Распоряжение Правительства Астраханской области
от 29 мая 2012 г. N 202-Пр
"О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры
села Астраханской области на 2013 - 2020 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 388-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре, принятыми Верховным Советом Российской Федерации от 09.10.92 N 3612-I, Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области", Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П, и в целях решения приоритетных задач государственной культурной политики на территории сельских поселений Астраханской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013 - 2020 годы".
2. Определить государственным заказчиком отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013 - 2020 годы" министерство культуры Астраханской области.
3. Министерству культуры Астраханской области (Тарасова И.В.):
3.1. Разработать отраслевую долгосрочную целевую программу "Развитие культуры села Астраханской области на 2013 - 2020 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
3.2. Подготовить проект постановления Правительства Астраханской области "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 07.07.2010 N 287-П".
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села
Астраханской области на 2013 - 2020 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 29 мая 2012 г. N 202-Пр)
Введение
Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013 - 2020 годы" (далее - программа) разработана с учетом приоритетов социально-экономического развития Астраханской области, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р, одним из которых является повышение качества жизни сельского населения, сохранение и приумножение культурного потенциала сельских поселений Астраханской области.
В настоящее время неоднородность обеспечения населения Астраханской области услугами муниципальных учреждений культуры свидетельствует о том, что муниципальные образования Астраханской области имеют неодинаковую инфраструктуру культуры, посредством которой предоставляются услуги в сфере культуры и искусства различного объема и качества. Такая ситуация порождает неравенство в творческом развитии сельского и городского населения Астраханской области.
Формирование социальной стабильности, гарантированность для населения Астраханской области конституционного права доступа к культурным ценностям, повышение общего уровня культуры как ресурса социально-экономического развития Астраханской области напрямую зависят от обеспеченности населения качественными, отвечающими современным требованиям услугами в сфере культуры.
Значение культуры в повышении качества жизни населения определяет необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства на всей территории Астраханской области путем создания условий для обеспечения доступа жителей села к культурным ценностям, права на свободу творчества и пользование учреждениями культуры, сохранение местных народных традиций, развитие народного творчества.
Программа создает условия для интенсивного развития культурной среды с учетом применения инновационных подходов, направлений и комплекса мероприятий, обеспечивающих возможности для предоставления услуг культуры непосредственно в селе.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным направлениям стратегии и программы развития
Сохранение культуры села всегда было одним из приоритетных направлений государственной культурной политики, что нашло отражение во многих нормативных и программных документах отрасли культуры, а также озвучивается на высоком государственном уровне.
Об этом неоднократно говорилось Президентом Российской Федерации Медведевым Д.А. в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе и в Послании Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.11.2011.
Важность решения вопроса о необходимости создания условий для развития культуры села была подчеркнута 15.11.2011 в Белгородской области на форуме сельской интеллигенции, проходившем на уровне Председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В.
По итогам участия в работе форума премьер-министром Российской Федерации были даны поручения Министерству культуры Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации:
- предусмотреть меры по развитию современной инфраструктуры культуры села, включая разработку требований к учреждениям культуры с учетом региональных особенностей, модернизацию материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение библиотек доступом в сеть Интернет;
- внести в Правительство Российской Федерации предложения о грантовой поддержке сельских учреждений культуры и работников сельских учреждений культуры.
Решением Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации от 17.09.2010 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было поручено разработать и утвердить региональные целевые программы, направленные на развитие культуры села. Внимание к данной проблематике отвечает современным задачам обеспечения устойчивости российской государственности, осознания национальной идентичности, что невозможно без обращения к истокам традиционной народной культуры, являющейся глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Подобные целевые программы уже разработаны в Воронежской, Ульяновской, Белгородской областях и других субъектах Российской Федерации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетов которой является устойчивое развитие сельских поселений Астраханской области, включая развитие социальной инфраструктуры села, определяет необходимость преодоления сохраняющихся диспропорций, вызванных разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в городах и сельской местности, на основе развития инфраструктуры, обеспечивающей формирование единого культурного и информационного пространства.
Необходимость модернизации и развития существующей социальной инфраструктуры, исходя из критериев наиболее полного удовлетворения потребностей населения, определяется также Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 N 1538-р, Стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П.
В Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р, в число целей государственной политики устойчивого развития села наряду с повышением уровня и качества жизни сельского населения, приближением села к городским жизненным стандартам включено сохранение, развитие и приумножение культурного потенциала села.
В сельской местности проживает более четверти населения Российской Федерации (26,7%), в Астраханской области - одна треть населения региона.
Таким образом, в среднем для одной трети населения муниципальные учреждения культуры являются единственным источником, обеспечивающим конституционное право граждан на участие в культурной жизни, пользование муниципальными учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.
На муниципальном уровне сконцентрировано 85% муниципальных учреждений культуры.
Культура как часть социальной инфраструктуры села определяет качество жизни населения муниципальных районов Астраханской области, оказывает непосредственное влияние на социально-экономические процессы, в том числе состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа села.
За последние годы удалось частично преодолеть спад в сфере культуры села благодаря реализации отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области". В настоящее время имеются необходимые социальные и экономические предпосылки для начала радикального обновления сферы культуры села.
Учреждения культуры, формируя свою деятельность по принципам многофункционального культурного центра, сохраняют традиционную специфику и формы работы: коллективное общение, эстетическое воспитание, развитие творческих способностей сельского населения. На базе муниципальных учреждений культуры организуются мероприятия, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений, профилактике девиантного поведения среди детей и молодежи, что особенно важно, так как в настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов в первую очередь утратой населением духовно-нравственных ориентиров.
В результате последовательной и системной реализации инноваций в культурно-досуговой сфере в муниципальных образованиях Астраханской области создаются многопрофильные учреждения, в том числе культурно-досуговые центры, центры культуры, клубы-музеи, клубы-библиотеки, дома ремесел, центры культуры и кино, центры народного творчества, культурно-социальные комплексы и другие.
Культурно-досуговая деятельность
В сельских поселениях Астраханской области функционирует 209 муниципальных учреждений культурно-досугового типа, в которых создано 2014 клубных формирований самодеятельного народного и технического творчества с числом участников 27974. По сравнению с 2010 годом численность самодеятельных коллективов увеличилась на 28 единиц, участников - на 1436 человек.
Из общего числа клубных формирований - 1468 коллективов народного творчества (72%), в которых занимается 18722 человека.
98 творческих самодеятельных коллективов удостоены звания "Народный коллектив самодеятельного художественного творчества".
В 2011 году в муниципальных учреждениях культурно-досугового типа было проведено 48,3 тыс. мероприятий, что на 487 мероприятий больше по сравнению с 2010 годом. В среднем в одном муниципальном учреждении в год прошло 230 мероприятий.
Библиотечное дело
В Астраханской области действует 219 муниципальных библиотек. Охват сельского населения библиотечными услугами составляет 38,3% (44 место среди субъектов Российской Федерации). Книгообеспеченность на 1 читателя составляет 16,3 экземпляра книг (47 место среди субъектов Российской Федерации). Обращаемость фонда - 1,5% (1,3% по России). Число посещений на 1 библиотеку одним читателем - 13 раз (среднероссийский показатель - 10).
Во всех районах Астраханской области работают центры открытого доступа к сети Интернет. Созданы центры правовой, деловой, краеведческой и другой информации. Заметно активизировалась издательская деятельность многих библиотек, что позволяет расширить собственное поле информационно-библиотечной деятельности.
На 01.01.2012 в Астраханской области создано 16 модельных библиотек.
Кинообслуживание сельского населения
Кинообслуживание сельского населения в Астраханской области в 2011 году осуществляло 59 киноустановок (в числе которых 8 кинотеатров) и 9 самостоятельных видеоустановок (всего 68 точек киновидеопоказа).
Количество кино- и видеоустановок, способных воспроизводить современные кинофильмы, выросло почти в 5 раз с 5 до 24 единиц. Соответственно выросло и количество посадочных мест в кино- и видеозалах.
Положительная динамика наблюдается и по количеству проведенных сеансов на кино- и видеоустановках и посетивших их зрителей. В 2011 году рост сеансов составил 48,9%, рост числа зрителей - 26%.
Продолжая улучшать состояние дел в сфере киновидеообслуживания сельского населения Астраханской области, в прошлом году было инициировано формирование областной видеосети. Такие качества видеоустановок, как малозатратность оборудования, простота обслуживания, многоплановость применения видеокомплексов позволили уже к концу 2011 года сформировать 15 точек видеопоказа (видеоустановок), в том числе 9 из них - в сельских населенных пунктах, не имеющих киноустановок. На сегодняшний день в этих населенных пунктах видеопоказ является единственным средством кинообслуживания сельского населения. Суммарная вместимость новых видеоустановок составила около 1500 мест.
