Решение Астраханского областного суда
от 1 сентября 2008 г.
(извлечение)
Решение вступило в законную силу 26 ноября 2008 года.
Правительством Астраханской области принято постановление N 282-П от 9 июня 2008 года "О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 23 января 2007 года N 5", которое опубликовано 19 июня 2008 года в газете "Сборник законов и иных нормативных правовых актов Астраханской области" N 31.
Данным постановлением отменен ранее установленный предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом по городу Астрахани, в размере 8 рублей.
Мэр города Астрахани обратился в Астраханский областной суд с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что оспариваемое постановление не соответствует Указу Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлению Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Федеральный Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и необоснованно возлагает решение вопроса об установлении тарифов на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом на муниципальное образование "Город Астрахань", нарушая его компетенцию.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности заявленное требование поддержала и дополнительно пояснила, что Правительство Астраханской области не вправе было передавать свои полномочия по регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа городским электрическим транспортом муниципальному образованию "Город Астрахань", поскольку Указом Президента РФ решение вопроса об установлении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на услуги отнесено к полномочиям субъекта РФ и именно он должен был установить единый порядок регулирования.
Представитель Правительства Астраханской области с предъявленными требованиями не согласилась и просила об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое заявителем постановление принято Правительством Астраханской области в пределах своей компетенции и с соблюдением требований закона.
Представители заинтересованных лиц Отдела законодательства и федерального регистра в Астраханской области Управления министерства юстиции Российской Федерации, Службы по тарифам Астраханской области полагали заявление необоснованным.
Выслушав объяснения представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области, полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Астраханский областной суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части вправе обратиться орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
В силу ст. 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
С учетом вышеуказанных нормативных актов и в соответствии с п. 55 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" постановлением Правительства Астраханской области от 23 января 2007 года N 5 был установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом по городу Астрахани.
Отменяя данное постановление, Правительство Астраханской области действовало в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством и компетенции муниципального образования "Город Астрахань" не нарушило.
Полномочия органов местного самоуправления по рассматриваемому вопросу определены в статье 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ. К ним относится и установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 4 части 1 статьи 17 названного Федерального закона).
Местное самоуправление в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ 1995 г. признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через орган местного самоуправления вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Согласно п. 2 ст. 6 этого Закона к вопросам местного значения относятся организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений.
Статьей 30 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г. предусмотрено право органов местного самоуправления в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия, определять их цели и порядок деятельности, утверждать уставы, а также осуществлять регулирование цен и тарифов на их продукцию.
В соответствии со ст. 31 названного Закона органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в муниципальной собственности, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей.
Вопрос создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа определен как вопрос местного значения городского округа статьей 16 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К полномочиям органов местного самоуправления города Астрахани статьей 13 Устава муниципального образования "Город Астрахань" отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом по городу Астрахани осуществляет муниципальное унитарное трамвайно-троллейбусное предприятие города Астрахани. Других предприятий осуществляющих перевозки этим видом транспорта на территории Астраханской области не существует, что сторонами не оспаривается. МУП УТТП г. Астрахани является организацией, для которой орган местного самоуправления вправе устанавливать и устанавливает соответствующую плату и тарифы.
Таким образом, оспариваемая норма постановления Правительства Астраханской области, отменившая ранее установленный предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров и багажа городским электрическим транспортом и рекомендовавшая муниципальному образованию "Город Астрахань" установить тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом по городу Астрахани, не нарушает компетенции органа местного самоуправления и не лишает права осуществлять регулирование цен (тарифов) на соответствующие транспортные услуги, оказываемые муниципальным унитарным предприятием, и соответственно, не противоречит пункту 1 статьи 31 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Довод представителя мэра города Астрахани о неправомерности издания оспариваемого постановления в связи с невозможностью муниципального образования самостоятельно регулировать тарифы, необоснован, поскольку, до настоящего времени действует решение Совета МО "Город Астрахань" от 27 декабря 2005 года N 235 "Об утверждении тарифа на проезд в городском электрическом транспорте".
Довод заявителя о том, что Правительство АО не вправе было отменять максимальные тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа городским электрическим транспортом, установленные ранее Правительством Астраханской области и передавать решение вопроса о регулировании цен (тарифов) на транспортные услуги муниципальному образованию, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит вышеназванным нормам права.
Другие доводы, на которые ссылались представители заявителя в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах полагаю заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199, 251-253 ГПК Российской Федерации, Астраханский областной суд решил:
Заявление мэра города Астрахани об оспаривании постановления Правительства Астраханской области N 282-П от 9 июня 2008 года "О признании утратившим силу постановления Правительства Астраханской области от 23 января 2007 года N 5" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней с момента оглашения.
Судья Астраханского областного суда |
С.Е. Лаврова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Астраханского областного суда от 1 сентября 2008 г. (извлечение)
Решение вступило в законную силу 26 ноября 2008 года
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника