Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Астраханской области
"О Программе социально-экономического развития
Астраханской области на 2010-2014 годы"
Программа
социально-экономического развития Астраханской области
на 2010-2014 годы
18 ноября 2013 г., 8 мая 2014 г.
Законом Астраханской области от 18 ноября 2013 г. N 59/2013-ОЗ во введение настоящего приложения внесены изменения
Введение
В 2008 году была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой были выделены долгосрочные приоритеты развития государства: переход на инновационный сценарий развития, курс на модернизацию основных секторов экономики и пр. Эти приоритеты были приняты за основу при разработке Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П (далее - Стратегия).
В целях запуска механизма реализации Стратегии необходимо принятие Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы (далее - Программа), которая также является одним из основных документов стратегического планирования, разрабатываемых Правительством Астраханской области согласно Закону Астраханской области от 3 июля 2009 г. N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области".
Ключевой задачей реализации Программы является синхронизация краткосрочных и долгосрочных целей социально-экономического развития, достижение которых возможно за счет:
а) формирования иерархии среднесрочных задач в соответствии с долгосрочными целями;
б) совершенствования разработки и реализации государственных программ Астраханской области;
в) внедрения проектных методов управления для решения социально-экономических задач;
г) проведения мониторинга реализации стратегии социально-экономического развития, а также проведения аудита государственных программ Астраханской области и реализуемых проектов.
1. Оценка условий социально-экономического развития
Астраханской области
Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития территорий юга Российской Федерации. По объемам производства на душу населения среди субъектов Южного федерального округа в 2009 году область занимала: первое место по добыче полезных ископаемых, второе место по объему инвестиций в основной капитал, по вводу жилья и по величине среднемесячной заработной платы.
За период 2002-2008 годов валовой региональный продукт области вырос на 46%, индекс промышленного производства - на 21,1%, продукция сельского хозяйства - на 66,6%, грузооборот предприятий транспорта (на коммерческой основе) - на 29%, оборот розничной торговли - в 2,55 раза, платные услуги населению - на 35,3%.
Уровень валового регионального продукта на душу населения в абсолютном выражении вырос за этот период в 4,6 раза.
Темпы роста экономики в 2008 году по отдельным показателям значительно превышали среднероссийский уровень.
Опережающими темпами росли в 2008 году индекс промышленного производства (105,1% против 102,1% по Российской Федерации), продукция сельского хозяйства (114,7% против 110,8%), оборот розничной торговли (121,3% против 113,5%), объем платных услуг (109,0% против 104,8%), грузооборот транспорта (105,2% против 100,6%), среднедушевые денежные доходы (127,2% против 119,9%).
Достижение указанных результатов стало возможным благодаря правильному использованию как собственного потенциала (область является геополитически и геокультурно значимым регионом, крупным транспортно-транзитным узлом и имеет значительные запасы природных ресурсов), так и благоприятных внешних условий докризисного периода середины двухтысячных годов (общий подъем экономики страны, ускоренный рост потребительских рынков, рост объемов прямых иностранных инвестиций в регионы России, наращивание грузопотоков, реализация амбициозных проектов за счет государственных вложений, прежде всего инфраструктурных).
Однако уже в 2008 году Россия вступила в состояние рецессии, последствия которой отразились на состоянии экономики и социальной сферы страны. Практически все сектора, ранее растущие, попали в ситуацию резкого сжатия как по стоимости, так и по физическим объемам, имел место инвестиционный спад, а также потеря ликвидности.
Что касается Астраханской области, то ее экономика, являясь неотъемлемой частью экономики России, также испытала негативные внешние тенденции. Регион вступил в кризис, находясь в зоне существенного риска, поскольку большая часть промышленного производства обеспечивается конъюнктурно зависимыми секторами. Резко возросли риски для предприятий, зависящих от заказов нефтедобывающих компаний (промышленное строительство, судостроение, нефтесервисные услуги).
С другой стороны, в экономике Астраханской области значимое место традиционно занимают отрасли, в которых кризисные явления проявились не столь остро-сельское хозяйство, рыбная промышленность и пр. Данные отрасли в определенной мере могут послужить "буфером" для рынка труда, экономики и бюджета Астраханской области на ближайшую перспективу.