Предпрофессиональное образование в сфере культуры и искусства
В Астраханской области сохранена трехступенчатая система образования (школа - училище - вуз). Всего в эту систему входит 37 государственных образовательных учреждений Астраханской области с числом учащихся 10669 человек, из них 20 детских школ искусств с филиалами, находящимися в муниципальных образованиях Астраханской области.
Все школы дополнительного художественного образования являются муниципальными учреждениями культуры.
Процент охвата детей школьного возраста по итогам 2010-2011 учебного года составляет 10,5%, это ниже показателя по России, но выше, чем по Южному федеральному округу.
Материально-техническая база муниципальных учреждений культуры села
Главной проблемой ресурсного характера муниципальных учреждений культуры является их материально-техническое обеспечение. Износ основных средств в значительной степени затрудняет использование потенциала сельской культуры Астраханской области в полном объёме.
Решению данной проблемы вот уже несколько лет способствует реализация мероприятий подпрограммы "Живи, глубинка Астраханская!" отраслевой целевой программы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия Астраханской области". Так, в 2010-2011 годах финансирование по вышеуказанной подпрограмме из бюджета Астраханской области составило:
2010 год - 2280,0 тыс. рублей;
2011 год - 3070,0 тыс. рублей.
Несмотря на выделяемое финансирование, состояние материально-технической базы учреждений культуры продолжает ухудшаться и не способно на сегодняшний день обеспечить должное развитие культуры на селе.
По данным статистики, третья часть зданий муниципальных учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5% - требуют капитального ремонта, износ оборудования, в среднем, составляет 70%.
Существующие здания слабо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в большинстве своем недоступны для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Большую проблему представляет отсутствие необходимой проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, что препятствует не только включению муниципальных учреждений культуры в федеральные долгосрочные целевые программы, целевые программы Астраханской области, но и разработке самих долгосрочных целевых программ.
Материально-техническая база муниципальных учреждений культуры сформировалась в 70 - 80-е годы прошлого столетия и за последнюю четверть века не обновлялась в 42% этих учреждений. В муниципальных учреждениях культуры отсутствует качественная звуковая и осветительная аппаратура, в образовательных учреждениях отрасли культуры не ведется обновление музыкальных инструментов (износ инструментов составляет 90%).
За последние 5 лет в процессе реструктуризации и оптимизации сеть клубных учреждений сократилась на 16 единиц, 20% зданий домов культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии.
Некоторые дома культуры были построены еще в середине 19 - начале 20 веков. К примеру, здания девяти учреждений культуры были построены более 100 лет назад, 62 здания имеют возраст от 100 до 50 лет, 124 здания - от 50 до 30 лет и менее 30 лет - 45.
Сеть сельских библиотек за последнее десятилетие сократилась на 12 сетевых единиц. 12% библиотек требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии, 20% библиотек осуществляют свою деятельность в неудовлетворительных помещениях (среднероссийский показатель 8,2%), в 90% библиотек требуется модернизация библиотечного оборудования, 72% библиотек не телефонизированы.
Книжный фонд сельских библиотек уменьшился более, чем на 100 тыс. экземпляров. На 1 сельскую библиотеку в среднем приходится только 40 новых книг при минимальной потребности в 500. Среди субъектов Российской Федерации Астраханская область занимает 67 место по данному показателю.
За десять лет количество киноустановок снизилось с 600 до 59 единиц. Отсутствует кинообслуживание в Володарском и Камызякском районах, а также - в селе Икряном, где помещения кинотеатров были перепрофилированы. Необоснованное прекращение кинообслуживания в муниципальных районах и сельских поселениях Астраханской области под предлогом неокупаемости расходов на содержание муниципальных объектов показа кино, сокращение численности киноспециалистов, ликвидация кинодирекций привели к тому, что кинооборудование в этих муниципальных образованиях разукомплектовано, в отдельных случаях не подлежит восстановлению и непригодно при демонстрации фильмов на пленочных носителях.
