Постановление Министерства социального развития и труда
Астраханской области
от 22 ноября 2011 г. N 48
"О Порядке аттестации работников государственных учреждений социального
обслуживания населения Астраханской области"
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации в целях перехода на новую систему оплаты труда и дальнейшее ее применение, а также в целях улучшения подбора, расстановки и подготовки кадров, повышения уровня профессионального мастерства, качества и эффективности работы работников государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания населения Астраханской области (далее - Порядок).
2. Руководителям государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области присвоить квалификационные категории работникам этих учреждений, не имеющим их, в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Руководителям государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области в срок до 30.12.2011 представить в министерство информацию о количестве работников, указанных в пункте 2 настоящего Постановления, их должности и уровне присвоенной квалификации.
4. Департаменту правовой и кадровой политики (Майсюк Е.И.) совместно с департаментом труда (Хотинецкая В.В.):
4.1. Подготовить в срок до 30.11.2011 Методические рекомендации по вопросу аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания населения Астраханской области (далее - учреждения) на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории.
4.2. Направить копии настоящего постановления:
- в агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области в двухдневный срок со дня его принятия для официального опубликования;
- в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Астраханской области в семидневный срок со дня его принятия;
- в прокуратуру Астраханской области не позднее семи рабочих дней со дня его принятия;
- в информационные агентства "Гарант", "КонсультантПлюс" для включения в электронные базы данных.
5. Департаменту общественных связей и коммуникационных технологий (Афанасьева Е.В.) разместить постановление на официальном сайте министерства www.minsoctrud.ru в десятидневный срок со дня его принятия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "www.minsoctrud.astrobl.ru"
И.о. министра |
Л.Г. Шевченко |
Порядок
аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания
населения Астраханской области
(утв. постановлением министерства социального развития и труда Астраханской области от 22 ноября 2011 г. N 48)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проведения аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания населения Астраханской области (далее - учреждения) на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории.
1.2. Аттестация работников учреждения проводится на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории (далее - аттестация) в целях определения уровня профессиональной подготовки, а также подтверждения соответствия квалификации работников учреждений требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, на основе оценки их профессиональной деятельности.
1.3. Основными задачами аттестации являются:
- объективная оценка деятельности работников учреждений и определение (подтверждение, повышение) соответствия квалификации работников учреждений требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям;
- повышение эффективности и качества труда работников учреждения;
- определение необходимости переподготовки, повышения квалификации работников учреждения;
- стимулирование профессионального роста работников учреждений;
- формирование высококвалифицированного кадрового состава учреждения;
- обеспечение возможности передвижения кадров в учреждении;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда работников учреждения.
Проведение аттестации предполагает дифференцированный подход к различным категориям работников учреждений в соответствии с уровнем сложности и ответственности решаемых задач или выполняемых должностных обязанностей.
1.4. Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечивающие объективное отношение к аттестуемым работникам учреждений.
1.5. Аттестации не подлежат:
- проработавшие в занимаемой должности менее одного года на день подачи заявления на аттестацию;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- женщины (мужчины), находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
1.6. Настоящий Порядок не распространяется на следующие категории работников:
- работников учреждений, занимающих должности, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к должностям медицинских и фармацевтических работников;
- работников учреждений, занимающих должности, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к должностям работников культуры, искусства и кинематографии;
- работников учреждений, занимающих должности, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к должностям работников физической культуры и спорта;
- работников учреждений, занимающих должности, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к общеотраслевым должностям служащих первого уровня (1 и 2 квалификационные уровни), а также работников, относящихся к профессиональной группе "Общеотраслевые профессии рабочих", воспитателей семейных групп.
- работников учреждений, занимающих должности, относящиеся в соответствии с действующим законодательством к должностям педагогических работников.
1.7. Работники учреждения, выполняющие в учреждении работу на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в указанном учреждении в порядке, предусмотренном настоящим Порядком.
1.8. Для работников учреждений проводится два вида аттестации - плановая (обязательная) и внеплановая.
Плановая (обязательная) аттестация в отношении всех работников учреждения проводится не реже 1 раза в пять лет в соответствии с графиком проведения аттестации (далее - график), утверждаемым учреждением.
Внеплановая аттестация проводится:
- в случае систематического неисполнения либо ненадлежащего исполнения работником учреждения возложенных на него должностных обязанностей;
- по инициативе работника учреждения в целях установления более высокой квалификационной категории, учитывая условие, предусмотренное пунктом 1.14 настоящего Порядка;
- в случае изменения системы оплаты труда работников учреждений;
- в случае принятия работодателем решения о сокращении численности или штата работников учреждения.
Порядок проведения плановой (обязательной) и внеплановой аттестации является одинаковым.
1.9. Работник учреждения имеет право отозвать заявление о прохождении внеплановой аттестации не позднее чем за семь календарных дней до ее начала.
1.10. Уровень квалификации работников учреждения определяется по трем квалификационным категориям - вторая, первая и высшая.
На вторую квалификационную категорию может претендовать работник учреждения, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую квалификационным требованиям, установленным для данной профессии (должности), требующей специальных знаний или специальной подготовки, и стаж работы в занимаемой должности не менее одного года на день проведения аттестации.
На первую квалификационную категорию может претендовать работник учреждения, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую квалификационным требованиям, установленным для данной профессии (должности), требующей специальных знаний или специальной подготовки, вторую квалификационную категорию и (или) стаж работы в занимаемой должности не менее двух лет на день проведения аттестации.
На высшую квалификационную категорию вправе претендовать работник учреждения, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую квалификационным требованиям, установленным для данной профессии (должности), требующей специальных знаний или специальной подготовки, первую квалификационную категорию и (или) стаж работы по занимаемой должности не менее трех лет на день проведения аттестации, и имеющий методические разработки по профилю деятельности.
1.11. Работник учреждения, изъявивший желание в добровольном порядке подтвердить или повысить квалификационную категорию, представляет в аттестационную комиссию по аттестации работников учреждений на подтверждение, повышение квалификационной категории (далее - аттестационная комиссия) заявление с указанием квалификационной категории, на которую он претендует (далее - заявление), по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, отчет о проделанной работе, утвержденный непосредственным руководителем работника учреждения и содержащий результаты профессиональной деятельности работника учреждения, а также выводы об эффективности его труда (далее - отчет).
К отчету прилагаются материалы, подтверждающие достоверность выводов, содержащихся в отчете и отражающих уровень профессиональной компетентности работника учреждения (далее - аттестационные документы).
1.12. По представлению руководителя при наличии ученой степени, ученого звания, почетного звания, государственных, ведомственных наград и иных знаков отличия Астраханской области по профилю деятельности работника учреждения аттестационная комиссия принимает заявление на аттестацию без предъявления установленных настоящим Порядком требований к стажу работы и последовательности присвоенных категорий и рассматривает вопрос об установлении квалификационной категории на одну категорию выше в индивидуальном порядке.
1.13. Квалификационные категории работникам учреждений присваиваются на пять лет.
По истечении пятилетнего срока работник учреждения вправе подтвердить присвоенную ранее квалификационную категорию либо аттестоваться на более высокую квалификационную категорию.
1.14. Работник учреждения вправе претендовать на более высокую квалификационную категорию до истечения срока действия присвоенной ему квалификационной категории, но не ранее чем через два года после присвоения ему предыдущей квалификационной категории (1).
Но в случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории принимается решение о подтверждении имеющейся квалификационной категории.
1.15. Аттестация работников учреждения проводится за счет средств учреждения, где работает аттестуемый.
