671. Редакция ст.152 первой части Гражданского кодекса Российской Федерации о защите чести, достоинства и деловой репутации значительно отличается от содержания соответствующих статей ГК РСФСР и Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, регулировавших данные вопросы. Какие изменения в защите прав физических и юридических лиц произошли в связи с принятием указанной нормы?
Статья 7 Основ гражданского законодательства по сравнению с аналогичной статьей ГК РСФСР более глубоко урегулировала отношения, связанные с защитой чести и достоинства гражданина или организации, ввела новые понятия об ответственности лиц, распространяющих порочащие сведения.
Во-первых, предусмотрена наряду с защитой чести и достоинства гражданина и юридического лица защита деловой репутации.
Во-вторых, конкретизированы средства массовой информации, в которых должны быть опровергнуты сведения, порочащие часть, достоинство и деловую репутацию гражданина или юридического лица, а именно те, которыми они были распространены.
В-третьих, введена норма, регулирующая порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации в тех случаях, когда порочащие сведения содержатся в документах, исходящих от организации.
В-четвертых, гражданину или юридическому лицу, в отношении которого опубликованы сведения, ущемляющие его права или законные интересы, предоставлено право на публикацию своего ответа в средствах массовой информации, а в случае отказа этих органов в такой публикации либо если такая публикация не была произведена в течение месяца, они вправе обратиться за защитой своих прав в суд.
В-пятых, гражданам или юридическим лицам предоставлено право наряду с опровержением порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
В-шестых, в случае неустановления лица, распространившего порочащие сведения, предусмотрено право гражданина или юридического лица на признание их через суд не соответствующими действительности.
Вместе с тем, содержащееся в Основах понятие "юридическое лицо" по сравнению с имевшим место в ГК РСФСР понятием "организация", видимо, менее удачно, поскольку создало некоторую неопределенность в отношении защиты чести, достоинства и деловой репутации организаций, не являющихся юридическими лицами.
Статья 152 нового Гражданского кодекса РФ в основном не отличается от ст.7 Основ гражданского законодательства, однако она относит понятие "порочащие честь и достоинство сведения" только к гражданам.
Что касается понятия "деловая репутация", то оно относится как к гражданам, так и к юридическим лицам.
Отсюда следует, что гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, а юридическое лицо - только убытков, причиненных его деловой репутации. При этом не требуется доказательств, что лицо, распространившее такие сведения, действовало с умыслом в целях опорочить гражданина или юридическое лицо. Достаточно самого факта распространения порочащих сведений, которые не были проверены распространившим их лицом на предмет соответствия действительности, прежде чем такая информация была сообщена в печати, по радио, на телевидении и т.п. Не имеет также значения, в какой форме они были распространены (письменно или устно) и какому кругу лиц (одному или многим).
Если порочащие сведения были распространены в средствах массовой информации, к ответственности за такие действия должны привлекаться автор соответствующих сведений и редакция конкретного средства массовой информации.
Вышеназванная статья в отличие от Основ гражданского законодательства предусматривает возможность защиты чести и достоинства не только самим гражданином, в адрес которого были направлены порочащие сведения, но и другими заинтересованными в этом гражданами или юридическими лицами.
В соответствии со ст.196 части первой Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности установлен в три года. Вместе с тем, на требования о защите личных неимущественных прав исковая давность, как следует из ст.208 Гражданского кодекса РФ, не распространяется. Отсюда можно сделать вывод о том, что гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений независимо от периода времени, истекшего после их распространения.
Установленный ст.45 закона РФ "О средствах массовой информации" годичный срок, в течение которого можно обжаловать в суд отказ средства массовой информации в опровержении порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений, применяться не должен.
Данный вывод следует из ст.3 части первой Гражданского кодекса РФ, а также ст.4 федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно которой действующие на территории Российской Федерации законы применяются постольку, поскольку они не противоречат части первой названного кодекса.
По аналогичным основаниям юридические лица вправе обращаться в судебные органы с требованием о защите их деловой репутации в течение срока исковой давности, установленного ст.196 части первой Гражданского кодекса РФ.
В. Костюк
Выпуск 24, сентябрь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".