Распоряжение Правительства Астраханской области
от 5 мая 2009 г. N 142-Пр
"О Программе антикризисных мер Правительства Астраханской области"
Распоряжением Правительства Астраханской области от 9 марта 2010 г. N 72-Пр настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 21.03.2009 N 76-Пр "О подготовке предложений по реализации антикризисных мероприятий" и в целях приведения региональных антикризисных мероприятий в соответствие с основными направлениями проекта программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год:
1. Утвердить:
- Программу антикризисных мер Правительства Астраханской области (прилагается);
- перечень антикризисных мероприятий (прилагается).
2. Исполнительным органам государственной власти Астраханской области, ответственным за реализацию мероприятий, до 22 числа каждого месяца направлять в министерство экономического развития Астраханской области информацию о ходе выполнения мероприятий.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) обобщать ход выполнения мероприятий и до 30 числа каждого месяца направлять сводную информацию вице-губернатору - председателю Правительства Астраханской области.
4. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 563-Пр "Об антикризисных мероприятиях".
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Программа
антикризисных мер Правительства Астраханской области
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 5 мая 2009 г. N 142-Пр)
1. Экономическая ситуация в регионе и меры, предпринятые в 2008 году Правительством Астраханской области, по смягчению последствий мирового финансового кризиса.
На протяжении последних лет экономика Астраханской области показывала положительную динамику развития практически по всем показателям. Несмотря на серьезное воздействие в конце 2008 года мирового финансового кризиса на российскую экономику, в 2008 году промышленное производство в области выросло на 4,7%, продукция сельского хозяйства - на 14,7%, грузооборот транспорта - на 5,2%, инвестиции в основной капитал - на 5,9%, объем работ в строительстве - на 23,2%, оборот розничной торговли - на 21,8%, внешнеторговый оборот - на 55,1%, платные услуги населению - на 3,9%.
Отдельные показатели, характеризующие социально-экономическую ситуацию в регионе, оказались выше среднероссийских. Опережающими темпами росли индекс промышленного производства (104,7% против 102,1% по России), объем работ по виду деятельности "Строительство" (123,2% против 112,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), оборот розничной торговли (121,8% против 113,0%), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%).
По объемам производства на душу населения в 2008 году Астраханская область сохраняла лидирующие позиции среди субъектов Южного федерального округа, занимая первое место по объему инвестиций в основной капитал, второе место - по добыче полезных ископаемых и по объему работ в строительстве, третье место - по объему обрабатывающего производства, по вводу жилья и по величине средней заработной платы.
Результаты развития экономики обеспечили сохранение позитивной динамики основных демографических показателей и показателей уровня жизни населения области.
В 2008 году в области впервые за 15 лет рождаемость превысила смертность, число родившихся увеличилось на 5,7%, число умерших снизилось на 2,9%. Общий уровень рождаемости за 2008 год составил 14,2 в расчете на 1000 населения (13,5 в 2007 году).
За 2008 год среднедушевые денежные доходы составили 11004,4 рубля, что на 26,6% выше уровня 2007 года, реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 10,0%.
Средняя начисленная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, выросла на 25,3% или в реальном исчислении на 8,8% и составила в 2008 году 12327,7 рубля.
Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2008 года составил 1,4% к численности экономически активного населения.
Развивающийся в стране и в мире экономический кризис с начала этого года не дает основным показателям экономического развития области подняться выше 100% к уровню прошлого года. Так, по итогам января-марта снижение валового внутреннего продукта в области составило 7,5%, капиталовложения снизились на 16%, грузооборот транспорта - на 8,8%. В то же время ситуация в нашей области не так сложна, как в других регионах Российской Федерации и по России в целом. Так, снижение валового внутреннего продукта Российской Федерации по итогам первых трех месяцев оценивается в 8,7%, что на 1,2 процентных пункта больше, чем снижение ВРП Астраханской области. Более того, ряд важных показателей все-таки показывает положительную динамику. Продолжает оставаться в зоне роста сельское хозяйство (103,2%) и связанная с ним пищевая промышленность (104,6%), оборот общественного питания (104,6%). Растет реальная заработная плата (101,5%), на уровне прошлого года остаются показатели оборота розничной торговли (99,7%) и объема платных услуг (100,6%).
В определенной степени достижение этих показателей определяется реализацией комплекса мероприятий по преодолению негативных последствий финансового кризиса, утвержденных распоряжением Правительства Астраханской области от 11.12.2008 N 563-Пр.
В октябре - декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Астраханской области с целью минимизации масштабов экономического кризиса и смягчения его последствий для населения и экономики региона начало реализацию антикризисных мер.
Во исполнение поручения Губернатора Астраханской области были созданы 4 рабочие группы: по финансовым вопросам, по развитию жилищного строительства и эффективному использованию земельных ресурсов, по преодолению основных рисков в производственной сфере экономики, по предотвращению кризиса на рынке труда Астраханской области, в работе которых участвуют кроме органов исполнительной власти представители банковских структур, научных организаций и руководители крупных хозяйствующих субъектов.
В целях координации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области был создан антикризисный совет при Губернаторе Астраханской области.
