Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Астраханской области от 19 мая 2010 г. N 207-П "О концепции комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010-2011 годы"

2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010 - 2011 годы министерство социального развития и труда Астраханской области.

3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Семья без насилия" на 2010 - 2011 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

Губернатор Астраханской области

А.А. Жилкин

 

Концепция
комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010 - 2011 годы
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 19 мая 2010 г. N 207-П)

 

1. Введение

 

Насилие - явление недопустимое в цивилизованном обществе, особенно когда оно совершается в отношении наименее защищенных и зависимых членов семьи. Оно не только подрывает основы жизнедеятельности самой семьи, но и разрушает фундамент безопасности общества.

В современном мире предотвращение насилия - одна из самых актуальных задач. Несмотря на широкую распространенность семейного насилия, оно часто скрыто от посторонних. По болезненности, как для непосредственно страдающих, так и для близких, по сложности выявления, силе и длительности негативных последствий насилие в семье является одной из самых серьезных проблем в обществе.

Реальное решение проблемы предотвращения насилия в семье возможно только на основе социального партнерства государственных органов и общественных объединений через организацию широкой просветительской работы, направленной на формирование сознательного неприятия случаев домашнего насилия над личностью и их категоричное осуждение, правовое обеспечение решения проблем насилия в семье, расширение и развитие услуг, предоставляемых специализированными учреждениями для несовершеннолетних детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения.

 

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее программной
разработки

 

В наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся женщины и несовершеннолетние дети. Перенесенное ребенком насилие влечет за собой разнообразные деструктивные последствия для его психики, развития и дальнейшей социализации. Этому способствуют не только прямые акты агрессии, но и поведение родителей, порождающее психологическое насилие в семье, применение недопустимых форм воспитания, безразличие к ребенку и его досугу, пренебрежение его потребностями. Насилие в отношении ребенка, являясь основной причиной нарушения его психического и социального развития, неизменно влечет за собой возникновение детской безнадзорности, наркомании, преступности и суицидов.

Оценивая динамику преступных посягательств в отношении детей за последние три года, можно отметить, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом резко увеличилось количество детей, пострадавших от насилия (в 2,6 раза). В 2009 году были приняты меры ситуационного характера, которые позволили уменьшить количество случаев насилия над детьми. Однако ситуация остается напряженной и требует комплексного подхода к решению проблемы.

 

Сведения о детях, ставших жертвами преступлений (2007 - 2009 годы)

 

                                                                    чел.
Категории потерпевших Года
2007 2008 2009
Всего детей, пострадавших от
насилия, в т.ч.

398

1041

495
Детей, потерпевших от
насильственных преступлений

268

483

287
Детей, здоровью которых
причинен тяжкий вред

10

5

5
Детей, потерпевших от
сексуальных преступлений

67

279

105
Изнасилование (ст. 131 УК РФ) 13 29 19
Насильственные действия
сексуального характера (ст. 132
УК РФ)


12


29


31
Половое сношение с лицом, не
достигшим 16 лет (ст. 134 УК
РФ)


18


201


41
Развратные действия (ст. 135 УК
РФ)

10

15

7

 

Для эффективного предупреждения жестокого обращения с детьми необходимо своевременно выявлять неблагополучные семьи. Требуется полный учет и оздоровление таких семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских и иных проблем, обеспечение постоянного патронажа.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

С этой целью в Астраханской области с января 2009 года в 13 комплексных центрах социального обслуживания началось внедрение новой технологии работы с неблагополучными семьями - созданы отделения участковой социальной службы. Это новая, перспективная и организационная форма социального обслуживания для выявления, учета, сопровождения семей, не обеспечивающих необходимыми условиями воспитание и содержание детей, и оказания комплексной помощи семье и детям по преодолению трудной жизненной ситуации. Новизна данной технологии в том, что впервые на уровне области и районов города создана многоуровневая система выявления детей, нуждающихся в социальной защите государства, позволяющая с минимальными финансовыми и кадровыми затратами выявлять на ранних стадиях развития ребенка существующие и потенциально возможные проблемы, вследствие которых он может стать клиентом социальных служб. В 2009 году специалистами участковых социальных служб выявлено и поставлено на учет 3365 семей, находящихся в социально опасном положении, из них с 1607 семьями заключены соглашения о социальном патронаже. За этот период более 273 семей уже сняты с учета в связи с улучшением семейного положения.

К технологиям, используемым в случаях семейного насилия, относится организация специализированных учреждений для несовершеннолетних, областного государственного учреждения "Социальный центр кризисной реабилитации женщин" (далее - центр кризисной реабилитации женщин), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. В 2009 году в специализированных учреждениях для несовершеннолетних получили реабилитацию около 3000 детей. В центре кризисной реабилитации женщин предоставляются психологические, юридические, медицинские, педагогические и социально-бытовые услуги женщинам и девочкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию или подвергшимся насилию. За 2009 год в центре кризисной реабилитации женщин получили помощь 3163 женщины с детьми.

Для оперативного реагирования на ситуации социального неблагополучия, случаи жестокого обращения и насилия над детьми, совершенствования системы оказания экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасном положении, создано отделение экстренной социальной и психологической помощи "Ребенок в опасности" (тел. 59-16-16).

Важную роль в предупреждении жестокого обращения с детьми играют органы опеки и попечительства, которые являются наиболее доступными для детей любого возраста, а также для лиц, заинтересованных в их судьбе, призванные предупреждать насилие над детьми в семье.

С целью создания единого органа опеки и попечительства на территории Астраханской области, усовершенствования системы защиты детства, направленной на снижение уровня социального сиротства, раннее выявление семейного неблагополучия, сокращение числа детей-сирот и детей, находящихся в детских домах и интернатах, с 1 января 2010 года министерству социального развития и труда Астраханской области переданы полномочия по опеке и попечительству несовершеннолетних.

В связи с этим в ведение министерства социального развития и труда Астраханской области перешло государственное учреждение Астраханской области "Центр защиты прав детей". Основной его функцией является предупреждение жестокого обращения с детьми, а именно внесудебное разрешение конфликтов, связанных с воспитанием детей, а также с отношениями между членами семей, и обращение с иском в суд при грубом нарушении родителями прав и законных интересов ребенка.

Несмотря на предпринимаемые меры по предотвращению насилия и жестокого обращения в семье на территории Астраханской области, общая ситуация по-прежнему остается тревожной. Ведь в обществе сохраняются устойчивые неблагоприятные факторы, способствующие увеличению количества семей группы риска (разводы, лишение родительских прав, рождение детей вне брака, ухудшение психологического климата в семьях и т.д.), а значит, риск для ребенка стать жертвой насилия возрастает.

В связи с актуальностью данной проблемы, возникла необходимость разработки комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010-2011 годы (далее - программа), которая включает мероприятия профилактической направленности по предотвращению насилия в семье и предоставлению комплекса реабилитационных мер для пострадавших от насилия.

Программно-целевой метод реализации мероприятий представляется эффективным, так как предусматривает системность, объединение усилий государственных и общественных организаций по предотвращению насилия в семье.

 

3. Предложения по целям и задачам

 

Основными целями программы являются:

- предупреждение и предотвращение насилия в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи пострадавшим от насилия.

Для достижения указанных целей программа предусматривает решение следующих задач:

- проведение информационно-просветительской кампании среди населения о недопустимости насилия и жестокого обращения в семье, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

- разработка и реализация эффективных форм работы по профилактике насилия и жестокого обращения в семье;

- предоставление социальной и психологической помощи пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

 

4. Предполагаемый срок реализации программы

 

Реализация программы рассчитана на 2010 - 2011 годы.

 

5. Основные направления финансирования программы

 

Основные направления программы ориентированы на:

- проведение информационно-просветительской кампании среди населения о недопустимости насилия и жестокого обращения в семье;

- развитие материально-технической базы учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье;

- оказание своевременной и эффективной помощи пострадавшим от насилия в семье;

- повышение квалификации специалистов, оказывающих помощь пострадавшим от насилия и жестокого обращения в семье.

 

6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

 

Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют 40179,5 тыс. руб., в том числе: средства бюджета Астраханской области - 6506,0 тыс. руб.; средства федерального бюджета - 21500,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 130,0 тыс. руб.; средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - средства Фонда), - 12043,5 тыс. рублей. По годам реализации:

2010 год - 18097,5 тыс. руб., из них: средства бюджета Астраханской области - 3002,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 65,0 тыс. руб.; средства федерального бюджета - 10500,0 тыс. руб.; средства Фонда - 4530,5 тыс. руб.;

2011 год - 22082,0 тыс. руб., из них: средства бюджета Астраханской области - 3504,0 тыс. руб.; внебюджетные средства - 65,0 тыс. руб.; средства федерального бюджета - 11000,0 тыс. руб.; средства Фонда - 7513,0 тыс. рублей.

Финансирование программных мероприятий осуществляется в рамках аналитической ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.12.2009 N 76, исходя из возможности бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и плановый период.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление министерства социального развития и труда Астраханской области от 17.12.2009 N 76

Под средствами федерального бюджета в данной программе понимаются субсидии из федерального бюджета, направленные# Астраханской области на возмещение части затрат, связанных с проведением оздоровительной кампании детей. Под внебюджетными средствами понимаются спонсорские средства.

Средства Фонда на реализацию программы в виде гранта перечисляются Астраханскому областному фонду социальной поддержки населения, который финансирует исполнителей программы в соответствии с программными мероприятиями.

 

7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
и по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской
области, ответственных за формирование и реализацию программы

 

Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - государственный заказчик программы).

Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:

- министерство здравоохранения Астраханской области;

- министерство культуры Астраханской области;

- министерство спорта и туризма Астраханской области;

- агентство по делам молодежи Астраханской области;

- управление внутренних дел по Астраханской области (по согласованию);

- управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (по согласованию).

Также в реализации мероприятий программы примет участие Астраханский областной фонд социальной поддержки населения.

 

8. Механизм формирования мероприятий программы и управление
ходом ее реализации

 

Механизм формирования мероприятий программы основывается на прогнозе уровня и состояния преступности в отношении детей на территории Астраханской области на период действия программы согласно данным правоохранительных органов, а также анализу и оценке предлагаемых мероприятий по предупреждению и профилактике насилия и жестокого обращения с детьми. С этой целью изучены предложения по мероприятиям программы, поступившие от исполнительных органов государственной власти Астраханской области, учреждений социальной защиты населения, в том числе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и центра кризисной реабилитации женщин.

Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком и разработчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.

Государственный заказчик программы:

- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;

- обеспечивает координацию деятельности исполнителей, участвующих в реализации программы;

- несет ответственность за реализацию программы в целом;

- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;

- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;

- осуществляет подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.

Государственный заказчик программы осуществляет контроль за ходом реализации программы.

 

9. Ожидаемые результаты реализации программы и оценка ее эффективности

 

Реализация программы позволит:

- сократить число случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе и иных учреждениях для детей (на 30% в год);

- увеличить охват детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, оздоровительными мероприятиями (до 70% в год);

- увеличить охват детей информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 50% в год);

- увеличить охват женщин, пострадавших от насилия и жестокого обращения, реабилитационными мероприятиями (до 70% в год);

- расширить спектр и объем предоставляемых социальных услуг и увеличить количество семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших помощь (до 4 тыс. чел. в год);

- укрепить материально-техническую базу учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Концепция содержит предложения по целям и задачам программы, источникам ее финансирования.

Ожидается, что реализация программы позволит:

- сократить число случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в школе и иных учреждениях для детей (на 30% в год);

- увеличить охват детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения, оздоровительными мероприятиями (до 70% в год);

- увеличить охват детей информацией о возможных рисках и опасностях в случаях угрозы насилия и преступных посягательств (до 50% в год);

- увеличить охват женщин, пострадавших от насилия и жестокого обращения, реабилитационными мероприятиями (до 70% в год);

- расширить спектр и объем предоставляемых социальных услуг и увеличить количество семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших помощь (до 4 тыс. чел. в год);

- укрепить материально-техническую базу учреждений, оказывающих помощь пострадавшим от насилия в семье.

Постановление вступает в силу со дня его подписания.



Постановление Правительства Астраханской области от 19 мая 2010 г. N 207-П "О концепции комплексной целевой программы "Семья без насилия" на 2010-2011 годы"


Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания


Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 27 мая 2010 г. N 23