774. Наше предприятие имеет два легковых автомобиля для оперативного передвижения исключительно своих работников по городу (поездки на смежные предприятия, в банк, налоговую инспекцию и т.п.). Никакой прибыли от таких поездок предприятие не получает. Правомерно ли требование транспортной инспекции к нашему предприятию о получении лицензий на перевозки пассажиров наравне с автобазами, таксомоторными и автобусными парками, осуществляющими такие перевозки за плату?
C 24 декабря 1994 г. основным нормативным документом, регулирующим лицензирование пассажирских перевозок, является постановление Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 4 федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой ГК РФ", п. 4 указа Президента РФ от 26.03.92 N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации"). В отличие от прежнего порядка, установленного постановлением Правительства РФ от 26.02.92 N 118 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств на автомобильном транспорте в РФ", полномочия по выдаче лицензий на осуществление перевозок пассажиров (кроме международных) изъяты из ведения территориальных органов Российской транспортной инспекции Минавтотранса РФ и возложены на органы исполнительной власти субъектов РФ (приложение 1 к Постановлению N 1418).
В соответствии с п. 8 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 27.05.93 N 492 "О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности" порядок лицензирования на территориях субъектов РФ определяется их администрацией. В тех регионах, где соответствующий порядок не разработан, лицензирование перевозок будет осуществляться на основании действующих нормативных актов (в частности, указанного выше Постановления Правительства РФ от 26.02.92 N 118 ) с учетом требований Постановления Правительства РФ от 24.12.94 N 1418 (п. 11 Постановления N 1418). Действующее определение лицензируемой деятельности, содержащееся в Постановлении N 1418, - "пассажирские перевозки автомобильным транспортом" означает следующее.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.93 N 1090, пассажиром является любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве и участвующее в дорожном движении. Иными словами, поездкой с пассажиром может считаться любая поездка, при которой в автомашине кроме водителя будет присутствовать другое лицо. Вместе с тем предметом лицензирования в соответствии с указанным Постановлением N 1418 являются не пассажирские поездки, а "перевозка пассажиров автомобильным транспортом". Ст. 75 Устава автомобильного транспорта РСФСР (и ст. 99 Основ гражданского законодательства СССР) определено, что отношения, возникающие при перевозке пассажиров, имеют возмездный характер. Таким образом, под перевозочной деятельностью, подлежащей лицензированию, следует понимать осуществление пассажирских перевозок на возмездной основе.
В г. Москве в настоящее время действуют Временные условия лицензирования перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса, ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств транспортной инспекцией г.Москвы, утвержденные постановлением правления Московской лицензионной палаты от 03.03.93. Согласно п. 1 Временных условий, к перевозочной деятельности относятся городские, пригородные и другие перевозки в виде оказания транспортных услуг за плату. Таким образом, некоммерческие поездки с пассажирами лицензированию в г.Москве не подлежат.
До 24 декабря 1994 г. (даты принятия Постановления N 1418) предметом лицензирования являлось осуществление "перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса", т.е. любое использование транспортных средств (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.92 N 118 ). Несмотря на то что такой подход противоречил положениям ст. 21 закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (утратившей силу с 01.01.95), согласно которым лицензированию подлежали только отдельные виды предпринимательской (т.е. коммерческой) деятельности, органы транспортной инспекции требовали наличия лицензии на перевозку пассажиров для всех предприятий и предпринимателей, имевших автотранспортные средства.
В заключение следует отметить, что органы Российской транспортной инспекции по-прежнему обладают полномочиями по контролю и проверке предприятий в части соблюдения ими транспортного законодательства и порядка лицензирования перевозочной деятельности, а также по применению к гражданам и должностным лицам предприятий штрафных санкций (от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда) за нарушение этих правил (статьи 157.3, 209.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, п.7 Положения о Российской транспортной инспекции, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 26.11.91 N 20). Неправомерные действия этих органов могут быть обжалованы в вышестоящих органах транспортной инспекции или в суде в установленном законом порядке.
А. Бажанова
Выпуск 27, ноябрь 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".