Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 3 сентября 2007 г. N 381-П
Приложение
к Методическим рекомендациям
Инструкция 1
по описанию последовательности действий при предоставлении
государственных услуг (сервисов) в электронной форме
1. Введение
Для повышения эффективности оказания услуг, их непрерывного развития после определения перечня предоставляемых услуг необходимо перейти к следующему этапу, на котором изучаются бизнес-процессы, которые нужно реализовать для того, чтобы оказывать государственные услуги (предоставлять сервисы) и обеспечить достижение стратегических целей.
Настоящая инструкция призвана унифицировать описание порядка оказания государственных услуг (предоставления сервисов) посредством применения единого инструментария при их разработке.
Порядок оказания государственных услуг (предоставления сервисов) - это совокупность действий (операций) и правил их выполнения при оказании государственной услуги (предоставлении сервиса), это система правил, сформулированная с использованием принятых обозначений, которая определяет процесс перехода от допустимых исходных данных к некоторому результату. Очень важен вопрос о выборе формы представления схемы. Для отображения схемы необходимо принять общую единую систему обозначений.
В рамках настоящего постановления выбраны графический вид записи порядка оказания государственных услуг (предоставления сервисов) - с помощью диаграмм в соответствии с приведенными ниже правилами, и текстовое описание схемы.
При описании порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса) необходимо привести совокупность действий, которые приводят к заданному результату, с указанием потоков информации и материальных объектов на каждом шаге.
2. Основные определения
При описании порядка и построении диаграмм процесс оказания государственной услуги (предоставления сервиса) рассматривается как логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы производителя, создает ценность и выдает результат потребителю.
Блок - прямоугольник, используемый для описания функции, имеющий собственные наименование и номер.
Декомпозиция - разделение моделируемой услуги на функции или разделение функции на функции-компоненты.
Интерактивная форма оказания государственной услуги (предоставления сервиса) - здесь двустороннее взаимодействие специалистов органа государственной власти Астраханской области с получателем государственной услуги с использованием средств информатизации, в частности инструментария специализированного портала сервисов в рамках портала органов государственной власти Астраханской области.
Метка стрелки - определение значения стрелки (описывается существительным или существительным с прилагательными и предлогами).
Семантика - значение синтаксических компонентов правил описания порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса).
Синтаксис - структурные компоненты описания порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса) и правила, которые определяют отношения между ними.
Стрелка - направленная линия, состоящая из одного или нескольких сегментов, которая моделирует открытый канал или канал, передающий данные или материальные объекты от источника (начальная точка стрелки) к потребителю (конечная точка "с наконечником"). Имеется четыре класса стрелок: входная стрелка, выходная стрелка, управляющая стрелка, стрелка механизма:
- входная стрелка - класс стрелок, которые отображают вход блока, то есть данные или материальные объекты, которые преобразуются функцией в выход. Входные стрелки связываются с левой стороной блока;
- выходная стрелка - класс стрелок, которые отображают выход блока, то есть данные или материальные объекты, произведенные функцией. Выходные стрелки связываются с правой стороной блока;
- стрелка механизма - класс стрелок, которые отображают механизмы, то есть средства, используемые для выполнения функции (в том числе указывается исполнитель). Стрелки механизмов связываются с нижней стороной блока;
- управляющая стрелка - класс стрелок, которые отображают управления, то есть условия, при выполнении которых выход блока будет правильным. Управляющие стрелки связываются с верхней стороной блока.
Функция - деятельность, процесс или преобразование (моделируемое блоком), идентифицируемое глаголом или глагольной формой, которая описывает, что должно быть выполнено.
3. Условные обозначения
Для описания порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса) должны использоваться следующие условные обозначения:
+---+ +---+ - блоки. Блоки представляют функции, определяемые как деятельность, процесс, операция, действие или преобразование.
----> - стрелки. Стрелки представляют данные или материальные объекты, связанные с функциями.
3.1. Блок
Блок описывает функцию. Типичный блок показан на рис. 1. Внутри каждого блока помещается его имя и номер. Имя должно быть активным глаголом или глагольным оборотом, описывающим функцию. Номер блока размещается в правом нижнем углу. Номера блоков используются для их идентификации на диаграмме и в соответствующем тексте.
