Распоряжение Правительства Астраханской области
от 14 июня 2012 г. N 260-Пр
"О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Государственная
поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций
Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
Во исполнение Федерального закона от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях создания условий для внедрения эффективных общественных моделей и технологий, обеспечивающих деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций, направленную на решение задач социально-экономического и общественного развития Астраханской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы".
2. Определить государственным заказчиком - координатором комплексной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы" министерство экономического развития Астраханской области.
3. Министерству экономического развития Астраханской области (Полянская Э.В.) разработать и внести комплексную долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы" на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
комплексной долгосрочной целевой программы
"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих
организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 14 июня 2012 г. N 260-Пр)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели программы
приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития
Астраханской области до 2020 года и Программы социально-экономического
развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы
Современные гражданские организации представляют собой сформированную в организованные группы часть населения, четко идентифицирующую себя с целевой группой, интересы которой они защищают и реализуют. Они являются выразителями общественного мнения отдельных групп общества, способны организованно и эффективно участвовать в решении вопросов регионального значения.
Сегодня социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО) выросли в реально действующий самостоятельный сектор общественных отношений, характерными чертами которого являются заметно возросший профессионализм и широкий спектр оказываемых населению услуг.
В настоящее время во всех странах мира некоммерческий сектор рассматривается как организационная основа гражданского общества. СОНКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы органов государственной власти и судебной системы, являются катализатором реализации механизмов обратной связи между гражданами и органами государственной власти. Это, в свою очередь, способствует возникновению у населения чувства патриотизма и гражданской ответственности, формированию активной жизненной позиции, развитию новых форм самоорганизации и самоуправления.
В то же время развивается сотрудничество коммерческого и некоммерческого секторов, которое носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности социальной среды для ведения бизнеса, второму - ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами, партнерами или благотворителями, крупные производственные корпорации используют позитивный образ социально ориентированных некоммерческих организаций в своих рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью.
Таким образом, некоммерческий сектор предоставляет корпорациям и индивидуальным предпринимателям специфическую услугу - возможность удовлетворить их потребности творить добро, которая реализуется в виде благотворительных проектов и программ, поддержки добровольчества. Предприниматели заботятся об увеличении доходов, приумножают совокупный общественный ресурс, некоммерческий сектор обеспечивает его рациональное перераспределение.
Следовательно, некоммерческий сектор вносит вклад не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, укрепление стабильности экономического развития и политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности.
На территории Астраханской области зарегистрировано более 4000 некоммерческих организаций, в том числе организаций со статусом региональных, областных, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни, из них:
177 общественных организаций по здравоохранению, спорту и культуре;
160 религиозных организаций;
104 негосударственных образовательных учреждения;
89 различных региональных фондов;
38 областных организаций, представляющих интересы инвалидов;
14 организаций казачества;
13 общественных природоохранных организаций и экологических фондов;
12 молодёжных организаций (волонтёрских, студенческих, просветительских);
13 организаций ветеранов (участников боевых действий, войн и военных конфликтов);
14 общественных организаций материнства и детства, а также по профилактике опасных форм поведения (наркомания, алкоголизм, психиатрия);
19 правозащитных общественных организаций и другие.
Имеются положительные примеры деятельности СОНКО в сферах здравоохранения и профилактики здорового образа жизни, молодежном движении, просвещении и воспитании подростков, природоохранной деятельности, других социальных сферах.
СОНКО Астраханской области пользуются определенным влиянием на общество, поскольку объединяют самую активную и образованную часть населения. Указанные СОНКО способны не только выражать интересы граждан, организуя людей для самостоятельного решения проблем, но и оказывать социальные услуги населению, обеспечивать связь с органами государственной власти, проводить общественную экспертизу принимаемых ими правовых актов, регламентирующих разные сферы жизни общества, профессионально участвовать в решении региональных проблем.
Примером могут служить общественная палата Астраханской области и этноконфессиональный совет при Губернаторе Астраханской области, созданные при непосредственном содействии исполнительных органов государственной власти Астраханской области, которые в настоящее время успешно функционируют. Подобная работа проводится в муниципальных образованиях Астраханской области, где также созданы общественно-консультационные структуры.
