Постановление главы администрации Астраханской области
от 23 апреля 2002 г. N 172
"Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы"
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2002 N 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы" и в целях дальнейшего осуществления мероприятий по обеспечению социальной защиты и улучшению положения граждан старшего поколения постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы департамент труда и социального развития администрации области.
3. Комитету экономического развития и торговли администрации области (Максимова), финансовому управлению администрации области (Евлашев) в течение всего периода реализации Программы при формировании областного бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
4. Департаменту труда и социального развития администрации области (Володин), департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области (Данилов), департаменту здравоохранения администрации области (Гаврилов), департаменту культуры, искусства и кино администрации области (Терещенко) осуществлять целенаправленное расходование средств, предусмотренных Программой.
5. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов области с учетом местных ресурсов и возможностей, особенностей демографического состава населения, исходя из средств их бюджетов, принять участие в реализации мероприятий Программы.
6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Жилкина А.А.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая Программа
"Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы
(утв. постановлением главы администрации области от 23 апреля 2002 г. N 172)
Паспорт
областной целевой программы "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы
Наименование Программы - областная целевая программа "Старшее
поколение" на 2002 - 2004 годы
Основание разработки - постановление Правительства РФ от
Программы 29.01.2002 N 70 "О федеральной целевой
программе "Старшее поколение" на
2002 - 2004 годы"
Государственный заказчик - департамент труда и социального
и разработчик Программы развития администрации области
Цель и задачи Программы - формирование организационных, правовых,
социально-экономических условий для
осуществления мер по улучшению
положения граждан старшего поколения и
повышению степени их социальной
защищенности;
- реализация мер государственной
поддержки учреждений социального
обслуживания населения
Сроки реализации Программы - 2002 - 2004 годы
Основные исполнители - департамент труда и социального
развития администрации области,
департамент федеральной государственной
службы занятости населения по
Астраханской области, департамент
здравоохранения администрации области,
департамент культуры, искусства и кино
администрации области, муниципальные
образования городов и районов области
Объемы и источники - всего по программе - 93230,0 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
- 61140,0 тыс. руб. из средств
федерального бюджета на 2002 - 2004 годы,
в том числе: 2002 год - 20340,0 тыс.
руб.
- 28180,0 тыс. руб. из средств
областного бюджета на 2002 - 2004 годы, в
том числе: 2002 год - 2550,0 тыс. руб.
- 1850,0 тыс. руб. из средств районных
бюджетов на 2002 - 2004 годы, в том
числе: 2002 год - 1250,0 тыс. руб.
- 2060,0 тыс. руб. из средств бюджета
г. Астрахани на 2002 - 2004 годы, в том
числе: 2002 год - 720,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - выполнение государственных обязательств
результаты по отношению к гражданам старшего
поколения;
- установление приоритетов социальной
политики с учетом потребностей граждан
старшего поколения, традиционно
нуждающихся в особой социальной
поддержке со стороны государства;
- реализация нравственных и духовных
потребностей граждан пожилого возраста,
ветеранов, инвалидов;
- развитие учреждений для предоставления
пожилым людям жизненно важных услуг
Контроль за исполнением - департамент труда и социального
Программы развития администрации области
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
За период с 1997 года социально-демографические характеристики процесса старения населения в Астраханской области претерпели определенные изменения.
Показательно, что общая численность пожилых людей с 1999 года снижается (1999 год - 19,9%, 2001 год - 18,8%).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8 - 9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13,6 года, а в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 12 лет.
Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась (13%) численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, т.к. эта группа первая, не участвовавшая в войне.
В 2001 году на 100 человек трудоспособного возраста приходилось 34 человека старше трудоспособного возраста.
Доля граждан старшего поколения колеблется по районам области (%):
г. Астрахань - 18,9
г. Знаменск - 22,2
Ахтубинский район - 19,5
Володарский район - 15,1
Енотаевский район - 19,5
Икрянинский район - 20,8
Камызякский район - 18,6
Красноярский район - 16,1
Лиманский район - 19,3
Наримановский район - 17,4
Приволжский район - 18,5
Харабалинский район - 17,6
Черноярский район - 21,3
Астраханская область не входит в состав 36 экономических регионов с наиболее высокой численностью пожилого населения и высокой демографической нагрузкой. Эти показатели по области ниже среднероссийских. На 1 января 2001 года, по статистическим данным, доля пожилых людей в составе сельского населения ниже, чем в городах и городских поселениях.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения устойчиво увеличивается, причем население городов из сельской местности стареет неравномерно.
Масштабный характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста.
За последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены. Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуются создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
В последние годы отмечалось устойчивое внимание к нуждам и запросам граждан пожилого возраста.
Средние размеры пенсии с 1 февраля 2001 г. составили: с учетом индивидуального коэффициента пенсионера - 1040 рублей, без учета индивидуального коэффициента пенсионера - 670 рублей. С 1 марта 2001 г. в целях повышения жизненного уровня пенсионеров установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, составляющий 600 рублей. Предусмотрено дальнейшее повышение государственных пенсий.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных, социально ориентированных услуг;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
- усиление координации деятельности областных и районных органов социальной защиты населения в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на 2002 - 2004 годы и состоит из трех этапов.
Первый этап (2002 год) кроме основных мероприятий включает перечень программных мероприятий и объемы финансирования на последующие годы.
На втором и третьем этапах (2003 - 2004 годы) предусматривается дальнейшая реализация основных мероприятий Программы, в том числе подготовка проведения регионального фестиваля народного творчества пожилых людей (2003 год).
Система программных мероприятий
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
Перечень мероприятий Программы состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов.
Предусматривается проведение мероприятий, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, разработка дополнительных норм правовой защиты пожилых людей в период социально-экономических преобразований.
В раздел включены мероприятия по совершенствованию правового механизма пенсионного обеспечения пенсионеров.
В целях улучшения социально-экономического положения граждан старшего поколения, поддержания их трудовой активности, реализации остаточного трудового потенциала в разделе представлены отдельные мероприятия по содействию посильной занятости граждан пенсионного возраста.
В разделе предусматривается оснащение учреждений социального обслуживания необходимой медицинской техникой и санитарным автотранспортом.
Раздел 2. Меры по развитию учреждений социального обслуживания населения, улучшению обслуживания граждан.
Предусматривается развитие сети учреждений социального обслуживания и лечебно-профилактических учреждений с целью предоставления пожилым людям жизненно важных услуг.
Раздел 3. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего поколения.
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения.
Ресурсное обеспечение Программы
В 2002 - 2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить:
- из средств федерального бюджета - 61140,0 тыс. руб.,
в том числе в 2002 году - 20340,0 тыс. руб.
- из средств областного бюджета - 28180,0 тыс. руб.,
в том числе в 2002 году - 2550,0 тыс. руб.
- из средств районных, городских бюджетов - 3910,0 тыс. руб.,
в том числе в 2002 году - 1970,0 тыс. руб.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по следующим показателям: рост посещаемости пожилыми людьми учреждений социальной сферы различных типов, сокращение очереди на получение мест в государственных (муниципальных) стационарных учреждениях социального обслуживания, увеличение охвата пожилых людей социальными и социально-медицинскими услугами на дому.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- усилить защиту прав и законных интересов граждан старшего поколения;
- улучшить социальное положение пожилых людей посредством целенаправленных мероприятий по оказанию им адресной социальной помощи и услуг;
- способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;
- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и реализации остаточного трудового потенциала;
- способствовать развитию сети учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений и учреждений нового типа, повышению качества обслуживания пожилых людей.
Система контроля за реализацией Программы
Исполнителями мероприятий Программы являются департамент труда и социального развития администрации области, департамент федеральной государственной службы занятости населения по Астраханской области, департамент здравоохранения администрации области, департамент культуры, искусства и кино администрации области, муниципальные образования городов и районов области.
Государственный заказчик Программы - департамент труда и социального развития администрации области, осуществляет контроль за реализацией Программы и в установленные сроки представляет в комитет экономического развития и торговли и финансовое управление администрации области отчет о ее выполнении. Исполнители Программы отчитываются перед государственным заказчиком ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за кварталом.
Мероприятия
областной целевой программы "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
N п/п|Наименование разделов и статей| Объем затрат (тыс. руб.) | Исполнители |
|Программы |----------------------------------------------------------| |
| | Всего |федеральный| областной | городской | районные | |
| | |бюджет | бюджет | бюджет | бюджеты | |
-----+------------------------------+-----------+-----------+-----------+-----------+----------+--------------------------------|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
Раздел 1. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста и инвалидов |
1. Реализация действующих зако- Департамент труда и социального|
нов РФ, нормативных актов развития администрации области,|
Правительства РФ, нормативных муниципальные образования горо-|
правовых актов главы админис- дов и районов области |
трации области по вопросам |
социального обслуживания по- |
жилых людей, социальной защи- |
ты |
Постоянно: |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
2. Подготовка проектов докумен- Департамент труда и социального|
тов по дополнительным мерам развития администрации области,|
укрепления социальной защи- муниципальные образования горо-|
щенности граждан старшего по- дов и районов области |
коления и инвалидов |
Постоянно: |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
3. Обеспечение работы по содейс- Департамент федеральной госу- |
твию занятости граждан пенси- дарственной службы занятости |
онного возраста с целью под- населения по Астраханской об- |
держания их трудовой активно- ласти |
сти, реализации остаточного |
трудового потенциала и улуч- |
шения их экономического поло- |
жения |
Постоянно: |
2002 год |
2003 год |
2004 год |
4. Оснащение учреждений социаль- Департамент труда и социального|
ного обслуживания престаре- развития администрации области,|
лых, инвалидов медицинским и областной социально-реабилита-|
технологическим оборудова- ционный центр |
нием, транспортом |
2002 год 6120,0 6120,0 |
2003 год 6110,0 6110,0 |
2004 год 6150,0 6150,0 |
5. Оснащение лечебно-профилакти- Департамент здравоохранения ад-|
ческих учреждений города и министрации области, управление|
области необходимым оборудо- здравоохранения г.Астрахани |
ванием |
- областная клиническая боль- |
ница N 3 |
2002 год |
2003 год 20,0 20,0 |
2004 год 20,0 20,0 |
- поликлиника N 1 |
2002 год 50,0 50,0 Департамент здравоохранения Ад-|
2003 год министрации области, управление|
2004 год здравоохранения г.Астрахани |
6. Обеспечение слуховыми аппара- Департамент здравоохранения Ад-|
тами нуждающихся граждан по- министрации области, управление|
жилого возраста и инвалидов здравоохранения г.Астрахани |
2002 год 2500,0 2500,0 |
2003 год 3400,0 2500,0 900,0 |
2004 год 3400,0 2500,0 900,0 |
7. Обеспечение нуждающихся лиц Комитет по фармацевтической де-|
старшего поколения глазными ятельности администрации облас-|
протезами ти |
2002 год |
2003 год 100,0 100,0 |
2004 год 100,0 100,0 |
Раздел 2. Меры по развитию учреждений социального обслуживания населения, улучшению обслуживания граждан |
1. Благоустройство территории УКС администрации области, де-|
социально-реабилитационного партамент труда и социального|
центра "Русь" развития администрации области |
2002 год 1600,0 800,0 800,0 |
2003 год 800,0 800,0 |
2004 год 700,0 700,0 |
2. Обеспечение организации меди- Департамент здравоохранения ад-|
ко-социальных центров для министрации области, управление|
граждан пожилого возраста и здравоохранения г.Астрахани |
инвалидов |
2002 год 400,0 400,0 |
2003 год 500,0 300,0 200,0 |
2004 год 500,0 300,0 200,0 |
3. Создание гериатрического цен- Департамент здравоохранения ад-|
тра на базе городской клини- министрации области, управление|
ческой больницы N 2 здравоохранения г.Астрахани |
2002 год 670,0 670,0 |
2003 год 670,0 670,0 |
2004 год 670,0 670,0 |
4. Обеспечение строительства и |
открытие учреждений социаль- |
ного обслуживания различных |
типов для лиц пожилого воз- |
раста: |
- продолжение строительства УКС администрации области, де-|
первой очереди психоневро- партамент труда и социального|
логического дома-интерната развития администрации области |
в г. Нариманове на 100 мест |
2002 год 10520,0 10520,0 |
2003 год 21040,0 10520,0 10520,0 |
2004 год 21040,0 10520,0 10520,0 |
- капитальный ремонт помеще- УКС администрации области, де-|
ний Староволжского психо- партамент труда и социального|
неврологического дома-ин- развития администрации области |
терната |
2002 год 500,0 500,0 |
2003 год |
2004 год |
- расширение домов ветеранов Администрация Наримановского|
Наримановского района района, управление социальной|
с. Разночиновка: защиты населения Наримановского|
