В целях обеспечения высокого уровня межведомственной координации деятельности по решению проблем, связанных с охраной прав и законных интересов, развитием и социализацией детей, состоянием их здоровья, использованием современных технологий и инноваций для семей с детьми, в соответствии с Законом Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области", постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных отраслевых целевых программ на территории Астраханской области":
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы.
2. Определить государственным заказчиком-координатором отраслевой долгосрочной целевой программы "Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы министерство образования и науки Астраханской области.
3. Министерству образования и науки Астраханской области (Гутман В.А.) разработать отраслевую долгосрочную целевую программу "Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой долгосрочной целевой программы
"Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 16 августа 2012 г. N 380-Пр)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития
Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии
социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года
и Программы социально-экономического развития Астраханской области
на 2010 - 2014 годы
Одним из важнейших направлений государственной политики, определенных посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, является улучшение демографической ситуации в стране, повышение рождаемости и создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей. В соответствии с целями реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия ЮФО), Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года (далее - Стратегия Астраханской области), Программой социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы (далее - Программа развития Астраханской области) к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Астраханской области относятся:
- повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
- создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.
В Астраханской области насчитывается около 180 тысяч семей, в которых воспитывается более 250 тысяч детей.
К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (5821 ребенок), дети-инвалиды (4017 детей), из которых 3195 детей проживают в семьях.
Указанные категории детей и семей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество, психолого-педагогическом сопровождении.
В то же время в Астраханской области насчитывается более 100 тысяч детей школьного возраста, из них около 50% ежегодно участвуют в мероприятиях, выявляющих одаренность и достижения детей в интеллектуальной, спортивной, творческой сферах. Налицо потребность в создании инфраструктуры обеспечения социально значимого досуга детей и молодежи во внеурочное и свободное время через сеть субъектов социальной сферы, а также новых механизмов формирования и развития у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, в том числе с привлечением общественных объединений и организаций.
В соответствии с обозначенными проблемами значимым является разработка и принятие отраслевой долгосрочной целевой программы "Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы (далее - программа).
За последнее десятилетие государственная социальная политика в интересах детей, реализация федеральных и региональных целевых программ прежде всего в области образования, воспитания, здравоохранения, организации детского отдыха создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей и семей с детьми.
В рамках реализации отраслевой целевой программы "Дети Астраханской области" на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 273-П (далее - Программа), проводится ряд мероприятий:
- приобретаются проездные билеты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (100% от количества поданных заявок);
- за период 2011 года жилыми помещениями обеспечено 106 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году планируется обеспечить жилыми помещениями подавших заявление лиц, относящихся к данной категории, на сумму 161520,33 тыс. рублей;
- финансировалась работа областных экспериментальных площадок (по эстетическому воспитанию - ОГОУ "Сасыкольский детский дом", агрошкола - ОГОУ "Травинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии VIII вида", центр социализации - ОГОУ "Астраханская специальная (коррекционная) школа-интернат им. С.И. Здоровцева VII вида") и других образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- приобретаются оборудование для обеспечения конкурентоспособного образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства обучения и воспитания в соответствии с возрастными потребностями детей, расходные материалы для мастерских образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечивается функционирование системы дистанционного обучения детей-инвалидов в двух образовательных учреждениях Астраханской области, создан интернет-сайт организационно-технологического сопровождения дистанционного образования инвалидов совместно с "i-школа";
- проведены семинары для специалистов органов опеки и попечительства, органов управления в сфере образования по проблемам работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, семинар-презентация "Программы образования обучающихся с умственной и тяжелой умственной отсталостью";
- проведены IV и V фестивали "Звездный дождь талантов", ежегодные спартакиады "Мы - олимпийцы" для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" Программы:
- функционировал палаточный летний лагерь для трудных подростков;
- проведены областной семинар для педагогов, школьных психологов, социальных работников по вопросам межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики правонарушений, безнадзорности и аддикций, конференция "Интеграция действий образовательных учреждений разного типа, направленных на профилактику наркомании", областное родительское собрание для семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- проведен областной семинар для педагогов, школьных психологов, социальных работников, подготовлены информационные бюллетени, буклеты по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.
