В целях формирования условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия в жизни общества:
1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы".
2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области" на 2011 - 2013 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную целевую программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
И.о. Губернатора Астраханской области |
К.А. Маркелов |
Концепция
комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого
возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2011 г. N 119-Пр)
Настоящая концепция комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы" (далее - концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27.11.2010 N ПР-3464ГС, поручением Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307; рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 N 18-2/10/1-118, Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П.
1. Введение
Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер (политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера), направленных на обеспечение гражданам пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия.
В сферу государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения вовлекаются граждане Российской Федерации - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации органы государственной власти всех уровней, общественные организации ветеранов и пенсионеров.
В концепции формулируются подходы к рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления целенаправленных действий по повышению качества жизни, признанию ценности вклада пожилых людей в социальную, экономическую и культурную жизнь страны, гармонизации интересов различных возрастных групп населения, сохранению способности к посильной трудовой деятельности, готовности передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные на обеспечение их жизнедеятельности.
Устойчивый рост доли пожилых людей в структуре населения Астраханской области обусловил формирование новых представлений о роли пожилых людей в социальном развитии. Уважение к пожилым людям, забота о них, позитивное отношение к старости, формируемое с детства, наряду с готовностью к ее наступлению признается нормой для каждого человека и общества в целом.
2. Содержание проблемы, ее соответствие Стратегии социально-экономического
развития Астраханской области и Программе социально-экономического
развития Астраханской области, обоснование необходимости ее решения
программно-целевым методом
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей как важное условие совершенствования образа жизни в пожилом возрасте - комплексный процесс, в ходе которого достигается состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, высокая обеспеченность необходимыми материальными, культурными и социальными благами, устанавливаются гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Пожилые люди в Астраханской области, как и в целом в Российской Федерации, - быстро растущая социально-демографическая группа. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет.
В 2010 году в Астраханской области наблюдалась стабилизация демографической ситуации.
Численность населения области, по предварительным данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2011 года составила 1007,0 тыс., что на 0,3 тыс. меньше, чем на начало 2010 года.
Средняя продолжительность жизни в последние годы в Астраханской области составила для мужчин 62 года, для женщин - 74,1, что соответствует среднероссийским показателям.
Однако, несмотря на осуществляемую демографическую политику в регионе, доля населения "старше трудоспособного возраста" увеличилась на 0,5% и составила 18,9% от общей численности населения. В связи с этим продолжает расти демографическая нагрузка на трудоспособное население. Так, на начало 2010 года этот коэффициент составил 594 человека нетрудоспособного возраста на 1000 населения трудоспособного возраста (на начало 2009 года - 578).
Согласно международным критериям население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше составляет 7%. По состоянию на 1 января 2010 года эта доля населения Астраханской области составила 11,3%. Женщины в вышеуказанном возрасте составляют 68,7% пожилого населения.
Несмотря на то, что за последние 2 года произошло увеличение численности населения на 6,1 тыс. человек, объективно к 2014 году численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться, что повлечет за собой снижение как экономически активного населения, так и снижение трудовых ресурсов.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, более низкий по сравнению с молодыми гражданами уровень доходов, утрата привычного социального статуса.
Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары. На положение и социальное самочувствие пожилых людей влияют изменения, связанные с процессами модернизации общества, динамично изменяющиеся экономические и социально-культурные условия.
Таким образом, наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов. Старшее поколение устойчиво нуждается в профилактической, медико-социальной помощи и социальных услугах.
В Астраханской области социальное обслуживание пожилых граждан входит в число приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти. Для определения потребностей лиц пожилого возраста и своевременной оптимизации форм социального обслуживания достаточно широко применяются различные формы социологических исследований.
В структуре отрасли социальной защиты населения Астраханской области действует разветвленная сеть разнопрофильных областных учреждений социального обслуживания и социальной реабилитации для граждан пожилого возраста и инвалидов: 4 дома-интерната; социально-реабилитационный и социально-оздоровительный центры; 16 комплексных центров социального обслуживания населения во всех районах области.
По итогам 2010 года в области всеми видами областных социальных учреждений обслужено 50 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе более 9 тысяч человек обслужены отделениями надомного обслуживания.
Однако проведенный мониторинг потребностей пенсионеров показал, что традиционные формы социального обслуживания не в полной мере их устраивают. Современные пожилые люди нуждаются не только в медицинском и социально-бытовом обслуживании, но и в оказании комплекса образовательных, психологических, консультативных, культурно-досуговых услуг.
В связи с этим с 2009 года в области стартовал проект обучения пенсионеров компьютерной грамотности "Все в сеть!", расширены образовательные проекты для лиц пожилого возраста. Во всех районах области на базе дневных отделений комплексных центров социального обслуживания населения получили развитие "школы третьего возраста", "школы активного долголетия", клубы пенсионеров.
Ведется работа по оптимизации структуры действующих учреждений. В целях максимально возможного продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде внедрен опыт создания приемной семьи для пожилого человека.
Благодаря комплексу проведенных мероприятий в области отсутствует очередь на надомное и стационарное обслуживание в интернаты общего типа, улучшены условия содержания граждан, повысилось качество предоставляемых социальных услуг.
В результате мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения средний размер пенсии по области за 2009-2010 годы увеличился на 2740,82 руб. или на 66,7%. Средний размер общих пенсий составил 6847,29 рублей. Соотношение средней трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера на 01.08.2010 составило 185,3%, что на 22,0 процентных пункта выше уровня на 31.12.2009.
В то же время решение проблем пожилых граждан требует дальнейшего совершенствования работы социального обслуживания, развития новых форм обслуживания, включая мобильные бригады по оказанию социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах сельской местности, расширения досуговой деятельности, повышение доступности медицинских услуг, обеспечения лекарственными средствами и т.п.
В Астраханской области отсутствует геронтологическая служба и госпитали для ветеранов войн. Коечный фонд для оказания стационарной медицинской помощи гражданам пожилого возраста недостаточен. Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию, необходимо создание геронтологического центра.
Для возможности достижения этих целей необходима разработка комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы" (далее - программа).
Программно-целевой метод позволит объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач стабилизации материального и социального положения граждан старшего поколения путем совершенствования механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов; охраны здоровья, посильной занятости и предоставления адресной помощи и широкого спектра социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте.
Совершенствование социального обслуживания пожилых граждан, повышение качества их жизни соответствует приоритетным направлениям, указанным в Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П, и Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Астраханской области "О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы" от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ, в части решения тактических задач в сфере социальной поддержки и социального обслуживания отдельных групп населения, нуждающихся в особом внимании и заботе государства.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
При неиспользовании программно-целевого метода указанные проблемы не могут быть решены, что может привести к низкой социальной активности граждан пожилого возраста, потере ориентации в современном социокультурном пространстве. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приведет к ограничению их доступа к общественным благам и услугам. Затруднение социальных контактов имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.
4. Предложения по цели и задачам программы
Основной целью программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста.
Для достижения указанной цели программа предусматривает выполнение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;
- обеспечение основ деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста;
- оптимизация структуры учреждений социального обслуживания населения в соответствии с потребностями пенсионеров в социальных услугах;
- повышение качества социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста;
- повышение уровня материальной обеспеченности граждан пожилого возраста;
- обеспечение доступности получения социальных и медицинских услуг для граждан пожилого возраста;
- укрепление взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями;
- обеспечение мер по укреплению здоровья граждан пожилого возраста;
- организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста.
5. Ориентировочные сроки действия программы
Предположительный срок реализации программы - 2011 - 2013 годы. Этапы программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
6. Предложения по направлениям реализации программы
(укрупненные мероприятия)
Мероприятия программы направлены на:
- внесение изменений в действующий порядок предоставления социальных услуг, расширение перечня гарантированных государством социальных услуг, совершенствование тарифов на социальные услуги;
- развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми и предоставлению им паллиативной помощи, а также института приемной семьи для пожилых людей;
- расширение практики использования мобильных бригад для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста;
- проведение мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста для совершенствования работы с пожилыми людьми;
- обеспечение соответствия качества оказываемых социальных услуг стандартам социального обслуживания, включая укрепление материально-технической базы учреждений;
- развитие волонтерского движения;
- расширение сети пунктов оказания срочной социальной помощи (социальных магазинов);
- повышение квалификации кадров;
- своевременное предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством, оказание социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- проведение мероприятий, направленных на формирование социальных связей, организацию культурного досуга, развитие образовательных программ для пожилых на базе учреждений социального обслуживания, развитие социального туризма и спорта для граждан пожилого возраста.
7. Предложения по ресурсному обеспечению программы
Финансирование из бюджета Астраханской области будет осуществляться как за счет средств комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы", так и в рамках отраслевых и ведомственных целевых программ:
- подпрограммы "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2010-2011 годы" программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П;
- подпрограммы "Социальная поддержка инвалидов в Астраханской области на 2010-2011 годы" отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П;
- аналитической ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 26.01.2011 N 18;
- субсидий общественным объединениям в Астраханской области, предусмотренных Законом Астраханской области от 21.12.2010 N 83/2010-ОЗ "О бюджете Астраханской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов";
- текущего финансирования учреждений социального обслуживания на 2011 год.
Финансирование мероприятий будет осуществляться исходя из возможности бюджета Астраханской области на соответствующий финансовый год.
8. Предложения по государственным заказчикам,
разработчикам программы и по участию исполнительных органов
государственной власти Астраханской области, ответственных
за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - государственный заказчик программы).
Исполнителями программы являются министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство спорта и туризма Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области.
9. Предложения по механизму формирования программы
Механизм формирования программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Программа формируется на основании анализа предложений исполнителей программы - исполнительных органов государственной власти Астраханской области в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.01.2011 N 18-2/10/1-118.
Исполнители программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации и состав учреждений - непосредственных исполнителей.
Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией программы
В ходе реализации программы министерство социального развития и труда Астраханской области:
- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом, а также за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм ее реализации и состав исполнителей;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы.
Государственный заказчик программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме.
11. Предложения по оценке результативности и эффективности
реализации программы
11.1. Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, предлагается использовать следующие статистические и качественные показатели эффективности:
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Значение показателя за период, предшествующий реализации программы |
Прогнозные значения показателей |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
|||
Доля граждан пожилого возраста, обслуженных учреждениями социального обслуживания населения, в общей численности пенсионеров |
% |
18 |
19 |
20 |
20 |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами, из общего количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании |
% |
94 |
95 |
95 |
95 |
Доля стационарных учреждений социального обслуживания, имеющих соответствующую нормам площадь спальных помещений, из общего числа стационарных учреждений социального обслуживания |
% |
60 |
63 |
65 |
67 |
Количество комплексных центров социального обслуживания населения, организовавших работу мобильных бригад |
ед. |
3 |
16 |
16 |
16 |
Количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение работе на компьютере в рамках социального проекта "Все в сеть!" |
|
1500 |
1500 |
1500 |
1500 |
Количество социальных работников, принявших участие в конкурсе "Лучший социальный работник" |
|
100 |
110 |
120 |
130 |
Количество граждан пожилого возраста, охваченных различными видами адресной поддержки |
|
3495 |
3585 |
10000 |
10500 |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных культурно-массовыми и спортивными мероприятиями, в общем количестве пенсионеров |
% |
17,3 |
17,5 |
17,7 |
18 |
Наличие гериатрического центра |
ед. |
- |
1 |
1 |
1 |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных мероприятиями программы, к общему числу пенсионеров |
% |
72,4 |
75,1 |
78,4 |
79,1 |
11.2. Реализация мероприятий программы обеспечит:
- создание эффективной системы комплекса мер, направленных на повышение качества жизни, улучшение социального самочувствия людей пожилого возраста;
- охват социальными услугами не менее 90% граждан пожилого возраста из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;
- соответствие социальных услуг, предоставляемых стационарными учреждениями социального обслуживания, стандартам социального обслуживания;
- повышение доступности предоставления социальных и медицинских услуг, в том числе путем организации мобильных бригад;
- организацию досуговой деятельности граждан пожилого возраста, включая овладение компьютерной грамотностью.
12. Предложения по методике оценки эффективности программы
Для оценки эффективности программы предлагается использовать показатели, методика расчета которых приведена ниже:
Наименование мероприятия |
Наименование показателя |
Методы расчета показателей |
1 |
2 |
3 |
Обеспечение основ деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста |
Доля граждан пожилого возраста, обслуженных учреждениями социального обслуживания населения, в общей численности пенсионеров |
Число граждан пожилого возраста, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания/число граждан пожилого возраста х 100% |
Оптимизация структуры учреждений социального обслуживания населения в соответствии с потребностями пенсионеров в социальных услугах |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами, из общего количества граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании |
Число граждан пожилого возраста, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания/число граждан пожилого возраста, обратившихся за оказанием социальных услуг на конец отчетного года х 100% |
Разработка и представление в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2020 года |
Доля стационарных учреждений социального обслуживания, имеющих соответствующую нормам площадь спальных помещений, из общего числа стационарных учреждений социального обслуживания |
Число стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания, имеющих площадь спальных помещений 6-8 кв. м на чел./число стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания на конец отчетного года х 100% |
Развитие деятельности мобильных бригад для неотложной социальной и медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста при комплексных центрах социального обслуживания |
Количество комплексных центров социального обслуживания населения, организовавших работу мобильных бригад |
Число комплексных центров социального обслуживания населения, организовавших работу мобильных бригад на конец отчетного года |
Развитие деятельности социального проекта по обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста "Все в сеть!" |
Количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение работе на компьютере в рамках социального проекта "Все в сеть!" |
Число граждан пожилого возраста, закончивших курсы обучения на компьютере, на конец отчетного года |
Проведение ежегодного регионального конкурса "Лучший социальный работник" |
Количество социальных работников, принявших участие в конкурсе "Лучший социальный работник" |
Число социальных работников, принявших участие во всех этапах конкурса |
Оказание материальной помощи гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации |
Количество граждан пожилого возраста, охваченных различными видами адресной поддержки |
Число граждан пожилого возраста, получивших адресную социальную помощь, в рамках программы "Социальная защита населения Астраханской области" на конец отчетного года |
Организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста |
Доля граждан пожилого возраста, охваченных культурно-массовыми и спортивными мероприятиями, в общем количестве пенсионеров |
Число граждан пожилого возраста, охваченных культурно-массовыми и спортивными мероприятиями на конец отчетного года/общее количество пенсионеров х 100% |
Создание гериатрического центра на базе ГУЗ "Областная клиническая больница N 3" |
Наличие гериатрического центра |
Факт наличия функционирующего гериатрического центра на конец отчетного года |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденная концепция раскрывает содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом.
Основной целью программы является формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста.
Предположительный срок реализации программы - 2011 - 2013 годы. Этапы программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 6 апреля 2011 г. N 119-Пр "О концепции комплексной целевой программы "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Астраханской области на 2011 - 2013 годы"
Текст распоряжения официально опубликован не был