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом в порядке, предусмотренном ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В письменном отзыве на иск, указал, что исполнитель коммунальной услуги обязан при расчете платы применять норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в который включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, без привязки к показаниям ОДПУ.
В связи с необходимостью представления дополнительных доказательств и уточнения размера исковых требований в судебном заседании 18.01.2017 судом в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 23.01.2017 до 14 час. 15 мин.
Информация об объявлении в судебном заседании перерыва размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Арбитражного суда Пензенской области в соответствии с положениями ч.6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей истца, ответчика и третьего лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области.
Представитель истца в судебном заседании, продолженном после перерыва, заявил ходатайство об уменьшении размера исковых требований и просил взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 129 194 руб. 99 коп. за период с 13.12.2015 по 31.12.2015.
Учитывая, что в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе уменьшить размер исковых требований, а также исходя из того, что уменьшение размера иска не противоречит закону, и не нарушает права других лиц, арбитражный суд считает возможным уменьшение размера исковых требований принять и считать иск заявленным на сумму 129 194 руб. 99 коп.
Представитель ответчика в судебном заседании возражая против удовлетворения исковых требований дополнительно пояснил, что разница между количеством потребленного истцом коммунального ресурса и объемом коммунальных услуг, предоставленных с использованием этого ресурса, возникла в результате необеспечения истцом оптимального баланса потребления теплоэнергии в составе горячей воды внутри обслуживаемых МКД, что привело к превышению истцом установленного норматива на подогрев холодной воды при оказании коммунальных услуг по горячему водоснабжению. В связи с этим, денежные средства, полученные МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в качестве оплаты возникшей разницы, не могут быть признаны неосновательным обогащением теплоснабжающей организации, так как оплата произведена за объем ресурса, фактически потребленного истцом, в противном случае, окажется, что часть потребленной теплоэнергии использована истцом для осуществления своей коммерческой деятельности по предоставлению коммунальных услуг безвозмездно, за счет теплоснабжающей организации.
Представитель третьего лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области изложенную ранее позицию по иску поддержал.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, с учетом мнения представителей истца, ответчика и третьего лица - Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей неявившихся третьих лиц по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.
В соответствии с п.1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с п.1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные ст.ст. 539-547 Гражданского кодекса РФ, применяются к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 19.02.2016 между истцом и ответчиком заключен договор горячего водоснабжения N 4013, в соответствии с которым МКП "Теплоснабжение города Пензы" обязалось осуществлять горячее водоснабжение, а ООО "МУП Ленинского района" (абонент), являющийся исполнителем коммунальных услуг в отношении 94 многоквартирных домов расположенных в г.Пенза (список домов т.1 л.д. 8), обязался принимать и оплачивать горячую воду в сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В приложениях N 1 и N 2 к договору стороны согласовали границы балансовой и эксплуатационной ответственности сторон.
В пункте 6 договора указана дата начала подачи горячей воды - 01.12.2015.
В соответствии с п.45 договор вступает в силу с 01.12.2015 и действует до 31.12.2016. Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о прекращении, изменении договора или о заключении нового договора (п.46 договора).
Оплата потребленной горячей воды осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячее водоснабжение, установленному в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406. Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным (п.8, п.10 договора).
Условиями договора горячего водоснабжения N 4013 от 19.02.2016 установлена обязанность абонента обеспечивать учет поданной (полученной) горячей воды в соответствии с порядком установленным разделом V договора и правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
В соответствии с разделом V для учета поданной (полученной) абоненту горячей воды используются средства измерения. Сведения о приборах учета (узлах учета) и местах отбора проб горячей воды содержаться в Приложении N 5. Коммерческий учет поданной горячей воды обеспечивает ООО "МУП Ленинского района". Объем поданной (полученной) горячей воды определяется стороной, осуществляющей коммерческий учет потребления горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды согласно показаниям приборов учета.
Арбитражным судом также установлено, что в декабре 2016 года МКП "Теплоснабжение" осуществило поставку горячей воды в многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца, и в соответствии с учетом количества поставленной горячей воды, на основании данных представленных ООО "МУП Ленинского района", а также установленного Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области N 147 от 19.12.2014, с учетом изменений, внесенных Приказом N121 от 01.12.2015, тарифа на горячую воду для потребителей ответчика произвело расчет стоимости теплоэнергии потребленной истцом. Согласно расчету ответчика стоимость горячей воды составила 1365491 руб. 33 коп.
К оплате истцу был предъявлен счет-фактура N 4013-12-1200 от 31.12.2015 на сумму 1365491 руб. 33 коп. В процессе рассмотрения дела ответчик произвел корректировку начислений, и стоимость горячей воды за декабрь 2015 составила 1095228 руб. 01 коп.
Поскольку Приказ управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 02.12.2015 N 122 об установлении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению вступил в действие с 13.12.2015, исходя из отчетов о потреблении тепловой энергии на ГВС за период с 13.12.2015 по 31.12.2015 стоимость горячей воды по МКД с ОДПУ по расчету ответчика составила 785 654 руб. 77 коп.
Расчет стоимости потребленной истцом горячей воды в декабре 2016 года в домах оборудованных общедомовыми приборами учета произведен ответчиком на основании данных о показаниях общедомовых приборов учета, а при отсутствии приборов учета на основании норматива, и на основании установленного регулирующим органом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения.
По расчету истца при применении норматива на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (0,067 Гкал на 1 куб.м.) количество тепловой энергии в составе горячей воды за период с 13.12.2015 по 31.12.2015 составило 329,995 Гкал стоимостью 489217 руб. 59 коп. То есть излишне уплаченная истцом сумма за тепловую энергию в составе горячей воды за указанный период составила 192217 руб. 98 коп. Ответчиком произведена корректировка выставленного счета на сумму 63022,397 руб., с учетом которой, излишне оплаченная сумма за тепловую энергию в составе горячей воды составила 129194 руб. 99 коп. которую истец и просит взыскать с ответчика.
Спор между сторонами возник по поводу применения при расчете стоимости горячей воды в домах оборудованных общедомовыми приборами учета показаний общедомовых приборов учета либо норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза, утвержденного приказом Управления от 02.12.2015 N 122 в размере 0,067 Гкал на 1 куб.м.
Исследовав материалы дела, и выслушав лиц, участвующих в деле арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 ГК РФ. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. По смыслу указанной правовой нормы способы защиты подлежат применению в случаях, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. При этом выбранный в соответствии со статьёй 12 ГК РФ способ защиты права должен позволить в дальнейшем восстановить нарушенное право истца.
В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 названного Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
При этом правила главы 60 названного Кодекса о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли такое обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, в силу пункта 1 статьи 1102 и пункта 2 статьи 1105 ГК истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
В соответствии с приведенными нормами и общим правилом о распределении бремени доказывания в арбитражном судопроизводстве, установленным статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на истце по иску о взыскании суммы неосновательного обогащения лежит обязанность по доказыванию факта сбережения ответчиком денежных средств за счет истца, а на ответчике, в свою очередь, в случае оспаривания иска, лежит обязанность доказать наличие правовых оснований для приобретения или сбережения имущества за счет истца.
В силу пункта 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
По смыслу изложенной нормы неосновательным обогащением следует считать то, что получено стороной в обязательстве в связи с этим обязательством, но выходит за рамки его содержания.
Применительно к рассматриваемой ситуации плата за потребленную горячую воду может являться неосновательным обогащением, в том случае, если такая плата уплачена в отсутствие на то правовых оснований либо уплачена излишне.
Поскольку горячая вода поставлялась ответчику не для перепродажи, а в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, то к правоотношениям сторон подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, только при отсутствии приборов учета количество потребленного коммунального ресурса должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленного для населения.
В части отношений ресурсоснабжающей организации и исполнителя коммунальных услуг (стороны по настоящему делу) действует специальный нормативный акт, регулирующий отношения между ними - "Правила обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "а" п. 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В соответствии с письмом Минстроя России от 04.09.2015 N 28474-ЛГ объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определяется по показаниям общедомового прибора учета, независимо от наличия или отсутствия в многоквартирном жилом доме индивидуальных приборов учета и применения в отношении потребителей "повышенных" или "базовых" нормативов.
