Губернатор области
А.П.Гужвин
Областная целевая программа
"Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного
анализа и прогнозирования социально-экономического развития области
с использованием статистической информации" (2004-2008 годы)
(утв. постановлением администрации области от 27 января 2004 г. N 3/11)
разработки
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа
"Реформирование региональной статистики:
создание системы комплексного анализа и
прогнозирования социально-экономического
развития области с использованием
статистической информации" (2004-2008
годы)
Основание для разработки - распоряжение администрации Астраханской
Программы области от 24.10.2003 N 2/5-р
Государственный заказчик - департамент экономического развития
Программы Астраханской области
Основной разработчик - департамент экономического развития
Программы Астраханской области
Исполнители основных - департамент экономического развития
мероприятий Программы Астраханской области, управление
информационных ресурсов аппарата
Губернатора Астраханской области,
Астраханский областной комитет
государственной статистики, исполнители
на конкурсной основе
Цели и задачи Программы - формирование системы управления
информационными ресурсами органов
исполнительной власти Астраханской
области
внедрение автоматизированных методов
анализа и прогнозирования
социально-экономического развития
области, выявления слабых мест и
потенциальных угроз
прогнозирование эффективности принятых
органами исполнительной власти области и
местного самоуправления управленческих
решений с использованием разработанных
методик обеспечение оперативного доступа
к статистической информации всех
заинтересованных лиц
Срокиреализации - 2004-2008 годы
Программы
Объемы и источники - потребность в финансовых ресурсах:
финансирования всего по области - 19,54 млн. руб.
(100%),
в том числе:
областной бюджет - 15,36 млн. руб. (78%)
федеральный бюджет - 3,0 млн. руб. (16%)
прочие источники - 1,15 млн. руб. (6%)
Ожидаемые конечные - создание единой
результаты Программы информационно-статистической системы
органов исполнительной власти
Астраханской области;
разработка и реализация областной
программы статистических, информационных
и аналитических работ
Контроль за исполнением - департамент экономического развития
Программы Астраханской области, управление
информационных ресурсов аппарата
Губернатора Астраханской области
Введение
Областная целевая программа "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы) (далее - Программа) разработана департаментом экономического развития Астраханской области.
Программа предусматривает обеспечение условий для интеграции информационных ресурсов органов государственной власти области в единое информационное пространство в целях максимально эффективного развития экономики и общественной жизни Астраханской области.
Содержание проблемы, обоснование необходимости программной разработки
В условиях постоянных изменений структуры экономики, многообразия организационно-правовых форм субъектов хозяйственной деятельности формирование экономической политики во всех ее аспектах требует надежного информационного обеспечения. Процессы прогнозирования и принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления области могут быть эффективными в том случае, если они базируются на однозначно понимаемой информации.
В настоящее время на территории Астраханской области реализуется областная целевая программа "Реформирование системы региональной статистики в условиях рыночной экономики в 2002-2005 годах", утвержденная постановлением главы администрации области от 12.10.2001 N 507. В 2002 году выполнение мероприятий данной программы проходило в рамках областной целевой программы "Реформирование региональных финансов на 2002-2003 годы", утвержденной постановлением главы администрации области от 27.03.2002 N 124.
Главной целью программы являлась задача интеграции существующих информационных систем ресурсов в единое информационное пространство в целях более эффективного анализа социально-экономического развития области.
В рамках данной программы:
- создан комплекс, включающий 110 рабочих мест пользователя, в т.ч. 74 - в комитете экономического развития Астраханской области, 24 - для сотрудников экономических служб в районах области, 12 - для иных органов исполнительной власти области;
- построена локальная информационная сеть, обеспечивающая связь органов исполнительной власти области через единый сервер управления информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области;
- приобретены программные средства автоматизированной информационной системы расчета, анализа и прогнозирования основных макроэкономических показателей Астраханской области (модули АИС "Регион-Макро": "Макроэкономические балансы", "Анализ и прогнозирование производственного потенциала и инвестиций по отраслям экономики", "Прогнозирование основных показателей социально-экономической деятельности муниципальных образований");
- усовершенствована система работы с Астраханским областным комитетом государственной статистики (далее - облкомстат) по оперативному получению статистической информации в электронном виде для нужд органов исполнительной власти области;
- проведено обучение сотрудников департамента экономического развития Астраханской области и экономических служб районов области с аттестацией и выдачей свидетельства.
Приобретенная в рамках программы система автоматизированного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области позволит перейти от используемого на текущий момент прогнозирования по фиксированным сценариям к ситуационному прогнозированию. Этот подход дает возможность получать ряд независимых прогнозов социально-экономического развития, варьируя основные переменные и внося в систему информацию об управляющих воздействиях со стороны органов государственной власти области. При этом на получение таких прогнозов будут тратиться не недели и месяцы, а минуты машинного времени. Гибкость и эффективность такого подхода не имеет аналогов в традиционной организации аналитической работы.
В рамках имеющегося в департаменте экономического развития Астраханской области программного обеспечения возможно прогнозирование:
- основных макроэкономических показателей и балансов;
- объемов производства продукции и оказания услуг в экономике области;
- показателей уровня жизни населения области;
- производственного потенциала экономики области и ее отраслей;
- объемов капиталовложений в экономику области;
- социально-экономического развития муниципальных образований.
Помимо этого, возможно приобретение дополнительных модулей для их использования в прогнозировании таких показателей, как поступление налогов во все уровни бюджетной системы, динамика демографических показателей и т.д.
Выполнение мероприятий областной целевой программы "Реформирование региональной статистики в условиях рыночной экономики в 2002-2003 годах" позволяет перейти к следующему этапу внедрения информационных технологий, связанных с анализом и прогнозированием социально-экономического развития области.
В рамках разрабатываемой программы предлагается решение следующих основных задач:
- формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти Астраханской области;
- внедрение автоматизированных методов анализа и прогнозирования социально-экономического развития области, оперативное представление результатов анализа, выявление "слабых" мест и потенциальных угроз в удобной для принятия управленческих решений или дальнейшей обработки форме;
- прогнозирование эффективности принятых органами исполнительной власти области управленческих решений с использованием специальных методик прогнозирования и моделирования социально-экономического развития области.
Разрабатываемая областная целевая программа нацелена на поэтапное решение организационной и технической части этих проблем применительно к органам исполнительной власти Астраханской области в части работ, связанных с анализом и прогнозированием социально-экономического развития области, отдельных отраслей экономики и социальной сферы.
Основные цели и задачи Программы
Конечной целью разрабатываемой департаментом экономического развития Астраханской области областной целевой программы "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы) является решение следующих основных задач:
- формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти Астраханской области;
- внедрение автоматизированных методов анализа и прогнозирования социально-экономического развития области, выявления слабых мест и потенциальных угроз;
- прогнозирование эффективности принятых органами исполнительной власти области и местного самоуправления управленческих решений с использованием разработанных методик;
- обеспечение оперативного доступа к статистической информации всех заинтересованных лиц.
Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2004-2008 годы. Программа будет реализовываться в несколько этапов, структура которых соответствует структуре проблем, решаемых в рамках Программы.
1. Формирование региональной системы статистических показателей.
На данном этапе должны быть уточнены показатели, необходимые для анализа и прогнозирования развития экономики области (в т.ч. в разрезе муниципальных образований), ее отраслей и подотраслей, изучения социальных, демографических и иных ключевых процессов; определены источники получения соответствующих сведений и ответственные за это лица.
2. Формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти области.
Система управления информационными ресурсами должна будет включать в себя комплекс технических решений и организационных мероприятий, обеспечивающих решение проблем хранения полученных из различных источников сведений и доступа к ним в режиме реального времени всех уполномоченных на это лиц с соблюдением процедур защиты данных и контроля уровня допуска. Структура системы также должна обеспечивать базу для дальнейшего эволюционного развития (актуализации) на базе единой концепции с учетом возможного изменения порядка сбора и обработки статистической информации, проведения новых наблюдений и обследований, но с обязательным сохранением возможности ведения отдельных массивов информации отраслевого или иного специального характера.
3. Внедрение автоматизированных методов комплексного анализа и прогнозирования развития Астраханской области с использованием системы показателей социально-экономического развития.
Ключевым этапом реализации Программы должно стать внедрение в практику работы органов исполнительной власти области методов комплексного анализа и прогнозирования на основе сформированной системы показателей и с использованием современных вычислительных средств.
Аналитический компонент системы будет предусматривать решение таких важных задач, как автоматизированное предупреждение Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти области о возникновении слабых мест в экономике области и возможных угроз во внешней среде (на основании имеющейся информации). Это должно способствовать принятию точных и своевременных управленческих решений.
Подсистема анализа даст возможность:
- оценить потенциал области в целом, отдельных ее отраслей в разрезе муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
- проанализировать процессы преобразования и эффективности развития экономики Астраханской области;
- оценить объемы и динамику валового регионального продукта;
- проанализировать исполнение бюджета области и муниципальных образований;
- изучить формирование и развитие рынка товаров и услуг;
- анализировать состояние инвестиционных процессов в области;
- изучить демографические и социальные процессы, происходящие в Астраханской области, с целью формирования социальной политики;
- осуществлять контроль за ходом выполнения областных и в установленном порядке федеральных целевых программ;
- изучать иные аспекты социально-экономического развития области на основе имеющихся сведений и методик.
Данные, получаемые и обрабатываемые в рамках данной системы, будут использованы для целей прогнозирования социально-экономического развития области с помощью внедряемой в настоящее время АИС "Регион-Макро". Основными особенностями разработки прогноза при использовании данной системы станет:
- применение усовершенствованных методик, использующих более широкий круг показателей и современные способы их обработки;
- внедрение в практику методики ситуационного прогнозирования как инструмента оперативной проверки проектов управляющих воздействий на экономику области;
- широкая автоматизация и ускорение расчетов;
- оптимизация работы органов исполнительной власти области и сотрудников, в ведении которых находятся различные разделы прогноза.
Основным принципом создаваемой системы в целом является ее открытость, т.е. возможность изменять отдельные части системы при изменении методологии получения показателей, потребностей органов исполнительной власти области, проведении новых наблюдений и обследований и т.д.
Система программных мероприятий
Планируемый срок действия областной целевой Программы составит 5 лет.
N п/п | Наименование работ | Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1. | Формирование системы показателей для комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области |
2004-2005 гг. | |
1.1. | Уточнение перечня статистических показателей |
в течение всего срока действия Программы |
Департамент экономического развития Астраханской области |
1.2. | Согласование способов получения дополнительных статистических показателей через облкомстат |
2004 г. | Департамент экономического развития Астраханской области |
1.3. | Разработка и согласование механизмов получения дополнительных показателей от других источников (органы исполнительной власти области, крупные хозяйствующие субъекты и т.д.) |
2004 г. | Департамент экономического развития Астраханской области |
1.4. | Разработка и внедрение организационных механизмов оперативного обмена информацией с облкомстатом в случае изменения методик, уточнения данных и т.д. |
2004-2005 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
1.5. |
Приобретение текущей статистической информации |
в течение всего срока действия Программы |
Департамент экономического развития Астраханской области |
2. | Формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти области |
||
2.1. | Создание централизованного хранилища данных на основе современных информационных технологий и с соблюдением всех необходимых требований по обеспечению надежности и безопасности хранения данных, а также удобства доступа к ним для всех категорий пользователей |
