Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области
от 22 сентября 2014 г. N 2003
"Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях формирования единых требований и подходов к принятию решений о разработке, утверждении, реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район" администрация муниципального образования "Наримановский район" постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район" (далее - Порядок).
2. Структурным подразделениям администрации муниципального образования "Наримановский район", муниципальным казенным учреждениям муниципального образования "Наримановский район" при формировании, реализации и оценки эффективности муниципальных программ руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
3. Признать утратившими силу постановления администрации муниципального образования "Наримановский район":
- от 08.04.2013 N 407 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования "Наримановский район", их формирования, реализации и оценки эффективности";
- от 30.07.2013 N 1229 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 08.04.2013 N 407";
- от 20.09.2013 N 1662 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 08.04.2013 N 407".
4. Опубликовать настоящее постановление в районной газете "Степная новь" и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования "Наримановский район".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника финансового управления администрации муниципального образования "Наримановский район" - Сапрыкину Н.И.
6. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Глава района |
Н.М. Кандыков |
Порядок
разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район"
(утв. постановлением администрации муниципального образования "Наримановский район" от 22 сентября 2014 г. N 2003)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет процедуру принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район", процедуру формирования, утверждения, реализации и оценки эффективности.
1.2. Основные понятия, используемые в Порядке:
муниципальная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих эффективное решение социально-экономических задач, реализуемых за счет средств бюджета муниципального образования "Наримановский район" (далее - муниципальное образование), утвержденных решением о бюджете муниципального образования;
подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
основное мероприятие муниципальной программы - комплекс взаимоувязанных мероприятий, характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы;
сфера реализации муниципальной программы (подпрограммы) - сфера социально-экономического развития, на решение проблем которой направлена соответствующая муниципальная программа (подпрограмма);
основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты реализации муниципальной программы (подпрограммы), сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (действительным) состоянием сферы реализации муниципальной программы;
цель муниципальной программы - желаемое состояние системы либо направление действий, соответствующее приоритетам развития муниципального образования, достигаемое за период реализации муниципальной программы (подпрограммы);
задача муниципальной программы (подпрограммы) - результат совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления целевых функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
мероприятие - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи муниципальной программы (подпрограммы);
показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
конечный результат - характеризуемое количественными и/или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы).
Показатели конечного результата выражаются в форме показателей социального, бюджетного и коммерческого (финансового) результатов:
- социальный результат - благоприятные изменения в уровне доходов, состоянии здоровья и продолжительности жизни, уровне рождаемости и смертности, уровне образования, уровне безработицы и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющиеся следствием реализации муниципальной программы и поддающиеся количественной оценке;
- бюджетный результат - увеличение финансовых поступлений либо сокращение расходов бюджетов различных уровней вследствие реализации муниципальной программы;
- коммерческий (финансовый) результат - совокупные благоприятные изменения финансового положения субъектов реальной экономики, наступившие вследствие реализации муниципальной программы;
- непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
- совокупный эффект - сумма социального, бюджетного и коммерческого результатов, переведенных в денежную форму, за вычетом затрат на реализацию муниципальной программы и затрат на последующее текущее содержание объекта в течение периода, за который производится расчет эффективности;
- совокупная эффективность - разница между совокупным эффектом, полученным после реализации муниципальной программы, и совокупным эффектом, который приносила система до реализации муниципальной программы;
- освоение - реально выполненный объем работ или оказанных услуг за счет средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы из бюджетов всех уровней;
- программно-целевое планирование - деятельность заказчика муниципальной программы, связанная с формированием комплекса мероприятий, увязанного с бюджетными ассигнованиями и конечными результатами их выполнения, и направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития Наримановского района;
- заказчик муниципальной программы (подпрограммы) - администрация муниципального образования, ее структурные подразделения, муниципальные казенные учреждения муниципального образования, координирующие разработку и реализацию муниципальной программы;
- разработчик муниципальной программы (далее - разработчик) - определяемое заказчиком структурное подразделение администрации муниципального образования, муниципальные казенные учреждения, а также организации, в соответствии с нормами действующего законодательства. Разработчиком может быть заказчик программы;
- исполнители муниципальной программы (подпрограммы) (далее - исполнители) - администрация муниципального образования, ее структурные подразделения, муниципальные образования поселений, муниципальные учреждения и организации, которые являются получателями бюджетных и внебюджетных средств.
1.3. В работе с муниципальными программами выделяются следующие этапы:
- формирование муниципальной программы;
- согласование муниципальной программы, ее утверждение в установленном порядке;
- финансирование муниципальной программы;
- управление реализацией муниципальной программы;
- корректировка муниципальной программы;
- контроль за ходом выполнения муниципальной программы;
- оценка эффективности и результативности муниципальной программы.
1.4. Муниципальная программа включает в себя отдельные мероприятия и может включать подпрограммы.
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы.
Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
1.5. Муниципальная программа утверждается постановлением администрации муниципального образования "Наримановский район".
Программа разрабатывается на срок не менее 3 лет.
1.6. Программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, должны быть утверждены не позднее 30 октября текущего года.
2. Основание и этапы разработки муниципальной программы
2.1. Основанием для разработки проекта муниципальной программы является распоряжение администрации муниципального образования о разработке муниципальной программы.
2.2. Инициаторы разработки муниципальной программы представляют главе муниципального образования обоснованные предложения о программно-целевом решении проблемы путем подготовки проекта распоряжения администрации муниципального образования о разработке программы, а также пояснительной записки, содержащей предложения о решении проблемы программно-целевым методом.
2.3. Распоряжением администрации муниципального образования о разработке программы утверждаются:
- название, цели и задачи муниципальной программы;
- заказчик муниципальной программы (подпрограммы);
- сроки разработки и реализации муниципальной программы;
- разработчик муниципальной программы, ответственные исполнители муниципальной программы;
- подпрограммы со своими целями и задачами (если муниципальная программа содержит подпрограммы);
- ориентировочный объем потребности в финансовых средствах для реализации муниципальной программы;
- в случае необходимости, потребность в финансовых ресурсах для разработки проекта муниципальной программы.
Распоряжение администрации муниципального образования о разработке муниципальной программы может содержать иные положения, необходимые для организации деятельности по разработке муниципальной программы.
2.4. Методическое руководство по вопросам, связанным с планированием бюджетных расходов при разработке и реализации муниципальных программ, осуществляет финансовое управление администрации муниципального образования (далее - финансовое управление).
3. Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
3.1. Разработчик муниципальной программы, на которого возложена ответственность за подготовку муниципальной программы, формирует ее самостоятельно или с привлечением специализированных учреждений и организаций, имеющих опыт разработки программ по заданной тематике. Разработчик программного документа в этом случае определяется на конкурсной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
3.2. Включение в муниципальную программу частей иных муниципальных программ, реализация которых направлена на достижение иных целей, не допускается, за исключением случаев, по которым принимаются отдельные решения администрации муниципального образования.
3.3. Муниципальная программа разрабатывается в виде единого документа и имеет следующие разделы:
3.3.1. Паспорт муниципальной программы.
3.3.2. Общие положения, основание для разработки муниципальной программы.
3.3.3. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы. Обоснование включения в состав муниципальной программы подпрограмм.
3.3.4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели муниципальной программы, перечень подпрограмм.
3.3.5. Сроки (этапы) реализации муниципальной программы.
3.3.6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы.
3.3.7. Организация управления муниципальной программой и контроль за ходом ее реализации.
3.3.8. Мероприятия (направления) муниципальной программы, показатели результативности выполнения муниципальной программы.
3.3.9. Методика оценки эффективности муниципальной программы.
3.3.10. Условия (порядок) предоставления и методика расчета межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований поселений района на софинансирование программных мероприятий аналогичных муниципальных программ в случае, если их предоставление предусмотрено муниципальной программой.
3.3.11. Паспорта и текстовая часть подпрограмм.
4. Требования к содержанию муниципальной программы
4.1. Паспорт муниципальной программы оформляется по форме, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
4.2. Раздел "Общие положения, основание для разработки муниципальной программы" содержит следующую информацию:
- объект, предмет регулирования и сфера действия муниципальной программы;
- понятия и термины, используемые в муниципальной программе;
- обоснование разработки муниципальной программы: нормативная правовая база, а также наличие государственной программы Астраханской области аналогичной направленности (или подпрограммы государственной программы Астраханской области), одним из условий участия в которой является разработка органами местного самоуправления соответствующих муниципальных программ (подпрограмм).
4.3. Раздел "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы. Обоснование включения в состав муниципальной программы подпрограмм".
В рамках характеристики текущего состояния и прогноза развития сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего (действительного) состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития (тенденции развития проблемной ситуации на основе статистических данных и/или экспертных оценок), обоснование решения проблемы в приоритетном порядке в данное время и целесообразность использования программно-целевого подхода при ее решении.
В качестве предмета муниципальной программы должна быть выбрана конкретная приоритетная проблема экономического или социального развития области и/или ее отдельных территорий.