На сегодняшний день в рамках утвержденных мероприятий сформирован антикризисный бюджет и создан финансовый резерв на случай кризисного сокращения доходов бюджета, пролонгирован федеральный кредит, что уменьшило нагрузку на бюджет. Для оценки складывающейся экономической ситуации в области проводится целый ряд мониторингов, охватывающих все сферы деятельности, которые направлены на оперативное выявление проблем и своевременную выработку мер по смягчению негативных последствий кризиса.
Для укрепления сотрудничества исполнительных органов государственной власти Астраханской области с банками и другими кредитными организациями в области действует комиссия по вопросам банковской деятельности, в рамках которой ведется работа с банками (ВТБ, Сбербанк России, Газпромбанк, Россельхозбанк и др.) по привлечению кредитных ресурсов для завершения строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, крупных объектов развития агломерации г. Астрахани и жилищного строительства.
Проводится мониторинг банковского сектора с целью недопущения задержек в перечислении зарплаты, налоговых платежей и выдачи кредитов. Ведется активное взаимодействие с банками по кредитованию областного и муниципальных бюджетов в 2009 году.
В управлении Федеральной налоговой службы по Астраханской области создан ситуационный центр по оперативному реагированию на возможную кризисную ситуацию с поступлением налогов в бюджеты всех уровней.
Сформирован комплекс мероприятий, направленных на наращивание налогового потенциала. Проводится мониторинг крупных налогоплательщиков региона с целью оперативного реагирования на снижение налоговых поступлений в бюджет, еженедельный мониторинг исполнения консолидированного бюджета Астраханской области по муниципальным образованиям области.
Правительство Астраханской области принимает участие во всех антикризисных проектах, осуществляемых Правительством Российской Федерации.
В Министерство регионального развития Российской Федерации направлен перечень предприятий, имеющих существенное значение для экономики Астраханской области, для получения федеральной государственной поддержки.
Сформирован реестр потребности в продукции местного производства, и выработаны меры по привлечению местных производителей к поставкам продукции для нужд Астраханской области.
Проводится активная работа с федеральными министерствами по привлечению в 2009 году из федерального бюджета средств в объеме не ниже уровня 2008 года.
На областном уровне принято решение о сохранении запланированных объемов капитальных вложений, что должно стать одним из направлений поддержки строительной отрасли, переживающей сейчас тяжелые времена. Для стабилизации ситуации, сложившейся в сфере жилищного строительства, определены объемы жилья различной степени строительной готовности, в том числе свободной от обязательств, в целях приобретения для государственных нужд, потребность в кредитных средствах, необходимых для достройки объектов высокой степени готовности.
Рассматривается возможность освобождения застройщиков от платы за подключение к технологическим мощностям водо- и электроснабжения за счет средств инвестиционной составляющей в тарифах.
За счет средств областного и муниципальных бюджетов ведется инженерное обустройство площадок, предназначенных для жилищного строительства.
С целью развития малоэтажного строительства на селе разработан каталог малоэтажных домов.
Осуществляется взаимодействие с государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ по вопросу предоставления Астраханской области финансовой поддержки за счет средств Фонда на приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
С октября 2008 года проводятся мониторинги высвобождений работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, потребности в рабочей силе, заявленной в органы службы занятости, уровня регистрируемой безработицы.
В регионе реализуется отраслевая целевая программа "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", которая позволит поддержать занятость населения и сдержать регистрируемую безработицу к концу 2009 года на уровне, не превышающем 2,5% численности экономически активного населения области.
В целях снижения негативного влияния финансового кризиса на социально-экономическую ситуацию в области Правительством Астраханской области усилен контроль за своевременной выплатой заработной платы организациями и предприятиями всех форм собственности.
Уделяется большое внимание созданию эффективных условий для развития потенциала малого и среднего бизнеса на территории региона. С 2009 года вводится в практику выдача грантов для начала ведения своего дела при условии вложения предпринимателем собственных средств. Заработал гарантийный фонд субъектов малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением Правительства Астраханской области от 02.07.2008 N 302-Пр предусмотрены конкретные мероприятия по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Астраханской области.
Создан многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, работающий по принципу "одного окна".
Приведены в соответствие с федеральным законодательством 22 нормативных правовых акта Астраханской области по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, внесены изменения в 7 нормативных правовых актов, которыми устранены административные барьеры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности, и упрощена процедура оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области.
Принят Закон Астраханской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области", в котором определены основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, формы, условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Астраханской области.
Действует отраслевая целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Астраханской области на 2009 год". Размер средств на государственную поддержку развития малого и среднего бизнеса увеличен с 67 млн. рублей в 2008 году до 87 млн. рублей в 2009 году (в 1,3 раза).
Исполнительными органами государственной власти Астраханской области ведется работа по внесению предложений в ряд законопроектов федерального уровня, направлены предложения по антикризисной программе Правительства Российской Федерации.
2. Приоритеты Программы антикризисных мер Правительства Астраханской области и их соотношение с антикризисной программой Правительства Российской Федерации.
Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики региона.
Однако важно не только оперативно реагировать на проявления кризиса. Не менее, а может быть и более важно предпринимать своевременные системные шаги по упреждению негативных ситуаций. Сейчас, учитывая ставшую уже вполне понятной значительную длительность кризиса и необходимость перехода к корректировке параметров экономического развития общества на всех уровнях, необходимо принимать новые решения.
Проект антикризисной программы Правительства Российской Федерации на 2009 год, вынесенный на широкое обсуждение общественности, дает хорошую возможность актуализировать и уточнить наш план антикризисных мероприятий, четко увязать его с мерами, предпринимаемыми федеральным Правительством.
Антикризисная программа Правительства Российской Федерации носит системный, комплексный характер, охватывает все основные направления развития экономики, четко устанавливает основные приоритеты, механизмы и адресатов целевого воздействия на экономику с целью ее оздоровления.
В соответствии с данной программой выделяются семь приоритетных направлений антикризисных мероприятий:
1) социальная защита граждан. Этот блок включает в себя выполнение всех публичных обязательств государства перед населением в полном объеме;
2) сохранение промышленного и технологического потенциала российской экономики;
3) активизация внутреннего спроса за счет расширения государственных закупок, развития импортозамещения и разумного протекционизма;
4) развитие инновационных отраслей и расширение инвестиций в человеческий капитал;
5) снижение административных барьеров для бизнеса, в том числе антикоррупционная программа и меры по развитию малого и среднего бизнеса;
6) поддержка национальной финансовой системы, в том числе банков и фондового рынка;
7) проведение ответственной макроэкономической политики государства.
Программа действий Правительства Астраханской области по предотвращению кризисных явлений в экономике и финансах Астраханской области на 2009 год по своей структуре ориентируется на федеральную программу, однако учитывает и специфику региона, и уже накопленный Правительством Астраханской области опыт осуществления антикризисных мероприятий.
Программа состоит из пяти основных разделов.
Первый раздел отражает главный приоритет региональных антикризисных мер, он посвящен усилению социальной защиты населения, сохранению и созданию рабочих мест. Подразделы этого блока - это обеспечение занятости населения и содействие трудоустройству высвобождаемых работников, социальные меры по защите населения в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, а также меры по формированию регионального компонента в сфере образования.
Второе важнейшее направление антикризисной программы - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала области. В этой части важнейшие подразделы посвящены поддержке реального сектора экономики региона, работе с системообразующими предприятиями, а также предприятиями, имеющими существенное значение для экономики области, содействию повышению их финансовой устойчивости, доступности финансовых ресурсов, а также продвижению их продукции на рынки сбыта. Предусматриваются также конкретные меры по поддержке инновационной деятельности высокотехнологичных предприятий, по стимулированию повышения энерго- и ресурсоэффективности.
Значительный блок мероприятий касается поддержки базовых отраслей реального сектора, в частности, промышленных предприятий, предприятий строительного сектора, агропромышленного и топливно-энергетического комплексов.
Третий раздел включает в себя меры системного характера, направленные на снижение административного давления на бизнес, а также оказание государственной поддержки малому и среднему предпринимательству.
Четвертый раздел - реализация комплекса мер, направленных на обеспечение эффективного использования ограниченных бюджетных средств. Планируется осуществить целый комплекс организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов.
Пятый раздел включает в себя весь комплекс организационных мероприятий по мониторингу социально-экономической ситуации в Астраханской области и обеспечению оперативного реагирования в случае возникновения тех или иных отклонений от прогнозов и параметров развития области.
Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению региональной экономики и общества.
3. Направления и механизмы реализации задач по преодолению последствий финансового кризиса, стабилизации социально-экономического положения Астраханской области.
3.1. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости.
Правительство Астраханской области обязуется обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование социально значимых расходных обязательств областного бюджета. При этом первоначально запланированные социальные расходы и финансовая помощь муниципальным образованиям сокращаться не будут. Льготы и компенсации населению, заработная плата работникам бюджетной сферы будут выплачиваться своевременно и в полном объеме.
В разделе дополнительно выделяются следующие подразделы:
3.1.1. Социальная защита населения.
В рамках данного направления министерством социального развития и труда Астраханской области, министерством здравоохранения Астраханской области и министерством финансов Астраханской области будет реализован значительный комплекс мероприятий по обеспечению максимально оперативного и полного предоставления социальной поддержки всем нуждающимся жителям области: в первую очередь многодетным семьям, детям, одиноким матерям, пожилым людям, инвалидам и жителям области, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
3.1.2. Здравоохранение, физическая культура и спорт.
Мероприятия данного подраздела включают в себя меры по совершенствованию системы лекарственного обеспечения населения области (минимизацию уровня наценок на лекарственные средства и формирование резерва препаратов и медицинских средств, необходимых для функционирования палат экстренной и интенсивной помощи, а также жизнедеятельности тяжелобольных и инвалидов) и меры по общему оздоровлению населения, в том числе путем привлечения к занятиям физической культурой и спортом.
3.1.3. Образование.
В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе. Правительство Астраханской области предпримет ряд мер по поддержке студенчества. Будет рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования на период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.
Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ, образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования области, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Планируется законодательно закрепить возможность создания малых предприятий на базе образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования области в целях трудоустройства обучающихся.
Перспективным направлением станет проведение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования области работы по дипломному проектированию согласно тематике, предложенной исполнительными органами государственной власти Астраханской области. Это очень хороший способ ввести студентов в курс реальной проблематики, а также рассмотреть кандидатуры будущих выпускников для формирования кадрового резерва.
Создание группы из представителей совета ректоров и объединений ведущих работодателей для формирования регионального компонента образовательных программ в интересах предприятий и бизнеса поможет в ориентации образовательного процесса на нужды экономики области, а программа создания малых наукоемких предприятий по коммерциализации научных и инновационных проектов станет связующим звеном между наукой и производством.
3.1.4. Занятость и рынок труда.
Данный подраздел имеет без сомнения первостепенное значение в условиях кризиса. Он включает в себя как чисто организационные мероприятия, такие как мониторинг ситуации на областном рынке труда, информирование населения о возможностях трудоустройства и проведение переговоров с работодателями, так и конкретные меры поддержки занятости населения. К последним, в частности, относятся реализация отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", организация общественных работ, предоставление налоговых льгот для работодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, и для граждан, участвующих в программе дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области и организующих самозанятость или предпринимательскую деятельность.
3.1.5. Прочие.
В этот раздел отнесены мероприятия социальной направленности, не относящиеся ни к одному из вышеперечисленных подразделов: по оптимизации расходов в социальной сфере путем внедрения аутсорсинга, сдерживанию цен на социально значимые товары, проведению работы с руководителями общественных организаций области по обеспечению устойчивой социальной ситуации и др.
3.2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала.
Правительство Астраханской области будет отслеживать ситуацию на предприятиях, являющихся ключевыми для региональной экономики, с тем, чтобы предотвратить как массовые увольнения, так и утрату накопленного за годы роста производственного потенциала.
Неэффективные предприятия не будут поддерживаться за счет средств налогоплательщиков. Правительство Астраханской области приложит необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников неэффективных предприятий и обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедур банкротства.
В то же время предприятиям, повысившим в последние годы свою эффективность, инвестировавшим средства в развитие производства и создание новой продукции, повысившим производительность труда, но попавшим в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, будет оказана поддержка государства.
Раздел содержит следующие подразделы:
3.2.1. Общая поддержка реального сектора экономики.
Здесь собраны основные экономические мероприятия новой программы. Первым, и очень важным из них, является формирование списка предприятий с эффективным менеджментом и инновационным подходом к предпринимательской деятельности с целью оказания им государственной поддержки (так называемая "губернаторская сотня"). В него вошли предприятия, имеющие значительный потенциал развития, возглавляемые грамотными, энергичными менеджерами, способные внедрять инновации и гибко адаптироваться к условиям кризиса.
Также в данном подразделе содержатся мероприятия по финансовой (в том числе налоговой) поддержке предприятий и отраслей, привлечению финансовых ресурсов федеральных институтов развития (Внешэкономбанк, Связьбанк), совершенствованию ценового регулирования, поддержке внедрения инноваций и организационной поддержке местных товаропроизводителей. Также раздел включает в себя мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности экономики области путем стимулирования внедрения энергоэффективных технологий. С этими целями предполагается осуществлять субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями на эти цели.
3.2.2. Поддержка отдельных отраслей экономики.
Основная задача Правительства Астраханской области в этом направлении - удержать ситуацию под контролем на системообразующих предприятиях, доля которых в экономике области очень значительна. Это в первую очередь топливно-энергетический комплекс, судостроение, строительный комплекс, транспорт, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
Предусматриваются меры по размещению заказов на судостроительных предприятиях региона с привлечением средств федерального бюджета и банковских структур и использованием межрегиональной кооперации, размещению заказов на региональных предприятиях для ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и их дочерних предприятий.
В числе мер поддержки сельского хозяйства предусматриваются возможность создания залоговых фондов из муниципального имущества муниципальных районов и городских округов для обеспечения кредитов, выдаваемых сельхозпроизводителям, а также мероприятия по ускоренному развитию агропромышленного комплекса в рамках реализации отраслевой целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области на 2009 год".
Целый блок мероприятий направлен на поддержку строительного комплекса региона. Жилищное строительство является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики Правительства Астраханской области. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные секторы региональной экономики.
Правительство предпримет все возможные меры по снижению воздействия кризиса на отрасль, которые, в частности, будут включать в себя выкуп за счет бюджетных средств жилья эконом - класса с высокой степенью готовности для предоставления льготным категориям граждан, увеличение объемов малоэтажного строительства с применением новых современных технологий, рассмотрение возможности строительства инженерных сетей за счет средств областного и местных бюджетов, реализацию мероприятий по снижению размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции и монтажа объектов градостроительной деятельности, и ряд других. Предусматривается внесение предложений в ряд законопроектов федерального уровня, направленных на стимулирование рынка жилья.
3.3. Снижение административного давления на бизнес.
Региональное Правительство ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.
Подраздел "Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности", по сути, включает в себя мероприятия по упрощению административных процедур и антикоррупционные мероприятия. В 2009 году будет радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное вмешательство в дела бизнеса. Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров, по оптимизации процедур взаимодействия бизнеса и власти, в том числе путем упрощения административных регламентов, развития оказания услуг на базе многофункциональных центров и т.д.
В подраздел "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства" вошли такие значимые мероприятия, как увеличение уставного капитала ОАО "Астраханский залоговый фонд", обеспечение субъектов малого предпринимательства области условий для участия в поставках продукции для областных нужд, увеличение государственной поддержки субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям, расширение перечня видов предпринимательской деятельности для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента и др.
3.4. Обеспечение эффективного использования ограниченных бюджетных средств.
В условиях кризиса достижение максимальной эффективности использования имеющихся в областном бюджете средств приобретает особую остроту. Планируется осуществить целый комплекс организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов.
В данном разделе предусмотрены мероприятия по исключению неэффективных расходов (включая расходы на поддержку предприятий, не показавших заявленной эффективности своих проектов), проведению проверок эффективности использования бюджетных средств, а также повышению налоговых и неналоговых доходов бюджета области.
3.5. Организационные мероприятия.
Раздел включает в себя весь комплекс организационных мероприятий по мониторингу социально-экономической ситуации в Астраханской области, направленных на оперативное выявление проблем и своевременную выработку мер по смягчению негативных последствий кризиса, и по освещению антикризисных мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.
Перечень антикризисных мероприятий
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 5 мая 2009 г. N 142-Пр)
N/N | Мероприятие | Ответственный исполнитель |
1. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости |
||
Социальная защита населения | ||
1.1. | Оказание социальной поддержки малоимущим гражданам, гражданам, имеющим детей, многодетным семьям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы" |
Министерство социального развития и труда Астраханской области |
1.2. | Рассмотрение возможности внедрения в практику работы социальных служб области института приемной семьи для пожилых людей |
Министерство социального развития и труда Астраханской области |
1.3. | Расширение и создание (при отсутствии) подсобных хозяйств и приусадебных участков в учреждениях социального обслуживания и социальной реабилитации |
Министерство социального развития и труда Астраханской области |
1.4. | Рассмотрение возможности создания социальных магазинов и столовых для обслуживания нуждающихся жителей области |
Министерство социального развития и труда Астраханской области |
1.5. | Взаимодействие с крупными торговыми комплексами по организации праздничных распродаж продовольственных товаров и товаров повседневного спроса по ценам ниже рыночных |
Министерство экономического развития Астраханской области |
1.6. | Проведение областных и муниципальных ярмарок выходного дня с целью расширения возможностей реализации продуктов питания населению по ценам производителей |
Министерство экономического развития Астраханской области |
Здравоохранение | ||
1.7. | Реализация комплекса региональных мероприятий по оздоровлению населения с привлечением областных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения и министерству социального развития и труда Астраханской области |
Министерство социального развития и труда Астраханской области Министерство здравоохранения Астраханской области |
1.8. | Реализация мер по стабилизации ситуации с лекарственным обеспечением населения Астраханской области, предусматривающих: - минимизацию уровня предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства; - мониторинг соблюдения дистрибьюторами и аптечными организациями установленных оптовых и розничных торговых надбавок на все лекарственные средства; - формирование резерва препаратов и медицинских средств, необходимых для функционирования палат экстренной и интенсивной терапии, а также жизнедеятельности тяжелобольных и инвалидов |
Министерство здравоохранения Астраханской области Служба по тарифам Астраханской области |
1.9. | Внесение изменений в постановление Правительства Астраханской области от 16.11.2007 N 498-П (ред. от 22.07.2008) "Об обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан на территории Астраханской области" в части пересмотра классификатора категорий заболеваний и отдельных категорий граждан, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета Астраханской области |
Министерство здравоохранения Астраханской области |
Образование | ||
1.10. | Рассмотрение возможности фиксации на кризисный период стоимости обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Астраханской области на уровне первого семестра 2008-2009 учебного года |
Министерство образования и науки Астраханской области |
1.11. | Разработка и введение в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования Астраханской области упрощенной процедуры перевода успешно обучающихся студентов, испытывающих материальные затруднения, с коммерческой основы обучения на бюджетную |
Министерство образования и науки Астраханской области |
1.12. | 1. Участие в эксперименте Правительства Российской Федерации по образовательному кредитованию (предусматривает установление низкого процента по кредиту и государственную поддержку) |
Министерство образования и науки Астраханской области |
1.13. | 3. Создание группы из представителей совета ректоров Астраханской области и объединений ведущих работодателей (Астраханской торгово-промышленной палаты, Астраханского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей, Астраханского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Астраханского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России") для формирования регионального компонента образовательных программ в интересах предприятий и бизнеса |
Министерство образования и науки Астраханской области |
1.14. | Формирование в учреждениях профессионального образования Астраханской области банка данных профессий и специальностей, программ и отдельных курсов, востребованных на региональном рынке труда |
Министерство образования и науки Астраханской области Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.15. | Организация в учреждениях высшего профессионального образования Астраханской области работы по дипломному проектированию согласно тематике, предложенной исполнительными органами государственной власти Астраханской области |
Министерство образования и науки Астраханской области Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
1.16. | Создание в учреждениях высшего профессионального образования малых предприятий по коммерциализации научных и инновационных проектов |
Министерство образования и науки Астраханской области |
1.17. | Проведение научно-практической конференции с обсуждением проблем взаимодействия власти, бизнеса и системы образования в Астраханской области |
Министерство образования и науки Астраханской области |
Занятость и рынок труда | ||
1.18. | Взаимодействие с работодателями и объединениями работодателей: - по сохранению рабочих мест и занятости работающих; - по использованию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости; - по организации общественных работ |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.19. | В целях обеспечения согласованных действий по смягчению социальной напряженности: - проведение на предприятиях консультаций для работников, находящихся под риском увольнения в условиях предстоящего высвобождения работников; - обеспечение граждан информацией об имеющихся вакансиях; - проведение консультаций по профессиональному обучению и переобучению граждан по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.20. | Стабилизация и улучшение ситуации на рынке труда Астраханской области через реализацию отраслевой целевой программы "Реализация дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Астраханской области на 2009 год", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 14.01.2009 N 2-П |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.21. | Организация временных рабочих мест для несовершеннолетних из многодетных семей через агентство по занятости населения Астраханской области и молодежную биржу |
Агентство по занятости населения Астраханской области Агентство по делам молодежи Астраханской области |
1.22. | Разработка и реализация программ дополнительного образования, опережающего обучения, переподготовки и повышения квалификации, соответствующих потребностям экономики региона в условиях кризиса |
Министерство образования и науки Астраханской области Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.23. | Проведение еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организаций |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.24. | Сотрудничество и взаимодействие с другими субъектами Российской Федерации по формированию межрегионального банка вакансий |
Агентство по занятости населения Астраханской области |
1.25. | Размещение на портале органов государственной власти Астраханской области информационных материалов о перспективах трудоустройства населения Астраханской области |
Агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
Прочие | ||
1.26. | Оптимизация расходов в социальной сфере путем активного внедрения аутсорсинга с направлением сэкономленных средств на дальнейшее развитие социальной сферы |
Министерство социального развития и труда Астраханской области Министерство здравоохранения Астраханской области Министерство образования и науки Астраханской области |
1.27. | Снижение уровня семейного неблагополучия и детской безнадзорности путем активизации деятельности участковых социальных служб |
Министерство социального развития и труда Астраханской области во взаимодействии с УВД по Астраханской области |
1.28. | Проведение работы с лидерами национальных, религиозных, ветеранских и молодежных организаций области по обеспечению устойчивой социальной ситуации в Астраханской области в форме проведения консультаций, конференций и т.п. |
Заместитель председателя Правительства Астраханской области по социальной политике |
1.29. | Установление тарифов (цен) в соответствии с предельными уровнями тарифов (цен), установленными Правительством Российской Федерации |
Служба по тарифам Астраханской области |
1.30. | Реализация мероприятий по созданию автономных учреждений, в том числе путем изменения типа существующих государственных учреждений |
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала | ||
2.1. Общая поддержка реального сектора | ||
2.1.1 . |
Формирование списка предприятий с эффективным менеджментом и инновационным подходом к предпринимательской деятельности с целью оказания им государственной поддержки ("губернаторская сотня") |
Министерство экономического развития Астраханской области |
2.1.2 . |
Разработка дополнительных критериев оказания государственной поддержки, расширение форм и упрощение процедур получения государственной поддержки хозяйствующими субъектами |
Министерство экономического развития Астраханской области |
2.1.3 . |
Привлечение в экономику Астраханской области инвестиционных ресурсов федеральных институтов развития (Внешэкономбанка, Связьбанка и др.) |
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
2.1.4 . |
Проведение мероприятий, направленных на осуществление ускоренного банкротства неэффективных государственных предприятий под контролем антикризисного совета, участие исполнительных органов государственной власти в поиске нового собственника |
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
2.1.5 . |
Рассмотрение возможности снижения налоговой нагрузки на бизнес в части региональных полномочий |
Министерство финансов Астраханской области |
2.1.6 . |
Рассмотрение возможности предоставления дополнительных оснований предоставления отсрочек (рассрочек) и инвестиционных кредитов по региональным и местным налогам |
Министерство финансов Астраханской области Министерство экономического развития Астраханской области |
2.1.7 . |
Формирование критериев отбора и разработка методики предоставления налоговых льгот по региональным и местным налогам для нефтегазовых компаний, осуществляющих геологическое изучение с целью поиска и оценки углеводородного сырья в регионе |
Министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области Министерство финансов Астраханской области |
2.1.8 . |
Стимулирование внедрения инновационных и энергоэффективных технологий путем предоставления субсидий за счет средств бюджета Астраханской области на компенсацию двух третей ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным предприятиями в российских банках на эти цели |
Министерство экономического развития Астраханской области Министерство финансов Астраханской области |
2.1.9 . |
Применение на территории Астраханской области современных методов государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики (метод индексации, метод доходности инвестированного капитала) |
