Распоряжение Правительства Астраханской области
от 6 сентября 2012 г. N 445-Пр
"О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Астраханской области на 2013 - 2017 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В целях создания условий и гарантий укрепления и развития системы социальных услуг по организации детского отдыха и оздоровления, в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области":
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы".
2. Определить государственным заказчиком отраслевой долгосрочной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать отраслевую долгосрочную целевую программу "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой долгосрочной целевой программы
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи
Астраханской области на 2013 - 2017 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 6 сентября 2012 г. N 445-Пр)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического
развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии
социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года
и Программы социально-экономического развития
Астраханской области на 2010 - 2014 годы
Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - концепция) разработана с целью развития системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях, что является одним из основных направлений государственной социальной политики, а организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики Астраханской области.
Современная ситуация требует более глубокого и структурированного подхода к организации отдыха и оздоровления детей, так как претерпел качественные изменения образовательный, культурный и нравственный уровень развития детей; тревожным фактором стало всеобщее ухудшение состояния здоровья современного ребенка; сохраняется высоким количество социально незащищенных категорий детей; социально-экономическое положение многих семей не позволяет самостоятельно организовывать их отдых и оздоровление. Органам государственной власти необходимо использовать все возможности для укрепления здоровья детей, наполнить каникулярное время содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию.
Благоприятные условия отдыха и оздоровления на территориях, где располагаются детские оздоровительные учреждения, соблюдение режима, полноценное питание в соответствии с физиологическими потребностями детей, интересный и содержательный досуг позволяют считать загородные оздоровительные лагеря одной из лучших форм отдыха и оздоровления детей и молодежи.
С целью развития системы отдыха и оздоровления детей и молодежи субъектам Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 03.05.2011 N ПР-1365 по итогам совещания по организации летнего отдыха детей и подростков рекомендовано разработать целевые программы, при реализации которых будут комплексно решаться существующие проблемы в сфере отдыха и оздоровления детей.
Проведение органами государственной власти Астраханской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области оздоровительной кампании детей обеспечивает им гарантии соблюдения права на отдых и оздоровление, защита которого закреплена Федеральным законом от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; совершенствование системы отдыха и оздоровления детей является одной из наиболее значимых целей, отвечающей приоритетам развития Астраханской области.
Кроме того, настоящая концепция определяет социальную значимость проблем, связанных с обеспечением безопасных и благоприятных условий отдыха и оздоровления детей, обуславливает необходимость выработки и реализации четкой региональной стратегии и координации действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, руководителей лагерей, заинтересованных общественных движений и организаций по поддержке детства и созданию благоприятной для семьи и детства среды.
С учетом приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, а также Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы особое внимание уделяется проблеме повышения качества и уровня жизни семей, здоровью детей и молодежи, их занятости. С этой целью с 2009 года внедряется программно-целевой подход к решению вопросов организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Действующая на территории Астраханской области отраслевая целевая программа "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010 - 2012 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 07.07.2009 N 352-П, показала, что возможно охватывать всеми формами отдыха, оздоровления и занятости до 80% от общего количества детей.
По предварительным данным переписи населения по состоянию на 01.01.2011, в Астраханской области проживает 207937 детей, из них в возрасте от 7 до 18 лет - 112453 ребенка.
Наиболее массовой формой отдыха являются лагеря с дневным пребыванием детей, в которых отдохнуло в 2010 году 39103 чел., в 2011 - 46590 чел. Подобные лагеря создаются на базе учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты. Ежегодно функционирует более 350 лагерей.
Наиболее эффективными формами оздоровления остаются детские оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения. В Астраханской области работают 6 загородных здравниц и 2 санаторно-курортных учреждения.
География санаторно-курортного оздоровления, как и в прошлом году, разнообразна: от Кавказских Минеральных Вод до побережья Черного моря.
Проезд детей как в загородные лагеря, так и в санатории осуществляется согласно установленным требованиям перевозки организованных групп детей в сопровождении врача и воспитателей.
Продолжается реализация мероприятий по оздоровлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. За период 2012 года планируется оздоровить 5200 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2011 год - 5120 чел.).