/-----------------------\
| |
| Разработать |
| модель |
| 1 |
\-----------------------/
Рис. 1. Блок
Размеры блоков должны быть достаточными для того, чтобы включить имя блока.
Блоки должны быть прямоугольными, нарисованными сплошными линиями.
3.2. Стрелка
Стрелка формируется из одного или более отрезков прямых и наконечника на одном конце. Как показано на рис. 2, сегменты стрелок могут быть прямыми или ломаными; в последнем случае горизонтальные и вертикальные отрезки стрелки сопрягаются дугами, имеющими угол 90°. Стрелки не представляют поток событий или последовательность событий, как в традиционных блок-схемах потоков или процессов. Они лишь показывают, какие данные или материальные объекты должны поступить на вход функции для того, чтобы эта функция могла выполняться, или какие данные и материальные объекты являются результатом выполнения функции.
----------> Прямолинейный отрезок стрелки
---------\ Ломаный сегмент стрелки. Дуга сопряжения 90°
90° |
|
|
V
----------> Ветвление стрелок
|
\--->
----------> Слияние стрелок
|
Рис. 2. Синтаксис стрелок
Ломаные стрелки изменяют направление только под углом 90°.
Стрелки должны быть нарисованы сплошными линиями.
Стрелки могут состоять только из вертикальных или горизонтальных отрезков; отрезки, направленные по диагонали, не допускаются.
Концы стрелок должны касаться внешней границы функционального блока, но не должны пересекать ее.
Стрелки должны присоединяться к блоку на его сторонах. Присоединение на углах не допускается.
3.3. Семантика блоков и стрелок
Имя блока, описывающее функцию, должно быть глаголом или глагольным оборотом; например, имя блока "Выполнить проверку" означает, что блок с таким именем превращает непроверенные данные в проверенные. Имена блоков сохраняются при декомпозиции. После присваивания блоку имени к соответствующим его сторонам присоединяются входные, выходные и управляющие стрелки, а также стрелки механизма, что и определяет наглядность и выразительность изображения блока.
Каждая сторона функционального блока имеет стандартное значение с точки зрения связи блок/стрелки. В свою очередь,#сторона блока, к которой присоединена стрелка, однозначно определяет ее роль. Стрелки, входящие в левую сторону блока, - входы. Входы преобразуются функцией, чтобы создать то, что появится на ее выходе. Стрелки, входящие в блок сверху, - управления (нормы и правила выполнения функции). Стрелки, покидающие блок справа, - выходы, т.е. данные или материальные объекты, произведенные функцией.
Стрелки, входящие в блок снизу, представляют механизмы и идентифицируют средства, поддерживающие выполнение функции. Стандартное расположение стрелок показано на рис. 3.
Управление
|
|
|
/-----------------------\
| |
Вход--------| Разработать |---------Выход
| модель |
| |
\-----------------------/
|
|
|
Механизм
Рис. 3. Семантика блоков и стрелок
Каждая сторона функционального блока должна иметь стандартное отношение блок/стрелки:
а) входные стрелки должны связываться с левой стороной блока;
б) управляющие стрелки должны связываться с верхней стороной блока;
в) выходные стрелки должны связываться с правой стороной блока;
г) стрелки механизма должны указывать вверх и подключаться к нижней стороне блока.
Сегменты стрелок должны помечаться существительным.
В метках стрелок не должны использоваться следующие термины: функция, вход, управление, выход, механизм.
3.4. Диаграммы
Графическая диаграмма - главный компонент графического представления порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса), содержащий блоки, стрелки, соединения блоков и стрелок и ассоциированные с ними отношения. Блоки представляют основные функции, которые необходимо выполнить при оказании государственной услуги. Эти функции могут быть разбиты (декомпозированы) на составные части и представлены в виде более подробных диаграмм; процесс декомпозиции продолжается до тех пор, пока услуга не будет описана на уровне детализации, описывающем функции конкретного исполнителя - сотрудника исполнительного органа государственной власти Астраханской области, при оказании государственной услуги на каждом этапе (рис. 5). Диаграмма верхнего уровня обеспечивает наиболее общее или абстрактное описание государственной услуги. За этой диаграммой следует серия дочерних диаграмм, дающих более детальное представление об услуге.
