Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 октября 2016 г. по делу N А49-9462/2016
город Пенза |
|
21 октября 2016 г. |
Дело N А49-9462/2016 |
.
Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2016года.
В полном объёме решение изготовлено 21 октября 2016 года.
Арбитражный суд Пензенской области в составе судьи Е.А. Стрелковой
при ведении протокола судебного заседания с применением средств аудиозаписи помощником судьи А.В. Замятиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (ОГРН 1095837000236, ИНН 5837039429)
к Управлению государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (ОГРН 1035803005732, ИНН 5836013072),
третье лицо: Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772),
об оспаривании предписания N ПС-71/6 от 18.05.2016,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Градскова С.В. - представителя (доверенность от 18.01.2016 г.),
от ответчика - Ильиной Ю.С. - главного специалиста-эксперта (доверенность от 19.09.2016 г. N 1-15-1462),
от третьего лица - Баталиной О.В. - представителя (доверенность от 25.09.2016 г.),
установил:
открытое акционерное общество "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области (далее - Управление, ответчик) от 18.05.2016 г. N ПС-71/6.
В обоснование заявленных требований Общество сослалось на статьи 172, 173 Жилищного кодекса Российской Федерации и указало, что оно не является владельцем специального счёта для формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов г. Пензе, находящихся в его управлении. Обязанность по выставлению счетов собственникам помещений для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, по мнению заявителя, возложена на владельца специального счёта. Поскольку Общество владельцем специального счёта не является, возложение этой обязанности на него оспариваемым предписанием незаконно.
Ответчик представил отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя, ссылаясь на статьи 154, 158, 161, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) и подпункт "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.206 N 491 (далее - Правила N 491). Ответчик указывает, что обязанность по выставлению счетов на капитальный ремонт возложена законодательством на управляющую организацию (л.д. 34-39).
Определением суда от 30 августа 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - Региональный фонд) (л.д. 60-61).
Третье лицо представило отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя, ссылаясь на наличие обязанности по выставлению счетов на капитальный ремонт и ведению претензионно-исковой работы у управляющей организации (л.д. 65-66).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно он пояснил суду, что обязанность по выставлению счетов на капитальный ремонт была им передана Региональному фонду на основании Договора о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов от 25.02.2015 г., в связи с чем лицом, обязанным выставлять счета, является Региональный фонд.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против требований заявителя по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Присутствующая в судебном заседании представитель третьего лица возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
Открытое акционерное общество "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.02.2009 за основным государственным регистрационным номером 1095837000236 и осуществляет управление многоквартирными домами в г. Пензе (л.д. 12-19).
Согласно публичным сведениям Регионального фонда, размещённым на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в Сбербанке России открыты специальные счёта для зачисления платежей за капитальный ремонт собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества. Владельцем счетов является Региональный фонд.
Между Обществом (Заказчик) и Региональным фондам (Исполнитель) 25.02.2015 г. заключён Договор о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов, по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство согласно информационной базы данных собственников, предоставленной Заказчиком в электронном виде, оказывать за вознаграждение следующие услуги:
- ежемесячно рассчитывать и начислять взнос на капитальный ремонт собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении Заказчика, фонд капитального ремонте которых формируется на специальном счёте, владельцем которого является Исполнитель, а также начислять пени за несвоевременную оплату в размере, предусмотренном действующим законодательством;
- ежемесячно производить печать, конвертирование и доставку платёжных документов на уплату взносов на капитальный ремонт собственникам помещений в вести учёт взносов на капитальный ремонт за каждым собственником помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте многоквартирных домах, указанных в пункте 1.1 настоящего договора;
В рамках настоящего договора Исполнитель не осуществляет деятельность по принудительному взысканию задолженности по уплате взносов в фонд капитального ремонта (претензионно-исковую работу) (пункт 1.2. Договора) (л.д. 44-52).
18.03.2016 г. в Управление поступило заявление Регионального фонда об отказе Общества от услуг по печати и доставке платёжных документов по платежам на капитальный ремонт в отношении собственников - юридических лиц (л.д. 81).
В целях проверки фактов, изложенных в заявлении, приказом руководителя Управления N ПА-258 от 14.04.2016 назначено проведение внеплановой документарной проверки Общества (л.д. 40-41). На основании данного приказа должностным лицом Управления проведена проверка, по результатам которой составлен акт N 366/6 от 18.05.2016 г., в котором зафиксировано, что с января 2016 года печать и доставка платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт собственникам - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества, не производилась. Лицом, допустившим нарушение, является Общество (л.д. 54-55).
