Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению министерства
социального развития и труда
Астраханской области
от 10 октября 2012 г. N 73
Программа
подготовки граждан, желающих принять на воспитание в семью детей, в установленных семейным законодательством Российской Федерации формах
1. Цель и задачи программы
Цель программы:
Улучшение качества и надежности семейного устройства детей за счет повышения психолого-педагогической грамотности граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Задачи программы:
- обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье;
- ознакомление кандидатов в приемные родители с нормативно-правовыми актами о правах детей, нормативно-правовыми основами организации жизнедеятельности приёмных семей;
- ознакомление кандидатов в приёмные родители с психологией развития ребенка и с психологическими особенностями детей, лишенных родительского попечения, нуждами и потребностями ребенка;
- предоставить слушателям достоверную и доступную информацию по интересующим их проблемам воспитания приемного ребенка, которая поможет разобраться в своих чувствах и намерениях;
- развивать компетенцию слушателей в вопросах воспитания приемных детей посредством повышения их медико-психолого-педагогической грамотности в вопросах взаимодействия с детьми различного возраста;
- помочь слушателям осознать реальные проблемы, с которыми им предстоит столкнуться, чтобы оценить меру принимаемой ответственности, подготовится морально и практически к приему ребенка в семью.
- оказание психолого-педагогической помощи в создании благоприятных условий для проживания и воспитания ребенка в приёмной семье с целью его успешной социализации.
2. Содержание программы
N п/п |
Темы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
в том числе |
|||||
Лекции, семинары |
Тренинги |
Индивидуальное консультирование |
||||
1. |
Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители |
4,5 |
0,5 |
2 |
2 |
|
1.1. |
Первичное консультирование и диагностика |
2 |
|
|
2 |
Структурированное интервью, анкетирование |
1.2. |
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в приемные родители |
1,5 |
0,5 |
1 |
|
|
1.3. |
Дети и родители: как найти друг друга. Страхи и опасения |
1 |
|
1 |
|
|
2. |
Проблема подбора семьи и ребенка. Мотивация приемных родителей |
5 |
1 |
4 |
|
|
2.1. |
Представления о потребностях развития приёмного ребёнка |
3 |
1 |
2 |
|
|
2.2. |
Занятие "Моя мотивация" |
2 |
|
2 |
|
|
3. |
Особенности развития ребенка. Периодизация развития ребенка |
10 |
3 |
7 |
|
|
3.1. |
Воспитание ребёнка лишённого родительской заботы |
1,5 |
0,5 |
1 |
|
|
3.2. |
Особенности усыновления ребенка того или иного возраста. Периодизация развития ребенка |
2,5 |
0,5 |
2 |
|
|
3.3. |
Что такое "депривация" и как она влияет на развитие ребенка? |
3 |
1 |
2 |
|
|
3.4. |
Формирование и развитие привязанности |
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Последствия разрыва с кровной семьёй |
|
|
|
|
|
4. |
Формирование поведения ребенка. Жестокое обращение с детьми |
8 |
2 |
6 |
|
|
4.1. |
"Трудное" поведение приёмного ребёнка, навыки управления трудным поведением |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.2. |
Наказывать или не наказывать? |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
4.3. |
Основы позитивного воспитания детей. Профилактика жестокого обращения с ребенком |
2 |
1 |
1 |
|
|
4.4. |
Решение конфликтных ситуаций. Навыки бесконфликтного поведения |
2 |
|
2 |
|
|
5. |
Адаптация приемного ребенка и семьи |
3 |
1 |
2 |
|
|
6. |
Безопасное воспитание. Здоровье ребенка - задача всей семьи |
3 |
1 |
2 |
|
|
7. |
Проблемы интимного воспитания детей |
3 |
1 |
2 |
|
|
8. |
Семья как система: уровни, элементы, характеристики. Семейные границы, правила, роли. Семейные традиции. Семейная система |
6,5 |
1,5 |
5 |
|
|
8.1. |
Семейные правила и роли. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка |
2,5 |
0,5 |
2 |
|
|
8.2. |
История семьи. Родные и близкие: как их подготовить? |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
8.3. |
Как рассказать ребенку о том, что он - приемный? |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
9. |
Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
3 |
1 |
2 |
|
|
10. |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
3 |
1 |
2 |
1 |
|
11. |
Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. "Самое важное сочинение в моей жизни" |
2 |
|
2 |
|
|
|
Итоговая аттестация |
1 |
|
1 |
1 |
Собеседование |
|
Всего |
53 |
13 |
37 |
3 |
|
Тема 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приёмные родители
Содержание и цели программы подготовки кандидатов в замещающие родители. Понятие психологического тренинга. Приемы, используемые в процессе проведения тренинга. Особенности и порядок прохождения подготовки кандидатов в замещающие родители, и членов их семьи. Знакомство с формами семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Рассмотрение особенностей различных систем устройства ребенка в семью.
Разъяснение понятия - тренинг. Содержание тренинга. Правила работы участников тренинга в группе. Знакомство участников тренинга. Ожидания и опасения участников тренинга. Выяснение имеющихся у слушателей запросов и пожеланий к работе группы.
