Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области
от 24 февраля 2011 г. N 16
"Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания
населения Астраханской области"
Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 21 октября 2014 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195 ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в целях улучшения качества социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания, министерство социального развития и труда Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые государственные стандарты социального обслуживания населения Астраханской области:
1.1. "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста".
1.2. "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам".
2. Департаменту организации социальной поддержки и социального обслуживания (Е.А. Новоженина):
2.1. В двухдневный срок со дня принятия направить копию настоящего постановления для официального опубликования в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.
2.2. В недельный срок со дня принятия:
2.2.1. Довести настоящее постановление до сведения учреждений социального обслуживания населения Астраханской области.
2.2.2. Направить копию настоящего постановления в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области.
2.2.3. Направить копию настоящего постановления в информационные агентства "Гарант" и "Консультант Плюс" для включения в электронную базу данных.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Министр |
Е.А. Лукьяненко |
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Астраханской области
"Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста"
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 24 февраля 2011 г. N 16)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста (далее - граждане) государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения Астраханской области (далее - учреждения).
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (далее - ГОСТ Р 52142).
ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 52495).
ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Общие положения (далее - ГОСТ Р 52496).
ГОСТ Р 53058-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста (далее - ГОСТ Р 53058).
4. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста
4.1. Общие положения.
4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг и их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем гражданина, или нематериальной, определяющей степень улучшения его морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем).
4.1.2. Контроль качества социальных услуг гражданам проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142 и ГОСТ Р 53058.
4.1.3. Основные правила, состав и содержание контроля качества услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в ГОСТ Р 53058.
4.1.4. Установлению в настоящем стандарте основных правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных видов гражданам предшествует изложение правил контроля основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относятся:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, о правилах и порядке предоставления услуг клиентам учреждения;
- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
4.2. Контроль основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество социальных услуг.
Контроль основных факторов проводят в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р 52496.
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг.
4.3.1. Контроль качества жилой площади, предоставляемой гражданам при стационарном социальном обслуживании, осуществляют проверкой ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и жилых помещений, их комфортности, обеспечению удобствами клиентов, а также требованиям пожарной безопасности, обязательному оснащению телефонной и другими видами связи, обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания, защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье клиентов, персонала и на качество предоставляемых услуг.
Одновременно проверяют, насколько учтены при размещении клиентов в жилых помещениях их психологическая совместимость, наклонности, физическое и психическое состояния.
4.3.2. Контроль качества помещений, предоставляемых для проведения реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурного и бытового обслуживания, осуществляют проверкой их соответствия требованиям к размерам, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
4.3.3. Контроль качества мебели и постельных принадлежностей, предоставляемых клиентам, осуществляют проверкой, насколько они удобны в пользовании, в какой степени отвечают требованиям санитарных норм, современного дизайна, не применялись ли при их изготовлении токсичные материалы, учтено ли при их подборе физическое состояние клиентов (тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).
4.3.4. Качество содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, контролируют проверкой соответствия требованиям по удовлетворению потребностей и запросов клиентов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении вопросов оплаты жилья и коммунально-бытовых услуг, возможности пользования телефонной связью и почтовыми услугами.
4.3.5. Контроль качества горячего питания, предоставляемого клиентам, осуществляют проверкой доброкачественности продуктов, из которых оно приготовлено, удовлетворяет ли это питание потребности клиентов по ассортименту, нормам выдачи, температуре и калорийности пищи, соответствует ли установленным нормам по содержанию белков, жиров, углеводов и санитарно-гигиеническим нормам, учитывается ли при его предоставлении физическое состояние клиентов и их положение.
4.3.6. Контроль качества услуг по обеспечению клиентов мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем, постельными принадлежностями) осуществляют проверкой, в полном ли объеме получают они все положенное им, насколько получаемые одежда, обувь и белье удобны в носке, соответствуют ли росту и размерам клиентов, отвечают ли их запросам по фасону и расцветке, отвечают ли санитарно-гигиеническим нормам.
4.3.7. Качество социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера при стационарном социальном обслуживании клиентов, по состоянию здоровья неспособных выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы, контролируют проверкой, в какой степени обеспечивают эти услуги возможность выполнения необходимых клиентам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий или неудобств, и проявляет ли при этом обслуживающий персонал необходимую деликатность и корректность по отношению к клиентам.
4.3.8. Качество услуг, связанных с выделением супругам из числа граждан, находящихся на стационарном социальном обслуживании, изолированного жилого помещения для совместного проживания, контролируют проверкой, оперативно ли оказаны эти услуги, в какой степени способствовали они своевременному получению гражданами жилого помещения и удовлетворили ли их запросы.
4.3.9. Контроль качества услуг по созданию условий гражданам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, для использования их остаточных трудовых возможностей осуществляют проверкой, всем ли желающим трудиться созданы необходимые условия, устраивают ли их созданные им условия, как они влияют на физическое и психическое состояния клиентов и соответствуют их пожеланиям.
4.3.10. Контроль качества услуг гражданам, находящимся на полустационарном социальном обслуживании или обслуживаемым на дому, по содействию в получении направления на стационарное социальное обслуживание осуществляют проверкой, в какой степени это содействие способствовало обоснованному направлению клиента в необходимое ему учреждение при наличии соответствующих показаний.
4.3.11. Контроль качества услуг гражданам, обслуживаемым на дому, по покупке и доставке на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, оказанию помощи в приготовлении пищи, доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, по сдаче вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратной их доставке, по содействию в организации ремонта и уборки жилых помещений осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно удовлетворяются нужды, потребности и пожелания граждан в решении перечисленных проблем для создания им нормальных условий жизни.
4.3.12. Контроль качества услуг по обеспечению или содействию в обеспечении клиентов книгами, газетами, журналами, настольными играми, по оказанию помощи в написании и прочтении писем и другой корреспонденции осуществляют проверкой, насколько полно удовлетворены при этом запросы клиентов, и оказывается ли им помощь в подборе необходимых материалов.
4.3.13. Контроль качества услуг по предоставлению помещения для отправления религиозных обрядов осуществляют проверкой, насколько строго учтены при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояния клиентов, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допускаются ли ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, а также не нарушаются ли при этом правила внутреннего распорядка учреждения и интересы атеистов.
4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг.
4.4.1. Контроль качества услуг по оказанию или содействию в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно выполняются все медицинские процедуры и мероприятия, предусмотренные программами, и какова их результативность в части улучшения состояния здоровья граждан.
Контроль качества услуг по направлению граждан, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения осуществляют проверкой, все ли нуждающиеся в этих услугах и своевременно ли направляются в указанные учреждения, как влияют проведенные обследование и лечение на улучшение состояния здоровья граждан.
4.4.2. Контроль качества услуг по проведению первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи осуществляют проверкой, обеспечиваются ли такой организацией работ потребности граждан при стационарном социальном обслуживании в указанных социально-медицинских услугах до прибытия лечащего врача и до начала систематического лечения.
4.4.3. Качество услуг, связанных с проведением медицинских процедур (измерение температуры тела и артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм), а также с оказанием помощи в выполнении связанных со здоровьем медицинских процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими медицинскими изделиями, подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов по медицинским показаниям, взятие материалов для проведения лабораторных исследований), контролируют проверкой соблюдения утвержденных регламентов проведения процедур, правил асептики, антисептики, а также насколько квалифицированно и четко проводятся эти процедуры, не наносит ли оказание этих услуг вреда клиентам, и выполняются ли при этом требования максимальной аккуратности и осторожности со стороны обслуживающего персонала, удовлетворены ли клиенты этими услугами.
4.4.4. Контроль качества услуг по содействию в проведении медико-социальной экспертизы осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги помогают органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых клиентов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
4.4.5. Качество услуг по организации прохождения диспансеризации контролируют проверкой, в какой степени и как оперативно была обеспечена доступность и возможность своевременного обслуживания клиентов всеми предписанными им врачами-специалистами для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
4.4.6. Контроль качества услуг, связанных с госпитализацией нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения и содействием в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение, осуществляют проверкой своевременности госпитализации в соответствии с направлением лечащего врача и состоянием здоровья, своевременности оказания помощи в подготовке медицинских документов для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
4.4.7. Контроль качества услуг по содействию в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи и обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляют проверкой, насколько полно соответствуют эти услуги практическим потребностям клиентов и обеспечивают получение необходимых им удобных в использовании протезов и других средств.
4.4.8. Качество услуг, связанных с оказанием клиентам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.), сменой нательного белья, кормлением ослабленных клиентов, контролируют проверкой, насколько своевременно и в полном ли объеме выполняются указанные выше процедуры, способствуют ли они улучшению (поддержанию) состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранению неприятных ощущений и дискомфорта.
4.4.9. Контроль качества услуг при оказании первой доврачебной помощи осуществляют проверкой своевременности оказания помощи и соблюдения требований стандарта по ее оказанию.
4.4.10. Контроль качества консультирования по социально-медицинским вопросам осуществляют проверкой, в какой степени обеспечивает оно оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем.
4.4.11. Качество услуг по организации лечебно-трудовой деятельности граждан при стационарном социальном обслуживании контролируют проверкой, активно ли привлекаются они к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, для поддержания активного образа жизни, а также насколько полно обеспечена потребность клиентов в лечебно-трудовой деятельности.
4.4.12. Контроль качества услуг по оказанию помощи в выполнении физических упражнений осуществляют проверкой, в какой степени она способствует овладению доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений для его систематического выполнения и укрепления здоровья.
4.5. Контроль качества социально-психологических услуг.
4.5.1. Контроль качества социально-психологического консультирования осуществляют проверкой, насколько квалифицированно и полно оно проводится и оказывает ли клиентам необходимую помощь в улучшении их психического состояния, адаптации к среде жизнедеятельности, налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми.
4.5.2. Контроль качества психодиагностики и обследования личности осуществляют проверкой, в какой степени проведенный анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и отношении к окружающим людям, позволяет получить информацию, необходимую для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
4.5.3. Качество услуг по психологической коррекции контролируют проверкой, в какой степени эта услуга обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов и приведение этих отклонений в соответствие с возрастными нормативами и требованиями социальной среды.
4.5.4. Контроль качества социально-психологического патронажа осуществляют проверкой, систематически ли проводят наблюдение за клиентами, насколько своевременно на основе этих наблюдений выявляют ситуацию психического дискомфорта, межличностных конфликтов и другие ситуации, усугубляющие трудную жизненную ситуацию клиентов, в полной ли мере оказывают им необходимую в данный момент социально-психологическую помощь.
4.5.5. Качество психопрофилактической работы контролируют проверкой, в какой степени она обеспечивает выполнение задач по своевременному предупреждению возможных отклонений в психике клиентов, содействию в формировании у них потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиентов.
4.5.6. Контроль качества психологических тренингов осуществляют проверкой, насколько эффективно способствуют они снятию последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
4.5.7. Контроль качества услуг по привлечению клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги способствуют выходу клиентов из состояния дискомфорта (при наличии такового), поддержанию и укреплению психического здоровья, повышению уровня психологической культуры.
4.5.8. Качество психологической помощи, включающей в себя беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мобилизацию к активности, психологическую поддержку жизненного тонуса, контролируют проверкой, в какой степени эти услуги содействуют укреплению психического здоровья клиентов, повышению их психической защищенности и стрессоустойчивости.
4.5.9. Контроль качества услуг по экстренной психологической помощи (в том числе по телефону) осуществляют проверкой, обеспечивает ли эта помощь безотлагательное консультирование клиентов по интересующим их проблемам для содействия в мобилизации их духовных, физических, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисной ситуации.
4.6. Контроль качества социально-педагогических услуг.
4.6.1. Контроль качества услуг по организации досуга при социальном обслуживании осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги удовлетворяют культурные и духовные запросы клиентов, способствуют расширению их общего и культурного кругозора.
4.6.2. Качество услуг по социально-педагогическому консультированию контролируют проверкой, в какой степени оно помогает клиентам в решении интересующих их социально-педагогических проблем жизнедеятельности и удовлетворяет ли их потребности.
4.6.3. Контроль качества услуг по социально-педагогической коррекции осуществляют проверкой, в какой степени она предотвращает проявление асоциального поведения.
4.6.4. Контроль качества услуг, заключающихся в проведении мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса, осуществляют проверкой, в какой степени эти мероприятия помогают клиентам в приобретении необходимых навыков, повышают их статус и удовлетворяют потребности.
4.7. Контроль качества социально-экономических услуг.
4.7.1. Контроль качества услуг по компенсации гражданам при стационарном социальном обслуживании расходов по проезду в учреждения здравоохранения для лечения, консультаций осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно возмещает эта компенсация расходы клиентов, подтвержденные финансовыми документами.
4.7.2. Контроль качества услуг по обеспечению граждан при выписке из учреждений после стационарного социального обслуживания одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам осуществляют проверкой, в полной ли мере обеспечены клиенты всем указанным выше и удовлетворены ли они размерами, ростом и фасоном одежды, обуви и их качеством.
4.7.3. Контроль услуг по содействию в трудовом устройстве граждан, находящихся на полустационарном социальном обслуживании, осуществляют проверкой, какому проценту клиентов (от числа полученных просьб и заявлений) была предоставлена достоверная и полная информация о службах, занимающихся вопросами трудоустройства, или оказана помощь в трудоустройстве на рабочие места, в том числе в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях.
4.7.4. Контроль качества услуг, связанных с оказанием материальной помощи гражданам, осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно обеспечивают их предназначенными им денежными средствами, продуктами питания, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.
4.7.5. Качество услуг по обеспечению граждан при полустационарном социальном обслуживании горячим питанием или продуктовыми наборами контролируют проверкой, своевременно ли получают они положенное им питание или наборы, соблюдаются ли при этом установленные нормы отпуска и качество продуктов.
4.7.6. Контроль качества услуг, связанных с консультированием клиентов по вопросам самообеспечения, осуществляют проверкой, насколько квалифицированно и доходчиво разъясняют клиентам их права и возможности в положительном решении проблемы улучшения своего материального положения.
4.8. Контроль качества социально-правовых услуг.