Касаясь инвестиционного роста, можно отметить, что, если по итоговым показателям 2008 года положительные показатели наблюдались во всех значимых секторах и лишь отдельные отрасли испытывали видимое замедление темпов роста, то уже в 2009 году Астраханская область не смогла сохранить модель инвестиционного роста во всех видах деятельности, начавшую формироваться в последние два-три года. По всей видимости, инвестиционный цикл, служивший основой экономики России в целом и Астраханской области в частности, прошел свой пик и в настоящее время находится на спаде.
Индекс промышленного производства (ИПП) за январь - декабрь 2009 года составил 84,3%. Сократились объемы производства по всем основным видам деятельности: в добыче полезных ископаемых - 88,2% (к уровню 2008 года), в обрабатывающих производствах - 82,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 88,8%. Значительно снизилась инвестиционная активность - 89,2%, объем работ в строительстве - 64,4%, грузооборот транспорта - 94,4%.
Опережающими темпами в 2009 году росли: валовая продукция сельского хозяйства (120,1% против 101,2% по России) и ввод в действие жилья (125,0% против 93,3%). Увеличены объемы по отдельным подвидам в обрабатывающих производствах: в производстве пищевых продуктов, включая напитки (100,5%), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (102,6%) за счет увеличения производства обуви из полимерных материалов.
На общем фоне кризисных явлений в Астраханской области к настоящему времени сформировался набор опасностей и возможностей, основные из которых отражены в таблице 1:
Таблица 1
Проектные направления |
Опасности и недостатки |
Возможности |
Нефтегазовый комплекс, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых |
Особенности геологического строения продуктивных отложений полезных ископаемых, в частности, углеводородных ресурсов Астраханского свода
Недостаточный уровень развития инновационно-технологической инфраструктуры |
Значительные запасы месторождений углеводородного сырья Астраханской области и прилегающей части российского сектора Каспийского моря сделали область перспективным районом для освоения углеводородных ресурсов и формирования нового крупного газодобывающего и газоперерабатывающего центра России. Включение в растущий рынок нефтегазосервисных услуг на Каспии.
Наличие запасов других природных ресурсов (гипс, соль, йодосодержащие подземные воды и др.) дает предпосылки для повышения эффективности процессов создания, внедрения и освоения новых наукоемких видов продукции и технологий. |
Судостроительный комплекс |
Снижение количества заказов в связи с глобальным экономическим кризисом |
Судостроительный комплекс Астраханской области представлен двадцатью судостроительно-судоремонтными крупными предприятиями. Ядро судостроительной отрасли региона составляют ОАО "ССЗ Красные Баррикады" и ООО "Астраханское судостроительное производственное объединение", включающее в себя ряд крупных судостроительно-судоремонтных предприятий Астраханской области и входящее в состав группы компаний "Каспийская Энергия" |
Агропромышленный комплекс. Аквакультура и рыболовство |
Локальная обеспеченность водными ресурсами (только в зоне Волго-Ахтубинской поймы и подстепных ильменей) ограничивает возможности расселения на всей территории области, а также потенциал развития агропромышленного комплекса
Исчерпание естественных рыбных ресурсов |
Благоприятные природно-климатические условия.
Наличие уникальных пород рыб в реке Волге и Каспийском море (из более чем 60 видов рыб 30 имеют промысловое значение). |
Транспорт и логистика |
Отсутствие логистической инфраструктуры |
Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области (через территорию региона проходит транспортный коридор "Север-Юг", область обладает выходом к морю, пригодными условиями и достаточными территориальными резервами для развития портовых мощностей, расположена на одной из самых мощных воднотранспортных артерий страны - реке Волге) |
Туризм |
Истощение биоресурсов, что при доминировании рыболовного вида туризма приведет к сокращению объема туристических услуг
Недостаточно развитая туристическая инфраструктура, особенно круизная. |
Выгодное геополитическое положение.
Богатое культурное наследие и наличие большого количества достопримечательностей создают все предпосылки для диверсификации существующего туристского продукта и развития культурно-познавательного и экологического туризма. |
Производственная специализация |
На российских рынках продукция базовых отраслей Астраханской области присутствует ограниченно, а на зарубежные рынки поставляется лишь несколько товарных групп, производимых в Астраханской области (преимущественно продукция судостроения и рыба ценных пород) |
В рамках национального разделения труда Астраханская область специализируется на производстве продукции гражданского судостроения, соли, отдельных видов машиностроительной продукции, рыбы и рыбной продукции, а также овощей. Область является основным газодобывающим регионом Поволжского экономического района и входит в число лидеров российских регионов по производству природного газа, серы и нефтепродуктов |
Развитие человеческого потенциала и социальной сферы |
Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг.
Основные показатели уровня жизни населения (в первую очередь среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций, среднедушевые денежные доходы населения) в Астраханской области ниже, чем в среднем по России. |
Потенциально высокие человеческие ресурсы, поскольку демографическая ситуация в Астраханской области - одна из самых благоприятных в России.
Качество трудовых ресурсов находится на более высоком уровне, чем в среднем по югу страны. |
Таким образом, основными направлениями развития региона на среднесрочную перспективу являются синхронизация краткосрочных (обеспечение выхода экономики области и отдельных секторов из ситуации, обусловленной глобальным экономическим кризисом, сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области, развитие городской среды и т.д.) целей социально-экономического развития.
Законом Астраханской области от 8 мая 2014 г. N 19/2014-ОЗ в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
2. Стратегическая цель и тактические задачи Программы
Социально-экономическое развитие Астраханской области существенно зависит от государственного регулирования, которое осуществляется в первую очередь через такие инструменты, как Стратегия, программа социально-экономического развития на среднесрочный период и государственные программы Астраханской области, разрабатываемые в соответствии со Стратегией.
Согласно Стратегии целью долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области является повышение конкурентоспособности области в масштабах страны и Каспийского макрорегиона, что приведет к повышению устойчивости ее развития, закреплению сценария технологической и корпоративной модернизации, созданию благоприятных условий для жизни и работы населения Астраханской области.
Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии является разработка и реализация Программы, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.
Стратегической целью Программы является повышение качества жизни населения и уменьшения уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики и обеспечения экологической безопасности на территории Астраханской области.
В качестве индикаторов достижения стратегической цели Программы принимаются целевые ориентиры и их целевые значения, отраженные в таблице 2:
Таблица 2
Наименование целевого ориентира главной цели |
Целевые значения целевых ориентиров |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении, лет |
68,3 |
68,7 |
69,0 |
69,1 |
69,2 |
Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума ко всему населению, % |
14,9 |
14,7 |
14,5 |
14,0 |
13,5 |
Реальные денежные доходы населения, % к уровню 2009 года |
102,3 |
106,9 |
111,3 |
116,0 |
125,3 |
Темп роста ВРП, % |
105,6 |
106,8 |
107,7 |
106,7 |
106,0 |
Доля инвестиций в ВРП, % |
48,1 |
47,9 |
48,0 |
50,4 |
52,3 |
Цель Программы достигается путем решения следующих тактических задач:
Тактическая задача 1. Развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
На протяжении последних лет большинство внутренних рынков, на которых присутствуют предприятия Астраханской области, находилось в стадии активного развития, чему способствовали благоприятные внешние условия. Произошло включение ряда отраслей в процессы консолидации на национальных рынках, приход крупных инвесторов, прежде всего в агропромышленный сектор, положено начало технологической модернизации. Однако далеко не все астраханские предприятия успели в полной мере воспользоваться благоприятными конъюнктурными условиями и запустить процессы кластеризации, в том числе технологической и корпоративной модернизации.
Кластерная политика как на федеральном, так и на региональном уровне, признана основополагающей в целях обеспечения долгосрочной конкурентоспособности регионов России. Долгосрочной целью региональной кластерной политики является развитие конкурентоспособных, инновационно-ориентированных кластеров в экономике Астраханской области.
Основные задачи и инструменты кластерной политики определяются в зависимости от уровня и потенциала кластеризации каждой отдельной отрасли, ее значения для экономики области, наличия факторов производства, масштабов рынков, на которых присутствуют предприятия отрасли, а также прогнозной динамики развития основных рынков сбыта ее продукции:
1. Отрасли с высоким уровнем кластерного взаимодействия, растущим рынком, но не являющиеся базовыми для экономики области. Это туристический комплекс (включая инфраструктуру размещения и питания - сектор HoReCa) и агропромышленный комплекс (в первую очередь производство и переработка овощей).
Именно эти отрасли в предыдущие три года развивались посредством кластерной политики, результатами чего стали: активизация работы ассоциативных форм управления отраслью, формирование профессиональной культуры и бизнес-этики, развитие (хотя и недостаточное) различных форм кооперации, достижение инвестиционного роста секторов, реализация программы формирования единого бренда и пр.
На следующем этапе развития для данных отраслей ключевой задачей станет дальнейшее укрепление формирующихся производственных кластеров с параллельным созданием условий для перехода к инновационной модели функционирования.
В результате к 2014 году:
- в сфере туризма будет сформировано региональное правовое поле, оптимизирована система управления развитием туризма и портфели "альтернативных" видов туризма, улучшена инфраструктурная составляющая туризма, что обеспечит укрепление позиций региона как уникального туристического центра на юге России, ежегодный поток туристов в Астраханскую область до 2,5-2,7 млн. человек, а также включение г. Астрахани в макрорегиональный круизный туризм как одного из ключевых звеньев маршрута в границах Волго-Каспийского бассейна;
- в агропромышленном комплексе будет создан единый региональный бренд для сельскохозяйственных товаров области, повышено плодородие земель, а также качество жизни населения в сельской местности.
2. Отрасли со средним уровнем плотности коммуникации внутри кластера, но имеющие важное значение для экономики области и средний потенциал роста рынков.
Это рыбохозяйственный комплекс, судостроение, транспортные услуги, строительный комплекс и промышленность строительных материалов, некоторые секторы агропромышленного комплекса. Ключевой задачей для данных отраслей станет переход к конкурентоспособным производственным кластерам и инновационному типу развития данных отраслей (развитие корпуса проектирования, технологического и сервисного обеспечения и пр.).
В результате к 2014 году осуществится:
- институциональное закрепление рыбохозяйственного кластера, его переход на новую инновационно-технологическую платформу и научно-образовательный модуль, что в перспективе обеспечит равнозначное положение аквакультуры и промышленного рыболовства;
- "достройка" проектной, научно-технологической и образовательной составляющих регионального судостроительного кластера;
- модернизация транспортной системы и сбалансированное развитие городского и пригородного пассажирского транспорта, что в долгосрочном периоде будет способствовать максимально полной реализации транзитного потенциала региона и увеличению создаваемой добавленной стоимости при предоставлении транспортно-логистических услуг;
- переход строительного сектора на современную технологическую базу, повышение инвестиционной привлекательности строительного комплекса Астраханской области и повышение платежеспособного спроса на жилье у населения Астраханской области.
3. Отрасли с низким уровнем и потенциалом кластеризации, но имеющие высокое значение для экономики Астраханской области. К данным секторам относятся прежде всего нефтегазовый комплекс и ЖКХ.
В этих отраслях возможно:
- выделение и создание условий для опережающего роста новых наиболее динамичных и технологичных секторов, которые впоследствии могут составить ядро кластера (нефтегазосервисы, альтернативная энергетика, ресурсосберегающие системы и пр.);
- стимулирование технологической модернизации и способствование переходу на ресурсосберегающие технологии;
- создание производственной и инновационной инфраструктуры для диверсификации комплекса, увеличения степени переработки сырья;
- стимулирование демонополизации рынков и усложнения корпоративной структуры;
- кадровое и технологическое развитие секторов.
Также к этому сектору относятся отрасли машиностроения (приборостроение), химической промышленности, добыча и переработка неуглеводородных полезных ископаемых и пр., в которых доминирует одно-два крупных предприятия. Потенциал роста этих секторов будет зависеть от рыночного спроса. Основными приоритетами развития данных отраслей будут:
- поддержка выхода на новые товарные и географические рынки;
- способствование росту производственных мощностей;
- проведение технологической модернизации;
- снятие инфраструктурных ограничений (в том числе кадровых - дефицит на рынке труда рабочих со средним профессиональным образованием).
В итоге к 2014 году:
- в нефтегазовом секторе произойдет закрепление области на новых растущих макрорегиональных рынках - сервисных услуг, технологий нефтегазодобычи, нефтехимии за счет создания благоприятных институциональных условий для инвестирования и необходимой промышленной и инновационно-технологической инфраструктуры;
- снизится антропогенная нагрузка на окружающую среду, а также объемы потребления электрической энергии на 15%.
Основную роль в развитии территориальных кластеров должны сыграть два вида инициатив: проведение информационно-учебной работы с представителями бизнеса для формирования у них понимания выгодности целенаправленной кластерной работы, стимулирования участия бизнеса в разработке и реализации кластерной политики, а также создание и обеспечение деятельности центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЦКР) в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой.
Параллельно с кластеризацией отраслей экономики Астраханской области необходимо принятие мер по их укреплению изнутри, а именно повышению финансовой обеспеченности и стабильности хозяйствующих субъектов в этих отраслях.
Совокупность факторов, определяющих возможность хозяйствующих субъектов на рынке обнаруживать и использовать возможности получения прибыли, называется конкурентной средой. К важнейшим из таких факторов относятся уровень административных барьеров для входа на рынок и ведения бизнеса, внешнеторговых барьеров, развитость и доступность инфраструктуры, а также несоответствие темпов и качества ее развития потребностям бизнеса. Негативное влияние этих и иных факторов приводит к искажению конкурентной среды.
Для снижения негативного влияния и создания благоприятной конкурентной среды Правительством Астраханской области реализуется конкурентная политика, состоящая в реализации комплекса программных мероприятий, направленных на:
- снижение административных барьеров;
- повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предпринимательской деятельности;
- антимонопольное, тарифное и нетарифное регулирование;
- развитие малого и среднего предпринимательства;
- организация сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;
- развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках.
Следует отметить, что уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка. Это связано с различными условиями функционирования, историей и этапом развития отрасли, ценовой ситуацией и ее изменениями и множеством других значимых факторов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при формировании специальных мер развития конкуренции для каждой из отраслей.
Инструментом реализации конкурентной политики Правительства Астраханской области станет Программа развития конкуренции в Астраханской области на 2010-2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Астраханской области от 31.03.2010 N 105-Пр и разработанная в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации, планом мероприятий по ее реализации на 2009-2012 годы и методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации по разработке региональных программ развития конкуренции.
Комплексная реализация Программы развития конкуренции в Астраханской области на 2010-2012 годы позволит:
- повысить удовлетворенность хозяйствующих субъектов состоянием конкурентной среды в регионе;
- увеличить долю товаров и услуг, произведенных малыми предприятиями региона, в валовом региональном продукте;
- увеличить количество новых участников отраслей;
- увеличить долю продукции астраханских товаропроизводителей в общих объемах экспорта за пределы Российской Федерации, проходящего через Астраханскую область.
Тактическая задача 2. Привлечение инвестиций в развитие приоритетных направлений Астраханской области и повышение макрорегионального статуса области.
В последние годы Астраханская область сумела в полной мере воспользоваться исключительно благоприятными внешними условиями. В период всемирного инвестиционного подъема регион реализовал сразу несколько крупных проектов развития: модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропорт, порт Оля); реконструкцию городской среды г. Астрахани и приведение ее в соответствие с актуальными трендами городского развития.
Реализация этих планов позволила перейти социально-экономической системе Астраханской области на качественно иную стадию устойчивого развития. Это обуславливает необходимость сбережения окружающей среды и природных ресурсов, обеспечения выхода региональных отраслей за рамки региона, развития человеческого капитала.
Все это требует привлечения значительных объемов инвестиций. Поэтому задачей исполнительных органов государственной власти Астраханской области в краткосрочном периоде становится оказание максимальной помощи уже реализуемым инвестиционным проектам, сохранение и наращивание потоков капитала в малый бизнес как менее рискованный, поддержание инвестиционных программ и проектов, повышающих производительность труда и сберегающих ресурсы.
Вместе с тем ставится задача стимулирования развития инновационного поля, создания условий для развития инновационных проектов путем привлечения в регион венчурных партнеров, формирования инновационной инфраструктуры, которая будет способствовать инновационному развитию всех кластеров экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Решение этой задачи приведет к наращиванию способности к освоению новых технологий с учетом подготовки кадров высокой квалификации и повышения рыночной компетенции частных компаний, отбирающих перспективные технологии, доводящих их в производстве до конкурентоспособного продукта.
