Распоряжение Губернатора Астраханской области
от 9 декабря 2010 г. N 397-р
"О методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области"
В целях оказания правовой и методической помощи органам местного самоуправления Астраханской области:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области руководствоваться настоящим распоряжением при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых актов.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Методические рекомендации
по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области
(утв. распоряжением Губернатора Астраханской области от 9 декабря 2010 г. N 397-р)
Настоящие Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - Методические рекомендации) рассчитаны на практическое применение субъектами правотворческой инициативы при подготовке и оформлении муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Астраханской области (далее - органы местного самоуправления), при работе по внесению изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, по подготовке перечней нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подлежащих признанию утратившими силу.
Целью Методических рекомендаций является обеспечение высокого качества муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (далее - нормативных правовых акты) путем соблюдения единообразия в оформлении актов и использовании средств и правил юридической техники.
1. Общие положения
1.1. Муниципальный нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
При определении нормативности муниципального правового акта применяется постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Не являются нормативными правовыми актами акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на однократное применение или обращенные к конкретным лицам.
Однако если в правовом акте наряду с индивидуальными предписаниями имеется хотя бы одна правовая норма, такой акт рассматривается в качестве нормативного правового акта.
Нормативные правовые акты принимаются органами местного самоуправления муниципального образования с целью:
- формирования нормативной правовой базы муниципального образования;
- нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни на территории муниципального образования;
- реализации Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, законов Астраханской области, нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области, уставов муниципальных образований.
Нормативные правовые акты не прекращают своего действия с истечением срока полномочий, реорганизации или упразднения принявшего его органа муниципального образования.
1.2. К необходимым реквизитам нормативного правового акта относятся:
- наименование органа местного самоуправления муниципального образования, принявшего правовой акт, которое приводится перед указанием на форму нормативного правового акта и должно приводиться полностью в соответствии с уставом муниципального образования;
- наименование нормативного правового акта, которое указывает на предмет регулирования документа и во многом определяет его содержание. Наименование должно быть максимально коротким и точным;
- дата нормативного правового акта - дата принятия или дата подписания нормативного правового акта;
- дата (срок) и порядок вступления в силу.
В нормативных правовых актах используется словесно-цифровой способ оформления даты (например, 29 апреля 2010 года);
- порядковый (регистрационный) номер акта - нормативные правовые акты имеют номер, обозначенный арабскими цифрами без использования литерной символики. Обычно номер присваивается акту при его регистрации в соответствующем структурном подразделении органа, принявшего акт, и начинается с единицы с началом каждого календарного года;
- текст нормативного правового акта, который является содержательной частью любого юридического документа;
- подпись лица, официально уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, с указанием его должности (в соответствии с уставом муниципального образования, приводится без сокращений), фамилии и инициалов - подписание акта неправомочным лицом может повлечь недействительность акта, в том смысле, что документ не будет обладать необходимой юридической силой.
Нормативный правовой акт может содержать:
- пояснительную часть, оглавление;
- обоснование необходимости принятия акта и/или перечень нормативных актов, во исполнение которых принят данный акт;
- постановляющую часть;
- срок действия акта;
- срок вступления в силу акта;
- санкции за невыполнение и нарушение акта;
- приложение.
1.3. Основным элементом текста любого юридического документа является предложение. В юридическом тексте предпочтительнее использовать простые предложения. Длинные фразы, состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, приводят к искажению смыла юридического текста.
При использовании условных предложений следует помнить, что чем больше условий и чем больше в предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения между отдельными частями нормативной информации с использованием конструкций "если, то...", "в случае...", "в случаях, когда...", "если иное не предусмотрено..." и т.д.
В юридическом языке есть фразы и выражения, которые являются достаточно устойчивыми. Поэтому, исходя из содержания юридического документа, по мере необходимости следует использовать такие юридические штампы и клише ("в порядке, установленном...", "в соответствии с действующим законодательством...", "если иное не предусмотрено...", "признать утратившим силу..." и другие). Попытки изменения или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании и применении документа.
При написании текста нормативного правового акта необходимо правильно использовать разделительные и соединительные союзы и знаки препинания. Разделительный союз "или" и соединительный союз "и" являются самыми употребляемыми в юридических текстах. Союз "или" означает наличие альтернативы, то есть используется либо один признак, либо другой. Союз "и", наоборот, означает одновременное наличие тех признаков, которые им соединены. Не характерно природе правовых норм использование соединительных союзов "а", "но", "чтобы", и тем более не рекомендуется использовать редко применимые в официальных текстах союзы "да", "да и", "не то", "хоть".
Необходимо помнить, что злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет использование юридического текста, снижает эффективность правового регулирования. В таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими способами с использованием подпунктов, абзацев.
Нормативные правовые акты не должны содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте), аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.
1.4. При подготовке нормативного правового акта рекомендуется проанализировать следующее:
- употребляется ли один и тот же термин в данном правовом акте в одном и том же значении;
- имеют ли термины общепризнанное значение;
- обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и региональном законодательстве.
Текст нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.
Для того, чтобы обеспечить единство формы и содержания нормативного правового акта, его "духа" и "буквы", необходимо соблюдать следующие требования:
- регулирование соответствующей сферы отношений должно быть в достаточно полном объеме;
- конкретность регулирования; недопустимость декларативности;
- логичное изложение материала, связь нормативных предписаний между собой;
- правильное использование юридических конструкций;
- оправданное использование тех или иных способов изложения элементов правовых норм;
- нецелесообразность повторения положений (нормативных предписаний), изложенных в нормативных правовых актах большей юридической силы;
- точность и определенность применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных терминов;
- ясность и доступность языка;
- использование апробированных, устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение;
- максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок;
- системность построения документов: цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей текста, логическая последовательность изложения;
- унификация, единообразие формы и структуры юридического документа, способов изложения правовых предписаний.
1.5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит в себе альтернативные способы доведения нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления до всеобщего сведения - опубликование и обнародование.
Однако в данном случае необходимо учитывать требования федерального законодательства по вопросу обязательного опубликования нормативных правовых актов.
Например, статьей 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
Нормативные правовые акты публикуются (обнародуются) полностью.
Доведение до всеобщего сведения является обязательным условием вступления нормативного правового акта в силу. В противном случае нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не могут, и, соответственно, такие акты не влекут каких-либо правовых последствий, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.
2. Требования к оформлению нормативных правовых актов
Нормативные правовые акты оформляются на бланках и имеют установленный комплекс обязательных реквизитов и порядок их расположения.
Бланки нормативных правовых актов изготовляются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм).
Нормативные правовые акты оформляются на бланках в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
Бланки нормативного правового акта следует изготавливать на белой бумаге или на бумаге светлых тонов.
Бланки подлежат учету и должны использоваться строго по назначению и без соответствующего разрешения не могут передаваться другим организациям и лицам.
Текст нормативного правового акта располагается от левого края листа на расстоянии не менее 20 мм, от правого - 10 мм, от верхнего - 20 мм, от нижнего не менее 20 мм. Начало абзаца устанавливается на расстоянии 1,25 мм от левой границы текстового поля нормативного правового акта.
Печатание нормативного правового акта производится с использованием компьютерной и машинописной техники.
В компьютерном наборе используется шрифт Times New Roman: размер шрифта - 14 (при общем объеме документа более 10 страниц возможен шрифт 12).
Реквизиты нормативного правового акта отделяются друг от друга 3 межстрочными интервалами.
Дата нормативного правового акта указывается в специально обозначенном месте бланка (печатается от границы левого поля и на расстоянии 30-40 мм от верхнего края).
Номер нормативного правового акта проставляется в специально обозначенном месте бланка - на уровне и после реквизита "Дата нормативного правового акта".
Заголовок к тексту нормативного правового акта печатается в границах, предусмотренных утвержденными бланками, при их отсутствии - в установленном для реквизита "Заголовок" месте.