Служба по тарифам Астраханской области |
2.1.1 0. |
Формирование регулируемых тарифов (плат) с учетом расходов на развитие инфраструктуры в соответствии с инвестиционными программами, согласованными в установленном порядке |
Служба по тарифам Астраханской области |
2.1.1 1. |
Рассмотрение возможности установления дополнительных субсидий для региональных экспортеров-производителей на сумму уплаты процентов по привлеченным средствам (вложениям в оборот, инвестиционным программам) |
Министерство экономического развития Астраханской области |
2.1.1 2. |
Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий различного формата и статуса в целях создания условий для расширения рынков сбыта продукции местных товаропроизводителей |
Министерство экономического развития Астраханской области |
2.1.1 3. |
Размещение материалов о товарах астраханских производителей на интернет-сайтах и доведение соответствующей информации до правительств иностранных государств (Иран, Казахстан и др.) |
Министерство международных и внешнеэкономических связей Астраханской области Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
2.1.1 4. |
Активизация контактов с иностранными партнерами с акцентом на взаимодействие со странами Прикаспийского и Среднеазиатского регионов |
Министерство международных и внешнеэкономических связей Астраханской области |
2.2. Поддержка отдельных отраслей экономики | ||
2.2.1 . |
Взаимодействие с ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и их дочерними предприятиями по размещению заказов на изготовление товаров и предоставление услуг на предприятиях Астраханской области |
Министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
2.2.2 . |
Взаимодействие с ОАО "Лукойл" по размещению заказа на судостроительных предприятиях Астраханской области на строительство комплекса технических средств (включая буровые установки) для освоения месторождения им. Филановского |
Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
2.2.3 . |
Проработка вопроса о размещении крупных судостроительных заказов на территории Астраханской области с привлечением средств федерального бюджета и банковских структур, использованием межрегиональной кооперации |
Министерство промышленности, транспорта и связи Астраханской области |
2.2.4 . |
Подготовка обращения в федеральные органы государственной власти о применении частичного субсидирования из федерального бюджета затрат на приобретение кормов, удобрений, электроэнергии и горюче-смазочных материалов для рыбоводных предприятий |
Министерство сельского хозяйства Астраханской области |
2.2.5 . |
Подготовка рекомендаций муниципальным образованиям области: - о предоставлении земельных участков застройщикам на конкурсной основе при обязательном условии отсутствия обременений и точек присоединения к инженерной инфраструктуре; - о предоставлении застройщику возможности беспроцентной рассрочки платежа сроком до 3 лет за присоединение к существующим инженерным коммуникациям при условии внесения аванса |
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
2.2.6 . |
Инициирование внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок реализации программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (в части оставления за гражданами льготных категорий, имеющими в собственности жилье и нуждающимся только в улучшении жилищных условий, жилых помещений, уменьшая при этом размер выделяемой по сертификату социальной выплаты) |
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
2.2.7 . |
Увеличение объемов малоэтажного строительства с применением новых современных технологий |
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области |
2.2.8 . |
Рассмотрение вопроса строительства инженерных сетей за счет средств бюджета Астраханской области и муниципальных бюджетов |
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области совместно с муниципальными образованиями Астраханской области |
2.2.9 . |
Рассмотрение возможности выкупа жилья эконом-класса с высокой степенью готовности у застройщиков, испытывающих финансовые трудности, для предоставления льготным категориям граждан |
Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области |
2.2.1 0. |
Разработка и реализация мероприятий по снижению размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции и монтажа объектов градостроительной деятельности |
Министерство имущественных и земельных отношений Астраханской области |
2.2.1 1. |
Разработка областной целевой программы по энергосбережению и энергоэффективности на 2010-2012 годы |
Министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области совместно с ГП АО "Астраханский региональный центр энергосбережения" Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
2.2.1 2. |
Разработка рекомендаций муниципальным образованиям Астраханской области о выделении бюджетных средств на инженерную подготовку площадок (включая разработку проектно- сметной документации) |
Муниципальные образования Астраханской области |
2.2.1 3. |
Подготовка обращения в федеральные органы государственной власти по корректировке вывозных пошлин на низколиквидную в условиях глобального кризиса продукцию нефтегазовой отрасли (сера техническая) с целью оказания содействия ООО "Газпром добыча Астрахань" в активизации отгрузки серы железнодорожным транспортом |
Министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области |
3. Снижение административного давления на бизнес | ||
3.1. Снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности |
||
3.1.1 . |
Оптимизация процедур взаимодействия бизнеса и власти, в том числе, путем упрощения административных регламентов, развития оказания услуг на базе многофункциональных центров и т.д. |
Министерство экономического развития Астраханской области |
3.1.2 . |
Обеспечение проведения региональных антикоррупционных мероприятий (функционирование "горячей" телефонной линии для получения информации по коррупционным проявлениям) с целью снижения административного давления на бизнес |
Служба безопасности и информационной защиты Астраханской области |
3.2. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства | ||
3.2.1 . |
Увеличение уставного капитала ОАО "Астраханский залоговый фонд" и рассмотрение возможности создания залоговых фондов из муниципального имущества муниципальных районов и городских округов для обеспечения кредитов, выдаваемых сельхозпроизводителям |
Министерство экономического развития Астраханской области Министерство сельского хозяйства Астраханской области |
3.2.2 . |
Увеличение объемов государственной поддержки субъектам малого предпринимательства по приоритетным направлениям: - предоставление грантов на создание собственного бизнеса; - субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, договорам лизинга; - субсидирование стоимости оборудования, приобретенного для реализации инвестиционных проектов; - субсидирование арендной платы за производственные помещения |
Министерство экономического развития Астраханской области Министерство финансов Астраханской области |
3.2.3 . |
Обучение предпринимателей Астраханской области по программам "Основы предпринимательской деятельности", "Управление предприятием", "Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия", "Управление финансами предприятия" |
Министерство экономического развития Астраханской области |
3.2.4 . |
Обеспечение субъектам малого предпринимательства области условий для участия в поставках продукции для областных нужд, в том числе путем выплаты авансов и повышения платежной дисциплины госзаказчиков в случае заключения контракта с малыми предприятиями и предпринимателями |
Министерство экономического развития Астраханской области |
3.2.5 . |
Расширение перечня видов предпринимательской деятельности для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента |
Министерство экономического развития Астраханской области |
4. Обеспечение эффективного использования ограниченных бюджетных средств | ||
4.1. | Принятие двухлетнего моратория на любые дополнительные бюджетные расходы, не связанные с реализацией законодательства о социальной поддержке граждан, государственной поддержкой экономики или не являющиеся необходимыми для обеспечения функционирования объектов социальной сферы |
Министерство финансов Астраханской области |
4.2. | Разработка предложений по экономии бюджетных средств и секвестированию бюджета 2009 года (кроме социальных расходов) исходя из уже принятых и предполагаемых решений по снижению налоговой нагрузки на бизнес и с учетом сокращения основных бюджетообразующих показателей |
Министерство финансов Астраханской области |
4.3. | Продолжение работ по совершенствованию межбюджетных отношений в части конкретизации нормируемых расходов местных бюджетов сельских и городских поселений |
Министерство финансов Астраханской области совместно с управлением по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Губернатора Астраханской области |
4.4. | Взаимодействие с банками в рамках организованного и постоянно действующего банковского совета по вопросам кредитования бюджета Астраханской области, местных бюджетов и хозяйствующих субъектов, осуществления деятельности в части своевременности перечисления зарплаты, налоговых платежей |
Министерство экономического развития Астраханской области Министерство финансов Астраханской области |
5. Организационные мероприятия | ||
5.1. | Проведение мониторинга налогоплательщиков региона с целью оперативного реагирования на снижение налоговых поступлений в бюджет |
Министерство финансов Астраханской области |
5.2. | Организация системы мониторинга социально-экономической ситуации в условиях финансового кризиса с учетом требований федеральных органов государственной власти |
Министерство экономического развития Астраханской области Исполнительные органы государственной власти Астраханской области |
5.3. | Организация постоянного мониторинга регионального продовольственного рынка (включая анализ состояния конкурентной среды) |
Министерство экономического развития Астраханской области |
5.4. | Проведение мониторинга объемов поступления, реализации и наличия товарных запасов социально значимых продуктов питания с целью своевременного реагирования на ситуацию, связанную с изменением цен на потребительском рынке области |
Министерство экономического развития Астраханской области |
5.5. | Проведение мониторинга общественно-политической обстановки в Астраханской области и обстановки в сфере миграции |
Управление по внутренне# политике администрации Губернатора Астраханской области во взаимодействии с УВД по Астраханской области |
5.6. | С целью обеспечения объективного отражения событий: - организация "круглых столов" с участием руководителей экономического блока Правительства Астраханской области; - организация публикаций в СМИ циклов статей с представителями банковских структур и бизнеса; - проведение на телевидении периодического обзора экономических событий Астраханской области |
Агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области |
5.7. | Ограничение в средствах массой информации публикаций непроверенных негативных сведений в отношении коммерческих банков, действующих на территории области (обращая особенное внимание на банки, реализующие ипотечные программы) |
Агентство по печати и информационным коммуникациям Астраханской области |
5.8. | Подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ, ужесточающих наказание, предусмотренное частью 1 статьи 293 УК РФ ("Халатность" - неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства), в части увеличения срока лишения свободы до 3 лет с целью обеспечения исполнительской и финансовой дисциплины для должностных лиц |
Служба безопасности и информационной защиты Астраханской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа состоит из пяти основных разделов.
Первый раздел посвящен усилению социальной защиты населения, сохранению и созданию рабочих мест. Подразделы этого блока - это обеспечение занятости населения и содействие трудоустройству высвобождаемых работников, социальные меры по защите населения в сфере здравоохранения, лекарственного обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, а также меры по формированию регионального компонента в сфере образования.
Второе направление программы - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала области.
Третий раздел включает меры, направленные на снижение административного давления на бизнес, а также оказание государственной поддержки малому и среднему предпринимательству.
Также планируется осуществить целый комплекс организационных мероприятий по оптимизации расходной части бюджета, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 5 мая 2009 г. N 142-Пр "О Программе антикризисных мер Правительства Астраханской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
Распоряжением Правительства Астраханской области от 9 марта 2010 г. N 72-Пр настоящее распоряжение признано утратившим силу