Одаренные дети, дети - победители образовательных олимпиад, конкурсов, смотров и т.п. получают возможность отдохнуть во Всероссийском детском центре "Орленок".
Путевки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставляются бесплатно в загородные лагеря как на территории Астраханской области, так и за ее пределами, а также в лагеря с дневным и круглосуточным пребыванием детей на базе учреждений социальной защиты и школ в городских округах и муниципальных районах Астраханской области.
Для подростков, находящихся в социально опасном положении, в том числе состоящих на учете в органах внутренних дел, условно осужденных, находящихся под следствием и судом, склонных к злоупотреблению алкоголем и наркомании, ежегодно создаются палаточные лагеря. На эти цели из бюджета Астраханской области региональным общественным организациям выделяются субсидии.
Ежегодно для детей из малообеспеченных семей в летний период традиционно работает детское туристическое бюро "Наша Астрахань" с охватом 1000 детей. Большую роль в организации свободного времени подростка играет его временное трудоустройство и занятость в период каникул.
Организация временной занятости несовершеннолетней молодежи в возрасте от 8 до 14 лет является эффективной формой работы с подростками в каникулярное и свободное от учебы время и позволяет привлечь учащихся школ, учреждений начального, среднего профессионального образования и незанятую молодежь к выполнению социально значимых работ. Этот вид занятости способствует адаптации молодежи к трудовой деятельности, получению профессиональных навыков, является одной из действенных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди подростков.
По итогам 2012 года планируется трудоустроить 4911 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (2011 - 5198).
Кроме того, количество детей, охваченных трудоустройством, напрямую зависит от средств, выделяемых из бюджета Астраханской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области на эти цели.
В целях поддержки бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в возрасте 7 - 18 лет, проживающих на территории муниципальных образований Астраханской области, в каникулярное время из бюджета Астраханской области предоставляются субсидии. Данная субсидия предусмотрена на частичную оплату стоимости путевок в загородные оздоровительные лагеря, стоимости продуктов питания в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей с организацией двухразового и трехразового питания.
В 2012 году отдыхом и оздоровлением планируется охватить 1013 детей работников бюджетной сферы (в 2011 году - 957 чел.), 666 детей работников иных организаций (в 2011 году - 1345 чел.).
В то же время в ряде муниципальных образований Астраханской области финансовых средств, предусмотренных на заработную плату подростков, явно недостаточно. Значительные средства на организацию временной занятости несовершеннолетних ежегодно выделяют муниципальные образования "ЗАТО Знаменск", "Красноярский район", что позволяет им решить проблему занятости подростков в каникулярное время полностью.
В рамках реализации отраслевой долгосрочной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы" (далее - программа), а также в целях подготовки к оздоровительной кампании и реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасного и качественного отдыха и оздоровления детей, ежегодно планируется:
- вести реестр всех организаций отдыха и оздоровления детей, расположенных на территории Астраханской области, а также формировать и проводить корректировку их паспортов;
- издавать информационно-методический материал по организации отдыха и оздоровления детей, включающий в себя все нормативные правовые акты по разделу санитарно-эпидемиологического благополучия;
- утверждать план мероприятий, направленных на обеспечение безопасного пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
- организовывать работу "горячей линии" для родителей, разрабатывать схемы оповещения и порядок обмена информацией по телефону экстренной сотовой связи между всеми ответственными структурами в случае возникновения чрезвычайной ситуации в учреждениях отдыха и оздоровления детей;
- проводить информационную кампанию: еженедельно в электронных и печатных средствах массовой информации, на сайте министерства социального развития и труда Астраханской области размещается информация об организации отдыха и оздоровления детей и молодежи, методические материалы, информация для родителей и организаторов отдыха детей;
- проводить областной семинар для организаторов отдыха и оздоровления детей;
- проводить комиссионный прием детских загородных здравниц с участием специалистов из министерства здравоохранения Астраханской области, министерства спорта и туризма Астраханской области, министерства образования и науки Астраханской области, министерства экономического развития Астраханской области, управлению Роспотребнадзора по Астраханской области, главного управления МЧС России по Астраханской области, МОБ УМВД России по Астраханской области, профсоюзной и других организаций.