Заголовок печатается от границы левого поля под реквизитами "Дата нормативного правового акта" на расстоянии 2 одинарных межстрочных интервалов. Длина заголовка в одной строке при угловом расположении реквизита не должна превышать 70 мм, при продольном - 110 мм. Допускается выделение заголовка жирным шрифтом. На бланках с продольным расположением реквизита заголовок может центрироваться относительно правового и левого полей документа.
Текст отделяется от заголовка 3 одинарными межстрочными интервалами и печатается через полуторный интервал.
В тексте нормативного правового акта не допускаются выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний, кроме слов "Решил", "Постановляет", которые пишутся прописными буквами.
Текст нормативного правового акта печатается через одинарный или полуторный межстрочный интервал. Вторая и последующие страницы нормативного правового акта должны быть пронумерованы. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля листа на расстоянии 10 мм арабскими цифрами без слова "страница" ("стр.") и знаков препинания.
Подпись является обязательным реквизитом нормативного правового акта. В состав подписи входят: наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). Не допускается подписывать нормативный правовой акт с предлогом "за" и проставлением косой черты перед наименованием должности.
Подпись отделяется от текста 3 одинарными межстрочными интервалами.
Наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт, печатается от левой границы текстового поля через одинарный межстрочный интервал. Расшифровка подписи располагается на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами имени, отчества и фамилией. Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правой границей текстового поля.
Подпись отделяется от текста, приложения 3 одинарными межстрочными интервалами.
3. Структура нормативного правового акта
3.1. Название нормативного правового акта.
Название нормативного правового акта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования, должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, отвечать на вопрос "О чем?", правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по названию нормативного правового акта определить его основное содержание.
3.2. Преамбула.
Преамбула (введение) - самостоятельная часть нормативного правового акта, которая определяет его задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельных нормативных предписаний;
не делится на пункты;
не содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием нормативного правового акта;
не нумеруется.
Преамбула всегда предваряет текст нормативного правового акта. При этом структурные единицы нормативного правового акта не могут иметь преамбулу.
В преамбуле должна содержаться ссылка на нормативные акты, в соответствии с которыми принимается нормативный правовой акт.
3.3. Деление нормативного правового акта на структурные единицы.
Каждый нормативный правовой акт характеризуется определенной последовательностью изложения материала, что проявляется в обязательном его структурировании.
Деление нормативного правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном правовом акте, облегчает внесение в него последующих изменений.
При определении структуры нормативного правового акта в процессе его подготовки необходимо руководствоваться принципом сбалансированности. Это означает, что если структура нормативного правового акта предусматривает в нем разделы, главы и пункты, то эта схема должна выдерживаться на протяжении всего документа.
Употребляются следующие структурные единицы нормативного правового акта по нисходящей: раздел; глава; пункт, подпункт, абзац.
В случае отсутствия в нормативном правовом акте глав вводить структурную единицу "раздел" не следует. Структурные единицы "раздел", "глава" используются только в больших по объему нормативных правовых актах.
3.4. Раздел как структурная единица нормативного правового акта.
Раздел имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение и наименование раздела нормативного правового акта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается обычным шрифтом, например:
Раздел I
Общие положения
3.5. Глава как структурная единица нормативного правового акта.
Глава нумеруется арабскими цифрами и имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы обычным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка, например:
Глава 5. |
|
Полномочия органов местного самоуправления по решению вопроса создания условий для обеспечения жителей поселения услугами торговли |
3.6. Пункт как структурная единица нормативного правового акта.
Пункт нормативного правового акта является его основной структурной единицей, имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой.
Обозначение пунктов печатается с абзацного отступа.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой; например:
33. ......................................
а) ......... ; (подпункт "а")
б) ........ . (подпункт "б")
Объем пункта нормативного правового акта не должен затруднять восприятие его содержания. Каждая структурная единица пункта должна иметь только ей свойственное обозначение.
