Распоряжение Правительства Астраханской области
от 30 октября 2013 г. N 486-Пр
"О концепции государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы"
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 389-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В соответствии с протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 09.01.2013 N ДМ-П9-2пр, постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ на территории Астраханской области":
1. Утвердить прилагаемую концепцию государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы".
2. Определить государственным заказчиком государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы" службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
3. Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (Краснов И.О.) разработать государственную программу "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 30 октября 2013 г. N 486-Пр)
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным направлениям развития Астраханской области
В Астраханской области, как в целом и по России, остро стоит проблема утилизации и уничтожения отходов.
Социально-экономическое развитие страны в предшествующий период, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства, высокая степень износа основных фондов, технологическая отсталость, накопление загрязняющих веществ преимущественно в почвах (землях) с учетом биогеохимических процессов и депонирующих свойств, а также значительное количество бесхозяйных или экономически непривлекательных активов, характеризующихся высокой степенью загрязнения, в результате широкомасштабной приватизации в 90-х годах прошлого столетия стали основными причинами возникновения накопленного экологического ущерба.
В целях выявления объектов накопленных экологических ущербов на территории Астраханской области были проведены мероприятия по инвентаризации объектов прошлой хозяйственной деятельности, нуждающихся в экологической реабилитации.
На территории Астраханской области на сегодняшний день выявлены следующие объекты прошлой хозяйственной деятельности, нуждающиеся в реабилитации, большинство из которых являются бесхозными:
- иловые карты N 1 - 4 Южных очистных сооружений канализации;
- нефтяные ямы и резервуарный парк бывшей нефтебазы и рекультивация земель в п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области;
- Соколовские нефтяные ямы в Приволжском районе Астраханской области;
- бывшее здание завода в с. Никольском Енотаевского района Астраханской области;
- животноводческий комплекс в с. Кривой Бузан Красноярского района Астраханской области;
- бывший животноводческий комплекс сельскохозяйственного предприятия "Ленинский путь" в п. Белячьем Красноярского района Астраханской области;
- животноводческий комплекс в п. Алча Красноярского района Астраханской области;
- рекультивация участка земли, занятого бывшими прудами-испарителями Астраханского целлюлозно-картонного комбината (далее - АЦКК).
В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждёнными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, основными направлениями совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды признаны разработка механизмов ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой экономической деятельностью, и предотвращение дальнейшего накопления отходов производства. Решение данной задачи является одним из условий достижения цели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года сохранение и восстановление природных систем и рациональное природопользование является одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года сохранение и развитие уникальных экологических ресурсов и переход к новым стандартам использования территории региона является одним из приоритетных направлений развития Астраханской области.
Согласно тактической задаче "Обеспечение устойчивого развития экологических и социальных систем" Закона Астраханской области от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Астраханской области на 2010 - 2014 годы" реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, является приоритетным для Астраханской области.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Целесообразность принятия государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы" (далее - программа) определяется комплексным подходом к решению проблемы реабилитации объектов накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области.
Программа предусматривает комплексное решение вопросов, связанных с реабилитацией объектов накопленного экологического ущерба и предотвращением дальнейшего накопления отходов производства, в том числе реализацию мер и внедрение механизмов, способствующих оздоровлению микроклимата территорий, подверженных негативному воздействию образовавшихся отходов, предупреждение негативного воздействия объектов прошлой хозяйственной деятельности.
Такой подход позволит объединить в единую систему отдельные мероприятия и добиться максимального социально-экономического эффекта, выраженного в гарантированном обеспечении потребностей экономики в экологически чистых земельных и водных ресурсах, сокращении уровня негативного воздействия на окружающую среду, снижении заболеваемости и увеличении продолжительности жизни населения, сбалансированном развитии территорий и отраслей региональной экономики, повышении защищенности населения и территорий от негативного воздействия объектов экологического ущерба, формировании и проведении единой государственной политики в области использования и охраны окружающей среды и создании условий для развития экономики Астраханской области.
Реализация мероприятий по реабилитации объектов экологического ущерба расположенных на территории Астраханской области, в 2014 - 2025 годах с применением программно-целевого метода предусматривает создание механизмов координации, а также формирование индикаторов и показателей эффективности в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Отказ от решения проблем, связанных с ликвидацией накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области, программно-целевым методом приведёт к:
- развитию негативного воздействия на окружающую среду объектов накопленного экологического ущерба, усугублению состояния окружающей среды: поверхностных и подземных водных источников, атмосферного воздуха и почв;
- выбытию промышленных и сельскохозяйственных земель из хозяйственного оборота;
- динамике заболеваемости населения, проживающего в непосредственной близости от объектов экологического ущерба;
- накоплению неутилизированных отходов;
- деградации экологических систем.
4. Цели и задачи программы
Целью программы является экологическая реабилитация объектов экологического ущерба, выявленных в процессе инвентаризации и расположенных на территории Астраханской области.
В рамках достижения намеченной цели программой предусматривается решение следующих задач:
1. Экологическая реабилитация объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности сельскохозяйственной и деревообрабатывающей промышленности.
2. Экологическая реабилитация объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Срок реализации программы - с 2014 по 2025 год. Выполнение программы осуществляется в три этапа:
Этап I - 2014 - 2017 годы - ликвидация прошлого экологического ущерба по отдельным направлениям программы на объектах, по которым разработана проектно-сметная документация и начаты работы в рамках текущего бюджетного финансирования (иловые карты N 1 - 4 Южных очистных сооружений канализации, нефтяные ямы и резервуарный парк бывшей нефтебазы и рекультивация земель в п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области, Соколовские нефтяные ямы);
Этап II - 2018 - 2020 годы. На втором этапе реализуется проект по рекультивации участка земли, занятого бывшими прудами-испарителями АЦКК, а также проект по рекультивации и зачистке территории бывшего завода в с. Никольском;
Этап III - 2021 - 2025 годы - реабилитация следующих объектов экологического ущерба: животноводческие комплексы в с. Кривой Бузан, п. Алча и п. Белячьем Красноярского района Астраханской области.
6. Основные направления реализации программы (укрупнённые мероприятия)
Для достижения поставленных целей и решения задач в рамках реализации программы предусматривается выполнение комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- рекогносцировочные мероприятия, включающие в себя инженерно-экологические, инженерно-микробиологические, инженерно-геологические изыскания с последующими проектными работами по объектам накопленного экологического ущерба;
- рекультивация земель, подверженных негативному воздействию со стороны объектов экологического ущерба;
- демонтаж объектов прошлой хозяйственной деятельности;
- утилизация жидких промышленных отходов;
- вывоз накопленных отходов, образовавшихся в процессе прошлой хозяйственной деятельности, и демонтажные работы на объектах экологического ущерба;
- осуществление мероприятий по экспертно-аналитическому, научно-методическому и информационному сопровождению реализации мероприятий программы и контролю за эффективностью их исполнения;
- осуществление мероприятий, направленных на просвещение и информирование населения по вопросам восстановления нарушенных экологических систем, реабилитации объектов экологического ущерба.
7. Показатели конечного результата, позволяющие оценивать ход реализации программы по годам
Для оценки реализации проектов по ликвидации накопленного экологического ущерба по каждому направлению реализации программы используются следующие целевые индикаторы (показатели):
1. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба (тыс. чел.).
2. Площадь рекультивированных земель из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности (тыс. га).
3. Объем отходов на объектах накопленного экологического ущерба, включенных в программу (млн. тонн).
В таблице приведены целевые индикаторы, являющиеся показателями конечного результата, которые позволяют оценивать ход реализации программы по годам.