Проблема, выбранная для решения программным методом, должна соответствовать следующим критериям:
- особая значимость для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей экономики;
- особая значимость для предотвращения развития негативных процессов в экономике и социальной сфере;
- особая значимость для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
- невозможность комплексно решить проблему в короткие сроки в условиях действующих рыночных отношений и необходимость специальной целевой государственной поддержки для ее решения;
- необходимость концентрации ресурсов для решения проблемы;
- отсутствие иных муниципальных программ, полностью или частично направленных на решение проблемы.
Прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития области должен определять тенденции ее развития и планируемые основные показатели по итогам реализации муниципальной программы.
В разделе дается обоснование включения в состав муниципальной программы подпрограмм, их обобщенная характеристика на основе перечней мероприятий подпрограмм муниципальной программы. В качестве обоснования выделения подпрограмм используется, в том числе, обоснование вклада подпрограммы в достижение целей и задач муниципальной программы.
4.4. Раздел "Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели муниципальной программы, перечень подпрограмм".
Цели муниципальной программы формируются на основе анализа проблем, направлены на их решение и описываются исходя из конечных результатов, которые должны быть достигнуты на основе планируемых программных мероприятий. Цели должны соответствовать приоритетной проблеме, решение которой требует применения программного метода, быть четкими и достижимыми.
Цели муниципальной программы характеризуются следующими свойствами:
- актуальность выбранных целей (система целей и задач должна строиться на основании стратегических приоритетов, результатов анализа проблемной ситуации и предпочтений целевой группы, на которую направлены мероприятия муниципальной программы и т.д.);
- специфичность (цель должна соответствовать компетенции заказчиков и сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не должно быть размытых (нечетких) формулировок, допускающих произвольное или неоднозначное толкование);
- реалистичность (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы);
- измеряемость (цель должна быть охарактеризована показателем(ями), позволяющим измерить и оценить, насколько запланированные мероприятия способны изменить ситуацию и приблизить ее к желаемому (или идеальному) состоянию). Для измерения и оценки результатов достижения целей используются показатели конечного результата;
- релевантность (соответствие формулировки цели ожидаемым конечным результатам реализации муниципальной программы);
- уникальность сформулированной цели (недопустимо дублирование целей в других муниципальных программах);
- привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Задача муниципальной программы характеризуется следующими свойствами:
- обоснованность системы подцелей (заказчик должен четко обосновать, почему именно такой набор задач и мероприятий обеспечит достижение цели, обозначить причинно-следственные связи). Совокупность задач по каждой цели должна отвечать принципам необходимости (решение каждой задачи является необходимым условием достижения цели) и достаточности (решение всех задач является достаточным условием достижения цели);
- решаемость (задачи должны быть потенциально решаемы);
- измеряемость (должна существовать возможность оценки результатов достижения задач). Для измерения и оценки результатов достижения задач используются показатели конечного результата;
- привязка к временному графику (должен быть установлен срок решения задачи, не превышающий срок достижения цели).
Показатели (индикаторы) муниципальной подпрограммы должны быть увязаны с показателями, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы. Состав и значения показателей (индикаторов) и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение должны иметь обоснование. В случае несоответствия целевых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы целевым значениям показателей (индикаторов), установленным в стратегических документах, а также при планировании сохранения текущих значений показателей (индикаторов) либо ухудшения значений показателей (индикаторов) в течение реализации муниципальной программы в составе обосновывающих материалов представляются обоснование предлагаемых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы и необходимые расчеты к нему.
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное описание, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Алгоритм формирования показателя представляет собой методику исчисления показателя и необходимые пояснения к ней.
Количество показателей (индикаторов) формируется исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач муниципальной программы.
В случае если муниципальная программа содержит подпрограммы, в данном разделе необходимо указать перечень подпрограмм, входящих в состав муниципальной программы.
4.5. Раздел "Сроки (этапы) реализации муниципальной программы".
Сроки действия муниципальной программы должны соответствовать поставленным задачам. В муниципальной программе могут быть выделены этапы, отражающие достижение определенных результатов.
4.6. Раздел "Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
Финансовые ресурсы муниципальной программы планируются с учетом реальных возможностей соответствующих источников финансирования и указываются по муниципальной программе в целом с распределением по годам и источникам финансирования согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
4.7. Раздел "Организация управления муниципальной программой и контроль за ходом ее реализации".
В разделе описывается организационно-функциональная структура управления процессом реализации муниципальной программы и порядок осуществления контроля. Структура управления формируется с учетом специфики муниципальной программы.
Общее руководство и контроль за ходом реализации муниципальной программы осуществляет заказчик муниципальной программы, которым определяются формы и методы управления реализацией муниципальной программы.
Организация контроля за ходом выполнения муниципальной программы должна соответствовать особенностям управления реализацией ее мероприятий. Содержание контроля, осуществляемого заказчиком, должно обеспечивать своевременное и полное осуществление мероприятий муниципальной программы и отдельных подпрограмм, включая мониторинг их реализации, оценку результативности, подготовку отчетов о реализации муниципальной программы, и отражать реальное разделение уровней ответственности за принятие и выполнение конкретных решений.
4.8. Раздел "Мероприятия (направления) муниципальной программы, показатели результативности выполнения муниципальной программы" оформляются по форме, согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Комплекс основных мероприятий должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы с учетом реализации предусмотренных мер государственного и правового регулирования.
Основные мероприятия должны быть направлены на решение конкретной задачи муниципальной программы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий.
Основные мероприятия муниципальной программы, мероприятия подпрограмм должны соответствовать следующим признакам:
- целевая направленность на кардинальное и долговременное изменение проблемной ситуации (или ее части);
- ограниченность во времени, т.е. наличие изначально определенных сроков начала и окончания мероприятия, увязанных с достижением одной или нескольких задач муниципальной программы;
- фиксированная величина выделяемых ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых).
Основные мероприятия муниципальной программы, мероприятия подпрограмм должны соответствовать следующим требованиям:
- измеряемость результата реализации мероприятия (должна существовать возможность количественной оценки реализации мероприятий). Для измерения и оценки результатов реализации мероприятий используются показатели непосредственного результата;
- привязка к временному графику (программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач и достижение целей программы);
- программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
Мероприятия подпрограммы должны быть конкретными, исключающими неясность толкования и направленными на получение конечного результата, подлежащего оценке, и однозначно увязаны с целью и задачами подпрограммы. Использование в описании мероприятий специальных терминов, не имеющих широкого распространения, не допускается.
Каждое программное мероприятие оценивается соответствующими количественными и качественными показателями.
Объем бюджетных ассигнований указывается в тысячах рублей с точностью до первого знака после запятой.
4.9. Раздел "Методика оценки эффективности муниципальной программы" (наименование показателей, определение, единицы измерения, значения базовых показателей, статистические источники, формулы расчета).
В данном разделе описывается алгоритм проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы. В том случае, если для оценки эффективности муниципальной программы используются расчетные показатели, необходимо привести формулы расчета показателей эффективности муниципальной программы.
4.10. Утвержденная программа подлежит включению в реестр муниципальных программ, ведение которого осуществляет главный распорядитель бюджетных средств муниципального образования.
Главный распорядитель бюджетных средств муниципального образования представляет реестр муниципальных программ в финансовое управление для включения в сводный реестр муниципальных программ не позднее 30 октября текущего года по форме, согласно приложению N 4 к настоящему Порядку. В случае внесения изменений в муниципальные программы, предоставляется уточненный реестр муниципальных программ. Уточненный реестр муниципальных программ предоставляется ежеквартально, в последний рабочий день квартала по аналогичной форме.
5. Требования к разработке подпрограммы муниципальной программы
5.1. Муниципальная программа может включать подпрограммы. Подпрограмма является неотъемлемой частью муниципальной программы и формируется с учетом согласованности основных параметров подпрограммы и муниципальной программы.
5.2. Подпрограмма имеет следующую структуру:
паспорт подпрограммы согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;
текстовая часть подпрограммы по следующим разделам:
характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
цели, задачи, целевые индикаторы и показатели достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы.
5.3. Требования к заполнению паспорта подпрограммы, к характеристике сферы реализации подпрограммы, описанию основных проблем в указанной сфере, прогнозу ее развития, целям, задачам и индикаторам, показателям достижения целей и решения задач, описанию основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, срокам и контрольным этапам реализации подпрограммы, аналогичны требованиям, предъявляемым к паспорту и содержанию муниципальной программы.
6. Внесение изменений в муниципальные программы
6.1. Внесение изменений в муниципальные программы может инициироваться заказчиком муниципальной программы, финансовым управлением.
Подготовку проекта изменений в муниципальную программу осуществляет заказчик, либо по поручению заказчика разработчик муниципальной программы, если разработчиком является структурное подразделение администрации муниципального образования, муниципальное казенное учреждение.
6.2. Внесение изменений в муниципальную программу осуществляется при необходимости:
- корректировки результатов ежегодно проводимой оценки эффективности реализации муниципальных программ;
- корректировки плановых объемов финансирования основных мероприятий в соответствии с возможностями бюджета муниципального образования "Наримановский район", либо в связи с невыполнением основных мероприятий муниципальной программы в текущем финансовом году;
- увеличения, уменьшения или перераспределения объемов финансирования внутри муниципальной программы, в том числе в связи с экономией, сложившейся по результатам закупок товаров, работ, услуг;
- увеличения объема финансирования муниципальной программы, требуемого для обеспечения софинансирования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Астраханской области в рамках государственных программ Астраханской области;
- изменения сроков реализации основных мероприятий;
- изменения задач муниципальной программы (подпрограммы), системы подпрограмм (основных мероприятий), плановых значений непосредственных результатов мероприятий, индикаторов эффективности или конечных результатов муниципальной программы;
- корректировки отдельных положений текстовой части муниципальной программы (подпрограммы) в целях актуализации содержащейся в ней информации.