4.8.1. Качество услуг, связанных с консультированием по вопросам прав граждан на социальное обслуживание и защиту своих интересов, контролируют проверкой, в полной ли мере доводят до клиентов нужную им информацию и дает ли она четкое представление о положенных им по закону правах на социальное обслуживание и защиту от возможных нарушений закона.
Качество услуг по оказанию помощи в подготовке и подаче жалоб контролируют проверкой, в какой степени эта помощь способствует юридически грамотному изложению сути жалоб и своевременной их отправке адресатам.
4.8.2. Контроль качества услуг по оказанию помощи в оформлении гражданами различных юридических документов (удостоверяющих личность, документов на получение положенных по законодательству пенсий, на осуществление мер социальной поддержки, на получение страхового медицинского полиса, на решение других вопросов социальной реабилитации) осуществляют проверкой, в какой степени эта помощь обеспечила уяснение клиентами сути интересующих их проблем, способствовала юридически грамотной разработке и направлению в соответствующие инстанции необходимых документов, обеспечила контроль за их прохождением, помогла своевременному и объективному решению проблем клиента.
4.8.3. Качество услуг по содействию в получении гражданами, находящимися на стационарном социальном обслуживании, бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством, или по обеспечению представительствования в суде для защиты их прав и интересов контролируют проверкой, в какой мере способствовало это содействие оказанию квалифицированной и действенной юридической помощи для принятия объективного решения по конкретному вопросу.
4.8.4. Контроль качества услуг, связанных с содействием в сохранении жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов, занимаемых ранее гражданами, находящимися на стационарном социальном обслуживании, а также во внеочередном обеспечении их жилым помещением в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляют проверкой, в полной ли мере обеспечивает это содействие защиту клиентов от возможной потери (вследствие различных обстоятельств) законно принадлежащей или положенной им жилой площади и недопущение ущемления их законных прав и интересов.
4.8.5. Контроль качества услуг, предусматривающих консультирование клиентов учреждений по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.) и оказание им различной юридической помощи, осуществляют проверкой, в полном ли объеме получают клиенты необходимую информацию по интересующим их проблемам и практическую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и т.д.), необходимых для положительного решения затронутых в них вопросов.
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Астраханской области
"Контроль качества социальных услуг инвалидам"
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 24 февраля 2011 г. N 16)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые инвалидам, в том числе детям-инвалидам, государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания Астраханской области (далее - учреждения).
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых инвалидам.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Основные положения (далее - ГОСТ Р 52142).
ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 52495).
ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Общие положения (далее - ГОСТ Р 52496).
ГОСТ Р 53059-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам (далее - ГОСТ Р 53059).
4. Контроль качества социальных услуг инвалидам
4.1. Общие положения.
4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг и их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем гражданина, или нематериальной, определяющей степень улучшения его морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем).
4.1.2. Контроль качества социальных услуг инвалидам проводят для проверки соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142 и ГОСТ Р 53059.
4.1.3. Основные правила, состав и содержание контроля качества услуг изложены в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в ГОСТ Р 53059.
4.1.4. Установлению в настоящем стандарте основных правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных видов инвалидам предшествует изложение правил контроля основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относятся:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам учреждения;
- наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
4.2. Контроль основных факторов, оказывающих существенное влияние на качество социальных услуг.
Контроль основных факторов проводят в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р 52496.
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг.
4.3.1. Контроль качества жилой площади, предоставляемой инвалидам при стационарном социальном обслуживании, осуществляют проверкой ее соответствия санитарно-гигиеническим нормам по размерам, состоянию зданий и жилых помещений, их комфортности, обеспечению удобствами проживающих инвалидов, а также требованиям пожарной безопасности, обязательному оснащению телефонной и другими видами связи, обеспечению всеми видами коммунально-бытового обслуживания, защищенности от воздействия различных факторов (повышенной температуры, влажности, вибрации и т.д.), отрицательно влияющих на здоровье инвалидов, персонала учреждения и на качество предоставляемых услуг, а также требованиям к приспособлениям и устройствам, обеспечивающим проживание инвалидов (пандусам, поручням, расширенным дверным проемам, лифтовым подъемникам и т.д.).
Одновременно проверяют, насколько учтены при размещении клиентов в жилых помещениях их психологическая совместимость, наклонности, физическое и психическое состояния.
4.3.2. Контроль качества помещений, предоставляемых для проведения реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания, осуществляют проверкой их соответствия требованиям к размерам, расположению, конфигурации, обеспечению возможности проведения в них упомянутых выше мероприятий с учетом специфики обслуживаемого контингента.
4.3.3. Контроль качества мебели и постельных принадлежностей, предоставляемых клиентам, осуществляют проверкой, насколько они адаптированы к нуждам и запросам инвалидов, удобны в пользовании, в какой степени отвечают требованиям санитарных норм и современного дизайна, не применялись ли при их изготовлении токсичные материалы, учитывается ли при их подборе физическое состояние инвалидов (тяжелобольных, малоподвижных и т.д.).
4.3.4. Качество содействия в организации предоставления услуг предприятиями торговли, связи, коммунально-бытового обслуживания и другими предприятиями, оказывающими услуги населению, контролируют проверкой соответствия этого содействия требованиям по удовлетворению потребностей и запросов инвалидов в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, в решении вопросов оплаты жилья и коммунально-бытовых услуг, возможности пользования телефонной связью и почтовыми услугами.
4.3.5. Контроль качества услуг, связанных с приготовлением и подачей горячего питания, включая диетическое питание, для взрослых инвалидов и детей-инвалидов, осуществляют проверкой доброкачественности продуктов, из которых оно приготовлено, удовлетворяет ли это питание потребности инвалидов по ассортименту, нормам выдачи, температуре и калорийности пищи, соответствует ли установленным нормам по содержанию белков, жиров, углеводов и санитарно-гигиеническим нормам, учитывается ли при его подаче физическое состояние инвалидов.
4.3.6. Контроль качества услуг по обеспечению инвалидов мягким инвентарем (одеждой, в том числе специального назначения, обувью, в том числе ортопедической, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, нательным бельем, постельными принадлежностями) осуществляют проверкой, в полном ли объеме получают они все положенное им, насколько получаемые одежда, обувь и белье удобны в носке, соответствуют ли росту и размерам клиентов, учитывают ли характер и группу инвалидности, отвечают ли их запросам по фасону и расцветке, отвечают ли санитарно-гигиеническим нормам.
4.3.7. Качество социально-бытовых услуг индивидуально обслуживающего и гигиенического характера инвалидам - клиентам учреждений стационарного социального обслуживания, по состоянию здоровья не способным выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы и ногти, мужчинам - брить бороду и усы, контролируют проверкой, в какой степени обеспечивают эти услуги возможность выполнения необходимых инвалидам процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий или неудобств и проявляет ли при этом обслуживающий персонал необходимую деликатность и корректность по отношению к клиентам.
4.3.8. Контроль качества услуг инвалидам, обслуживаемым в учреждениях полустационарного социального обслуживания или на дому, по содействию в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания осуществляют проверкой, в какой степени это содействие способствовало обоснованному направлению клиента в необходимое ему учреждение при наличии соответствующих показаний.
4.3.9. Контроль качества услуг инвалидам, обслуживаемым на дому, по покупке и доставке на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости, оказанию помощи в приготовлении пищи, доставке воды, топке печей, содействию в обеспечении топливом проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, сдаче вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратной их доставке, по содействию в организации ремонта и уборки жилых помещений осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно удовлетворяются нужды и потребности инвалидов в решении перечисленных проблем для создания им нормальных условий жизни.
4.3.10. Контроль качества услуг по обеспечению или содействию в обеспечении инвалидов книгами, газетами, журналами, настольными играми (детей - игрушками), по оказанию помощи в написании и прочтении писем и другой корреспонденции осуществляют проверкой, насколько полно удовлетворяются при этом запросы инвалидов и оказывается им помощь в подборе необходимых материалов.
4.3.11. Контроль качества услуг по предоставлению помещений для отправления религиозных обрядов осуществляют проверкой, насколько строго учитываются при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояния инвалидов, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допускаются ли какие-либо ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, а также не нарушаются ли при этом правила внутреннего распорядка учреждения и интересы атеистов.
4.3.12. Качество услуг, связанных с выделением супругам из числа проживающих в учреждениях стационарного социального обслуживания изолированного жилого помещения для совместного проживания, контролируют проверкой, оперативно ли оказана эта услуга и удовлетворила ли она запросы и нужды инвалидов.
4.3.13. Контроль качества услуг по исполнению специалистами учреждений социального обслуживания функций опекунов и попечителей осуществляют проверкой, всем ли инвалидам, нуждающимся в опеке или попечительстве, предоставляются эти услуги, как они влияют на положительное решение стоящих перед инвалидами проблем и удовлетворены ли инвалиды указанными услугами.
4.3.14. Качество услуг по оснащению занимаемых инвалидами жилых помещений специальными средствами и приспособлениями контролируют проверкой, все ли необходимые средства и приспособления, необходимые для реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации каждого конкретного инвалида - клиента учреждения, имеются в наличии, отвечают ли они предъявленным к ним требованиям по своему техническому состоянию и удобству применения, удовлетворяют ли нужды инвалидов.
4.3.15. Контроль качества услуг по оказанию инвалидам помощи в пользовании:
- специально оборудованными средствами транспорта;
- средствами для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями слуха, зрения и голосообразования;
- специальными приспособлениями для пользования средствами личной гигиены;
- приспособлениями для захвата и передвижения предметов;
- приспособлениями для одевания и раздевания;
- слуховыми аппаратами;
- оптическими средствами
осуществляют проверкой, как организована и проводится эта помощь, в какой степени она способствует умелому и безопасному пользованию указанными средствами и приспособлениями, какова эффективность и удовлетворены ли инвалиды этой помощью.
4.3.16. Качество услуг по ознакомлению инвалидов с правилами пользования оборудованием для подъема и перемещения (пассажирскими лифтами, подъемниками, перилами, стойками, поручнями, различными креслами-колясками и т.д.), оказанию практической помощи в пользовании этим оборудованием осуществляют проверкой, все ли инвалиды ознакомлены с этими правилами и аккуратно ли их выполняют, как способствует практическая помощь умелому и безопасному пользованию этим оборудованием, удовлетворены ли инвалиды указанными услугами.
4.3.17. Контроль качества услуг по содействию в предоставлении в личное пользование инвалидам - клиентам учреждений таких средств, как приспособления для восстановления способности к самостоятельному передвижению, различные кресла-коляски, приспособления для приготовления и приема пищи, одежда специального назначения для инвалидов, осуществляют проверкой, всем ли инвалидам предоставлены необходимые средства, приборы, приспособления, насколько они отвечают требованиям индивидуальной программы реабилитации конкретных инвалидов, находятся ли в технически исправном состоянии, насколько знакомы инвалиды с порядком и правилами их использования, удовлетворены ли инвалиды оказываемой им помощью со стороны специалистов учреждения.
4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг.
4.4.1. Контроль качества услуг по оказанию медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно выполняются все медицинские процедуры и мероприятия, предусмотренные программами, и какова их результативность в части улучшения состояния здоровья инвалидов.
Контроль качества услуг по направлению инвалидов, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в государственные учреждения здравоохранения осуществляют проверкой, все ли нуждающиеся в этих услугах и своевременно ли направляются в указанные учреждения, как влияют проведенные обследование и лечение на улучшение состояния здоровья инвалидов.
4.4.2. Контроль качества услуг по проведению первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки, оказанию экстренной доврачебной помощи осуществляют проверкой, обеспечиваются ли такой организацией обслуживания потребности инвалидов - клиентов учреждений стационарного социального обслуживания в указанных социально-медицинских услугах до прибытия лечащего врача и до начала систематического лечения.
4.4.3. Качество услуг, связанных с проведением медицинских процедур (измерение температуры тела и артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм и т.д.), а также с оказанием помощи в выполнении связанных со здоровьем медицинских процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими медицинскими изделиями) контролируют проверкой, насколько квалифицированно и четко проводятся эти процедуры, не наносит ли оказание этих услуг вреда клиентам и выполняются ли при этом требования максимальной аккуратности и осторожности со стороны обслуживающего персонала, удовлетворены ли инвалиды этими услугами.
4.4.4. Контроль качества услуг по содействию в проведении медико-социальной экспертизы осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги помогают федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в правильном определении потребностей освидетельствуемых инвалидов в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
4.4.5. Качество услуг по организации прохождения диспансеризации контролируют проверкой, в какой степени и как оперативно была обеспечена доступность и возможность своевременного посещения клиентами всех предписанных им врачей-специалистов для углубленного и всестороннего обследования состояния здоровья.
4.4.6. Контроль качества услуг, связанных с госпитализацией нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения и содействием в направлении, по медицинским показаниям, на санаторно-курортное лечение, осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно удовлетворены при этом законные потребности и пожелания клиентов.
4.4.7. Контроль качества услуг по содействию в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи и обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации осуществляют проверкой, насколько полно соответствуют эти услуги практическим потребностям клиентов и обеспечивают получение ими необходимых им протезов и других средств.
4.4.8. Качество услуг, связанных с оказанием инвалидам санитарно-гигиенической помощи (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка волос и ногтей, причесывание и др.), подкожными и внутримышечными введениями лекарственных препаратов по медицинским показаниям, взятием материалов для проведения лабораторных исследований, сменой нательного белья, кормлением ослабленных клиентов, содействием в обеспечении лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, контролируют проверкой, насколько своевременно и в полном ли объеме выполняют указанные выше процедуры, способствуют ли они улучшению состояния здоровья и самочувствия клиентов, устранению неприятных ощущений дискомфорта.
4.4.9. Контроль качества услуг по организации экстренной доврачебной помощи осуществляют проверкой, обеспечивает ли она своевременное безотлагательное консультирование инвалидов, оказание им помощи в мобилизации их физических и духовных ресурсов, в определении предварительного диагноза, правильном выборе лекарств и порядка их приема до прибытия лечащего врача.
4.4.10. Контроль качества консультирования по социально-медицинским вопросам осуществляют проверкой, в какой степени обеспечивает оно оказание квалифицированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных социально-медицинских проблем.
4.4.11. Качество услуг по организации лечебно-трудовой деятельности инвалидов - клиентов учреждений стационарного социального обслуживания контролируют проверкой, как активно привлекаются они к посильной трудовой деятельности, совмещаемой с лечением и отдыхом в зависимости от состояния здоровья, для поддержания активного образа жизни, насколько полно обеспечена потребность инвалидов в адаптированных для них средствах для лечебно-трудовой деятельности (швейных и вязальных машинах и приспособлениях для них, приспособлениях для рукоделия, приспособлениях для других видов работ).
4.4.12. Контроль качества услуг по оказанию помощи в выполнении физических упражнений осуществляют проверкой, в какой степени она способствует овладению доступным и безопасным для здоровья комплексом физических упражнений для его систематического выполнения и укрепления здоровья.
4.4.13. Контроль качества услуг по профилактике и лечению пролежней осуществляют проверкой, регулярно ли проводятся все необходимые для этой цели мероприятия, в какой степени способствуют они заживлению пролежней, удовлетворяют ли эти услуги инвалидов.
4.4.14. Качество услуг по проведению диагностики и восстановительного лечения инвалидов в кабинетах биологической обратной связи (опорно-двигательных, логотерапевтических, коррекции зрения, кардиопульманологических, урологических, акушерско-гинекологических, коррекции психоэмоционального состояния) контролируют проверкой, в какой степени аппаратура указанных кабинетов позволяет проводить эффективную диагностику и успешное лечение инвалидов и удовлетворяет их нужды.
4.4.15. Контроль качества услуг по проведению лечебно-оздоровительных мероприятий для инвалидов с использованием гимнастических колец, различных эспандеров, гантелей, столов, ракеток и мячей для настольного тенниса, шведских стенок, кистевых динамометров и других приспособлений осуществляют проверкой, как часто проводятся эти мероприятия, сколько инвалидов принимает в них участие, каково влияние мероприятий на улучшение состояния здоровья инвалидов.
4.4.16. Контроль качества услуг, связанных с проведением оздоровительных тренингов для детей-инвалидов с использованием различных тренажеров (аэробных, силовых, гребных, велотренажеров, беговых дорожек, манежей, бегунков, батутов, тренажеров для укрепления позвоночника, шведских стенок, шариковых бассейнов и др.), осуществляют проверкой, со всеми ли детьми-инвалидами, которым предписаны указанные тренинги, они проводятся, в полной ли мере используются при тренингах указанные тренажеры, насколько способствуют тренинги оздоровлению детей, удовлетворены ли дети этими услугами.
4.4.17. Качество услуг, предусматривающих занятия с детьми-инвалидами в сенсорных комнатах с использованием набора средств (ламп на соляных кристаллах, воздушно-пузырьковых колонок, набора различных массажных мячей, валиков, комплекта для климато- и ароматерапии с набором солей и ароматических масел, сухого душа), контролируют проверкой, как организованы и проводятся эти занятия, все ли дети, нуждающиеся в них, привлекаются к их проведению, в полной ли мере и насколько эффективно применяются на занятиях указанные выше средства, в какой степени содействуют подобные занятия укреплению здоровья детей и развитию их физических возможностей.
4.4.18. Контроль качества услуг по организации игр с детьми-инвалидами в игровых комнатах с набором различных игр осуществляют проверкой, в полной ли мере отвечает организация игр существующим правилам и методикам их проведения, насколько эффективны и безопасны игры для детей и в какой степени помогают они физическому развитию и укреплению их здоровья.
4.5. Контроль качества социально-психологических услуг.
4.5.1. Контроль качества социально-психологического консультирования осуществляют проверкой, насколько квалифицированно и полно оно проводится и оказывает ли клиентам необходимую помощь в улучшении их психического состояния, адаптации к среде жизнедеятельности, налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для них людьми.
4.5.2. Контроль качества психодиагностики и обследования личности осуществляют проверкой, в какой степени проведенный анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, влияющих на отклонения в его поведении и отношении к окружающим людям, позволяет получить информацию, необходимую для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.
4.5.3. Качество услуг по психологической коррекции контролируют проверкой, в какой степени эта услуга обеспечивает преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиентов и приведение этих отклонений в соответствие с возрастными нормативами и требованиями социальной среды.
4.5.4. Контроль качества психотерапевтической помощи осуществляют проверкой, насколько она способствует эффективному решению проблем, составляющих основу жизненных трудностей и межличностных конфликтов.
4.5.5. Контроль качества социально-психологического патронажа осуществляют проверкой, систематически ли проводят наблюдение за инвалидами, насколько своевременно на основе этих наблюдений выявляют ситуацию психического дискомфорта, межличностных конфликтов и другие ситуации, усугубляющие трудную жизненную ситуацию инвалидов, в полной ли мере оказывают им необходимую в данный момент социально-психологическую помощь.
4.5.6. Качество психопрофилактической работы контролируют проверкой, в какой степени она обеспечивает выполнение задач по своевременному предупреждению возможных отклонений в психике инвалидов, содействию в формировании у них потребности в психологических знаниях и желания использовать их для работы над собой и своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиентов.
4.5.7. Контроль качества психологических тренингов осуществляют проверкой, насколько эффективно способствуют они снятию у инвалидов последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формированию личностных предпосылок для адаптации к изменяющимся условиям жизни.
4.5.8. Контроль качества услуг по привлечению инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги способствуют выходу инвалидов из состояния дискомфорта (при наличии такового), поддержанию и укреплению психического здоровья, повышению уровня психологической культуры.
4.5.9. Качество психологической помощи, включающей в себя беседы, общение, поддержание компании, выслушивание, подбадривание, мобилизацию к активности, психологическую поддержку жизненного тонуса, контролируют проверкой, в какой степени эти услуги способствуют укреплению психического здоровья инвалидов, повышению их психической защищенности и стрессоустойчивости.
4.5.10. Контроль качества услуг по экстренной психологической помощи (в том числе по телефону) осуществляют проверкой, обеспечивает ли эта помощь безотлагательное консультирование клиентов по интересующим их проблемам для содействия в мобилизации их духовных, физических, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисной ситуации.
4.5.11. Контроль качества услуг, связанных с проведением мероприятий по психологической разгрузке инвалидов с использованием оборудования для ароматерапии, аудиоаппаратуры с набором кассет, компакт-дисков, видеомагнитофонов, телевизоров, осуществляют проверкой, правильно ли организованы эти мероприятия, все ли инвалиды, которым они предписаны, привлечены к их проведению, насколько грамотно и эффективно используются при этом указанные выше средства, насколько способствуют проводимые мероприятия психологической разгрузке и улучшению психического здоровья инвалидов.
4.6. Контроль качества социально-педагогических услуг.
4.6.1. Качество услуг, связанных с социально-трудовой реабилитацией, контролируют проверкой, в какой степени эти услуги обеспечивают создание в учреждениях условий, позволяющих инвалидам с максимальной пользой для своего здоровья использовать остаточные трудовые возможности и принимать активное участие в проводимых мероприятиях по обучению профессиональным навыкам.
4.6.2. Контроль качества услуг по организации досуга в учреждениях социального обслуживания осуществляют проверкой, какие мероприятия организуются и проводятся (экскурсии, посещение театров, выставок, праздники, юбилеи, игротерапия детей-инвалидов, другие культурные мероприятия), какой процент общего числа инвалидов охвачен этими мероприятиями, в какой степени эти услуги удовлетворяют культурные и духовные запросы инвалидов, способствуют расширению их общего и культурного кругозора, укреплению их психического здоровья.
