Постановлением Правительства Астраханской области от 10 декабря 2010 г. N 541-П в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Астраханской области
от 18 июня 2009 г. N 300-П
"О концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха,
оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области
на 2010-2012 годы"
10 декабря 2010 г.
В целях создания условий и гарантий укрепления и развития системы социальных услуг по организации детского, молодежного и семейного отдыха Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Утратил силу.
См. текст пункта 3
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Постановлением Правительства Астраханской области от 10 декабря 2010 г. N 541-П настоящая концепция изложена в новой редакции
Концепция отраслевой целевой программы
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей
и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 18 июня 2009 г. N 300-П)
10 декабря 2010 г.
1. Введение
Укрепление и развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи в современных условиях представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.
Накопленный опыт комплексного решения вопросов по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в рамках целевых программ, наличие проблем и результаты анализа реализации программных мероприятий в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер, направленных на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области, должно привести к формированию у детей дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, творческих способностей ребенка и в то же время обеспечить развитие его личностных интересов, позволяющих приобрести опыт взаимоотношения с людьми различных возрастных категорий.
Главными целями оздоровительной кампании являются совершенствование системы организации круглогодичного отдыха, повышение качества кадрового обеспечения, увеличение количества детей и молодежи, охваченных организованным отдыхом и занятостью, реализация традиционных и поиск новых форм организации отдыха, оздоровления, занятости.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Существовавшая до 1991 года на территории Астраханской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось как разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений, так и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профессиональными союзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.
После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, часть средств выделялась работодателями и изыскивалась родителями детей. Данный механизм предусматривался в рамках отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы", утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 31.05.2007 N 249/5 (далее - Программа). Государственным заказчиком Программы являлось агентство по делам молодежи Астраханской области.
За период реализации данной Программы всеми формами отдыха, оздоровления и занятости было охвачено в 2007 году 150643 чел., в 2008 году - 166882 чел., в 2009 году - 166459 человек. Наиболее эффективной и массовой формой отдыха являлись лагери с дневным пребыванием, в которых отдохнуло в 2007 году 19711 чел., в 2008 году - 11768 чел., в 2009 - 20290 человек. Ежегодно работало 9 здравниц, в которых отдохнуло в 2007 году 6047 детей, в 2008 году - 5295 детей, в 2009 году - 5624 человека.
Ежегодно действовала "Школа вожатых", которая готовила специалистов для загородных здравниц. Продолжалась практика сотрудничества с Всероссийским детским центром "Орленок". Работали профильные лагеря (палаточные, на базе воинских частей), для детей из малообеспеченных семей работало детское туристическое бюро. В туристических походах, поездках, экскурсиях, спортивных и культурно-массовых мероприятиях приняло участие в 2007 году 66439 чел., в 2008 году - 67713 чел., в 2009 году - 77976 человек. Подростки работали в голубых и зеленых патрулях, летних трудовых объединениях, пришкольных участках, ремонтных бригадах, школьных мастерских, ученических производственных бригадах, так в 2007 году было задействовано 33078 чел., в 2008 году - 40990 чел., в 2009 году - 42089 человек.
Традиционно ежегодно проводились профильные смены юных шахматистов, воспитанников Федерации Кекусинкай каратэ-до, поисковиков Астраханской области, творческой молодежи "АРТ-Парад", военно-патриотическая смена "Юнармеец", профильная смена и дискуссионный клуб в музее Боевой Славы, летние спортивные игры среди молодежи, "Территория успеха", Международный молодежный обмен "г. Астрахань - г. Зиген".
Благодаря совместной работе всех заинтересованных органов государственной власти и организаций в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:
- в течение двух последних лет высокий процент выполнения планов-заданий, направленных на подготовку оздоровительных учреждений;
- открытие всех летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологического заключения;
- выраженный оздоровительный эффект отмечен у 90% детей;
- стабильно низкий уровень общей заболеваемости детей и подростков;
- отсутствие вспышек инфекционных заболеваний и пищевых отравлений у детей и подростков.
С 1 января 2010 года в соответствии с разграничением поступлений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проведено разграничение финансирования выплат страхового и нестрахового характера. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2009 N 326-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 12 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия по оздоровлению и отдыху детей переданы субъектам Российской Федерации (за исключением полномочий по организации отдыха детей в каникулярное время, которые закреплены за органами местного самоуправления).
В связи с этим в бюджете Астраханской области на 2010 год на проведение детской оздоровительной кампании в рамках текущей деятельности министерства социального развития и труда Астраханской области дополнительно запланированы ассигнования в размере 90,0 млн руб. на осуществление переданных от государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации полномочий на организацию отдыха и оздоровления детей в Астраханской области в 2010 году. В 2009 году на данные цели Фондом социального страхования Российской Федерации были предусмотрены денежные средства в размере 135,0 млн рублей.
Для иных категорий несовершеннолетних направление в загородный оздоровительный лагерь зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в том числе от своевременности подачи заявки заявителями в территориальные органы министерства социального развития и труда Астраханской области на оздоровление детей в детских санаториях и санаторных оздоровительных организациях круглогодичного действия, а также своевременной подачи заявки в муниципальные образования на отдых и оздоровление в загородных стационарных оздоровительных лагерях; от наличия в бюджете муниципального образования средств на проведение детской оздоровительной кампании. В качестве замены предлагаются такие малозатратные формы организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки, многодневные походы.
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха (отдых на побережье Черного моря и Тихого океана, Кавказских Минеральных Водах, в средней полосе России и др.) для большей части населения остро стоит вопрос об обеспечении оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с использованием новых вариантов этого рода деятельности, разработки и внедрения в практику вариативных программ (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности, апробации инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи. Все это обуславливает необходимость решения данных проблем программным методом.
Программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи реализуется на территории Астраханской области с 1996 года. Предлагаемая программа является продолжением программных мероприятий отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007 - 2009 годы", одобренной постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 N 369-П, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни. Программный метод позволит ежегодно разрабатывать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, методику возмещения частичной оплаты средней стоимости путевок в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.
Программный метод обеспечит развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
3. Предлагаемый срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
4. Предложения по целям и задачам программы
Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области на период до 2012 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
Целью реализации программы является обеспечение эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области.
Создавая детям и молодежи гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, настоящая программа решает следующие задачи:
- методическое обеспечение системы детского отдыха и оздоровления;
- повышение качества предоставляемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области;
- организация отдыха и оздоровления детей Астраханской области;
- организация культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение с детьми и молодежью свободного времени, их духовное и нравственное развитие в сфере художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой направленности;
- организация временной занятости детей и молодежи Астраханской области в летний период.
5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет бюджета Астраханской области при участии федерального и местных бюджетов.
Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 498254,357 тыс. руб., в том числе: средства бюджета Астраханской области - 352366,6 тыс. руб., средства федерального бюджета - 70977,3 тыс. руб., средства местных бюджетов - 74910,457 тыс. рублей.
Финансирование программы за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.
6. Предложения по основным направлениям программы
Основными направлениями программы являются:
- организационно-методическое обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области;
- организация оздоровления и летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- создание максимальных условий для развития творческого потенциала в художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристско-краеведческой сферах у детей;
- организация оздоровления детей в санаториях круглогодичного действия, лагерях санаторного типа, загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей;
- организация временной занятости детей и молодежи в летний период.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам,
по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской
области, ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области.
Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- министерство образования и науки Астраханской области;
- агентство по делам молодежи Астраханской области;
- агентство по занятости населения Астраханской области.
8. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком - министерством социального развития и труда Астраханской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Средства, предусмотренные в бюджете Астраханской области на реализацию программы, распределяются:
- министерству образования и науки Астраханской области - на организацию отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, воспитанников государственных образовательных учреждений, одаренных учащихся, поощренных за достижения в спортивной, творческой, учебной и научной деятельности;
- министерству социального развития и труда Астраханской области - на организацию и проведение областного смотра-конкурса детских оздоровительно-образовательных учреждений Астраханской области, семинаров для организаторов летнего отдыха, областной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, организации санаторно-курортного оздоровления детей, оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- агентству по делам молодежи Астраханской области - на организацию инновационных форм отдыха детей и молодежи;
- органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области - на организацию отдыха детей в каникулярное время.
Государственный заказчик программы:
- согласовывает с исполнителями программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники их финансирования;
- готовит и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.
Государственный заказчик программы с учетом ежегодно выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень мероприятий, затраты по мероприятиям, целевые показатели, механизм реализации программы и состав исполнителей.
9. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией программы
В ходе реализации программы министерство социального развития и труда Астраханской области:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, участвующих в реализации программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы.
Министерство социального развития и труда Астраханской области осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.
Строгий контроль использования бюджетных средств предполагает:
- осуществление механизма действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- разработку критериев и принципов программного финансирования сферы детского отдыха;
- единство в подходах к финансированию мероприятий по организации отдыха детей и молодежи.
10. Предварительная оценка ожидаемой эффективности программы
Социально-экономический эффект программы состоит:
- в создании условий для удовлетворения потребностей детей и молодежи в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении, увеличении числа детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, в первую очередь из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в обеспечении условий для нормальной жизнедеятельности детей в оздоровительных лагерях; соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил; эпидемиологической и противопожарной безопасности; профилактике травматизма и предупреждении несчастных случаев на воде;
- в создании максимальных условий для развития творческого потенциала детей и молодежи;
- в формировании приоритета здорового образа жизни человека, нравственных ориентиров средствами физической культуры, спорта и туризма;
- в создании условий для отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Реализация мероприятий программы позволит ежегодно организовывать отдых и оздоровление детей Астраханской области в 365 лагерях, в том числе загородных здравницах# санаторно-оздоровительных организациях, лагерях с дневным пребыванием и профильных лагерях, где отдохнут 46 637 детей. 78 365 человек ежегодно будут охвачены другими формами оздоровления и занятости, обеспечены временным трудоустройством.
Программа позволит:
- ежегодно оздоравливать не менее 82 процентов детей Астраханской области от общего количества детей от 7 до 14 лет (153033);
- ежегодно выполнять социальный заказ государственных органов на организацию отдыха и оздоровления около 7000 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- ежегодно оздоравливать не менее 1100 детей-сирот;
- сократить число безнадзорных детей и детей, совершивших общественно опасные деяния;
- увеличить нетрадиционные и малозатратные формы отдыха, в том числе число палаточных лагерей по Астраханской области (2010 - 2012 годы - до 15 лагерей);
- провести профильные смены (2010 год - 11 смен, 2011 год - 10 смен, 2012 год - 10 смен).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях создания условий и гарантий укрепления и развития системы социальных услуг по организации детского, молодежного и семейного отдыха одобрена концепция отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы".
Концепция содержит предложения по целям и задачам программы. Предложения по основным направлениям и механизмам формирования мероприятий программы, по государственным заказчикам и разработчикам, по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы.
По предварительным данным выполнение мероприятий, намеченных программой, позволит ежегодно охватывать различными формами отдыха, оздоровления, занятости, творческого досуга не менее 70 процентов от общего количества детей области, в первую очередь, находящихся в трудной жизненной ситуации. Более 40 процентов детей и подростков Астраханской области от общего количества детей от 7 до 14 лет смогут поправить свое здоровье.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Астраханской области от 18 июня 2009 г. N 300-П "О концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 25 июня 2009 г. N 28
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 10 декабря 2010 г. N 541-П
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления