Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 8 апреля 2009 г. N 142-П
Отраслевая целевая программа
"Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда
Астраханской области на 2009 год"
1. Паспорт
отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год"
Наименование Программы - отраслевая целевая программа
"Реализация дополнительных мер по
снижению напряженности на рынке труда
Астраханской области на 2009 год"
Основания для разработки - Закон Российской Федерации от 19.04.91
Программы N 1032-1 "О занятости населения в
Российской Федерации", постановление
Правительства Российской Федерации от
31.12.2008 N 1089 "О предоставлении
субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации
на реализацию дополнительных
мероприятий, направленных на снижение
напряженности на рынке труда субъектов
Российской Федерации", постановления
Правительства Астраханской области от
22.06.2007 N 227-П "О порядке разработки
и реализации комплексных и отраслевых
целевых программ на территории
Астраханской области", от 13.01.2009 N
1-П "О концепции отраслевой целевой
программы "Реализация дополнительных
мер по снижению напряженности на рынке
труда Астраханской области на 2009 год"
Государственный заказчик - Правительство Астраханской области
Программы
Основной разработчик - агентство по занятости населения
Программы Астраханской области
Основные исполнители - агентство по занятости населения
Программы Астраханской области, областные
государственные учреждения центры
занятости населения, работодатели
Цель Программы - принятие превентивных мер по снижению
негативных социально-экономических
последствий возможного увольнения
работников и предупреждение роста
безработицы в регионе
Задачи Программы - 1. Повышение конкурентоспособности на
рынке труда работников, находящихся под
риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания
рабочих мест
Срок реализации Программы - 2009 год
Перечень основных
мероприятий - 1. Опережающее профессиональное
обучение работников в случае угрозы
массового увольнения (установление
неполного рабочего времени, временная
приостановка работ, предоставление
отпусков без сохранения заработной
платы, мероприятия по высвобождению
работников).
2. Организация общественных работ,
временного трудоустройства безработных
граждан; граждан, ищущих работу,
включая выпускников образовательных
учреждений, а также работников,
находящихся под риском увольнения.
3. Содействие развитию малого
предпринимательства и самозанятости
безработных граждан
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы за
финансирования Программы счет средств федерального и
регионального бюджетов в 2009 году -
442238,3 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета -
420126,4 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 22111,9
тыс. рублей
Целевой показатель - сдерживание регистрируемой безработицы
Программы на уровне не выше 2,5% к численности
экономически активного населения к
концу 2009 года
Показатели - прохождение профессиональной
результативности Программы переподготовки (повышения квалификации,
обучения новой профессии, стажировки) -
не менее 5 тысяч работников
организаций, находящихся под риском
увольнения;
- организация общественных работ для
трудоустройства не менее 22,075
тысячи работников, находящихся под
риском увольнения, безработных граждан;
граждан, ищущих работу, включая
выпускников образовательных учреждений;
- создание не менее 1 тысячи новых
рабочих мест в сфере малого бизнеса за
счет организации безработными
гражданами собственного дела
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Настоящая Программа разработана агентством по занятости населения Астраханской области в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и в связи с необходимостью предупреждения возникновения напряженной ситуации на рынке труда региона под влиянием последствий финансово-экономического кризиса.
В ситуации на рынке труда Астраханской области к концу 2008 года наметились негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях области:
- рост численности уволенных по сокращению из организаций работников. Если в течение IV квартала 2007 года в органы службы занятости обратились 0,7 тыс. высвобожденных из организаций работников, то в этом же периоде 2008 года обратились 0,8 тыс. человек. Растет количество организаций, планирующих массовые увольнения работников. Согласно проводимому службой занятости мониторингу высвобождения работников по состоянию на 14.01.2009 в органы службы занятости представили сведения о массовом высвобождении 1220 работников с 17 предприятий области. Среди предприятий, заявивших об увольнениях работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, следующие организации: ООО "Газпром добыча Астрахань", ОАО "Бассоль", ООО "Астраханский бройлер" и др.
Сложности в условиях финансово-экономического кризиса испытывают предприятия строительной отрасли, дорожного, жилищно-коммунального хозяйства, Вторчермета. Количество высвобождений работников может в течение года возрасти и достигнуть свыше 4-5 тысяч, как это наблюдалось в 2005-2006 годах;
- введение режимов неполной занятости работников в организациях.
На ряде предприятий и организаций Астраханской области в условиях финансового кризиса вводится режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели. Такая мера в связи с отсутствием заказов введена на предприятиях машиностроения и судостроения: ОАО "МЗ "Прогресс", ООО "Астраханский тепловозоремонтный завод - филиал ОАО "Российские железные дороги", ОАО "ССЗ "Лотос", ЗАО "Судостроительный завод им. Ленина" и др;
- рост задолженности по выплатам заработной платы. Просроченная задолженность организаций по заработной плате (по кругу отчитавшихся предприятий) на 1 декабря 2008 года составила 14,4 млн. рублей, что на 6,1% больше суммы задолженности на эту же дату 2007 года.
Для рынка труда Астраханской области характерна значительная неравномерность социально-экономического развития областного центра и муниципальных образований сельских районов, низкая трудовая мобильность населения, ограниченная возможностями проживания в другой местности, сезонный характер работ в районах области, в основном связанный с выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции, рыбодобычей и рыбообработкой.
В результате этого в области к концу года происходит значительный рост регистрируемой безработицы, особенно в сельских районах. Численность безработных в целом по области за период с 1 октября до конца 2008 года возросла в 1,6 раза. При этом в большинстве сельских районов области численность безработных за этот период увеличилась в 2 раза (от 1,9 раза в Володарском районе, до 4 раз в Харабалинском районе).
При уровне регистрируемой безработицы в целом по области 1,4% на конец 2008 года наиболее неблагоприятная ситуация складывается на рынке труда в районах области, где уровень регистрируемой безработицы составил на конец года 2,7%. Численность безработных граждан, проживающих в сельских районах области, по состоянию на конец 2008 года составляет 78,7% от общего числа безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости. В ряде территорий области уровень регистрируемой безработицы значительно превышает среднеобластной показатель.
Так, на конец 2008 года в Харабалинском районе регистрируемая безработица составила 5,6% к численности экономически активного населения, в Володарском районе - 4,3%, в Енотаевском районе - 3,4%.
Существующие проблемы рынка труда области могут еще более обостриться в связи с негативными последствиями финансово-экономического кризиса и сопровождающими его увольнениями работников. Мониторинг рынка труда показывает, что основной приток безработных граждан происходит за счет увольнений работников с предприятий сельского хозяйства, рыболовства, строительства, транспорта и связи. Причем основная масса увольнений работников с предприятий и из организаций области происходит в результате окончания трудовых договоров и по собственному желанию. Эти причины преобладают в увольнениях граждан с предприятий и из организаций. Современный работодатель нанимает рабочую силу в основном только на период проведения работ, так как круглогодично содержать работников невыгодно. В результате занятое в летний период сельское население в зимний период оказывается в основной своей массе безработным и обращается в центры занятости в поиске работы.
Число вакансий, заявленных сельскими работодателями в этот период, также резко сокращается. Так, из 4,3 тыс. вакансий, заявленных на 1 января 2009 года, только 20% приходилось на село. Возрастает напряженность на рынке труда в сельской местности. На 1 января 2009 года в Харабалинском районе на одну заявленную вакансию претендовали более 1,2 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, в Енотаевском районе - 512 человек, в Володарском районе - 175 человек.
Одним из сдерживающих факторов развития временной занятости безработных граждан является невысокая оплата труда в сельском хозяйстве. По итогам января - октября 2008 года средняя заработная плата в сельскохозяйственной отрасли области, по данным госстатистики, составляла около 5,3 тыс. рублей, что менее половины (43,8%) от средней заработной платы по области. В районах области в общем количестве заявленных работодателями в течение 2008 года вакансий менее трети (31%) - с оплатой труда выше прожиточного минимума по региону.
В связи с увеличением минимальной оплаты труда в 2009 году до 4330 рублей работодатели должны выплачивать безработным, занятым на временных работах, заработную плату не ниже установленного минимального размера. Это значительно осложнит возможности организации и проведения временных и общественных работ в сельских муниципальных образованиях.
Одной из категорий граждан, пополняющих рынок труда, являются выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Ежегодно в органы службы занятости области за содействием в поиске работы обращаются более 2 тыс. выпускников. Возможности их трудоустройства весьма ограничены существующим дисбалансом потребности рынка труда и объемами подготовки кадров учреждениями профессионального образования различного уровня, расположенными на территории области, отсутствием стажа и опыта работы у молодых специалистов, требуемого работодателем уровня квалификации, территориальным несоответствием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В условиях финансово-экономического кризиса проблемы трудоустройства молодежи еще более обострятся. Решению данной проблемы будет способствовать реализация крупных инвестиционных проектов на территории Астраханской области в 2009 году (приложение 1 к Программе).
Уже на 1 февраля 2009 года численность зарегистрированных безработных по области может по прогнозу достигнуть 9,6 тысячи, а уровень регистрируемой безработицы - 1,8% к численности экономически активного населения, что превысит показатели аналогичного периода 2008 года.
Численность граждан, признанных безработными органами службы занятости, в течение 2009 года по прогнозу может составить более 32 тысяч.
В связи с высвобождением работников, введением на предприятиях и в организациях режима неполного рабочего времени в 2009 ожидается снижение числа вакансий, заявляемых работодателями в органы службы занятости. По состоянию на 13 января 2009 года банк вакансий, которым располагали органы службы занятости, сократился по сравнению с началом года вдвое и насчитывал лишь 2 тыс. мест.
Для безработных граждан одним из препятствий в организации самозанятости и предпринимательской деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала, что значительно сдерживает реализацию этого направления политики занятости, особенно для сельских безработных. Поддержка безработных граждан, организующих собственное дело, в виде 12-месячного пособия по безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.
Поэтому трудоустройство значительной части безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости области в условиях финансово-экономического кризиса, будет гораздо эффективнее в рамках мероприятий по содействию развитию самозанятости и малого предпринимательства.
Реализация отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2008-2010 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 20.09.2007 N 410/8, позволит в 2009 году:
- трудоустроить при содействии органов службы занятости до 28 тысяч ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 14 тысяч человек;
- направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 3 тысяч безработных.
Этих мер недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительному прогнозу численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 13-14 тысяч, что составит 2,5% к численности экономически активного населения области при благоприятном развитии событий. В случае критической ситуации регистрируемая безработица возрастет до 3,0%, численность безработных на конец года составит 16,5 тысячи. При этом наиболее сложная ситуация может сложиться на трудоизбыточных территориях (преимущественно в сельскохозяйственных районах области, особенно в Харабалинском, Володарском, Енотаевском районах).
В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и районных рынках труда, по следующим направлениям:
- повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и на других предприятиях;
- стимулирование создания и сохранения рабочих мест. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в сельских районах области необходимо создание временных рабочих мест для безработных и ищущих работу граждан. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение занятости за счет малого бизнеса.
Дополнительной мерой, обеспечивающей занятость населения Астраханской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу на 2009 год снижена на 22% (с 15 тыс. до 11,7 тыс. человек), это меньше фактической потребности в иностранных работниках на 2007 год на 590. Баланс рабочих мест и трудовых ресурсов приведен в приложении 2 (таблицы 1, 2) к Программе.
3. Система мероприятий Программы
Перечень мероприятий по реализации Программы
N п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1.1. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1.1.1 | Осуществить оценку общей потребности в опережающем профессиональном обучении, объемов затрат с учетом ситуации на рынке труда и потребности предприятий в опережающем обучении работников |
1 квартал 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, областные государственные учреждения - центры занятости населения (ОГУ ЦЗН), работодатели |
1.1.2 | Сформировать перечень профессий (специальностей), по которым необходимо организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения |
1 квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.3 | Сформировать список образовательных учреждений Астраханской области, осуществляющих опережающее профессиональное обучение |
1 квартал 2009 года с ежемесячной корректировкой в соответствии с потребностями предприятий |
Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, учреждения профессионального образования |
1.1.4 | Разработать образец договора, регламентирующего совместную деятельность между органами службы занятости, учебными заведениями и предприятиями, осуществляющими опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения |
Январь 2009 года | Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.5 | Разработать порядок организации опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения |
Февраль 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.6 | Заключить договоры с предприятиями и учебными заведениями на организацию опережающего профессионального обучения для работников, находящихся под риском увольнения |
В течение 2009 года |
ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.1.7 | Рассмотреть вопрос организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения, на обучающем семинаре для специалистов по профессиональному обучению ОГУ ЦЗН |
Февраль 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.1.8 | Организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, в том числе стажировки выпускников образовательных учреждений (5000 человек) |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, ОГУ ЦЗН, учреждения профессионального образования, работодатели |
1.2. Консультационное и профориентационное сопровождение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1.2.1 | Консультировать кадровые службы предприятий по вопросам организации опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения |
2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.2.2 | Проводить групповые и индивидуальные консультации работников, находящихся под риском увольнения, по вопросам, связанным с их обучением и дальнейшим трудоустройством |
2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.2.3 | Консультировать работников, находящихся под риском увольнения, нуждающихся в опережающем профессиональном обучении, по выбору профессии (специальности), видов и форм обучения, необходимых сроков обучения, образовательного учреждения |
2009 год | ОГУ ЦЗН |
1.3. Информационное обеспечение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1.3.1 | Организовать широкую информационную кампанию в СМИ по информированию населения по вопросам опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
1.3.2 | Информировать работников, находящихся под риском увольнения, о ситуации на рынке труда, профессиях (специальностях), востребованных на рынке труда и предприятиях, об условиях и возможностях опережающего профессионального обучения, возможностях трудоустройства после завершения опережающего профессионального обучения |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. Организация общественных и временных работ | |||