2002 год 300,0 100,0 200,0 р-на департамента труда и со-|
2003 год циального развития администра-|
2004 год ции области |
с. Линейное |
2002 год 250,0 100,0 150,0 |
2003 год |
2004 год |
- открытие домов ветеранов: Администрация муниципального|
с. Черный Яр образования "Черноярский рай-|
2002 год он", отдел социальной защиты|
2003 год населения Черноярского района,|
2004 год 200,0 100,0 100,0 департамент труда и социального|
развития администрации области |
с. Волжское Енотаевского райо- Администрация Енотаевского рай-|
на она, отдел социальной защиты|
2002 год населения Енотаевского района,|
2003 год 500,0 400,0 100,0 департамент труда и социального|
2004 год развития администрации области |
с. Копановка Енотаевского рай- Администрация Енотаевского рай-|
она она, отдел социальной защиты|
2002 год населения Енотаевского района,|
2003 год департамент труда и социального|
2004 год 300,0 200,0 100,0 развития администрации области |
с. Мумра Икрянинского района Администрация Икрянинского рай-|
2002 год она, отдел социальной защиты|
2003 год населения Икрянинского района,|
2004 год 200,0 100,0 100,0 департамент труда и социального|
развития администрации области |
п. Бузан Красноярского района Администрация Красноярского|
2002 год 650,0 150,0 500,0 района, отдел социальной защиты|
2003 год населения Красноярского района,|
2004 год департамент труда и социального|
развития администрации области |
5. Открытие, расширение филиалов |
центров социального обслужи- |
вания населения: |
- расширение филиала центра Администрация Икрянинского рай-|
социального обслуживания она, отдел социальной защиты|
Икрянинского района п. Крас- населения Икрянинского района,|
ные Баррикады департамент труда и социального|
2002 год 400,0 200,0 200,0 развития администрации области |
2003 год |
2004 год |
- филиал центра социального Администрация муниципального|
обслуживания "Надежда" При- образования "Приволжский рай-|
волжского района он", управление социальной за-|
2002 год 400,0 200,0 200,0 ты населения Приволжского райо-|
2003 год на, департамент труда и соци-|
2004 год ального развития администрации|
области |
6. Открытие отделения социально- |
го обслуживания на дому: |
- с. Икряное Икрянинского рай- Администрация Икрянинского рай-|
она она, отдел социальной защиты|
2003 год населения Икрянинского района |
- п. Володарский Володарского Администрация Володарского рай-|
района она, управление социальной за-|
2002 год щиты населения Володарского|
района |
- г. Харабали Харабалинского Администрация г.Харабали, отдел|
района социальной защиты населения Ха-|
2002 год рабалинского района |
- г. Ахтубинск Ахтубинского Администрация муниципального|
района образования "г.Ахтубинск и Ах-|
2004 год тубинский район", управление|
социальной защиты населения Ах-|
тубинского района |
7. Открытие специализированных |
отделений социального обслу- |
живания на дому: |
- г. Ахтубинск Ахтубинского Администрация муниципального|
района образования "г.Ахтубинск и Ах-|
2002 год тубинский район", управление|
2003 год 100,0 100,0 социальной защиты населения Ах-|
2004 год тубинского района |
- с. Икряное Икрянинского рай- Администрация Икрянинского рай-|
она она, отдел социальной защиты|
2002 год населения Икрянинского района |
2003 год |
2004 год 100,0 100,0 |
Раздел 3. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан |
старшего поколения |
1. Чествование долгожителей об- Департамент труда и социального|
ласти развития администрации области |
2002 год 500,0 500,0 |
2003 год 500,0 500,0 |
2004 год 500,0 500,0 |
|
2. Освещение в средствах массо- Департамент здравоохранения Ад-|
вой информации программ по министрации области, областной|
гигиеническому обучению для центр медицинской профилактики |
лиц старшего поколения |
2002 год |
2003 год 100,0 100,0 |
2004 год 100,0 100,0 |
3. Проведение регионального фес- Департамент труда и социального|
тиваля народного творчества развития администрации области,|
пожилых людей департамент культуры, искусства|
2002 год и кино администрации области |
2003 год 550,0 400,0 150,0 |
2004 год |
Итого по Программе: 93230,0 61140,0 28180,0 2060,0 1850,0 |
2002 год 24860,0 20340,0 2550,0 720,0 1250,0 |
2003 год 34390,0 20630,0 12890,0 670,0 200,0 |
2004 год 33980,0 20170,0 12740,0 670,0 400,0 |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена областная целевая программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы.
Целью Программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества.
Постановление главы администрации Астраханской области от 23 апреля 2002 г. N 172 "Об областной целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 6 июня 2002 г. N 23 (594)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу