Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Правительства
Астраханской области
от 15 мая 2014 г. N 178-П
1. Содержание проблемы, ее соответствие стратегическим приоритетам, обоснование необходимости ее решения программным методом
Рынок труда Астраханской области в целом характеризуется довольно высокой экономической активностью населения, которая на протяжении ряда последних лет, по данным обследований по проблемам занятости населения, проводимых Федеральной службой государственной статистики, сохраняется на уровне 500 - 535 тысяч.
В связи с этим нагрузка на рынок труда остается довольно высокой и предложение рабочей силы на рынке труда Астраханской области превышает спрос на нее. Общая численность безработных (лиц, не занятых трудовой деятельностью, активно ищущих работу и готовых приступить к ней), определяемая Федеральной службой государственной статистики по методологии Международной организации труда (МОТ), на протяжении ряда последних лет в целом по Астраханской области составляла порядка 40 - 50 тысяч.
Структурная перестройка экономики, снижение объемов производства на отдельных предприятиях, ликвидация неэффективных производств приводят к движению рабочей силы. В результате ежегодного движения персонала на предприятиях меняется каждый четвертый работник, часть которых пополняет рынок труда. Основная часть выбытия рабочей силы (до 80%) приходится на граждан, увольняющихся в силу различных обстоятельств по собственному желанию (из-за не устраивающих условий и режима труда, уровня заработной платы, отсутствия социального пакета и т.д.). От 4 до 8% работников выбывают в связи с сокращением штатов, по причине ликвидации предприятий в связи с банкротством, сменой собственника, реструктуризацией и иное. Причем в последние годы в области отмечается снижение процесса высвобождения работников. Так, если в 2010 году удельный вес выбывших работников в связи с сокращением численности работников на крупных и средних предприятиях составлял 8%, то в 2012 году этот показатель снизился до 4,5%.
Сфера занятости будет характеризоваться сочетанием процессов, обусловленных продолжением структурной перестройки экономики, обеспечивающей дальнейший экономический рост, повышение производительности труда, снижение объемов неэффективной занятости, уменьшение скрытой безработицы, а также сокращением численности занятых на отдельных предприятиях и в организациях в связи с падением объемов производства, ликвидацией неэффективных предприятий.
Планируемое развитие отраслей экономики Астраханской области обеспечит увеличение спроса на рабочую силу и окажет положительное влияние на занятость населения. В рамках реализации политики повышения уровня занятости населения важное значение придается развитию предпринимательской деятельности и самозанятости населения. Осуществление эффективных инвестиционных проектов, организация самозанятости и малого предпринимательства позволят создавать новые рабочие места, в результате чего численность занятых в экономике в 2014 - 2018 годах возрастет.
Вместе с тем увеличение потребности предприятий и организаций Астраханской области в рабочей силе будет ниже её реального предложения и сохранит существующий дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Астраханской области. Несмотря на тенденцию стабилизации безработицы, общая численность безработных по области в прогнозируемые годы может оставаться в среднегодовом исчислении от 30 до 40 тысяч.
Структурные изменения, нестабильное финансово-экономическое положение отдельных предприятий сохранят процессы сокращения работников.
Пополнят рынок труда бывшие военнослужащие и члены их семей. По прогнозу на рынок труда в 2014 - 2018 годах попадут ежегодно в среднем 2 - 3 тыс. граждан, увольняющихся из Вооруженных Сил Российской Федерации, в основном молодежь по окончании срока службы по призыву.
На рынке труда в прогнозируемом периоде ежегодно ожидается до 1,0 тыс. граждан, освобождающихся из учреждений исполнения наказания, до 10 тыс. выпускников очных отделений образовательных организаций различного уровня подготовки.
Численность граждан, ищущих работу по другим причинам (занятые трудовой деятельностью граждане, желающие сменить или найти дополнительную работу, несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, желающие работать в свободное от учебы время, лица, ранее не работавшие и т.д.), в прогнозируемом периоде может составить ежегодно до 10 тысяч.
Часть ищущего работу не занятого трудовой деятельностью населения трудоустраивается самостоятельно. Часть населения, особенно категории, испытывающие определенные трудности в поиске работы (высвобожденные в связи с сокращением численности персонала, уволенные из Вооруженных Сил Российской Федерации и члены их семей, выпускники образовательных организаций, освобожденные из мест лишения свободы, инвалиды, лица предпенсионного и пенсионного возраста, одинокие и многодетные родители и т.д.), обращается за содействием в трудоустройстве в органы службы занятости.
Ежегодно в органы службы занятости за содействием в поиске работы обращаются до 40 и более тысяч человек, из которых до 80% приходится на не занятых трудовой деятельностью. Около 50% от обратившихся за содействием в поиске работы в течение года в соответствии с законодательством о занятости получают официальный статус безработного и социальную поддержку в виде пособия по безработице.
Практически все граждане, уволившиеся в связи с сокращением персонала организаций, становятся клиентами службы занятости населения. За 2011 - 2013 годы в целом по Астраханской области в центры занятости населения в поиске работы обратились 9,9 тыс. граждан, уволенных в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятий и организаций.
