В соответствии с Положением о департаменте по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области, утвержденным постановлением главы администрации области от 13.03.2001 N 124, постановляю:
1. Утвердить Положение о государственной жилищной инспекции Астраханской области (прилагается).
2. Назначить начальником государственной жилищной инспекции Астраханской области Лихобабина Виктора Константиновича.
3. Считать утратившими силу постановления главы администрации области от 11.07.97 N 294 "О государственной жилищной инспекции" и от 18.04.2000 N 146 "О внесении изменений и дополнении в постановление главы администрации области от 11.07.97 N 294".
4. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области Глазкова А.П.
Глава администрации области |
А.П. Гужвин |
Положение
о государственной жилищной инспекции Астраханской области
(утв. постановлением главы администрации области от 18 июля 2001 г. N 368)
1. Общие положения
1.1. Государственная жилищная инспекция Астраханской области (далее - инспекция) является структурным подразделением департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области, входит в систему Государственной жилищной инспекции Российской Федерации и содержится за счет областного бюджета.
1.2. Главной задачей инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его форм собственности.
1.3. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о государственной жилищной инспекции Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1086, иными нормативными правовыми актами, приказами и решениями Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, законами и иными правовыми и нормативными актами главы администрации области и областного Представительного Собрания, настоящим Положением, указаниями Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования. Госстроя России, указаниями начальника департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области.
1.4. Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими деятельность инспекции, являются:
- Закон Астраханской области "Об административной ответственности юридических лиц за нарушения нормативов и жилищных стандартов по содержанию, эксплуатации и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг" от 15.06.99 N 25/99-ОЗ;
- инструкция о порядке проверки государственной жилищной инспекцией субъекта Российской Федерации соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.) и рационального использования в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
- настоящее Положение.
1.5. Инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
1.6. Основными принципами деятельности инспекции являются:
- законность действий при проведении инспекцией инспекционных обследований и применении санкций;
- подконтрольность и подотчетность администрации области и отделу Главной государственной жилищной инспекции Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России;
- взаимодействие с органами государственного управления и контролирующими территориальными органами Российской Федерации и Астраханской области, местного самоуправления, их службами, выполняющими функции заказчика и подрядчика на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей, собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также с общественными объединениями и гражданами.
1.7. Государственные жилищные инспекторы являются по своему статусу государственными служащими, имеют служебные удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименованием инспекции, которую они представляют.
2. Задачи и функции инспекции
2.1. Основной задачей инспекции является контроль за:
- соблюдением требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, собственниками, балансодержателями и эксплуатирующими жилищный фонд организациями независимо от форм собственности и принадлежности; управляющими организациями; подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги);
- защитой прав потребителей при получении жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими нормами и правилами;
- выявлением и предупреждением нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятием необходимых мер по выявленным нарушениям.
2.2. В соответствии с основной задачей инспекция осуществляет контроль за:
- использованием и сохранностью жилищного фонда, объектов коммунального назначения, связанных с ним, и придомовых территорий;
- техническим состоянием жилищного фонда, его инженерного оборудования и санитарно-технических систем, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
- реализацией в рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками (между органами местного самоуправления и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты) прав и обязанностей сторон, направленных на защиту интересов потребителей;
- обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифов за их потребление;
- санитарным состоянием помещений жилищного фонда в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
- соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
- соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий;
- соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- проведением конкурсов на обслуживание и ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- предоставлением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
- избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом;
- наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- наличием у предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда;
- исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.
2.3. Инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городах и других населенных пунктах на территории Астраханской области через свои филиалы или представителей (инспекторов) в городах и населенных пунктах с привлечением общественных жилищных инспекторов.
2.4. Инспекционные обследования могут быть следующих видов:
- плановые, проводимые в соответствии с утвержденным графиком (комплексные обследования жилых зданий, проводимые раз в пять лет, выборочные - раз в год);
- неплановые, проводимые вновь назначенным инспектором, при включении в список подконтрольных объектов новых жилых зданий, изменении собственника этих объектов, по жалобам жильцов и заявлениям граждан, организаций, поручениям начальника департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области.
2.5. Инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Инспекция представляет в отдел Главной государственной жилищной инспекции Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России и администрацию области статистическую отчетность по единым формам, утвержденным в установленном порядке.
