Решение
Астраханского областного суда
от 24 ноября 2008 г.
(извлечение)
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2009 года решение оставлено без изменения.
Постановлением Правительства Астраханской области от 25 марта 2008 г. N 113-П "О промысле бодяги" утвержден Временный порядок выдачи разрешительных документов на добычу (вылов) бодяги в пресноводных водных объектах Астраханской области, пунктами 1-15 которого установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе организовывать добычу (вылов) бодяги в пресноводных водных объектах Астраханской области посредством предоставления допусков.
Для получения допуска на добычу (вылов) бодяги индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым утверждены объемы добычи (вылова) бодяги, направляют в агентство по рыболовству и рыбоводству Астраханской области (агентство) заявки, оформленные определенным образом. Указано, что агентство в 10-дневный срок рассматривает заявки, оформляет, регистрирует и выдает допуски, которые действительны в течение определенного периода времени. В допуске указываются: сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, которому утверждены объемы добычи (вылова) бодяги, сведения о районе добычи и (или) рыбопромысловом участке, утвержденный объем добычи, орудия, способы и сроки добычи бодяги, указаны условия выдачи и условия отказа в выдаче допусков.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора оспорил указанные положения, ссылаясь на их противоречие Федеральным законам "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и "О животном мире". Указал, что, утверждая Временный порядок, Правительство Астраханской области вышло за пределы своих полномочий, поскольку Правительством Российской Федерации утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается (Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. N 643) и Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. N 264), которые устанавливают подготовку и порядок заключения договоров пользования водными биологическими ресурсами, форму примерного договора, предусматривают требования к заявителям, требования к формированию конкурсной комиссии, порядок рассмотрения заявок, правила подготовки и заключения договоров. Таким образом, по мнению прокурора, принимая оспариваемый правовой акт, Правительство превысило свои полномочия, поскольку договорные отношения в области рыболовства и сохранении биоресурсов регулируются гражданским законодательством.
В судебном заседании прокурором Завадиной О.А. заявление поддержано в полном объеме.
Представитель Правительства Астраханской области З. и представитель Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области И. в судебном заседании полагали заявленные требования не обоснованными, указав, что в Астраханской области избран вариант распределения объемов промышленной добычи бодяги между пользователями путем вынесения соответствующих решений органов государственной власти. Последние должны иметь возможность при непосредственном выходе конкретного пользователя, которому определены объемы добычи, на промысел, осуществить ряд мероприятий, направленных на охрану бодяги. Для осуществления указанных полномочий есть все правовые основания, предусмотренные федеральным законодательством. Оспариваемое постановление Правительства Астраханской области от 25 марта 2008 года N 113-П "О промысле бодяги" направлено на реализацию соответствующих полномочий Астраханской области по охране водных биоресурсов.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области У. поддержала позицию прокурора.
Выслушав прокурора, объяснения представителя Правительства Астраханской области З., Агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области И., исследовав материалы дела, областной суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации подпунктами "в", "д", "к" части 1 статьи 72 вопросы природопользования, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом в соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
Пунктами 1 и 5 статьи 3 указанного Федерального закона N 166-ФЗ установлено, что законодательство о водных биоресурсах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно статье 10 названного Федерального закона водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Право на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, возникает по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Рыболовство осуществляется в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, или в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается. Общий допустимый улов водных биоресурсов и виды водных биоресурсов, в отношении которых он устанавливается, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого рыбохозяйственного бассейна.
На основании приказов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 13.12.2007 N 65 "Об утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, на 2008 год", от 19.12.2007 N 84 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, применительно к видам квот на 2008 год" бодяга относится к видам водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается.
Согласно ст. 19 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, указанные водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании решений органов государственной власти или договоров, предусмотренных статьями 33.3 и 33.4 настоящего Федерального закона.
Иных оснований для осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, Федеральным законом не предусмотрено.
На основании ст. 15 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в соответствии с приказом Росрыболовства от 01.09.2008 года N 131 "Об утверждении Перечня видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" бодяга не является анадромным, катадромным и трансграничным водным биоресурсом.
Постановлением Правительства Астраханской области N 264 от 14.04.2008 года в соответствии с Федеральным Законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и Правила подготовки и заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В договоре указан предмет договора, границы и площадь рыбопромыслового участка, права и обязанности сторон: органа государственной власти и пользователя, основания расторжения и прекращения договора. Постановлением Правительства РФ N 643 от 25 августа 2008 г. разработаны и утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается, предусматривающие порядок о подготовке и заключении договоров. В Правилах содержится перечень документов, прилагаемых к заявлению, форма примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства, права и обязанности сторон: органа государственной власти и юридического лица или предпринимателя, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов, порядок прекращения и расторжения договора. Таким образом, отношения в области рыболовства и рыбоводства и сохранении водных биоресурсов подробно урегулированы федеральным законодательством.
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Слова "Постановлением Правительства Астраханской области N 264 от 14.04.2008 года" следует читать "Постановлением Правительства РФ N 264 от 14.04.2008 года"
Анализируя оспариваемое постановление, суд пришел к выводу, что оно противоречит нормам федерального законодательства, поскольку договорные отношения в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов регулируются гражданским законодательством. В связи с этим, ссылки представителей Правительства Астраханской области и агентства по рыболовству и рыбоводству Астраханской области на необходимость посредством допусков осуществления контроля за добычей бодяги юридическими лицами или предпринимателями, которым предоставлены в пользование водные биоресурсы, находящиеся в государственной собственности, не основаны на нормах федерального закона.
Однако Правительство Астраханской области в своем постановлении утвердило Временный порядок выдачи разрешительных документов на добычу (вылов) бодяги в пресноводных водных объектах Астраханской области, который определяет требования при оформлении, выдаче, регистрации не предусмотренных Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" допусков как разрешительных документов на добычу (вылов) бодяги в пресноводных водных объектах Астраханской области, что противоречит вышеуказанным нормам Федерального закона и выходит за пределы компетенции органов государственной власти Астраханской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК Российской Федерации, Астраханский областной суд решил:
заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению п. 3 постановления Правительства Астраханской области от 25.03.2008 года N 113-П "О промысле бодяги".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Астраханский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Астраханского областного суда от 24 ноября 2008 г. (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 марта 2009 года решение оставлено без изменения
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании