Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Министерства финансов АО
Согласовано Согласовано
____________________ ____________________
Министерство финансов Министерство
Астраханской области экономического развития
Астраханской области
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования
Министерство финансов Астраханской области
Наименование ведомственной целевой программы
ВЦП "Реформирование региональных финансов Астраханской области на 2009-2011 годы"
Должностное лицо, утвердившее ведомственную целевую программу (дата утверждения), или наименование, дата и номер соответствующего нормативного акта
Заместитель председателя Правительства Астраханской области - министр финансов Астраханской области С.К. Миронов, приказ
Обоснование разработки ведомственной целевой программы
Бюджетный Кодекс Российской Федерации;
Постановление Правительства РФ N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"
Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. N 467-р "О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006 - 2008 гг. и плане мероприятий по реализации данной Концепции"
Соответствие ведомственной целевой программы задачам социально-экономического развития Астраханской области и распоряжению Правительства Астраханской области от 27.06.2007 N 381-Пр "О стратегических целях и тактических задачах Правительства Астраханской области и исполнительных органов государственной власти Астраханской области и индикаторах их достижения"
Актуальность проведения реформ системы управления региональными финансами в Астраханской области вызвана необходимостью формирования долгосрочных конкурентных преимуществ области, что будет способствовать росту социальных показателей уровня и качества жизни населения области, повышению доверия населения к органам государственной власти, создаст дополнительные предпосылки развития экономики.
Таким образом, реализация ведомственной целевой программы будет способствовать решению целей деятельности Правительства Астраханской области - "Обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики Астраханской области" и "Повышение уровня жизни населения Астраханской области".
Цели и задачи ведомственной целевой программы
Ведомственная целевая программа направлена на реализацию следующих целей и задач:
|
/-------------------------------------------\
| |
/----------------------------\ /-----------------------------\
|Цель 1. Создание условий для| |Цель 2. Создание условий для|
|эффективного выполнения| |улучшения качества управления|
|полномочий главных| |общественными финансами и|
|распорядителей средств| |платежеспособности |
|областного бюджета | |муниципальных образований |
\----------------------------/ \-----------------------------/
| /----------------------------\ /----------------------------\ |
|-|Задача 1.1. Создание условий| |Задача 2.1. | |
| |для повышения технической| |Оказание муниципальным| |
| |оснащенности и обеспеченно-| |образованиям методологиче-|-|
| |сти программными продуктами| |ской и консультационной по-| |
| |участников бюджетного про-| |мощи при осуществлении бюд-| |
| |цесса | |жетного процесса | |
| \----------------------------/ \----------------------------/ |
| /----------------------------\ |
| |Задача 1.2. Создание условий| /----------------------------\ |
|-|для повышения профессиональ-| |Задача 2.2. | |
| |ного уровня участников| |Создание стимулирующих| |
| |бюджетного процесса | |механизмов по реализации| |
| \----------------------------/ |мероприятий оптимизации|-|
| /----------------------------\ |расходных обязательств,| |
| |Задача 1.3. | |повышению эффективности| |
\-|Внедрение бюджетирования,| |осуществления расходов и| |
|ориентированного на| |мобилизации доходов | |
|результат | \----------------------------/ |
\----------------------------/ /----------------------------\ |
|Задача 2.3. | |
|Повышение уровня| |
|автоматизации бюджетного|-/
|процесса муниципальных|
|образований |
\----------------------------/
Целевые индикаторы и показатели ведомственной целевой программы
1. Средняя оценка качества бюджетного планирования исполнительными органами государственной власти Астраханской области
2. Увеличение средней комплексной оценки финансового положения (качества управления общественными финансами и платежеспособности) по муниципальным образованиям Астраханской области
3. Уровень автоматизации процесса исполнения и планирования областного бюджета
4. Доля бюджетных расходов, имеющих показатели эффективности (без учета субвенций на исполнение делегированных полномочий)
Ожидаемые результаты ведомственной целевой программы
Ожидаемыми результатами от реализации программы должны стать:
1. Повышение уровня технической оснащенности государственных органов власти и органов местного самоуправления;
2. Повышение информированности и квалификации государственных и муниципальных служащих;
3. Повышение уровня мотивированности результатами работы при принятии решений сотрудниками государственных органов власти и органов местного самоуправления;
Достижение перечисленных результатов является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами.
Содержание и сроки выполнения основных мероприятий ВЦП:
N | Наименование мероприятия | Сроки реализации |
1. | Приобретение компьютерной техники и программного обеспечения для повышения эффективности бюджетного процесса муниципальных образований и главных распорядителей средств областного бюджета |
2009-2011 |
2. | Организация повышения квалификации сотрудников финансово-экономических служб всех участников бюджетного процесса и финансовых органов муниципальных образований |
2009-2011 |
3. | Проведение конкурса среди главных распорядителей средств областного бюджета на лучшие показатели качества бюджетного планирования |
2009-2011 |
4. | Поощрение муниципальных образований по результатам оценки платежеспособности и качества управления общественными финансами |
2009-2011 |
5. | Проведение конкурса среди муниципальных районов и городских поселений по результатам реализации программы реформирования муниципальных финансов (субсидия на реформирование муниципальных финансов по аналогии с федеральным фондом реформирования региональных финансов предоставляются по результатам реализации муниципальными образованиями программы реформирования региональных финансов) |
2011 |
6. | Поощрение муниципальных районов и городских округов за мобилизацию доходов в областной бюджет |
2009-2011 |
Объемы финансирования ведомственной целевой программы
2009 год - 46 250 тыс. руб.
2010 год - 38 850 тыс. руб.
2011 год - 47600 руб.
Предварительная оценка эффективности выполнения ведомственной целевой программы
Реализация ведомственной целевой программы позволит повысить эффективность управления бюджетными средствами главными распорядителями и органами местного самоуправления.
1. Характеристика проблем и задач, решение которых осуществляется путем
реализации программы, включая анализ причин их возникновения,
целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне
Актуальность проведения реформ системы управления региональными финансами в Астраханской области вызвана необходимостью формирования долгосрочных конкурентных преимуществ области, что будет способствовать росту социальных показателей уровня и качества жизни населения области, повышению доверия населения к органам государственной власти, создаст дополнительные предпосылки развития экономики.
За последние годы произошли принципиальные изменения в системе региональных финансов на основе перевода системы исполнения бюджета на казначейскую основу, повышение бюджетной самостоятельности субъектов бюджетного планирования, внедрение ряда инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (ведомственные целевые программы, обоснование бюджетных ассигнований на основе показателей эффективности).
Утвержденный в конце 2005 года Закон "О межбюджетных отношениях в Астраханской области" определил правовые основы и четкий порядок взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований. Новые взаимоотношения с органами местного самоуправления базируются на принципах максимальной прозрачности бюджетных отношений, стимулирования экономического роста и развития собственной доходной базы муниципальными образованиями.
Завершено формирование системы областного казначейства, осуществляющего в соответствии с едиными стандартами и процедурами кассовое обслуживание исполнения областного бюджета. Это, в частности, увеличило степень сохранности бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджета, повысилась оперативность предоставления и достоверность бюджетной отчетности. Появились возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Осуществлен переход к формированию трехлетнего бюджета, обеспечено ведение реестра расходных обязательств областного бюджета и муниципальными образованиями Астраханской области.
Началось практическое внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты: внедрены ведомственные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, основанные на показателях конечного и непосредственного результатов. С 2009 года основным условием включения в областной бюджет объектов областной адресной инвестиционной программы является оценка финансового эффекта данного объекта и его превышение над эксплуатационными расходами будущих периодов. Проводится оценка эффективности областных целевых программ на основе показателей бюджетной и социальной эффективности. На уровне Правительства утверждены стратегические цели и задачи деятельности субъектов бюджетного планирования.
В результате реализованных мероприятий Астраханская область вошла в число субъектов РФ, отмеченных Минфином России лучшими в России по показателям качества управления общественными финансами. В течение ряда лет в Астраханской области обеспечивается отсутствие просроченной кредиторской задолженности, в соответствии с мониторингом, проводимом Минфином России, по Астраханской области не отмечается ни одного нарушения требований Бюджетного кодекса в части планирования и исполнения областного бюджета.
Важным подтверждением высокого качества управления общественными финансами Астраханской области является участие нашего региона в Программе реформирования региональных финансов, проводимой Минфином России.
