Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 17 мая 2007 г. N 176-П
Приложение N 18
к Программе
Подпрограмма "Модернизация жилищного фонда Астраханской области
на 2007-2010 годы" отраслевой целевой программы "Реформирование
предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской
области на 2005-2008 годы"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы - "Модернизация жилищного фонда
Астраханской области на 2007-2010 годы"
Основание для разработки - протокол заседания Правительства
подпрограммы Российской Федерации от 26 апреля 2007
года N 17 "О мерах по реализации
Послания Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию
Российской Федерации 2007 года"
Государственный заказчик - министерство жилищно-коммунального
подпрограммы хозяйства Астраханской области
Основной разработчик - министерство жилищно-коммунального
подпрограммы хозяйства Астраханской области
Исполнители основных - министерство жилищно-коммунального
мероприятий хозяйства Астраханской области
совместно с администрациями
муниципальных образований,
предприятиями ЖКХ, казенное предприятие
Астраханской области "Дирекция по
реализации федеральных и областных
программ в Астраханской области"
(далее - КП АО "Дирекция")
Цели и задачи подпрограммы Основными целями подпрограммы
являются комплексное решение проблемы
перехода к устойчивому функционированию
жилищного фонда, обеспечение
безопасных и комфортных условий
проживания в нем, проведение
капитального ремонта жилищного фонда
Астраханской области и последующая
организация новых форм управления им
путем создания системы государственной
поддержки и использования собственных
средств населения.
Для достижения поставленных целей
необходимо решение следующих задач:
- выполнение в необходимом объеме
капитального ремонта и увеличение
срока службы и эксплуатации
кровельных покрытий, инфраструктуры
подвальных помещений, фасадов, лифтов
с применением современных материалов
и технологий;
- создание технических и инвестиционных
условий для приведения существующего
жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры в соответствие со
стандартами качества, обеспечивающими
комфортные и безопасные условия
проживания жителей, и последующей
организации новых форм управления
жилищным фондом;
- снижение затрат на оплату населением
жилищно-коммунальных услуг;
- переход к плановым ремонтам и
регулярному обслуживанию жилищного
фонда;
- разработка правовых, методических и
организационных механизмов для
привлечения инвестиций на
реконструкцию и капитальный ремонт
жилищного фонда;
- привлечение средств населения на
реализацию мероприятий по
реконструкции и модернизации
жилищного фонда;
- внедрение и развитие системы
ипотечного и банковского кредитования
для проведения капитального ремонта
жилищного фонда;
- конкурсный отбор подрядчиков на
выполнение работ по ремонту кровель,
подвалов, фасадов, лифтов и на
поставку расходных материалов;
- организация и проведение
информационной работы среди населения
по вопросу перехода на новые формы
управления жилищным фондом;
- обеспечение мониторинга проведенных
программных мероприятий с целью
анализа ситуации, обобщения
положительного опыта
Срок реализации 2007-2010 годы
подпрограммы
Объемы и источники Необходимый объем финансирования -
финансирования 1674,5 млн. руб., в том числе за счет
средств:
федерального бюджета - 669,8 млн. руб.;
областного бюджета - 669,8 млн. руб.;
бюджетов органов местного
самоуправления - 334,9 млн. руб.
Ожидаемые конечные Реализация подпрограммы обеспечит:
результаты реализации - улучшение качества
подпрограммы жилищно-коммунального обслуживания
потребителей;
- своевременное принятие населением
решения по вопросу перехода на новые
формы управления жилищным фондом;
- снижение затрат на оплату населением
жилищно-коммунальных услуг;
- надежность работы
инженерно-коммунальных систем
жизнеобеспечения, комфортность и
безопасность условий проживания
граждан;
- эффективное сочетание хозяйственной
самостоятельности как непосредственно
жильцов многоэтажных жилых домов,
так и конкурирующих предприятий
жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие предпринимательской
активности и защита интересов
потребителей;
- выполнение обязательств государства
перед гражданами, проживающими в
непригодных условиях;
- создание благоприятных условий на
территории области для ежегодного
наращивания объемов строительства
дополнительной жилой площади за счет
переоборудования кровель и
надстройки мансард;
- снижение социальной напряженности в
обществе;
- улучшение состояния здоровья
населения
Контроль за исполнением Контроль в установленном порядке
подпрограммы осуществляют министерство
экономического развития и министерство
жилищно-коммунального хозяйства
Астраханской области
1. Введение
Жилищный кодекс Российской Федерации обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления своим жильем в соответствии с качеством и количеством жизненно необходимых жилищно-коммунальных работ и услуг.
Одной из задач, определенных Правительством Астраханской области в рамках отраслевой целевой программы "Реформирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства на территории Астраханской области на 2005-2008 годы", является необходимость перехода на новые формы управления своим имуществом собственниками жилых помещений в многоквартирном жилищном фонде.
При этом основной целью проводимых реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве является создание комфортных и безопасных условий для проживания людей с соблюдением необходимых санитарных норм и правил, что напрямую зависит от технического состояния жилых домов и их конструктивных элементов.
Однако значительная часть жилищного фонда Астраханской области в настоящее время не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по своему качеству.
Данной проблеме на территории области на протяжении многих лет не уделялось достаточного внимания.
В целях обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, на неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, на беспрепятственное осуществление прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другим федеральным законодательством, для обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению разработана данная подпрограмма.
Существующее положение привело к тому, что часть жилищного фонда муниципальной собственности пришла в состояние, непригодное для постоянного проживания.
Недофинансирование и экономия средств за счет использования более дешевых строительных материалов приводят к постоянному ремонту и оборачиваются дополнительными затратами.
Все финансовые затраты ложатся и списываются на убытки предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
Содержание ветхого жилья для муниципалитета обходится дороже, чем содержание зданий, находящихся в технически исправном состоянии, что приводит к завышению уровня федерального стандарта предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц. При этом качество предоставляемых услуг в таком жилищном фонде оставляет желать лучшего.
Исходя из многолетней практики содержания жилых домов и проведения капитального ремонта за счет бюджетного финансирования очевидна невозможность решения данной проблемы только за счет средств бюджетов всех уровней.
Большинство жителей, проживающих в аварийном жилом фонде, имеют низкие доходы и не в состоянии с использованием собственных сбережений или банковских кредитов привести его в надлежавшее состояние для последующего перехода на новые формы управления жилищным фондом.
Деятельность министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в вопросе проведения капитального ремонта жилищного фонда носит методологическую и координационную направленность.
Оценка состояния жилищного фонда как в натуральном, так и в стоимостном выражении произведена по данным органов местного самоуправления.
2. Основные цели и задачи капитального ремонта многоквартирного
жилищного фонда
Основными целями подпрограммы являются комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию многоквартирного жилищного фонда, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нем, проведение капитального ремонта жилищного фонда Астраханской области и последующая организация новых форм управления им путем создания системы государственной поддержки и использования собственных средств населения.
Учет социальной направленности предлагаемых мероприятий подпрограммы и их финансово-экономических аспектов имеет основополагающее значение в осуществлении поставленных задач, поэтому изыскание нетрадиционных путей и источников финансирования для решения проблемы является одним из главных направлений работы.
Настоящая подпрограмма направлена не только на участие в финансировании инвестиционных проектов. Ее реализация должна обеспечить создание институциональных условий для повышения эффективности работы организаций коммунального комплекса, формирования инвестиционной привлекательности сектора для частного капитала.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- выполнение в необходимом объеме капитального ремонта и увеличение срока службы и эксплуатации кровельных покрытий, инфраструктуры подвальных помещений, фасадов, лифтов с применением современных материалов и технологий;
- создание технических и инвестиционных условий для приведения существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные и безопасные условия проживания жителей, и последующей организации новых форм управления жилищным фондом;
- снижение затрат на оплату населением жилищно-коммунальных услуг;
- переход к плановым ремонтам и регулярному обслуживанию жилищного фонда;
- разработка правовых, методических и организационных механизмов для привлечения инвестиций на реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда;
- внедрение и развитие системы ипотечного и банковского кредитования для проведения капитального ремонта жилищного фонда;
- конкурсный отбор подрядчиков на выполнение работ по ремонту кровель, подвалов, фасадов, лифтов и на поставку расходных материалов;
- привлечение средств населения на реконструкцию и модернизацию жилищного фонда;
- организация и проведение информационной работы среди населения по вопросу перехода на новые формы управления жилищным фондом;
- обеспечение мониторинга за проведенными программными мероприятиями с целью анализа ситуации и обобщения положительного опыта.
Реализация подпрограммы предусматривает:
- проведение масштабной информационной кампании среди населения по вопросу перехода на новые формы управления жилищным фондом;
- организацию независимой оценки результативности и эффективности проведенных программных мероприятий с целью анализа ситуации и рассмотрения обобщенного положительного опыта на конференциях, семинарах, совещаниях;
- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях реализации подпрограммы и контроля за ходом мероприятий и обеспечения специализированного сайта подпрограммы.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
- ежегодное адресное планирование ремонтов кровель, подвалов, фасадов, лифтов;
- содействие в организации мониторинга за проведенными мероприятиями и передачи опыта;
- стимулирование создания товариществ собственников жилья.
3. Оценка состояния жилищного фонда Астраханской области
Жилищный фонд Астраханской области составляет 45614 домов общей площадью 2600 тыс. кв. м.
На основании ранее проведенных общих плановых осмотров зданий в Астраханской области выявлено 5246 зданий, имеющих физический и моральный износ основных строительных конструкций и их инженерного оборудования. Общая площадь таких зданий составляет 299 тыс. кв. м.
Ветхое жилье в области составляет 20% от общей площади обслуживаемого жилищного фонда.
Необходимый объем средств и источники финансирования мероприятий по капитальному ремонту муниципального жилищного фонда представлены в приложениях N 1, 2 к подпрограмме.
Согласно нормативным документам (ВСН 58-88 (р) продолжительность эффективной эксплуатации основных элементов зданий колеблется от 30 до 50 лет, а износ указанных зданий уже составляет более 60%.
Наиболее уязвимыми конструктивными элементами жилого здания являются кровля, инфраструктура подвальных помещений, лифты и фасады.
С целью обеспечения равномерного выделения финансовых средств по годам и технологической возможности выполнения капитальных ремонтов объем работ распределен на 2007-2010 годы.
3.1. Оценка состояния кровель
В результате протекания кровель насыщаются влагой плиты перекрытия и покрытия, карнизы, стены и другие конструкции зданий.
Их преждевременное разрушение из-за повышенной влажности, коррозии арматуры может привести к нарушению устойчивости всего жилого дома.
Кроме того, протечки кровель, вызывая намокание стен и потолков в жилых квартирах, создают повышенную влажность, появляется грибковый налет и плесень. Вода нередко приводит к выходу из строя электропроводки в квартирах жильцов и замыканию электрощитовых на лестничных площадках.
В настоящее время сложилась ситуация, когда необходимо принять экстренные меры по выполнению ремонта кровель с применением современных материалов и технологий, по переходу к плановому ремонту кровель и их регулярному обслуживанию.
Начиная с 2001 года ежегодный ремонт кровель составлял около 20-30% от потребности.
Количество жалоб на протечки кровель составляет 80% от общего количества жалоб на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг.
Конкретные объекты и объемы работ из списка домов муниципального жилищного фонда, где необходимо провести капитальный ремонт кровель (приложения N 3-5), планируемые к ежегодному выполнению, определяются по результатам проводимых два раза в год (осенью и весной) общих осмотров жилых зданий и планов капитального ремонта по районам на год.
В настоящее время требуется произвести срочный капитальный ремонт кровель в объеме 480, 7 тыс. кв. м на общую сумму 475,8 млн. рублей.
Необходимо отметить, что проведение капитального ремонта кровель многоквартирных жилых домов, надстройка мансардных этажей при сдаче их в аренду позволят получать дополнительный доход, который можно использовать на содержание жилого дома.
3.2. Оценка состояния лифтов
Подпрограммой в соответствии с действующими Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов ПБ 10-558-03, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 16.05.2003 N 31, инструкциями заводов-изготовителей, Положением по организации ремонта лифтов и Положением о планово-предупредительном ремонте лифтов, Правилами эксплуатации жилищного фонда предусматривается произвести:
- обследование лифтов, отработавших нормативный срок службы, с целью определения возможности продления срока их безопасной эксплуатации, диагностику и модернизацию;
- замену лифтов в жилых зданиях, которые прошли нормативный срок эксплуатации;
- реконструкцию или капитальный ремонт изношенного лифтового оборудования (узлов).
Данные работы позволят продлить срок эксплуатации лифтов еще на 10-15 лет.
Кроме того, для обеспечения безопасной эксплуатации лифтов необходимо их оборудовать надежными устройствами:
- УБ-1 - устройство от проникновения посторонних лиц в шахту лифта;
- УКСЛ - устройство контроля скорости лифта;
- ТМ 88-1 - комплекс телемеханики, который позволит поэтапно внедрять системы информационно-диспетчерского обслуживания лифтов, проводить дистанционную диагностику всех типов лифтов, электронное документирование аварий, формирование отчетов по простоям, компьютерное обеспечение лифтового хозяйства;
- УБДЛ 88-1 - устройство безопасности и диагностики лифта.
При разработке подпрограммы учитывались первоочередные мероприятия.
Дальнейшая замена и реконструкция лифтов в жилых зданиях будет производиться за счет средств предприятий, обслуживающих жилые дома, управляющих компаний и ТСЖ.
Ежегодно проводимой диагностикой лифтов и лифтового оборудования в жилищном фонде Астраханской области выявлено, что в многоквартирных жилых зданиях области отработали установленный нормативный срок эксплуатации (25 лет) и подлежат замене или капитальному ремонту (реконструкции отдельных элементов лифтового хозяйства) 443 лифта (приложения N 6-8).
Согласно имеющимся данным необходимо выполнить капитальный ремонт 458 лифтов на общую сумму 381,4 млн. руб. с заменой отдельных элементов и узлов лифтового хозяйства.
3.3. Оценка состояния инженерных коммуникаций подвальных помещений
Согласно представленным муниципальными образованиями данным необходимо произвести капитальный ремонт инженерных коммуникаций подвальных помещений в объеме 714,1 тыс. погонных метров на общую сумму 656,2 млн. руб. (приложения N 9-11).
На капитальный ремонт подвалов из бюджетов всех уровней выделяется лишь около 10% требуемых средств, при этом проводимые мероприятия не дают ощутимого результата и не могут коренным образом изменить ситуацию с приведением в надлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей.
Все это приводит к тому, что осушенные подвалы вновь затапливаются, и жилищно-эксплуатационным организациям приходится все время возвращаться к одним и тем же работам .
Работы по осушению подвалов включают в себя ремонт отмостки, дренажа, внутренних и наружных сетей, а также восстановление гидроизоляции.
3.4. Оценка состояния фасадов
В настоящее время в наиболее изношенном и аварийном состоянии находятся выступающие части фасадов, а именно балконы и лоджии.
Кроме того, имеющиеся значительные трещины и разломы фасадной части многоквартирных жилых домов могут привести к обрушению наружных ограждающих конструкций, а также жилого дома в целом.
На проведение ремонтных работ по улучшению технического состояния фасадов необходимо выделение средств в объеме 161,3 млн. руб. (приложения N 12-14).
Проведение ремонтных работ указанных частей зданий необходимо по причине возможного их обрушения, что также небезопасно для жизни населения Астраханской области.
4. Источники финансирования подпрограммы
Необходимый объем финансирования подпрограммы - 1674,5 млн. руб., в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 669,8 млн. рублей;
- областного бюджета - 669,8 млн. рублей;
- бюджетов органов местного самоуправления - 334,9 млн. рублей.
Средства на выполнение мероприятий подпрограммы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального, областного и местного бюджетов.
5. Контроль за исполнением подпрограммы
Контроль за выполнением мероприятий подпрограммы и общую координацию деятельности осуществляют министерство экономического развития Астраханской области и министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Важнейшей задачей Правительства Астраханской области в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области является развитие конкурентных отношений в сфере капитального ремонта жилищного фонда.
Необходимо организовать конкурсный отбор подрядчиков на выполнение работ по капитальному ремонту.
Объемы работ по обслуживанию жилого дома находятся в зависимости от качества выполнения капитального ремонта.
Проведя качественный капитальный ремонт, управляющая организация может существенно снизить свои текущие затраты, в чем и заключается ее экономический интерес.
По мере формирования конкурентных отношений в сфере управления жилищным фондом право проведения конкурсов на капитальный ремонт целесообразно передать управляющим жилищным организациям.
6. Ожидаемый результат и оценка
эффективности реализации подпрограммы
Основными критериями эффективности реализации подпрограммы будут являться:
- количество отремонтированного и приведенного в нормативное состояние жилищного фонда;
- доля реализованных (завершенных) проектов по капитальному ремонту (модернизации);
- рост числа товариществ собственников жилья;
- снижение размеров обязательных платежей собственников жилья на содержание и текущий ремонт в многоквартирных домах - участников реализованных проектов по капитальному ремонту.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
- улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей;
- своевременное принятие населением решения по вопросу перехода на новые формы управления жилищным фондом;
- снижение затрат на оплату населением жилищно-коммунальных услуг;
- надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- ликвидацию критического уровня износа жилищного фонда;
- эффективное сочетание хозяйственной самостоятельности как непосредственно жильцов многоэтажных жилых домов, так и конкурирующих предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
- развитие предпринимательской активности и защиту интересов потребителей;
- создание благоприятных условий на территории области для ежегодного наращивания объемов строительства дополнительной жилой площади за счет переоборудования кровель и надстройки мансард;
- создание дополнительных рабочих мест;
- снижение социальной напряженности в обществе, а также устойчивое и самостоятельное развитие всех муниципальных образований;
- улучшение состояния здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.