2. Сроки проведения аттестации
2.1. Сроки проведения аттестации работников учреждения устанавливаются учреждением и доводятся до сведения министерства.
2.2. Кадровая служба учреждения письменно предупреждает работника об окончании срока действия квалификационной категории не позднее, чем за четыре месяца.
За три месяца до окончания срока действия квалификационной категории работник учреждения в порядке, установленном настоящим Порядком, подает заявление в аттестационную комиссию либо о подтверждении имеющейся квалификационной категории, либо о получении более высокой квалификационной категории.
2.3. Прием заявлений, отчетов и аттестационных документов прекращается за 30 календарных дней до начала проведения аттестационных мероприятий.
2.4. Сроки прохождения аттестации для каждого работника учреждения устанавливаются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее, чем за 14 календарных дней до начала аттестации.
2.5. Продолжительность аттестации для каждого работника учреждения не должна превышать двух календарных месяцев с даты начала аттестации, установленной графиком, до принятия соответствующего решения аттестационной комиссией.
2.6. По объективным причинам (в случае временной нетрудоспособности работника учреждения, нахождения его в командировке или по другим уважительным причинам) по личному заявлению работника учреждения или ходатайству руководителя, представленным в аттестационную комиссию не позднее, чем за семь календарных дней до заседания аттестационной комиссии, на основании решения комиссии продолжительность аттестации увеличивается, но не более чем на один календарный месяц, или дата начала аттестации переносится на другой срок.
2.7. По истечении срока действия квалификационной категории у работника учреждения, не прошедшего без уважительных причин плановую (обязательную) аттестацию на подтверждение имеющейся квалификационной категории или повышение квалификационной категории, присвоенная ему квалификационная категория не сохраняется.
2.8. Работникам учреждения, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, срок действия квалификационной категории сохраняется на весь период нахождения в указанном отпуске.
3. Порядок подготовки к проведению аттестации
3.1. Аттестационные комиссии учреждений создаются для аттестации работников данных учреждений на вторую, первую и высшую квалификационные категории.
3.2. Состав аттестационной комиссии утверждается руководителем учреждения.
3.3. В состав аттестационной комиссии входят председатель, заместитель председателя, секретарь, члены аттестационной комиссии.
Состав аттестационной комиссии не может превышать 10 человек.
В качестве членов аттестационной комиссии могут быть включены представители профсоюзов, научных и общественных организаций, действующих в сфере социальной защиты населения.
В случае рассмотрения вопроса присвоения работникам высшей категории в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке в качестве ее членов включаются представители министерства, профсоюза (представительного выборного органа работников учреждения), научных организаций.
3.4. Аттестационная комиссия осуществляет работу на общественных началах.
3.5. Руководство работой аттестационной комиссии осуществляет ее председатель. В период отсутствия председателя аттестационной комиссии руководство возлагается на заместителя председателя.
3.6. Организация деятельности аттестационной комиссии возлагается на секретаря аттестационной комиссии.
3.7. Материально-техническое обеспечение деятельности аттестационных комиссий учреждений осуществляется соответствующими учреждениями.
3.8. Непосредственный руководитель подготавливает и подписывает отзывы на работников учреждения, подавших заявление на прохождение аттестации, которые утверждаются руководителем учреждения, и направляет в аттестационную комиссию не позднее, чем за один месяц до даты проведения аттестации.
3.9. Секретарь аттестационной комиссии не позднее, чем за 14 календарных дней до начала аттестации должен ознакомить каждого работника учреждения с отзывом на него под роспись.
4. Порядок проведения аттестации
4.1. Аттестация работников учреждения проводится аттестационной комиссией в три этапа.
Первый этап аттестации предусматривает рассмотрение аттестационной комиссией отчета, аттестационных документов, отзыва, а также оценку уровня квалификации работников учреждений на основе критериев, утвержденных локальным актом учреждения в соответствии с Рекомендуемыми группировкой трудовых функций по сложности труда и системой критериев оценки уровня квалификации работника учреждения (далее - критерии), содержащихся в приложении 2 к настоящему Порядку.
Второй этап включает собеседование с работником учреждения во время заседания аттестационной комиссии.
Третий этап проведения аттестации предусматривает решение аттестационной комиссии о присвоении (или подтверждении, повышении) работнику учреждения квалификационной категории, а также ознакомление работника учреждения с решением, принятым аттестационной комиссией.
4.2. Заседания аттестационной комиссии (далее - заседания) проводятся по мере необходимости.
4.3. Повестка дня заседаний определяется аттестационной комиссией.
4.4. На период аттестации работника учреждения, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой аттестационной комиссии приостанавливается.
В случае, когда членом аттестационной комиссии является непосредственный руководитель работника учреждения, проходящего аттестацию, его членство в этой аттестационной комиссии приостанавливается.
4.5. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.
4.6. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия выносит по каждому работнику учреждения одно из решений:
- уровень квалификации по должности соответствует требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории;
- уровень квалификации по должности соответствует требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, при условии переподготовки или повышения квалификации до проведения очередной плановой аттестации;
- уровень квалификации по должности не соответствует требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории;
- присвоена заявленная квалификационная категория;
- отказано в присвоении заявленной квалификационной категории.
4.7. Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии.
При равенстве голосов решение принимается в пользу работника учреждения.
4.8. Результаты аттестации сообщаются аттестованным работникам непосредственно после принятия решения аттестационной комиссией.
4.9. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист (приложение 3 к настоящему Порядку).
4.10. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствующими на заседании.
Аттестованный работник учреждения знакомится с аттестационным листом под роспись.
4.11. Аттестационный лист хранится в материалах аттестационной комиссии.
5. Реализация решений аттестационной комиссии
5.1. На основании решения аттестационной комиссией в семидневный срок после его принятия издается приказ о присвоении (или подтверждении, повышении) работнику учреждения квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией.
Сведения о результате аттестации заносятся в трудовую книжку работника учреждения.
5.2. В случае признания аттестационной комиссией работника учреждения не соответствующим заявленной категории указанный работник вправе подать заявление о проведении повторной аттестации не ранее чем через три месяца после проведения данной аттестации.
5.3. Трудовые споры по вопросам аттестации работников учреждений рассматриваются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
- в комиссиях по трудовым спорам;
- в суде.
Другие вопросы, связанные с аттестацией, рассматриваются аттестационной комиссией.
6. Заключительные положения
В отношении работников учреждения, которым квалификационная категория присваивается впервые в связи с введением новой системы оплаты труда, аттестация проводиться в сроки, установленные министерством в соответствии с уровнями квалификации, определенными настоящим Порядком, без привлечения работника к аттестационным мероприятиям на основании имеющихся в учреждении документов, подтверждающих соответствие работника, предъявляемым квалификационным требованиям.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 1
к Порядку аттестации работников
государственных учреждений социального обслуживания
населения Астраханской области на присвоение
(подтверждение, повышение) квалификационной
категории, утвержденному постановлением
министерства социального развития и труда
Астраханской области
от 22 ноября 2011 г. N 48
______________________________________
(наименование аттестационной комиссии)
______________________________________
______________________________________
от ___________________________________
(фамилия, имя, отчество)
______________________________________
______________________________________
(должность, место работы)
______________________________________
тел. _________________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу аттестовать меня в 20 __ году на _____________________________
квалификационную категорию по должности (должностям) ___________________.
В настоящее время (имею ______________ квалификационную категорию,
срок ее действия до _______) либо (квалификационной категории не имею).
Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную
категорию считаю следующие результаты работы:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________.
Прошу о проведении аттестации в форме
________________________________________________________________________.
Сообщаю о себе следующие сведения:
Образование (когда и какое образовательное учреждение
профессионального образования окончил, полученная специальность и
квалификация)
_________________________________________________________________________
стаж работы по специальности ___________ лет
стаж работы в данной должности _________ лет
стаж работы в данном учреждении ________ лет.
Имею следующие награды, звания, ученую степень, ученое звание
_________________________________________________________________________
Сведения о повышении квалификации _______________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
С порядком аттестации работников учреждений ознакомлен (а).
"__" ____________ 20 __ г. ___________ _____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 2
к Порядку аттестации работников
государственных учреждений социального обслуживания
населения Астраханской области на присвоение
(подтверждение, повышение) квалификационной
категории, утвержденному постановлением
министерства социального развития и труда
Астраханской области
от 22 ноября 2011 г. N 48
Рекомендуемые группировка трудовых функций по сложности труда
и система критериев оценки уровня квалификации работника учреждения
1. Рекомендуемая группировка трудовых функций по сложности труда представлена в таблице 1.
Таблица 1
Градация уровней квалификации работника |
Группировка трудовых функций работника учреждения по сложности труда |
Вторая квалификационная категория |
Работы средней сложности, выполняемые работником учреждения самостоятельно. Работы, в незначительной степени требующие знаний в смежных областях науки и техники, повторяющиеся в пределах регламентированного задания, в котором определяются возможные методы решения стоящих перед специалистом задач, указываются руководящие и нормативные материалы, необходимые в процессе труда. Трудовые функции в незначительной степени связаны с передачей профессионального опыта и знаний коллегам. |
Первая квалификационная категория |
Работа повышенной сложности, выполняемые работником учреждения, как правило, самостоятельно. Работы могут иметь проблемный характер, требующие творческого подхода. Выполняющие их работники учреждения должны обладать глубокими профессиональными знаниями и необходимым практическим опытом для результативной работы с клиентами учреждения, относящейся к повышенной группе сложности. Трудовые функции связаны с передачей профессионального опыта и знаний коллегам. |
Высшая квалификационная категория |
Особо сложные трудовые функции и соответствующие работы, выполняемые работником учреждения самостоятельно. Решаемые профессиональные задачи имеют проблемный характер, при выполнении трудовых функций и работ работник учреждения должен: - иметь не только профессиональные (специальные) знания, но и хорошо ориентироваться в смежных областях науки и техники; - использовать передовой опыт; - обладать необходимыми знаниями и способностями для изыскания резервов, повышения эффективности труда не только личного, но и коллег по работе. К данной группе относятся работы с клиентами учреждения повышенной или высокой группы сложности. Например, непосредственная работа с гражданами или семьями группы крайнего социального риска; с людьми, страдающими психическими заболеваниями или с психической неуравновешенностью; с лицами, склонными к насилию, жестокому обращению с детьми; с лицами, склонными к правонарушениям, к суициду, имеющими зависимость к психоактивным веществам, с учетом степени тяжести трудной жизненной ситуации. К высокой группе сложности могут быть отнесены случаи, когда указанные признаки были выявлены у нескольких или всех членов семьи, при выявлении сочетанных признаков трудной жизненной ситуации или социально опасного положения. К сложным профессиональным задачам и функциям относится передача профессионального опыта и знаний коллегам в случаях, когда работник учреждения несет ответственность за результаты обучения или работу обучаемого (например, наставничество или стажировка); в случаях консультативной или методической (методического руководства) работы со работниками учреждения, связанной с ответственностью за результаты такой работы. Также к сложным функциям относятся работы, связанные с участием работника учреждения в комиссионных органах, экспертных группах, в которых он несет ответственность за результаты работы. |
2. Система критериев оценки уровня квалификации работника учреждения
1. Оценка уровня квалификации работника учреждения осуществляется на основе системы критериев оценки уровня квалификации.
2. Система критериев оценки уровня квалификации работника учреждения представляет собой совокупность критериев, показателей и признаков соответствия уровня квалификации работника требованиям к квалификационным категориям и включает следующие критерии:
Критерий 1. Профессиональная компетентность.
Критерий 2. Деловые, в том числе личностные качества.
Критерий 3. Результативность труда.
3. Каждый из трех перечисленных критериев включает составные части - набор показателей, характеризующих отдельные содержательные аспекты квалификации работника учреждения (далее - набор показателей). В свою очередь, для каждого показателя, включенного в систему критериев, предусмотрен свой набор признаков (далее - набор признаков). При этом отдельный признак представляет собой желательную характеристику работника учреждения, содержащую частный аспект соответствия уровня квалификации работника учреждения требованиям к заявленной квалификационной категории.
Критерии и соответствующие им наборы показателей приведены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии и соответствующие им наборы показателей
N |
Наименование критерия |
Наборы показателей (и номера показателей), относящихся к соответствующим критериям |
Критерий 1 |
Профессиональные знания, умения и навыки (профессиональная компетентность) |
1.1. Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения |
1.2. Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых и ведомственных социальных программ, умения и навыки их применения на практике | ||
1.3. Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственного взаимодействия, умения и навыки организации социальных услуг и содействия защите прав клиента | ||
1.4. Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий | ||
Критерий 2 |
Деловые, в т.ч. личностные качества |
2.1. Культура труда |
2.2. Культура мышления, речи и письма | ||
2.3. Культура общения и поведения | ||
2.4. Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную деятельность) | ||
2.5. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее или нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и т.п., а также посредством самообразования | ||
2.6. Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или нерабочее время | ||
2.7. Уровень образования | ||
2.8. Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестации. | ||
Критерий 3 |
Результативность профессиональной деятельности (труда) работника |
3.1. Результативность в сфере практической работы с клиентом |
3.2. Результативность в сфере организаторской, организационно-методической работы | ||
3.3. Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами | ||
3.4. Результативность в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности | ||
3.5. Результативность в сфере просветительской и общепрофилактической работы |
4. Результативность труда работников учреждений предполагает необходимость решения указанными работниками различных по виду и составу профессионально значимых задач. Набор показателей, относящихся к критерию "Результативность профессиональной деятельности (труда) работника" устанавливается исходя из групп профессионально значимых задач.
В качестве таких задач выделяют пять групп задач, различающихся по объекту работы и роли работника учреждения, которые целесообразно рассматривать как относительно однородные по их качественным особенностям и оценивать раздельно применительно к уровню сложности трудовых функций и работ, выполняемых работником учреждения. Так, в частности, выделяют следующие профессионально значимые задачи, решаемые работником учреждений:
в сфере практической работы с клиентом (персонифицированные услуги; объект работы - отдельные лица, семьи, социальные группы; роль специалиста "практик";
в сфере организаторской, организационно-методической работы (объект работы - персонал, специалисты, будущие специалисты, волонтеры; роль специалиста - "организатор");
в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества, консультативной и методической работы со специалистами; объект работы - специалисты; роль специалиста - "педагог, консультант";
в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности (объект работы - проблемное поле; роль специалиста - "исследователь");
в сфере просветительской и общепрофилактической работы (неперсонифицированные услуги; объект работы - аудитория, население; роль специалиста - "просветитель").
Оценка результативности труда работника учреждения в процессе аттестации осуществляется также на основе анализа объема и качества выполненных работ за аттестационный период, с учетом сложности и состава решаемых профессионально задач.