4.6.3. Качество услуг по организации получения инвалидами образования с учетом их физических возможностей и умственных способностей контролируют проверкой, все ли необходимые условия созданы для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими образования по специальным программам, а также для получения школьного образования по специальным программам, удовлетворяют ли такие условия детей-инвалидов и их родителей (законных представителей).
4.6.4. Контроль качества услуг, связанных с проведением обучения и тренировок инвалидов с помощью тренажерного и спортивного оборудования, осуществляют проверкой, как организованы обучение и тренировка, всем ли инвалидам, нуждающимся в этих услугах, они предоставляются, в полной ли мере используется при этом имеющееся в учреждении оборудование и какова эффективность его применения, удовлетворяют ли указанные услуги инвалидов.
4.6.5. Качество услуг по социально-педагогическому консультированию контролируют проверкой, в какой степени оно помогает инвалидам в решении интересующих их социально-педагогических проблем жизнедеятельности и удовлетворяет ли их потребности.
4.6.6. Контроль качества услуг по содействию в организации обучения детей-инвалидов на дому осуществляют проверкой, в какой мере это содействие позволяет выбрать правильную форму обучения детей в зависимости от их физического и психического состояния, насколько оказываемая практическая помощь в организации обучения способствует успешному усвоению детьми учебного материала, удовлетворены ли родители и дети этими услугами.
4.6.7. Контроль качества услуг по социально-педагогической коррекции осуществляют проверкой, в какой степени она предотвращает проявление асоциального поведения.
4.6.8. Контроль качества услуг по обучению детей-инвалидов навыкам самообслуживания в быту и общественных местах осуществляют проверкой, как проводится это обучение, как дети усваивают и применяют на практике полученные знания.
4.6.9. Контроль качества услуг по обучению родителей детей-инвалидов основам их реабилитации осуществляют проверкой, правильно ли организовано обучение, какие методы обучения практикуют обучающие, как усваивают родители полученные знания и применяют их в практической работе по реабилитации своих детей, каковы результаты этих услуг.
4.7. Контроль качества социально-экономических услуг.
4.7.1. Контроль качества услуг по компенсации инвалидам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, расходов, связанных с проездом на лечение, консультации, осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно возмещает эта компенсация расходы клиентов, подтвержденные финансовыми документами.
4.7.2. Контроль качества услуг по обеспечению инвалидов при выписке из учреждений стационарного обслуживания одеждой, обувью и денежным пособием осуществляют проверкой, в полной ли мере обеспечены они всем указанным выше и удовлетворены ли размерами, фасонами и качеством одежды, обуви, а также размером денежного пособия.
4.7.3. Контроль качества услуг, связанных с содействием в оказании материальной помощи, осуществляют проверкой, насколько это содействие способствует полному и своевременному обеспечению инвалидов предназначенными им предметами первой необходимости.
4.7.4. Контроль качества услуг, связанных с консультированием инвалидов по вопросам самообеспечения, осуществляют проверкой, насколько квалифицированно и доходчиво разъясняют им их права и возможности в положительном решении проблемы улучшения своего материального положения, каковы практические результаты консультирования.
4.7.5. Контроль качества услуг по содействию в трудоустройстве инвалидов, в том числе на временную работу в учреждениях, создаваемых при них подразделениях, работу на дому, осуществляют проверкой, правильно ли сориентированы они в положении дел по данной проблеме и в какой степени оказанная им практическая помощь способствовала успешному поиску и выбору места и характера работ.
4.8. Контроль качества социально-правовых услуг.
4.8.1. Качество услуг, связанных с консультированием по вопросам прав инвалидов на социальное обслуживание и защиту своих интересов, контролируют проверкой, в полной ли мере доводят до них нужную им информацию и дает ли она четкое представление о положенных им по закону правах на социальное обслуживание и защиту от возможных нарушений закона.
Качество услуг по оказанию помощи в подготовке и подаче жалоб контролируют проверкой, в какой степени эта помощь способствует юридически грамотному изложению сути жалоб и своевременной их отправке адресатам.
4.8.2. Контроль качества услуг по оказанию помощи в оформлении гражданами различных юридических документов (удостоверяющих личность, документов на получение положенных по законодательству мер социальной поддержки, пенсий, пособий, на решение других вопросов социальной реабилитации) осуществляют проверкой, в какой степени эта помощь обеспечила уяснение инвалидами - клиентами учреждений сути интересующих их проблем, способствовала юридически грамотной разработке и направлению в соответствующие инстанции необходимых документов, обеспечила контроль за их прохождением, помогла своевременному и объективному решению проблем инвалида.
4.8.3. Качество услуг по содействию в получении инвалидами - клиентами учреждений стационарного социального обслуживания бесплатной помощи адвоката с целью защиты их прав и интересов контролируют проверкой, в какой мере способствовало это содействие оказанию квалифицированной и действенной юридической помощи для принятия объективного решения по конкретному вопросу.
4.8.4. Контроль качества услуг, связанных с содействием в сохранении жилых помещений, занимаемых ранее инвалидами - клиентами учреждений стационарного социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении их жилым помещением в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляют проверкой, в полной ли мере обеспечивает это содействие защиту клиентов от возможной потери (вследствие различных обстоятельств) законно принадлежащей или положенной им жилой площади и недопущение ущемления их законных прав и интересов.
4.8.5. Контроль качества услуг, предусматривающих содействие в получении консультативной помощи инвалидам по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.) и оказание им различной юридической помощи, осуществляют проверкой, в полном ли объеме получают они необходимую информацию по интересующим их проблемам и практическую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и т.д.), необходимых для положительного решения затронутых в них вопросов.
4.8.6. Качество услуг по оказанию помощи в учреждениях стационарного социального обслуживания детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенным родительского попечительства по достижении 18-летнего возраста, в обеспечении их жилыми помещениями контролируют проверкой, всем ли нуждающимся детям и своевременно ли оказана эта помощь, в какой степени она способствует решению интересующих их жилищных проблем по обеспечению положенным им жилым помещением, удовлетворены ли дети этой помощью.
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Астраханской области
"Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места
жительства и занятий"
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 24 февраля 2011 г. N 16)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий (далее - бездомные граждане), предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения).
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых бездомным гражданам.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52142-2003. Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения (далее - ГОСТ Р 52142).
ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 52495).
ГОСТ Р 52496-2005. Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения (далее - ГОСТ Р 52496).
ГОСТ Р 53064-2008. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий (далее - ГОСТ Р 53064).
4. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места
жительства и занятий
4.1. Общие положения.
4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты и своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем бездомного гражданина, или нематериальной, определяющей степень улучшения его морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем).
4.1.2. Контроль качества социальных услуг бездомным гражданам проводят с целью проверки соответствия качества этих услуг требованиям ГОСТ Р 52142 и настоящего стандарта.
4.1.3. Правила, состав и содержание контроля качества услуг бездомным гражданам излагают в настоящем стандарте применительно к их объему, установленному в ГОСТ Р 53064.