6.3. Объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальной программы в плановом периоде может быть скорректирован с учетом решений о перераспределении бюджетных ассигнований, направляемых на финансовое обеспечение мероприятий муниципальной программы, без изменения общего объема финансирования муниципальной программы.
7. Финансирование муниципальной программы
7.1. Утвержденная программа реализуется за счет средств бюджета муниципального образования, в том числе предоставленных из бюджета Астраханской области и федерального бюджета, в объемах, установленных решением Совета муниципального образования о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период в составе ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования по соответствующей каждой программе (подпрограмме), целевой статье расходов бюджетной классификации, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования, утвердившим программу, а также за счет средств внебюджетных источников.
7.2. Муниципальной программой может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований поселений на софинансирование мероприятий аналогичных муниципальных программ, реализуемых за счет средств бюджетов муниципальных образований поселений.
Финансовое управление производит регистрацию заключенных соглашений по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований поселений района.
8. Управление реализацией муниципальной программы и контроль за ходом ее выполнения
8.1. Управление реализацией муниципальной программы осуществляется заказчиком муниципальной программы.
Заказчик муниципальной программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение муниципальной программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией муниципальной программы.
8.2. Заказчики осуществляют контроль за исполнением мероприятий муниципальной программы, ее непосредственными и конечными результатами, целевым и эффективным использованием финансовых средств.
Заказчик ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, предоставляет в финансовое управление отчет о выполнении муниципальной программы.
После окончания срока реализации программы заказчик направляет в финансовое управление не позднее 1 апреля года, следующего за последним годом реализации программы, итоговый отчет о ее реализации с пояснительной запиской о результатах реализации программы за истекший год и весь период ее реализации, эффективности использования финансовых средств, включая оценку значений целевых индикаторов и показателей.
Отчеты должны содержать:
- данные о финансировании муниципальной программы в отчетном периоде в целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования;
- данные об освоении профинансированных средств в отчетном периоде в целом и по отдельным мероприятиям;
- данные о достижении показателей непосредственного (по мероприятиям) и конечного (по задачам и целям) результатов реализации муниципальной программы в отчетном периоде;
- примечание с анализом причин отклонения (с выделением внешних и внутренних причин) и детальную оценку возможностей достижения запланированных результатов муниципальной программы по мероприятиям, задачам и целям;
- краткую пояснительную записку (до 5 страниц) о ходе реализации мероприятий муниципальной программы с отражением:
финансирования и освоения лимитов в отчетном периоде в целом по муниципальной программе (описать наиболее значимые мероприятия или укрупнить мероприятия, в случае не освоения лимитов указать причины);
уровня достижения программных целей и показателей эффективности в отчетном периоде;
оценки влияния фактических результатов реализации муниципальной программы в отчетном периоде на различные сферы экономики Наримановского района;
информации о количестве созданных и сохраненных рабочих мест в отчетном периоде;
информации о внесенных заказчиком муниципальной программы изменениях в муниципальную программу.
Отчеты представляются по форме, согласно приложению N 6 к настоящему Порядку в печатном виде с приложением копии на электронном носителе.
В отношении муниципальной программы, срок реализации которой завершается в отчетном году, заказчик муниципальной программы подготавливает и до 1 апреля текущего года представляет в финансовое управление доклад о реализации муниципальной программы за весь период, содержащий:
- данные о финансировании муниципальной программы с разбивкой по источникам финансирования;
- данные об освоении профинансированных средств в целом и по отдельным мероприятиям;
- данные об уровне достижения конечных результатов реализации муниципальной программы (социальных, бюджетных, коммерческих), в том числе оценку влияния фактических результатов реализации муниципальной программы на различные сферы экономики района;
- в случае отклонения результатов от запланированных - анализ причин, вызвавших отклонение;
- расчет совокупной эффективности реализации муниципальной программы.
9. Мониторинг реализации муниципальной программы
Финансовое управление осуществляет ежегодный мониторинг - проверку своевременного и качественного представления отчетной информации в процессе реализации программы и после ее завершения, а также степени освоения профинансированных средств, достижения целей, задач, мероприятий и запланированной эффективности программы (оценивается после реализации программы).
