Решение Арбитражного суда г.Москвы от 3 ноября 2016 г. по делу N А40-189325/2016
г. Москва |
|
03 ноября 2016 г. |
Дело N А40-189325/2016-145-1666 |
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Председательствующего судьи
Вигдорчика Д.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, дом 12)
к Закрытому акционерному обществу "Страховая компания "Инвестиции и Финансы" (ОГРН 1027739091995, ИНН 7718036380, 125057, г. Москва, ул. Песчаная, дом 4А)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества "Страховая компания "Инвестиции и Финансы" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
В соответствии с ч.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела следует, что в Банк России поступило обращение гр. М.Л.С. за вх. N 0-1991 от 05.05.2016 г., содержащее сведения о возможном нарушении Ответчиком законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 18.4 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет защиту прав и законных интересов, в том числе страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.1 Закона N 86-ФЗ, некредитными финансовыми организациями в соответствии с Законом N 86-ФЗ признаются лица, осуществляющие, в том числе, деятельность субъектов страхового дела.
Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
В соответствии со статьей 76.5 Закона N 86-ФЗ, Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
В ходе рассмотрения обращения административным органом установлено следующее.
АО "СК "ИФ" заключило договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства серия ЕЕЕ N _024 со сроком действия с 15.09.2015 г. по 14.09.2016 г. в отношении М.Л.С., применительно к транспортному средству "Lexus RX330", государственный регистрационный знак _785_52, принадлежащего М.Л.С. на праве собственности.
16.02.2016 г. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля "Toyota Venza", государственный регистрационный знак _1770_52, под управлением Р.Е.А. и автомобиля "Lexus RX330", государственный регистрационный знак _785_52, под управлением М.Л.С. Гражданская ответственность лица, признанного виновным в наступлении дорожно-транспортного происшествия - Р.Е.А. на момент ДТП была застрахована в ПАО СК "Росгосстрах", что подтверждается договором ОСАГО серия ЕЕЕ N _785 от 10.08.2015 г.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
- в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;
- дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
19.02.2016 г. в АО "СК "ИФ" поступило заявление М.Л.С. о возмещении убытков по договору ОСАГО серия ЕЕЕ N _024. В этот же день потерпевшим были представлены страховщику все документы, необходимые для рассмотрения заявления о выплате страхового возмещения, что подтверждается Актом приема-передачи документов от 19.02.2016 г.
Осмотр транспортного средства был произведен по соглашению между страховщиком и потерпевшим с помощью специалиста ООО "Профлидер", в результате которого составлен Акт осмотра транспортного средства от 19.02.2016.
В связи с тем, что договоры ОСАГО в отношении М.Л.С. и в отношении виновного лица были заключены после 01.09.2014 г. к правоотношениям, возникшим из договоров ОСАГО, заключённых со страхователем и причинителем вреда, применяются положения п. 21 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее -Закон об ОСАГО), страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных Правилами ОСАГО (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. N 223-ФЗ, вступившей в силу с 01.09.2014 г.).
Как следует из документов, представленных страховщиком, 10.03.2016 г. АО "СК "ИФ" подготовлен акт о страховом случае, что свидетельствует о признании события, произошедшего 16.02.2016 г. страховым случаем.
Выплата страхового возмещения потерпевшему осуществлена 17.05.2016 г., что подтверждается платежным поручением N 6841.
Согласно материалов, имеющихся в распоряжении Управления, 25.04.2016 г. в адрес страховщика поступила досудебная претензия М.Л.С. об осуществлении выплаты страхового возмещения и требованием о предоставлении копии акта о страховом случае.
Согласно п. 4.23 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Положением Центрального Банка Российской Федерации N 431-П от 19.09.2014 (далее - Правила ОСАГО) в акте о страховом случае на основании имеющихся документов производится расчет страховой выплаты и указывается ее размер. Копия акта о страховом случае передается страховщиком потерпевшему (выгодоприобретателю) по его письменному требованию не позднее трех календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты получения страховщиком такого требования (при получении требования после составления акта о страховом случае) или не позднее трех календарных дней, за исключением не-рабочих праздничных дней, с даты составления акта о страховом случае (при получении требования до составления акта о страховом случае).
Таким образом, страховщик был обязан в срок до 28.04.2016 г. направить в адрес Страхователя запрошенные документы.
Как следует из материалов, имеющихся в распоряжении Управления в ответ на претензию страховщик направил письмо исх. N 165 от 05.05.2016, в котором сообщает, что выплата страхового возмещения будет осуществлена в ближайшее время.
Вместе с тем, запрошенные М.Л.С. документы страховщиком не направлены, что послужило поводом для направления предписания в адрес АО СК "Инвестиции и Финансы" об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации.
Во исполнение предписания Банка России исх. N С59-7-2-9/5717 от 01.06.2016 г. АО СК "Инвестиции и Финансы" направило в адрес М.Л.С. копию акта о страховом случае 20.06.2016 г., что подтверждается письмом исх. N 2106-01/16 от 20.06.2016 г. и почтовыми документами о направлении корреспонденции в адрес заявителя.
Таким образом, страховщиком был нарушен срок, установленный п. 4.23 Правил ОСАГО на 52 дня.
В соответствии со ст. 938 ГК РФ в качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида. Требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятельности и осуществления государственного надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона N 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
Соблюдение страховщиком страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Таким образом, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) страховщики обязаны соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования как условие осуществления лицензируемой деятельности.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией) установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Таким образом, ЗАО СК "ИФ" не были соблюдены лицензионные требования и условия, установленные пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного 25.08.2016 г. и.о. начальника отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Приволжском федеральном округе Рябцевой Е.Н., в отсутствии законного представителя общества, составлен протокол N С59-7-2-5/9192 об административном правонарушении.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен Письмом от 26.07.2016 г. N С59-7-2-5/7889 и N С59-7-2-5/7890, полученных обществом 03.08.2016 г. и 15.08.2016 г. согласно копий почтовых уведомлений.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ч. 1 ст. 23.74, ст. 28.2, ст. 28.3 КоАП РФ. Нарушений процедуры составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа в привлечении к административной ответственности в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с п.1 ст.30 Закона государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (далее - страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Таким образом, ненадлежащее исполнение установленных законом обязательств страховщиком влечет нарушение п.5 ст.30 Закона и соответственно является основанием для применения ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Указанная позиция подтверждается Постановлением Президиума ВАС от 04.02.2014 г. N 13004/13.
Вина ответчика в совершении вменяемого административного правонарушения в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ установлена, так как на него, как обладателя лицензии по оказанию страховой деятельности, возложена обязанность по соблюдению установленных сроков выплаты страхового возмещения, однако, при наличии возможности соблюдения лицензионных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ на дату вынесения решения не пропущен.
Факт совершения административного правонарушения и вина Общества административным органом доказаны, что указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, то есть в размере 30 000 рублей.
В соответствии с ч.2 ст.204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч.3 ст.14.1, ст.25.1, 25.5, 28.2 КоАП РФ, ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь Закрытое акционерное общество "Страховая компания "Инвестиции и Финансы" (ОГРН 1027739091995, ИНН 7718036380, дата регистрации: 21.08.2002 г., 125057, г. Москва, ул. Песчаная, дом 4А) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Наложить на Закрытое акционерное общество "Страховая компания "Инвестиции и Финансы" (ОГРН 1027739091995, ИНН 7718036380, дата регистрации: 21.08.2002 г., 125057, г. Москва, ул. Песчаная, дом 4А) административный штраф в размере 30 000 (тридцать тысяч) руб.
Штраф следует уплатить по следующим реквизитам:
р/с - 40101810400000010002 в Волго-Вятском ГУ Банка России, УИН 0355263902200250816091906, ЕИП 27718036380775001001, БИК-042202001, ИНН - 7702235133, КПП-526045005, получатель: УФК по Нижегородской области (Волго-Вятское ГУ Банка России), КБК: 999 1 16 90 01001 6000 140, ОКТМО: 22701000,
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В соответствии с ч.4.2 ст.206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В случае непредставления документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, до истечения шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, экземпляр настоящего решения для его принудительного исполнения будет направлен в Федеральную службу судебных приставов.
Судья |
Вигдорчик Д.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.