Проведение структурированного интервью на тему: "Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей". В ходе интервью выясняются мотивы, пожелания и ресурсы семьи (материальные, социальные и психологические условия в семье, которые способствуют воспитанию ребенка).
Тема 2. Проблема подбора семьи и ребенка. Мотивация приемных родителей
Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовых условий, занятости, дохода) и особенностей семейной системы. Компетенции кандидатов в приемные родители по воспитанию ребенка.
Определение характера мотивации, определение конструктивных и неконструктивных мотивов, лежащих в основе желания принять ребёнка в семью.
Осознание потенциальными замещающими родителями изменений, которые произойдут в их жизни с появлением приемного ребенка, и готовность к этим изменениям, в том числе не всегда положительным.
Тема 3. Особенности развития ребенка. Периодизация развития ребенка
Разъяснение причин, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, кризисных периодов развития ребенка. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество), особенностях, трудностях и преимуществах каждого возрастного периода. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Определение состояния психической депривации.
Формирование базового доверия к миру.
Причины возникновения, проявления и последствия депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей (дефекты в становлении самоидентичности ребенка, неуверенность в себе, сниженное самоуважение, неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность "Я - концепции").
Факторы риска для здоровья и умственного развития ребенка, спровоцированные деривацией.
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка. Типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").
Тема 4. Формирование поведения ребенка. Жестокое обращение с детьми
Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.
Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание слушателями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличие. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.
Рассмотрение эффективности методов дисциплинарного воздействия.
Детско-родительские отношения. Стили воспитания. Принцип "золотой середины" в воспитании. Поощрения и наказания.
Понятие конфликта. Причины возникновения конфликтов. Проявления конфликтных ситуаций. Формирование навыков бесконфликтного поведения.
Тема 5. Адаптация приемного ребенка и семьи
Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги в разные периоды адаптации ребёнка. Общая характеристика личностных проблем, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Тема 6. Безопасное воспитание. Здоровье ребенка - задача всей семьи
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей (забота о здоровье, гигиене и питании ребенка, сокращение вероятности заболеваний, а также домашнего травматизма).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Обучение Слушателей навыкам создания безопасной среды обитания, исключающей детский травматизм.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни семьи.
Тема 7. Проблемы интимного воспитания детей
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка.
Половое воспитание в приемной семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Тема 8. Семья как система: уровни, элементы, характеристики. Семейные границы, правила, роли. Семейные традиции
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка. Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Стабильность семейных отношений кандидатов в приемные родители и возможность их развития. Мотивизация участников на преодоление семейной агнозии и анализ особенностей своей семьи. Активизация процесса осмысления особенностей собственной семьи.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения. Опыт воспитания родных и приемных детей в семье кандидата в приемные родители. Понимание всеми членами семьи кандидатов в приемные родители проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон. Семейные роли. Правила, традиции семьи.
Семейная история и ее обсуждение. Обсуждение с кандидатами в приемные родители распределения ролей в семье. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Личная и семейная ситуация кандидатов в приемные родители в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в их семью.
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Тема 9. Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Родительские и профессиональные функции приемной семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству приемных родителей с сопровождающей организацией.
Отношение приемной семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - сопровождающая организация -приемная семья).
Взаимодействие приемных семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.
Тема 10. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан
Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к кандидатам в приемные родители в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, предоставляемых кандидатами в приемные родители для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в приемные родители.
Права и обязанности кандидатов в приемные родители (усыновители, опекуны).
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Правовое положение детей, оставшихся без попечения родителей.
Перечень документов, передаваемых приемной семье учреждением для детей-сирот, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем) после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных неимущественных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье. Порядок предоставления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществления помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного в приемную семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные ее формы.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность приемных родителей.
Порядок возмещения ущерба, нанесенного ребенком приемной семье, приемной семьей - ребенку, третьими лицами приемной семье и ребенку.
Информирование приемной семьи о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Тема 11. Подведение итогов освоения курса подготовки и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. "Самое важное сочинение в моей жизни"
Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Осознание произошедших изменений в собственных представлениях о будущем ребенке.
Выявление готовности кандидатов в приёмные родители к приёму ребёнка на воспитание.
Получение обратной связи от слушателей посредством итогового анкетирования (по желанию кандидатов в приёмные родители)
3. Участники программы
В программе могут принимать участие граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
Программа предполагает работу специалистов с замещающей семьей, которая готова заменить ребенку, оставшемуся без попечения родителей, кровную семью.
Основная форма реализации данной программы - социально-психологический тренинг. Мини-лекции.
4. Требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители
4.1. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
- о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
- об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
- о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
- о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
- о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
4.2. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны знать:
- свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
- закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
- причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
- о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
- особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
- возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
4.3. Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие Программу, должны уметь:
- использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
- видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
- рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
- выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
- осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;
- быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
- предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
- оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
- преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
- прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
- оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
- быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
- ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей и приемным родителям;
- заботиться о здоровье ребенка;
- соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
- понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
5. Итоговая аттестация по программе
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки кандидатов в приемные родители и завершается выдачей свидетельства о прохождении программы подготовки.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Министерства социального развития и труда Астраханской области от 10 октября 2012 г. N 73 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.