При оценке результативности труда работника учреждения необходимо учитывать цели практической работы социальной службы, которые включают содействие клиенту в полном или частичном разрешении трудной жизненной ситуации, повышение степени самостоятельности клиента в обеспечении своей жизнедеятельности. Достижению этих целей служат меры по улучшению правового и социального статуса клиента, его материального положения, среды общения, психического состояния, по достижению позитивных изменений в ценностной сфере.
Результативность практической работы социальной службы с клиентом определяется степенью улучшения его положения и ситуации:
с объективной стороны - в стабилизации или улучшении объективного состояния дел клиента (внешней стороны качества его жизни; социального и правового статуса, юридически значимых обстоятельств, обстановки);
с субъективной стороны - в изменении субъективной интерпретации жизненных обстоятельств клиента, активизации его жизненной позиции, социально желательных ценностных ориентаций и поведенческих стратегий.
5. Каждый из критериев, установленных системой критериев, помимо набора показателей, характеризующих отдельные аспекты квалификации работника учреждения, включает наборы признаков соответствия уровню квалификации работника и кратких описаний этих признаков (таблицы 3, 3.1, 3.2, 3.3).
6. Результаты оценки по каждому аттестуемому работнику учреждения по предусмотренным признакам установленных критериев отмечаются в типовом бланке для оценки уровня квалификации работника (Таблица 4).
7. Результаты оценки уровня квалификации работника учреждения по всем критериям заносится в сводную таблицу (Таблица 5).
Таблица 3
Количество признаков,
включенных в конкретный набор признаков по каждому критерию,
в соответствии с градациями уровней квалификации работников учреждения
N критерия и показателя |
Наименование критериев и показателей для оценки уровня квалификации работника учреждения |
Градация уровней квалификации работников учреждений |
||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
||
Количество признаков, включенных в конкретный набор | ||||
1. |
Критерий 1. Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.1. |
Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения |
|||
1.2. |
Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых социальных программ, умения и навыки их применения на практике |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.3. |
Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственных взаимодействий, умения и навык организации социальных услуг и содействию защите прав клиента |
6 признаков |
3 признака |
3 признака |
1.4. |
Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий |
6 признаков |
6 признаков |
4 признака |
Количество признаков для Критерия 1 (сумма значений в строках 1.1 - 1.4), N max1: |
22 признака |
19 признаков |
17 признаков |
|
2. |
Критерий 2. Деловые, в т.ч. личностные качества работника учреждения |
|
|
|
2.1. |
Культура труда |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.2. |
Культура мышления, устной и письменной речи |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.3. |
Культура общения и поведения |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.4. |
Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную деятельность) |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.5. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее время или в нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и др., а также посредством самообразования |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.6. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или в нерабочее время |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.7. |
Уровень образования |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.8. |
Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестацию |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
Количество признаков для Критерия 2 (сумма значений в строках 2.1 - 2.8), N max2: |
10 признаков |
10 признаков |
10 признаков |
|
3. |
Критерий 3. Результативность профессиональной деятельности (труда) работника учреждения |
|
|
|
3.1. |
Результативность в сфере практической работы с клиентом |
6 признаков |
6 признаков |
6 признаков |
3.2. |
Результативность в сфере организаторской, организационно-методической работы, в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами |
2 признака |
3 признака |
4 признака |
3.3. |
Результативность в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
3.4. |
Результативность в сфере просветительской и общепрофилактической работы |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
Количество признаков для Критерия 3 (сумма значений в строках 3.1. - 3.5), N max3: |
13 признаков |
14 признаков |
19 признаков |
|
Количество признаков, входящих в набор для трех Критериев: |
45 |
43 |
46 |
|
Всего 3 критерия, включающих 17 показателей, в т.ч. 134 признака соответствия |
Таблица 3.1
Оценочная таблица с наборами признаков, соответствующих
Критерию 1. Профессиональные знания, умения, навыки
(профессиональная компетентность)
1.1. Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умения и навыки их применения. | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
1.1.1. Знает локальные правовые акты, регламентирующие выполнение должностных обязанностей (положение о структурном подразделении, должностные инструкции, правила трудового распорядка и др.) |
1.1.1. Способен самостоятельно разрабатывать проекты документов (локального характера) |
1.1.1. Уровень знаний позволяет участвовать в разработке нормативных правовых актов, инструктивно-методических материалов в сфере социального обслуживания населения в качестве консультанта, эксперта, разработчика |
1.1.2. Хорошо знает законодательство в сфере социальной защиты населения по своему направлению деятельности (законы и подзаконные акты) |
1.1.2. Знает актуальные проблемы правового регулирования профессиональной деятельности |
1.1.2. Уровень знаний позволяет выступать в качестве докладчика, лектора, консультанта по освещению отдельных вопросов. Имеет опыт выступлений |
1.1.3. Имеет представление о законодательстве, значимом для эффективного межведомственного взаимодействия (образование, труд и занятость населения, здравоохранение и др.) |
1.1.3. Знает межведомственные инструкции, рекомендации о порядке межведомственного взаимодействия, имеющих значение для деятельности социальных служб |
1.1.3. Уровень знаний позволяет консультировать коллег по вопросам межведомственного взаимодействия |
1.1.4. Знает полномочия и функции органов и организаций, с которыми взаимодействует в служебной деятельности, ориентируется в основных нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность |
1.1.4. Знает инфраструктуру оказания профессиональных правовых услуг гражданам в сфере социальной защиты населения, особенности взаимодействия с органами правоохранительной системы |
1.1.4. Имеет опыт применения специальных знаний в правоприменительной практике (в рамках процессуального или административного законодательства) |
1.1.5. Повышает свою правовую культуру посредством обучения и самообразования. Уровень правовой культуры позволяет грамотно документировать свою деятельность и составлять проекты исходящих документов (отзывы, акты, заявления, заключения, характеристики и др.) |
1.1.5. Владеет умениями работы с информационно-справочными правовыми системами. Для решения проблемных профессиональных задач не требуются значительные затраты времен на изучение правовой базы |
1.1.5. Совершенствует свою правовую культуру. Юридически грамотно составляет документы. Уровень знаний позволяет консультировать коллег по вопросам качества документирования профессиональной деятельности, исходящей документации |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.2. Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых социальных программах на территории области, умения и навыки их применения на практике | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
1.2.1. Знает актуальные вопросы социальной политики, основные целевые программы (федеральные и областные), концепции или планы развития в сфере социального обслуживания |
1.2.1. Умеет анализировать проблемные области в сфере социальной политики |
1.2.1. Уровень знаний позволяет выступать в качестве консультанта, эксперта по отношению к проектам или программам, реализуемым на территории обслуживания (международные, федеральные, областные, муниципальные проекты) |
1.2.2. Имеет представление об основных направлениях семейной и демографической политики |
1.2.2. Имеет представление о программно-целевом подходе в социальной политике |
1.2.2. Имеет представление о подходах к оценке эффективности социальных проектов или программ |
1.2.3. Умеет анализировать социальные проблемы клиентской группы, являющейся объектом практической работы |