2.6. Инспекция принимает участие в подготовке областных программ и разрабатывает нормативные методические документы по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг, подготавливает предложения по осуществлению перехода к новой системе оплаты жилья и коммунальных услуг, стимулированию процессов участия населения в управлении жилищным фондом, сохранности и улучшению его использования, содержания и ремонта, а также оказывает консультационную и техническую помощь владельцам подконтрольных объектов, предприятиям, организациям или гражданам, осуществляющим эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.
3. Права инспекции
3.1. Инспекция имеет право:
- проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтрольного объекта независимо от его ведомственной подчиненности и формы собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные единым инженерным оборудованием, а также на объекты коммунального назначения, обеспечивается согласием собственника и (или) проживающего. В случае отказа допуск инспектора на объект может быть осуществлен по решению суда, а в случае возникновения угрозы жизни и имуществу граждан - совместно с представителями правоохранительных органов;
- давать заключения и предписания собственникам жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также предприятиям любых форм собственности, их обслуживающим, и гражданам о результатах проведенных инспекционных обследований с определением конкретных мероприятий и сроков устранения выявленных недостатков и нарушений;
- осуществлять при проведении инспекционных обследований проверку наличия у предприятий всех форм собственности и граждан лицензий на проведение работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и объектов коммунального назначения;
- требовать от собственников, балансодержателей, эксплуатирующих жилищный фонд организаций и объектов коммунального назначения, необходимую для обследования документацию и другие материалы;
- давать представления об аннулировании или приостановлении действия лицензии на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг за грубые или систематические нарушения физическими и юридическими лицами установленных правил и норм;
- применять и взыскивать штрафные санкции за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию жилищного фонда и придомовых территорий, а также за неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений в порядке и на условиях, установленных законодательством Астраханской области;
- проверять соблюдение порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с действующим законодательством об административных правонарушениях;
- проводить инспекционные обследования на основании заявлений, жалоб и обращений граждан, предприятий и организаций по вопросам содержания жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также по вопросам, связанным с соблюдением правил предоставления услуг и прав и законных интересов граждан и государства;
- требовать в пределах своей компетенции предоставления информации от организаций, подконтрольных объектов, включая органы местного самоуправления, а также от предприятий, организаций и граждан, осуществляющих содержание данных объектов;
- осуществлять информационные и консультативные услуги: собственникам, владельцам, нанимателям, арендаторам жилых/нежилых помещений в жилых домах; подрядным организациям по обслуживанию и ремонту подконтрольных объектов; предприятиям - поставщикам коммунальных ресурсов, а также проведение технической экспертизы по вопросам выдачи заключений для лицензирования деятельности по эксплуатации инженерных инфраструктур городов и других населенных пунктов по договорам, заключаемым от имени департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области;
- рассматривать дела о правонарушениях и налагать штраф в случаях, предусмотренных статьей 20 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", на домовладельцев-граждан и организации, а также на должностных лиц, уполномоченных представлять интересы собственников в кондоминиуме в порядке, установленном главой 21 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях;
- участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и их инженерных систем, законченных строительством, капитальным ремонтом или реконструкцией;
- осуществлять подготовку предложений в органы исполнительной и представительной власти Астраханской области об установлении гарантированного минимального уровня требований к содержанию и эксплуатации жилищного фонда с учетом его состава и износа, климатических и других региональных особенностей.
3.2. Основанием для выполнения требований инспекции являются официальные документы инспекции (предписание, акт, протокол, постановление) установленной формы.
Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью и жизни граждан, или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, которое направляется органам местного самоуправления по принадлежности.
В предписании помимо выявленных нарушений указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:
- собственниками подконтрольных объектов;
- представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содержание подконтрольных объектов;
- представителями сторонних организаций, участвующими в инспекционном обследовании;
- общественными жилищными инспекторами.
В случае несогласия собственников (их представителей) подконтрольных объектов, представителей предприятий или граждан, осуществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами, изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую запись и представить необходимые подтверждающие документы.
3.3. В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющей содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения, по почте с уведомлением о вручении.
3.4. Отказ от подписания не является препятствием для составления и выдачи его, для взыскания штрафных санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании, по срокам, перечню и объемам работ составляется протокол, являющийся основанием для применения соответствующих штрафных санкций.
3.6. В случае уклонения стороны, допустившей нарушения в содержании жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, от выполнения требований, изложенных в предписании, а также при невозможности взыскания штрафных санкций в связи с неплатежеспособностью инспекция вправе обращаться в суд в соответствии с действующим законодательством.
