Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области
от 23 марта 2011 г. N 22
"Об утверждении государственных стандартов социального
обслуживания населения Астраханской области"
Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 21 октября 2014 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в целях улучшения качества социальных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания, министерство социального развития и труда Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые государственные стандарты социального обслуживания населения Астраханской области:
1.1. "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста".
1.2. "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам".
2. Департаменту организации социальной поддержки и социального обслуживания (Е.А. Новоженина):
2.1. В двухдневный срок со дня принятия направить копию настоящего постановления для официального опубликования в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.
2.2. В недельный срок со дня принятия:
2.2.1. Довести настоящее постановление до сведения учреждений социального обслуживания населения Астраханской области.
2.2.2. Направить копию настоящего постановления в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области.
2.2.3. Направить копию настоящего постановления в информационные агентства "Гарант" и "Консультант Плюс" для включения в электронную базу данных.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Министр |
Е.А. Лукьяненко |
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Астраханской области "Социальное
обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста"
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 марта 2011 г. N 22)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста государственными учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения).
Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143-2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (далее - ГОСТ Р 52143).
ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 52495).
ГОСТ Р 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ГОСТ Р 52880).
ГОСТ Р 52882-2007. Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания (далее - ГОСТ Р 52882).
ГОСТ Р 52884-2007. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее - ГОСТ Р 52884).
ГОСТ Р 53058-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста (далее - ГОСТ Р 53058).
4. Общие положения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов и требованиями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 52882, ГОСТ Р 52884, ГОСТ Р 53058.
Учреждения социального обслуживания населения должны руководствоваться требованиями настоящего стандарта.
4.1. Состав, объемы и формы социальных услуг
4.1.1. Социально-бытовые услуги.
Социально-бытовые услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.1.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;
- предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи, а также информационных услуг;
- приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;
- предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;
- обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;
- социально-бытовые услуги индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера гражданам пожилого возраста, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы, ногти, мужчинам - брить бороду и усы;
- помощь в написании, оформлении и прочтении писем и различных документов;
- уборка жилых помещений;
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
- обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение учреждению согласно установленному порядку;
- предоставление транспорта для поездок граждан пожилого возраста к местам лечения, обучения, консультаций, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом;
- предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;
- выполнение функций опекунов и попечителей в отношении граждан пожилого возраста, нуждающихся в опеке или попечительстве;
- предоставление гражданам пожилого возраста - клиентам учреждений возможности пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами в соответствии с действующими тарифами;
- выделение супругам из числа проживающих в учреждении граждан пожилого возраста изолированного жилого помещения для совместного проживания;
- обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей клиентами учреждений как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время в соответствии с правилами внутреннего распорядка учреждения;
- создание условий для использования остаточных трудовых возможностей, участия в лечебно-трудовой деятельности;
- прием клиентов учреждения на работу в учреждении, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора;
- организация ритуальных услуг.
4.1.1.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- предоставление помещений для организации реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;
- обеспечение горячим питанием;
- предоставление постельных принадлежностей, спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;
- предоставление условий для соблюдения правил личной гигиены и санитарии;
- обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;
- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний.
4.1.1.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- помощь в приготовлении пищи;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- сдача вещей в стирку, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- помощь в написании писем и другой корреспонденции;
- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами;
- содействие в получении направления в стационарные учреждения социального обслуживания при наличии соответствующих показаний;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
- сопровождение в медицинские учреждения, находящиеся в пределах Астраханской области.
- содействие в организации ритуальных услуг.
4.1.2. Социально-медицинские услуги.
Социально-медицинские услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.2.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- бесплатное оказание медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
- направление нуждающихся в специализированной медицинской помощи на обследование и лечение в государственные и муниципальные учреждения здравоохранения;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья клиента (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);
- проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных и др.);
- оказание первичной медико-санитарной помощи;
- проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
- организация прохождения диспансеризации (углубленного медицинского осмотра);
- помощь в выполнении процедур, связанных с сохранением здоровья (приеме лекарств, закапывании капель, пользовании катетерами и т.д.);
- профилактика пролежней;
- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования;
- помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в госпитализации нуждающихся в учреждения здравоохранения, содействие в направлении по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;
- содействие в получении стоматологической, зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов;
- содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации.
4.1.2.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- оказание санитарно-гигиенических услуг;
- организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- организация лечебно-трудовой деятельности;
- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- содействие в получении медицинской помощи;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера.
4.1.2.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- обеспечение санитарно-гигиенического ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);
- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
- профилактика пролежней;
- поддержание условий проживания граждан пожилого возраста в соответствии с гигиеническими требованиями;
- оказание помощи в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой государственными и муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;
- содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
- содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение.