Имеющийся опыт совместной работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области и некоммерческих организаций на территории Астраханской области показывает, что без системной государственной поддержки некоммерческих организаций не могут быть решены вопросы эффективного взаимовыгодного сотрудничества и полноценного использования потенциала некоммерческих организаций.
Кроме того, отмечается наличие ряда проблем, требующих решения:
- недостаточность финансовой поддержки СОНКО;
- неравномерность развития СОНКО по видам деятельности;
- небольшое число благотворительных организаций, в том числе частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;
- низкий уровень развития инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;
- недостаточный уровень профессионализма сотрудников и эффективности деятельности СОНКО (у работников многих СОНКО отсутствуют знания и навыки разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов);
- отсутствие системы ведения реестров СОНКО;
- недостаточная информированность общества о деятельности СОНКО;
- несовершенная система взаимодействия исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области с СОНКО, действующими на территории Астраханской области.
Обозначенные проблемы развития сектора СОНКО в целом и структурного развития самих организаций требуют комплексного решения на основе принципа взаимовыгодного социального партнерства органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и СОНКО.
В связи с этим возникла необходимость разработки комплексной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы" (далее - программа).
Программа разработана на основе анализа сложившейся в регионе социально-экономической ситуации, ее особенностей, основных проблем и предпосылок для их решения с учетом целей, задач и основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.
Программа разработана в соответствии с федеральными законами от 19.05.95 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", от 11.08.95 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.09.2011 N 465 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области" и является инструментом развития сектора СОНКО в сфере оказания социальных услуг.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, а также проектов, согласованных по срокам, ресурсам и государственным заказчикам, планируемых исполнительными органами государственной власти Астраханской области и обеспечивающих эффективное решение задач в области развития системы социальных услуг.
Данная программа направлена на оказание поддержки СОНКО, включая финансовую, информационную, консультационную помощь.
Реализация мероприятий по содействию развитию СОНКО представляет собой длительный и неразрывный по времени системный и комплексный процесс осуществления последовательных действий с анализом результатов по итогам каждого года реализации программы. Использование программно-целевого метода позволит обеспечить достижение наибольшего эффекта при выполнении программы и создаст основу для поступательного развития СОНКО в Астраханской области.
Укрепление и развитие СОНКО как необходимого института представительной демократии обеспечит взаимодействие гражданского общества и государства, будет способствовать реализации конституционных прав и интересов граждан, развитию социальной, культурной и образовательной сфер в Астраханской области.
В настоящее время при жестком ограничении бюджетного финансирования успешное решение задач по государственной поддержке СОНКО Астраханской области возможно лишь с использованием программно-целевого метода, который позволит контролировать целевое использование средств, направленных на выполнение намеченных в программе мероприятий. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия.
Использование программно-целевого метода обеспечит комплексность и системность проводимых мероприятий в рамках осуществления содействия решению выявленных проблем в развитии СОНКО при активной позиции органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области и обеспечит прозрачность всего процесса реализации программы.
Таким образом, программа позволит сгруппировать мероприятия с учетом их функциональной однородности, взаимосвязанности целей и задач, на решение которых они направлены.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Комплексное решение основных проблем по поддержке СОНКО на территории Астраханской области программно-целевым методом позволит обеспечить согласование и реализацию мероприятий программы и сократить временные и материальные затраты.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к:
- недостаточности и нестабильности источников финансирования деятельности СОНКО;
- несформированности инфраструктуры для осуществления деятельности СОНКО;
- недостаточности ресурсов, в т.ч. кадровых, и их низкому профессионализму;
- недостаточности информированности общества о деятельности СОНКО.
4. Предложения по цели и задачам программы
Цель программы - обеспечение наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Астраханской области посредством наращивания потенциала некоммерческих организаций и обеспечения его максимально эффективного использования.
Достижение указанной цели планируется за счет решения следующих задач:
- развитие системы предоставления финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
- расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также благотворительной деятельности и добровольчества;
- повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и формирование благоприятного информационного пространства в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций;
- повышение профессиональных навыков работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.
5. Ориентировочные сроки реализации программы
Срок реализации программы - 2012 - 2016 годы. Этапы программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных мероприятий.
6. Основные направления реализации программы
Достижение целей и задач программы предполагается путем реализации следующего комплекса мероприятий по направлениям:
6.1. Финансовая поддержка СОНКО.
Предоставление финансовой поддержки осуществляется путем организации и проведения мероприятий по предоставлению СОНКО субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию социально значимых проектов (программ) по профилактике социального сиротства, по поддержке материнства и детства, по повышению качества жизни людей пожилого возраста, социальной адаптации инвалидов и их семей, по развитию дополнительного образования, художественного творчества детей и молодежи, по развитию массового спорта, пропаганде здорового образа жизни, по профилактике социально опасных форм поведения граждан, по охране окружающей среды и экологической безопасности Астраханской области, по содействию духовно-нравственному развитию личности и общества, улучшению морального психологического состояния граждан, по проведению государственно-конфессиональной политики, направленной на реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания, поддержание мира и стабильности, и др.
Кроме того, предусматривается предоставление субсидий из бюджета Астраханской области на поддержку бюджетам муниципальных образований в целях содействия реализации муниципальных программ поддержки СОНКО.
6.2. Информационная поддержка СОНКО.
Предоставление информационной поддержки направлено на обеспечение пропаганды и популяризации деятельности СОНКО, благотворительной деятельности и добровольчества.
6.3. Консультирование и поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНКО.
Поддержка по данному направлению предоставляется СОНКО, реализующим проекты в рамках мероприятий программы по содействию организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев СОНКО, а также оказанию методической и консультационной поддержки СОНКО.
6.4. Популяризация деятельности СОНКО.
Освещение на сайтах исполнительных органов государственной власти Астраханской области информации о СОНКО.
6.5. Стимулирование деятельности СОНКО.
В целях стимулирования деятельности СОНКО планируется проведение мероприятий, направленных на развитие системы морального поощрения работников СОНКО, благотворителей и добровольцев.
6.6. Формирование и ведение единого перечня СОНКО.
Единый перечень формируется агентством по делам молодежи Астраханской области в целях проведения мониторинга СОНКО на территории Астраханской области на основании решения экспертной комиссии. Создание экспертной комиссии осуществляется агентством по делам молодежи Астраханской области. Положение и состав экспертной комиссии утверждаются нормативным правовым актом Правительства Астраханской области.
Реализация мероприятий программы осуществляется в соответствии с видами деятельности СОНКО по направлениям, предусмотренным статьей 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
7. Показатели конечного результата, позволяющие оценивать ход реализации
программы по годам
Таблица
Наименование показателей |
Ед. измерения |
Годы реализации программы |
||||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
||
Цель - обеспечение наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Астраханской области посредством наращивания потенциала некоммерческих организаций и обеспечения максимально эффективного его использования | ||||||||
Увеличение охвата жителей Астраханской области из социально незащищенных групп населения, получивших со стороны СОНКО доступные и качественные услуги и помощь |
% |
101 |
101 |
101 |
105 |
110 |
115 |
120 |
Доля СОНКО, реализующих свои социально значимые программы при поддержке органов государственной власти Астраханской области, от общего числа зарегистрированных СОНКО |
% |
101 |
101 |
101 |
110 |
112 |
115 |
117 |
Задача - развитие системы предоставления финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям | ||||||||
Прирост количества зарегистрированных СОНКО на территории Астраханской области |
% |
100 |
100 |
100 |
105 |
106 |
107 |
108 |
Количества СОНКО Астраханской области, получивших субсидию |
Ед. |
- |
- |
- |
170 |
170 |
170 |
170 |
Задача - расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также благотворительной деятельности и добровольчества | ||||||||
Доля СОНКО, удовлетворенных предоставленной помощью, от общего числа обратившихся |
% |
30 |
50 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля благотворительных организаций от общего числа зарегистрированных СОНКО в Астраханской области |
% |
6 |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Задача - повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и формирование благоприятного информационного пространства в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций | ||||||||
Прирост количества информационных проектов, направленных на поддержку и популяризацию СОНКО |
% |
101 |
101 |
101 |
105 |
105 |
105 |
105 |
Задача - повышение профессиональных навыков работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций | ||||||||
Доля прошедших обучение в целях повышения профессиональных навыков работников и добровольцев СОНКО от общего числа запланированных |
% |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача - совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций | ||||||||
Доля принятых нормативных правовых актов в целях повышения эффективности деятельности СОНКО от числа необходимых |
% |
- |
- |
- |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. Ориентировочные объемы и источники финансирования программы
по основным этапам реализации программы
Реализация программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, внебюджетных источников.