Анализ сферы занятости показывает, что на региональном рынке труда сохраняются его основные проблемы:
- увольнения работников, вызванные нестабильностью экономического положения отдельных предприятий и организаций;
- несоответствие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда по территориальному размещению трудовых ресурсов и рабочих мест профессиональному, тарифно-квалификационному признаку, уровню оплаты труда, что сдерживает трудоустройство граждан, обратившихся в органы службы занятости;
- значительное влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу, в результате чего уровень безработицы в Астраханской области значительно снижается во II и III кварталах и возрастает в I и IV кварталах, что особенно характерно для сельской местности;
- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных организациях спросу на рабочую силу в профессиональном разрезе, слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников и их переподготовке;
- пополнение рынка труда выпускниками образовательных организаций различного уровня, не имеющими опыта работы, что осложняет их трудоустройство;
- ограниченность инвестиционных ресурсов, вкладываемых в развитие экономики муниципальных образований Астраханской области, что сдерживает темпы создания новых рабочих мест;
- высокая дифференциация территориальных рынков труда, различия в ситуации на рынках труда города Астрахани и муниципальных образований Астраханской области, обусловленные специализацией в значительной степени на сельскохозяйственном производстве и рыбодобыче, наличие в сельской местности населенных пунктов, не имеющих работодателей, а также поселений с низким уровнем занятости проживающего в них трудоспособного населения;
- необоснованно завышенные требования работодателей к претендентам на рабочие места, невысокий уровень оплаты труда;
- сложности в трудоустройстве отдельных социально-демографических групп населения (женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, а также имеющих малолетних детей, граждан, которым назначена пенсия по старости, молодежи, особенно выпускников образовательных организаций, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста и других категорий), имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.
С целью обеспечения занятости населения, улучшения и стабилизации ситуации на рынке труда, социальной поддержки безработных граждан в 2011 - 2013 годах в регионе осуществлялась реализация мероприятий отраслевой целевой программы "Содействие занятости населения Астраханской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 21.07.2010 N 311-П. Фактические показатели реализации программных мероприятий за 2011 - 2013 годы:
- трудоустроено на постоянную и временную работу более 81 тыс. граждан;
- приступили к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по востребованным на рынке труда профессиям 9,0 тыс. безработных граждан;
- оказано услуг по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и по психологической поддержке около 109 тыс. граждан;
- организовано оплачиваемых общественных работ для 11,1 тыс. граждан;
- временно трудоустроено 14,7 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- временно трудоустроено 0,4 тыс. безработных выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые;
- временно трудоустроено 1,9 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- оказано содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации 2,7 тыс. безработных граждан;
- оказано услуг по социальной адаптации на рынке труда 6,5 тыс. безработных граждан;
- оказана социальная поддержка свыше 86 тыс. безработных граждан.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 2149-р, Правительством Российской Федерации предполагается принятие мер по повышению качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения, в том числе изменения в законодательстве о занятости населения в части оптимизации критериев назначения и выплаты пособия по безработице с одновременным повышением его размера.
Повышение максимального размера пособия до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе может привести к росту численности граждан, обращающихся в органы службы занятости за содействием в поиске работы, особенно граждан сельских поселений муниципальных образований Астраханской области, где значительно влияние сезонного фактора на рынок труда, занятость и безработицу. Также предполагается отмена нормы о назначении досрочной пенсии безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
В связи с этим возможен некоторый рост регистрируемой безработицы и напряженности на рынке труда. Уровень регистрируемой безработицы может возрасти до 1,3%, а коэффициент напряженности - до 1,3 чел. на 1 вакансию.
В то же время при сохранении динамичного социально-экономического развития региона, создании новых рабочих мест, сокращении высвобождения и объемов неполной занятости работников предприятий и организаций ожидаемые конечные результаты реализации Программы достигнут своего наиболее эффективного значения.
В целях предотвращения роста напряженности на рынке труда, защиты граждан от безработицы и содействия в трудоустройстве необходима программа на последующие годы, предусматривающая мероприятия активной политики занятости населения, дополнительные мероприятия в области содействия занятости населения и социальной поддержки безработных граждан.
Содействие трудоустройству ищущих работу граждан, стабилизация и сдерживание безработицы на региональном рынке труда, оказание социальной поддержки безработным гражданам предполагают осуществление комплекса мероприятий, увязанных по срокам, источникам финансирования, требующих координации деятельности центров занятости, заинтересованных ИОГВ АО, работодателей, и реализуемых программными методами.
Настоящая подпрограмма разработана с учетом приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, а также Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы, где особое внимание уделяется проблеме повышения качества жизни населения и уменьшению уровня бедности на основе динамичного и устойчивого роста экономики Астраханской области.
<< Приложение N 4 |
Приложение >> N 6 (утратило силу) |
|
Содержание Постановление Правительства Астраханской области от 15 мая 2014 г. N 178-П "О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.