4.1.2.4. Дополнительные услуги, предоставляемые специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому, создаваемыми в учреждениях социального обслуживания или при органах социальной защиты населения:
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение граждан пожилого возраста в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях;
- выполнение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм и т.д.);
- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;
- наблюдение за состоянием здоровья и оказание санитарно-гигиенических услуг гражданам пожилого возраста (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и т.д.);
- помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
- взятие материалов для проведения лабораторных исследований (кал, моча);
- кормление ослабленных граждан пожилого возраста;
- проведение санитарно-просветительской работы;
- профилактика пролежней.
4.1.3. Социально-психологические услуги.
Социально-психологические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.3.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
а) социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
б) психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);
в) психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента, для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента);
г) психологические тренинги (активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации клиента к новым условиям);
д) психологическая помощь и поддержка (психологические воздействия по системе "психолог - клиент", направленные на решение проблем клиента, лежащих в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов);
е) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки);
ж) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
и) психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента).
4.1.3.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
- психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента).
4.1.3.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);
- оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса;
- социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, психологической помощи и поддержки).
4.1.4. Социально-педагогические услуги.
Социально-педагогические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.4.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей и участия в лечебно-трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;
- социально-педагогическое консультирование (оказание помощи клиентам в решении интересующих их социально-педагогических проблем жизнедеятельности);
- организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсий, концерты художественной самодеятельности, юбилеи и другие культурные мероприятия).
4.1.4.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- организация досуга (встречи с деятелями литературы и искусства, посещение концертов, выставок и другие культурные мероприятия);
- обучение доступным профессиональным навыкам, восстановление личного и социального статуса.
4.1.4.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий.
4.1.5. Социально-экономические услуги.
Социально-экономические услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.5.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
4.1.5.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- обеспечение питанием или продуктовыми наборами на срок, определенный для каждого учреждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- содействие в трудовом устройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях.
4.1.5.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;
- содействие в оказании материальной помощи;
- консультирование по вопросам самообеспечения.
4.1.6. Социально-правовые услуги.
Социально-правовые услуги гражданам пожилого возраста предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.6.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- консультирование по вопросам, связанным с правом граждан пожилого возраста на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан;
- оказание помощи в оформлении документов;
- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, установленных законодательством Российской Федерации;
- содействие в получении консультативной помощи;
- обеспечение представительствования в суде для защиты прав и интересов;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- содействие в сохранении гражданами пожилого возраста занимаемых ими ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении, а также содействие во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае их отказа от услуг учреждения по истечении указанного срока, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение.
4.1.6.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- оказание помощи в оформлении документов, в том числе удостоверяющих личность;
- содействие в получении юридических консультаций.
4.1.6.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- оказание помощи в оформлении документов;
- содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
- содействие в получении юридической помощи, консультаций по социально-правовым вопросам и иных правовых услуг.
Государственный стандарт
социального обслуживания населения Астраханской области
"Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам"
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 марта 2011 г. N 22)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые инвалидам, в том числе детям-инвалидам, государственными учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения),
Стандарт устанавливает состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52143-2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг (далее - ГОСТ Р 52143).
ГОСТ Р 52495-2005. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (далее - ГОСТ Р 52495).
ГОСТ Р 52880-2007. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее - ГОСТ Р 52880).
ГОСТ Р 52882-2007. Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания (далее - ГОСТ Р 52882).
ГОСТ Р 52884-2007. Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее - ГОСТ Р 52884).
ГОСТ Р 53059-2008. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам (далее - ГОСТ Р 53059).
4. Общие положения
Настоящий стандарт разработан в соответствии с положениями Федеральных законов и положениями ГОСТ Р 52880, ГОСТ Р 52882, ГОСТ Р 52884, ГОСТ Р 53059-2008.
Учреждения социального обслуживания населения должны руководствоваться требованиями настоящего стандарта.
4.1. Состав, объемы и формы социальных услуг.
4.1.1. Социально-бытовые услуги.
