Постановление Правительства Астраханской области
от 13 января 2009 г. N 1-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер
по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
Постановлением Правительства Астраханской области от 6 октября 2011 г. N 407-П настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" агентство по занятости населения Астраханской области.
3. Агентству по занятости населения Астраханской области (Данилов А.М.) разработать отраслевую целевую программу "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" и внести ее на рассмотрение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 13 января 2009 г. N 1-П)
1. Введение
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью предупреждения возникновения напряженной ситуации на рынке труда региона под влиянием последствий финансово-экономического кризиса необходима реализация дополнительных мероприятий, направленных на поддержание занятости населения.
2. Содержание проблемы и анализ причин ее возникновения
По данным обследования Федеральной службы государственной статистики, проведенного в августе 2008 года, 42,3 тыс. человек по методологии Международной организации труда классифицировались как безработные, что составило 7,8% к численности экономически активного населения региона. При этом при незначительном снижении уровня регистрируемой безработицы в целом по области с 1,5% к экономически активному населению на конец 2007 года до 1,4% на конец 2008 года, а численности зарегистрированных безработных с 7892 человек до 7725 человек более неблагоприятная ситуация складывается на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец 2008 года 2,7%.
Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляет 78,7% от общего числа состоящих на учете в органах службы занятости безработных граждан.
Для рынка труда Астраханской области характерны значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанных с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза.
Существующие проблемы рынка труда области могут еще более обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают при увольнениях граждан с предприятий и организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.
Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января-октября 2008 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области по данным госстатистики составляла около 5,3 тыс. рублей, то есть менее половины (43,8%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение 2008 года вакансий - менее трети (31%) с оплатой труда выше прожиточного минимума по региону.
В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложнит возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.
Осложнится ситуация и с высвобождением рабочей силы. Согласно проводимому службой занятости мониторингу высвобождения работников по состоянию на 14.01.2009 в службу занятости представили сведения о массовом высвобождении работников 17 предприятий. Общая численность граждан, предполагаемых к высвобождению, составляет 1220 человек. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер" и др.
На ряде предприятий и организаций Астраханской области в условиях финансового кризиса вводится режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях машиностроения и судостроения: ОАО "МЗ "Прогресс", ООО "Астраханский тепловозоремонтный завод - филиал ОАО "РЖД", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО ССЗ им. Ленина и др.
Причем количество высвобожденных работников может в течение года возрасти и достигнуть 4-5 тыс., как это наблюдалось в 2005-2006 годах, которые не являлись кризисными для экономики.
Уже на 1 февраля 2009 года численность зарегистрированных безработных по области может по прогнозу достигнуть 9,6 тыс., а уровень регистрируемой безработицы - 1,8% к численности экономически активного населения, что превысит показатели аналогичного периода 2008 года.
Исходя из ежегодных средних темпов прироста безработицы в области максимальное увеличение безработицы ожидается во II квартале, когда численность безработных может достигнуть более 14 тыс., а уровень регистрируемой безработицы - 2,6%.
При негативном развитии ситуации на рынке труда такими же темпами, как в 2006 году регистрируемая безработица к концу 2009 года может составить порядка 2,5% экономически активного населения области, а численность безработных - 13-14 тыс.
Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости в течение 2009 года, по прогнозу может составить более 32 тыс.
С целью недопущения еще большего роста регистрируемой безработицы в регионе и предотвращения негативных последствий финансово-экономического кризиса требуются дополнительные мероприятия по поддержанию занятости населения области, сохранению мотивации к трудовой деятельности у безработных граждан, получению дополнительного дохода.
Одной из таких мер, способствующих сохранению и рациональному использованию рабочих кадров для предприятий и региона в целом, является организация общественных работ для работников в случае угрозы массового увольнения.
Другой антикризисной мерой является реализация мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства. Постановлением Правительства Астраханской области от 13 августа 2008 года N 436-П утверждена отраслевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 год".
Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления активной политики содействия занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.
Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости Астраханской области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.
Решение проблемы снижения напряженности на рынке труда требует осуществления комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации между центрами занятости, работодателями, муниципальными образованиями, и может быть реализовано программными методами.
3.Основные цели и задачи программы
Целью разработки программы является снижение напряженности на рынке труда и недопущение социальной напряженности в регионе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить основные задачи программы, направленные на:
- расширение сферы применения общественных работ и совершенствование системы финансирования общественных работ;
- координацию видов и объемов организуемых органами службы занятости общественных работ с планами социально-экономического развития муниципальных образований;
- повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ социально значимого характера;
- развитие самозанятости и предпринимательства среди безработных граждан.
4. Система программных мероприятий
Мероприятия программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" определяются задачами государственной политики содействия занятости и нацелены на решение проблем рынка труда и занятости населения, защиту граждан от безработицы, снижение напряженности на рынке труда, создание условий для сохранения кадрового потенциала коллективов предприятий и организаций в условиях негативного влияния финансового кризиса.
Основные мероприятия, которые будут осуществляться в рамках программы:
- организация проведения оплачиваемых общественных работ для граждан, находящихся под риском увольнений;
- содействие развитию самозанятости и предпринимательства среди безработных граждан, особенно жителей сельской местности.
5. Источники финансирования мероприятий программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств субсидий из федерального бюджета, а также за счет средств областного бюджета и средств работодателей.
6. Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы
Реализация программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год" позволит контролировать положение на рынке труда, предотвращать возникновение критических ситуаций и социальной напряженности путем организации трудоустройства на общественные работы 1,5 тыс. работников, находящихся под риском увольнения, и организации самозанятости и предпринимательства 150 безработных граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно утвержденной концепции целью разработки программы является снижение напряженности на рынке труда и недопущение социальной напряженности в регионе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить основные задачи программы, направленные на расширение сферы применения общественных работ и совершенствование системы финансирования общественных работ; координацию видов и объемов организуемых органами службы занятости общественных работ с планами социально-экономического развития муниципальных образований; повышение престижности общественных работ за счет расширения видов работ социально значимого характера; развитие самозанятости и предпринимательства среди безработных граждан.
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств субсидий из федерального бюджета, а также за счет средств областного бюджета и средств работодателей.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Астраханской области от 13 января 2009 г. N 1-П "О концепции отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 12 февраля 2009 г. N 6
Постановлением Правительства Астраханской области от 6 октября 2011 г. N 407-П настоящее постановление признано утратившим силу