Астраханская область дважды принимала участие в данном конкурсе (2001 и 2006 гг.) и дважды включалась в состав победителей. Результатом победы Астраханской области стало получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов
Вместе с тем, по мере развития бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного законодательства на федеральном уровне региональная система общественных финансов требует осуществления комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в настоящее время в Астраханской области не в полной мере реализуются включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:
а) предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
б) формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования отдельными субъектами бюджетного планирования;
в) преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
г) трудоемкости и значительном количестве рутинных операций при проведении бюджетного планирования, подготовке аналитической информации по итогам исполнения областного бюджета, формированию реестров расходных обязательств;
д) низкий уровень автоматизации работы и недостаточный уровень квалификации специалистов финансовых органов муниципальных образований.
В 2007 году расходы областного бюджета на финансирование социально-значимых отраслей (здравоохранение, социальная политика, культура, образование) составили 8,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2006 годом на более чем в 1,5 раза. Вместе с тем, увеличение финансирования отраслей не приводит к адекватному возрастанию качества обслуживания населения и работы указанных отраслей. Согласно оценке, проведенной Министерством регионального развития Российской Федерации, объем неэффективных расходов, связанные с несоответствием производственных показателей работы бюджетных учреждений с среднероссийскими показателями составляет 359,7 млн. рублей.
Не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств.
Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего аудита эффективности деятельности главных распорядителей и распорядителей средств областного бюджета.
Финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.
Не всегда органами местного самоуправления соблюдаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации требования к организации бюджетного процесса. Имеются факты неэффективного исполнения муниципальными образованиями их собственных полномочий, низкого уровня инициативы к проведению мероприятий реформирования муниципальных финансов, оптимизации расходных обязательств, мобилизации собственного налогового потенциала.
Дополнительной проблемой является недостаточный уровень квалификации кадров отдельных субъектов бюджетного планирования и органов местного самоуправления, инерционность мышления, нежелание менять устоявшуюся систему работы.
Таким образом, сложившиеся традиции и организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности и стимулы повышения эффективности управления государственными финансами и переориентации деятельности субъектов бюджетного планирования с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
С этой целью необходима реализация аналитической ведомственной целевой Программы реформирования региональных финансов на 2009-2011 годы, включающей в себя комплекс задач по развитию и совершенствованию бюджетной системы Астраханской области и внедрению принципов ответственного управления общественными финансами и лучшей российской практики организации бюджетного процесса.
2. Обоснование расходов (потребностей в необходимых ресурсах);
Повышение качества управления общественными финансами достигается за счет комплексной реализации мероприятий Программы, касающихся в первую очередь реформы бюджетного процесса и управления расходами, введения бюджетирования, ориентированного на результат с одновременным внедрением нового инструментария, обеспечивающего качественное улучшение управления общественными финансами.
В этих целях планируются внедрение в исполнительных органах исполнительной власти программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию бюджетного процесса, закупка необходимого оборудования и компьютерной техники, проведение обучения и повышения квалификации работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Мероприятия реформирования региональных финансов должны сопровождаться созданием стимулов к повышению эффективности управления бюджетными средствами главными распорядителями и органами местного самоуправления.
Министерством финансов Астраханской области подготовлены нормативные правовые акты, предусматривающие введение системы данного стимулирования по следующим направлениям:
- качество бюджетного планирования главных распорядителей средств областного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 28.03.2008 N 140-П "О Порядке проведения конкурса на лучшие показатели качества бюджетного планирования исполнительных органов государственной власти Астраханской области" исполнительным органам государственной власти, достигшим пяти высших показателей качества бюджетного планирования, предусматривается выделение дополнительных бюджетных ассигнований (грантов).
- качество управления общественными финансами муниципальными образованиями. Постановлением Правительства Астраханской области от 18.04.2008 N 178-П утверждено Положение о поощрении муниципальных образований Астраханской области за достижение высоких показателей в сфере управления общественными финансами и платежеспособности местных бюджетов, которое предусматривает предоставление грантов трем муниципальным образований, получивших максимальную оценку качества;
- мобилизация доходов в консолидированный бюджет Астраханской области. В соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 19.04.2006 г. N 101-П "О Порядке поощрения муниципальных районов и городских округов за мобилизацию налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области" предусмотрено поощрение муниципальных районов и городских округов за перевыполнение задания по сбору налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Астраханской области.
- реализация мероприятий реформирования муниципальных финансов. Участие Программы реформирования региональных финансов Астраханской области в конкурсе на право получение субсидии Фонда реформирования региональных финансов показало высокую эффективность механизма конкурса и субсидирования бюджетом федерального уровне мероприятий реформирования системы общественных финансов. Внедрение аналогичного механизма на региональном уровне по опыту работы Ставропольского края, Республики Алтай, позволяет значительно повысить качество управления местными бюджетами и обеспечивает преемственность реализации бюджетной реформы на местном уровне. Ведь даже при применении эффективного механизма распределения средств финансовой помощи из областного бюджета отдача данных финансовых ресурсов будет низкой, если на уровне местных бюджетов не будет проводиться работа по совершенствованию бюджетного процесса.
В этой связи с 2011 года планируется проведение конкурса среди муниципальных районов и городских поселений по результатам реализации программы реформирования муниципальных финансов
Выделение средств на приобретение компьютеров и программного обеспечения обусловлено необходимостью модернизации министерства финансов, субъектов бюджетного планирования и финансовых органов муниципальных образований. Выполнение поставленных перед ними настоящей Программой задач требует должного и современного технического обеспечения.
Расходы на подготовку кадров обусловлены необходимостью повышения квалификации сотрудников органов государственной власти и финансовых органов муниципальных образований по вопросам управления государственными и муниципальными финансами.
Расчетные обоснования запланированных сумм расходов на реализацию Программы реформирования приведены в таблице.
Таблица 3.
Обоснование запланированных сумм расхода на реализацию ведомственной
целевой Программы реформирования региональных финансов
на 2009-2011 годы
2009 год | 2010 год | 2011 год | Всего | Примечание (обоснова- ние потребнос- ти) |
|||||||
Количество приобрета- емых единиц |
Сумма |
Всего |
Количество приобретае- мых единиц |
Сумма |
Всего |
Количество приобретае- мых единиц |
Сумма |
Всего |
|||
Приобретение компьютерной и оргтехники для министерства финансов Астраханской области |
170 |
40 |
6 800 |
95 |
40 |
3 800 |
100 |
44 |
4 400 |
15 000 |
|
Сопровожде- ние программных комплексов "Финтех" |
1 100 |
1 100 |
1 200 |
3 400 |
|||||||
Организация повышения квалификации сотрудников финансово- экономичес- ких служб муниципаль- ных образований |
150 |
20 |
3 000 |
150 |
23 |
3 500 |
150 |
27 |
4 000 |
10 500 |
В целях повышения качества бухгалтер- ского учета и формирова- ния бюджетной отчетности областными и муниципа- льными бюджетными учреждени- ями. По ценам поставщи- ков (предвари- тельный расчет) |
Организация проведения консультаци- онно- методических семинаров для областных бюджетных учреждений |
2 |
200 |
400 |
2 |
300 |
600 |
2 |
350 |
700 |
1 700 |
|
Организация проведения консультаци- онно- методических семинаров для финансовых органов муниципаль- ных образований |
2 |
200 |
400 |
2 |
250 |
500 |
2 |
350 |
700 |
1 600 |
|
Организация проведения методологи- ческих советов по бюджетному учету |
4 |
100 |
400 |
4 |
100 |
400 |
4 |
125 |
500 |
1 300 |
В соответст- вии с Положением о Методоло- гическом совете по бюджетному учету при министерс- тве финансов Астраханс- кой области (распоря- жение министерс- тва финансов Астраханс- кой области N 8 от 03.05.2005 г.) По ценам поставщи- ков (предвари- тельный расчет) |
Поставка, внедрение, сопровожде- ние программных продуктов по автоматиза- ции бюджетного процесса муниципаль- ных образований |
74 |
75 |
5 550 |
74 |
75 |
5 550 |
148 |
4 |
600 |
11 700 |
В целях повышения уровня автомати- зации бюджетного процесса на территории региона (по ценам поставщи- ков, предвари- тельный расчет) |
Сопровожде- ние и внедрение программных продуктов ООО "Кейсистемс" |
1 |
9100 |
9 100 |
1 |
4200 |
4 200 |
1 |
4200 |
4 200 |
17 500 |
По ценам поставщи- ков (предвари- тельный расчет, проект контракта на модерниза- цию ПК "Бюджет- КС") |
Организация электроного документоо- борота с использова- нием электроно- цифровой подписи |
263 |
8,5 |
2 300 |
2 300 |
По ценам поставщи- ков (ценовое предложе- ние ООО "Информа- ционные технологии "Кейсис- темс") |
||||||
Проведение конкурса среди главных распорядите- лей средств областного бюджета на лучшие показатели качества бюджетного планирования |
5 |
400 |
2 000 |
5 |
600 |
3 000 |
5 |
800 |
4 000 |
9 000 |
В соответст- вии с постанов- лением Правитель- ства Астраханс- кой области от 28.03.2008 N 140-П "О Порядке проведения конкурса на лучшие показатели качества бюджетного планирова- ния исполните- льных органов государст- венной власти Астраханс- кой области" исполните- льным органам государст- венной власти, достигшим пяти высших показате- лей качества бюджетного планирова- ния, предусмат- ривается выделение дополните- льных бюджетных ассигнова- ний (грантов). |
Поощрение муниципаль- ных образований по результатам оценки платежеспо- собности и качества управления общественны- ми финансами |
3 муниципа- льных образова- ния |
пропор- циональ- но балльной оценки |
4 000 |
3 муниципаль- ных образования |
пропор- циона- льно балль- ной оценки |
5 000 |
3 муниципаль- ных образования |
пропор- циональ- но балльной оценки |
6 000 |
15 000 |
В соответст- вии с постанов- лением Правитель- ства Астраханс- кой области от 18.04.2008 г. N 178-П "Об утвержде- нии Положения о поощрении муниципа- льных образова- ний Астраханс- кой области за достижение высоких показате- лей в сфере управления обществен- ными финансами и платежес- пособности местных бюджетов по итогам 2007 года" |
Проведение конкурса среди муниципаль- ных районов и городских поселений по результатам реализации программы реформирова- ния муниципаль- ных финансов (субсидия на реформирова- ние муниципаль- ных финансов по аналогии с федеральным фондом реформирова- ния региональных финансов предоставля- ются по результатам реализации муниципаль- ными образования- ми программы реформирова- ния региональных финансов) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 000 |
10 000 |
В соответст- вии с разрабаты- ваемым проектом постанов- ления по проведению конкурса среди муниципа- льных районов и городских поселений, поощрение будет произведе- но пропорцио- нально балльной оценки |
||
Поощрение муниципаль- ных районов и городских округов за мобилизацию доходов в областной бюджет |
муниципа- льные образова- ния, обеспечив- ших выполнение утвержден- ных критериев |
пропор- циональ- но количес- тву набран- ных баллов |
11 000 |
муниципаль- ные образова- ния, обеспечив- ших выполнение утвержден- ных критериев |
пропор- циона- льно количе- ству набран- ных баллов |
11 000 |
муниципаль- ные образова- ния, обеспечив- ших выполнение утвержден- ных критериев |
пропор- циональ- но количес- тву набран- ных баллов |
11 000 |
33 000 |
В соответст- вии с постанов- лением Правитель- ства Астраханс- кой области от 19.04.2006 г. N 101-П "О Порядке поощрения муниципа- льных районов и городских округов за мобилиза- цию налоговых и неналого- вых поступле- ний в консолиди- рованный бюджет Астраханс- кой области" |
Проведение семинаров для муниципаль- ных образований по межбюджетным отношениям, вопросам бюджетного планирования |
1 |
200 |
200 |
1 |
200 |
200 |
1 |
300 |
300 |
700 |
Проведение семинара с целью решения назревших проблем в области межбюджет- ных отношений |
Итого | 46 250 | 38 850 | 47 600 | 132 700 |
3. Описание ожидаемых результатов реализации программы и целевых
индикаторов, измеряемых количественными показателями.
Ожидаемыми результатами реализации ведомственной целевой программы должны стать:
- повышение уровня технической оснащенности государственных органов власти и органов местного самоуправления;
- поднятие на качественно более высокий уровень управление бюджетом при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов;
- повышение экономической эффективности бюджетных расходов;
- повышение информированности и компетентности государственных и муниципальных служащих;
- повышение уровня удовлетворенности и мотивированности результатами работы при принятии решений сотрудниками государственных органов власти и органов местного самоуправления;
- обеспечить прозрачность бюджетной системы и бюджетного процесса;
- повысить уровень квалификации государственных и муниципальных служащих;
- обеспечить мотивацию органов местного самоуправления в повышении качества управления общественными финансами.
Достижение перечисленных результатов, является необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными финансами.
Основной экономический эффект от реализации Программы будет получен за счет внедрения автоматизированной системы управления бюджетным процессом.
Выполнение указанных мероприятий, затрагивающих не только финансово-бюджетный процесс, но и всю социальную сферу, безусловно, даст положительный социальный эффект, снизит издержки "производства" бюджетных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.