Социально-бытовые услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.1.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
а) предоставление инвалидам жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания;
б) предоставление в пользование мебели, адаптированной к нуждам и запросам инвалидов, в соответствии с ограничениями их жизнедеятельности согласно утвержденным нормативам;
в) содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;
г) приготовление и подача горячего питания, включая диетическое питание по соответствующим диетам, для взрослых инвалидов и детей-инвалидов;
д) предоставление мягкого инвентаря (одежды, в том числе специального назначения, обуви, в том числе ортопедической, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, нательного белья и постельных принадлежностей);
е) обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;
ж) исполнение функций опекунов и попечителей в отношении инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве;
и) предоставление инвалидам - клиентам учреждения возможности пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами в соответствии с действующими тарифами;
к) выделение супругам, из числа проживающих в учреждении инвалидов - клиентов учреждения, изолированного жилого помещения для совместного проживания;
л) обеспечение возможности беспрепятственного приема посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время;
м) оснащение занимаемых инвалидами жилых помещений специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
н) предоставление социально-бытовых услуг индивидуально-обслуживающего и гигиенического характера инвалидам, не способным по состоянию здоровья выполнять обычные житейские процедуры, в том числе такие действия, как встать с постели, лечь в постель, одеться и раздеться, умыться, принять ванну (сходить в баню), принять пищу, пить, пользоваться туалетом или судном, передвигаться по дому и вне дома, ухаживать за зубами или зубными протезами, пользоваться очками или слуховыми аппаратами, стричь волосы, ногти, мужчинам - брить бороду и усы;
п) помощь в написании и прочтении писем;
р) уборка жилых помещений;
с) сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
т) обеспечение сохранности личных вещей и ценностей, сданных на хранение учреждению согласно установленному порядку;
у) предоставление транспорта для поездок инвалидов к местам лечения, обучения, участия в культурно-досуговых мероприятиях, если по состоянию здоровья им противопоказано пользоваться общественным транспортом;
ф) предоставление помещений для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка и учитывающих интересы верующих различных конфессий и атеистов;
х) организация ритуальных услуг;
ц) оказание помощи инвалидам в пользовании:
- специальными приспособлениями для личной гигиены (приспособлениями для умывания, принятия душа, ванны и т.п.);
- специальным оборудованием для туалетных комнат (подъемниками, опорами, поручнями, специальными унитазами с подлокотниками, душами и воздушными сушилками, устройствами для опускания и подъема унитаза и др.);
- специально оборудованными средствами транспорта для перевозки инвалидов, в том числе средствами, оснащенными поручнями, подъемниками и другими приспособлениями для обеспечения безопасности;
- средствами для обмена информацией, получения и передачи информации для инвалидов с нарушениями зрения, слуха и голосообразования, в том числе специальными телефонными аппаратами; звукоусиливающей аппаратурой; декодерами "телетекста" для глухих и дисплеями для слепых; системами чтения и трансформации текста в другие формы воспроизведения; атласами, глобусами, картами для инвалидов по зрению; внутренними переговорными устройствами и др.;
- приспособлениями для захвата и передвижения предметов, в том числе различными держателями (для посуды, ключей, инструмента, телефонной трубки и т.д.), захватами, палками с крюками, щипцами и магнитами на конце, приспособлениями для открывания дверей, водопроводных кранов, банок, бутылок, манипуляторами и другими приспособлениями для инвалидов с дефектами конечностей;
- приспособлениями для одевания и раздевания;
- слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления; аналоговыми слуховыми аппаратами: заушными, внутриушными и карманными различных мощностей и модификаций; цифровыми заушными слуховыми аппаратами различных мощностей и модификаций; голосообразующими аппаратами, внутренними переговорными устройствами и устройствами синтезированной речи различных модификаций;
- оптическими средствами (лупами разной конструкции и кратности без освещения и с подсветкой, очками различной конструкции для дали и близи, электронными ручными видоувеличителями);
ч) ознакомление инвалидов с правилами пользования оборудованием для подъема и перемещения (пассажирскими лифтами, подъемниками, различными креслами-колясками, перилами, стойками, поручнями, подлокотниками и т.д.), оказание практической помощи в пользовании этим оборудованием с соблюдением всех мер безопасности;
ш) содействие в предоставлении в личное пользование инвалидам - клиентам учреждений следующих средств, приспособлений, приборов (с разъяснением порядка и правил их использования и оказанием помощи при пользовании ими):
- приспособлений для восстановления способности к самостоятельному передвижению (ходунков, манежей, костылей, различных тележек для инвалидов без ног, тростей и т.д.);
- кресел-колясок с ручным, ножным механизированным приводом и с разными способами управления;
- приспособлений для приготовления и приема пищи (специальной посуды, наборов столовых приборов для инвалидов и приспособлений для пользования ими, приспособлений для нарезки продуктов, очистки овощей и картофеля, мытья овощей и посуды);
- одежды специального назначения для инвалидов, сконструированной и изготовленной по индивидуальным заказам с учетом функциональных возможностей;
щ) содействие в обеспечении детей-инвалидов - клиентов учреждений, являющихся сиротами или лишенными попечительства родителей, по достижении 18 лет жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять детям самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
4.1.1.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- организация реабилитационных мероприятий, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности, культурное и бытовое обслуживание, поддержание активного образа жизни;
- обеспечение горячим питанием;
- предоставление на время пребывания в учреждении постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям;
- предоставление возможностей для соблюдения личной гигиены;
- обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми (детей - игрушками) и иным, необходимым для организации досуга;
- содействие в получении направления в учреждения стационарного социального обслуживания.
4.1.1.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;
- помощь в приготовлении пищи;
- доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом - для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения;
- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;
- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению;
- помощь в чтении и написании писем и другой корреспонденции;
- содействие в обеспечении книгами, газетами, журналами;
- сопровождение в медицинские учреждения;
- содействие в организации ритуальных услуг.
4.1.2. Социально-медицинские услуги.
Социально-медицинские услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.2.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
а) содействие в оказании бесплатной медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях;
б) проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
в) создание инвалидам условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
г) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);
д) содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
е) содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
ж) оказание первичной медицинской помощи;
и) организация добровольного участия в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья и желаний в соответствии с медицинским заключением;
к) организация прохождения диспансеризации;
л) госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении (по показанию врачей) на санаторно-курортное лечение;
м) содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;
н) содействие в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
п) организация квалифицированного медицинского консультирования;
р) оказание помощи в медицинской реабилитации;
с) помощь в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
т) профилактика и лечение пролежней;
у) помощь в освоении и выполнении физических упражнений;
ф) проведение оздоровительных тренингов для детей-инвалидов с использованием тренажеров.
х) организация игр с детьми-инвалидами в игровых комнатах с набором различных игр;
ц) занятия с детьми-инвалидами в сенсорных комнатах;
ч) проведение диагностики и восстановительного лечения инвалидов в кабинетах биологической обратной связи (БОС).
ш) проведение лечебно-оздоровительных мероприятий для инвалидов с использованием различного гимнастического оборудования.
щ) организация лечебно-трудовой деятельности инвалидов с применением средств, адаптированных для них:
- швейных и вязальных машин, приспособлений и устройств для управления ими, изделий и приспособлений, используемых в процессе шитья, вязанья, вышивания и глажения;
- пишущих машинок с крупным шрифтом и шрифтом Брайля и приспособлений для работы на них;
- садовых инструментов и приспособлений, обеспечивающих инвалидам возможность работы с ними;
- приспособлений для занятия гончарными работами, ловлей рыбы и т.д.
4.1.2.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- содействие в получении медицинской помощи;
- санитарно-гигиенические услуги;
- организация лечебно-оздоровительных мероприятий;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
- организация лечебно-трудовой деятельности;
- помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений;
- консультирование по социально-медицинским вопросам (гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек и другим).
4.1.2.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание и др.);
- содействие в получении медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования, оказываемой лечебно-профилактическими учреждениями;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- содействие в проведении реабилитационных мероприятий медицинского характера на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
- содействие в обеспечении по медицинским показаниям лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
- содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
- содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;
- содействие в выполнении процедур, связанных со здоровьем (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими медицинскими изделиями);
- профилактика пролежней;
- помощь в освоении и выполнении посильных физических упражнений.
4.1.2.4. Услуги, предоставляемые специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания на дому, создаваемыми в учреждениях социального обслуживания или при органах социальной защиты населения:
- оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых инвалидов в учреждения здравоохранения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
- выполнение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, перевязка, инъекции, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
- обучение родственников больных практическим навыкам общего ухода за ними;
- наблюдение за состоянием здоровья и оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым инвалидам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
- смена нательного и постельного белья;
- содействие в выполнении связанных со здоровьем процедур (прием лекарств, закапывание капель, пользование катетерами и другими изделиями медицинского назначения);
- взятие материалов для проведения лабораторных исследований (кал, моча);
- профилактика и лечение пролежней;
- кормление ослабленных инвалидов;
- проведение санитарно-просветительской работы;
- социально-медицинский патронаж семей, имеющих детей-инвалидов;
- содействие семьям, имеющим детей-инвалидов, воспитываемых дома, в их лечении, обучении навыкам самообслуживания, общения и контроля.
4.1.3. Социально-психологические услуги.
Социально-психологические услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.3.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
а) социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
б) психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);
в) психологическая коррекция (активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента для обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента);
г) психологические тренинги (активное психологическое воздействие, направленное на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации клиента к новым условиям);
д) психологическая помощь и поддержка (психологические воздействия в системе "психолог - клиент", направленные на решение проблем клиента, лежащих в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов);
е) социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания клиентам, при необходимости, психологической помощи и поддержки);
ж) проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
и) психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желании использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента);
к) проведение мероприятий по психологической разгрузке инвалидов с использованием оборудования для ароматерапии, аудиоаппаратуры с набором кассет, компакт-дисков, видеомагнитофонов с набором видеокассет, телевизоров.
