Постановление Правительства Астраханской области
от 8 июля 2009 г. N 372-П
"Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы
образования Астраханской области на 2010 год"
18 марта, 15 июля 2010 г.
Постановлением Правительства Астраханской области от 14 апреля 2011 г. N 106-П настоящее постановление признано утратившим силу
В целях решения приоритетных вопросов модернизации системы образования Астраханской области и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 250-П "О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую целевую программу "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) и министерству финансов Астраханской области (Миронов С.К.) при формировании бюджета включить Программу в перечень целевых программ и осуществить финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Астраханской области на 2010 год.
4. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления в срок до 01.10.2009 разработать и принять аналогичные целевые программы в пределах своей компетенции.
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Астраханской области от 26.07.2007 N 307-П "Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год".
6. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора Астраханской области |
К.А. Маркелов |
Отраслевая целевая Программа
"Комплексная модернизация системы образования Астраханской области
на 2010 год"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 8 июля 2009 г. N 372-П)
18 марта, 15 июля 2010 г.
Постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. N 302-П в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт отраслевой целевой программы
"Комплексная модернизация системы образования Астраханской области
на 2010 год"
Наименование Программы - отраслевая целевая программа "Комплексная
модернизация системы образования
Астраханской области на 2010 год"
Основания для разработки - Закон Российской Федерации от 10.07.92 N
Программы 3266-1 "Об образовании";
- федеральная целевая программа развития
образования на 2006-2010 годы, утвержденная
постановлением Правительства Российской
Федерации от 23.12.2005 N 803;
- Закон Астраханской области от 15.01.2007 N
1/2007-ОЗ "Об образовании в Астраханской
области";
- программа реализации национального проекта
"Образование", одобренная на заседании
Совета при Президенте Российской Федерации
по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике
24.12.2008;
- концепция отраслевой целевой программы
"Комплексная модернизация системы
образования Астраханской области на
2008-2010 годы", утвержденная постановлением
Правительства Астраханской области
от 22.06.2007 N 250-П;
- стратегия развития системы образования
Астраханской области на 2009-2012 годы,
утвержденная постановлением Правительства
Астраханской области от 17.03.2009 N 99-П
Государственный заказчик - министерство образования и науки
Программы Астраханской области
Основной разработчик - министерство образования и науки
Программы Астраханской области
Исполнители основных - министерство образования и науки
мероприятий Программы Астраханской области, органы местного
самоуправления, заинтересованные организации
Астраханской области
Цель Программы - создание условий для организации
качественного образования для обучающихся
всех категорий независимо от места их
проживания, состояния здоровья или формы
получения образования путем решения наиболее
острых проблем при эффективном использовании
имеющихся в системе и привлечении новых
ресурсов
Задачи Программы - создание материально-технических условий,
соответствующих современным требованиям
(стандартам), для реализации
образовательного процесса на высоком
качественном уровне;
- обеспечение равного доступа к качественному
образованию всем обучающимся региона
независимо от места проживания и состояния
здоровья через формирование единой
информационной образовательной среды
региона, обеспечивающей интеграцию
информационно-коммуникационных технологий в
учебный, воспитательный, а также
организационно-административный процессы;
- обеспечение методического сопровождения
модернизации системы образования
Срок реализации Программы - 2010 год
Объемы и источники - общие затраты на реализацию Программы за
финансирования Программы счет всех источников финансирования - 84370
тыс. руб., в том числе:
- средства федерального бюджета - 34 900 тыс.
руб.;
- средства бюджета Астраханской области -
22570 тыс. руб.;
- средства бюджетов муниципальных образований
Астраханской области - 26 900 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - достижение следующих показателей к 2010
результаты реализации году:
Программы - увеличение количества образовательных
учреждений, в которых
материально-технические условия
соответствуют современным требованиям,
с 65 до 80%;
- увеличение доли участников образовательного
процесса, которые удовлетворены условиями, в
которых реализуется образовательный процесс;
- увеличение доли обучающихся, которым
доступно качественное образование;
- обеспечение доступа к сети Интернет всем
общеобразовательным учреждениям Астраханской
области;
- формирование единой информационной
образовательной среды, которая обеспечивает
открытость образовательной системы и доступ
к единой методической базе и дистанционному
образованию;
- создание условий для внедрения обучения с
использованием дистанционных образовательных
технологий;
- создание условий для внедрения профильного и
предпрофильного обучения;
- обеспечение системы образования региона
педагогическими и руководящими кадрами,
подготовленными к качественной работе в
условиях модернизации образования
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет министерство экономического
Программы развития Астраханской области;
- министерство образования и науки
Астраханской области несет ответственность
за своевременное выполнение Программы,
рациональное использование выделенных
бюджетных средств, размещение и исполнение
заказов на поставку товаров для обеспечения
образовательного процесса, выполнение работ
(услуг) в рамках Программы
1. Общие положения
Отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год" разработана во исполнение постановления Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 250-П "О концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области".