3.7. Оформление нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные правовые акты.
Нормативные правовые акты о внесении изменений в нормативные правовые акты органа муниципального образования, а также нормативные правовые акты, содержащие перечни нормативных правовых актов органа муниципального образования, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру, например:
1. Внести в решение ... от ... N ... "..." следующие изменения:
а) ............ ; (подпункт "а")
б) ............ ; (подпункт "б")
в) ............. . (подпункт "в")
или
1. Внести в решение ... от ... N ... "..." следующие изменения:
........... ; (абзац второй)
........... . (абзац третий)
или
1. Признать утратившими силу:
а) .......... ;
б) .......... ;
в) .......... .
или
1. Признать утратившими силу:
........... ; (абзац второй)
........... . (абзац третий)
3.8. Нумерация структурных единиц нормативного правового акта.
Нумерация разделов, глав и других структурных единиц нормативного правового акта должна быть сквозной.
Недопустима отдельная нумерация пунктов каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Нежелательно изменять нумерацию разделов, глав, пунктов и буквенное обозначение подпунктов нормативного правового акта при внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.
Если дополнения вносятся в конец нормативного правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, глав, пунктов.
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
3.9. Оформление пунктов о вступлении в силу.
Нормативные правовые акты должны содержать в себе норму о вступлении в силу.
Данным пунктом нормативного правового акта может быть предусмотрено вступление в силу:
1) со дня подписания;
2) со дня официального опубликования (обнародования);
3) с определенной календарной даты;
4) по истечении определенного времени со дня подписания, опубликования (обнародования).
Следует обратить внимание на то, что нормативный правовой акт вступает в силу с определенного дня, а не момента, например:
6. Настоящее решение вступает в силу со дня опубликования.
При указании в нормативном правовом акте определенной даты сокращения не допускаются, например:
6. Настоящее решение вступает в силу с 15 января 2010 года.
В уставе муниципального образования рекомендуется установить общее правило вступления нормативных правовых актов в силу на тот случай, если самим актом не будет предусмотрен порядок и сроки вступления его в силу.
Например, нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования (обнародования), иные нормативные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) для всеобщего сведения.
При установлении порядка и сроков вступления нормативных правовых актов в силу в уставе муниципального образования и (или) в специальном акте необходимо иметь в виду, что бюджетное и налоговое законодательство имеет особые правила введения таких актов в силу.
3.10. Примечание к пунктам.
Целесообразно избегать включения в нормативный правовой акт примечаний к пунктам, главам, разделам или нормативному правовому акту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных частей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
3.11. Приложения к нормативным правовым актам.
Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, образцы документов и т.д.
Если к нормативному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте нормативного правового акта знак "N" также не указывается, например:
Согласно приложению 1 к решению.
Юридическая сила приложений и нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста нормативного правового акта без указания на регистрационный номер и дату подписания нормативного правового акта, например:
Приложение
к решению ... "..."
или
Приложение 1
к решению ... "..."
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Наименование приложения должно соответствовать наименованию, указанному в тексте нормативного правового акта, которым он принят.
В случае, когда в приложении к нормативному правовому акту указывается персональный состав комиссии или рабочей группы, состав комиссии излагается в следующем порядке: председатель (должность, фамилия, инициалы), заместитель председателя (должность, фамилия, инициалы), секретарь (должность, фамилия, инициалы), члены комиссии или рабочей группы (должности, фамилии, инициалы), фамилии членов комиссии приводятся в алфавитном порядке.
4. Порядок употребления ссылок
4.1. Ссылки на пункты данного нормативного правового акта и на другие нормативные правовые акты.
Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые нормативные правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
В тексте нормативного правового акта наряду с пунктами, предусматривающими решение того или иного вопроса, могут содержаться пункты, отсылающие к положениям данного нормативного правового акта (отсылочные), а также пункты, отсылающие к положениям других нормативных актов (бланкетные).