4.1.3.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- социально-психологическое консультирование (получение от клиента информации о его проблемах, обсуждение с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации внутренних ресурсов и последующего решения его социально-психологических проблем);
- психодиагностика и обследование личности (выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции личности клиента);
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
- психопрофилактическая работа (содействие в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желании использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента).
4.1.3.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- социально-психологический патронаж (систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания клиентам, при необходимости, психологической помощи и поддержки);
- экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону);
- оказание психологической помощи, в том числе путем выслушивания, бесед, подбадривания, психологическая поддержка жизненного тонуса, беседы, общения;
- посещение в стационарных учреждениях здравоохранения для оказания морально-психологической поддержки.
4.1.4. Социально-педагогические услуги.
Социально-педагогические услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.4.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
а) организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей: создание условий для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими образования по специальным программам, создание условий для получения школьного образования по специальным программам;
б) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией: создание условий для использования остаточных трудовых возможностей и участия в трудовой деятельности, проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личностного и социального статуса;
в) социально-педагогическое консультирование;
г) организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсии, концерты художественной самодеятельности, юбилеи и другие культурные мероприятия);
д) педагогическая коррекция;
е) проведение обучения и тренировок инвалидов с помощью тренажерного и спортивного оборудования.
4.1.4.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями: создание условий для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими образования по специальным программам; создание условий для получения школьного образования по специальным программам; проведение мероприятий по обучению инвалидов доступным профессиональным навыкам в целях социально-трудовой реабилитации, восстановления личностного и социального статуса;
- организация досуга (встречи с деятелями литературы и искусства, концерты и другие культурные мероприятия).
4.1.4.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;
- содействие в организации обучения детей-инвалидов на дому, определение формы обучения детей, оказание практической помощи в организации обучения;
- содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
- содействие в организации труда детей-инвалидов и членов их семей на дому;
- обучение детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, а также и другим формам жизнедеятельности;
- обучение родителей детей-инвалидов основам их реабилитации в домашних условиях.
4.1.5. Социально-экономические услуги.
Социально-экономические услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.5.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- компенсация расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, на консультации;
- обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам.
4.1.5.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- содействие в трудоустройстве, в том числе на рабочие места в самом учреждении или создаваемых при нем подразделениях.
4.1.5.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- содействие в трудоустройстве, в том числе на временную работу, работу на дому;
- содействие в оказании материальной помощи;
- консультирование по вопросам самообеспечения.
4.1.6. Социально-правовые услуги.
Социально-правовые услуги инвалидам предоставляют в следующих объемах и формах:
4.1.6.1. Услуги при стационарном социальном обслуживании:
- консультирование по вопросам, связанным с правом инвалидов на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
- оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия (или бездействие) социальных служб или работников этих служб, нарушающих или ущемляющих законные права граждан;
- оказание помощи в оформлении документов;
- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
- содействие в осуществлении установленных законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки инвалидов;
- содействие в получении консультативной помощи;
- содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- обеспечение свободного посещения инвалидов нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений, священнослужителями, родственниками и другими лицами;
- содействие в сохранении занимаемых ранее по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилых фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случае, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении;
- оказание помощи проживающим в учреждениях стационарного социального обслуживания детям-инвалидам, являющимся сиротами или лишенным родительского попечительства и достигшим 18-летнего возраста, в обеспечении их жилыми помещениями органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту прежнего места жительства, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять им самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни.
4.1.6.2. Услуги при полустационарном социальном обслуживании:
- оказание помощи в оформлении документов, в том числе удостоверяющих личность;
- оказание юридической помощи как части мероприятий по социальной реабилитации;
- содействие в получении юридических консультаций.
4.1.6.3. Услуги при социальном обслуживании на дому:
- помощь в оформлении документов;
- содействие в осуществлении мер социальной поддержки инвалидов, установленных законодательством Российской Федерации;
- оказание помощи в пенсионном обеспечении и предоставлении других социальных выплат;
- содействие в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Документом утверждены стандарты социального обслуживания населения. Стандарты распространяются на социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания населения.
Стандарты устанавливают состав, объемы и формы предоставляемых социальных услуг.
Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области от 23 марта 2011 г. N 22 "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Астраханской области"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 31 марта 2011 г. N 12
Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 21 октября 2014 г. N 48 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2015 года