Стратегической целью государственной политики в сфере образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Модернизация системы образования Астраханской области должна способствовать увеличению конкурентоспособности региона на российском и мировом уровнях. Указанная цель достижима при обеспечении оптимального соотношения затрат и качества в сфере образования. Для этого необходимо совершенствовать и распространять на всю систему образования введенные в предыдущие годы (в основном в общем образовании) новые организационно-экономические и управленческие механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств; обновить структуру и содержание, модернизировать технологии обучения для повышения качества образования; обеспечить сферу образования квалифицированными специалистами; повысить инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность системы образования.
Постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 119-П в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения
программным методом
Постоянно проводимый анализ состояния региональной системы образования позволяет отслеживать проблемы, которые являются препятствием для эффективного функционирования и успешного развития региональной системы образования. Принятие концепции отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008-2010 годы" определило пути решения наиболее острых проблем в сфере образования.
Реализация приоритетного национального проекта "Образование", а также участие Астраханской области в федеральном проекте комплексной модернизации региональных систем образования позволили значительно снять сложившуюся напряженность в системе образования в части оснащенности общеобразовательных учреждений и доступности сети Интернет. Кроме того, разработка и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов обеспечили открытость (публичность) образовательных учреждений и участие общественности в управлении образовательными системами всех уровней.
Вместе с тем остаются актуальными проблемы, которые, как показывает практика предыдущих лет, наиболее эффективно могут быть решены только программно-целевым методом.
В течение 2006-2009 годов в Астраханской области создан 51 образовательный ресурсный центр, что увеличило доступность качественного образования более чем 4000 обучающимся, проживающим в основном в сельской местности. Но таким образом в условиях, отвечающих современным требованиям к образованию, обучается только половина всех школьников (52,59%). Анализ показывает, что большинство муниципальных образований провело значительную реструктуризацию муниципальных образовательных сетей, а значит, за счет завершения данного процесса удастся повысить указанный процент незначительно. Следовательно, повышение доступности качественного образования должно происходить за счет создания условий, соответствующих современным требованиям, в общеобразовательных учреждениях, не попадающих под возможность реструктуризации из-за особенностей географического положения, и, в обязательном порядке, в тех учреждениях, которые в результате реструктуризации реализуют образовательные программы только начальной и основной ступеней, т.к. подготовка к старшей ступени обучения должна проходить на одинаково высоком уровне независимо от места проживания обучающихся. Для оснащения оборудованием образовательных учреждений, реализующих программы только начальной и основной ступеней, затрат на одно учреждение требуется меньше, чем на оснащение образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы всех ступеней. Кроме того, одним из важнейших средств достижения высокого показателя охвата обучающихся качественным образованием должно стать внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения, в том числе дистанционных. Основной проблемой, препятствующей успешной реализации активного внедрения программ дистанционного обучения, является отсутствие нормативной базы, регламентирующей использование дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях, в частности, касающейся нормативной регламентации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Астраханской области более 800 детей-инвалидов, из которых более 200 обучаются на дому по индивидуальным программам.
В соответствии с заключенным Соглашением между Федеральным агентством по образованию и министерством образования и науки Астраханской области о сотрудничестве в реализации проекта "Создание форм дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья" в 2008 году начата реализация программы по организации дистанционного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экспериментальная площадка по данному проекту создана на базе областного государственного образовательного учреждения "Астраханский технический лицей". Для успешного ее функционирования в 2008 году министерство образования и науки Астраханской области приобрело дистанционное компьютерное оборудование для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на сумму 1,5 млн. руб., Федеральное агентство по образованию поставило в Астраханскую область в соответствии с Соглашением оборудование на сумму 6 млн. руб.
В 2010 году планируется продолжить и расширить данный проект при сотрудничестве с Федеральным агентством по образованию на условиях софинансирования, что даст возможность привлечь из средств федерального бюджета дополнительно 7,5 млн. руб. на приобретение компьютерного дистанционного оборудования и 11 млн. руб. на оплату трафика Интернета для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Опыт организации дистанционного образования планируется использовать в образовательном процессе географически изолированных образовательных учреждений.
Широкое применение дистанционных технологий требует значительной степени информатизации образования, поэтому одной из основных задач Программы должно стать формирование единой информационной образовательной среды Астраханской области и создание наиболее эффективных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в образовательный процесс и управление образованием.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" за счет средств федерального бюджета в 2007 году была завершена работа по обеспечению доступа общеобразовательным учреждениям к сети Интернет. В 2009 году финансирование доступа к сети Интернет производится за счет средств федерального, областного и муниципальных бюджетов (из федерального бюджета - на 35%, из бюджета Астраханской области - на 31%, из муниципальных бюджетов - на 34%). Для продолжения реализации приоритетного национального проекта "Образование" на территории Астраханской области в 2010 году планируется предоставление доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Образование" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", за счет бюджета Астраханской области и из муниципальных бюджетов - доступа к сети Интернет остальным муниципальным образовательным учреждениям.
В региональной системе образования значительно обновлена материально-техническая база, обеспечивающая внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. За три года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", в т.ч. регионального комплексного проекта модернизации образования, только за счет федеральных средств для общеобразовательных учреждений приобретено 68 интерактивных комплексов, оборудовано 34 кабинета информатики. В рамках реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2008 год", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 26.07.2007 N 307-П, оборудовано 9 кабинетов информатики, кроме того, от 1 до 5 компьютеров получили 39 общеобразовательных учреждений (всего 144 автоматизированных рабочих места ученика) на общую сумму 6 млн. руб. Это позволило достигнуть показателя 20,4 обучающихся на 1 компьютер, в 2007 году данный показатель был 29,6, в то время как целевым показателем является 12. При этом в административных целях используются 22% компьютерного парка, а доля устаревшей техники в общеобразовательных учреждениях сократилась с 26 до 19%. Так как для дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования не проводилось централизованных закупок компьютерной техники, то вышеуказанные показатели в них значительно ниже. На один компьютер в дошкольном образовательном учреждении приходится 88,4 воспитанника, при этом 92,9% компьютеров используются исключительно в административных целях и 37,5% являются устаревшей техникой. Соответствующие показатели для учреждений дополнительного образования составляют: 223,4 обучающихся на 1 компьютер, из которых 64,2% используются в административных целях, 16,9% - доля устаревшей техники. Данный показатель для учреждений начального профессионального образования в регионе составляет 11 обучающихся на 1 компьютер, 24,6% компьютеров используются в административных целях.
Несмотря на проведенные в 2007-2008 и планируемые в 2009 году закупки компьютерной техники, устаревшей техники в образовательных учреждениях на конец 2009 года будет более 20%. Необходимо дооснастить учреждения компьютерной техникой, что планируется осуществить на условиях софинансирования с муниципальными образованиями. В 2010 году планируется приобрести компьютерные классы для 30 образовательных учреждений.
Другой проблемой на пути успешного внедрения информатизации в практику образования является недостаточный уровень ИКТ-грамотности работников системы образования. Данная проблема останется актуальной и в 2010 году в связи с быстро обновляющейся технической базой и постоянно совершенствующимися технологиями и программным обеспечением.
Следует отметить, что региональная политика, направленная на активное создание и поддержку сайтов общеобразовательных учреждений, позволила добиться успехов в этом направлении. По состоянию на 01.01.2009 63,4% общеобразовательных учреждений участвуют во всероссийском проекте "Школьный сайт", создавая свои виртуальные представительства (сайты) в Интернете и входя в единое российское и мировое информационно-образовательное пространство. В то же время информативность содержания ресурсов у большинства образовательных учреждений находится на низком уровне. Подавляющее большинство учреждений дополнительного и дошкольного образования и 75% учреждений начального профессионального образования не имеют своих сайтов.
Проблемным направлением остается модернизация системы начального профессионального образования. Мероприятия по оптимизации сети этого типа учреждений проведены еще в 2005 году, но обновление материально-технической базы проводилось в основном за счет текущих расходов и лишь в незначительной степени в рамках программно-целевого финансирования, которое позволило произвести более эффективное расходование средств на закупки специального лабораторного, технологического, учебного и компьютерного оборудования. Необходимо учесть, что недостаточная материальная база учреждений начального профессионального образования не позволяет осуществлять подготовку квалифицированных работников, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Одним из важнейших направлений является внедрение профильного образования на старшей ступени общего образования, которое должно снизить объем учебной нагрузки на обучающихся и в то же время обеспечить возможность реального выбора индивидуальной траектории обучения.
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (далее - ФЦПРО) ставит задачу к 2010 году обеспечить условия, позволяющие 50% обучающихся 10-11 классов в полной степени быть охваченными программами профильного обучения. В связи с этим к 2010 году должны быть полностью разработаны и задействованы механизмы внедрения профильного обучения, в т.ч. схемы сетевого взаимодействия между учреждениями, которые должны быть зафиксированы в нормативных и методических документах. Важнейшим ресурсом является высокое качество повышения квалификации педагогических и руководящих кадров по вопросам внедрения и реализации предпрофильного и профильного образования.
Данная проблема решается через обучение педагогов в ОГОУ ДПО "Астраханский институт повышения квалификации и переподготовки". Необходимо отметить, что система повышения квалификации тоже нуждается в значительной модернизации. С целью создания конкурентной среды в этой сфере предполагается начать в 2010 году эксперимент по использованию индивидуальных образовательных чеков.
Накопленный опыт решения вопросов развития образования программно-целевым методом, результаты анализа реализации программных мероприятий, а также состояние отрасли образования в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость реализации программы. В связи с этим разработана отраслевая целевая программа "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год", которая позволит продолжить начатые преобразования и распространить их на всю систему в целом.
3. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для организации качественного образования для обучающихся всех категорий независимо от места их проживания, состояния здоровья или формы получения образования путем решения наиболее острых проблем при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов.