С целью пропаганды семейных ценностей, поддержки семей, имеющих положительный опыт семейного воспитания детей, органами и учреждениями социального обслуживания населения регулярно проводятся праздничные мероприятия (День матери, День защиты детей, Материнская слава, День семьи и т.д.). Только в 2011 году в праздничных мероприятиях приняли участие около 18050 человек.
Проведен "Фестиваль идей" одаренных обучающихся. В ежегодном региональном туре Всероссийской олимпиады школьников приняли участие обучающиеся образовательных учреждений муниципальных образований Астраханской области и государственных образовательных учреждений Астраханской области по 21 общеобразовательному предмету.
Проведены мероприятия почетного караула на посту N 1 у Вечного огня ко Дню Победы с 06.05.2011 по 11.05.2011 и с 07.05.2012 по 09.05.2012.
В 2012 году проведен областной этап XI Всероссийской акции "Я - гражданин России".
Анализ исполнения Программы подтверждает целесообразность и необходимость применения программно-целевого метода, который даёт возможность:
- обеспечить межведомственный подход при решении задач Программы;
- консолидировать ресурсы исполнительных органов государственной власти Астраханской области, гражданского сообщества и некоммерческих организаций Астраханской области путем использования новых механизмов взаимодействия;
- системно реализовать мероприятия для достижения конкретных результатов;
- обеспечить мониторинг, координацию и контроль исполнения мероприятий;
- повысить эффективность использования бюджетных средств;
- определить временной промежуток решения проблемы;
- реализовать новые управленческие решения.
Астраханская область относится к регионам с относительно высокой рождаемостью. По данным Астраханьстата, на территории Астраханской области за 2011 год зарегистрировано 14378 (в 2010 году - 14355) новорожденных, показатель рождаемости за 2011 год составил 14,2 на 1000 населения (за 2010 год - 14,3).
Проводимые в сфере здравоохранения преобразования положительно отразились на демографических показателях, в том числе и на показателе младенческой смертности. Накопленный опыт решения вопросов по снижению младенческой смертности в рамках областных целевых программ, результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также демографическая ситуация в Астраханской области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы. Младенческая смертность является интегрированным демографическим показателем, отражающим социально-экономическое благополучие общества. За последнее десятилетие в Астраханской области произошло снижение показателя младенческой смертности с 16,3 в 2001 году до 7,2 в 2011 году, что обусловлено не только стабилизацией социально-экономических условий жизни населения, но в значительной степени внедрением новых технологий в области антенатальной охраны плода, в том числе улучшением перинатальной диагностики врожденных повреждений плода, совершенствованием организации реанимации и интенсивной терапии новорожденных, методов выхаживания недоношенных детей. В структуре младенческой смертности в 2011 году на первом месте отдельные состояния перинатального периода - 38,5%, на втором - врожденные пороки развития - 32,7%.
В 2011 году общая заболеваемость среди детей от 0 до 14 лет снизилась на 1,8% в сравнении с 2010 годом (с 2107,9 до 2070,8 на 1000 детского населения соответственно). Вместе с тем в 2011 году показатели общей заболеваемости детей до 14 лет по некоторым классам заболеваний имеют тенденцию к росту: болезни органов дыхания - 1208,1 (в 2010 году - 1178,9), врожденные аномалии развития - 44,8 (в 2010 году - 41,6), некоторые инфекционные и паразитарные болезни - 90,4 (в 2010 году - 88,9), болезни глаза и его придаточного аппарата - 81,3 (в 2010 - 76,5), болезни уха и сосцевидного отростка - 56,7 (в 2010 году - 53,9) на 1000 детского населения.
Заболеваемость детей подросткового возраста (15-17 лет) выросла в 2011 году на 9,8% в сравнении с 2010 годом и составила 1705,1 на 1000 подростков (в 2010 году - 1531,9). В 2011 году показатели общей заболеваемости детей подросткового возраста по некоторым классам заболеваний также имеют тенденцию к росту: болезни органов дыхания - 612,4 (в 2010 году - 506,1), врожденные аномалии развития - 20,4 (в 2010 году - 18,3); некоторые инфекционные и паразитарные болезни - 35,1 (в 2010 году - 31,0), болезни глаза и его придаточного аппарата - 148,0 (в 2010 году - 137,1), болезни уха и сосцевидного отростка - 41,2 (в 2010 году - 34,1).
Значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Астраханской области, обусловливает их решение программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, на снижение показателей заболеваемости у детей и снижение показателя младенческой смертности.
По состоянию на 1 января 2012 года в Астраханской области проживает 4017 детей-инвалидов. Из них 822 ребенка проживают в стационарных учреждениях социальной защиты населения, здравоохранения и образования на полном государственном обеспечении, 3195 детей проживают в семьях.
Основой социальной политики Правительства Астраханской области в отношении детей-инвалидов является создание условий для их полной или максимально возможной реабилитации. В процессе реабилитации детей-инвалидов принимают участие исполнительные органы государственной власти Астраханской области социальной сферы.
Деятельность учреждений здравоохранения Астраханской области в первую очередь направлена на раннее выявление имеющейся патологии и профилактику детской инвалидности. Органами управления в сфере образования планомерно осуществляется деятельность по реализации Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-I "Об образовании" в отношении детей с проблемами в психофизическом развитии, основной задачей которой является создание условий для получения ими образования, в том числе дошкольного. Органами социального развития и труда координируется работа по реабилитации и социальному обслуживанию детей-инвалидов в специально созданных для этих целей учреждениях.
Проводимая работа обеспечивает соблюдение законных прав и интересов детей-инвалидов на территории Астраханской области.
Тем не менее дети-инвалиды и их семьи остаются одной из самых неблагополучных в социальном отношении категорий. Одной из главных причин неблагополучия является изолированность семей с детьми-инвалидами от общества. Изолированность имеет свои финансовые и психологические причины. Так, более 80% семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными в силу объективных обстоятельств. Уход одного из родителей из семьи с больным ребенком встречается почти в 50% указанных случаев. Выявляется необходимость больших расходов на лечение и консультации детей-инвалидов, особенно с выездом за пределы Астраханской области.
На территории Астраханской области проживает 5821 ребенок, относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основными задачами государственной политики в сфере социальной поддержки детей, относящихся к данной категории, является создание условий для полноценного развития ребенка, а также создание максимально комфортных условий для их социализации в общество, охрана и защита их имущественных и личных неимущественных прав и интересов.
Обеспечение лиц, относящихся к данной категории, жилыми помещениями по окончании их пребывания в специализированных организациях для детей-сирот является одной из самых важных и острых проблем для их постинтернатной адаптации и самостоятельной жизни.
Так, в 2012 году количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, принятых на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составило 2384 человека. За период 2011 года жилыми помещениями обеспечено 106 лиц, относящихся к данной категории, что не перекрывает возникающей потребности. В настоящий момент недостаточное финансирование не позволяет обеспечить жилыми помещениями всех детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Астраханской области.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что с 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, признанные нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями, должны обеспечиваться благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В 2013 году право на обеспечение жильем возникнет еще у 190 граждан, аналогично - в последующие годы. Таким образом, в 2013 - 2017 годах сумма, необходимая для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа составит около 1,9 млрд рублей.
Министерство социального развития и труда Астраханской области в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 20.12.2011 N 570-П "О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 05.07.2010 N 273-П" осуществляет мероприятия по ремонту жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За время пребывания в специализированных, образовательных учреждениях, а также в замещающих семьях жилые помещения, принадлежащие детям, оставшимся без попечения родителей, на праве собственности, ветшают и требуют ремонта различной степени сложности. Для поддержания достойного уровня жизни детей, обеспечения их социально-бытовых условий законодательством Астраханской области предусмотрена дополнительная социальная поддержка данной категории лиц в виде единовременной натуральной помощи путем проведения ремонта принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.
Слабо развита система сопровождения выпускников интернатных учреждений и учреждений начального профессионального образования. Ежегодно из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускается 200 детей данной категории. Выпускники продолжают обучение в учреждениях профессионального образования (95%), устраиваются на работу или не могут быть трудоустроены по инвалидности (5%). Все они нуждаются в помощи и поддержке государства.
Постинтернатное сопровождение всех выпускников является важной и сложной задачей, стоящей перед обществом и государством, с целью организации деятельности по поддержке выпускников. Начало самостоятельной жизни молодых людей, их становление и интеграция в общество осложнены имеющимся опытом проживания вне семьи. В Астраханской области существует необходимость создания системы сопровождения выпускников интернатных учреждений, в том числе разработки организационных и правовых основ функционирования такой системы, технологий работы специалистов с выпускниками и системы их подготовки.
Министерство образования и науки Астраханской области и министерство социального развития и труда Астраханской области обеспечивают бесплатным проездом в городском, пригородном, в сельской местности внутрирайонном транспорте (кроме такси) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой (попечительством) в семьях граждан, в приемных семьях, обучающихся в общеобразовательных учреждениях Астраханской области по очной форме и нуждающихся в обеспечении бесплатным проездом.
Общее количество обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет: по министерству социального развития и труда Астраханской области - 977 человек, из которых 711 проживают в городе, 266 в сельской местности, по министерству образования и науки Астраханской области - 1050 обучающихся государственных образовательных учреждений Астраханской области.
Объем финансирования данного мероприятия, предусмотренный в 2011-2012 годах из средств текущего финансирования, позволяет обеспечить проездными билетами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих только на территории муниципального образования "Город Астрахань". Дети, проживающие в других муниципальных образованиях Астраханской области, проездными билетами не обеспечиваются ввиду недостаточного финансирования. Данное обстоятельство является одной из предпосылок решения проблемы программно-целевым методом, позволяющим обеспечить всех нуждающихся детей и лиц указанной категории проездными билетами.
По-прежнему в Астраханской области остаются актуальными вопросы эффективного межведомственного сотрудничества по решению проблем детей и семей с детьми. Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детей, их правовой и социальной защищенности, социальной реабилитации несовершеннолетних.
Важной составляющей деятельности по комплексному обеспечению жизнедеятельности детей и подростков является обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и организацию обучения детей с учетом их творческих и интеллектуальных способностей, развитие государственной системы поддержки юных талантов, стабильное функционирование системы учреждений дополнительного образования детей.
Проведенный анализ реализации подпрограммы "Одаренные дети" Программы позволяет констатировать поступательное развитие деятельности, связанной с одаренными детьми, осуществляемой отдельными учреждениями, на фоне отсутствия целостной системы работы с одаренными детьми.
С учетом ключевых положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Концепции социально-экономического развития России на период до 2020 года, необходимости оказания содействия талантливой молодежи переход на инновационный путь развития страны предполагает опору на одно из главных конкурентных преимуществ - реализацию человеческого потенциала - и связан прежде всего с одаренными детьми, как абсолютном национальном приоритете. Данная деятельность должна быть практически ориентированной, включающей в себя мероприятия по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей, в том числе:
- функционирование профильных образовательных учреждений регионального значения;
- формирование внутренней мотивации одаренных детей;
- возможность реализации дифференцированных моделей сетевого взаимодействия, социального партнерства, внедрения новых технологий в сложившихся социально-экономических реалиях;
- действенная система поощрений и стимулов на региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.
Несомненно, что каждый ребенок имеет право на достойную жизнь и счастливое полноценное детство. Для обеспечения этих прав необходима эффективная реализация государственной политики в области охраны прав детей, в том числе права на образование, вне зависимости от состояния здоровья, места проживания и отдаленности от современных информационных источников, и система мероприятий, направленных на повышение качества жизни семей с детьми путем создания комплексных условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных семье и детству общественных отношений и инфраструктуры жизнедеятельности.
Учитывая приоритетные направления развития в сфере образования, зафиксированные Стратегией ЮФО, в Программу включено обновление материально-технической базы образовательных учреждений, их компьютеризация и интернетизация, создание современной мультимедийной информационной среды, использование дистанционных технологий образования, индивидуальных образовательных траекторий для различных групп обучающихся.
В соответствии со Стратегией Астраханской области одним из ключевых факторов, обеспечивающих реализацию инновационного сценария развития Астраханской области, является высокое качество человеческого капитала и наличие современных квалификаций и компетенций на рынке труда Астраханской области, в том числе путем оптимизации структуры профессионального образования через формирования ресурсных центров на базе начального и среднего профессионального образования (развитие инновационно-коммуникативных технологий, агропромышленного комплекса, аквакультуры и рыболовства, и др.).
Основной целью Стратегии Астраханской области является переход от ориентированности социальной политики на лечение к ориентированности на сохранение здоровья населения региона, так как, в частности, отмечается снижение удельного веса здоровых детей в общей численности обучающихся общеобразовательных учреждений Астраханской области более чем на 10%. На основе вышеизложенного реализация Программы предполагается в рамках приоритетов Стратегии Астраханской области:
- создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды;
- повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Программа направлена на реализацию приоритетов Программы развития Астраханской области, что позволит повысить качество жизни населения путем реализации мероприятий в сферах здравоохранения и социальной защиты, образования, а также повысить эффективность государственного управления путем реформирования бюджетного сектора и использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения прозрачности и повышения качества государственного управления.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Программно-целевой подход позволяет определить приоритетные направления решения задач вышеуказанной деятельности, активизировать деятельность по использованию новых технологий, стимулировать разработку общественными и некоммерческими организациями проектов и программ, направленных на повышение качества предоставления услуг детям и семьям с детьми, закрепить вновь созданные службы, показавшие высокие качественные результаты.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом налаживания взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так и на региональном уровне, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Программа отражает совместную деятельность заинтересованных органов исполнительной власти Астраханской области по улучшению результатов, достигнутых в предыдущие годы ее реализации.
Новизна программы состоит в структурной ориентированности на различные категории населения (как на поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (в первую очередь семей с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья), проживающих на территории Астраханской области, так и на развитие отдельных категорий детей (выпускников детских интернатных учреждений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одаренных детей и др.); в направленности мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами, в соответствии с приоритетами Стратегии Астраханской области; в использовании современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Для разрешения проблем и достижения результатов, обозначенных в предыдущих разделах, необходимо применение программно-целевого метода.
Программно-целевой подход позволит сконцентрировать ресурсы системы на ключевых траекториях развития, обеспечивающих разрешение связанных групп проблем, комбинировать их использование на различных направлениях программы. Вместе с этим может быть реализована возможность поэтапного проектирования изменений в опоре на достигнутое на последующих стадиях реализации программы.
Отсутствие возможности применения к системе мероприятий программно-целевого метода их реализации не позволит создать благоприятные условия для развития способностей каждого ребенка, улучшить условия жизни и качество социальной среды для отдельных категорий населения Астраханской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также снизит возможности конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики в Астраханской области.
4. Предложения по целям и задачам программы
Цель программы - совершенствование региональной политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.
Программа включает в себя три направления: "Социальная адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей", "Здоровый ребёнок", "Воспитание и развитие детей".
Направление "Социальная адаптация и психолого-педагогическое
сопровождение детей"
Цель 1: создание условий для социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- проведение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- осуществление оптимально возможной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений.
Направление "Здоровый ребенок"
Цель 2: многоаспектное решение проблемы обеспечения здоровья детей.
Для достижения указанной цели необходимо решение задачи: обеспечение условий для охраны здоровья детей, профилактики и снижения детской заболеваемости.
Направление "Воспитание и развитие детей"
Цель 3: совершенствование условий для воспитания, развития и полноценной жизнедеятельности детей.
Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:
- создание государственной системы выявления и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны;
- развитие интеллектуального, творческого, гражданско-патриотического потенциала Астраханской области.
5. Сроки реализации программы
Срок реализации программы - 2013 - 2017 годы. Этапы реализации программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.
6. Предложения по основным направлениям финансирования программы
Финансирование программы будет осуществляться по направлениям "Социальная адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей", "Здоровый ребёнок", "Воспитание и развитие детей", предусматривающих мероприятия по:
- строительству и реконструкции государственных бюджетных и автономных образовательных учреждений Астраханской области;
- обеспечению приобретения (строительство с учетом привлечения внебюджетных источников финансирования и предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда по договорам найма) и ремонта жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- охране и защите прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- научно-методическому и технологическому обеспечению деятельности, связанной с профессиональным образованием и социальным сопровождением выпускников детских интернатных учреждений;
- материально-техническому обеспечению образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, организаций (в т.ч. общественных), участвующих в реализации программных мероприятий;
- кадровому и методическому обеспечению деятельности образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями здоровья, для одаренных детей, учреждений здравоохранения и социальной защиты, организаций, осуществляющих гражданско-патриотическое воспитание граждан;
- внедрению современных технологий реабилитации, в том числе трудовой, детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
- проведению и обеспечению участия в региональных, российских и международных мероприятиях всех категорий детей Астраханской области;
- выявлению одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности, спорта;
- обеспечению поддержки общественных детских и молодежных инициатив;
- обеспечению взаимодействия учреждений и общественных организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, а также концентрации ресурсов в решении вопросов организации досуга и занятости детей, подростков и молодежи во внеурочное и свободное время;
- осуществлению контроля за соблюдением единых направлений в деятельности министерства образования и науки Астраханской области, ориентированных на формирование у целевых групп (детей и семей с детьми) социально значимых компетенций и ценностных ориентаций, социальную реализацию и адаптацию в социуме;
- организационно-массовому обеспечению программных мероприятий;
- информационному обеспечению программных мероприятий.
7. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Реализация программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области, федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (кредитных ресурсов).
Затраты на реализацию программы за счет всех источников финансирования составляют 2099851,35 тыс. руб., из них: за счет средств бюджета Астраханской области - 1898851,35 тыс. руб., средств федерального бюджета - 200000 тыс. руб., за счет внебюджетных источников финансирования - 1000 тыс. руб., в том числе капитальные вложения - 1852166,65 тыс. руб.
Финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы,
участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
ответственных за реализацию программы
Государственным заказчиком программы является министерство образования и науки Астраханской области, разработчиками программы - министерство образования и науки Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области.
9. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Ответственными за формирование и реализацию мероприятий программы являются государственный заказчик программы - министерство образования и науки Астраханской области; основные исполнители - министерство образования и науки Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.
Механизмы формирования мероприятий программы обусловлены детерминацией приоритетных направлений реализации стратегически важных векторов развития Астраханской области на основании проведенного анализа сложившейся ситуации в русле современных социально-экономических условий, оценкой их вклада в решение задач и достижение целей программы, необходимостью совершенствования региональной политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для успешной реализации комплексного развития и жизнедеятельности детей.
10. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализацией программы
Программа реализуется при взаимодействии государственных заказчиков программы. В ходе реализации программы министерство образования и науки Астраханской области как государственный заказчик программы:
- несет ответственность за реализацию программы в целом и ее конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
- ежегодно с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень мероприятий, целевые индикаторы и показатели, затраты на мероприятия программы, механизм реализации программы и состав исполнителей;
- представляет заявки на финансирование из бюджета Астраханской области.
Министерство образования и науки Астраханской области совместно с разработчиками программы осуществляют подготовку и представление в установленном порядке справочно-аналитической информации о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области. Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, продление срока ее реализации, осуществляется государственным заказчиком программы.
11. Оценка эффективности программных мероприятий и ожидаемые результаты
Ожидаемые эффективность и результативность реализации программы будут оцениваться ежегодно на основе следующих статистических и качественных показателей эффективности по каждому из направлений.
Показатели результативности и эффективности реализации программы
Наименование целей и задач |
Наименование показателей конечного и промежуточного и конечного результатов |
Ед. измерения |
2011 год факт |
2012 год оценка |
Прогнозные значения показателей |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|||||
Цель программы - совершенствование региональной политики, обеспечивающей создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей |
Эффективность реализации приоритетных направлений, обеспечивающих создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей |
% |
28,5 |
43,9 |
48,8 |
53,7 |
56,7 |
59,9 |
63 |
Цель 1. Создание условий для социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения детей |
1. Доля детей, для которых обеспечены условия для социальной адаптации и психолого-педагогического сопровождения, от числа детей, охваченных программой |
% |
45,4 |
48,1 |
57,3 |
60,1 |
62,4 |
64,5 |
66,4 |
Задача 1.1. Проведение эффективной реабилитации и социальной адаптации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
1.1. Доля детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, эффективно прошедших реабилитацию и социальную адаптацию, от числа детей, охваченных программой |
% |
38,6 |
31,7 |
40,8 |
42,6 |
44,3 |
45,3 |
45,9 |
Задача 1.2. Осуществление оптимально возможной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья |
1.2. Доля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, эффективно прошедших реабилитацию и социальную адаптацию, от числа детей данной категории, охваченных программой |
% |
77,5 |
82 |
82,5 |
83 |
83,5 |
83,7 |
84 |
Задача 1.3. Обеспечение профессиональной подготовки и социальной защищенности выпускников детских интернатных учреждений |
1.3. Доля выпускников, получивших профессиональную подготовку, от общего числа выпускников детских интернатных учреждений |
% |
95,0 |
95,0 |
95,2 |
95,5 |
95,8 |
96,1 |
96,4 |
Цель 2. Многоаспектное решение проблемы обеспечения здоровья детей |
2. Степень решения проблемы обеспечения здоровья детей, охваченных мероприятиями программы по обеспечению здоровья детей |
% |
0 |
39,5 |
40,1 |
47,1 |
48,8 |
51,2 |
53,5 |
Задача 2.1. Обеспечение условий для охраны здоровья детей, профилактики и снижения детской заболеваемости |
2.1. Доля детей, для которых обеспечены условия для охраны здоровья, профилактики и снижения детской заболеваемости, от числа детей, охваченных программой |
% |
0 |
38,5 |
39,1 |
46,1 |
47,8 |
50,2 |
52,5 |
Цель 3. Совершенствование условий для воспитания, развития и полноценной жизнедеятельности детей |
3. Доля детей, для которых созданы благоприятные условия для воспитания и полноценной жизнедеятельности |
% |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
Задача 3.1. Создание государственной системы выявления и адресной поддержки одаренных детей, сохранение национального генофонда страны |
3.1. Доля одаренных детей, охваченных системными мероприятиями поиска, развития, сопровождения и поддержки |
% |
5 |
5 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
Задача 3.2. Развитие интеллектуального, творческого, гражданско патриотического потенциала Астраханской области |
3.2. Доля обучающихся, охваченных развивающими мероприятиями интеллектуальной, творческой, гражданско-патриотической направленностями от общего количества обучающихся Астраханской области |
% |
40 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 16 августа 2012 г. N 380-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Дети Астраханской области" на 2013 - 2017 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 30 августа 2012 г. N 40
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 28 мая 2013 г. N 186-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления