Постановление Губернатора Астраханской области
от 16 июня 2003 г. N 262
"Об областной целевой программе "Переселение граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы"
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" постановляю
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Переселение граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы (далее именуется Программа).
2. Исполнение функций государственного заказчика-координатора Программы возложить на департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области (Еременко).
3. Комитету экономического развития и торговли администрации области (Максимова) совместно с финансовым управлением администрации области (Евлашев) при составлении ежегодных проектов областного бюджета предусматривать средства на реализацию Программы.
4. Департаменту по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области ежегодно представлять отчет о реализации Программы в Госстрой России.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления области ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представлять информацию о ходе реализации Программы в департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области.
6. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации администрации области (Блиер) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
8. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области Глазкова А.П.
Губернатор области |
А.П. Гужвин |
Областная целевая программа
"Переселение граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы
(утв. постановлением Губернатора области от 16 июня 2003 г. N 262)
11 июля 2003 г.
Паспорт
областной целевой программы "Переселение граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы
Наименование Программы |
- |
областная целевая программа "Переселение граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы |
Основание для разработки Программы |
- |
постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2002 N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы"; |
- |
постановление Губернатора Астраханской области от 07.02.2003 N 59 "О мерах по обеспечению реализации в Астраханской области федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" |
|
Государственный заказчик-координатор Программы |
- |
департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области |
Основной разработчик Программы |
- |
департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области |
Цели и задачи Программы |
- |
обеспечение жильем 11239 семей граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, признанном таковым по состоянию на 01.01.2000, с решением следующих задач: |
- установление временных рамок решения проблемы в регионе; | ||
- формирование местной законодательной базы | ||
Сроки и этапы реализации Программы |
- |
2003 - 2007 годы: I этап - 2003 - 2004 годы; II этап - 2005 - 2007 годы |
Перечень основных мероприятий Программы |
- |
формирование законодательной базы для предоставления жилья гражданам; |
- |
установление очередности сноса жилищного фонда, непригодного для проживания, и этапов переселения граждан; |
|
- |
привлечение и аккумулирование бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации Программы; |
|
- |
поэтапное переселение жильцов и снос жилищного фонда, непригодного для проживания; |
|
- |
оптимизация развития освободившихся земельных участков. |
|
Исполнители Программы |
- |
департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области; ГУ "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области" совместно с органами местного самоуправления Астраханской области; предприятия и организации, определяемые на конкурсной основе |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
потребность в финансовых ресурсах: всего по области - 4679,7 млн руб. (100%), в том числе: федеральный бюджет - 1402,0 млн руб. (30%); областной бюджет - 471,4 млн руб. (10%); местные бюджеты - 959,4 млн. руб. (20%); привлеченные средства - 1846,9 млн руб. (40%). |
Ожидаемые конечные результаты Программы |
- |
ликвидация до 2007 года включительно более 50% ветхого и аварийного жилищного фонда, зарегистрированного в Астраханской области по состоянию на 01.01.2000; |
- |
строительство 606,9 тыс. кв. м жилья для переселения более 11 тысяч семей граждан Астраханской области из ветхого и аварийного жилищного фонда |
|
Контроль за исполнением Программы |
- |
комитет экономического развития и торговли администрации области и департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области. |
1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программными методами
Из общего жилищного фонда Астраханской области (17,751 млн кв. м) объем ветхого и аварийного жилья составляет 2,242 млн кв. м, т.е. 12,63 процента, в котором проживает 121,4 тыс. человек, т.е. 12,03 процента всего населения области. По отношению к 2000 году объем ветхого и аварийного жилья (1,143 млн кв. м) увеличился почти вдвое, т.к. старение жилищного фонда намного опережает его обновление.
Ветхий и аварийный жилищный фонд в районах области в основном представлен одно- и двухэтажными жилыми домами в сборно-щитовом, каркасно-камышитовом, саманном и глинобитном исполнении.
Основной объем ветхого и аварийного жилищного фонда сосредоточен в областном центре - городе Астрахани, и составляет 1,708 млн кв. м, т.е. 76,18 процента от общего объема ветхого и аварийного жилья в области.
Городская жилая застройка старая, купеческого типа. Многоэтажное строительство до Великой Отечественной войны не развивалось. Война обошла Астрахань стороной, город разрушен не был, и по этой причине в послевоенные годы средства на строительство выделялись незначительные.