Таким образом, расчет ответчика, основанный на основании показаний общедомовых приборов учета в кубических метрах и гигакаллориях, является верным и соответствует вышеуказанным нормам права.
В подтверждение объема поставленного ресурса в материалы дела ответчик представил посуточные ведомости учета параметров теплопотребления и отчеты о потреблении тепловой энергии и теплоносителя за спорный период.
В ходе судебного разбирательства, представитель ответчика пояснил, что для осуществления коммерческого учета потребления горячей воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, в основном установлены вычислитель количества теплоты ВКТ-7 и теплосчетчик ТСК7, руководство по эксплуатации и паспорта которых ответчиком представлены в материалы дела. Данные приборы являются общедомовыми приборами учета, которые определяют как количество поставленной воды, так и количество тепловой энергии в составе ГВС.
Возражая против определения объема горячей воды на основании установленных общедомовых приборов учета, представитель Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, пояснил, что данные приборы не могут измерять объем горячей воды, поскольку они являются вычислителями теплоты, которые предназначены для измерения выходных сигналов измерительных преобразователей параметров теплоносителя и вычислений, по результатам измерений, количества теплоты (тепловой энергии).
В судебном заседании 15.08.2016 в соответствии со ст. 87.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заслушаны пояснения специалиста - начальника отдела энергосбережения "Оттим-Сервис" Воскрекасенко Э.А., который пояснил, что представленные в материалы дела отчеты о потребленной тепловой энергии отражают объем поставленного ресурса, температуру, давление, т.е. установленные общедомовые приборы учета учитывают все параметры как на входе в здание, так и на выходе. В случае, если прибор учета выходит из строя, данные в отчете не отражаются. Количество потребленной тепловой энергии на ГВС должно быть определено на основании показаний общедомовых приборов учета. Количество тепловой энергии по нормативу определяется только в случае выхода прибора учета из строя. При этом, норматив на подогрев холодной воды не учитывает погодные условия. Он един для вех времен года, тогда как в летный период расход теплоэнергии на подогрев значительно меньше, чем в зимний период.
Также судом в судебном заседании 03.10.2016 заслушаны пояснения специалиста - главного инженера ООО "Энергоучет", который на вопросы суда и лиц, участвующих в деле пояснил, что тепловычислитель - это прибор для измерения и регистрации параметров теплоносителя и тепловой энергии в водяных системах теплоснабжения. Тепловычислитель регистрирует объём прошедшей по трубопроводу воды, температуру и давление за час, сутки и нарастающим итогом. Регистрация итогов происходит по нескольким каналам, включающим в себя отопление, горячее водоснабжение по подающим и обратным трубопроводам и холодное водоснабжение. На основе собранных показаний вычисляет количество потреблённой теплоты, время работы, фиксирует различного рода нештатные ситуации. Тепловычислитель работает в комплексе с расходомерами, преобразователями температуры и преобразователями давления, установленными на каждом трубопроводе. Тепловычислитель хранит собранные и вычисленные результаты технически определённое количество времени и позволяет выдавать их в определённом формате в электронном или печатном виде. Представленные в материалы дела отчеты о потребленной тепловой энергии отражают объем поставленного ресурса, температуру, давление, т.е. установленные общедомовые приборы учета учитывают все параметры как на входе в здание, так и на выходе, в том числе и количество теплоэнергии необходимое на подогрев воды для подачи ресурса - горячая вода. При наличии в МКД общедомового прибора учета теплоэнергии расчет теплоэнергии на ГВС должен производиться на основании показаний общедомового прибора учета, а не расчетным способом.
На основании представленных в материалы доказательств, пояснений специалистов, арбитражный суд приходит к выводу о том, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении истца оборудованы закрытой системой теплоснабжения с двумя вводами: на ГВС и на отопление; дома оборудованы общедомовыми приборами учета, которые позволяют учитывать объем коммунального ресурса по горячему водоснабжению в кубических метрах и гигакалориях (тепловой энергии в составе горячей воды). Общедомовые приборы учета допущены в эксплуатацию в установленном законом порядке, они установлены на границе балансовой принадлежности сетей.
Следовательно, объем потребленной тепловой энергии в горячей воде обоснованно определен ответчиком в спорный период на основании показаний общедомовых приборов учета, представленных истцом.
Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 19.12.2014 N 147, с учетом изменений, внесенных Приказом N 121 от 01.12.2015 на 2015 г и 2016 г. установлены тарифы на горячее водоснабжение в закрытой системе с календарной разбивкой в виде двухкомпонентного тарифа: компонент на холодную воду и компонента на тепловую энергию, которые и были применены ответчиком при расчетах с истцом.
Весь объем горячей воды, поступающей в многоквартирные дома в спорный период, приобретался истцом с целью оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в жилом доме. Указанный объем подлежит оплате на основании показаний общедомовых приборов учета. В противном случае лишается смысла установка общедомовых приборов учета, по показаниям которых должны осуществляться расчеты за поставленный и потребленный ресурс между ресурсоснабжающей организацией и ответчиком, что означает, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности, и, как следствие, возложение на ресурсоснабжающую организацию бремени несения убытков, возникающих в виде разницы между стоимостью фактически поставленного ресурса и стоимостью ресурса, определенного по нормативам потребления.
Таким образом, расчет стоимости потребленной в спорный период горячей воды, произведенный на основании данных о показаниях общедомовых приборов учета, позволяющих определить объем поставленного коммунального ресурса на горячее водоснабжение по двум компонентам, и на основании установленного предприятию регулирующим органом двухкомпонентного тарифа на горячую воду, отпускаемую потребителям с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, является обоснованным.
Аналогичная правовая позиция содержится в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 29.10.2015 N 310-ЭС15-12629, от 31.08.2015 N 309-ЭС15-9704, от 21.03.2016 N 305-ЭС16-905, N 308-ЭС16-18683.
Правомерность порядка произведённого ответчиком расчета стоимости горячей воды подтверждается также постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19.01.2017 по делу N А49-3247/2016.
Доводы истца о том, что при расчете стоимости горячей воды в домах оборудованных общедомовыми приборами учета следует применять норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза, утвержденный приказом Управления от 02.12.2015 N 122 в размере 0,067 Гкал на 1 куб.м., судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данный норматив является усредненным, и как пояснил специалист в судебном заседании, не учитывает количество потраченной тепловой энергии на подогрев воды в зависимости от времени года. Кроме того, данный норматив установлен для применения расчетов между управляющей организацией и потребителями коммунальных услуг, а также в тех случаях, когда отсутствуют общедомовые приборы учета горячей воды.
Кроме того, условиями договора горячего водоснабжения N 4013 от 19.02.2016, заключенного сторонами, предусмотрено определение объема горячей воды согласно показаниям приборов учета, что соответствует нормам действующего законодательства.
"Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, на которые ссылается истец, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Ответчик же не предоставляет коммунальные услуги и не является исполнителем коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов.
Учитывая, что многоквартирные дома, в отношении которых истец является управляющей компанией, оборудованы общедомовыми приборами учета на горячую воду, позволяющими определять объем горячего водоснабжения исходя из двух компонентов, расчет стоимости потребленной в спорный период горячей воды ответчиком определён путем умножения объема горячей воды на установленный Приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области тариф на горячее водоснабжение в закрытой системе с календарной разбивкой в виде двухкомпонентного тарифа: компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию, расчет ответчика судом признан обоснованным, он произведен в соответствии с условиями заключенного между истцом и ответчиком договора, следовательно, на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение, поэтому исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Ссылка представителя Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области на привлечение ответчика к административной ответственности за не применение установленного норматива на подогрев воды не состоятельна, поскольку в отношении истца ответчик к административной ответственности не привлекался, кроме того, в настоящее время постановления о привлечении к административной ответственности обжалуются.
При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины составила 7624 руб., которая в соответствии с пп.1. п.1 ст.333.40 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату истцу из доходов федерального бюджета.
В силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4876 руб. относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, -
РЕШИЛ:
В иске обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района" отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие Ленинского района" из доходов федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 624 руб., уплаченную по платежному поручению N 71 от 29.02.2016.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г.Самара через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья |
С. А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.