Отсылочные и бланкетные пункты используются в нормативном правовом акте в исключительных случаях. В отсылочных пунктах следует точно указывать соответствующие положения данного нормативного правового акта. В бланкетных - указывать официальное наименование соответствующих нормативных актов, дату их подписания и номер.
4.2. Употребление ссылок и действие нормативного правового акта.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу нормативные правовые акты. Ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты недопустимы.
4.3. Необходимые реквизиты, употребляемые при ссылках.
При необходимости сделать ссылку в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт органа муниципального образования указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование нормативного правового акта.
При отсутствии номера нормативного правового акта указываются его вид, дата подписания и наименование.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
4.4. Оформление неоднократных ссылок.
При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
В соответствии с решением ... от ... N ... "..." (далее - решение "...")
4.5. Оформление ссылок на полностью изложенный в новой редакции нормативный правовой акт.
При ссылке на нормативный правовой акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта и его наименование, а в скобках указываются вид нормативного правового акта, дата подписания и регистрационный номер, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции, например:
В соответствии с решением ... от ... N ..(в редакции решения .. от .. N ..)
4.6. Оформление ссылок на Конституцию Российской Федерации.
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом, например:
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации
4.7. Оформление ссылок на кодексы Российской Федерации.
При ссылках на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются, например:
Регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации
В соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации
4.8. Оформление ссылок на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей.
При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается, например:
В соответствии со статьей 114 Гражданского кодекса Российской Федерации
В порядке, установленном статьей 168.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Нумерация статей кодексов является сквозной, и при ссылках на конкретную статью кодекса нет необходимости указывать часть, в которой она располагается.
4.9. Последовательность указания структурных единиц нормативного правового акта.
При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей), например:
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от ... N... "...."
4.10. Обозначение структурных единиц нормативного правового акта при ссылках.
Обозначения разделов, глав, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
4.11. Оформление ссылок на абзацы.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится, например:
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации
4.12. Оформление ссылок на структурные единицы одного и того же нормативного правового акта.
Ссылки на структурные единицы одного и того же нормативного правового акта оформляются следующим образом, например:
содержащиеся в главе 3 настоящего решения
в соответствии с пунктом 5 настоящего решения
в связи с положениями настоящей главы
5. Внесение изменений в нормативные правовые акты
5.1. Что считается внесением изменений.
Внесением изменений считается:
- замена слов, цифр;
- исключение слов, цифр;
- новая редакция структурной единицы нормативного правового акта;
- дополнение структурной единицы нормативного правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
- дополнение структурными единицами нормативного правового акта;
- приостановление действия нормативного правового акта или его структурных единиц.
Следует обратить внимание на то, что исключению подлежат слова, цифры или предложения, находящиеся в составе структурных единиц нормативного правового акта, тогда как структурные единицы нормативного правового акта, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы нормативного правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
5.2. Нормативный правовой акт, в который могут вноситься изменения.
Изменения всегда вносятся в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо.
5.3. Недопустимость внесения в постоянно действующий нормативный правовой акт правовых норм временного характера.
Внесение в основной нормативный правовой акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный нормативный правовой акт.
5.4. Оформление внесения изменений в нормативные правовые акты.
Внесение изменений в нормативные правовые акты оформляется самостоятельным нормативным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый нормативный правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами, например:
О внесении изменений в пункт 2 решения "..." и в решение "..."
1. Внести в пункт 2 решения ... от ... N ... "..." следующие изменения:
а) ............... ;
б) ............... .
2. Внести в решение ... от ... N ... "..." следующие изменения:
а) ................ ;
б)................ .
Если нормативный правовой акт состоит из нескольких пунктов, которые вносят изменения в различные нормативные правовое акты, и при этом в один или несколько из них вносится одно дополнение или одна структурная единица излагается в новой редакции, то пункты такого нормативного правового акта оформляются следующим образом, например:
1. Пункт 5 решения ... от ... N ... "..." дополнить подпунктом "в" следующего содержания:
"в) ............. .".