Инфраструктура учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей в Астраханской области нуждается в систематизации и целевом программном обеспечении, основными принципами которого должны стать:
обеспечение гарантий государства в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, развитие, отдых и занятость;
удовлетворение интересов детей в оздоровлении, отдыхе, занятости, сохранении права выбора;
содействие доступности для детей всех слоев и групп населения различных форм эффективного оздоровления, отдыха, развития и занятости;
обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в процессе круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости;
координация деятельности и повышение ответственности органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, институтов гражданского общества, коммерческих организаций в решении проблем оздоровления, развития, отдыха и занятости детей.
Для решения вопросов обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи необходима консолидация организационных и финансовых ресурсов, что возможно только в рамках программно-целевого подхода.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Достижение видимых результатов в сфере отдыха и оздоровления детей невозможно без четкой последовательности действий, увязывающих в единую систему цели, задачи, мероприятия, ресурсы, без системы контроля за достижением поставленных целей и задач. Необходимо комплексное изменение подхода к развитию сферы отдыха и оздоровления детей.
Отказ от использования программно-целевого метода приведет к сокращению числа детей, охваченных отдыхом, оздоровлением и занятостью, к снижению качества и эффективности детского отдыха, тем самым к росту подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, социальной напряженности, распространенности алкоголизма и наркомании в молодежной среде, увеличению уровня заболеваемости подростков (в том числе хронической).
4. Цель и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области.
Создавая детям и молодежи гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, реализация программы должна способствовать решению следующих задач:
- организация отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области;
- создание оптимальных условий для дальнейшего расширения сети детских оздоровительных учреждений на территории Астраханской области;
- сохранение и повышение качества предоставляемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области;
- организация временной занятости детей и молодежи Астраханской области.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым способом
Реализация программы рассчитана на период 2013 - 2017 годов в один этап.
6. Основные направления реализации программы
Основными направлениями реализации программы являются:
- организационно-методическое обеспечение отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области;
- организация отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- организация оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, в санаторно-курортных учреждениях круглогодичного действия;
- организация отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей;
- расширение и приведение в соответствие с нормативными требованиями сети детских оздоровительных учреждений на территории Астраханской области;
- организация временной занятости детей и молодежи Астраханской области в летний период.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Реализация мероприятий программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области при участии бюджетов муниципальных образований Астраханской области.
Финансирование программных мероприятий из бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и на плановый период.
Источники финансирования и вид расходов |
Всего, (тыс. руб.) |
2013 г. (тыс. руб.) |
2014 г. (тыс. руб.) |
2015 г. (тыс. руб.) |
2016 г. (тыс. руб.) |
2017 г. (тыс. руб.) |
Всего, в том числе: |
1244965,17 |
216581,46 |
232011,18 |
247944,12 |
265041,73 |
283386,68 |
бюджеты Астраханской области |
1029050,17 |
173398,46 |
188828,18 |
204761,12 |
221858,73 |
240203,68 |
бюджет муниципальных образований Астраханской области |
195915,0 |
39183,0 |
39183,0 |
39183,0 |
39183,0 |
39183,0 |
внебюджетные источники |
20000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
4000,0 |
Средства бюджета Астраханской области на реализацию программы будут распределяться:
- министерству социального развития и труда Астраханской области - на организацию санаторно-курортного оздоровления детей, страдающих хроническими заболеваниями, на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на обеспечение работы комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области, на проведение областного конкурса на лучшего работника учреждения отдыха и оздоровления детей;
- министерству образования и науки Астраханской области - на организацию отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в детских домах, школах-интернатах, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования;
- агентству по делам молодежи Астраханской области - на организацию временной занятости несовершеннолетних;
- органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области - в виде субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время в соответствии с Порядком предоставления иных субсидий из бюджета Астраханской области бюджетам муниципальных образований Астраханской области на реализацию мероприятий по организации отдыха детей в каникулярное время, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 02.03.2010 N 71-П "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области", в т.ч. на организацию работы палаточных лагерей, профильных лагерей и смен.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам,
по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской
области, ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком - разработчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области.
