229. Учредитель (физическое лицо) передал в безвозмездное пользование своему предприятию (ТОО) торговое и офисное оборудование. Документально эта передача не оформлялась, а поэтому предприятие его не приходует и не оплачивает. Не нарушается ли со стороны предприятия действующее законодательство? Могут ли у налоговой инспекции возникнуть какие-либо вопросы по отношению к предприятию?
Отношения по передаче в бесплатное пользование какого-либо имущества строятся между сторонами на основе договора безвозмездного пользования. Основными чертами такого соглашения являются бесплатность пользования имуществом и обязанность пользователя по истечении оговоренного сторонами срока вернуть то же самое имущество его владельцу (ст.342 ГК РСФСР 1964 г.)
Федеральным законом от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ установлено, что с 1 марта 1995 года раздел III "Обязательственное право" Гражданского кодекса РСФСР утратил силу
О безвозмездном пользовании см. гл. 36 ГК РФ
Как любая сделка, совершаемая между юридическим лицом и гражданином (независимо от того, что гражданин выступает учредителем данного ТОО), договор безвозмездной передачи имущества должен быть заключен в простой письменной форме, поскольку устная форма соглашения в данном случае законом не установлена (п.1 ст.161 ГК РФ 1994 г.). Отсутствие письменного договора свидетельствует о первом нарушении законодательства РФ.
Поскольку договор безвозмездного пользования является разновидностью договора имущественного найма - временного пользования за плату, к рассматриваемому соглашению применяются правила, регулирующие порядок взаимоотношения сторон по договору аренды (ч.2 ст.342 ГК РСФСР). Это касается и порядка отражения в бухгалтерском учете пользователя различных хозяйственных операций, связанных с использованием чужого имущества.
Так, информация о наличии и движении арендованных основных средств ведется юридическим лицом на забалансовом счете 001. При этом указанные средства учитываются в оценке, указанной в арендном договоре (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56). П.44 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного письмом Минфина СССР от 07.05.76 N 30, также подтверждает, что у арендатора основные средства подлежат учету за балансом по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды.
Помимо того, необходимо сказать, что арендованные основные средства учитываются по строке 910 формы N 5 Приложения к бухгалтерскому балансу в соответствии с п.4.14 Инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина РФ от 19.10.95 N 115.
Таким образом, как в договоре аренды, так и в договоре безвозмездного пользования должна быть обозначена стоимость передаваемого имущества, отсутствие которой не позволит пользователю правильно учесть данное имущество за балансом и указать в отчетных данных. И это будет следующим нарушением законодательства.
Относительно того, могут ли у налогового органа возникнуть какие-либо вопросы к ТОО, необходимо сказать следующее. По своей сути неотражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции, связанной с принятием и использованием чужого имущества, а также искажение отчетных данных, произошедшее по причине неучета в форме N 5 арендованного торгового и офисного оборудования, представляют собой нарушение порядка ведения хозяйствующими субъектами бухгалтерского учета, установленного Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170. А в соответствии с п.12 ст.7 Закона РФ "О Государственной налоговой службе РФ" от 21.03.91 N 943-1 на должностных лиц предприятий, виновных в подобных нарушениях, налагается административный штраф в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного. Если те же действия в течение года после наложения административного взыскания будут совершены повторно, штраф будет увеличен от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ.
В рассматриваемом случае важно иметь в виду, что в силу ст.36 КоАП РФ при совершении одним лицом более двух административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое нарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (налоговой инспекцией) или должностным лицом (налоговым инспектором), взыскание налагается в пределах санкций, установленных за более серьезное нарушение.
Выявить же это нарушение налоговая инспекция сможет в ходе документальной проверки бухгалтерских документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет указанного ТОО, на проведение которой она уполномочена в силу п.1 ст.7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
Ю. Камфер
Выпуск 5, март 1996 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".