Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 7 июля 2010 г. N 294-П
Типовая форма бизнес-плана
Структура бизнес-плана
I. Введение
1.1. Титульный лист
1.2. Описание предприятия
1.3. Сведения о проекте
II. План маркетинга
2.1. Характеристика рынка товара (услуги)
2.2. Характеристика потребителей продукции (услуги)
2.3. Характеристика конкурентов
2.4. Стратегия компании по выходу на рынок
III. Инвестиционный план
3.1. Место нахождения объекта производства
3.2. Технология производства, состав оборудования
3.3. Спецификация и стоимость оборудования
3.4. Строительство производственных помещений и инженерной инфраструктуры
3.5. Разработка проектной документации
3.6. Финансирование проекта, календарный план
IV. Производственный и организационный планы
4.1. Характеристика исходных ресурсов (планируемых для использования в производстве товаров, услуг)
4.2. Материально-техническое обеспечение (сырье, полуфабрикаты и комплектующие, их стоимость, объемы и поставщики)
4.3. Численность рабочих и служащих
4.4. Организационный план производства, контроль качества
4.5. Объем производства
4.6. План продаж
V. Финансовый план
5.1. Отчет о движении денежных средств
5.2. Показатели экономической эффективности
Предприятие (наименование) _______________________________________
Руководитель (Ф.И.О., должность) __________________________________
VI. Приложение
I. Введение
1.1. Титульный лист
Бизнес-план
Утверждаю
___________________________________
(должность)
_______________ ___________________
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
________ ________________ ______ г.
(место печати)
Наименование проекта
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дата представления
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Подпись руководителя,
печать ______________
1.2. Описание предприятия
1.2.1. |
Название предприятия, организационно-правовая форма |
|
1.2.2. |
Дата регистрации предприятия |
|
1.2.3. |
Вид(ы) экономической деятельности, осуществляемой предприятием |
|
1.2.4. |
Адрес (фактический/юридический) |
|
1.2.5. |
Контакты (телефон, факс, е-mail, web) |
|
1.2.6. |
Ф.И.О. руководителя, должность |
|
1.2.7. |
Реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица (дата, номер, кем выдан) |
|
1.2.8. |
Реквизиты свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (дата, номер, кем выдан, ИНН, код ОКАТО) |
|
1.2.9. |
Реквизиты лицензии на право осуществления (лицензируемых) видов деятельности (дата, номер, назначение и вид работ, кем выдана, срок действия) |
|
1.2.10. |
Банковские реквизиты предприятия |
|
1.2.11. |
Место расположения предприятия, включая описание основных производственных объектов |
|
1.2.12. |
История создания предприятия, основные достижения за последние три года |
|
1.2.13. |
Описание предприятия, включая сведения о филиалах, субподрядчиках, дочерних компаниях и т.д. |
|
1.2.14. |
Описание производимой продукции (услуги), включая описание качественных характеристик и область использования |
|
1.2.15. |
Рынки сбыта продукции (услуги), основные потребители |
|
1.2.16. |
Основные технико-экономические показатели предприятия (объем годового производства, численность работающих, рыночная стоимость и структура активов) |
|
1.2.17. |
Финансовые показатели предприятия (в разбивке за трехлетний период, тыс. рублей), включая показатели по объему выручки предприятия, чистой прибыли, налоговых платежей, остаточной стоимости основных средств, фонду оплаты труда |
|
1.2.18. |
Планы развития предприятия в среднесрочной перспективе, предпосылки разработки инвестиционного проекта |
|
1.3. Сведения о проекте
1.3.1. |
Наименование и инициатор проекта |
|
1.3.2. |
Цель проекта, включая описание планов модернизации (либо создания нового) производства, улучшения качества (либо выпуска новых) товаров (услуг), планируемый объем производства и рынки сбыта (район, область, регион, страна) |
|
1.3.3. |
Оценка общей суммы инвестиционных затрат (тыс. рублей) |
|
1.3.4. |
Источники финансирования, степень финансовой обеспеченности проекта, потребность в финансовых ресурсах (тыс. рублей) |
|
1.3.5. |
Сроки и этапы реализации проекта |
|
1.3.6. |
Влияние проекта на основные экономические показатели, включая объем промышленного производства, число создаваемых рабочих мест, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней |
|
1.3.7. |
Обеспеченность проекта материальными (наличие производственных помещений, земли и т.п.) и сырьевыми ресурсами |
|
1.3.8. |
Потребность в инфраструктуре |
|
1.3.9. |
Сдерживающие факторы реализации инвестиционного проекта |
|
1.3.10. |
Состояние проработки проекта (наличие проектной документации, мастер-плана, бизнес-плана и т.п.), дата разработки, автор |
|
1.3.11. |
Наличие государственной экспертизы проектной документации (дата и номер заключения, кем проведена экспертиза) |
|
1.3.12. |
Меры государственной поддержки (в рамках утвержденных областных целевых программ), которыми планирует воспользоваться инициатор проекта |
|
Это характеристика проекта, раскрывающая его цели и выгодность. В данном разделе необходимо показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств, показатели эффективности проекта.
Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов, другие), то указать их.
Этот раздел является рекламой проекта, которая должна содержать убедительные доводы в пользу его выгодности.
II. План маркетинга
Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы показать, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара (услуги).
Степень проработанности раздела зависит прежде всего от того, является ли компания начинающей или расширяет свою деятельность, предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть план маркетинга компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.
План маркетинга может быть представлен по-разному, в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:
2.1. Характеристика рынка товара (услуги)
2.1.1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона. Размеры рынка (регион, Российская Федерация, СНГ, мировой рынок).
2.1.2. Уровень и тенденции развития рынка.
2.1.3. Динамика цен на рынке за последние 5 лет.
2.1.4. Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке.
2.1.5. Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем.
2.1.6. Предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия.
2.1.7. Планы относительно зарубежных рынков.
2.1.8. Экспортный потенциал.
2.1.9. Особые цели на рынке.
2.2. Характеристика потребителей продукции (услуги)
2.2.1. Тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.).
2.2.2. Их географическое расположение.
2.3. Характеристика конкурентов
2.3.1. Потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны, удельный вес в обороте рынка (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
2.3.2. Технологии, используемые конкурентами, маркетинговые стратегии и т.п. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года. Ожидаемая доля организации-претендента в производстве продукции в регионе или в России.
2.4. Стратегия компании по выходу на рынок
2.4.1. Расчет и обоснование цены, ценовая политика.
2.4.2. Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе.
2.4.3. Стимулирование сбыта (реклама, сервисное и гарантийное обслуживание, связи с общественностью и т.п.).
III. Инвестиционный план
В данном разделе следует описать производственную базу, которая имеется либо которую планируется создать, какую технологию производства планируется приобрести, состав и стоимость оборудования. Важно оценить затраты по обустройству производственных помещений и строительству объектов инфраструктуры, а также изложить информацию о наличии проектной документации либо о планах ее разработки.
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Требуются четкая разбивка расходов по проекту и схема использования средств.
Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:
3.1. Место нахождения объекта производства
3.2. Технология производства, состав оборудования
3.3. Спецификация и стоимость оборудования
3.4. Строительство производственных помещений и инженерной инфраструктуры
3.5. Разработка проектной документации
Здесь необходимо изложить информацию о наличии проектной документации (дата разработки, автор, сведения о государственной экспертизе проектной документации) либо о планах ее разработки, включая сроки разработки, разработчика, а также изложить информацию об объектах, на которые планируется разработать проектную документацию.
Разработка проектной документации регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
3.6. Финансирование проекта, календарный план
Затраты на реализацию проекта |
Оценка стоимости затрат, тыс. рублей |
Обоснование затрат |
Проектные работы |
|
|
Затраты на строительство (ремонт): |
|
|
строительно-монтажные (ремонтные) работы по основным и вспомогательным объектам, сооружениям |
|
|
приобретение оборудования |
|
|
Прочие издержки: |
|
|
транспортные расходы |
|
|
выплаты за пользование патентами, технологиями |
|
|
затраты на обучение персонала |
|
|
таможенные платежи и прочие выплаты |
|
|
Затраты на ввод в эксплуатацию |
|
|
Капитальные затраты по проекту, всего |
|
|
Финансирование проекта (участие собственных средств), тыс. рублей | |||
Этап (мероприятие) |
Источник |
Планируется вложить |
Фактически вложено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого собственных средств |
|
|
Финансирование проекта (участие привлеченных средств), тыс. рублей | |||||
Этап (мероприятие) |
Источник |
Условия использования |
Сроки использования |
Планируется вложить |
Фактически вложено |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого привлеченных средств |
|
|
Календарный план реализации проекта | |||
Мероприятие |
Период реализации (начало - конец) |
Затраты на реализацию, тыс. рублей |
Из них собственные/ привлеченные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
IV. Производственный и организационный планы
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в организационном плане.
Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:
4.1. Характеристика исходных ресурсов (планируемых для использования в производстве товаров, услуг)
Наименование ресурсов |
Год |
|||||
Начальное состояние |
1 |
... |
n |
|||
Количество в натуральных единицах |
Цена единицы ресурсов, тыс. рублей |
Стоимость, тыс. рублей |
|
|
|
|
Сырье и материалы |
|
|
|
|
|
|
Комплектующие изделия |
|
|
|
|
|
|
Топливо |
|
|
|
|
|
|
Энергия |
|
|
|
|
|
|
Другое |
|
|
|
|
|
|
4.2. Материально-техническое обеспечение (сырье, полуфабрикаты и комплектующие, их стоимость, объемы и поставщики)
Здесь необходимо описать основные источники снабжения сырьем и материалами, включая альтернативные источники снабжения в случае возникновения проблем у партнеров, а также обоснование текущих затрат (на сырье, материалы, энергию, заработную плату, оплату услуг сторонних организаций, рекламу и др.), расчет потребности в оборотных средствах для организации производства.
4.3. Численность рабочих и служащих
Наименование категорий |
Год |
|||||
Начальное состояние |
1 |
... |
n |
|||
Потребность, человек |
Средняя зарплата, тыс. рублей |
Фонд оплаты труда, тыс. рублей |
|
|
|
|
Рабочие основного производства |
|
|
|
|
|
|
Рабочие вспомогательного производства |
|
|
|
|
|
|
Специалисты и служащие |
|
|
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
Также рекомендуется указать систему управления персоналом на предприятии, квалификацию инженерно-технического персонала и специалистов среднего и высшего звеньев управления.
4.4. Организационный план производства, контроль качества
Для реализации задач, разработанных в плане маркетинга, и выполнения производственной программы, намеченной в плане производства, необходимо иметь организационный план, который охватывает вопросы организационной структуры управления.
Здесь необходимо показать, кто будет выполнять производственную программу и как эта работа будет организована, включая режим работы (количество смен, продолжительность смены), систему оплаты, требования к контролю качества на всех этапах производства, обучение и повышение квалификации, мотивацию работников (социальные гарантии, охрана труда, стимулирование).
Организационный план также должен включать прогноз сроков выполнения мероприятий и потребности в финансовых ресурсах для их реализации.
4.5. Объем производства
Объем выпуска продукции в натуральных единицах |
Год |
||||
Начальное состояние |
1 |
2 |
... |
n |
|
Продукция 1 |
|
|
|
|
|
Продукция 2 |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
Продукция i |
|
|
|
|
|
Прочая реализация |
|
|
|
|
|
Структура затрат на производство |
Год |
||||
Начальное состояние |
1 |
2 |
... |
n |
|
Материальные затраты |
|
|
|
|
|
в том числе сырье и материалы |
|
|
|
|
|
Покупные комплектующие, изделия, полуфабрикаты |
|
|
|
|
|
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонним организациям |
|
|
|
|
|
Топливо |
|
|
|
|
|
Энергия |
|
|
|
|
|
Затраты на оплату труда |
|
|
|
|
|
Отчисления на социальные нужды |
|
|
|
|
|
Амортизация основных средств |
|
|
|
|
|
Прочие затраты |
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
арендная плата |
|
|
|
|
|
вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения |
|
|
|
|
|
обязательные страховые платежи |
|
|
|
|
|
проценты по кредитам банков |
|
|
|
|
|
представительские расходы |
|
|
|
|
|
суточные и подъемные |
|
|
|
|
|
налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
Итого затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
Себестоимость продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
Выпуск товаров и услуг (без внутреннего оборота) в фактических ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
|
|
|
|
|
4.6. План продаж
Наименование продукции |
Год |
|||||||||||
Начальное состояние |
1 |
... |
n |
|||||||||
Объем продаж, единиц |
Цена за единицу продукции, тыс. рублей |
Объем выручки, тыс. рублей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продукция i |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочая реализация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Финансовый план
Этот раздел должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях). В финансовом плане следует рассмотреть несколько возможных сценариев развития компании.
Расчеты могут быть смоделированы на любых программных продуктах. Финансовые показатели и показатели экономической эффективности должны быть выполнены с учетом дисконтирования.
При расчете дисконта и показателей экономической эффективности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.99 N ВК 477.
Данный раздел рекомендуем изложить в следующей структуре:
5.1. Отчет о движении денежных средств
N п/п |
Показатели |
Начальное состояние |
1 год |
2 год |
3 год |
||||||
I |
II |
III |
IV |
I |
II |
III |
IV |
Полный период |
|||
1. |
Поступления от продаж |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Прямые производственные издержки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Затраты на заработную плату |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Поступления от других видов деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Выплаты на другие виды деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Постоянные (общие издержки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Налоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Оперативная деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Затраты на приобретение активов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Другие издержки подготовительного периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. |
Поступления от продажи активов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Инвестиционная деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Собственный (акционерный капитал) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. |
Займы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. |
Погашение задолженности по кредитам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. |
Выплаты дивидендов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17. |
Банковские вклады |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18. |
Доходы по банковским вкладам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19. |
Финансовая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20. |
Баланс наличности на начало периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21. |
Баланс наличности на конец периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строка 8 = 1 - 2 - 3 + 4 - 5 - 6 - 7
Строка 12 = 9 + 10 - 11
Строка 19 = 13 + 14 - 15 - 16 + 17 + 18
Строка 20 = 8 + 19 - 12
Строка 21 = 21 предшествующего года + 20 настоящего года
5.2. Показатели экономической эффективности
- внутренняя норма рентабельности (IRR);
- чистый дисконтированный доход (NPV);
- индекс прибыльности (PI);
- срок окупаемости с учетом дисконтирования.
VI. Приложения
В приложения включаются копии документов и другие материалы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
- отзывы авторитетных организаций.
Возможно также представление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- копий авторских свидетельств, патентов;
- плана предприятия;
- сертификатов (ТУ и т.п.) на продукцию.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 7 июля 2010 г. N 294-П "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.