Раcсмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-132/04 по заявлению прокурора Астраханской области о признании постановления Губернатора Астраханской области от 07.06.04 N 173 "О размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)", недействующим и не подлежащим применению, установил:
Прокурор Астраханской области обратился в суд с заявлением о признании постановления Губернатора Астраханской области от 07.06.04 N 173 "О размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)" недействующим и не подлежащим применению ввиду противоречия его федеральному законодательству, указав в обоснование своих требований, что уствновленный данным постановлением размер выплат опекунам (попечителям) с 01.06.04 средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь в сумме 1843 руб. в месяц на одного ребенка определен в нарушение норм федерального законодательства, предусматривающего определение размера таких выплат исходя из установленных постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" норм питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем по фактическим ценам данного региона.
Представитель прокуратуры Астраханской области - ШафееваФ.А. заявление поддержала и просила его удовлетворить по основаниям, изложенным выше.
Представитель комитета по делам семьи, детства и молодежи Астраханской области - Донцова М.Г. требования прокурора признала в части, пояснив, что размер пособия, установленный оспариваемым прокурором постановлением Губернатора, занижен, однако на какую сумму пояснить не может, расчета в обоснование суммы 1843 руб. не имеется. Министерством финансов для Астраханской области расчет нормативных расходов на выплату опекунских пособий определен в размере 2337 руб. 50 коп.
Выслушав объяснения заявителя, третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39).
Статьей 8 Федерального закона от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлены минимальные государственные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, гарантирующих социально-экономические условия для реализации прав и законных интересов ребенка.
Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг и определяются с учетом региональных различий в условиях их проживания. N
В соответствии со статьей 16 названного Закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты.
Согласно положениям, содержащимся в статьях 4, 5, Федерального закона от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при поступлении в образовательные учреждения и трудоустройстве в соответствии с нормами обеспечения Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами федерального законодательства Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей" установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.
Эти нормы распространены на детей-сирот и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.
В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.99 N 199, денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются опекунам (попечителям) исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона...
Как следует из пояснений представителя комитета по делам семьи, детства и молодежи администрации Астраханской области для Астраханской области Министерством финансов РФ был определен расчет нормативных расходов на выплату опекунских пособий на 2004 год в размере 2337 руб. 50 коп., что подтверждается представленными ею документами. Ежемесячный размер пособия, указанный в постановлении 1843 руб. никакими расчетами не подтвержден и доказательств соответствия его вышеуказанным актам в суд не представлено.
Из представленных суду прокуратурой Астраханской области расчетов, произведенных в соответствии с Постановлением Правительства от 20 июня 1992 года, приложений N 1, 2, 3, Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), следует, что размер пособия на 1 января 2004 года составляет 3153 руб. 12 коп.
Данный расчет компенсации денежных средств, необходимых на содержание одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) произведены на основании среднерыночных цен, сложившихся на Астраханском региональном рынке в январе 2004 года, и установленных федеральным законодательством натуральных норм, т.е. в соответствии с нормами данного законодательства..
Исходя из анализа этих доказательств, суд приходит к выводу о незаконности установления оспариваемых постановлением Губернатора Астраханской области размера ежемесячного пособия на одного ребенка, находящегося под опекой (попечительством) определен в нарушение указанных выше норм федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, суд решил:
заявление прокурора Астраханской области удовлетворить.
Признать постановление Губернатора Астраханской области от 07.06.04 N 173 "О размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)" недействующим и не подлежащим применению со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Астраханские известия".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течении 10 дней.
Председательствующий
Ш.И. Колпакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Астраханского областного суда от 17 декабря 2004 г. N 3-132/04 "О признании недействующим и не подлежащим применению постановления Губернатора Астраханской области от 07.06.04 N 173 "О размере ежемесячных выплат опекунам (попечителям)"
Текст решения опубликован в газете "Астраханские известия" от 24 марта 2005 г. N 12(739)