Параллельно необходимо готовиться к новой волне инвестиционного роста: инициировать промышленное развитие - готовить индустриальные площадки; разработать и реализовать маркетинговый план, провести инвестиционные форумы на территории области, аудит и составить карту имеющихся участков.
Основной движущей силой новой инвестиционной волны станут не столько традиционные отрасли экономики, сколько новые, инновационно-ориентированные секторы. Ряд мероприятий инвестиционной политики должен быть направлен на привлечение инвестиций именно в эти новые секторы (альтернативная энергетика, биотехнология и технология здоровья, туризм и креативная индустрия и пр.).
Основными направлениями инвестиционной политики в долгосрочной перспективе станут:
- поддержка уже реализуемых инвестиционных программ и проектов, повышающих производительность труда и сберегающих ресурсы;
- развитие институтов работы с инвесторами и реализация программы маркетинга территории;
- поддержка "рассеянных" инвестиций наравне с крупными инвестиционными проектами;
- совершенствование законодательства в области поддержки инвестиционной деятельности в Астраханской области;
- развитие финансовой инфраструктуры и способствование росту кредитования бизнеса в ужесточившихся кредитных условиях;
- развитие современной производственной инфраструктуры, как с целью поддержки базовых секторов, так и для создания условий формирования новых отраслей специализации на этапе запуска новой волны инвестиционного подъема экономики.
Тактическая задача 3. Формирование региональной инновационной системы.
Анализ состояния инновационного процесса в регионе показывает, что, несмотря на высокое качество проводимых исследований и созданные научно-технологические заделы, степень промышленного освоения и коммерциализации результатов исследований низка. В целом можно говорить о том, что в рамках реализации ряда программ были созданы различные элементы инфраструктуры, функционирование которых в большей степени направлено на генерацию новых знаний, а не на коммерциализацию результатов научной деятельности.
Однако создание лишь отдельных элементов инновационной инфраструктуры, а не инфраструктурного комплекса, направленного на поддержку всех этапов коммерциализации научных, инженерных и технологических разработок в рамках малых инновационных компаний, не позволяет полностью решить проблемы поддержки этого процесса.
Сдерживающими факторами инновационного развития в краткосрочной перспективе являются:
- неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток технологического оборудования для прототипирования и создания опытных образцов;
- ограничения по качеству человеческого капитала и компетенций у участников инновационного процесса по созданию и развитию малых инновационных компаний;
- слабые деловые связи между научными организациями и бизнесом, отсутствие квалифицированных посредников и традиции взаимодействия между субъектами инновационного процесса;
- отсутствие посевного и венчурного финансирования;
- отсутствие подготовленных инвестиционных площадок;
- недостаточная маркетинговая и информационная поддержка.
Существующие нормативные правовые акты, а также уровень развития инфраструктуры и экономической поддержки инновационной деятельности не обеспечивают эффективность реализации инновационной политики на региональном уровне.
В этих условиях целями инновационной политики области становятся формирование региональной инновационной системы, интегрированной как в среднеазиатские, так и в российские исследовательские и технологические сети за счет устранения сдерживающих факторов и обеспечение технологической модернизации основных секторов региональной экономики.
Внедрение новых технологий будет идти под знаком ресурсосбережения, сохранения и развития человеческого потенциала, внедрения различных форм управления знаниями.
Основные направления действий по развитию региональной инновационной системы сконцентрированы по следующим направлениям:
- региональные исследования по тематикам, актуальным для макрорегиона;
- реализация долгосрочной инновационно-технологической политики, позволяющей сформировать конкурентоспособные инновационно-технологические кластеры и достичь лидерских позиций на рынках исследований и технологий в Каспийском регионе;
- модернизация системы профессионального образования, обеспечивающая подготовку и переподготовку кадров по перечню специальностей, необходимых для развития Астраханской области;
- развитие инновационно-технологической и финансовой инфраструктуры (например, инновационно-технологический центр, бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, венчурный фонд).
Таким образом, решение тактической задачи 3 позволит:
- увеличить к 2014 году долю объема конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в вал
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.