4.1.4. Установлению в настоящем стандарте правил, состава и содержания контроля качества социальных услуг конкретных видов бездомным гражданам предшествует изложение порядка и правил контроля основных факторов, существенно влияющих на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относятся:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, правилах и порядке предоставления услуг бездомным гражданам;
- наличие собственной и внешней служб контроля за деятельностью учреждения.
4.2. Контроль основных факторов, существенно влияющих на качество социальных услуг.
Контроль основных факторов проводят в соответствии с требованиями, установленными в ГОСТ Р 52496 (подраздел 4.2).
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг.
4.3.1. Контроль качества услуг по приему, учету и временному размещению бездомных граждан осуществляют проверкой, в какой мере учитываются при их размещении пол, возраст, психическое и физическое состояние, психологическая совместимость, соответствуют ли состояние и размеры жилых помещений санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности, а также требованиям по приспособленности (доступности) этих помещений для инвалидов.
4.3.2. При контроле качества услуг, связанных с предоставлением койко-мест, мебели, инвентаря, обеспечением постельными принадлежностями и предметами личной гигиены, проверяют, всем ли необходимым обеспечиваются бездомные граждане, насколько удобны в пользовании мебель, инвентарь и постельные принадлежности, учитываются ли при их подборе физическое состояние обслуживаемых бездомных граждан (болезнь, малоподвижность и т.д.).
4.3.3. Качество услуг по предоставлению бесплатного горячего питания в период пребывания в учреждении контролируют проверкой его соответствия требованиям утвержденного руководителем учреждения "Положения о порядке предоставления бесплатного питания (талонов) в учреждении социального обслуживания бездомных граждан" по ассортименту, нормам выдачи, калорийности, санитарно-гигиеническим нормам, учитываются ли при его предоставлении физическое состояние бездомных граждан - клиентов учреждения.
4.3.4. При контроле качества услуг по уходу и наблюдению за бездомными гражданами пожилого возраста, в том числе инвалидами - клиентами учреждения, проверяют полноту охвата нуждающихся в уходе и наблюдении, своевременность и полноту оказания услуг, удовлетворенность ими клиентов.
4.3.5. Качество услуг, предоставляемых прачечной по стирке белья, чистке одежды, а также услуг парикмахерских контролируют проверкой, своевременно ли и в полном ли объеме проводится стирка белья, чистка одежды и обслуживание клиентов парикмахерскими, отсутствия претензий к этим услугам.
4.3.6. При контроле качества услуг, связанных с осуществлением мероприятий по социально-трудовой адаптации бездомных граждан, проверяют, как организованы и проводятся мероприятия по поиску необходимых организаций и предприятий и заключению с ними договоров на трудоустройство бездомных граждан, а также по содействию в трудоустройстве на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях, всем ли нуждающимся в трудоустройстве предоставляется такая возможность, как оценивают граждане такие услуги.
4.3.7. Контроль качества услуг, предусматривающих содействие в активизации собственных возможностей бездомных граждан - клиентов учреждения по преодолению возникшей экстремальной ситуации, осуществляют проверкой, в какой форме оказывается это содействие (консультации, беседы, практическая помощь и т.д.), всем ли нуждающимся в нем оно предоставляется, каковы практические результаты содействия, удовлетворены ли граждане этими услугами.
4.3.8. При контроле качества услуг, связанных с предоставлением помещений и созданием условий для отправления религиозных обрядов, проверяют, насколько строго учитываются при этом особенности вероисповедания, возраст, пол, физическое и психическое состояние верующих бездомных граждан, особенности ритуалов религиозных обрядов в различных конфессиях, не допускаются ли какие-либо ущемления прав свободного отправления религиозных обрядов верующими, не нарушается ли при проведении обрядов внутренний распорядок работы учреждения и не ущемляются ли интересы атеистов.
4.3.9. Качество услуг по оформлению документов для направления бездомных граждан в учреждения стационарного социального обслуживания или иные учреждения стационарного обслуживания (по показаниям) контролируют проверкой, насколько правильно, полно и своевременно оформляют и отправляют документы, соответствует ли это направление показаниям, нет ли претензий у бездомных граждан к качеству и объему этих услуг.
4.3.10. Контроль качества услуг по содействию в отправке к прежнему либо вновь избранному месту жительства в части сроков отправки и выбора транспортных средств (кроме воздушного транспорта) осуществляют проверкой, удовлетворяют ли бездомных граждан приобретенные для них проездные документы, обеспечены ли они продуктами питания на время пути следования согласно установленным нормам трехразового питания в день.
4.3.11. При контроле качества услуг по профилактике бродяжничества бывших воспитанников детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проверяют:
- все ли условия, позволяющие оптимально решать задачи по реабилитации бывших воспитанников, создаются в учреждении, в какой мере способствуют они успешному решению указанных задач, удовлетворены ли создаваемыми условиями бывшие воспитанники;
- в полной ли мере и в какой форме осуществляется содействие в решении вопросов, связанных с восстановлением родственных связей бывших воспитанников, предоставлением им временного проживания в учреждении на период реабилитации до определения их дальнейшего жизнеустройства, формированием у них устойчивой жизненной позиции, возможностью преодоления возникших трудностей собственными силами, оказанием помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков; в какой степени способствует это содействие успешному решению указанных выше проблем, устраивают ли эти услуги бывших воспитанников.
4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг.
4.4.1. Качество услуг по оказанию первой доврачебной медицинской помощи, проведению санитарной обработки, дезинфекции белья, одежды и других вещей контролируют проверкой, насколько тщательно и квалифицированно оказывают эти услуги, все ли бездомные граждане ими охвачены, как проверяют их результаты, не бывает ли при этом каких-либо негативных последствий, удовлетворены ли бездомные граждане этими услугами.
4.4.2. Контроль качества услуг по содействию в госпитализации в стационарные учреждения здравоохранения больных бездомных граждан, нуждающихся в лечении, осуществляют проверкой, в какой мере это содействие способствует своевременному направлению больных на госпитализацию, всем ли больным, нуждающимся в лечении, оказываются такие услуги.
4.4.3. При контроле качества услуг по содействию в обеспечении нуждающихся бездомных граждан протезно-ортопедическими изделиями и другими средствами реабилитации проверяют, насколько полно соответствуют эти услуги практическим потребностям бездомных граждан и обеспечивают получение ими необходимых технических средств реабилитации.
4.4.4. Качество услуг по оказанию санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи бездомным гражданам контролируют проверкой, насколько своевременно и в необходимых объемах выполняют процедуры, предусмотренные врачами, способствуют ли они улучшению состояния здоровья и самочувствия бездомных граждан, устранению ощущений дискомфорта, предотвращению заболеваний эпидемического характера, удовлетворены ли бездомные граждане предоставленными услугами.
4.4.5. Контроль качества услуг, связанных с содействием в проведении медико-социальной экспертизы, осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги помогают бездомным гражданам и органам Государственной службы медико-социальной экспертизы в правильном установлении или изменении группы инвалидности и степени способности к трудовой деятельности бездомных граждан.
4.4.6. При контроле качества услуг по содействию в оказании бездомным гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями, и в оформлении инвалидности проверяют, насколько полно и своевременно обеспечивается выполнение всех медицинских процедур и мероприятий, предусмотренных программой, и какова их результативность, насколько правильно и своевременно оформляются документы по инвалидности.
4.4.7. Качество услуг по организации и проведению лечебно-оздоровительных мероприятий контролируют проверкой, насколько активно привлекаются бездомные граждане - клиенты учреждений к участию в мероприятиях, совмещающих лечение и отдых, для поддержания активного и здорового образа жизни, а также насколько полно удовлетворены граждане этими услугами.
4.4.8. Контроль качества услуг по содействию в проведении реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера осуществляют проверкой, как организованы эти мероприятия, каков их состав, в какой степени они способствуют укреплению здоровья бездомных граждан - клиентов учреждений, профилактике инвалидности, социально-медицинской реабилитации инвалидов, предусмотренной индивидуальной программой реабилитации инвалида.
4.5. Контроль качества социально-психологических услуг.
4.5.1. Контроль качества по предоставлению срочной психологической помощи осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги способствуют поддержанию жизнедеятельности бездомных граждан - клиентов учреждений, пониманию ими своих проблем и представлений о цели в жизни, правильной оценке собственных способностей к ее позитивному изменению.
4.5.2. При контроле качества услуг по оказанию квалифицированной психологической помощи бездомным гражданам, злоупотребляющим алкоголем и употребляющим наркотические средства, проверяют, какие формы психологической помощи оказываются в учреждении (психодиагностическая консультация, психологическая коррекция и другие), насколько эффективно способствуют они искоренению этих вредных и губительных привычек, преодолению деструктивных форм поведения граждан, могущих в состоянии аффекта представлять угрозу для окружающих.
4.5.3. Качество услуг по оказанию морально-психологической поддержки в период трудовой реабилитации контролируют проверкой, в какой степени все практикуемые формы поддержки содействуют успешному освоению бездомными гражданами выбранной ими профессии, укреплению их психического здоровья и уверенности в благополучном будущем.
4.6. Контроль качества социально-педагогических услуг.
4.6.1. Контроль качества услуг по содействию в обучении бездомных граждан, не имеющих профессиональных навыков, осуществляют проверкой, в какой форме оказывается содействие, все ли нуждающиеся в нем им охвачены, каким профессиям проведено обучение бездомных граждан.
4.6.2. При контроле качества услуг, связанных с осуществлением мероприятий по восстановлению профессиональных навыков, в том числе направлением на общественные работы, проверяют, какие мероприятия и в какой форме проводятся, насколько они помогают бездомным гражданам восстанавливать свои забытые знания и утраченный практический опыт в их прежней профессии, удовлетворены ли бездомные граждане этими услугами.
4.6.3. Качество услуг по организации досуга, проведению комплекса культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и других мероприятий контролируют проверкой, какие мероприятия, возможные в условиях учреждения, организуются и проводятся, каков процент их посещаемости, в какой степени эти мероприятия способствуют повышению интеллектуального и духовного уровня бездомных граждан, в достаточной ли мере обеспечены клиенты учреждения книгами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для расширения их кругозора.
4.6.4. Контроль качества услуг по социально-педагогической коррекции осуществляют проверкой, в какой степени эти услуги предотвращают проявление асоциального поведения.
4.6.5. При контроле качества услуг по оказанию педагогической помощи в приобретении (восстановлении) трудовых навыков бездомным гражданам, бывшим воспитанникам детских домов, школ-интернатов и специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, проверяют, как организована помощь и в чем она заключается, всем ли нуждающимся в ней она предоставляется, в какой степени оказание помощи позволяет приобретать (восстанавливать) утраченные трудовые навыки.
4.7. Контроль качества социально-экономических услуг.
4.7.1. Контроль качества услуг по оказанию разовой материальной помощи (выдача продуктовых наборов, талонов на бесплатное горячее питание, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости) осуществляют проверкой, насколько полно и своевременно обеспечивают бездомных граждан всем предназначенным им довольствием и предметами первой необходимости.
4.8. Контроль качества социально-правовых услуг.
4.8.1. Качество услуг по содействию в восстановлении документов, удостоверяющих личность бездомных граждан, контролируют проверкой, какие виды содействия оказывались (запросы, обращения в соответствующие организации и т.д.), насколько эффективно было это содействие в деле быстрейшего восстановления документов.
4.8.2. Контроль качества услуг по содействию в оформлении регистрации по месту пребывания в паспортно-визовой службе органов внутренних дел осуществляют проверкой, в какой степени это содействие способствует грамотной и своевременной отработке документов, необходимых для оформления регистрации, насколько удовлетворены этой услугой бездомные граждане.
4.8.3. При контроле качества услуг по содействию в поиске родственников и в восстановлении утраченных связей с ними проверяют, насколько своевременно и профессионально подготавливают и направляют в соответствующие организации письма, запросы и другие документы, необходимые для оказания помощи в поиске родственников, в какой степени такое содействие помогает бездомным гражданам.
4.8.4. Качество услуг по содействию в восстановлении утраченной жилой площади контролируют проверкой, в какой мере это содействие помогает профессионально и грамотно подготовить документы для постановки на учет нуждающихся в получении жилой площади (при наличии оснований), а также осуществлять судебное сопровождение по вопросу восстановления прав на утраченное жилье, каковы его результаты.
4.8.5. Контроль качества услуг по содействию в решении вопросов пенсионного обеспечения осуществляют проверкой, всем ли нуждающимся в получении пенсии оно оказывается, насколько своевременно и профессионально оказывается помощь бездомным гражданам в подготовке и отправке в органы социального обеспечения документов, необходимых для оформления пенсии, в какой степени способствует это содействие успешному решению проблем бездомных граждан по их пенсионному обеспечению.
4.8.6. При контроле качества услуг по оказанию помощи в подготовке документов, направляемых в различные инстанции по различным конкретным проблемам бездомных граждан, проверяют, всем ли обратившимся за помощью бездомным гражданам она оказывается, разъясняют ли при этом бездомным гражданам, каким должно быть содержание документов для успешного решения изложенных проблем, насколько юридически грамотно составляются документы, какова практическая польза от этой помощи.
4.8.7. Качество услуг по оказанию правовой помощи в защите прав и интересов бездомных граждан перед работодателями контролируют проверкой, соблюдают ли работодатели условия договоров с бездомными гражданами, какие меры правового характера принимаются к работодателям в случае нарушения ими договоров, в какой степени оказываемая помощь способствует установлению нормальных деловых отношений между работодателями и работниками.
4.8.8. Качество услуг, предусматривающих консультирование бездомных граждан по социально-правовым вопросам (гражданское, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и др.), а также по вопросам, касающимся охраны прав, свободы и здоровья клиентов учреждений, контролируют проверкой, всем ли нуждающимся в консультациях они предоставляются, в полном ли объеме получают клиенты необходимую информацию по интересующим их проблемам и практическую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, жалоб, справок и т.д.), необходимых для положительного решения затронутых в них вопросов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждены государственные стандарты социального обслуживания населения Астраханской области:
- "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста";
- "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам";
- "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий", устанавливающие основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста, инвалидам и лицам без определенного места жительства.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области от 24 февраля 2011 г. N 16 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Астраханской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 3 марта 2011 г. N 8
Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 21 октября 2014 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года