4. Обязанности инспекции
Инспекция обязана:
4.1. Соблюдать требования действующего законодательства, нормативных и правовых документов.
4.2. Проводить инспекционные обследования подконтрольных объектов в соответствии с установленной периодичностью и соблюдением технологических требований.
4.3. В случае несоблюдения нормативно-технических требований по использованию и содержанию жилищного фонда и придомовых территорий:
- применять штрафные санкции к предприятиям, организациям, являющимся собственниками подконтрольных объектов или осуществляющим их содержание;
- подготавливать и направлять в административные комиссии материалы для принятия административных мер воздействия к физическим и юридическим лицам, руководителям предприятий и организаций, являющихся собственниками или обслуживающих подконтрольные объекты.
4.4. Представлять в соответствии с заключенными договорами необходимую информацию собственникам жилищного фонда, предприятиям и гражданам, осуществляющим его содержание и ремонт, о действующих нормативных документах и требованиях к качеству содержания жилищного фонда.
4.5. Участвовать в работе госкомиссий по приему в эксплуатацию объектов жилого фонда и коммунального назначения, связанных с ним, оконченных строительством, ремонтом или реконструкцией.
5. Ответственность инспекции
5.1. Инспекция в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством несет ответственность:
- за необъективную информацию о состоянии и уровне обслуживания жилищного фонда и придомовых территорий;
- за действия, ведущие к нарушению прав и интересов граждан, государства и собственников подконтрольных объектов;
- за неправильное применение штрафных санкций к собственникам подконтрольных объектов, предприятиям и гражданам, осуществляющим их содержание и эксплуатацию.
5.2. Государственные жилищные инспекторы за неисполнение своих обязанностей по осуществлению контроля за содержанием и ремонтом подконтрольных объектов несут персональную дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке.
6. Управление инспекцией
6.1. Государственная жилищная инспекция Астраханской области непосредственно подчиняется начальнику департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области и функционально в пределах, не ущемляющих ее прав, отделу Главной Государственной жилищной инспекции Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России.
6.2. Начальник инспекции - главный государственный жилищный инспектор Астраханской области назначается главой администрации области по представлению начальника департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области, по согласованию с заместителем главы администрации области, курирующим вопросы строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и с отделом Главной государственной жилищной инспекции Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России.
6.3. Начальник государственной жилищной инспекции:
- несет персональную ответственность за организацию деятельности инспекции и выполнение возложенных на нее задач, представляет ее интересы во взаимоотношениях с другими предприятиями, организациями, гражданами;
- выносит постановления о наложении штрафных санкций за несоблюдение нормативно-технических требований по использованию, содержанию жилищного фонда и придомовых территорий.
7. Материально-техническое обеспечение инспекции
7.1. Финансовые средства, поступившие от производства технических заключений на здания жилых домов и их инженерные системы, осуществление консультационных услуг, проведение технических экспертиз и прочих услуг на платной основе, направляются в областной бюджет.
7.2. Все инспекторы инспекции по решению администрации области подлежат обязательному личному страхованию за счет средств областного бюджета.
7.3. Инспекция для выполнения возложенных на нее задач и функций обеспечивается необходимыми помещениями, средствами связи, транспортом, техническими средствами контроля и другими материально-техническими ресурсами департаментом по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области.
8. Порядок рассмотрения жалоб и претензий
8.1. Жалобы и претензии на действия должностных лиц инспекции рассматриваются в установленном порядке, и решения по ним принимаются в течение одного месяца со дня поступления жалобы.
8.2. Действия должностных лиц инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке.
8.3. Подача жалоб и рассмотрение спорных вопросов не приостанавливает выполнения обжалуемых решений должностных лиц инспекции.
8.4. Спорные вопросы по решениям должностных лиц инспекции рассматриваются начальником инспекции, начальником департамента по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области или отдела Главной государственной жилищной инспекции Управления государственных инспекций, надзора, инвентаризации и лицензирования Госстроя России.
9. Реорганизация и ликвидация инспекции
Реорганизация и ликвидация государственной жилищной инспекции производится главой администрации области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Астраханской области от 18 июля 2001 г. N 368 "О государственной жилищной инспекции Астраханской области"
Зарегистрировано в Федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов РФ 31 июля 2001 г.
Регистрационный N ru30000200100180
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 23 августа 2001 г. N 34 (553)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 21 октября 2003 г. N 523 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Астраханской области от 19 июля 2002 г. N 336