2004-2005 гг. | Управление информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области |
2.2. | Определение перечня организаций и лиц, имеющих доступ к централизованному хранилищу данных, механизмов получения данных и разграничения доступа к ним |
2005 г. | Управление информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области |
2.3. | Первичное наполнение хранилища данных статистической информацией 1 |
2004-2005 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
2.4. | Формирование системы публикации статистических данных в сети Интернет через web-сайт администрации области |
2006-2007 гг. | Управление информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области |
2.5. | Организация взаимодействия с общественными и иными организациями, населением области |
в течение всего срока действия Программы |
Департамент экономического развития Астраханской области |
3. | Внедрение автоматизированных методов комплексного анализа и прогнозирования развития Астраханской области с использованием системы показателей социально-экономического развития |
||
3.1. | Выбор и внедрение в работу органов государственной власти области современных аналитических методик |
2004-2006 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
3.2. | Приобретение и внедрение аналитического и прогнозного программного обеспечения |
2004-2006 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
3.3. | Повышение квалификации сотрудников органов исполнительной власти области в части современных методик анализа и прогнозирования социально-экономичес- ких процессов, а также обучение работе с соответствующим программным обеспечением. |
в течение всего срока действия Программы |
Департамент экономического развития Астраханской области |
3.4. | Внедрение автоматизированных методов комплексного анализа и прогнозирования развития Астраханской области с использованием системы показателей социально-экономического развития в органах исполнительной власти области |
2005-2007 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
3.5. | Создание системы оперативного информирования и ситуационного прогнозирования для Губернатора области и руководителей органов исполнительной власти области |
2006-2008 гг. | Департамент экономического развития Астраханской области |
3.6. | Развитие локальной вычислительной сети органов государственной власти Астраханской области |
в течение всего срока действия Программы |
Управление информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области |
3.7. | Обновление и обслуживание компьютерной и оргтехники |
в течение всего срока действия Программы |
Управление информационных ресурсов аппарата Губернатора Астраханской области |
Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма средств, необходимых для реализации данной Программы, составляет 19514 тыс. руб. в течение 5 лет, в том числе:
N п/п | Мероприятия | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Всего за 5 лет |
1. | Формирование системы показателей для комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области - областной бюджет - федеральный бюджет - прочие источники |
700 700 - - |
1200 1200 - - |
1500 1500 - - |
1700 1700 - - |
1800 1800 - - |
6900 6900 - - |
2. | Формирование системы управления информационными ресурсами органов исполнительной власти области - областной бюджет - федеральный бюджет - прочие источники |
164 114 - 50 |
950 850 - 100 |
800 700 - 100 |
600 500 - 100 |
700 600 - 100 |
3214 2764 - 450 |
3. | Внедрение автоматизированных методов комплексного анализа и прогнозирования развития Астраханской области с использованием системы показателей социально-экономического развития - областной бюджет - федеральный бюджет - прочие источники |
250 200 - 50 |
2350 1250 1000 100 |
2000 1350 500 150 |
2600 1400 1000 200 |
2200 1500 500 200 |
9400 5700 3000 700 |
Итого: | 1164 | 4500 | 4300 | 4900 | 4700 | 19514 | |
из них: - областной бюджет - федеральный бюджет - прочие источники |
1014 - 100 |
3300 1000 200 |
3550 500 250 |
3500 1000 300 |
3850 500 300 |
15364 3000 1150 |
Механизм реализации Программы
Программа реализуется за счет осуществления плана мероприятий, являющегося ее неотъемлемой частью. Распределение финансовых средств по каждому программному мероприятию осуществляется ответственными исполнителями на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством.
Государственный заказчик ежегодно уточняет мероприятия и объемы финансирования Программы, с учетом выполнения работ представляет заявки на финансирование из областного и федерального бюджета.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
В ходе реализации Программы основной государственный заказчик организует оперативное взаимодействие ответственных исполнителей, а также органов исполнительной власти области, формирует в установленном порядке рабочие группы для решения задач в рамках Программы.