Таблица
Целевые индикаторы государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы"
Целевые индикаторы |
Ед. изм. |
2013 (оценочный) |
Всего за период реализации программы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
Цель - экологическая реабилитация объектов экологического ущерба, выявленных в процессе инвентаризации и расположенных на территории Астраханской области | |||||||||||||||
Доля рекультивированных и экологически реабилитированных земель, вовлеченных в хозяйственный оборот, в общей площади земель, подверженных негативному воздействию накопленного экологического ущерба |
% |
0 |
100 |
0,04 |
1,40 |
2,09 |
4,04 |
35,83 |
51,73 |
99,42 |
99,45 |
99,56 |
99,63 |
99,82 |
100 |
Задача 1. Экологическая реабилитация объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности сельскохозяйственной и деревообрабатывающей промышленности | |||||||||||||||
1.1. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба, экологические условия проживания которого улучшены |
тыс. |
0 |
116,72 |
0,18 |
0,18 |
0,00 |
0,00 |
33,34 |
33,42 |
33,42 |
0,56 |
1,09 |
0,53 |
7 |
7 |
1.2. Площадь рекультивированных земель из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности |
га |
0 |
2 626,7 |
1 |
1 |
0 |
0 |
600 |
1004,35 |
1004,35 |
1 |
6 |
5 |
2 |
2 |
1.3. Объем накопленных загрязнений (на объектах прошлого экологического ущерба, включенных в программу) |
тонн |
18436 |
сокращение на 18436 тонн |
11805 |
6405 |
0 |
0 |
2,33 |
45,83 |
45,83 |
10 |
16 |
56 |
50 |
0,00 |
Задача 2. Экологическая реабилитация объектов накопленного экологического ущерба с нефтесодержащими загрязнениями | |||||||||||||||
2.1. Численность населения, проживающего в зоне негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба, экологические условия проживания которого улучшены |
тыс. |
0 |
34,73 |
0,00 |
11,58 |
11,58 |
11,57 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2.2. Площадь рекультивированных земель из числа земель, нарушенных в результате прошлой хозяйственной деятельности |
га |
0 |
107 |
0 |
35,67 |
35,67 |
35,66 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2.3. Объем накопленных загрязнений (на объектах прошлого экологического ущерба, включенных в программу) |
тонн |
344600 |
снижение на 344600 тонн |
0 |
114867 |
114867 |
114866 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. Ориентировочные объёмы и источники финансирования программы по основным направлениям реализации программы
Реализация мероприятий программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области, бюджета муниципальных образований и внебюджетных источников финансирования.
Планируемый объем финансирования программных мероприятий на 2014 - 2025 годы составляет 2 471 308 тыс. руб., из них из средств федерального бюджета - 841 475 тыс. руб., бюджета Астраханской области - 1 326 273 тыс. руб., бюджета муниципальных образований - 3 030 тыс. руб. и внебюджетных источников - 300 530 тыс. руб.
9. Предложения по государственным заказчикам (государственному заказчику-координатору) и разработчикам программы, а также по участию исполнительных органов государственной власти Астраханской области, ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком программы является служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.
Основные разработчики программы - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, ЗАО "ДАР/ВОДГЕО".
Исполнители основных мероприятий программы - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, заинтересованные муниципальные образования и предприятия Астраханской области.
Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение её мероприятий.
10. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяет государственный заказчик программы - служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Государственный заказчик проводит организационные мероприятия, обеспечивающие ее выполнение.
Отбор мероприятий осуществляется исходя из потребности в их реализации на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, предприятий Астраханской области по результатам обследования фактического состояния объектов экологического ущерба.
11. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик:
- обеспечивает руководство и текущее управление программой;
- обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, необходимых при выполнении программы;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы;
- несёт ответственность за реализацию программы, её непосредственные и конечные результаты;
- определяет формы и методы управления реализацией программы;
- в установленные сроки представляет отчет о ходе реализации программы в министерство экономического развития Астраханской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В Астраханской области, как в целом и по России, остро стоит проблема утилизации и уничтожения отходов, в связи с этим была разработана Концепция государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы".
Целесообразность принятия государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы" определяется комплексным подходом к решению проблемы реабилитации объектов накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области.
Целью программы является экологическая реабилитация объектов экологического ущерба, выявленных в процессе инвентаризации и расположенных на территории Астраханской области.
Планируемый объем финансирования программных мероприятий на 2014 - 2025 годы составляет 2 471 308 тыс. рублей.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 30 октября 2013 г. N 486-Пр "О концепции государственной программы "Ликвидация накопленного экологического ущерба на территории Астраханской области на 2014 - 2025 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 7 ноября 2013 г. N 48
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 389-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года