Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 23 июля 2010 г. N 323-П
Программа
социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы
Введение
В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного развития Российской Федерации, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия).
В целях запуска механизма реализации Стратегии необходима реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемым Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".
Ключевой задачей реализации среднесрочной программы социально-экономического развития является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:
а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;
б) совершенствования разработки и реализации региональных целевых программ;
в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;
г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита целевых программ и реализуемых проектов.
1. Оценка условий социально-экономического развития
Астраханской области
Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.
За период 2002 - 2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46%, индекс промышленного производства - на 21,1%, продукция сельского хозяйства - на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) - на 29%, оборот розничной торговли - в 2,55 раза, платные услуги населению - на 35,3%.
Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.
Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.
Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1% против 102,1% по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%), оборот розничной торговли (121,3% против 113,5%), объем платных услуг (109% против 104,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), среднедушевые денежные доходы (127,2% против 119,9%).
Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего, инфраструктурных).
Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.
Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).
С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро - сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.
Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.
Индекс промышленного производства (ИПП) за январь-декабрь 2009 года составил 84,3%. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2% (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах - 82,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 88,8%. Значительно снизилась инвестиционная активность - 89,2%,объем работ в строительстве - 64,4%, грузооборот транспорта - 94,4%.
Опережающими темпами в 2009 году росли валовая продукция сельского хозяйства (120,1% против 101,2% по России) и ввод в действие жилья (125,0% против 93,3%). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6%) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.
На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:
Таблица 1
Проектные направления |
Опасности |
Возможности |
Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых |
Недостаточный уровень развития промышленной, инновационно-технологической инфраструктуры, а также особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода |
Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России. Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержащие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий. |
Судостроительный комплекс |
Снижение количества заказов в связи с глобальным экономическим кризисом |
Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия" |
Агропромышленный комплекс Аквакультура и рыболовство |
Сельское хозяйство и рыболовство составляют основу системы расселения и обеспечивают закрепление населения в сельской местности, что имеет критическое значение для обеспечения занятости на селе |
Благоприятные природно-географические и климатические условия, большой потенциал роста промысловых запасов ценных и частиковых видов рыб |
Транспорт и логистика |
Отсутствие логистической инфраструктуры |
Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны - реке Волге) |
Туризм |
Истощение биоресурсов, являющихся основой для организации доминантного вида туризма - рыбалки и охоты Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная |
Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма. Выгодное геополитическое положение |
Производственная специализация |
На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области, - преимущественно продукция судостроения и рыба дорогих пород |
В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов |
Развитие человеческого потенциала и социальной сферы |
Растут показатели набора и выпуска специалистов системой высшего образования, однако этот рост не соответствует потребностям регионального рынка труда. Уровень жизни населения, показатели среднемесячной начисленной заработанной платы работников организаций в Астраханской области ниже, чем в среднем по России. Ситуация с уровнем жизни усугубляется существенной проблемой "скрытой безработицы", обусловленной большим количеством сезонных работ |
Демографическая ситуация в Астраханской области - одна из самых благоприятных в России Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны |
Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития.
2. Стратегическая цель и тактические задачи программы
Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, Программа развития Астраханской области и долгосрочные целевые программы, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.
Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.
Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии являются разработка и реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.
Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.
В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:
Таблица 2
Наименование целевого ориентира главной цели |
Целевые значения целевых ориентиров |
||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет |
68,3 |
68,7 |
69,0 |
69,1 |
69,2 |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, % |
15,2 |
15,1 |
14,8 |
14,6 |
14,4 |
Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года |
102,3 |
109,4 |
117,6 |
126,7 |
136,9 |
Темп роста ВРП, % |
104,9 |
105,5 |
105,8 |
111,6 |
105,0 |
Доля инвестиций в ВРП, % |
45,3 |
46,3 |
48,1 |
49,3 |
50,0 |
Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:
Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.
Кластерная политика, как на федеральном, так и региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:
1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания - сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).
Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточно) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.
На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.
В результате к 2014 году:
- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. чел., а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;
- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни в сельской местности.
2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков. Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).
В результате к 2014 году осуществится:
- институциональное закрепление рыбохозяйственного кластера, его переход на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный модуль, что в перспективе обеспечит равнозначное положение аквакультуры и промышленного рыболовства;
- "достройка" проектной, научно-технологической и образовательной составляющих регионального судостроительного кластера;
- модернизация транспортной системы и сбалансированное развитие городского и пригородного пассажирского транспорта, создание комфортных, экологичных, бережливых городов, что в долгосрочном периоде будет способствовать максимально полной реализации транзитного потенциала региона и увеличению создаваемой добавленной стоимости при предоставлении транспортно-логистических услуг;
- переход строительного сектора на современную технологическую базу, повышение инвестиционной привлекательности строительного комплекса Астраханской области и повышение платежеспособного спроса на жилье у населения Астраханской области.
3. Отрасли с низким уровнем и потенциалом кластеризации, но имеющие высокое значение для экономики Астраханской области. К данным секторам относятся, прежде всего нефтегазовый комплекс и ЖКХ.
В этих отраслях возможно:
- выделение и создание условий для опережающего роста новых наиболее динамичных и технологичных секторов, которые впоследствии могут составить ядро кластера (нефтегазосервисы, нефтегазовое машиностроение, альтернативная энергетика, ресурсосберегающие системы и пр.);
- стимулирование технологической модернизации и способствование переходу на ресурсосберегающие технологии;
- создание производственной и инновационной инфраструктуры для диверсификации комплекса, усложнения цепочки создания добавленной стоимости, увеличения степени переработки сырья;
- стимулирование демонополизации рынков и усложнение корпоративной структуры;
- кадровое и технологическое развитие секторов.
Также к этому сектору относятся отрасли машиностроения (приборостроение), химической промышленности, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых и пр., в которых доминирует одно-два крупных предприятия. Потенциал роста этих секторов будет зависеть от рыночного спроса. Основными приоритетами развития данных отраслей будут:
- поддержка выхода на новые товарные и географические рынки;
- способствование росту производственных мощностей;
- проведение технологической модернизации;
- снятие инфраструктурных (в т.ч. кадровых) ограничений.
В итоге к 2014 году:
- в нефтегазовом секторе произойдет закрепление области на новых растущих макрорегиональных рынках - нефтегазового оборудования, сервисных услуг, технологий нефтегазодобычи, нефтехимии за счет создания благоприятных институциональных условий для инвестирования и необходимой промышленной и инновационно-технологической инфраструктуры;
- снизится антропогенная нагрузка на окружающую среду, а также объемы потребления электрической энергии на 15%.
Основную роль в развитии территориальных кластеров должны сыграть два вида инициатив: проведение информационно-учебной работы с представителями бизнеса для формирования у них понимания выгодности целенаправленной кластерной работы, стимулирования участия бизнеса в разработке и реализации кластерной политики, а также создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЦКР) в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Параллельно с кластеризацией отраслей экономики Астраханской области необходимо принятие мер по их укреплению изнутри, а именно повышению финансовой обеспеченности и стабильности хозяйствующих субъектов в этих отраслях.
Совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли, называется конкурентной средой. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры, а также несоответствие темпов и качества ее развития потребностям бизнеса. Негативное влияние этих и иных факторов приводит к искажению конкурентной среды.
Для снижения негативного влияния и создания благоприятной конкурентной среды Правительством Астраханской области реализуется конкурентная политика, состоящая в реализации комплекса программных мероприятий, направленных на:
- снижение административных барьеров;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предпринимательской деятельности;
- антимонопольное, тарифное и нетарифное регулирование;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- организация сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках.
Следует отметить, что уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка. Это связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при формировании специальных мер развития конкуренции для каждой из отраслей.
Инструментом реализации конкурентной политики Правительства Астраханской области станет Программа развития конкуренции в Астраханской области на 2010 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Астраханской области от 31.03.2010 N 105-Пр и разработанная в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, планом мероприятий по ее реализации на 2009 - 2012 годы и методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации по разработке региональных программ развития конкуренции.
Комплексная реализация Программы развития конкуренции в Астраханской области на 2010 - 2012 годы позволит:
- повысить удовлетворенность хозяйствующих субъектов состоянием конкурентной среды в регионе;
- увеличить долю товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями региона, в валовом региональном продукте;
- увеличить количество новых участников отраслей;
- увеличить долю продукции астраханских товаропроизводителей в общих объемах экспорта за пределы Российской Федерации, проходящего через Астраханскую область.
Тактическая задача 2. Привлечение инвестиций в развитие приоритетных направлений Астраханской области и повышение макрорегионального статуса области.
В последние годы Астраханская область сумела в полной мере воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями. В период всемирного инвестиционного подъема регион реализовал сразу несколько крупных проектов развития: модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, порт Оля), реконструкцию городской среды г. Астрахани и приведение ее в соответствие с актуальными трендами городского развития.
Реализация этих планов позволила перейти социально-экономической системе Астраханской области на качественно иную стадию устойчивого развития. Это обуславливает необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выхода региональных отраслей за рамки региона, развития человеческого капитала.
Все это требует привлечения значительных объемов инвестиций. Поэтому задачей исполнительных органов государственной власти Астраханской области в краткосрочном периоде становится оказание максимальной помощи уже реализуемым инвестиционным проектам, сохранение и наращивание потоков капитала в малый бизнес как менее рискованный, поддержание инвестиционных программ и проектов, повышающих производительность труда и сберегающих ресурсы.
Вместе с тем ставится задача стимулирования развития инновационного поля, создания условий для развития инновационных проектов путем привлечения в регион венчурных партнеров, формирования инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать инновационному развитию всех кластеров экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Решение этой задачи приведет к наращиванию способности к освоению новых технологий с учетом подготовки кадров высокой квалификации и повышения рыночной компетенции частных компаний, отбирающих перспективные технологии, доводящих их в производстве до конкурентоспособного продукта.
Параллельно необходимо готовиться к новой волне инвестиционного роста: инициировать промышленное развитие - готовить индустриальные площадки; разработать и реализовывать маркетинговый план, провести инвестиционные форумы на территории области, аудит и составить карту имеющихся участков.
Драйверами новой инвестиционной волны станут не столько традиционные отрасли экономики, сколько новые, инновационно-ориентированные секторы. Ряд мероприятий инвестиционной политики должен быть направлен на привлечение инвестиций именно в эти новые секторы (альтернативная энергетика, биотехнология и технология здоровья, туризм и креативная индустрия и пр.).
Основными направлениями инвестиционной политики в долгосрочной перспективе станут:
- поддержка уже реализуемых инвестиционных программ и проектов, повышающих производительность труда и сберегающих ресурсы;
- развитие институтов работы с инвесторами и реализация программы маркетинга территории;
- поддержка "рассеянных" инвестиций наравне с крупными инвестиционными проектами;
- совершенствование законодательства в области поддержки инвестиционной деятельности в Астраханской области;
- развитие финансовой инфраструктуры и способствование росту кредитования бизнеса в ужесточившихся кредитных условиях;
- развитие современной производственной инфраструктуры как с целью поддержки базовых секторов, так и для создания условий формирования новых отраслей специализации на этапе запуска новой волны инвестиционного подъема экономики.
Тактическая задача 3. Формирование региональной инновационной системы.
Анализ состояния инновационного процесса в регионе показывает, что, несмотря на высокое качество проводимых исследований и созданные научно-технологические заделы, степень промышленного освоения и коммерциализации результатов исследований низка. В целом можно говорить о том, что в рамках реализации ряда программ были созданы различные элементы инфраструктуры, функционирование которых в большей степени направлено на генерацию новых знаний, а не на коммерциализацию результатов научной деятельности.
Однако создание лишь отдельных элементов инновационной инфраструктуры, а не инфраструктурного комплекса, направленного на поддержку всех этапов коммерциализации научных, инженерных и технологических разработок в рамках малых инновационных компаний, не позволяет полностью решить проблемы поддержки этого процесса.
Сдерживающими факторами инновационного развития в краткосрочной перспективе являются:
- неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов;
- ограничения по качеству человеческого капитала и компетенций у участников инновационного процесса по созданию и развитию малых инновационных компаний;
- слабые деловые связи между научными организациями и бизнесом, отсутствие квалифицированных посредников и традиции взаимодействия между субъектами инновационного процесса;
- отсутствие посевного и венчурного финансирования;
- отсутствие подготовленных инвестиционных площадок;
- недостаточная маркетинговая и информационная поддержка.
Существующие нормативные правовые акты, а также уровень развития инфраструктуры и экономической поддержки инновационной деятельности не обеспечивают эффективность реализации инновационной политики на региональном уровне.
В этих условиях целью инновационной политики области становится формирование региональной инновационной системы, интегрированной как в среднеазиатские, так и в российские исследовательское и технологические сети за счет устранения сдерживающих факторов и обеспечения технологической модернизации основных секторов региональной экономики.
Внедрение новых технологий будет идти под знаком ресурсосбережения, сохранения и развития человеческого потенциала, внедрения различных форм управления знаниями.
Основные направления действий по развитию региональной инновационной системы сконцентрированы по следующим направлениям:
- региональные исследования по тематикам актуальным для макрорегиона;
- реализация долгосрочной инновационно-технологической политики, позволяющей сформировать конкурентоспособные инновационно-технологические кластеры и достичь лидерских позиций на рынках исследований и технологий в Каспийском регионе;
- модернизация системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров по перечню специальностей, необходимых для развития Астраханской области;
- развитие инновационно-технологической и финансовой инфраструктуры (например, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, венчурный фонд).
Таким образом, решение тактической задачи 3 позволит:
- увеличить к 2014 году долю объема конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в валовом выпуске на 0,4 процентных пункта;
- увеличить долю инвестиций в технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта к 2014 году до 3%.
В итоге наличие благоприятной среды для научно-инновационной деятельности в Астраханской области прямо и косвенно будет оказывать позитивное воздействие на уровень жизни населения, а именно:
- активное внедрение новых разработок позволит стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки на территории области;
- создание новых рабочих мест будет способствовать увеличению уровня занятости населения области;
- коммерциализация интеллектуальной собственности непосредственно повлияет на рост уровня доходной части бюджета Астраханской области;
- применение новых наукоемких разработок и технологий будет способствовать повышению качества и уровня жизни населения области.
Тактическая задача 4. Обеспечение устойчивого развития экологических и социальных систем (сохранение и развитие человеческого капитала в Астраханской области).
Современные макроэкономические процессы, глобализация международных экономических отношений, общая тенденция развития мировой экономики придали качественно новую ценность человеческому ресурсу и заставили коренным образом пересмотреть его роль в экономическом процессе. В таких условиях здоровье, знания, трудовые навыки, инициатива, предприимчивость, ценностно-мотивационная сфера работников любой организации становятся все более важным стратегическим ресурсом наряду с финансовым и производственным капиталом.
По уровню развития человеческого потенциала и качеству жизни Астраханская область находится на среднем для России уровне, показателем чего является средний индекс развития человеческого потенциала, рассчитанный Независимым институтом социальной политики по методике ООН (в 2006 году Астраханская область занимала 43 место из 80).
Несмотря на благоприятную демографическую ситуацию в регионе и относительно высокую обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурой (значения по большинству параметров превосходят средние по России и Южному федеральному округу), сохраняются следующие проблемы:
- высокая дифференциация по показателям уровня жизни населения;
- система расселения Астраханской области не претерпела существенных изменений за последние годы, сохранив высокую долю сельского населения;
- на уровне отдельных территорий наблюдается значительная степень дифференциации обеспеченности инженерными сетями и доступа к социальным услугам;
- уровень высшего образования занятого населения в Астраханской области ниже, чем в среднем по России (17,4%, среднее по Российской Федерации - 26,1%).
Для обеспечения в долгосрочной перспективе сохранения и развития человеческого потенциала области исполнительным органам государственной власти Астраханской области необходимо выступить стартером в развитии системы управления знаниями, создании конкурентоспособных кластеров в сфере индустрии здоровья и креативной (культурной) индустрии, формировании комфортных для проживания и инновационно ориентированных городов, решении наиболее острых экологических и социальных проблем.
В условиях развития информационного общества возрастающая роль в среднесрочной перспективе отводится развитию и использованию информационно-коммуникационных технологий. В последнее время в регионе уделяется большое внимание развитию такого важного направления информационного развития как внедрение технологий электронного правительства. Астраханская область по уровню интегральной оценки реализации технологий электронного правительства на сайтах правительств (порталов органов власти) в процентах от максимально возможной оценки по методологии ООН (проведена в ноябре 2009 года) среди регионов Российской Федерации находится на 4 месте (значение показателя 44,3 - в среднем по Российской Федерации - 28,6).
В настоящее время регион в своем развитии перешагнул стадию одностороннего взаимодействия и наша среднесрочная задача перейти к стадии транзакционного присутствия, характеризующаяся двусторонним взаимодействием органов власти с населением и бизнесом, а также использованием интернета для осуществления всей транзакции (оплаты налогов и штрафов, запроса и получения информации, оплаты услуг и др.)
Реализация данной тактической задачи позволит сократить уровень смертности, повысить уровень занятости и доходов, а также образования, физического и культурного развития населения Астраханской области.
Реализация мероприятий по внедрению электронного правительства позволит существенно повысить качество предоставления государственных услуг, сократить транзакционные издержки граждан и организаций на осуществление взаимодействия с органами государственной власти и снизить коррупционную емкость деятельности органов государственной власти.
Выполнение всех тактических задач обеспечивают исполнительные органы государственной власти Астраханской области. Степень достижения задач Программы описывает система показателей - количественные целевые ориентиры задач (приложение N 1 к Программе).
3. Система программных мероприятий
Для каждой из намеченных тактических задач Программы разработан Перечень мероприятий исполнительных органов государственной власти Астраханской области по реализации Программы (далее - перечень мероприятий), изложенный в приложении N 2 к Программе.
Перечень мероприятий включает в себя:
- первоочередные организационные и правовые мероприятия;
- мероприятия по реализации концепций, стратегий, целевых программ, национальных проектов и т.п.;
- прочие проекты, направленные на развитие территории.
4. Механизм реализации Программы
В ходе реализации Программы исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- осуществляют текущее управление и оперативный контроль за ходом реализации мероприятий Программы в соответствии с перечнем мероприятий;
- разрабатывают в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- осуществляют в установленном порядке меры по своевременному, полному и качественному выполнению мероприятий;
- подготавливают ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы и объемов финансирования с учетом выполненных работ на очередной финансовый год.
Министерство экономического развития Астраханской области обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы в соответствии с перечнем мероприятий, исключая их дублирование.
Важными элементами механизма реализации Программы являются прогнозирование, программирование и проектное управление.
Прогнозирование учитывает изменение макроэкономических показателей и их влияние на процесс реализации программных мероприятий.
Процесс программирования обеспечивает увязку достижения целей с бюджетным процессом, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить переход на систему бюджетирования, ориентированного на результат.
Таким образом, в механизм реализации Программы закладывается определенный динамизм системы программных мероприятий, параметры которого определяются результатами мониторинга выполнения Программы и инвестиционных проектов. Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющей на экономику Астраханской области.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и внебюджетных источников финансирования.
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться в рамках реализации:
- национальных проектов;
- федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы;
- долгосрочных и ведомственных целевых программ и областной адресной инвестиционной программы;
- программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Исполнительные органы государственной власти Астраханской области в соответствии с перечнем мероприятий несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий.
6. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических
последствий от реализации программы
В результате комплексного выполнения мероприятий Программы, решения задач и достижения целей, поставленных на период до 2014 года, в экономике и социальной сфере региона произойдут перемены, позволяющие улучшить качество жизни населения и уменьшить уровень бедности.
Решение задач и реализация мероприятий Программы по сравнению с 2009 годом позволит:
- увеличить продолжительность жизни населения области до 69,2 лет;
- увеличить реальные денежные доходы населения на 36,9%;
- снизить долю населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 14,4%;
- увеличить темп роста ВРП на 37,2%;
- увеличить долю инвестиций в ВРП до 50,0%;
- увеличить долю инвестиций в технологические инновации по отношению к объему валового регионального продукта к 2014 году до 3%;
- увеличить долю инновационной продукции в ВРП на 0,4 процентных пункта;
- увеличить индекс промышленного производства в 2,3 раза;
- увеличить объем валовой продукции сельского хозяйства на 29,4%;
- увеличить грузооборот всех видов транспорта на 48,4%;
- увеличить объем работ по виду деятельности "строительство" на 31%;
- сократить долю площади ветхого и аварийного жилья в общем объеме до 9,8%;
- увеличить обеспеченность населения области качественной питьевой водой до 85%;
- увеличить уровень газификации жилого фонда области до 90%;
- снизить уровень потребления электрической энергии в бюджетных учреждениях на 41%;
- увеличить охват гарантированным эфирным (цифровым) вещанием населения области до 98,8%;
- увеличить объем туристских услуг в 2,1 раза.
Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы будет осуществляться в соответствии с целевыми ориентирами, отраженными в приложении N 1.
7. Управление и контроль за ходом ее реализации
Управление и общий контроль за ходом реализации Программы осуществляется министерством экономического развития Астраханской области.
В этих целях министерством реализуется:
- мониторинг реализации Программы на основании отчетов по Программе, представляемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области ежеквартально (в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным), по итогам года (в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным) и за весь период реализации Программы (в срок до 1 марта 2015 года);
- корректировка перечня мероприятий на основании предложений исполнительных органов государственной власти по курируемым мероприятиям перечня и в соответствии с внесением изменений в программы и проекты, в рамках которых выполняются мероприятия Программы.
Ответственными за реализацию конкретных мероприятий программы являются исполнительные органы государственной власти Астраханской области в соответствии с перечнем мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.