По информации некоммерческого партнерства "Сообщество национальных кинотеатральных организаций "Киноальянс", озвученной в ходе заседания Международного комитета ассоциаций кинотеатров, в конце 2012 года планируется прекращение выхода кинофильмов на пленке. Областная киносеть, оснащенная только 35-миллиметровыми пленочными проекторами, уже в 2013 году не будет иметь технической возможности демонстрировать новинки российского и мирового кино. Необходимо отметить, что для переоснащения кинотеатров цифровой киноаппаратурой на уровне муниципального района требуется 56,5 млн рублей.
Всего 4 муниципальных образования Астраханской области имеют специализированный автотранспорт для внестационарного обслуживания населения и только на уровне муниципального района.
Существуют проблемы и по кадровой обеспеченности сельских учреждений культуры. Нужны хормейстеры, аккомпаниаторы, хореографы, руководители творческих коллективов по разным жанрам искусства, педагоги в музыкальные, художественные школы и школы искусств.
На сегодняшний день доля работников муниципальных учреждений культуры в возрасте до 30 лет составляет 17%, доля работников от 30 до 55 лет - 62%, старше 55 лет - 21%. В связи с этим по-прежнему серьезным и актуальным остается вопрос преемственности кадров.
Уход из жизни людей старшего поколения - носителей и знатоков народных традиций - создает проблему культурной преемственности.
Уровень финансирования муниципальных учреждений культуры в последние годы явился одним из главных факторов их нестабильного развития. Всё это не позволяет в полном объёме использовать культурный потенциал Астраханской области. Необходима государственная поддержка сферы культуры села, которая должна быть направлена на обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, сохранение национальной самобытности, развитие народного творчества.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские поселения Астраханской области не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей сельского населения.
Выполнение программы позволит реализовать поставленную цель развития культуры села Астраханской области и осуществить комплекс программных мероприятий.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Многообразие направлений в сфере культуры села (клубы, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности и обусловливает необходимость применения программно-целевых методов решения стоящих перед отраслью культуры задач.
Применение программно-целевого метода направлено на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Астраханской области.
В рамках реформы местного самоуправления ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам, создание и предоставление услуг культуры сконцентрирована на уровне органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и муниципальных учреждений культуры, которые не в состоянии без государственной поддержки эффективно участвовать в проведении социальных реформ, удовлетворении культурных потребностей проживающего на их территории населения.
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках региональной целевой программы с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам в рамках программы.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов на основе:
- определения целей, задач, состава мероприятий, сроков и запланированных результатов;
- концентрации ресурсов на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам сохранения и развития культурного потенциала сельских поселений Астраханской области;
- объединения усилий государственных, муниципальных, общественных и частных структур.
Необходимость принятия программы обусловлена:
- устойчивой потребностью повышения престижа проживания в сельских поселениях Астраханской области;
- формированием базовых условий социального комфорта для закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса с учетом современной социокультурной ситуации;
- обеспечением целевого и эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на решение поставленных задач, способствующих делу сохранения нематериального культурного наследия России.
3. Характеристика и прогноз сложившейся проблемной ситуации
без использования программно-целевого метода
Сохранение и развитие культуры села является актуальной задачей культурной политики государства, в том числе в силу очевидной недостаточности ресурсов, выделявшихся на нужды культуры в предыдущие годы.
Отказ от программно-целевого метода приведет к ряду негативных последствий.
Достижение цели по развитию культуры села отодвинется на неопределенный срок или станет недостижимым по причинам низкой эффективности расходования бюджетных средств и их распыления, распыления интеллектуальных ресурсов, возникновения противоречий в приоритетах сферы культуры и искусства Астраханской области в разных муниципальных образованиях Астраханской области.
Без использования программно-целевого метода реализация каждого мероприятия потребует отдельных решений Правительства Астраханской области. Это приведет к целому ряду таких негативных последствий, как ослабление культурных связей между муниципальными образованиями Астраханской области, возникновение дополнительных сложностей при разработке и внедрении экономических механизмов, необходимых для адаптации культуры села к рыночным условиям.
Лишение материальной поддержки культурно-просветительных учреждений приведет общество к деградации, увеличению криминалитета, асоциальных явлений.
Продолжатся процессы разрушения механизмов культурной преемственности, что поставит под угрозу полного исчезновения сохранившиеся вплоть до наших дней формы и смысловые доминанты традиционной культуры, приведет к выходу их не только из активного фонда культуры, но и из социальной памяти этнического коллектива.
Утрата культурных традиций повлечет за собой разложение принятых в этнической традиции нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле и, по сути, будет являться одной из главных причин миграции сельского населения в городские поселения Астраханской области.