Предполагаемый объем финансирования программы в целом составит 64 545,3 тыс. руб., в том числе:
- средства бюджета Астраханской области - 61 332,5 тыс. руб.;
- внебюджетные источники - 3 212,75 тыс. руб.
В рамках программы планируется привлечение средств из федерального бюджета путем ежегодного участия в конкурсном отборе на получение субсидии из федерального бюджета на оказание финансовой поддержки СОНКО.
Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежат уточнению исходя из возможностей соответствующих бюджетов с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности.
9. Предложения по государственным заказчикам (государственному
заказчику - координатору) и разработчикам программы, а также по участию
исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
ответственных за формирование и реализацию программы
Разработчиком и государственным заказчиком - координатором программы является министерство экономического развития Астраханской области.
Государственными заказчиками - ответственными исполнителями мероприятий программы являются: министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство спорта и туризма Астраханской области, администрация Губернатора Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области.
Исполнителями мероприятий являются: министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство образования и науки Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, министерство спорта и туризма Астраханской области, управление по внутренней политике администрации Губернатора Астраханской области, служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области.
Общий контроль за реализацией и исполнением программы осуществляет государственный заказчик-координатор.
10. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяет государственный заказчик - координатор программы, который предусматривает проведение организационных мероприятий.
Формирование мероприятий программы осуществляется путем отбора заявленных мероприятий исходя из потребности в их реализации на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, предложений СОНКО, а также по результатам проведенного государственным заказчиком - координатором анализа.
Государственный заказчик - координатор программы:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- согласовывает с государственными заказчиками возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией программы
Разработчиком и государственным заказчиком-координатором программы является министерство экономического развития Астраханской области, которое:
- осуществляет методологическое и организационное взаимодействие участников программы;
- обеспечивает координацию действий исполнителей программных мероприятий, исключая дублирование их действий;
- обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- обеспечивает контроль полного, своевременного и качественного выполнения мероприятий;
- осуществляет оперативный мониторинг реализации программы;
- подготавливает проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программы;
- осуществляет взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации по участию в конкурсе на получение субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;
- проводит ежегодный анализ результатов реализации программы;
- формирует ежеквартально, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по форме, установленной министерством экономического развития Астраханской области;
- организует размещение на своем официальном сайте в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации программы;
- формирует ежегодный отчет по аналогичной форме до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Государственные заказчики, ответственные за реализацию программных мероприятий:
- несут ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий, рациональное использование выделенных бюджетных средств;
- обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий;
- подготавливают проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения программных мероприятий;
- проводят ежегодный анализ результатов реализации программных мероприятий;
- представляют ежеквартально, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме государственному заказчику - координатору программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цель программы - обеспечение наиболее полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в решении задач социального развития Астраханской области посредством наращивания потенциала некоммерческих организаций и обеспечения его максимально эффективного использования.
Достижение указанной цели планируется за счет решения следующих задач:
- развитие системы предоставления финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
- расширение масштабов предоставления информационной, образовательной и консультационной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также благотворительной деятельности и добровольчества;
- повышение уровня информированности населения о деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций и формирование благоприятного информационного пространства в сфере социально ориентированных некоммерческих организаций;
- повышение профессиональных навыков работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций.
Срок реализации программы - 2012 - 2016 годы.
Предполагаемый объем финансирования программы в целом составит 64 545,3 тыс. руб.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 14 июня 2012 г. N 260-Пр "О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Астраханской области на 2012 - 2016 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 21 июня 2012 г. N 28
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года