2.1.1 | Осуществить оценку общей потребности численности участников, видов и объемов общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, источников финансирования исходя из ситуации на рынке труда и мониторинга рынка труда |
Ежеквартально | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели, органы местного самоуправления |
2.1.2 | Органам местного самоуправления принять постановления об организации общественных, временных работ |
Март 2009 года |
Органы местного самоуправления |
2.1.3 | Разработать образец договора об организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения |
Февраль 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.1.4 | Заключить договоры с предприятиями на организацию общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения |
В течение 2009 года |
ОГУ ЦЗН, органы местного самоуправления, работодатели |
2.1.5 | Заключить договоры с предприятиями на организацию временного трудоустройства безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений |
В течение 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, работодатели |
2.1.6 | Сформировать банк вакансий общественных работ, временного трудоустройства различных категорий граждан, ищущих работу |
В течение 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.1.7 | Провести оценку численности выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, выходящих на рынок труда региона |
Февраль-март 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН, министерство образования и науки Астраханской области |
2.1.8 | Определять объем расходов на реализацию мероприятий по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы |
Февраль-март 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.1.9 | Формировать перечень предприятий для организации стажировки в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений |
Февраль-март 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.2. Повышение эффективности общественных, временных работ | |||
2.2.1 | Провести обучающие семинары для ОГУ ЦЗН по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения |
Первое полугодие 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.2.2 | Проводить работу по трудоустройству на общественные, временные работы безработных граждан, работников, находящихся под риском увольнения, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений |
В течение 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.3. Информационное обеспечение | |||
2.3.1 | Подготовить обзорный материал по итогам выполнения Программы |
По итогам первого полугодия 2009 года и за 2009 год |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
2.3.2 | Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации общественных, временных работ |
По итогам 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
2.3.3 | Подготовить и опубликовать материалы по организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, в средствах массовой информации |
В течение 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
3. Содействие развитию малого предпринимательства безработных граждан и самозанятости |
|||
3.1 | Осуществить оценку общей потребности численности участников исходя из количества безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости |
В течение первого полугодия 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.2 | Осуществить подготовку и издание справочно-информационных материалов для информирования безработных граждан о возможностях организации самозанятости, предпринимательской деятельности |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.3 | Оказывать профориентационные услуги для безработных граждан в целях выбора вида предпринимательской деятельности |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.4 | Организовать профессиональное обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, консультирование, помощь в разработке бизнес-планов |
2009 год | Агентство по занятости населения Астраханской области, ОГУ ЦЗН |
3.5 | Предоставлять безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность, информацию по вопросам подготовки технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) |
2009 год | ОГУ ЦЗН |
3.6 | Проводить работу по содействию организации самозанятости, предпринимательской деятельности безработных граждан путем предоставления субсидий для организации собственного дела |
2009 год | ОГУ ЦЗН |
3.7 | Обобщить опыт работы ОГУ ЦЗН по организации содействия самозанятости и предпринимательской деятельности безработных граждан |
По итогам 2009 года |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). Перечень организаций, для работников которых будет реализовываться указанное мероприятие, профессии работников, находящихся под риском увольнения, направления и объемы профессионального обучения приведены в приложении 3 к Программе. Определен перечень образовательных учреждений, на базе которых будет организовано профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения (приложение 4 к Программе).
По задаче 2 "Стимулирование сохранения и создания рабочих мест" предусмотрены следующие мероприятия:
- по организации общественных работ в организациях области для работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также незанятых граждан, проживающих в сельских районах области. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения. Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, объемы и направления общественных работ приведены в приложении 5 к Программе;
- по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, включая оказание им организационной и финансовой поддержки при организации собственного дела. Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по муниципальным образованиям области, определенная с учетом уровня безработицы, численности увольняемых работников, уровнем развития малого бизнеса, приведена в приложении 6 к Программе.
Параметры мероприятий Программы (перечень организаций, численность участников по организациям и муниципальным образованиям, объемы и направления профессионального обучения, виды общественных работ) могут уточняться в зависимости от складывающейся экономической ситуации в организациях и муниципальных образованиях.
Перечень организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы, будет дополняться за счет организаций, включенных в мониторинг Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в связи с возникновением риска массового увольнения работников. Кроме того, в реализации мероприятий Программы будут участвовать:
- организации, проводящие на собственной учебной базе опережающее обучение для работников, находящихся под риском увольнения, для их дальнейшего трудоустройства на существующие рабочие места;
- организации, создающие временные рабочие места в рамках общественных работ.
4. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченный орган исполнительной власти на территории Астраханской области, ответственный за реализацию мероприятий Программы, определяется Правительством Астраханской области.
Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на лицевой счет, открытый уполномоченному органу в управлении Федерального казначейства по Астраханской области в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области.
Порядок расходования средств на реализацию мероприятий Программы устанавливается Правительством Астраханской области.
По итогам реализации I этапа Программы в нее могут быть внесены изменения в установленном законодательством порядке по составу основных мероприятий, объемам финансирования мероприятий, перечню организаций, участвующих в мероприятиях Программы, и составу участников (приложение 7 к Программе).
Реализация мероприятия "Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).
Опережающее профессиональное обучение работников будет организовано на базе учебных центров, образовательных подразделений организаций, учреждений начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, а также на рабочих (учебных) местах организаций по профессиям, специальностям, предполагающим гарантированное сохранение занятости работников на этом или на других предприятиях, организацию предпринимательской деятельности. Отбор учреждений, организаций для опережающего профессионального обучения работников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Реализация мероприятия "Организация общественных и временных работ" осуществляется:
- в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем по постоянному месту работы;
- в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, работником и работодателем, создающим временные рабочие места, либо органом местного самоуправления;
- в форме создания временных рабочих мест для ищущих работу граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработных), проживающих на трудоизбыточных территориях - на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения, органом местного самоуправления, работником и работодателем, создающим временные рабочие места.
Положение о возможности участия занятого гражданина в общественных работах в свободное от работы время (при введении в организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, при предоставлении работнику отпуска без сохранения заработной платы, при простое (временной приостановке работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера) должно быть внесено в трудовой договор.
Реализация мероприятия "Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан" осуществляется на основании договоров, заключенных между областным государственным учреждением центром занятости населения и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются в размере годового пособия по безработице, причитающегося данному безработному гражданину при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана. Указанные расходы могут производиться до истечения 30 дней с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Астраханской области.
Агентство по занятости населения Астраханской области осуществляет:
организацию выполнения мероприятий Программы за счет финансирования из федерального бюджета и областного бюджета;
подготовку информации и отчетов для Правительства Астраханской области о выполнении Программы;
подготовку предложений по корректировке Программы;
совершенствование механизма реализации Программы;
контроль за эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, своевременным выполнением в полном объеме основных мероприятий Программы.
Агентство по занятости населения Астраханской области ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости и министерство экономического развития Астраханской области отчет о реализации Программы по установленной форме.
5. Срок и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в течение 2009 года. Предусмотрены следующие этапы с учетом специфики реализации мероприятий Программы (сроки проведения конкурсных процедур по опережающему обучению, организационные мероприятия по организации общественных работ, самозанятости граждан):
Мероприятие | Объемы реализации мероприятий (численность участников, тыс. человек) |
|
1 этап | 2 этап | |
(февраль-июнь 2009 года) |
(июль- декабрь 2009 года) |
|
Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения |
1,088 |
3,912 |
Организация общественных работ в организациях области для работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан, ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений |
5,0 |
17,075 |
Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
0,2 |
0,8 |
6. Финансирование мероприятий Программы
Источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального бюджета, выделенные в виде субсидии Астраханской области на реализацию мероприятий, организуемых вне рамок переданных полномочий в области содействия занятости населения, средства областного бюджета, средства работодателей.
Общий объем финансирования Программы в 2009 году составит 442238,3 тыс. рублей, в том числе:
субсидия федерального бюджета - 420126,4 тыс. рублей;
средства бюджета Астраханской области - 22111,9 тыс. рублей (5,0% от объема финансирования за счет субсидии из федерального бюджета).
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении 8 к Программе.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы будет способствовать расширению возможностей занятости работников, находящихся под риском увольнения, ищущих работу и безработных граждан за счет трудоустройства на временные рабочие места, повышения уровня профессиональной компетентности и востребованности на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
- после прохождения профессионального обучения - не менее 5,0 тысячи человек;
- на временных рабочих местах в рамках общественных работ - не менее 22,075 тысячи человек;
- в сфере малого бизнеса - не менее 1,0 тысячи безработных граждан, организовавших собственное дело.
Реализация дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в рамках Программы позволит сдержать рост безработицы в регионе. В результате численность безработных граждан к концу 2009 года не превысит 13,5 тысячи, уровень зарегистрированной безработицы составит 2,5% к численности экономически активного населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.