В тот же день, 18.05.2016 г., Обществу выдано предписание N ПС-71/6, которым на него возложена обязанность обеспечить начисление, печать и доставку платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт юридическим лицам, имеющим право собственности в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Жильё-19" по ОЖФ и формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах за период с января 2016 года по настоящее время (л.д. 56-57).
Полагая, что предписание не соответствует закону и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете.
Согласно части 3 вышеуказанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 4 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
- размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
- перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
- сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
- владелец специального счета;
- кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.
Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом.
Так, владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющие управление многоквартирным домом жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
- управляющая организация (часть 2 статьи 175 ЖК РФ).
Согласно части 3 вышеназванной статьи ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете.
На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4 статьи 175 ЖК РФ).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В подпункте "ж" пункта 4 Правил N 416 приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Согласно данному стандарту в обязанности управляющей организации входят, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ в структуру платы за жилое помещение входит, в том числе, взнос на капитальный ремонт.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям Технических регламентов и правилам содержания общего имущества.
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие "содержание общего имущества".
Исходя из приведённых норм законодательства, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией, на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирного дома; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, ведению претензионной работы в отношении должников.
Довод заявителя о том, что при формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого является региональный оператор, обязанность по выставлению счетов и ведению претензионно-исковой работы возлагается на регионального оператора, является ошибочным. Обязанность регионального оператора в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора представлять платежные документы собственникам помещений в многоквартирном доме для уплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена законом только в одном случае - в случае формирования фонда капитального ремонта на общем счете регионального оператора в силу прямого указания части 1 статьи 171 ЖК РФ. У управляющей организации такая обязанность возникает в случае выбора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (пункт 1 части 3 статьи 170 ЖК РФ). При этом законом не установлено никаких изъятий из этого правила в зависимости от владельца этого специального счёта. Данный вывод согласуется с правовой позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной, в частности, в постановлениях от 17 июня 2016 года по делу N А49-9978/2015, от 28 июля 2016 года по делу N А49-4783/2015.
Как видно из материалов дела, Общество является управляющей организацией многоквартирных домов г. Пензы, собственники помещений которых приняли решение о формировании фонда капительного ремонта на специальном счёте. Следовательно, Общество обязано вести работу по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, ведению претензионной работы в отношении должников. Каких-либо изъятий в отношении собственников нежилых помещений в многоквартирных домах или юридических лиц, имеющих на правое собственности помещения в многоквартирных домах, законодательством не установлено. Следовательно, в отношении всех собственников, независимо от их правового статуса и категории помещения, находящегося в их собственности, действует единый порядок выставления счетов.
Свою обязанность по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах Общество передало Региональному фонду на основании Договора о начислении взносов в фонд капитального ремонта и об оказании услуг по печати и доставке платёжных документов от 25.02.2015 г.
Вместе с тем, при рассмотрении дела судом установлено, что между Обществом и Региональным оператором существует договорной спор об объёме оказываемых в рамках этого договора услуг и их стоимости.
Ни орган Госжилстойтехинспекции, ни суд в рамках настоящего дела не полномочны разрешить договорной спор указанных организаций.
При этом Обществом в материалы дела не представлено никаких доказательств того, что оно предприняло своевременные и исчерпывающие меры для разрешения спора с Региональным фондом в установленном законом порядке.
Наличие договорного спора не может служить основанием для отказа в выставлении счетов на капитальный ремонт отдельным категориям собственников помещений в многоквартирных домах. С учётом изложенного, именно Общество как управляющая организация обязано в силу закона организовать оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
Между тем, Общество не представило в материалы дела доказательств того, что надлежащим образом организовало направление счетов собственникам нежилых помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении, и собственникам - юридическим лицам с января 2016 года.
Неправильная организация Обществом своей работы не является обстоятельством, освобождающим Общество от исполнения обязанностей, возложенных на него законом.
При таких обстоятельствах Управление правомерно вынесло оспариваемое предписание, возложив на Общество обязанность обеспечить начисление, печать и доставку платёжных документов на оплату взносов на капитальный ремонт юридическим лицам, имеющим право собственности в многоквартирных домах, находящихся в управлении ОАО "Жильё-19" по ОЖФ и формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах за период с января 2016 года по настоящее время.
Других оснований для признания предписания недействительным судом не установлено. Предписание вынесено полномочным органом в соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ и на основании п.1.1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 24 марта 2011 года N 167-пП.
Нарушений Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" судом также не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, поскольку судом при рассмотрении дела не установлено совокупности обстоятельств, являющихся основанием для признания недействительным оспариваемого предписания, в удовлетворении заявленных требований Обществу должно быть отказано.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Жильё-19" по обслуживанию жилого фонда отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.
Судья |
Е.А. Стрелкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.