Основными задачами мониторинга реализации муниципальной программы являются:
- определение фактически произведенных бюджетных и внебюджетных расходов и реальных сроков выполнения муниципальной программы;
- определение достигнутых результатов муниципальной программы;
- определение эффективности и результативности муниципальной программы.
Ежегодный мониторинг муниципальной программы предусматривает оценку:
- достижения запланированных по итогам года результатов реализации муниципальной программы (непосредственных и конечных);
- фактического совокупного экономического эффекта за весь период реализации муниципальной программы, если по истечении отчетного года муниципальная программа завершила свое действие.
На основе данных ежегодного мониторинга финансовое управление оценивает эффективность муниципальных программ в соответствии с методикой оценки эффективности муниципальных программ, изложенной в приложении N 7 к настоящему Порядку.
По результатам проведенного годового мониторинга финансовое управление до 25 апреля каждого года подготавливает и представляет главе муниципального образования сводный отчет об исполнении целевых программ и оценке их эффективности за отчетный год.
По результатам указанной оценки администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 1
к Порядку
Паспорт
муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
|
Основание для разработки программы |
|
Заказчик муниципальной программы |
|
Разработчик муниципальной программы |
|
Исполнители муниципальной программы |
|
Подпрограммы муниципальной программы, входящие в состав муниципальной программы |
|
Цели муниципальной программы |
|
Задачи муниципальной программы |
|
Целевые индикаторы и показатели муниципальной программы |
|
Сроки и этапы реализации муниципальной программы |
|
Объемы бюджетных ассигнований и источники финансирования муниципальной программы (в том числе по подпрограммам) |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 2
к Порядку
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы
(тыс. руб.)
Источники финансирования муниципальной программы |
Всего |
по годам реализации муниципальной программы |
||||
20 _ г. |
20 _ г. |
20 _ г. |
20 _ г. |
20 _ г. |
||
Всего по муниципальной программе |
|
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
|
|
Бюджет Астраханской области |
|
|
|
|
|
|
Бюджет МО "Наримановский район" |
|
|
|
|
|
|
Бюджеты муниципальных образований поселений |
|
|
|
|
|
|
Внебюджетные источники |
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 3
к Порядку
Мероприятия
муниципальной программы, показатели результативности выполнения программы
Цель, задачи, наименование мероприятий |
Сроки |
Исполнители |
Источники финансирования |
Объемы финансирования |
Показатели результативности выполнения программы |
||||||||
Всего |
20 _ г. |
20 _ г. |
20 _ г. |
Наименование показателей непосредственного (для мероприятий) и конечного (для целей и задач) результатов |
ед. измерения |
значение показателя за предшествующий период |
20 _ г. |
20 _ г. |
20 _ г. |
||||
Муниципальная программа | |||||||||||||
Цель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1 |
|
|
|
|
|
Задача 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель непосредственного результата 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1 |
|
|
|
|
|
Задача 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1.1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 1.1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель непосредственного результата 1.1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по муниципальной программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 4
к Порядку
Реестр муниципальных программ
по состоянию на __________________
_________________________________________________________________________
(Наименование структурного подразделения администрации муниципального
образования "Наримановский район" (муниципального казенного
учреждения муниципального образования "Наримановский район",
являющегося заказчиком программы)
N п/п |
Наименование программы |
Реквизиты муниципального правового акта, которым утверждена (изменена) программа |
Сроки реализации программы |
Исполнители программы |
Объемы и источники финансирования программы (тыс. рублей) |
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 5
к Порядку
Паспорт
подпрограммы муниципальной программы
Наименование подпрограммы муниципальной программы |
|
Заказчик подпрограммы муниципальной программы |
|
Исполнители подпрограммы муниципальной программы |
|
Цели подпрограммы муниципальной программы |
|
Задачи подпрограммы муниципальной программы |
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы муниципальной программы |
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы муниципальной программы |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы муниципальной программы |
|
См. данную форму в редакторе MS-Word
Приложение N 6
к Порядку
Отчет
о ходе реализации муниципальной программы
___________________________________________________
(наименование муниципальной программы)
тыс. руб.