Отчет о реализации Программы и расходовании средств в установленные сроки представляется на заседаниях администрации области.
Государственный заказчик Программы осуществляет контроль за целевым использованием выделенных на выполнение мероприятий программы средств.
Оценка эффективности Программы
Успешная реализация Программы должна обеспечить существенные выгоды для экономической и общественной жизни области, в частности:
1. Расширение перечня показателей и совершенствование методик, используемых при анализе и прогнозировании экономики области, повысит качество вырабатываемых органами государственной власти области управленческих решений.
2. Внедрение методов ситуационного прогнозирования обеспечит возможность оперативного определения возможных последствий выбранных решений реализации и надежный отсев неэффективных вариантов.
3. Централизация сбора и хранения информации повысит степень достоверности данных, облегчит их актуализацию, снизит расходы органов исполнительной власти области на получение и обработку статистической информации.
4. Автоматизация обработки информации даст возможность повысить результативность работы органов исполнительной власти в условиях сокращения бюджетных расходов.
5. Публикация статистической информации и результатов ее анализа в сети Интернет даст возможность общественности и коммерческим организациям использовать результаты работы органов власти для развития экономики области.
Источники финансирования
Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств областного бюджета, средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 годы), а также прочих источников.
Результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит проводить более полный и качественный анализ и прогнозирование социально-экономического развития области в отраслевом и территориальном разрезах, формировать управленческие решения на основе социально-экономических моделей, реализовать современные методы формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистического наблюдения, создать систему информационных ресурсов и применять новейшие информационные технологии.
Результатом реализации Программы станет также создание единой информационно-статистической системы, обеспечивающей формирование информационно-статистических ресурсов, необходимых для управления социально-экономическими процессами в Астраханской области, развития рыночных отношений и предпринимательства в Астраханской области, выполнение областной программы информационных и аналитических работ.
______________
1 Заполнение справочников и классификаторов, ввод в хранилище информации по каждому показателю за ряд периодов (не менее 3 лет), настройка свойств показателей и т.д.
Приложение
к постановлению администрации области
от 27 января 2004 г. N 3/11
Расчет
финансирования расходов к распоряжению (постановлению) администрации
области "Об областной целевой программе "Реформирование региональной
статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования
социально-экономического развития области
с использованием статистической информации" (2004-2008 годы)
Наименование бюджетополучателя Отдел по исполнению смет доходов и
расходов органов исполнительной
власти Астраханской области
Реквизиты ИНН 3015009890
БИК 041203001
Р/с 40202810700000310010
ГРКЦ ГУ ЦБ РФ г.Астрахань
Сумма средств 15364 тыс. рублей на 5 лет,
с разбивкой по годам:
2004 - 1014 тыс. рублей;
2005 - 3300 тыс. рублей;
2006 - 3550 тыс. рублей;
2007 - 3600 тыс. рублей;
2008 - 3900 тыс. рублей.
Наименование и код источника "Транспорт, связь, информатика"
финансирования (1000)
Включить в лимиты 2004-2008 годов
финансирования
Наименование и код "Информатика" (1007)
функциональной статьи расходов
Наименование и код "Прочие текущие расходы" (111040)
экономической статьи расходов
Наименование и код территории Областной - 14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Астраханской области от 27 января 2004 г. N 3/11 "Об областной целевой программе "Реформирование региональной статистики: создание системы комплексного анализа и прогнозирования социально-экономического развития области с использованием статистической информации" (2004-2008 годы)
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 1 апреля 2004 г. N 14(687)
Постановлением Правительства Астраханской области от 13 мая 2011 г. N 136-П настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 1 ноября 2007 г. N 462-П
Изменения вступают в силу со дня подписания указанного постановления
Постановление администрации Астраханской области от 31 мая 2004 г. N 8/89