1.2.3. Знает информационно-аналитические источники, материалы о положении социально незащищенных категорий граждан |
1.2.3. Уровень знаний позволяет выступать в качеству докладчика, лектора, консультанта по освещению положения отдельных социальных групп |
1.2.4. Имеет представление о роли гражданского (негосударственного сектора) в сфере социальной защиты населения |
1.2.4. Имеет знания об особенностях деятельности общественных объединений, религиозных организаций в сфере социальной помощи населению |
1.2.4. Уровень знаний позволяет выступать в качестве координатора взаимодействия учреждения с различными негосударственными организациями |
1.2.5. Повышает свой уровень знаний в сфере социальной политики посредством обучения и самообразования |
1.2.5. Имеет опыт участия в реализации социальных проектов или программ |
1.2.5. Уровень знаний позволяет выступать в качестве разработчика социальных проектов или программ, имеющих отношение к социальной защите населения |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.3. Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственного взаимодействия, умения и навыки организации социальных услуг и содействию прав клиента | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
1.3.1. Знает и умеет пользоваться справочными (адресными) ресурсами, в т.ч. интернет-ресурсами для оперативного поиска необходимых организаций, организации социальных услуг. Умеет работать со специализированными информационно-справочными службами |
1.3.1. Знает систему управления (руководства) организациями, с которыми приходится взаимодействовать по службе |
1.3.1. Знает актуальные вопросы развития социальной инфраструктуры. Уровень знаний позволяет выступать в качестве докладчика, лектора, консультанта по отдельным вопросам, включая проблемы межведомственного взаимодействия |
1.3.2. Знает инфраструктуру государственных служб, оказывающих помощь гражданам, находящимся в кризисном состоянии, порядок действий в экстренных ситуациях |
1.3.2. Умеет оперативно или в разумные сроки организовать отдельные социальные услуги клиенту во внешних организациях в случае отсутствия возможности оказания таковых в своем учреждении |
1.3.2. Имеет опыт разработки документации межведомственного характера или разработки информационно-справочных материалов |
1.3.3. Хорошо ориентируется в вопросах предоставления государственных услуг с обеспечением проживания и без обеспечения проживания |
1.3.3. Знает систему государственных и негосударственных служб, что позволяет оказывать справочно-консультативную помощь гражданам по широкому кругу вопросов |
1.3.3. Знает возможности и имеет положительный опыт привлечения ресурсов благотворителей, негосударственного сектора обслуживания |
1.3.4. Знает вопросы устройства граждан на полное государственное обеспечение |
|
|
1.3.5. Знает негосударственную сферу социальной помощи для различных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
1.3.6. Повышает свой уровень знаний об организации социального обслуживания посредством обучения и самообразования |
|
|
6 признаков |
3 признака |
3 признака |
1.4. Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, имеющие значение для практической работы с ними, умения применять методический инструментарий | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
1.4.1. Знает особенности статуса (социального, правового, психического) клиентской группы, являющейся объектом практической работы |
1.4.1. Знает распространенность негативных социальных явлений, особенностей социального положения групп населения, которым предоставляются социальные услуги в учреждении |
1.4.1. Уровень знаний позволяет выступать в качестве консультанта, эксперта, докладчика по вопросам совершенствования социального обслуживания отдельных категорий граждан или семей. Имеет соответствующий практический опыт |
1.4.2. Умеет анализировать, обобщать и представлять материалы личной и практической работы с клиентом за определенный период |
1.4.2. Умеет анализировать, обобщать и представлять материалы о положении целевых групп на территории муниципального образования |
1.4.2. Умеет анализировать проблемы, связанные со стандартизацией по профилю профессиональной деятельности и в сфере социального обслуживания населения |
1.4.3. Знает стандарты в сфере своей профессиональной деятельности (при наличии таковых) и стандарты социального обслуживания населения, имеющие значения для своей профессиональной деятельности |
1.4.3. Ориентируется в проблемах, связанных со стандартизацией по профилю профессиональной деятельности и в сфере социального обслуживания населения |
1.4.3. Может разработать или модифицировать относительно сложные методические средства (например, требующие метрологического обеспечения, проведения исследовательских работ, стандартизации), необходимые для решения профессиональных задач |
1.4.4. Хорошо ориентируется в формах и методах практической работы по профилю профессиональной деятельности |
1.4.4. Эффективно применяет профессиональные методические средства при решении профессионально значимых задач (по адаптивной схеме, экономично, в сжатые сроки) |
1.4.4. Уровень методических знаний и умений позволяет консультировать коллег по широкому кругу вопросов, связанных с методическим обеспечением профессиональной деятельности |
1.4.5. Умеет применять методический инструментарий при решении профессиональных задач повышенной сложности, анализировать результаты работы |
1.4.5. Может разработать или модифицировать относительно простые методические средства, необходимые для решения профессиональных задач |
|
1.4.6. Повышает свой уровень методических знаний посредством обучения и самообразования |
1.4.6. Уровень методических знаний и умений позволяет консультировать коллег по некоторым формам социального обслуживания (социальная реабилитация, социальная адаптация и др.), видам социальных услуг (социально-бытовые, социально-экономические, социально-правовые), формам профессиональной работы (диагностико-консультативная работа, тренинг, проведение экспертиз и др.) |
|
6 признаков |
6 признаков |
4 признака |
Таблица 3.2.
Оценочная таблица, с наборами признаков, соответствующих
Критерию 2. Деловые, в т.ч. личностные качества
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
2.1. Культура труда*) | ||
2.1.1.*) |
2.1.1.*) |
2.1.1.*) |
*). Владение культурой труда предполагает умения: работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; рационально организовать рабочее место; взаимодействовать с коллегами по работе; бережно относиться к оборудованию, энергии и пр. В случае если в аттестационном деле имеются сведения о фактических данных о наличии у аттестуемого отрицательных проявлений по показателю 2.1., то членом аттестационной комиссии указывается значение признака 2.1.1. "не соответствует" (это правило распространяется при аттестации на все квалификационные категории). | ||
2.2. Культура мышления, речи и письма*) | ||
2.2.1.*) |
2.2.1.*) |
2.2.1.*) |
*). Владение культурой мышления, речи и письма предполагает умения и навыки: точно формулировать задачи (проблемы); выбирать оптимальные методы (пути) их решения; получать обоснованные, логически непротиворечивые выводы; применять полученные выводы в практике профессиональной деятельности; убеждать и аргументировать свою позицию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; осуществлять правильный отбор языковых средств; ориентировать речь на собеседника; устной и письменной речи в достаточной степени для того, чтобы выполнять должностные обязанности; техники речи и др. В случае если в аттестационном деле имеются сведения о фактических данных о наличии у аттестуемого отрицательных проявлений по показателю 2.2., то членом аттестационной комиссии указывается значение признака 2.2.1. "не соответствует" (это правило распространяется при аттестации на все квалификационные категории). | ||
2.3. Культура общения и поведения*) | ||
2.3.1.*) |
2.3.1.*) |
2.3.1.*) |
*). Владение культурой общения и поведения предполагает умения: соблюдать основные требования и правила человеческого общежития; находить правильный тон с детьми, воспитанниками, иными клиентами учреждения, их родственниками; устанавливать взаимодействие с родителями, опекунами, детьми разного возраста, другими лицами, являющимися клиентами учреждения; воспринимать различные ситуации и вести себя адекватно сложившейся конкретной ситуации и др. В случае если в аттестационном деле имеются сведения о фактических данных о наличии у аттестуемого отрицательных проявлений по показателю 2.3., то членом аттестационной комиссии указывается значение признака 2.3.1. "не соответствует" (это правило распространяется при аттестации на все квалификационные категории). | ||
2.4. Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную профессиональную деятельность) *) | ||
2.4.1.*) |
2.4.1.*) |
2.4.1.*) |
*). Самооценка собственной профессиональной деятельности предполагает умения: давать собственную оценку текущей профессиональной деятельности; оценивать собственную профессиональную деятельность в ретроспективе; оценивать отношение других людей к себе и своей профессиональной деятельности; формулировать эталонные представления о себе и своей профессиональной деятельности. В случае если в аттестационном деле имеются сведения о фактических данных о наличии у аттестуемого отрицательных проявлений по показателю 2.4., то членом аттестационной комиссии указывается значение признака 2.4.1. "не соответствует" (это правило распространяется при аттестации на все квалификационные категории). | ||
2.5. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее или нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и др., а также посредством самообразования | ||
2.5.1. Деловая активность в сфере повышения квалификации в рабочее время по согласованию с работодателем. Применение полученных знаний положительно влияет на результативность личного труда |
2.5.1. Деловая активность в сфере повышения квалификации в рабочее время по согласованию с работодателем. Применение полученных знаний существенно способствует результативности деятельности структурного подразделения |
2.5.1. Деловая активность в сфере повышения квалификации в рабочее время по согласованию с работодателем. Применение полученных знаний существенно способствует результативности деятельности учреждения |
2.5.2. Деловая активность в сфере повышения квалификации во внерабочее время по собственной инициативе. Применение полученных знаний положительно влияет на результативность личного труда |
2.5.2. Деловая активность в сфере повышения квалификации во внерабочее время по собственной инициативе. Применение полученных знаний существенно способствует результативности деятельности структурного подразделения |
2.5.2. Деловая активность в сфере повышения квалификации во внерабочее время по собственной инициативе. Применение полученных знаний существенно способствует результативности деятельности учреждения |
2.6. Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или нерабочее время | ||
2.6.1. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение. В рабочее время по направлению работодателя |
2.6.1. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов). В рабочее время по направлению работодателя |
2.6.1. Длительное (свыше 100 часов) обучение. В рабочее время по направлению работодателя |
2.6.2. Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение. Во внерабочее время по собственной инициативе |
2.6.2. Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов). Во внерабочее время по собственной инициативе |
2.6.2. Длительное (свыше 100 часов) обучение. Во внерабочее время по собственной инициативе |
2.7. Уровень образования *) | ||
2.7.1.*) |
2.7.1.*) |
2.7.1.*) |
*) членом аттестационной комиссии указывается значение признака 2.7.1. "соответствует", если уровень образования аттестуемого работника соответствует установленным квалификационным требованиям к образованию. В противном случае указывается "не соответствует". | ||
2.8. Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестацию | ||
2.8.1. Не менее 1 года |
2.8.1. Не менее 2 лет |
2.8.1. Не менее 3 лет |
10 признаков |
10 признаков |
10 признаков |
Таблица 3.3
Оценочная таблица с наборами признаков, соответствующих
Критерию 3. Результативность профессиональной
деятельности (труда) работника
3.1. Результативность работы в сфере практической работы с клиентом (непосредственная работа с клиентом) (объект работы - клиент, семья, социальная группа) | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
3.1.1. Качественно работает с клиентами, характерными для своего типа учреждения, которые не относятся к группе клиентов повышенной сложности. Имеет стабильные положительные результаты в работе при решении профессиональных типовых задач. |
3.1.1. Качественно работает с клиентами, которые относятся к группе клиентов повышенной сложности |
3.1.1. Имеет успешный практический опыт предоставления социальных услуг клиентам, относящимся к повышенной или высокой группе сложности |
3.1.2. Расширяет объемы выполняемых работ без снижения их качества. |
3.1.2. Качественно работает с клиентами (группы повышенной сложности) в условиях кооперации или интенсивного межведомственного взаимодействия |
3.1.2. Имеет успешный практический опыт длительного сопровождения клиентов (группы повышенной и высокой сложности в условиях кооперации и межведомственного взаимодействия. |
3.1.3. Качественно работает в условиях кооперации при решении профессиональных типовых задач (относящихся к непосредственной работе с клиентом, характерными для своего типа учреждения |
3.1.3. В диагностической работе проводит ситуативный анализ, учитывает различные факторы, влияние на успешность работы с клиентом, учитывает риски, могущие снизить результативность работы с ним, осуществляет прогнозирование работы с клиентами, относящимися к повышенной группе сложности. |
3.1.3. Имеет опыт привлечения дополнительных ресурсов других организаций для решения проблем клиента |
3.1.4. Использует диагностические методы, оценивает "степень сложности" клиента, осуществляет текущее планирование работы с клиентом (в рамках своей профессиональной компетенции) и оперативное прогнозирование результативности работы с ним, отслеживает динамику состояния и статуса клиента в процессе работы, своевременно корректирует программу работы с клиентом. |
3.1.4. Адаптирует или разрабатывает диагностические средства при решении проблемных профессиональных задач, требующих творческого подхода |
3.1.4. Имеет успешный практический опыт диагностико-консультативной работы с клиентами, относящимися к повышенной или высокой группе сложности |
3.1.5. Использует при решении профессиональных типовых задач индивидуальные и групповые формы работы с клиентом (при решении задач адаптации, реабилитации, коррекции, поддержки, сопровождения и др.) |
3.1.5. Использует индивидуальные и групповые формы работы с клиентами относящимися к повышенной группе сложности |
3.1.5. Имеет успешный практический опыт индивидуальной и групповой работы с клиентами разных групп сложности |
3.1.6. Проводит качественный и количественный анализ личной работы с клиентами, оценивает результативность собственной профессиональной работы, планирует меры по улучшению собственной работы |
3.1.6. Проводит анализ и оценку результативности личной работы с клиентами разных групп сложности и категорий, планирует меры по улучшению собственной работы, дает предложения по улучшению работы с клиентами в подразделении. Использует различные возможности получения обратной связи о ситуации клиента после завершения работы с ним |
3.1.6. Проводит анализ и обобщение опыта практической работы с клиентами в учреждении в сфере выявления, диагностики, планирования и реализации программ работы с клиентами, принятия мер профилактики, имеющего значение для повышения эффективности труда специалистов учреждения |
6 признаков |
6 признаков |
6 признаков |
3.2. Результативность работы с сфере организаторской, организационно-методической работы (объект работы - персонал, специалисты, в отдельных случаях - клиенты, граждане | ||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
3.2.1. Самостоятельно организует свою работу в целях полного решения поставленных профессиональных типовых задач |
3.2.1. Принимает участие в работе комиссионных органов в рамках учреждения (консилиум, аттестационная комиссия, методический совет и т.п.) |
3.2.1. Имеет практический опыт участия в работе комиссионных органов в рамках учреждения или в масштабах более крупной организационной единицы (аттестационная комиссия, методический совет или объединение и т.п.) или в межведомственных органах (комиссии по делам несовершеннолетних, муниципальные комиссии и т.п., имеющие отношение к целям деятельности учреждения) |
3.2.2. Принимает участие в мероприятиях, организуемых для клиентов учреждения, выполняет организационно-технические или другие вспомогательные функции |
3.2.2. Организует (выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия) локальные мероприятия для клиентов учреждения (анимационные мероприятия, клубные формы общения, праздники, дни открытых дверей и т.п.) |
3.2.2. Может выступать в качестве консультанта, эксперта при оценке эффективности деятельности отделения или учреждения, оценке качества услуг в учреждении, аттестации работников |
3.2.3. Принимает участие в мероприятиях, организуемых для специалистов учреждения, выполняет организационно-технические или другие вспомогательные функции |
3.2.3. Организует (выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия) локальные мероприятия для специалистов учреждения (рабочие совещания, тематические лекции, обучающие семинары и т.п.) |
3.2.3. Организует (выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия) массового характера для клиентов, целевой группы учреждения, различных категорий граждан. |
|
|
3.2.4. Имеет опыт участия в организации или методическом обеспечении социальных проектов или программ, имеющих значение для достижения целей учреждения |
|
|
3.2.5. Организует (выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия) мероприятия для специалистов учреждения или в масштабах более крупной организационной единицы (конференции, семинары по обмену опытом и обучению, круглые столы, выставки, совещания, профессиональные праздники и т.п.) |
3 признака |
3 признака |
5 признаков |
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
Признаки соответствия уровня квалификации работника заявленной квалификационной категории | ||
3.3.1. Выступает с сообщениями, докладами перед небольшой аудиторией (на тематических семинарах, круглых столах и т.п.) в рамках своей специализации, по профилю или направлению профессиональной деятельности |
3.3.1. Имеет практику выступлений на семинарах, методических совещаниях, по профилю или направлению профессиональной деятельности, по проблемным вопросам профессиональной деятельности, требующих творческого подхода |
3.3.1. Имеет практику выступлений с докладами перед профессиональной аудиторией, проведение практических занятий или тренингов |
3.3.2. В пределах регламентированного задания проводит работу с волонтерами, практикантами, молодыми специалистами в учреждении |
3.3.2. Участвует в разработке методических или информационно-методических материалов для специалистов |
3.3.2. Имеет опыт самостоятельной разработки методических материалов, курсов или модулей по направлению профессиональной деятельности или имеющих значение в сфере социального обслуживания населения для повышения эффективности работы специалистов или руководителей |
|
3.3.3. Курирует отдельное тематическое направление работы структурного подразделения или учреждения, может выступать в качестве консультанта, эксперта по данной тематике, проводит систематическую работу с волонтерами, практикантами, специалистами |
3.3.3. Курирует отдельное или несколько тематических направлений работы в учреждении или в масштабах более крупной организационной единицы, может выступать в качестве консультанта, эксперта лектора по данной тематике. |
|
|
3.3.4. Оказывает консультационно-методическую помощь коллегам по работе, специалистам из других организаций, несет ответственность за повышение эффективности труда не только своего личного, но и коллег по работе, может осуществлять наставничество над молодыми специалистами по широкому кругу профессиональных задач |
2 признака |
3 признака |
4 признака |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Таблица 4
Типовой бланк для оценки уровня квалификации работника
ФИО работника учреждения (аттестуемого) ___________________________________________________
Должность, занимаемая работником учреждения _______________________________________________
Заявленная работником квалификационная категория __________________________________________
Должность, по которой работник желает пройти аттестацию ___________________________________
(Заполняется, если наименование должности не совпадает
с занимаемой должностью)
N критерия, показателя, признака |
Наименование критериев, показателей, признаков |
Значение оценки члена аттестационной комиссии |
Особое мнение члена аттестационной комиссии |
|
|
|
"+" соответствует |
"-" не соответствует |
|
Критерий 1. |
Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
|
|
|
1.1. |
Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения |
|
|
|
1.1.1. |
Знает локальные правовые акты, регламентирующие выполнение должностных обязанностей (положение о структурном подразделении, должностные инструкции, правила трудового распорядка и т.п.) |
|
|
|
1.1.2. |
Хорошо знает законодательство в сфере социальной защиты населения по своему направлению деятельности (законы и подзаконные акты) |
|
|
|
1.1.3. |
Имеет представление о законодательстве, имеющем значение для эффективного межведомственного взаимодействия (образование, труд и занятость населения, здравоохранение, охрана порядка и т.п.) |
|
|
|
1.1.4. |
Знает полномочия органов и организаций, с которыми взаимодействует в служебной деятельности, ориентируется в основных нормативных правовых актах, регулирующих их деятельность |
|
|
|
1.1.5. |
Повышает свою правовую культуру посредством обучения и самообразования. Уровень правовой культуры позволяет грамотно документировать свою деятельность и составлять проекты исходящих документов (отзывы, акты, заявления, заключения, характеристики и т.п.) |
|
|
|
1.2. |
Знание основных направлений государственной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых социальных программ, умения и навыки их применения на практике |
|
|
|
1.2.1. |
Знает актуальные вопросы социальной политики, основные целевые программы, концепции и планы развития в сфере социального обслуживания |
|
|
|
1.2.2. |
Имеет представление об основных направлениях семейной и демографической политики |
|
|
|
1.2.3. |
Умеет анализировать социальные проблемы клиентской группы, являющейся объектом практической работы |
|
|
|
1.2.4. |
Имеет представление о роли гражданского (негосударственного) сектора в сфере социальной защиты населения |
|
|
|
1.2.5. |
Повышает свой уровень знаний в сфере социальной политики посредством обучения и самообразования |
|
|
|
1.3. |
Знает актуальные вопросы социальной политики, основные целевые программы, концепции или планы развития в сфере социального обслуживания |
|
|
|
1.3.1. |
Знает и умеет пользоваться справочными (адресными) ресурсами, в том числе Интернет-ресурсами для оперативного поиска необходимых организаций, организаций социальных услуг. Знает специализированные информационно-справочные службы |
|
|
|
1.3.2. |
Знает инфраструктуру государственных служб, оказывающих помощь гражданам, находящимся в кризисном состоянии, порядок действий в экстренных ситуациях |
|
|
|
1.3.3. |
Хорошо ориентируется в вопросах предоставления услуг с обеспечением проживания и без обеспечения проживания |
|
|
|
1.3.4. |
Знает вопросы устройства граждан на полное государственное обеспечение |
|
|
|
1.3.5. |
Знает негосударственную сферу социальной помощи для различных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации |
|
|
|
1.3.6. |
Повышает свой уровень знаний об организации социального обслуживания посредством обучения и самообразования |
|
|
|
1.4. |
Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий |
|
|
|
1.4.1. |
Знает особенности статуса (социального, правового, психического) клиентской группы, являющейся объектом практической работы |
|
|
|
1.4.2. |
Умеет анализировать, обобщать и представлять материалы личной практической работы с клиентом за определенный период |
|
|
|
1.4.3. |
Знает стандарты в сфере своей профессиональной деятельности (при наличии таковых) и стандарты социального обслуживания населения, имеющие значение для своей профессиональной деятельности |
|
|
|
1.4.4. |
Хорошо ориентируется в формах и методах практической работы по профилю профессиональной деятельности. Умеет применять методический инструментарий при решении профессиональных задач повышенной сложности, анализировать результаты работы |
|
|
|
1.4.5. |
Повышает свой уровень методических знаний посредством обучения и самообразования |
|
|
|
Всего установлено признаков соответствия 2-й категории по данному критерию: |
|
|
|
|
Результат в процентах от максимального количества признаков по данному критерию (22 признака) |
|
|
|
|
Критерий 2 |
Деловые, в т.ч. личностные качества |
Значение оценки члена аттестационной комиссии |
|
|
"+" соответствует |
"-" не соответствует |
|
||
2.1.1. |
|
|
|
|
2.2. |
Культура мышления, речи и письма |
|
|
|
2.2.1. |
|
|
|
|
2.3. |
Культура общения и поведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.4. |
Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную деятельность) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2.5. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее или нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и др., а также посредством самообразования |
|
|
|
2.5.1. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в рабочее время по согласованию с работодателем. Применение полученных знаний положительно влияет на результативность личного труда |
|
|
|
2.5.2. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в нерабочее время по собственной инициативе. Применение полученных знаний положительно влияет на результативность личного труда |
|
|
|
2.6. |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или нерабочее время |
|
|
|
2.6.1. |
Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение. В рабочее время, по направлению работодателя |
|
|
|
2.6.2. |
Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение. Во внерабочее время по собственной инициативе |
|
|
|
2.7. |
Уровень образования |
|
|
|
2.7.1. |
|
|
|
|
2.8. |
Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестацию |
|
|
|
2.8.1. |
Не менее 1 года |
|
|
|
Всего установлено признаков соответствия 2-й категории по данному критерию: |
|
|
|
|
Результат в процентах от максимального количества признаков по данному критерию (10 признаков) |
|
|
|
|
Критерий 3 |
Результативность профессиональной деятельности (труда) работника |
|
|
|
3.1. |
Результативность в сфере практической работы с клиентом (непосредственная работа с клиентом) |
|
|
|
3.1.1. |
Качественно работает с клиентами, характерными для своего типа учреждения, которые не относятся к группе клиентов повышенной сложности. Имеет стабильные положительные результаты в работе при решении профессиональных типовых задач |
|
|
|
3.1.2. |
Расширяет объемы выполняемых работ без снижения их качества |
|
|
|
3.1.3. |
Качественно работает в условиях кооперации при решении профессиональных типовых задач (относящихся к непосредственной работе с клиентом), характерных для своего типа учреждения |
|
|
|
3.1.4. |
Использует диагностические методы, оценивает "степень сложности" клиента, осуществляет текущее планирование работы с клиентом (в рамках своей профессиональной компетенции) и оперативное прогнозирование результативности работы с ним, отслуживает динамику состояния и статуса клиента в процессе работы, своевременно корректирует программу работы с клиентом |
|
|
|
3.1.5. |
Использует при решении профессиональных типовых задач индивидуальные и групповые формы работы с клиентом (при решении задач адаптации, реабилитации, коррекции, поддержки, сопровождения и др.) |
|
|
|
3.1.6. |
Проводит качественный и количественный анализ личной работы с клиентами, оценивает результативность собственной профессиональной работы, планирует меры по улучшению собственной работы |
|
|
|
3.2. |
Результативность работы в сфере организаторской, организационно-методической работы |
|
|
|
3.2.1. |
Самостоятельно организует свою работу, для полного решения поставленных профессиональных типовых задач |
|
|
|
3.2.2. |
Принимает участие в мероприятиях, организуемых для клиентов учреждения, выполняет организационно-технические или другие вспомогательные функции |
|
|
|
3.2.3. |
Принимает участие в мероприятиях, организуемых для специалистов учреждения, выполняет организационно-технические или другие вспомогательные функции |
|
|
|
3.3. |
Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами |
|
|
|
3.3.1. |
Выступает с сообщениями, докладами перед небольшой аудиторией (на тематических семинарах, круглых столах и др.) в рамках своей специализации, по профилю или направлению профессиональной деятельности |
|
|
|
3.3.2. |
В пределах регламентированного задания проводит работу с волонтерами, практикантами, молодыми специалистами в учреждении |
|
|
|
3.4. |
Результативность работы в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности |
|
|
|
3.4.1. |
Широко использует в практической работе научно-методические материалы, рекомендованные для работы в данном типе учреждения |
|
|
|
3.5. |
Результативность работы в сфере просветительской, общепрофилактической работы |
|
|
|
3.5.1. |
В пределах регламентированного задания участвует в мероприятиях, направленных на распространение и разъяснение знаний, социально значимых сведений среди населения муниципального образования |
|
|
|
Всего установлено признаков соответствия 2-й категории по данному критерию: |
|
|
|
|
Результат в процентах от максимального количества признаков по данному критерию (13 признаков) |
|
|
|
Результат обработки данных представляется членом аттестационной комиссии в табличной форме:
N критерия |
Наименование критерия |
Значение оценок по критериям в процентах |
1 |
Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
|
2 |
Деловые, в т.ч. личностные качества |
|
3 |
Результативность профессиональной деятельности (труда) работника |
|
|
Результат оценки (обобщение по трем критериям): |
(соответствует/не соответствует) |
___________________________________ __________ "___" _______ 20 __ г.
(ФИО члена аттестационной комиссии) (подпись)
См. данную форму в редакторе MS-Word
Таблица 5
Сводная оценка уровня квалификации работника по всем критериям
N |
Наименование критерия |
Общее значение оценки по критериям и результат |
Особое мнение члена комиссии (при наличии такого мнения) |
1. |
Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
|
|
2. |
Деловые, в т.ч. личностные качества работника |
|
|
3. |
Результативность профессиональной деятельности (труда) работника |
|
|
Результат сводной оценки |
Соответствует/Не соответствует |
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение 3
к Порядку аттестации работников
государственных учреждений социального обслуживания
населения Астраханской области на присвоение
(подтверждение, повышение) квалификационной
категории, утвержденному постановлением
министерства социального развития и труда
Астраханской области
от 22 ноября 2011 г. N 48
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________
2. Год, число и месяц рождения __________________________________________
3. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения на эту
должность _______________________________________________________________
4. Сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени,
ученого звания __________________________________________________________
(когда и какое образовательное учреждение окончил(а), специальность
и квалификация по образованию, ученая степень, ученое звание)
5. Сведения о повышении квалификации за последние 5 лет до прохождения
аттестации ______________________________________________________________
6. Общий трудовой стаж __________________________________________________
7. Стаж работы по специальности _________________________________________
8. Краткая оценка деятельности работника учреждения
_________________________________________________________________________
9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым
они даются) _____________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Решение аттестационной комиссии _____________________________________
_________________________________________________________________________
Или: уровень квалификации по должности (указывается должность работника
учреждения) соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым
ко второй, первой (высшей) квалификационной категории).
11. Количественный состав аттестационной комиссии _______________________
На заседании присутствовало _____ членов аттестационной комиссии.
Количество голосов за ____, против ____.
12. Примечания __________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии |
______________ (подпись) |
____________________ (расшифровка подписи) |
Заместитель председателя аттестационной комиссии |
______________ (подпись) |
____________________ (расшифровка подписи) |
Секретарь аттестационной комиссии |
______________ (подпись) |
____________________ (расшифровка подписи) |
Члены аттестационной комиссии |
______________ (подпись) |
____________________ (расшифровка подписи) |
Дата проведения аттестации и принятия решения аттестационной
комиссией _______________________________________________________________
Установлена ______________________ квалификационная категория сроком
на пять лет _____________________________________________________________
Заполняется в случае установления квалификационной категории
(дата и номер приказа учреждения)
М.П.
С аттестационным листом ознакомлен(а) ___________________________________
(подпись работника учреждения и дата)
С решением аттестационной комиссии согласен (не согласен) (согласна, не
согласна) _______________________________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
---------------------------
(1) Срок ограничения, установленный настоящим пунктом Порядка, не распространяется на работников, квалификационная категория которым установлена в связи с переходом на новую систему оплаты труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Урегулирована процедура проведения аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания населения Астраханской области на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории.
Аттестация работников учреждения проводится на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории в целях определения уровня профессиональной подготовки, а также подтверждения соответствия квалификации работников учреждений требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, на основе оценки их профессиональной деятельности.
Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области от 22 ноября 2011 г. N 48 "О Порядке аттестации работников государственных учреждений социального обслуживания населения Астраханской области"
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 24 ноября 2011 г. N 51
Постановлением Министерства социального развития и труда Астраханской области от 16 сентября 2021 г. N 43 настоящий документ признан утратившим силу с 4 октября 2021 г.