2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Государственной Думы Астраханской области |
А.Б. Клыканов |
Отраслевая целевая программа
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
(утв. постановлением Государственной Думы Астраханской области от 28 ноября 2006 г. N 549/3)
Паспорт
отраслевой целевой программы "Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Наименование Программы: отраслевая целевая программа "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа)
Основания для разработки Программы: постановление Правительства Астраханской области от 11.08.2006 N 285-П "Об отраслевой целевой программе "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Государственный заказчик Программы: министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
Основной разработчик Программы: министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
Исполнители основных мероприятий Программы: министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство сельского хозяйства Астраханской области, органы местного самоуправления Астраханской области
Цель и задачи Программы: целью Программы является реализация основных направлений жилищной политики в Астраханской области, позволяющее повысить уровень доступности жилья для жителей области;
задачи Программы:
- создание условий для развития жилищного сектора и повышения уровня обеспеченности населения жилыми помещениями путем увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры,
- развитие финансово-кредитных институтов;
- повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями;
- обеспечение доступности для населения жилья и коммунальных услуг на уровне, соответствующем их платежеспособному спросу и нормам предоставления жилых помещений
Сроки и этапы реализации Программы: - 2006-2010 годы
Объем и источники финансирования Программы: общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 83345 млн. рублей, из них:
- средства федерального бюджета - 3217 млн. рублей;
- средства областного бюджета - 3898 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 927 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 75303 млн. рублей;
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 году следующих показателей (по сравнению с 2005 годом):
- увеличение годового объема ввода жилья (с 648 тыс. кв. м до 1000 тыс. кв. м);
- увеличение показателя обеспеченности одного жителя области с 19,3 до 21,7 кв. м общей площади жилых помещений;
- повышение доступности жилья, доведение индекса доступности жилья с 3,13 до 3,0;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан отдельных категорий
Контроль за ходом исполнения Программы: Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области"
1. Содержание проблемы, обоснование
необходимости программной разработки
Отраслевая целевая Программа "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы" (далее - Программа) разработана с учетом основных направлений государственной жилищной политики, закрепленной в новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865, являющейся организационно-финансовым инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Жилищная проблема является одной из наиболее актуальных в социальной сфере Астраханской области. В настоящее время острый дефицит жилья существует как в городе Астрахани, так и в муниципальных районах Астраханской области.
Сократившиеся за период реформ 1990-2001 годов бюджетные ассигнования в строительство привели к значительному снижению предоставляемого бесплатно жилья очередникам, в связи с чем в жилищной сфере обозначились существенные проблемы.
Низкие показатели доступности жилья являются следствием недостаточности государственной поддержки обеспечения жильем граждан. Время ожидания в очереди на получение жилья в области в среднем составляет 20 лет.
Число семей, состоящих на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий, по данным органов местного самоуправления Астраханской области на 01.05.2006 составляет 23774 (их них: в г. Астрахани - 15122 семьи или 63,6 процента, в муниципальных районах области - 8652 семьи или 36,4 процента).
В общем числе очередников - 4216 семей, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем граждан, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета.
Данные о численности очередников на улучшение жилищных условий по Астраханской области приведены в приложении 1 к Программе.
Для обеспечения жилыми помещениями очередников необходимо построить более 1,3 млн. кв. м общей площади жилья (приложение 2).
Состояние жилищного фонда Астраханской области характеризуется следующими показателями.
Жилищный фонд Астраханской области составляет 19,2 млн. кв. м общей площади (в том числе: в г. Астрахани - 10,2 млн. кв. м или 53,1 процента, в муниципальных районах Астраханской области - 9,0 млн. кв. м или 46,9 процента). Основной проблемой является ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда, общая площадь которого 2,2 млн. кв. м (в т.ч. 1,78 млн. кв. м по г. Астрахани), что составляет около 12 процентов от общего объема жилищного фонда области. Переселению из непригодного для проживания жилья подлежат 38 тыс. семей, из которых 32 тыс. семей проживает в г. Астрахани.
При общей численности жителей Астраханской области 998,2 тыс. человек (в т.ч. 501,3 тыс. человек в г. Астрахани) в среднем на одного жителя Астраханской области приходится 19,3 кв. м жилой площади, в г. Астрахани - 20,5 кв. м. Показатели, характеризующие обеспеченность населения жильем, приведены в приложении 3.
В Астраханской области в результате приватизации доля частного жилищного фонда увеличилась до 78 процентов, что привело к формированию нового слоя собственников жилья как социальной базы жилищной реформы.
Несмотря на тенденцию ежегодного увеличения в Астраханской области объемов ввода жилья, потребность в благоустроенном жилье остается высокой.
Годовой объем ввода жилья в Астраханской области достиг 0,65 кв. м на 1 человека (648,3 тыс. кв. м в 2005 году) при среднем показателе по России - 0,302 кв. м. Общая потребность в жилье составляет около 4 млн. кв. м, то есть почти 21 процент от имеющегося жилищного фонда. Уровень доходов граждан при существующих ценах на рынке недвижимости не позволяет им приобрести жилье исключительно за счет собственных средств. В связи с этим обозначается другой аспект жилищной проблемы: недостаточная платежеспособность населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В настоящее время лишь 9,8 процента семей имеют возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями, и лишь 3,5 процента семей могут приобрести или построить жилье, соответствующее социальным нормативам обеспеченности жильем. При этом более 50 процентов семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, хотели бы приобрести или построить собственное жилье. Удовлетворению потенциального спроса на жилье препятствуют недостаточные объемы жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются: отсутствие земельных участков для строительства жилья, обустроенных инженерной инфраструктурой; отсутствие системы кредитования застройщиков под залог земельных участков и возводимых жилых зданий; недостаточный объем жилищного строительства и высокий уровень цен на первичном рынке жилья; несоответствие качества строительных работ и используемых строительных материалов уровню цен на жилье.
В соответствии с федеральным законодательством к компетенции органов местного самоуправления относится создание условий для жилищного строительства, а средства местных бюджетов направляются на обеспечение жильем малоимущих граждан. Однако большинство муниципальных образований Астраханской области являются дотационными, поэтому не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это определяет финансовую составляющую жилищной проблемы: необеспеченность и недостаточность средств местных бюджетов для финансирования жилищных программ.
В сложившихся условиях формирование рынка доступного жилья требует комплексного решения проблем повышения платежеспособного спроса населения. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности и преодолению иждивенческих настроений у значительной части общества.
Обозначенные вопросы носят межотраслевой и межведомственный характер. Комплексное их решение окажет положительное влияние на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие области в целом и рост производства стройиндустрии в частности. Необходимы конкретные меры по изменению сложившейся ситуации, при которой потребность в доступном жилье с каждым годом возрастает, а темпы жилищного строительства значительно отстают от увеличивающегося спроса.
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем.
2. Основные цель и задачи Программы
Целью Программы является реализация основных направлений жилищной политики в Астраханской области, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, что позволит повысить уровень доступности жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, а также создать условия для развития жилищного строительства, благоприятного инвестиционного климата в жилищной сфере.
Формирование рынка доступного жилья должно обеспечиваться за счет сбалансированного стимулирования спроса и предложений на рынке недвижимости, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий и созданию условий бесплатного предоставления муниципального жилья малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, в рамках поставленной цели следует выделить приоритетные направления, на достижении которых будут сконцентрированы основные финансовые и организационные усилия при реализации Программы:
1) в части стимулирования спроса на жилье:
- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
- выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
- повышение доступности жилья для населения;
2) в части формирования предложений на рынке недвижимости:
- увеличение объемов жилищного строительства с решением проблемы обустройства земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.
Для достижения указанной цели в рамках Программы и развития установленных приоритетных направлений деятельность органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления должна быть сконцентрирована на решении следующих задач:
1) в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах установленных социальных стандартов;
2) в области жилищного строительства - обеспечение высоких темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, позволяющих достичь ежегодного ввода более 600 тыс. кв. м жилья, с ежегодным увеличением объемов жилищного строительства, обеспечивающим к 2010 году достижение показателя ввода жилья не менее 1 кв. м на одного жителя в год, в условиях снижения административных барьеров на рынке жилищного строительства;
3) в части выполнения текущих обязательств по обеспечению жильем граждан отдельных категорий:
а) предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам;
б) для граждан с достаточной платежеспособностью, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий - предоставление субсидий и долгосрочных займов (кредитов) на строительство (приобретение) жилья;
в) для граждан с достаточной платежеспособностью, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и желающих их улучшить, - содействие развитию рынка жилья и рыночных финансовых механизмов, формирующих условия доступности приобретения жилья на рынке, в том числе за счет предоставления ипотечных кредитов (займов) на строительство (приобретение) жилья;
г) развитие услуг коммерческой аренды на рынке жилья.
Развитие конкуренции на рынке аренды, обеспечивающей доступность аренды жилья, т.е. достаточное предложение и умеренные цены, может быть достигнуто с помощью создания условий для развития среднего бизнеса по эксплуатации домов для аренды через предоставление льгот арендодателям жилья, через вывод рынка аренды из тени.
Рынок аренды жилья способен решить ряд важнейших проблем: практически полное обеспечение населения жильем; высокую мобильность рабочей силы, из-за недостатка которой страдает экономика; приведение в относительное соответствие реальных доходов семьи и стоимости обслуживания занимаемого ею жилья.
Решение задач по обеспечению доступности жилья в Астраханской области должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка недвижимости и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, на основе увеличения объемов жилищного строительства с повышением потребительских качеств товарной строительной продукции и развития коммунальной инфраструктуры.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап.
Сроками реализации Программы следует считать 2006-2010 годы.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия по решению поставленных задач сформулированы по следующим направлениям: градостроительное планирование, развитие жилищного строительства, развитие строительной индустрии, ипотечного жилищного кредитования, а также ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда.
Градостроительное планирование
Градостроительный кодекс Российской Федерации в значительной мере определяет условия для решения проблемы увеличения объемов строительства жилья. В настоящее время в Астраханской области, как и в целом по России, сложилась ситуация, когда спрос на жилье превышает его предложение. Результат - высокие цены, недоступность жилья для основной массы населения. Одним из ключевых факторов, определяющих недостаточность предложения, является нехватка обустроенных коммунальной инфраструктурой территорий и земельных участков для строительства, что, в свою очередь, объясняется отсутствием актуальной градостроительной документации, определяющей стратегию развития соответствующей территории.
Для обеспечения территориального планирования и осуществления строительства необходима разработка и принятие на областном уровне:
- градостроительного устава Астраханской области;
- схемы территориального планирования Астраханской области;
- отраслевой целевой программы "Градостроительное планирование развития территорий и поселений Астраханской области" на 2006-2010 годы",
на местном уровне:
- схем территориального планирования муниципальных районов;
- генеральных планов городских округов и поселений;
- проектов планировки территорий, предназначенных под жилищное строительство;
- правил землепользования и застройки;
- мероприятий по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
Это позволит обеспечить условия для развития предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства и повысить качество предоставляемых коммунальных услуг на базе модернизации коммунальной инфраструктуры, как в новом жилищном фонде, так и в существующей застройке.
Необходимо внедрение механизма предоставления на открытых аукционах земельных участков, сформированных для целей жилищного строительства и обустроенных инженерно-коммунальной инфраструктурой, что обеспечит возможность привлечения застройщиками кредитных ресурсов на строительство жилья под залог земельных участков и возводимого жилья.
Для выявления свободных площадок под строительство жилья проводится комплексный мониторинг территорий муниципальных образований Астраханской области. Наличие площадок и обеспеченность их коммунальной инфраструктурой приведены в приложении 4.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен непригодный для проживания жилищный фонд. Использование таких участков, с одной стороны, может снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны, решить задачу ликвидации непригодного для проживания жилищного фонда.
Развитие жилищного строительства
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативной правовой базы, наиболее важным является внесение изменений в нормативные правовые акты Астраханской области в целях приведения их в соответствие с Градостроительным и Жилищным кодексами Российской Федерации.
Организационные мероприятия будут направлены на:
- создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве;
- реализацию мер градостроительного и антимонопольного регулирования;
- создание условий для развития конкуренции и расширения доступа застройщиков к кредитным ресурсам;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции существующих кварталов застройки.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут направлены на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих увеличение объемов жилищного строительства, и обеспечить условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
В целях решения этой проблемы планируется предоставление государственных гарантий Астраханской области по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой в целях жилищного строительства, а также возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Объемы государственных гарантий Астраханской области предусматриваются ежегодно законами Астраханской области об областном бюджете на соответствующий год в рамках программы внутренних заимствований Астраханской области.
В качестве дополнительного обеспечения кредитов будут использоваться муниципальные гарантии, залог прав заемщиков на земельные участки, обеспеченные коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, другие активы заемщиков.
Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты будут предоставляться на срок не более трех лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".
Меры поддержки за счет средств федерального бюджета будут осуществляться на условиях оказания на областном или местном уровнях аналогичных мер поддержки проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации проектов, будут не больше объема средств областного и местных бюджетов и размера гарантий Астраханской области и муниципальных гарантий, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.