Исполнителями программы являются следующие исполнительные органы государственной власти Астраханской области:
- министерство социального развития и труда Астраханской области;
- министерство образования и науки Астраханской области;
- агентство по делам молодежи Астраханской области;
- муниципальные образования Астраханской области.
9. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Формирование мероприятий программы осуществляется путем отбора заявленных мероприятий, исходя из потребности в их реализации, на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, а также по результатам проведенного государственным заказчиком анализа.
Государственный заказчик программы:
- определяет основные направления программы, формирует перечень мероприятий на основании предложений исполнителей мероприятий;
- согласовывает с исполнителями возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- обеспечивает организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач программы.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов
управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление программой;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, наименования и значения показателей эффективности программы;
- осуществляет методологическое и организационное взаимодействие между участниками программы;
- обеспечивает целевое использование средств бюджета Астраханской области, выделяемых на реализацию программы, а также несет ответственность за своевременное выполнение программных мероприятий;
- осуществляет оперативный мониторинг реализации программы;
- обеспечивает эффективное использование средств бюджета Астраханской области, выделяемых на реализацию программы;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых и иных правовых актов органов государственной власти Астраханской области, необходимых при выполнении программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы;
- представляет ежеквартально, в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной министерством экономического развития Астраханской области форме.
Ежегодный отчет по аналогичной форме представляется государственным заказчиком программы до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Контроль за ходом реализации программы обеспечивает министерство социального развития и труда Астраханской области, контроль за исполнением программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.
11. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности программы
Реализация программы позволит к 2017 году создать гарантированные необходимые и достаточные условия целенаправленного, полноценного и качественного отдыха и оздоровления, повысить качество предоставляемых услуг в сфере организации отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи, а также позволит:
- сохранить и усовершенствовать существующую систему отдыха и оздоровления детей;
- охватить всеми видами организованного отдыха, оздоровления и занятости не менее 99% детей школьного возраста;
- обеспечить создание оптимальных условий для дальнейшего расширения сети детских оздоровительных учреждений на территории Астраханской области;
- повысить качество предоставляемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи на территории Астраханской области до 100%;
- увеличить число несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, ежегодно трудоустраиваемых в свободное от учебы время, с целью обеспечения их трудовой адаптации до 1500 чел. (с учетом участия только муниципальных образований Астраханской области).
Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, используются следующие статистические и качественные показатели результативности и эффективности:
Наименование показателей конечного и промежуточного конечного результатов |
Ед. измерения |
Значение показателя за период, предшествующий реализации программы |
Прогнозные значения показателей |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Цель. Обеспечение эффективного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области | ||||||||
Доля детей, охваченных оздоровлением, отдыхом и занятостью, от общего количества детей (7 - 18 лет) |
% |
93 |
94 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
Задача 1. Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области | ||||||||
Доля детей, охваченных оздоровлением и отдыхом, от общего количества детей, нуждающихся в оздоровлении и отдыхе |
% |
80 |
82 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
Задача 2. Создание оптимальных условий для дальнейшего расширения сети детских оздоровительных учреждений на территории Астраханской области | ||||||||
Количество детских оздоровительных учреждений на территории Астраханской области |
ед. |
368 |
358 |
368 |
368 |
368 |
368 |
368 |
Задача 3. Повышение и сохранение качества предоставляемых услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и молодежи Астраханской области | ||||||||
Доля объектов, приведенных в соответствие с нормативными требованиями, от общего количества объектов |
% |
95 |
97 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Задача 4. Организация временной занятости детей и молодежи Астраханской области | ||||||||
Доля детей и молодежи, охваченных занятостью и трудоустройством, от общего количества детей и молодежи в возрасте от 14 до 18 лет |
% |
20* |
4,2 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
* с учетом показателей агентства по занятости населения Астраханской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденная концепция разработана с целью развития системы отдыха и оздоровления детей в современных условиях, что является одним из основных направлений государственной социальной политики, а организация их отдыха и оздоровления - неотъемлемой частью социальной политики Астраханской области.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 6 сентября 2012 г. N 445-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2013 - 2017 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 13 сентября 2012 г. N 42
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года