Основными факторами, способствующими образованию ветхого и аварийного жилищного фонда в области, являются:
- значительный возраст населенных пунктов;
- формирование жилищного фонда в военные, послевоенные и годы интенсивного промышленного строительства за счет бараков и временных поселков;
- сложные гидрологические и инженерно-геологические условия, просадочность грунтов, переработка берегов водотоков, подтопление грунтовыми водами, русловые деформационные процессы, подтопление и затопление в паводковый период;
- использование в строительстве жилых зданий недолговечных строительных материалов;
- незначительный объем средств, выделяемых из местных бюджетов на текущее содержание, капитальный ремонт и реконструкцию существующего муниципального жилищного фонда.
Требуемый объем жилищного фонда для предоставления гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилищного фонда, предусмотренный Программой, составляет 606,9 тыс. кв. м.
Потребность в финансовых ресурсах, выделяемых на реализацию Программы из бюджетов всех уровней, а также привлеченных внебюджетных средств, составляет 4,68 млрд. руб., в том числе:
- доля федерального бюджета составит 30 процентов или 1,402 млрд. руб.;
- доля областного и местных бюджетов, с учетом внебюджетных средств составит 70 процентов или 3,278 млрд. руб.
Сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда Астраханской области приведены в приложении 1.
Проживающие в ветхих и аварийных домах граждане, подвергаясь опасности, в основном не в состоянии решать свои жилищные вопросы, а большинство муниципальных образований области не может самостоятельно бороться с проблемой постоянного увеличения ветхого и аварийного жилищного фонда. Поэтому данная проблема может быть решена только программными методами, предусматривающими консолидацию бюджетных средств всех уровней и создание благоприятных предпосылок для привлечения средств инвесторов, граждан, желающих улучшить свои жилищные условия, а также других заинтересованных лиц.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются скорейшее решение проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для проживания, и создание механизма для оптимального освоения территорий, где в настоящее время сосредоточен ветхий и аварийный фонд. При этом должны быть решены следующие задачи:
- установление временных рамок решения этой проблемы в регионе;
- формирование местной законодательной базы в рамках жилищного и земельного законодательства;
- строительство в 2003 - 2007 годах жилья общей площадью 606,9 тыс. квадратных метров;
- привлечение на жилищное строительство для реализации Программы 4,68 млрд. рублей путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования и создания предпосылок для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов;
- ускорение ввода жилья на первом этапе реализации Программы путем достройки объектов жилищного назначения высокой степени готовности (незавершенное строительство);
- строительство на месте старых одноэтажных деревянных построек высококачественного жилищного фонда при одновременном удовлетворении потребностей населения в муниципальном жилье;
- улучшение жилищных условий и повышение комфортности проживания населения, тем самым снижение эпидемиологической обстановки и социальной напряженности.
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программ муниципальных образований области.
Программа определяет сроки решения проблемы в Астраханской области, формирует законодательную базу в рамках жилищного и земельного законодательства, а также определяет объемы и методы государственной поддержки программ муниципальных образований.
Муниципальные программы должны предусматривать конкретный план действий органов местного самоуправления, привлечение внебюджетных ресурсов, эффективное использование средств, предназначенных для реализации Программы.
Перечень сведений, которые должны содержаться в муниципальной программе, приведен в приложении 2.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программные мероприятия по переселению граждан, проживающих на территории Астраханской области, из ветхого и аварийного фонда намечается осуществить в течение 2003 - 2007 годов.
Реализация Программы намечается в два этапа.
На первом этапе (2003 - 2004 годы) создаются необходимые методические, организационные и правовые условия для реализации основных задач Программы:
- формирование методических основ оценки и собственно оценка (уточнение) размеров ветхого и аварийного фонда, подлежащего ликвидации, а также необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
- формирование законодательной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам;
- проведение ревизии не завершенных строительством жилых зданий на территории области, определение очередности их достройки;
- установление очередности сноса и/или реконструкции жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям) и, соответственно, очередности переселения граждан;
- привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы;
- начало процесса переселения.
Второй этап Программы (2005 - 2007 годы) посвящается реализации задач по дальнейшему переселению граждан и ликвидации ветхого жилищного фонда:
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу, и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции;
- поэтапное переселение жильцов и снос ветхого жилищного фонда;
- подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их конкурсная продажа.
4. Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель |
Срок |
Уровень финансирования |
Ожидаемые результаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I этап | |||||
1. |
Формирование законодательной базы для предоставления жилья переселяемым гражданам |
Департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области |
2003 г. |
- |
Разработка и принятие закона "О переселении граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда на территории Астраханской области" |
2. |
Проведение ревизии не завершенных строительством объектов жилищного строительства, определение очередности их достройки; установление очередности сноса аварийного фонда |
Органы местного самоуправления |
2003 г. |
Местный бюджет |
Разработка муниципальных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда |
3. |
Привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации Программы |
Департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области |
2003 - 2004 гг. |
Бюджеты всех уровней |
Создание единого фонда финансирования жилищного строительства |
4. |
Начало переселения граждан |
Органы местного самоуправления |
2003 - 2004 гг. |
Бюджеты всех уровней |
Ликвидация аварийного жилья |
II этап | |||||
5. |
Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, подлежащих сносу и маневренного фонда для временного отселения граждан из домов, подлежащих реконструкции |
Органы местного самоуправления. Департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области |
2005 - 2007 гг. |
Бюджеты всех уровней, внебюджетные средства |
Создание и развитие жилищного и маневренного фонда |
6. |
Поэтапное переселение жильцов и снос ветхого фонда |
Органы местного самоуправления |
2005 - 2007 гг. |
Местный бюджет |
Ликвидация аварийного жилья |
7. |
Подготовка освобождаемых земельных участков для застройки и их конкурсная продажа |
Органы местного самоуправления |
2005 - 2007 гг. |
Местный бюджет |
Обеспечение строительными площадками и дальнейшее накопление финансовых средств |
5. Ресурсное обеспечение Программы
При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях ограниченного выделения средств из федерального бюджета (до 30%), поэтому в ней предусмотрено использование как бюджетных ресурсов муниципального и областного бюджетов, так и внебюджетных средств:
- платежи населения в виде платы за наем муниципального жилья, которые отражают дифференциацию потребительских качеств муниципального жилищного фонда и могут использоваться на его развитие (реконструкция, капремонт и т.п.);
- средства от конкурсной продажи (или сдачи в долгосрочную аренду) земельных участков, где расположен ликвидируемый ветхий и аварийный жилфонд;
- привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры земельных участков, на которых произведен снос ветхого фонда, в том числе кредиты банков, муниципальные займы и т.п.
Согласно Приказу Госстроя России от 25.12.2002 N 309, государственные инвестиции выделяются для переселения граждан из непригодных для проживания домов и помещений двух категорий:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Под распределение не попадают дома, находящиеся в зонах, подверженных воздействию опасных экзогенных геологических процессов (оползни, обвалы, сели и т.п.).
На первом этапе реализации Программы критериями распределения государственных средств (до 30% от общего объема финансирования) являются:
- наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- наличие муниципальных объектов незавершенного строительства высокой степени готовности (заключение государственной вневедомственной экспертизы по рабочему проекту, утвержденный сводный сметный расчет);
- возможность привлечения средств местного бюджета и внебюджетных средств (не менее 70% от общего объема финансирования) для ликвидации муниципального ветхого и аварийного жилья;
- наличие и объем непригодного для проживания муниципального жилья.
Государственное финансирование работ по Программе и по отдельным ее проектам будет осуществляться целевым назначением через Госстрой России.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 3.
6. Управление реализацией Программы
Департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области контролирует ход выполнения Программы, освоение финансовых средств и реализацию намеченных мероприятий. Ежеквартально направляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и торговли администрации области в установленном порядке.
Администрации муниципальных образований области разрабатывают свои программы в соответствии с мероприятиями, намеченными Программой, осуществляют их выполнение и ежеквартально представляют отчеты о ходе реализации в департамент по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному комплексу администрации области.
Реализация Программы осуществляется государственным учреждением "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области" совместно с администрациями муниципальных образований области на основе государственных контрактов (договоров) на выполнение работ с подрядными организациями.
7. Оценка эффективности программных мероприятий
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. Показателями абсолютного выполнения Программы будут служить:
- предоставление 11239 семьям граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилфонде, благоустроенного жилья общей площадью более 600 тысяч квадратных метров;
- освобождение земельных участков от непригодного для проживания жилищного фонда и оптимальное решение их судьбы с точки зрения развития территорий;
- создание предпосылок для дальнейшего увеличения объемов жилищного строительства, предназначенного для переселения граждан из ветхого и аварийного фонда для его окончательной ликвидации.
Ожидаемые результаты обеспечения жильем граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, приведены в приложении 4.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Астраханской области от 16 июня 2003 г. N 262 "Об областной целевой программе "Переселение граждан, проживающих на территории Астраханской области, из ветхого и аварийного жилищного фонда" на 2003 - 2007 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Астраханские известия" от 26 июня 2003 г. N 26 (469)
Постановлением Губернатора Астраханской области от 25 мая 2010 г. N 201 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Астраханской области от 11 июля 2003 г. N 328