3.5. Контекстная диаграмма
Описание порядка оказания государственной услуги (предоставления сервиса) начинается с построения контекстной диаграммы, на которой услуга представлена единственным блоком с граничными стрелками. Эта диаграмма называется А-0 (А минус ноль). Стрелки на этой диаграмме отображают взаимодействие исполнительного органа государственной власти области с окружающей средой при оказании государственной услуги. Поскольку единственный блок представляет всю услугу, его имя - наименование услуги. Диаграмма А-0 устанавливает область моделирования и ее границу. Пример диаграммы А-0 показан на рис. 4.
Нормативная база 2
|
|
| /-------Уведомление о получении
/----------------------\ и реквизитах заявки
| |
Текст ---------| Опубликовать |------Уведомление о n Сборника
документа | информацию | и дате публикации
/----| |--------\
| \----------------------/ Опубликованный
/----------/ /-----/ | | документ
| | | \---------\
| | | |
Получатель Ответственный Портал Сборник законов
услуги сотрудник сервисов и нормативных правовых
агентства service.astrobl.ru актов Астраханской области
Рис. 4. Контекстная диаграмма
4. Правила построения диаграмм
1. В составе модели должна присутствовать контекстная диаграмма А-0, которая содержит только один блок. Номер единственного блока на контекстной диаграмме А-0 должен быть 0.
2. Блоки на диаграмме должны располагаться по диагонали - от верхнего левого угла диаграммы до правового нижнего в порядке присвоенных номеров. Блоки на диаграмме, расположенные вверху слева, "доминируют" над блоками, расположенными внизу справа (рис. 5). "Доминирование" понимается как влияние, которое блок оказывает на другие блоки диаграммы. Таким образом, топология диаграммы показывает, какие функции оказывают большее влияние на остальные.
3. Неконтекстные диаграммы должны содержать не менее трех и не более шести блоков (рис. 5). Эти ограничения поддерживают сложность диаграмм на уровне, доступном для чтения, понимания и использования.
Диаграммы с количеством блоков менее трех вызывают сомнения в необходимости декомпозиции родительской функции. Диаграммы с количеством блоков более шести сложны для восприятия и вызывают у автора трудности при внесении в них всех необходимых графических объектов и меток.
4. Каждый блок неконтекстной диаграммы получает номер, помещаемый в правом нижнем углу; порядок нумерации - от верхнего левого к нижнему правому блоку (номера от 1 до 6).
5. Имена блоков и метки стрелок должны быть уникальными. Если метки стрелок совпадают, это значит, что стрелки отображают тождественные данные.
6. При наличии стрелок со сложной топологией целесообразно повторить метку для удобства ее идентификации. Следует обеспечить максимальное расстояние между блоками и поворотами стрелок, а также между блоками и пересечениями стрелок для облегчения чтения диаграммы. Одновременно уменьшается вероятность перепутать две разные стрелки.
7. Блоки всегда должны иметь хотя бы одну управляющую и одну выходную стрелку, но могут не иметь входных стрелок.
8. Если одни и те же данные служат и для управления, и для входа, вычеркивается только стрелка управления. Этим подчеркивается управляющий характер данных и уменьшается сложность диаграммы.
9. Максимально увеличенное расстояние между параллельными стрелками облегчает размещение меток, их чтение и позволяет проследить пути стрелок.
10. Стрелки объединяются, если они представляют сходные данные и их источник не указан на диаграмме, если они имеют общий источник или приемник, если они представляют связанные данные. Общее название лучше описывает суть данных. Следует минимизировать число стрелок, касающихся каждой стороны блока, если, конечно, природа данных не слишком разнородна.
11. При присоединении большого числа блоков необходимо избегать необязательных пересечений стрелок.