Предоставление гарантии по заимствованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства будет определяться по результатам конкурсного отбора.
Реализация мер подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" обеспечит дополнительный ввод жилья в 2007 году - 150 тыс. кв. м (или 18 процентов), в 2008 году - 170 тыс. кв. м (или 19 процентов), в 2009 году - 185 тыс. кв. м (или 19,5 процента), а в 2010 году - 200 тыс. кв. м (или 20 процентов).
Динамика распределения требуемой государственной и муниципальной поддержки по годам исходит из необходимости обеспечения максимально возможной поддержки увеличения ввода жилья в ближайшие годы, пока не получили развития механизмы привлечения средств частных кредиторов и инвесторов в строительство коммунальной инфраструктуры.
Развитие стройиндустрии
С увеличением доли индивидуального жилищного строительства структура жилищного строительства по конструктивным системам в Астраханской области относительно начала 90-х годов претерпела значительные изменения. Резко сократилась доля полносборных жилых домов (в 4 раза меньше в 2005 году по сравнению с 1993 годом).
Мощности предприятий Астраханской области по индустриальному домостроению составляют 216 тыс. кв. м в год, в числе которых мощности по крупнопанельному домостроению и производству деталей для строительства полносборных 9-этажных домов серии "135", 6-этажных домов серии "135" КОПЭ-ЮГ и каркасному домостроению. Уровень использования этих мощностей по состоянию на 01.01.2006 составил всего 28 процентов.
В соответствии с потребительским спросом на более комфортное жилье возросла доля кирпичного домостроения.
Вместе с тем, массовое строительство (социальное жилье "эконом-класса") невозможно без применения индустриальных методов производства изделий и строительства домов, при этом должно быть предусмотрено возведение новых жилых домов перспективных архитектурно-строительных систем, способных удовлетворить разнообразные запросы потребителей.
Программа развития жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы предусматривает:
- максимальное использование имеющихся мощностей и увеличение объемов крупнопанельного домостроения с 60 тыс. кв. м в 2006 году до 165 тыс. кв. м в 2010 году (в основном для застройки областного центра и пригорода);
- расширение видов применяемых архитектурно-строительных систем в жилищном строительстве, в их числе монолитное и сборно-монолитное домостроение, применение смешанных конструктивных систем и т.д. Соответственно к 2010 году увеличивается доля монолитного и сборно-монолитного домостроения с 4,6 процента в 2006 году до 12 процентов к 2010 году, в два раза прогнозируется увеличение применения в жилищном строительстве смешанных конструктивных систем в области;
- развитие малоэтажного строительства с максимально возможным использованием местных сырьевых ресурсов (камыша, пенобетона, мелких стеновых блоков, различного рода каркасных систем зданий и пр.), что особенно актуально для сельских населенных пунктов и застройки пригородных районов;
- при развитии прогрессивных конструктивных систем домостроения сохранение традиционного кирпичного домостроения.
Прогнозируемое изменение структуры систем домостроения с 2006 до 2010 года приведено в приложении 5.
Соответственно с изменением структуры жилищного строительства в Астраханской области и увеличением объемов его строительства возрастет роль производственной базы строительства - предприятий по производству строительных материалов и конструкций. Мощности предприятий по выпуску сборного железобетона позволяют решать поставленные задачи, более полно будут использованы мощности по производству газосиликатных стеновых блоков, силикатного кирпича. Недостаток керамического кирпича частично будет восполнен за счет ввоза из других регионов и частично за счет создания новых производств.
Прогнозируемый дефицит цемента частично будет решен за счет создания собственного производства по выпуску вяжущего вещества.
Потребность в основных строительных материалах приведена в приложении 6.
Развитие ипотечного жилищного кредитования
населения и рынка жилья
Основным направлением создания условий для устойчивого функционирования и развития жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, является ипотечное жилищное кредитование, реализуемое в Астраханской области в соответствии Законом Астраханской области от 01.11.2002 N 47/2002-ОЗ (ред. 07.06.2004) "Об организационном и финансовом обеспечении системы ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области".
В целях обеспечения функционирования и развития региональной системы ипотечного кредитования в рамках общефедеральной системы реализация ипотечного жилищного кредитования региональным оператором - ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области", осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве по развитию системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области между Астраханской областью, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (Москва) и региональным оператором. В рамках Соглашения применяется система рефинансирования выданных региональным оператором ипотечных займов (кредитов) через ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию", что позволяет привлечь в региональную ипотечную систему значительные объемы федеральных средств.
Постановлением Правительства Астраханской области от 04.10.2005 создано ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области", 100 процентов акций которого находится в государственной собственности Астраханской области.
В целях наращивания объемов ипотечного жилищного кредитования предусматривается увеличение уставного капитала ОАО "Ипотечное агентство Астраханской области" (далее - агентство) на 310 млн. рублей, в том числе:
- 2006 год - 40 млн. рублей;
- 2007 год - 50 млн. рублей;
- 2008 год - 60 млн. рублей;
- 2009 год - 70 млн. рублей;
- 2010 год - 90 млн. рублей,
что позволит существенно увеличить лимиты рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, выделяемых Федеральным агентством по ипотечному жилищному кредитованию в рамках заключенного соглашения с Астраханской областью.
Среди участников ипотечной программы различные категории граждан, в том числе работники бюджетной сферы, представители малого предпринимательства, работники предприятий и организаций области различных форм собственности, значительную часть составляют молодые семьи.
Программные мероприятия по оказанию государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий будут реализовываться в форме предоставления субсидий молодым семьям, признанным нуждающимися в жилых помещениях, на приобретение жилья, в том числе на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита или займа для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома. Финансирование программных мероприятий по этому направлению будет проводиться в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы.
Предоставление молодым семьям субсидий на улучшение жилищных условий предусматривается из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) для приобретения или строительства жилья.
Всего за 2006-2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 2,3 тыс. молодых семей.
По мере развития системы страхования ипотечных жилищных кредитов дополнительно будет рассмотрена возможность оказания поддержки молодым семьям за счет средств областного и местных бюджетов в уплате страховых взносов по этому виду добровольного страхования, что позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных кредитов до 5-10 процентов стоимости жилья.
Ежегодно в областном бюджете предусматриваются расходы на предоставление гражданам льготных категорий в установленном порядке безвозмездных субсидий на улучшение жилищных условий, в том числе на первоначальный взнос при участии в системе ипотечного жилищного кредитования, доля которых в общем объеме годовой областной адресной инвестиционной программы составляет не менее 9 процентов.