2. Пункт 7 решения ... от ... N ... "..." изложить в следующей редакции:
"7. ...............
а) .............. ;
б) .............. .".
3. В подпункте "а" пункта 3 решения ... от ... N ... "..." второе предложение исключить.
4. В пункте 1 решения ... от ... N ... "..." слова "..." исключить.
5. В подпункте "б" пункта 2 решения ... от ... N ... "..." цифры "..." исключить.
5.5. Оформление одновременного внесения изменений в нормативный правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц данного нормативного правового акта.
При одновременном внесении изменений в нормативный правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц данного нормативного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно, например:
Внести в решение ... от ... N ... "..." следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "..." заменить словами "...";
2) в подпункте "а" пункта 2 дополнить словами "...";
3) в абзаце 2 подпункта "в" пункта 3 слова "..." исключить;
4) пункт 4 признать утратившим силу;
5) подпункт "а" пункта 5 изложить в следующей редакции:
"а) ................. ."
5.6. Указание реквизитов нормативного правового акта при внесении в него изменений.
При внесении изменений в нормативный правовой акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование.
Если подлежащий изменению нормативный правовой акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование, в круглых скобках указываются вид нормативного правового акта, дата подписания и регистрационный номер нормативного правового акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
5.7. Наименование нормативного правового акта, вносящего изменения.
Независимо от конкретного содержания нормативного правового акта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте нормативного правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурной единицы нормативного правового акта и т.п., наименование нормативного правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе.
Слово "изменение" в соответствующем числе поглощает понятия "дополнение", "новая редакция".
5.8. Конкретизация наименования нормативного правового акта о внесении изменений в нормативные правовые акты.
При внесении изменений в один или два (не более) пункта нормативного правового акта наименование нормативного правового акта целесообразно конкретизировать, например:
О внесении изменений в пункт 5 решения ... от ... N ...
5.9. Использование кавычек при оформлении внесения изменений.
При внесении изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.
5.10. Последовательность изложения внесения изменений в нормативный правовой акт.
Вносимые в нормативный правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
5.11. Последовательность указания структурных единиц при внесении изменений.
При внесении изменения в нормативный правовой акт сначала указывается какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в нормативный правовой акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы, например:
Подпункт "а" пункта 7 дополнить предложением следующего содержания:
"...."
или
в подпункте "в" пункта 7 слова "..." заменить словами "...".
5.12. Внесение дополнений в структурные единицы пункта.
При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение может находиться, например:
Пункт 1 после слов "..." дополнить словами "..."
5.13. Внесение дополнений в конец структурной единицы пункта.
В случае если дополняется словами структурная единица пункта нормативного правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка, например:
Подпункт "а" пункта 2 дополнить словами "..."
При этом знак препинания, употребляемый в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
5.14. Порядок оформления внесения изменений в различные структурные единицы пункта.
Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы пункта нормативного акта оформляется следующим образом, например:
1. Внести в решение ... от... N... "..." следующие изменения:
1) В пункте 2:
в подпункте "а" слова "..." заменить словами "...";
в подпункте "б" после слов "..." дополнить словами "...";
подпункт "г" дополнить абзацем 3 следующего содержания:
"... .";
5.15. Дополнение пункта структурными единицами.
При дополнении пункта нормативного правового акта подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых подпунктов, например:
Пункт 2 дополнить подпунктом "г" следующего содержания:
"г) ................. ."
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции нормативного правового акта.
5.16. Дополнение структурных единиц пункта абзацами.
В целях сохранения структуры пункта:
- дополнение абзацами может производиться только в конце соответствующей структурной единицы;
- при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы пункта нормативного правового акта, к которой относится абзац;
- при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
5.17. Случаи необходимости принятия нового нормативного правового акта вместо оформления внесения изменений.
Новая редакция нормативного правового акта в целом, как правило, не допускается.
Орган местного самоуправления муниципального образования принимает новый нормативный правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего нормативного правового акта в случаях, если:
- необходимо внести в нормативный правовой акт изменения, требующие переработки нормативного правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
- необходимо внести в нормативный правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
- сохраняют значение только отдельные структурные единицы нормативного правового акта, причем частично;
- необходимо внести изменения в нормативный правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
Следует заметить, что изложение нормативного правового акта в новой редакции, так же как и изложение в новой редакции его структурной единицы, не является основанием для признания утратившими силу предыдущей редакции нормативного правового акта или промежуточных редакций структурных единиц.
5.18. Новая редакция структурной единицы нормативного правового акта.
Структурная единица нормативного правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
- необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
- неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы нормативного правового акта.
5.19. Изложение в новой редакции приложения.
При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего нормативного правового акта, а не является приложением к нему.
Юридическая сила приложений тождественна юридической силе нормативного правового акта, к которому они относятся, поэтому нет никакой разницы в оформлении внесения изменений в нормативный правовой акт и в приложение к нему.
5.20. Замена цифровых обозначений.
При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
5.21. Замена цифровых обозначений и слов.
При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова", например:
Слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
6. Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу
6.1. Включение нормативных правовых актов (их структурных единиц) в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
В перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
- нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам нормативный правовой акт, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст основного нормативного акта ранее вносились изменения;
- нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если утрачивает силу не весь нормативный правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы нормативного правового акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица нормативного правового акта, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
6.2. Оформление перечней нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть:
- самостоятельным пунктом в нормативном правовом акте, устанавливающем новое правовое регулирование;
- самостоятельным пунктом или пунктами в нормативном правовом акте о внесении изменений в нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов;
- самостоятельным нормативным правовым актом.
6.3. Требования к перечню нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем, чтобы не был упущен ни один нормативный правовой акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один нормативный правовой акт или его часть, сохраняющая свое значение.
6.4. Реквизиты нормативного правового акта, указываемые при включении нормативного правового акта в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
При включении каждого нормативного правового акта в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование нормативного правового акта.
6.5. Включение нормативных правовых актов в перечень нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу.
Каждый нормативных правовой акт включается в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции.
Нормативные правовые акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой).
6.6. Признание утратившим силу нормативного правового акта, наименование которого было изменено.
При признании утратившим силу всего нормативного правового акта, наименование которого было изменено, в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный нормативный правовой акт включается с его первоначальным наименованием. Нормативный правовой акт, изменивший наименование первого нормативного правового акта, включается в перечень в виде отдельной позиции.
При признании утратившей силу структурной единицы нормативного правового акта, наименование которого было изменено, в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, нормативный правовой акт включается с измененным наименованием.
6.7. Хронологический порядок расположения нормативных правовых актов в перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу.
Нормативные правовые акты в перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
6.8. Оформление перечня нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу с разной даты.
При необходимости установить в одном перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых нормативные правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
6.9. Признание утратившими силу структурной единицы, содержащей указание на приложение, и самого приложения.
Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подпункт содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или подпункт, а приложение отдельно не указывается, но приложение соответственно считается утратившим силу.
6.10. Признание утратившими силу структурных единиц приложения.
Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденные методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами правотворческой инициативы при подготовке и оформлении муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Астраханской области, при работе по внесению изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, по подготовке перечней нормативных правовых актов органов местного самоуправления, подлежащих признанию утратившими силу.
Целью Методических рекомендаций является обеспечение высокого качества муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области путем соблюдения единообразия в оформлении актов и использовании средств и правил юридической техники.
Методические рекомендации содержат: определение нормативного акта, перечень его необходимых реквизитов, требования к оформлению, структуре нормативных правовых актов, порядок употребления ссылок, а также порядок внесения изменений.
Распоряжение Губернатора Астраханской области от 9 декабря 2010 г. N 397-р "О методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Астраханской области от 14 июля 2021 г. N 69
Изменения вступают в силу с 22 июля 2021 г.