Для ее достижения предполагается решение следующих задач:
- создание материально-технических условий, соответствующих современным требованиям (стандартам), для реализации образовательного процесса на высоком качественном уровне;
- обеспечение равного доступа к качественному образованию всем обучающимся региона независимо от места проживания и состояния здоровья через формирование единой информационной образовательной среды региона, обеспечивающей интеграцию информационно-коммуникационных технологий в учебный, воспитательный, а также организационно-административный процессы;
- обеспечение методического сопровождения модернизации системы образования.
5. Система программных мероприятий
Для достижения заданной цели и выполнения поставленных задач в Программе предусмотрена система программных мероприятий по направлениям:
5.1. Создание материально-технических условий, соответствующих современным требованиям (стандартам), для реализации образовательного процесса на высоком качественном уровне:
- проведение мероприятий по ремонту зданий, сооружений и помещений образовательных учреждений Астраханской области;
- приобретение современного учебно-наглядного, учебно-технологического, лабораторного, столового оборудования, спортивного инвентаря, учебной мебели для образовательных учреждений Астраханской области;
- закупка компьютерного, аудио- и видеооборудования, современных технических средств обучения и лицензионного программного обеспечения для образовательных учреждений Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 119-П в пункт 5.2 раздела 5 настоящей Программы внесены изменения
5.2. Обеспечение равного доступа к качественному образованию всем обучающимся региона независимо от места проживания и состояния здоровья через формирование единой информационной образовательной среды региона, обеспечивающей интеграцию ИКТ в учебный, воспитательный, а также организационно-административный процессы:
- разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих процесс профилизации и информатизации образования Астраханской области, в т.ч. использование дистанционных образовательных технологий в общем образовании;
- создание условий для обеспечения доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям Астраханской области, в том числе подключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Образование" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование";
- создание образовательного портала Астраханской области и внедрение единой информационно-аналитической системы "Образование Астраханской области";
- приобретение дистанционного оборудования для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступа к сети Интернет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и педагогам, участвующим в образовательном процессе с использованием дистанционных образовательных технологий.
5.3. Обеспечение методического сопровождения модернизации системы образования:
- повышение квалификации педагогических кадров по вопросам внедрения профильного и предпрофильного обучения;
- повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в части полноценного использования ИКТ в учебном, воспитательном и организационно-административном процессах;
- повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в части совершенствования организационных, экономических и управленческих механизмов;
- обеспечение методической поддержки всем участникам образовательного процесса в вопросах профильного обучения и применения ИКТ, в т.ч. разработка и внедрение проекта "ИКТ для родителей";
- совершенствование нормативной правовой и методической базы и издание методических материалов;
- обеспечение образовательных учреждений учебно-методической литературой по направлениям модернизации образования;
- укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений, сопровождающих процесс модернизации образования (приобретение компьютерного оборудования, программного обеспечения, учебной литературы и др.).
Мероприятия с указанием источников финансирования и показателями отражены в перечне мероприятий Программы.
Постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. N 302-П в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Общий объем финансирования программных мероприятий в 2010 году составит 84370 тысяч рублей.
Источники финансирования | Объем финансирования 2010 г. (тыс. руб.) |
Федеральный бюджет | 34 900 |
Бюджет Астраханской области | 22 570 |
Бюджеты муниципальных образований Астраханской области |
26 900 |
Всего: | 84 370 |
Средства из федерального бюджета планируется привлечь на условиях софинансирования при реализации мероприятий ФЦПРО (создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе; введение профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования, обеспечивающего возможность выбора учащимися индивидуального учебного плана; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий; внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования; разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования).
Программа предусматривает направление средств на организацию ремонта образовательных учреждений, приобретение учебной мебели и оборудования, содержание и обслуживание школьного транспорта, обеспечение доступа к сети Интернет учреждениям дошкольного и дополнительного образования, планируемое в бюджетах муниципальных образований Астраханской области.
Возможно привлечение внебюджетных средств, вносимых на добровольной основе на расчетные счета образовательных учреждений с целью улучшения их материальной базы.
Постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 119-П в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является министерство образования и науки Астраханской области.
Исполнителями мероприятий Программы являются министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления и образовательные учреждения, расположенные на территории Астраханской области, с которыми государственный заказчик заключает соглашения (контракты, договоры) в установленном законодательством порядке.
В ходе реализации Программы министерство образования и науки Астраханской области обеспечивает координацию деятельности исполнителей основных программных мероприятий.
Государственный заказчик программы осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает организационно-финансовое обеспечение мероприятий по развитию системы образования в Астраханской области в соответствии с Программой.
Государственный заказчик размещает заказ на приобретение товаров, оказание услуг, выполнение работ.
Неотъемлемым элементом механизма реализации Программы является ее мониторинг, который осуществляется через анализ результатов реализации программных мероприятий.
Средства бюджета Астраханской области в виде иных субсидий предоставляются бюджетам муниципальных районов Астраханской области на финансирование расходов на организацию доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям, подключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Образование" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в порядке, устанавливаемым Правительством Астраханской области.