Одним из перспективных направлений развития ипотечного жилищного кредитования в Астраханской области является корпоративное субсидирование работников предприятий, в том числе предоставление субсидий на оплату первоначального взноса при участии в системе ипотечного жилищного кредитования. Такое субсидирование вполне под силу крупным промышленным предприятиям Астраханской области, что позволит привлекать на предприятие высококвалифицированные кадры при обеспечении их благоустроенным жильем в кратчайшие сроки.
Как показывают результаты практической деятельности, реализуемая в Астраханской области программа ипотечного жилищного кредитования подтвердила свою практическую состоятельность и востребованность со стороны основной массы работающего населения со средними доходами.
Реализация указанных мероприятий в сочетании с осуществлением мер по повышению доступности ипотечных жилищных кредитов для молодых семей и с проведением других мероприятий по развитию инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг существенно увеличит доступность для платежеспособных слоев населения ипотечных жилищных кредитов с учетом перспектив снижения процентных ставок по кредитам.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" ипотечное жилищное кредитование в ближайшей перспективе получит свое дальнейшее развитие и позволит более широкому кругу населения решить с помощью ипотеки свой жилищный вопрос, используя возможности приобретения как готового жилья на вторичном рынке, так и долевого участия в строительстве нового жилья.
Ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда
Ликвидация непригодного для проживания жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется в соответствии с областной целевой программой "Переселение граждан, проживающих в Астраханской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003-2007 годы, утвержденной постановлением Губернатора Астраханской области от 16.06.2003 N 262.
В дальнейшем решение этой проблемы будет осуществляться в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, а также мероприятий по подготовке к празднованию 450-летия основания города Астрахани.
Исполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством
Учитывая, что организация предоставления жилых помещений по договору социального использования и по договору найма специализированных помещений относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимо решить вопросы реорганизации системы предоставления жилых помещений социального использования и специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также разработки механизмов исполнения обязательств субъектов Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями определенных категорий граждан.
Субсидии на приобретение жилья категориям граждан, установленным федеральным законодательством, будут предоставляться за счет средств федерального бюджета с использованием механизма предоставления государственных жилищных сертификатов. При этом будут уточнены объемы имеющихся государственных обязательств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В рамках данной подпрограммы предусматривается обеспечение жильем следующих категорий граждан:
- уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц;
- выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
- граждан Российской Федерации, постоянно работающих на комплексе "Байконур" и подлежащих отселению;
- принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на производственном объединении "Маяк", пострадавших в результате этих аварий, а также ветеранов подразделений особого риска;
- вынужденных переселенцев.
Обеспечение жильем указанных категорий граждан на территории области будет осуществляться в соответствии с порядком реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденным Правительством Астраханской области.
Распределение средств, полученных из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан осуществляется министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Обеспечение жильем категорий граждан,
установленных областным законодательством
Законом Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения из жилищного фонда Астраханской области по договорам социального найма либо по их выбору субсидии на приобретение (строительство) жилья в порядке, установленном Правительством Астраханской области.
К числу таких граждан отнесены:
1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) семьи и одинокие родители, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
3) работники муниципальных и областных учреждений, финансируемых соответственно за счет средств местного и областного бюджетов на состав семьи, которые на момент подачи заявления на получение жилого помещения (жилищной субсидии) имеют трудовой стаж работы в муниципальных и областных учреждениях не менее 5 лет.
Кроме того, указанным Законом Астраханской области определены формы обеспечения жильем государственных гражданских служащих Астраханской области путем:
1) предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории Астраханской области;
2) предоставление служебных жилых помещений.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 7.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Потребность средств на финансирование мероприятий Программы до 2010 года составляет:
- из федерального бюджета - 3217 млн. рублей;
- из областного бюджета - 3898 млн. рублей;
- из местных бюджетов - 927 млн. рублей;
- средства организаций, банковские кредиты и прочие источники - 15263 млн. рублей;
- средства населения - 60040 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение Программы (приложение 8) может ежегодно корректироваться при принятии областного бюджета на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечиваются государственным заказчиком Программы.
Для управления Программой государственный заказчик осуществляет следующие функции:
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- оценка показателей результативности и эффективности программных мероприятий;
- осуществление контроля за ходом программных мероприятий;
- организация в установленном порядке отбора исполнителей Программы;
- обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
- подготовка предложений по распределению средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы;
- формирование в установленные сроки отчета о ходе реализации Программы об использовании бюджетных средств.
Органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы и предложения по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.
Реализация Программы предусматривает участие исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления.
На уровне исполнительных органов государственной власти Астраханской области осуществляются:
- развитие нормативной правовой базы в сфере жилищного законодательства на территории Астраханской области;
- разработка и реализация областных программ в жилищной сфере;
- проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом региональных особенностей и передового опыта;
- содействие осуществлению демонстрационных проектов выполнения мероприятий Программы;
- обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
- координация деятельности исполнителей мероприятий Программы.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
- разработка и реализация муниципальных программ в жилищной сфере;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Основным критерием участия муниципальных образований в реализации Программы, наряду с соблюдением требований по финансированию программных мероприятий (при наличии таких требований), является проведение необходимых преобразований на их территориях, включая развитие нормативной правовой базы.
Государственный заказчик определяет сроки и порядок проведения отбора и в установленном порядке ведет учет хода выполнения мероприятий Программы и использования средств областного бюджета.
Условия отбора включают требования к муниципальным программам и критерии дисквалификации.
Оценке подлежат заявки муниципальных образований, представленные в соответствующий срок по установленной форме и не подпадающие под критерии дисквалификации. Обязательным требованием для муниципальных программ является отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, предоставляемых за счет средств федерального и областного бюджетов.
По результатам отбора определяются муниципальные образования, имеющие лучшие показатели по оценочным критериям.
Средства областного бюджета предоставляются прошедшим отбор муниципальным образованиям Астраханской области при соблюдении ими следующих основных условий:
- представление в установленный государственным заказчиком срок и по установленной форме отчета о ходе выполнения программных мероприятий, включая отчет об использовании средств;
- выполнение программных мероприятий за отчетный период;
- целевое использование средств федерального и областного бюджетов;
- отсутствие оснований для применения критериев дисквалификации, возникших после отбора муниципальных образований Астраханской области (в случае наличия таких критериев).
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Соответствующая информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком с использованием печатных и электронных средств массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области и органы местного самоуправления (по согласованию) в установленном порядке предусматривают в проектах соответствующих бюджетов выделение финансовых средств в объемах, необходимых для реализации Программы.
Управление ресурсами осуществляется государственным заказчиком Программы - министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в соответствии с постановлением Губернатора Астраханской области от 21.06.2003 N 281 "О порядке разработки, утверждения и реализации областных целевых программ на территории Астраханской области".
8. Оценка эффективности социально-экономических,
экологических последствий реализации Программы
Реализация Программы должна обеспечить улучшение жилищных условий населения области за счет следующих показателей:
- увеличение годового объема ввода жилья с 648 в 2005 году до 1000 тыс. кв. м в 2010 году;
- увеличение показателя обеспеченности одного жителя области с 19,3 в 2005 году до 21,7 кв. м общей площади жилых помещений в 2010 году;
- повышение доступности жилья, доведение индекса доступности жилья с 3,4 в 2005 году до 3,0 в 2010 году;
- исполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями граждан отдельных категорий.
Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении 9.
Экологическое обоснование Программы и оценка экологических последствий ее реализации должны быть учтены на стадии разработки градостроительной документации всех уровней на территории Астраханской области.
Основные подходы к решению жилищной проблемы имеют экологическое наполнение, поскольку они улучшают санитарные и экологические условия жизнеобеспечения.
В настоящее время жилищный фонд на территории области нуждается в существенном улучшении экологических и гигиенических показателей.
При всем многообразии условий развития населенных пунктов области приоритеты развития градостроительства с учетом формирования устойчивой экологически чистой среды обитания, инженерных и транспортных инфраструктур, систем инженерного оборудования и защиты объектов, охраны окружающей среды сводятся к следующим направлениям:
- комплексная реформа градостроительной деятельности;
- организационно-техническое обеспечение комплекса работ по ведению на территории области Государственного градостроительного кадастра и банка градостроительных данных;
- поддержка программно-целевых методов разработки проектов планировки городских территорий, правил землепользования и застройки, комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе формирования экологически чистой и энергоэкономичной среды обитания населения в населенных пунктах области, включающей элементы инфраструктуры благоустройства, автотранспортного обеспечения, разрежения плотности застройки.
При определении резервных территорий для комплексной микрорайонной застройки необходимо в первую очередь учитывать вопросы экологии при разработке прединвестиционной документации, в том числе:
- применение современных экономичных методов потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых жилых домов для существенного снижения объемов выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
- разработка прогрессивных методов строительства на основе экологичных технологических решений с целью создания комфортной среды обитания человека и системы защиты территорий жилищной застройки от транспортного шума.
Изменение структуры архитектурно-планировочных решений строительства, развитие высотного домостроения будут осуществляться в основном в центральных районах населенных пунктов и районах населенных пунктов, находящихся в зоне сформированных основных транспортных потоков.
Прогнозируемая демографическая ситуация до 2010 года показывает, что существенного увеличения численности населения области не ожидается, следовательно, потребление основных ресурсов не вырастет, объем загрязнения окружающей среды при развитии жилищного строительства останется на прежнем уровне.
Анализ динамики потребления электрической и тепловой энергии при строительстве новых домов показывает, что удельный расход тепловой энергии системами теплоснабжения с применением современных экономичных методов потребления на отопление вновь построенных зданий будет ежегодно снижаться по сравнению с традиционными, и, в конечном итоге, приведет к снижению объема выброса загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
Изменится структура применения строительных материалов, вырастут объемы строительства зданий из монолитного бетона, сборного железобетона, легких мобильных зданий, что позволит уменьшить энергоемкость строительной продукции.
Большой объем индивидуального жилищного строительства предполагает рост строительства индивидуального жилья с применением автономных источников теплоснабжения и снижение энергопотребления по сравнению с традиционными проектными решениями.
Основным источником водоснабжения всех населенных пунктов области является бассейн рек Волги и Ахтубы.
При осуществлении нового строительства существенного прогнозного увеличения водопотребления не ожидается, за счет проведения мероприятий по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения произойдет снижение потерь при транспортировке.
Мероприятия, предусмотренные в областной целевой программе "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением главы администрации Астраханской области от 13.03.2000 N 93, позволяют обеспечить объемы водопотребления, связанные с реализацией Программы.
Для целей реализации поставленных задач не предусматривается увеличение мощностей существующих производств строительных материалов. Планируется структурная перестройка производства, направленная на снижение энергоемкости единицы строительной продукции. Увеличение объема выпуска строительной продукции предусматривается за счет полной загрузки существующих мощностей предприятий.
При этом планируется развитие индустрии производства с использованием инертных материалов, безопасных для здоровья человека и неагрессивных для окружающей среды.
Вместе с тем, намечается производство строительных материалов с использованием местных сырьевых ресурсов (глина, гипс, камыш).
Для полного восстановления сил человека, потраченных в процессе умственного и физического труда, жилая среда должна быть физиологически благоприятна.
В целях реализации данного условия необходимо:
- на основе перспективных технологических и технических решений градостроительства предусматривать снижение уровня физических видов воздействия (шумового, электромагнитного и т.д.);
- для уменьшения техногенной нагрузки на среду обитания населения и повышения ее комфортности в обязательном порядке предусматривать в градостроительной документации вопросы благоустройства, масштабное развитие зеленых зон, особенно зеленых зон общего пользования;
- в целях снижения загазованности предусматривать строительство подземных гаражей под высотными домами, поквартирного, автономного отопления, а также крышных котельных-модулей, оснащенных современным оборудованием;
- не планировать размещение новостроек в промышленных зонах и санитарно-защитных зонах крупных, потенциально экологически опасных предприятий-загрязнителей атмосферного воздуха и в целом окружающей среды.
Приложение 1
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области в 2006-2010 годах"
Численность очередников на улучшение жилищных условий
по Астраханской области
Наименование категорий граждан |
Ахтубин- ский район |
Володар- ский район |
Енотаев- ский район |
Икрянин- ский район |
Камызякс- кий район |
Краснояр- ский район |
Лиманс- кий район |
Нарима- новский район |
Приволжс- кий район |
Харабали- нский район |
Чернояр- ский район |
город Астра- хань |
Итого |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Всего, в том числе: |
484 | 1557 | 641 | 138 | 455 | 2750 | 796 | 902 | 362 | 360 | 207 | 15122 | 23774 |
1. Установленные федераль- ным законодательством, в том числе: |
220 |
393 |
242 |
92 |
182 |
467 |
417 |
291 |
191 |
145 |
22 |
4060 |
6722 |
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
7 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
27 |
42 |
Участники ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф |
10 |
12 |
4 |
10 |
14 |
5 |
7 |
10 |
4 |
3 |
1 |
178 |
258 |
Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица |
13 |
0 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
59 |
78 |
Граждане, обеспечиваемые жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" |
42 |
30 |
56 |
40 |
24 |
26 |
108 |
91 |
102 |
24 |
5 |
1405 |
1953 |
Граждане, обеспечиваемые жильем в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
41 |
111 |
32 |
7 |
7 |
59 |
38 |
56 |
21 |
6 |
10 |
1141 |
1529 |
Молодые семьи | 100 | 229 | 144 | 0 | 128 | 345 | 247 | 102 | 52 | 110 | 4 | 909 | 2370 |
Реабилитированные граждане | 2 | 8 | 2 | 0 | 2 | 4 | 3 | 17 | 1 | 0 | 0 | 110 | 149 |
Вынужденные переселенцы | 5 | 3 | 4 | 29 | 6 | 25 | 12 | 14 | 10 | 2 | 2 | 231 | 343 |
2. Другие категории граждан, в том числе: |
264 | 1164 | 399 | 46 | 273 | 2283 | 379 | 611 | 171 | 215 | 185 | 11062 | 17052 |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
120 |
12 |
37 |
10 |
5 |
34 |
43 |
4 |
13 |
39 |
17 |
620 |
954 |
Работники бюджетной сферы (муниципальных учреждений, обеспечиваемых за счет местных бюджетов, муниципальные служащие) |
28 |
446 |
52 |
21 |
31 |
67 |
118 |
100 |
42 |
9 |
23 |
1677 |
2614 |
Многодетные семьи | 85 | 180 | 70 | 11 | 21 | 227 | 102 | 68 | 63 | 32 | 14 | 1122 | 1995 |
Одинокие матери | 25 | 146 | 58 | 0 | 7 | 135 | 61 | 49 | 21 | 14 | 15 | 979 | 1510 |
Граждане, проживающие в жилье, непригодном для проживания |
0 |
304 |
3 |
4 |
139 |
1357 |
38 |
125 |
0 |
85 |
0 |
6186 |
8241 |
Граждане, пострадавшие от пожара |
6 | 8 | 0 | 0 | 10 | 6 | 2 | 6 | 19 | 9 | 2 | 478 | 546 |
Прочие | 0 | 68 | 179 | 0 | 60 | 457 | 15 | 259 | 13 | 27 | 114 | 0 | 1192 |
Примечание: сведения, приведенные в таблице, предоставлены администрациями муниципальных образований Астраханской области по состоянию на 01.05.2006 (без учета муниципального образования "ЗАТО Знаменск").
Приложение 2
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области в 2006-2010 годах"
Потребность в жилье граждан,
проживающих на территории Астраханской области
и состоящих на учете по улучшению жилищных условий
Наименование категорий граждан |
Кол-во семей (человек) |
Количество занимаемой общей площади жилья (в том числе непригодного для проживания), кв. м |
Потребность общей площади жилья, кв. м |
1 | 2 | 3 | 4 |
Всего: | 23774 (73179) |
3502091,9 (402993,6) |
1317222 |
в том числе: | |||
1. Установленные федеральным законодательством: |
|||
Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
42 (85) |
1128,5 (234) |
1530 |
Участники ликвидаций последствий радиационных аварий и катастроф |
258 (763) |
5838,7 (1298) |
13734 |
Граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица |
78 (246) |
3902 (828) |
4428 |
Граждане, обеспечиваемые жильем в соответствии с ФЗ "О ветеранах" |
1953 (5077) |
53356,9 (13017) |
91386 |
Граждане, обеспечиваемые жильем в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" |
1529 (3975) |
36001,2 (9456) |
71550 |
Молодые семьи | 2370 (7168) |
41310,2 (4340) |
129024 |
Реабилитированные граждане | 149 (371) |
3061,2 (556) |
6678 |
Вынужденные переселенцы | 343 (761) |
5738,55 (1377) |
13698 |
2. Другие категории граждан | |||
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей |
954 (1412) |
5273,5 (1594) |
25416 |
Работники бюджетной сферы (муниципальных учреждений, обеспечиваемых за счет местных бюджетов, муниципальные служащие) |
2614 (8301) |
55507 (13548) |
149418 |
Многодетные семьи | 1995 (10362) |
2854380,5 (11479) |
186516 |
Одинокие матери | 1510 (3459) |
22810,66 (6439,9) |
62262 |
Граждане, проживающие в жилье, непригодном для проживания |
8241 (25909) |
369177,2 (356453,7) |
466362 |
Граждане, пострадавшие от пожара |
546 (1552) |
15275,3 (13410) |
27936 |
Прочие | 1192 (3738) |
29330,68 (69) |
67284 |
Примечание: сведения, приведенные в таблице, предоставлены администрациями муниципальных образований Астраханской области по состоянию на 01.05.2006 (без учета муниципального образования "ЗАТО Знаменск").
Приложение 3
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области в 2006-2010 годах"
Обеспеченность населения Астраханской области жильем (на 01.01.2006)
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Муниципальное |Численность | Жилищный | Уровень | Среднедушевой | Средняя | Индекс |
| образование | жителей, | фонд, | обеспеченности |денежный доход | рыночная |доступности |
| | чел. | тыс. кв. м | населения | в месяц*, | стоимость | жилья |
| | | | жильем, | руб. | 1 кв. м | (ЕА***) |
| | | | кв. м | | жилья**, | |
| | | | | | руб. | |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Ахтубинский район | 74122 | 1368,4 | 18,5 | 4825,7 | 8400 | 2,61 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Город Знаменск | 32357 | 536,0 | 16,6 | 3836,3 | 8000 | 3,13 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Володарский район | 47646 | 767,8 | 16,1 | 2915,7 | 8200 | 4,22 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Енотаевский район | 28157 | 494,8 | 17,6 | 4548,3 | 7800 | 2,57 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Икрянинский район | 48235 | 951,0 | 19,7 | 3449,5 | 8500 | 3,7 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Камызякский район | 50275 | 877,3 | 17,5 | 2894,7 | 8200 | 4,25 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Красноярский район | 36592 | 617,0 | 16,9 | 8233,5 | 9000 | 1,64 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Лиманский район | 33831 | 740,0 | 21,9 | 3133,1 | 8500 | 4,07 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Наримановский район | 43882 | 819,9 | 18,7 | 2536,7 | 7500 | 4,43 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Приволжский район | 39716 | 811,1 | 20,4 | 4923,7 | 9003 | 2,74 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Харабалинский район | 40116 | 649,6 | 16,2 | 3343,7 | 7400 | 3,32 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Черноярский район | 20326 | 397,9 | 19,6 | 3707,0 | 5900 | 2,39 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Итого по районам | 495255 | 9030,8 | 18,2 | 4006,7 | 8157 | 3,05 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Город Астрахань | 498953 | 10206,4 | 20,5 | 7364,5 | 15200 | 3,1 |
|---------------------+------------+-------------+----------------+---------------+--------------+------------|
|Всего | 994208 | 19237,2 | 19,3 | 5697,1 | 11894 | 3,13 |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
* - данные получены расчетным путем;
** - данные предоставлены администрациями муниципальных образований Астраханской области;
*** - ЕА = Р х 54 / (А х 3 х 12), где Р - значение графы 6; 54 - общая площадь жилья для семьи из трех человек;
А - значение графы 5; 3 - состав средней семьи; 12 - месяцев.
Приложение 4
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области в 2006-2010 годах"
Обеспеченность территорий
муниципальных образований Астраханской области
строительными площадками для жилищного строительства
Муниципальное образование |
Количество площадок |
Площадь, га | Планируемая общая площадь жилья новой застройки, тыс. кв. м |
|
секционное строительство |
усадебная застройка |
|||
Ахтубинский район | 6 | 33,04 | 12,45 | 201,722 |
Володарский район | 6 | 54,0 | 75,5 | 53,68 |
Енотаевский район | 10 | 0 | 64,0 | 74,25 |
Икрянинский район | 9 | 2,0 | 98,9 | 55,05 |
Камызякский район | 5 | 10,6 | 22,6 | 4,4 |
Красноярский район |
2 | 0 | 8,0 | 5,024 |
Лиманский район | 9 | 4,5 | 32,0 | 177,99 |
Наримановский район |
24 | 1,44 | 143,69 | 134,29 |
Приволжский район | 9 | 0 | 60,5 | 192,0 |
Харабалинский район |
14 | 149,57 | 29,04 | 98,0 |
Черноярский район | 2 | 0 | 0,2 | 0,35 |
Город Астрахань | 19 | 806,62 | 0 | 4345,76 |
Итого | 115 | 1061,77 | 546,88 | 5342,516 |
Приложение 5
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Развитие систем домостроения
Наименование | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
тыс. кв. м |
% | тыс. кв. м |
% | тыс. кв. м |
% | тыс. кв. м |
% | тыс. кв. м |
% | |
Объем строительства, в том числе: |
660 | 100 | 837 | 100 | 880 | 100 | 950 | 100 | 1000 | 100 |
Крупнопанельное домостроение | 60 | 9,1 | 78 | 9,3 | 105 | 11,9 | 135 | 14,2 | 165 | 16,5 |
Каркасное домостроение | 8,5 | 1,3 | 20 | 2,4 | 35 | 4 | 70 | 7,4 | 120 | 12 |
Кирпичное домостроение | 543 | 82,3 | 668 | 79,8 | 633 | 71,9 | 613 | 64,5 | 550 | 55 |
Монолитное и сборно-монолитное домостроение |
30 | 4,5 | 45 | 5,4 | 74 | 8,4 | 95 | 10 | 120 | 12 |
Прочие | 18,5 | 2,8 | 26 | 3,1 | 33 | 3,8 | 37 | 3,9 | 45 | 4,5 |
Приложение 6
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Динамика потребности в основных материальных ресурсах
при жилищном строительстве
Наименование, ед. изм. | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Примечание |
Цемент, тыс. т | 70 | 90 | 116 | 130 | 165 | |
- уровень освоения мощностей, % | - | - | - | 20 | 50 | до 2008 года только ввоз |
Сборный железобетон, тыс. куб. м | 120 | 148 | 183 | 235 | 295 | производство |
- уровень освоения мощностей, % | 30 | 37 | 46 | 59 | 70 | |
в том числе детали КПД | 60,6 | 78,8 | 106 | 136 | 166 | производство |
- уровень освоения мощностей, % | 35 | 46 | 62 | 79 | 85 | |
Кирпич строительный, млн. штук усл. кирпича, в том числе (облицовочный + рядовой) |
210 (50+160) |
255 (65+190) |
240 (70+170) |
235 (85+150) |
220 (115+105) |
частичный ввоз из других регионов |
- уровень освоения мощностей, % | 33 | 38 | 40 | 48 | 60 | |
Газосиликатные блоки, млн. штук усл. кирпича |
7 | 8 | 13 | 15 | 18 | производство |
- уровень освоения мощностей, % | 10 | 16 | 26 | 30 | 36 | |
Щебень, тыс. куб.м | 54 | 69 | 93 | 117 | 141 | ввоз из других регионов |
Керамзит, тыс. куб.м | 45 | 60 | 80 | 105 | 130 | производство, с учетом 3-сл. стеновых панелей из тяжелого бетона |
- уровень освоения мощностей, % | 60 | 80 | 80 | 80 | 80 | частичный ввоз из других регионов |
Арматурная сталь (приведенная к кл. А-1), тыс. т |
30,5 | 40 | 48 | 59 | 71 | ввоз из других регионов |
Приложение 7
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Перечень программных мероприятий
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Источник финансирования |
Всего |
Объем финансирования (млн.руб.) |
||||
в том числе по годам | ||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Обеспечение жильем молодых семей (подпрог- рамма "Обеспече- ние жильем моло- дых семей" в составе ОЦП "Молодежь Астра- ханской области на 2006-2009 годы") |
Агентство по делам молодежи АО |
Всего: в том числе: федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты внебюджетные источники |
3501,801 664,25 678,0 261,551 1889 |
* * * * 227,0 |
587,0 112,0 114,0 45,0 316,0 |
759,0 144,0 152,0 57,0 406,0 |
805,0 153,0 157,0 60,0 435,0 |
932,0 177,0 182,0 68,0 505,0 |
Выполнение госу- дарственных обя- зательств по обеспечению жильем категорий граждан, уста- новленных феде- ральным законо- дательством |
Минстрой АО |
Всего: в том числе федеральный бюджет |
167,39 167,39 |
* | 28,0 28,0 |
36,0 36,0 |
39,0 39,0 |
43,0 43,0 |
Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов |
Министерст- во социального развития и труда АО Минстрой АО |
Всего: в том числе федеральный бюджет |
208,6 208,6 |
* | 35,0 35,0 |
45,0 45,0 |
48,0 48,0 |
56,0 56,0 |
Реализация подпрограммы "Модернизация объектов ЖКХ" (ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы): - Строительство и реконструкция объектов ЖКХ (ОЦП "Реформиро- вание предприя- тий ЖКХ на территории Аст- раханской облас- ти на 2005-2008 годы") |
Минстрой АО |
Всего: в том числе федеральный бюджет областной бюджет |
2426,0 385,0 2041,0 |
* * * |
403,0 65,0 338,0 |
525,0 84,0 441,0 |
556,0 87,0 469,0 |
643,0 102,0 541,0 |
- Переселение граждан из непригодного для проживания жи- лищного фонда (ОЦП "Переселе- ние граждан, проживающих в Астраханской об- ласти, из ветхо- го и аварийного жилищного фонда" на 2003-2007 годы) |
Минстрой АО |
Всего: в том числе федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты |
2662,0 1676,0 478,0 508,0 |
* * * * |
445,0 278,0 90,0 77,0 |
579,0 365,0 104,0 110,0 |
613,0 386,0 108,0 119,0 |
710,0 447,0 121,0 142,0 |
Увеличение объе- мов ипотечного жилищного креди- тования |
Минстрой АО |
Всего: в том числе областной бюджет внебюджетные источники |
22892,0 310,0 22582,0 |
* * * |
2922,0 50,0 2872,0 |
3862,0 60,0 3802,0 |
6323,0 70,0 6253,0 |
7987,0 90,0 7897,0 |
Реализация подпрограммы "Социальное развитие села до 2010 года" (в рамках утвержда- емой ОЦП "Социальное раз- витие сел Астра- ханской области до 2010 года") |
Министерст- во сельского хозяйства АО |
Всего: в том числе федеральный бюджет областной бюджет внебюджетные источники |
358,85 115,75 102,0 141,1 |
* * * 17,1 |
61,0 20,0 17,0 24,0 |
78,0 25,0 22,0 31,0 |
82,0 26,0 24,0 32,0 |
95,0 31,0 27,0 37,0 |
Строительство и приобретение жилья. Оказание государственной поддержки кате- гориям граждан, установленным областным зако- нодательством (с учетом ОЦП "Дети Астрахан- ской области на 2006-2008 годы") |
Минстрой АО |
Всего: в том числе областной бюджет местные бюджеты внебюджетные источники |
51128,0 280,0 157,5 50691,0 |
* * * 7011,0 |
9434,0 53,0 31,0 9350,0 |
12209,0 68,0 38,0 12103,0 |
10695,0 58,0 32,0 10605,0 |
11720,0 63,0 35,0 11622,0 |
Всего по мероприятиям: в том числе: федеральный бюджет областной бюджет местные бюджеты внебюджетные источники |
83345 3217,0 3898,0 927,0 75303 |
* * * * 9013,0 |
13915 538,0 662,0 153,0 12562,0 |
18093 699,0 847,0 205,0 16342,0 |
19161 739,0 886,0 211,0 17325,0 |
22186 856,0 1024,0 245,0 20061,0 |
* Кроме того, в 2006 году на реализацию мероприятий ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы планируется направить:
- 385 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год;
- 479 млн. рублей - за счет средств, предусмотренных областной адресной инвестиционной программой, утвержденной Законом Астраханской области от 22.12.2005 N 76/2005-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год";
- 113 млн. рублей - за счет средств местных бюджетов.
Приложение 8
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Ресурсное обеспечение Программы
Прогнозные объемы | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Итого | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ввод в эксплуатацию жилья на территории Астраханской области, тыс. кв. м |
660 |
837 |
880 |
950 |
1000 |
4327 |
в том числе в г. Астрахани | 600 | 737 | 772 | 836 | 890 | 3835 |
из общего объема индивиду- альное жилищное строи- тельство |
503 |
508 |
550 |
600 |
680 |
2841 |
в том числе в г. Астрахани | 430 | 406 | 412 | 420 | 476 | 2144 |
Капитальные вложения в строительство жилья (в ценах соответствующего года), млн. руб. |
* |
13915 |
18093 |
19161 |
22186 |
83345 |
в том числе: | ||||||
- федеральный бюджет | * | 538 | 699 | 739 | 856 | 3217 |
- областной бюджет | * | 662 | 847 | 886 | 1024 | 3898 |
- местные бюджеты | * | 153 | 205 | 211 | 245 | 927 |
- средства организаций, банковские кредиты и прочие источники |
1199 |
1948 |
2575 |
4216 |
5325 |
15263 |
- средства населения | 7814 | 10614 | 13767 | 13109 | 14736 | 60040 |
* Кроме того, в 2006 году на реализацию мероприятий ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы планируется направить:
- 385 млн. рублей - за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год;
- 479 млн. рублей - за счет средств, предусмотренных областной адресной инвестиционной программой, утвержденной Законом Астраханской области от 22.12.2005 N 76/2005-ОЗ "Об областном бюджете на 2006 год";
- 113 млн. рублей - за счет средств местных бюджетов.
Приложение 9
к отраслевой целевой программе
"Развитие жилищного строительства
в Астраханской области на 2006-2010 годы"
Показатели оценки эффективности программных мероприятий
Наименование показателя | Ед.изм. | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Увеличение объемов жилищного строительства, развитие первичного рынка жилья (ввод жилья) |
тыс. кв. м | 660 | 837 | 880 | 950 | 1000 |
Улучшение жилищных условий граждан (рост жилищной обеспеченности одного жителя области) |
кв. м | 19,6 | 20,0 | 20,4 | 21,0 | 21,7 |
Повышение доступности приобретения жилья (индекс доступности жилья) |
годы | 3,12 | 3,1 | 3,07 | 3,05 | 3,0 |
Увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам |
млн. руб. | 1798 | 2922 | 3862 | 6323 | 7987 |
Содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального и областного бюджетов молодых семей |
тыс. семей |
1,0 | 0,9 | 0,47 | 0,47 | 0,47 |
Содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета: |
||||||
- категорий граждан, установленных федеральным законодательством; |
тыс. семей | 0,025 | 0,027 | 0,029 | 0,030 | 0,034 |
- ветеранов и инвалидов | тыс. семей | 0,125 | 0,130 | 0,140 | 0,150 | 0,152 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа направлена на создание условий для развития жилищного сектора и повышение уровня обеспеченности населения жилыми помещениями путем увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры. Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно правовой базы, наиболее важным является внесение изменение в нормативно правовые акты Астраханской области в целях приведения их в соответствие с Градостроительным и Жилищным кодексами РФ.
Организационные мероприятия будут направлены на создание условий для снижения административных барьеров в жилищном строительстве; внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; реализация мер градостроительного и антимонопольного регулирования.
Постановление Государственной Думы Астраханской области от 28 ноября 2006 г. N 549/3 "Об утверждении отраслевой целевой Программы "Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006 - 2010 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 14 декабря 2006 г. N 56