4. Цель и задачи программы
Основная цель программы - сохранение и развитие муниципальной культуры как основной составляющей единого культурного пространства Астраханской области.
В процессе достижения цели планируется решение следующих задач:
- модернизация муниципальных учреждений культуры и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;
- развитие и популяризация традиционной сельской народной культуры;
- развитие системы кадрового обеспечения муниципальных учреждений культуры;
- развитие механизмов государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и работников муниципальных учреждений культуры.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
программно-целевым методом
Реализация программы осуществляется в период с 2013 по 2020 год. Этапы реализации программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
6. Основные направления реализации программы
(укрупненные мероприятия)
Основными направлениями реализации программы будут являться:
- строительство и реконструкция муниципальных учреждений культуры;
- ремонт муниципальных учреждений культуры;
- обеспечение оснащенности муниципальных учреждений культуры специальным оборудованием и современными материально-техническими средствами;
- создание на территории муниципальных образований Астраханской области мастерских по развитию традиционных промыслов и ремесел, бытующих в Астраханской области;
- создание на территории муниципальных образований Астраханской области центров традиционной народной культуры;
- участие творческих коллективов муниципальных учреждений культуры в проектах межрегионального, всероссийского и международного уровней;
- поддержка национальных творческих коллективов муниципальных учреждений культуры;
- проведение на территории муниципальных образований Астраханской области народных праздников;
- поддержка молодых дарований на территории муниципальных образований Астраханской области;
- подготовка и переподготовка кадров муниципальных учреждений культуры;
- проведение выездных семинаров и мастер-классов в муниципальных образованиях Астраханской области;
- направление специалистов муниципальных учреждений культуры для участия в межрегиональных, всероссийских и международных форумах, фестивалях, семинарах и других мероприятиях с целью обмена опытом работы;
- государственная поддержка муниципальных учреждений культуры и работников муниципальных учреждений культуры (гранты, областные профессиональные конкурсы).
7. Показатели конечного результата, позволяющие оценивать
ход реализации программы по годам
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, предполагается использовать следующие показатели конечного результата:
Наименование целей и задач |
Наименование показателей конечного и промежуточного конечного результатов |
Единица измерения |
2011 год |
2012 год оценка |
Прогнозные значения показателей по годам |
|||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|||||
Цель: сохранение и развитие муниципальной культуры как основной составляющей единого культурного пространства Астраханской области |
охват сельского населения Астраханской области библиотечным обслуживанием |
% |
38 |
38 |
39 |
40 |
42 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
охват сельского населения Астраханской области кинообслуживанием |
% |
11 |
11,2 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
22 |
24 |
26 |
|
доля детей школьного возраста (7-15 лет), охваченных дополнительным художественным образованием, в муниципальных районах Астраханской области |
% |
13 |
13,3 |
13,6 |
14,0 |
14,2 |
14,4 |
14,6 |
14,8 |
15 |
15,2 |
|
охват сельского населения Астраханской области музейной деятельностью |
% |
20 |
20 |
21 |
22 |
24 |
26 |
28 |
29 |
30 |
32 |
|
Задача 1. Модернизация муниципальных учреждений культуры и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг |
доля муниципальных учреждений культуры, в которых произведены ремонтные и строительные работы, от числа муниципальных учреждений культуры, требующих ремонта |
% |
4,8 |
11,2 |
15 |
25 |
35 |
45 |
50 |
55 |
60 |
64 |
темп роста количества модельных сельских библиотек в муниципальных районах Астраханской области |
% |
100 |
125 |
140 |
165 |
190 |
220 |
240 |
255 |
265 |
281 |
|
темп роста количества специализированной техники в муниципальных учреждениях культуры, используемой для внестационарного обслуживания сельского населения Астраханской области |
% |
100 |
105 |
125 |
155 |
185 |
220 |
240 |
260 |
280 |
300 |
|
уровень комплектования книжных фондов сельских библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей) |
% |
29 |
35 |
40 |
50 |
60 |
70 |
73 |
77 |
80 |
84 |
|
удельный вес муниципальных учреждений культуры, оснащенных современным оборудованием |
% |
30 |
33 |
35 |
40 |
45 |
50 |
54 |
56 |
58 |
60 |
|
Задача 2. Развитие и популяризация традиционной сельской народной культуры |
темп роста количества мастерских по развитию традиционных промыслов и ремесел по отношению к 2013 году |
% |
- |
- |
100 |
170 |
240 |
280 |
320 |
380 |
420 |
466 |
темп роста количества национальных творческих коллективов муниципальных учреждений культуры, которым оказана поддержка, по отношению к 2013 году |
% |
- |
- |
100 |
150 |
200 |
250 |
280 |
310 |
340 |
364 |
|