Наименование выполненных целей, задач и мероприятий муниципальной программы |
Объем финансирования на текущий год, утвержденный решением о бюджете МО "Наримановский район" (в последней действующей редакции) |
Всего |
в том числе по источникам финансирования |
Наименование показателей непосредственного (для мероприятий) и конечного (для целей и задач) результатов |
Ед. измерения |
Значение за период, предшествующий реализации муниципальной программы |
Планируемое значение на отчетный период |
Фактическое значение |
Примечание (краткая информация об исполнении либо о причинах неисполнения мероприятий) |
||||||||||
федеральный бюджет |
бюджет Астраханской области |
бюджет МО "Наримановский район" |
бюджеты поселений |
другие внебюджетные источники |
|||||||||||||||
получено |
освоено |
получено |
освоено |
получено |
освоено |
получено |
освоено |
получено |
освоено |
получено |
освоено |
||||||||
Цель 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1 |
|
|
|
|
|
Задача 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1 |
|
|
|
|
|
Основное мероприятие 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель непосредственного результата 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цель 1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1 |
|
|
|
|
|
Задача 1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель конечного результата 1.1.1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие 1.1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатель непосредственного результата 1.1.1.1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого по программе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 7
к Порядку
Методика
оценки эффективности муниципальных программ
1. Назначение оценки
Настоящая методика оценки эффективности долгосрочных целевых программ (далее - методика) определяет порядок проведения оценки долгосрочных целевых программ муниципального образования "Наримановский район" и принятия решений о необходимости внесения в них изменений или досрочного прекращения.
2. Критерии, применяемые для определения рейтинга программ
Система определения рейтинга программ основана на расчете четырех комплексных критериев (). Каждый комплексный критерий () рассчитывается на основе первичных критериев ().
Комплексные критерии () используются для оценки программ по следующим направлениям:
- степень выполнения запланированных мероприятий программы;
- финансовая обеспеченность программ;
- достижение целевых индикаторов программы;
- оценка организации управления и контроля за ходом реализации программы.
3. Общая схема расчета оценок
Первоначально определяется соответствие программ первичным критериям (). Весовое значение первичного критерия () приведено в графе 4 приложения 1 к настоящей методике.
Степень соответствия программ (отдельных разделов, положений) каждому первичному критерию оценивается по балльной шкале. При этом присвоенная балльная оценка аргументируется соответствующими параметрами конкретных программ. Максимальная оценка по первичным критериям принимается равной 10 баллам. Расчет первичного критерия () производится путем умножения весового коэффициента () на одну из балльных оценок (). Балльная оценка () определяется наибольшим соответствием программы одному из вариантов оценки (графа 2 приложения 1 к Методике). Формула соответствия программ первичному критерию выглядит следующим образом:
На основе оценок по первичным критериям () рассчитывается оценка по комплексному критерию (). Расчет производится путем суммирования оценок по первичным критериям, входящим в состав комплексного критерия:
4. Формирование интегральной оценки программ
Интегральный (итоговый) показатель рейтинга программ () рассчитывается на основе полученных оценок по комплексным критериям с учетом их весовых коэффициентов по формуле:
.
Для представления итоговых оценок может использоваться следующая качественная шкала:
Ранг |
Численное значение показателя рейтинга () в баллах |
Первый уровень |
|
Второй уровень |
|
Третий уровень |
5. Оценка эффективности муниципальных программ
Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности в случае присвоения ей ранга первого уровня.
Муниципальная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в случае присвоения ей ранга второго уровня.
Если реализация муниципальной программы не отвечает критериям, указанным в настоящей Методике, уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным и ей присваивается ранг третьего уровня.
Приложение 1
к Методике
Перечень
первичных критериев ()
Значение первичного критерия () |
Варианты оценки |
Система балльных оценок () |
Весовой коэффициент критерия () |
1 |
2 |
3 |
4 |
. Степень выполнения запланированных мероприятий программы. Весовой коэффициент критерия | |||
1.1. Выполнение запланированных мероприятий программы в отчетном году (не выполненным признается также и мероприятие, которое выполнено частично) |
1. Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 80% |
10 |
0,6 |
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 50% и менее 80% |
7 |
||
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 20% и менее 50% |
4 |
||
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий менее 20% |
0 |
||
1.2. Выполнение запланированных мероприятий программы с начала ее реализации (не выполненным признается также и мероприятие, которое выполнено частично)1 |
1. Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 80% |
10 |
0,6 |
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 50% и менее 80% |
7 |
||
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий свыше 20% и менее 50% |
4 |
||
Доля выполненных мероприятий от общего числа запланированных мероприятий менее 20% |
0 |
||
. Финансовая обеспеченность программ. Весовой коэффициент критерия | |||
2.1. Уровень фактического финансового обеспечения программы с момента начала ее реализации из всех источников финансирования2 |
1. Финансовое обеспечение из всех источников свыше 80 процентов от запланированного объема |
10 |
0,1 |
Финансовое обеспечение из всех источников от 50 до 80 процентов от запланированного объема |
7 |
||
Финансовое обеспечение из всех источников от 20 до 50 процентов от запланированного объема |
4 |
||
Финансовое обеспечение из всех источников менее 20 процентов от запланированного объема |
0 |
||
2.2. Уровень фактического финансового обеспечения программы в отчетном финансовом году из всех источников финансирования |
1. Финансовое обеспечение из всех источников свыше 80 процентов от запланированного объема |
10 |
0,1 |
Финансовое обеспечение из всех источников от 50 до 80 процентов от запланированного объема |
7 |
||
Финансовое обеспечение из всех источников от 20 до 50 процентов от запланированного объема |
4 |
||
Финансовое обеспечение из всех источников менее 20 процентов от запланированного объема |
0 |
||
2.3. Доля фактического объема финансирования программы из бюджета муниципального образования от запланированного объема финансирования из бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году |
1. Свыше 80% |
10 |
0,25 |
Свыше 50% и менее 80% |
7 |
||
Свыше 20% и менее 50% |
4 |
||
Менее 20% |
0 |
||
2.4. Привлечение средств бюджета Астраханской области |
Программой предусмотрены ассигнования из бюджета Астраханской области, предусмотренные средства освоены в полном объеме |
10 |
0,25 |
Программой предусмотрены ассигнования из бюджета Астраханской области, предусмотренные средства освоены не в полном объеме |
6 |
|
|
Программой предусмотрены ассигнования из бюджета Астраханской области, но предусмотренные средства не освоены либо ассигнования из бюджета Астраханской области программой не предусмотрены |
0 |
||
2.5. Участие муниципальных образований поселений в реализации программы |
Участие муниципальных образований поселений определено составом исполнителей программных мероприятий и установленными объемами |
10 |
0,15 |
Участие муниципальных образований поселений в программе не предусмотрено |
0 |
||
2.6. Привлечение внебюджетных источников |
1. Программа соответствует критерию |
5 |
0,15 |
2. Программа не соответствует критерию |
0 |
||
. Достижение целевых индикаторов программы. Весовой коэффициент критерия | |||
3.1. Оценка системы индикаторов и показателей эффективности муниципальной целевой программы |
1. В программе сформулированы измеримые и количественно определенные показатели непосредственного и конечного результатов, приведена их динамика по годам реализации программы, а в случае отсутствия необходимых статистических показателей разработаны методы расчета используемых показателей |
10 |
0,3 |
В программе сформулированы показатели непосредственного и конечного результатов, но их качество не соответствует требованиям, либо не приведена их динамика по годам реализации программы, либо отсутствует методика расчета показателей, отличных от статистических |
6 |
||
В программе отсутствуют количественно определенные показатели непосредственного либо конечного результатов |
2 |
||
В программе сформулированы только качественные показатели |
0 |
||
3.2. Соответствие достигнутых в отчетном году целевых показателей (индикаторов) целевым показателям (индикаторам), утвержденным в программе |
1. Достигнутые целевые показатели (индикаторы) соответствуют целевым показателям (индикаторам), утвержденным в программе |
10 |
0,5 |
Среднее значение выполнения показателей (индикаторов) составляет более 80% |
8 |
||
Среднее значение выполнения показателей (индикаторов) составляет от 10 до 80% |
6 |
||
Среднее значение выполнения показателей (индикаторов) составляет менее 10% |
0 |
||
. Оценка организации управления и контроля за ходом реализации программы. Весовой коэффициент критерия | |||
4.1. Количество изменений, внесенных в программу за отчетный год реализации программы (без учета внесенных изменений, связанных с финансированием программы) |
1. Изменения не вносились, или внесено одно изменение |
10 |
0,2 |
2. Внесено два изменения |
7 |
||
Внесено более двух изменения |
0 |
||
4.2. Качество ежегодно представляемой информации (отчета) о выполнении программы за отчетный период |
1. Информация полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям |
10 |
0,2 |
2. Информация не содержит полного объема сведений, что затрудняет объективную оценку хода выполнения программы |
5 |
||
Информация не соответствует установленным требованиям и рекомендациям, и материал должен быть переработан |
0 |
1 Если реализация Программы началась в отчетном финансовом году, то критерий 1.2 не рассчитываются.
2 Если реализация Программы началась в отчетном финансовом году, то критерий 2.1 не рассчитывается.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден Порядок разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район".
Порядок определяет процедуру принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район", процедуру формирования, утверждения, реализации и оценки эффективности.
Постановление вступает в силу со дня подписания.
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области от 22 сентября 2014 г. N 2003 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Наримановский район"
Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 28 июня 2017 г. N 1213
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 31 октября 2016 г. N 1199
Изменения вступают в силу с 31 октября 2016 г.
Постановление администрации муниципального образования "Наримановский район" от 5 октября 2015 г. N 1911
Изменения вступают в силу с 5 октября 2015 г. и применяются с 1 января 2016 г.