8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Государственный заказчик Программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий Программы, рациональное использование выделенных бюджетных средств и ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.
Министерство образования и науки Астраханской области формирует бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную и поэтапную реализацию Программы, и представляет ее в министерство экономического развития Астраханской области.
Министерство образования и науки Астраханской области осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации и докладов о ходе реализации мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.
Постановлением Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 119-П в раздел 9 настоящей Программы внесены изменения
9. Оценка эффективности реализации Программы
Реализация Программы предполагает исполнение комплексных проектов модернизации областной системы образования, направленных на предоставление населению Астраханской области независимо от места жительства возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- увеличить количество образовательных учреждений, в которых материально-технические условия соответствуют современным требованиям (стандартам);
- увеличить долю участников образовательного процесса, которые удовлетворены условиями, в которых реализуется образовательный процесс;
- увеличить долю обучающихся, которым доступно качественное образование;
- обеспечить общеобразовательным учреждениям Астраханской области доступ к сети Интернет, в том числе подключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Образование" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование";
- начать формирование единой информационной образовательной среды, которая обеспечит открытость образовательной системы и доступ к единой методической базе и дистанционному образованию;
- создать условия для внедрения обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
- создать условия для внедрения профильного и предпрофильного обучения;
- обеспечить систему образования региона педагогическими и руководящими кадрами, подготовленными к качественной работе в условиях модернизации образования.
Таблица эффективности реализации Программы
Наименование показателя | Ед. измере- ния |
Значение показа- теля за 2008 год |
Оценка пока- зателя за 2009 год |
Прогнозные значения показате- лей 2010 г. |
1. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса |
% |
53 |
65 |
80 |
2. Количество образовательных учреждений, в которых осуществлен капитальный ремонт за счет средств бюджета Астраханской области |
ед. |
12 |
31 |
10 |
3. Количество приобретенных специализированных кабинетов |
каб. | 10 | 15 | 5 |
4. Количество приобретенных комплектов учебной мебели |
компл. | 9 | 20 | 55 |
5. Количество комплектов учебно-технологического, лабораторного и столового оборудования |
компл. |
7 |
7 |
5 |
6. Соотношение "компьютер/ученик" в общеобразовательных учреждениях |
ПК/чел. | 1/23 | 1/20 | 1/17 |
7. Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в которых выполняется нормативный показатель "не более 25 человек на 1 компьютер" |
% |
58 |
70 |
90 |
8. Доля областных государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Астраханской области, на всех ПК которых используется только лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение |
% |
50 |
85 |
100 |
9. Степень разработанности нормативной базы, обеспечивающей внедрение профильного обучения |
% |
10 |
20 |
100 |
10. Степень разработанности нормативной базы, обеспечивающей внедрение дистанционных образовательных технологий |
% |
10 |
20 |
100 |
11. Доля образовательных учреждений региона, реализующих общеобразовательные программы, имеющих доступ к сети Интернет за счет регионального бюджета |
% |
12 |
66 |
100 |
12. Посещаемость образовательного портала Астраханской области: среднегодовое количество страниц ресурса, просмотренных в месяц |
визи- тов/ месяц |
0 |
0 |
5000 |
13. Востребованность образовательного портала Астраханской области: среднегодовое количество посетителей (уникальный IP или Cookie) ресурса в месяц |
посети- телей (хос- тов)/ месяц |
0 |
0 |
250 |
14. Количество детей с ограниченными возможностями, получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий и имеющих бесплатный доступ к сети Интернет |
чел. |
0 |
15 |
30 |
15. Количество педагогических работников, получивших доступ к сети Интернет в рамках проекта по обучению детей с ограниченными возможностями с использованием дистанционных образовательных технологий |
чел. |
0 |
8 |
15 |
16. Количество обучающих мероприятий по тематике профильного образования |
5 | 5 | 0 | |
17. Количество педагогических работников, принявших участие в мероприятиях по тематике профильного образования |
чел. |
400 |
500 |
0 |
18. Количество обучающих мероприятий по тематике информатизации образования |
5 |
5 |
0 |
|
19. Количество педагогических работников, принявших участие в мероприятиях по тематике информатизации образования |
чел. |
600 |
800 |
0 |
20. Количество обучающих мероприятий по совершенствованию организационных, экономических и управленческих механизмов |
4 |
5 |
2 |
|
21. Количество руководящих работников, принявших участие в мероприятиях по совершенствованию организационных, экономических и управленческих механизмов |
чел. |
350 |
400 |
60 |
22. Среднемесячное количество обращений на "горячую линию", в консультационные пункты |
обраще- ний |
10 |
20 |
0 |
23. Количество родителей, прошедших мини-курс по применению ИКТ |
чел. | 0 | 0 | 0 |
24. Количество методических изданий по направлениям модернизации образования |
видов | 2 | 2 | 0 |
экз. | 700 | 750 | 0 | |
25. Объем приобретенной учебно-методической литературы по направлениям модернизации образования |
экз. |
300 |
500 |
250 |
26. Количество учреждений, обеспечивающих проведение мероприятий по модернизации образования, материальная база которых улучшена |
ед. |
4 |
1 |
2 |
10. Методика оценки эффективности Программы
Для более успешной реализации Программы необходим мониторинг, который позволит фиксировать факты выполнения намеченных мероприятий, оценить качество исполнения на основе сопоставления и выявления соответствия заданным параметрам. Процедуры мониторинга позволят анализировать, ставить новые промежуточные цели, которые будут корректировать ход исполнения Программы, вносить изменения в отдельные позиции.
Механизм осуществления мониторинга реализации Программы предусматривает постоянный анализ ситуации, который должен будет выявлять сильные и слабые стороны процесса, обозначать социальные и другие риски, выявлять побочные эффекты как негативные, так и позитивные, что, в свою очередь, также будет материалом для корректировки.
Формы мониторинга реализации Программы:
- анализ статистической и отчетной документации по направлениям;
- анализ муниципальной статистики по заданным параметрам;
- контрольные выезды в муниципалитеты, в образовательные учреждения для ознакомления с состоянием дел на местах;
- инспекционные выезды на места для проверки достоверности представляемой информации;
- проведение специальных социологических исследований с применением современных инструментариев, включающих электронный сбор и обработку информации;
- анализ информации, поступающей по итогам исследования мнения всех участников образовательного процесса;
- анализ информации, получаемой от отдельных граждан, общественных и других организаций, отражающей складывающееся общественное мнение о реализации Программы;
- анализ материалов средств массовой информации, освещающих ход реализации Программы;
- анализ материалов, собранных в других субъектах Российской Федерации, реализующих аналогичные программы в целом или по отдельным позициям;
- выезды в субъекты Российской Федерации, в которых накоплен наиболее интересный опыт в этом направлении и прослеживается положительная динамика реализации программ.
Основными принципами мониторинга являются гласность, прозрачность промежуточных результатов, немедленное реагирование на любые конструктивные предложения общественных институтов и отдельных граждан.
Данные, полученные в процессе мониторинговых мероприятий, предполагается регулярно предъявлять общественности, представителям средств массовой информации. Реакция на эти данные становится также предметом мониторинга. Одним из основных механизмов осуществления обратной связи будет специальный действующий раздел на официальном сайте министерства образования и науки Астраханской области.
Одно из важнейших мероприятий - обобщение данных о состоянии системы на старте Программы, на промежуточных этапах и на выходе, где должны быть достигнуты заданные параметры.
Различные формы общественного участия в мониторинге должны стать основой для максимального привлечения внимания общественных институтов к региональной системе образования в целом.
Мероприятия по мониторингу реализации Программы
N | Мероприятие | Описание мероприятия |
Цели | Показатели и индикаторы достижения целей |
1 | Сбор и анализ информации по реализации мероприятий Программы |
Сбор и анализ оперативной и статистической информации по мероприятиям и контрольным показателям. Организация контрольных и инспекционных выездов в муниципалитеты и образовательные учреждения для ознакомления с состоянием дел на местах и проверки достоверности представляемой информации |
Координация реализации Программы. Получение достоверной и объективной информации по перспективам решения поставленных задач и в конечном итоге цели, обозначенной в Программе. Своевременная корректировка мероприятий Программы для достижения заявленных значений показателей |
Наличие информации о реализации мероприятий Программы в каждом муниципальном образовании. Принятие решений о корректировке Программы |
2 | Мониторинг общественного мнения о модернизации региональной системы образования |
Проведение социологических исследований |
Учет общественного мнения. Формирование позитивного отношения общества к модернизации образования |
Рост общественного участия, позитивное отношение к процессам модернизации системы образования |
3 | Обеспечение проведения мониторинга реализации Программы |
Проведение обучающих семинаров, конференций. Подготовка специалистов, ответственных за проведение мониторинга в органах управления образованием, обсуждение промежуточных результатов, решение возникающих проблем |
Качественный и результативный мониторинг реализации Программы, по результатам которого принимаются управленческие решения по дальнейшей реализации Программы |
Своевременная корректировка хода реализации Программы, мониторинг и формирование полноценных отчетов |
4 | Обеспечение гласности, прозрачности промежуточных результатов реализации Программы |
Постоянное обновление данных в разделе сопровождения Программы на официальном сайте министерства образования и науки Астраханской области |
Информационное сопровождение Программы, организация сервиса "обратная связь" |
Количество посетителей сайта в месяц, количество посещенных страниц, наличие обращений через сервис "обратная связь" |
Постановлением Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. N 302-П в настоящий перечень внесены изменения
Перечень мероприятий Программы
18 марта, 15 июля 2010 г.
N п/п | Цель, задачи, наименование мероприятий |
Исполнители | Источники финансирова- ния (бюджеты) |
Объем финанси- рования, тыс. руб. |
Показатели результативности выполнения программных мероприятий |
||||
Наименование показателя |
ед. измере- ния |
2008 год (факт) |
2009 год (оценка) |
2010 год (план) |
|||||
1. |
Цель - создание условий для организации качественного образования для обучающихся всех категорий независимо от места их проживания, состояния здоровья или формы получения образования путем решения наиболее острых проблем при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов |
||||||||
2. |
Задача 1. Создание материально-технических условий, соответствующих современным требованиям (стандартам), для реализации образовательного процесса на высоком качественном уровне |
||||||||
3. | 1.1. Проведение мероприятий по ремонту зданий, сооружений и помещений образовательных учреждений Астраханской области |
Министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения |
Федеральный | 0 | Количество образовательных учреждений, в которых осуществлен капитальный ремонт |
ед. | 12 | 31 | 15 |
Бюджет Астраханской области |
12 570 | ||||||||
Муниципаль- ный |
15 450 | ||||||||
Всего | 28 020 | ||||||||
4. | 1.2. Приобретение современного учебно-наглядного, учебно-технологического, лабораторного, столового оборудования, спортивного инвентаря, учебной мебели для образовательных учреждений Астраханской области |
Федеральный | 18 900 | Количество приобретенных специализирован- ных кабинетов. |
каб. |
10 |
15 |
5 |
|
Областной | 1 500 | Количество приобретенных комплектов учебной мебели. |
компл. |
9 |
20 |
55 |
|||
Муниципаль- ный |
4 450 | Количество комплектов учебно-техноло- гического, лабораторного и столового оборудования |
компл. | 7 | 7 | 10 | |||
Всего | 24 850 | ||||||||
5. | 1.3. Закупка компьютерного, аудио- и видеооборудования, современных технических средств обучения и лицензионного программного обеспечения для образовательных учреждений Астраханской области |
Федеральный | 0 | Соотношение "компьютер/уче- ник" в общеобразовате- льных учреждениях. |
ПК/ чел. | 1/23 | 1/20 | 1/17 | |
Бюджет Аст- раханской области |
2 000 | ||||||||
Муниципаль- ный |
3 750 | ||||||||
Доля обучающихся в общеобразовате- льных учреждениях, в которых выполняется нормативный показатель "не более 25 человек на 1 компьютер". |
% |
58 |
70 |
90 |
|||||
Всего | 5 155,3 | ||||||||
Доля областных государственных образовательных учреждений, подведомственных министерству образования и науки, на всех ПК которых используется лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение |
% |
50 |
85 |
100 |
|||||
6. | Всего по задаче 1: | ||||||||
7. | Федеральный | 18 900 | |||||||
8. | Областной | 15 475,3 | |||||||
9. | Муниципальный | 23 650 | |||||||
10. | Всего | 58 025,3 | |||||||
11. |
Задача 2. Обеспечение равного доступа к качественному образованию всем обучающимся региона независимо от места проживания и состояния здоровья через формирование единой информационной образовательной среды региона, обеспечивающей интеграцию ИКТ в учебный, воспитательный, а также организационно-административный процессы. |
||||||||
12. | 2.1. Разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих процесс профилизации и информатизации образования Астраханской области, в т.ч. использование дистанционных образовательных технологий в общем образовании |
Министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения |
Степень разработанности нормативной базы, обеспечивающей внедрение профильного обучения. |
% |
10 |
20 |
100 |
||
13. | 2.2. Создание условий для обеспечения доступа к сети Интернет образовательным учреждениям Астраханской области, в том числе под- ключенным к сети Интернет по единой виртуальной частной сети (VPN) "Обра- зование" в рамках реализа- ции приоритетного нацио- нального проекта "Образо- вание" за счет средств бюджета Астраханской области |
Федеральный | 0 | Доля образовательных учреждений Аст- раханской облас- ти, реализующих общеобразовате- льные программы, имеющих неограниченный доступ к сети Интернет за счет бюджета Астраха- нской области |
% | 12 | 66 | 64,9 | |
Бюджет Астраханской области |
4 944,7 | ||||||||
Муниципаль- ный |
3 000 | ||||||||
Всего | 7 944,7 | ||||||||
14. | 2.3. Создание образовательного портала Астраханской области и внедрение единой информационно-аналитичес- кой системы "Образование Астраханской области" |
Федеральный | 0 | Посещаемость портала: среднегодовое количество страниц ресурса, просмотренных в месяц. |
визитов/ месяц |
0 | 0 | 5000 | |
Областной | 500 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Востребованность портала: среднегодовое количество посетителей (уникальный IP или Cookie) ресурса в месяц |
посети- телей (хостов) /месяц |
0 | 0 | 250 | |||
Всего | 500 | ||||||||
15. | 2.4. Приобретение дистанционного оборудования для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Федеральный | 5 000 | Количество детей с ограниченными возможностями, получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий |
чел. | 0 | 15 | 30 | |
Областной | 800 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | ||||||||
Всего | 5 800 | ||||||||
16. | 2.5. Обеспечение доступа к сети Интернет обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и педагогам, участвующим в образовательном процессе с использованием дистанционных образовательных технологий. |
Федеральный | 11 000 | Количество детей с ограниченными возможностями, получающих образование с использованием дистанционных образовательных технологий, имеющих бесплатный доступ к сети Интернет. |
чел. | 0 | 15 | 30 | |
Областной | 800 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Количество педагогических работников, получивших доступ к сети Интернет в рамках проекта |
чел. | 0 | 8 | 10 | |||
Всего | 11 800 | ||||||||
17. | Всего по задаче 2: | ||||||||
18. | Федеральный | 16 000 | |||||||
19. | Областной | 7 044,7 | |||||||
20. | Муниципальный | 3 000 | |||||||
21. | Всего | 26 044,7 | |||||||
22. | Задача 3. Обеспечение методического сопровождения модернизации системы образования | ||||||||
23. | 3.1. Повышение квалификации педагогических кадров по вопросам внедрения профильного и предпрофильного обучения |
Министерство образования и науки Астраханской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения (по согласованию) |
Федеральный | 0 | Количество обучающих мероприятий по тематике профильного образования. |
ед. | 5 | 5 | 0 |
Бюджет Астраханской области |
0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Количество педагогических работников, принявших участие в мероприятиях |
чел. | 400 | 500 | 0 | |||
Всего | 0 | ||||||||
24. | 3.2. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в части полноценного использования ИКТ в учебном, воспитательном и организационно-администра- тивном процессах |
Федеральный | 0 | Количество обучающих мероприятий по тематике информатизации образования. |
5 | 5 | 2 | ||
Областной | 50 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Количество педагогических работников, принявших участие в мероприятиях |
чел. | 600 | 800 | 100 | |||
Всего | 50 | ||||||||
25. | 3.3. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в части совершенствования организационных, экономических и управленческих механизмов |
Федеральный | 0 | Количество обучающих мероприятий по совершенствова- нию организационных, экономических и управленческих механизмов. |
4 | 5 | 0 | ||
Областной | 0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Количество руководящих работников, принявших участие в мероприятиях |
чел. | 350 | 400 | 0 | |||
Всего | 0 | ||||||||
26. | 3.4. Обеспечение методической поддержки всем участникам образовательного процесса в вопросах профильного обучения и применения ИКТ, в т.ч. разработка и внедрение проекта "ИКТ для родителей" |
Федеральный | 0 | Среднемесячное количество обращений на "горячую линию", в консультацион- ные пункты. |
обраще- ний |
10 | 20 | 0 | |
Областной | 0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | Количество родителей, прошедших мини-курс по применению ИКТ |
чел. | 0 | 0 | 0 | |||
Всего | 0 | ||||||||
27. | 3.5. Совершенствование нормативной правовой и методической базы и издание методических материалов |
Федеральный | 0 | Количество методических материалов по направлениям модернизации образования |
видов | 2 | 2 | 0 | |
Областной | 0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | экз. | 700 | 750 | 0 | ||||
Всего | 0 | ||||||||
28. | 3.6. Обеспечение образовательных учреждений учебно-методической литературой по направлениям модернизации образования |
Федеральный | 0 | Объем приобретенной учебно-методиче- ской литературы по направлениям модернизации образования |
экз. | 300 | 500 | 0 | |
Областной | 0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
250 | ||||||||
Всего | 250 | ||||||||
29. | 3.7. Укрепление материально-технической базы областных государственных учреждений, обеспечивающих проведение мероприятий по модернизации образования (приобретение компьютерного оборудования, программного обеспечения, учебной литературы и др.) |
Федеральный | 0 | Количество учреждений, обеспечивающих проведение мероприятий по модернизации образования, материальная база которых улучшена |
ед. | 4 | 1 | 0 | |
Областной | 0 | ||||||||
Муниципаль- ный |
0 | ||||||||
Всего | 0 | ||||||||
30. | Всего по задаче 3: | ||||||||
31. | Федеральный | 0 | |||||||
32. | Областной | 50 | |||||||
33. | Муниципальный | 250 | |||||||
34. | Всего | 300 | |||||||
35. | Итого по цели: | ||||||||
36. | Федеральный | 34 900 | |||||||
37. | Областной | 22 570 | |||||||
38. | Муниципальный | 26 900 | |||||||
39. | Итого | 84 370 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа разработана в целях создания условий для организации качественного образования для обучающихся всех категорий независимо от места их проживания, состояния здоровья или формы получения образования путем решения наиболее острых проблем при эффективном использовании имеющихся в системе и привлечении новых ресурсов.
Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Постановление Правительства Астраханской области от 8 июля 2009 г. N 372-П "Об отраслевой целевой программе "Комплексная модернизация системы образования Астраханской области на 2010 год"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 6 августа 2009 г. N 35
Постановлением Правительства Астраханской области от 14 апреля 2011 г. N 106-П настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 15 июля 2010 г. N 302-П
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 18 марта 2010 г. N 119-П
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2010