доля новых видов культурно-досуговых услуг в общем количестве услуг, оказываемых муниципальными учреждениями культуры |
% |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
|
прирост количества культурно-досуговых мероприятий, проводимых муниципальными культурно-досуговыми учреждениями Астраханской области, по отношению к предыдущему году |
% |
5 |
7 |
9 |
11 |
13 |
15 |
16 |
18 |
20 |
22 |
|
Задача 3. Развитие системы кадрового обеспечения муниципальных учреждений культуры |
доля работников муниципальных учреждений культуры, ежегодно повышающих свою квалификацию, от общего числа работников муниципальных учреждений культуры |
% |
30 |
33 |
36 |
40 |
45 |
50 |
53 |
56 |
58 |
60 |
Задача 4. Развитие механизмов государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и работников муниципальных учреждений культуры |
доля инновационных творческих проектов по отношению к мероприятиям, относящимся к основной деятельности муниципальных учреждений культуры |
% |
5 |
8 |
10 |
15 |
20 |
25 |
28 |
30 |
33 |
35 |
доля муниципальных учреждений культуры - грантополучателей от общего числа муниципальных учреждений культуры |
% |
1 |
1,5 |
2 |
4 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
доля работников муниципальных учреждений культуры - грантополучателей от общего числа работников муниципальных учреждений культуры |
% |
0,5 |
0,7 |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
2,7 |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
Реализация мероприятий программы обеспечит:
- широкий доступ различных слоев сельского населения Астраханской области к ценностям традиционной и современной культуры, художественному образованию;
- внедрение инновационных форм социокультурного взаимодействия на селе;
- создание условий для организации социально-культурного обслуживания сельского населения Астраханской области в пределах транспортной доступности, путем использования мобильных учреждений культуры (автоклубы, библиобусы, киномобили);
- создание условий для закрепления молодежи на селе.
8. Предложения по ресурсному обеспечению программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, бюджетов муниципальных образований Астраханской области, внебюджетных источников.
Прогнозный объем финансирования программы составляет 2 000 000,0 тыс. руб., в том числе:
- бюджет Астраханской области - 1 200 000,0 тыс. руб.;
- бюджеты муниципальных образований Астраханской области - 600 000,0 тыс. руб.;
- внебюджетные источники - 200 000,0 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий будет осуществляться исходя из возможностей бюджета Астраханской области на соответствующий финансовый год.
9. Государственные заказчики и разработчики программы, участие
исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство культуры Астраханской области.
Ответственным за реализацию программы является министерство культуры Астраханской области.
В реализации мероприятий программы примут участие культурно-досуговые учреждения и учреждения дополнительного художественного образования муниципальных образований Астраханской области, организации народных художественных промыслов, органы местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области (по согласованию) во взаимодействии с государственными учреждениями культуры, искусства и художественного образования Астраханской области.
10. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий. Формирование мероприятий программы осуществляется на основании отбора мероприятий, заявленных в программу государственными учреждениями культуры, а также муниципальными учреждениями культуры исходя из их готовности участвовать в реализации заявленных мероприятий.
Государственный заказчик:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- согласовывает с основными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых документов, необходимых при выполнении программы.
Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
- несет ответственность за реализацию программы в целом, непосредственные и конечные результаты, а также за целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм ее реализации и состав исполнителей;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
- ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме. Ежегодный отчет представляется до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основной целью программы является сохранение и развитие муниципальной культуры как основной составляющей единого культурного пространства Астраханской области.
В процессе достижения цели планируется решение следующих задач:
- модернизация муниципальных учреждений культуры и создание условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг;
- развитие и популяризация традиционной сельской народной культуры;
- развитие системы кадрового обеспечения муниципальных учреждений культуры;
- развитие механизмов государственной поддержки муниципальных учреждений культуры и работников муниципальных учреждений культуры.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 29 мая 2012 г. N 202-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Развитие культуры села Астраханской области на 2013 - 2020 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 7 июня 2012 г. N 25
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 388-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года