/--------------------------------\
| |
| | |
/ - - - - - - - - - - - - - -|- - - - - - -/----\ |
| | ---| 0|--- |
| \----/ |
| | | А0| |
| |
| |--------------------------------|
| А-0 | | |
| \--------------------------------/
/-- - - - - - -
|---------------------------------\ Более обобщенно
| |-------\ | | |
| /----------+---------------\ | |
|-| 1 |-------\ | | | | |
| \-----/ | 2 |-------\ | | Более детально
| | \-----/ | 3 |---------|--- - - - - - - - - - - - - \
| | | \-----/ | 4|-| |
| |-------/ \-----/ | |
| | /--------------/ А4 | |
|------------+--------------------| |
| А0 | | | | | | |
\------------+--------------------- /
| |
| |--------------------------------\
| | |-------\ |
Этот функциональный блок | /----------+-------\ |
является родительским по ---| --| 1 |-------\ | |
отношению к диаграмме А4 | \-----/ | 2 |-------\ |
| / - - - - -\-----/ | 3 |-- |
/-- - - - - - - - - - - - - - | -/ /- - - - А42 \-----/ |
| | |
| |-------------------+------------|
| А4 | | | |
| \-------------------+------------/
|
|--------------------------------\ | |
| |-------\ | Номер А42 означает, что
| /----------+-------\ | | данный функциональный
| --| 1 |-------\ | | блок имеет декомпозицию -
| \-----/ | 2 |-------\ | | дочернюю диаграмму с
| \-----/ | 3 |-- | номером А42
| \-----/ | |
| |
|--------------------------------| |
| А42 | | | |
\---------------------------------- - /
Рис. 5. Декомпозиция функциональных блоков
5. Нумерация
5.1. Номера блоков
Каждому блоку на диаграмме присваивается номер, помещаемый в нижнем правом внутреннем углу блока. Эта система нумерации необходима для однозначной идентификации блоков в пределах диаграммы и для генерации узловых номеров.
На контекстной диаграмме А-0 единственному блоку присваивается номер 0 (нуль). На всех других диаграммах блоки нумеруются цифрами от 1 до 6, начиная с верхнего левого блока (при их диагональном расположении) и заканчивая нижним правым блоком. Если некоторые блоки на диаграмме размещены не по диагонали, то сначала нумеруются "диагональные блоки" (также начиная с верхнего левого блока), а затем "недиагональные" блоки, начиная с нижнего правого, против часовой стрелки.
5.2. Узловые номера
Узловой номер формируется добавлением номера блока к номеру диаграммы, на которой он появляется. Например, узловой номер блока 2 на диаграмме А25-А252. Все узловые номера начинаются с заглавной буквы, например, "А".
Описание порядка оказания каждой государственной услуги (предоставления сервиса) должно иметь, по крайней мере, одну дочернюю диаграмму, содержащую декомпозицию блока А0, несколько (от 3 до 6) дочерних блоков. Этим блокам присваиваются уникальные узловые номера А1, А2, А3,... А6. Таким образом, последовательность [А0, А1, А2, А3,...] начинает нумерацию для любой модели.
Например, модель может иметь следующие узловые номера:
А-0 Обязательная контекстная
диаграмма верхнего уровня
А1, А2,..., А6 Дочерние диаграммы
А11, А12,..., А16,..., А61,..., А66 Дочерние диаграммы
А111, А112,..., А161,..., А611,..., А666 Дочерние диаграммы
... Дочерние диаграммы нижнего
уровня
Узловой номер используется также для обозначения того, что блок подвергнут декомпозиции.
6. Текстовое описание
Каждая диаграмма должна сопровождаться текстовым описанием. Описание одного блока не должно превышать половины печатного листа.
1 Основана на методологии функционального моделирования IDEF0
2 Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ; Закон Астраханской области "О внесении изменений в статью 16 Закона Астраханской области "О нормативных правовых и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области" от 05.06.2006 N 19/2006-ОЗ; постановления Правительства Астраханской области от 28.11.2005 N 420-П "Об учреждении средства массовой информации "Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области"; от 19.01.2006 N 5-П "Об информации о конкурсных торгах".
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 3 сентября 2007 г. N 381-П "О специализированном портале сервисов и о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.