214. Предприятие оказало своему работнику финансовую помощь в размере 10 млн руб. (выдало безвозвратную ссуду), своевременно не удержав с работника и не перечислив в бюджет подоходного налога. В результате проверки налоговым органом предложено:
1) заплатить 1,2 млн руб. в виде финансовой санкции за счет чистой прибыли (со ссылкой на ст.22 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц");
2) заплатить штраф 120 тыс. руб. (10% неудержанной суммы);
3) взыскать с сотрудника и перечислить (или, наоборот, перечислить, а затем взыскать) 1,2 млн руб. подоходного налога. Данное нарушение на предприятии обнаружено впервые. С двумя последними требованиями мы совершенно согласны, а вот первое вызывает сомнения. Правомерны ли действия налогового органа?
Предъявленные к предприятию в данной ситуации требования, по сути, правомерны по всем пунктам. Решение о взыскании вышеперечисленных сумм налоговым органом принято в соответствии с положениями Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (в редакции Федерального закона РФ от 23.12.94 N 74-ФЗ).
Ст. 22 этого Закона установлена ответственность предприятий, учреждений и организаций (сборщиков налогов), на которые возложена обязанность удерживать и перечислять в бюджет суммы налога с налогоплательщика (физического лица), а именно:
- взыскание в бесспорном порядке с организаций, выплачивающих доходы физическим лицам, подлежащих взысканию у источника выплаты своевременно не удержанных с физических лиц сумм подоходного налога (1,2 млн руб. по пункту (1) в тексте вопроса);
- штраф в размере 10% от сумм, подлежащих взысканию (120 тыс. руб. по пункту (2) в тексте вопроса).
Однако на основании п.2 ст.11 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" привлечение к ответственности (применение к нему в бесспорном порядке санкций) сборщика налога не может снять с физического лица обязанности по уплате налога (такая обязанность прекращается только внесением в бюджет физическим лицом налога в установленном порядке, отменой налога или смертью гражданина). Поэтому уплата в виде санкций указанных выше сумм не освобождает предприятие от необходимости удержания с физического лица и перечисления в бюджет ранее не удержанных с налогоплательщика сумм подоходного налога в порядке, определенном ст.21 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (1,2 млн руб. по пункту (3) в тексте вопроса). При этом необходимо обратить внимание предприятий, что в данном случае со стороны налогового органа не должно выдвигаться требований по срокам получения бюджетом данной суммы налога, поскольку эти суммы должны быть взысканы с физического лица с соблюдением гарантий, установленных законодательством РФ. Так же неправомерно будет требование о перечислении в бюджет суммы подоходного налога до его удержания с налогоплательщика. Действующее законодательство предусматривает только обязанность предприятия в течение месяца в случае невозможности взыскания недобора с физического лица у источника получения дохода (на предприятии) или когда заведомо известно о достаточно длительных сроках (в течение многих лет) погашения такой задолженности физическим лицом (например, оклад работника достаточно мал) сообщить налоговому органу по месту своего нахождения о сумме задолженности для взыскания им этой суммы непосредственно с физического лица в ином установленном порядке (см. п.4 ст.20, ст.21 указанного Закона).
Такой подход к решению данного вопроса предусмотрен в письме Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 28.09.93, 20.09.93 N 03-3-10, 4-4-02 "Об отдельных вопросах налогообложения физических лиц" (см. п.62, письмо зарегистрировано в Минюсте РФ 04.11.93 N 381).
Согласно инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. N 35 раздел I упомянутого письма утратил силу с введением в действие инструкции
В заключение хотелось бы отметить, что вопрос предприятия, по всей видимости, вызван отсутствием в акте проверки налогового органа ссылок на конкретные статьи Закона, явившиеся основанием принятия решений о взыскании той или иной конкретной суммы, а также использованием на предприятии текста более ранней редакции Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц". В таком случае предприятию следует учесть, что изложенные нормы в старой редакции Закона (до внесения в него изменений Федеральным законом РФ от 23.12.94 N 74-ФЗ) определялись статьями 9 и 21.
О. Лапина
Выпуск 5, март 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".