Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29 ноября 2007 г. N 136 "Об утверждении городской целевой Программы "Лесовосстановление городских лесов на 2008-2010 годы"

2. Опубликовать настоящее решение в газете "Горожанин".

 

Глава муниципального образования
"Город Астрахань"

С.А. Боженов

 

Председатель Городской Думы
муниципального образования
"Город Астрахань"

Е.И. Симеонова

 

Городская целевая программа "Лесовосстановление городских лесов
на 2008-2010 годы"
(утв. решением Городской Думы от 29 ноября 2007 г. N 136)

 

Паспорт Программы

 

     Наименование Программы            - городская    целевая   Программа
                                         "Лесовосстановление    городских
                                         лесов   на    2008-2010    годы"
     Основание для разработки          - Лесной     кодекс     Российской
     Программы                           Федерации,  Приказ  Министерства
                                         природных  ресурсов   Российской
                                         Федерации   от 16.07.2007  N 183
                                         "Об        утверждении    Правил
                                         лесовосстановления"
     Заказчик Программы                - администрация  города  Астрахани
     Цели и задачи Программы           - осуществление          комплекса
                                         лесоводственных, организационно-
                                         технических   и    экономических
                                         мер,       направленных       на
                                         воспроизводство городских лесов;
                                       - повышение  их   средозащитной  и
                                         средоформирующей           роли;
                                       - обеспечение    обязательств   по
                                         защите    окружающей   среды   и
                                         сохранению        биологического
                                         разнообразия лесов
     Основные мероприятия Программы    - лесовосстановление - 5 га в год;
                                       - уход   за   лесными   культурами
                                         - 75 га;
                                       - содействие         естественному
                                         возобновлению - 8,1 га;
                                       - заготовка  лесных семян - 50 кг;
                                       - выращивание          посадочного
                                         материала - 20 тыс. шт.;
                                       - закладка   маточных  плантаций с
                                         уходом, отвод  лесосек под рубки
                                         ухода - 23 га в год
     Сроки реализации                  - 2008-2010 годы
     Исполнитель                       - муниципальное   учреждение    по
                                         охране,    воспроизводству     и
                                         использованию        лесов     и
                                         обеспечению эстетического облика
                                         города    Астрахани   "Экосфера"
                                         (далее   -   МУ      "Экосфера")
     Источники финансирования          - местный   бюджет    6181,0  тыс.
                                         рублей
     Ожидаемые и конечные              - увеличение    площади   покрытых
     результаты реализации               лесом   земель  лесного   фонда;
     Программы                         - улучшение  качественного состава
                                         и  состояния лесов;
                                       - выполнение     лесоустроительных
                                         работ     позволит    оздоровить
                                         воздушный    бассейн     города,
                                         защитить от сильных ветров, пыли
                                         и   подвижных  песков,   газовых
                                         выбросов
     Контроль за реализацией           - муниципальное       казначейство
     Программы                           города Астрахани;
                                       - управление  охраны    окружающей
                                         среды   администрации     города
                                         Астрахани

 

1. Содержание проблемы

 

Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.

Настоящая Программа разработана в соответствии с Лесным Кодексом и направлена на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Общая площадь городских лесов составляет 531 га, в том числе лесные участки - 408 га (77%), из них покрытые лесом - 292 га (57%), не покрытые лесом - 102 га (18%), нелесные земли - 123 га (23%), (из них: прочие - 95 га, пески - 12 га, болота - 9 га, вода - 4 га, усадьбы - 3 га). Основной лесообразующей породой является ива белая (ветла). Твердолиственные породы занимают площадь 43 га (15%), мягколиственные - 198 га (68%), кустарники - 43 га (15%), прочие - 8 га (3%). По типам лесов преобладают ветлянники средних уровней (53,1%). На территории городских лесов преобладают спелые насаждения, занимающие 37,7% площади. Спелые и перестойные древостой (109,6 га) городских лесов бесперспективны в отношении естественного лесовосстановления. Площадь, не соответствующая типам лесорастительных условий, незначительна и составляет 1,4% лесопокрытой площади.

Процесс лесовосстановления осуществляется путем создания лесов на не покрытых лесной растительностью землях.

Воспроизводство лесов обеспечивается благодаря ежегодно осуществляемой системе лесохозяйственных мероприятий: выращиванию посадочного материала, возобновлению лесных культур, содействию естественному возобновлению леса, проведению рубок, ухода в молодняках.

В связи с этим, в целях разработки и реализации первоочередных мероприятий по воспроизводству и повышению устойчивости лесов, как наиболее эффективного средства оздоровления экологической обстановки в городе, обеспечения наиболее эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, разработана городская целевая Программа "Лесовосстановление городских лесов на 2008-2010 годы".

 

2. Цели и задачи Программы

 

В современных условиях повышается экологическая роль лесов.

Основная цель Программы - через систему организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить состояние лесов, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и повысить их роль в экологическом оздоровлении города.

Осуществляется планомерная работа по выделению маточных насаждений и деревьев, а также по созданию постоянной лесосеменной базы.

Выявлен ряд отрицательных тенденций, таких как рост площади лесов, погибших в результате антропогенного воздействия; гибель лесных культур от пожаров; уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований; слабая материальная база лесохозяйственного производства.

Наряду с недостаточными лесовосстановительными мероприятиями отмечается недостаточное количество посадок леса - наиболее эффективного способа лесовосстановления.

Снижение объемов лесовосстановления объясняется, в основном, сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых на ведение лесного хозяйства.

Учитывая малолесье городских лесов, экологическую важность лесов в условиях засушливого климата, а также то, что естественным путем в местных условиях леса не восстанавливаются, поэтому в соответствии с проектом лесоустройства проводится посадка новых лесных культур площадью 5 га ежегодно вместо вырубленных.

Это позволит противостоять засухе, суховеям и опустыниванию земель, поддерживать имеющуюся площадь городских лесов.

Принимая во внимание характер экономики в настоящее время, срок реализации Программы рассчитан на 2008-2010 годы.

Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.

 

3. Система программных мероприятий

 

Лесоустройство

 

Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.

В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач.

Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, а также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверности информации о лесном фонде, необходимо провести инвентаризацию лесного фонда и очередное лесоустройство.

 

Мониторинг лесов

 

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.

Правовой основой развития мониторинга лесов является Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.

Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.

В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.

Согласно Программе планируются мероприятия по благоустройству зон рекреации городских лесов.

Также необходимо наладить информирование государственных органов, организаций, граждан о результатах, полученных в ходе проведения санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга.

 

Лесовосстановление и лесоразведение

 

Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.

Согласно материалам лесоустройства, проведенного Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" (договор N 36/13 от 05.05.2001), фонд лесовосстановления на территории городских лесов общей площадью 104,3 га представлен не покрытыми лесом землями (прогалины, вырубки), лесосеками от рубок обновления и сплошных санитарных рубок (таблица N 1). Лесоустроительные материалы, разработанные предприятием "Брянсклеспроект", рассчитаны на проведение работ по лесовосстановлению сроком на 10 лет.

 

Таблица N 1

 

Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении на протяжении 10 лет

 

Показатели Не покрытые лесом земли (га) Лесосеки
ревизионного
периода от рубок
обновления
Всего
погибшие
насаждения
вырубки прогалины итого
Земли, нуждающиеся в
лесовосстановлении, всего, в
том числе:
1,3 11,8 88,8 101,9 2,4 104,3
а) обеспеченные естественным
возобновлением - всего,
из них твердолиственными

-
-

-
-

80,7
7,4

80,7
7,4

-
-

80,7
7,4
б) обеспеченные искусственным
путем,
- всего,
из них твердолиственными


1,3
-


11,8
-


8,1
8,1


21,2
8,1


2,4
-


23,6
8,1
В том числе доступные
для хозяйственного
воздействия
1,3 11,8 8,1 21,2 2,4 23,6

 

Лесовосстановительные мероприятия предусмотрены на всей площади не покрытых лесом земель, лесосек от обновительных рубок (таблица N 2).

 

Таблица N 2

 

Объемы работ и затрат по основным направлениям лесовоспроизводства

 

N п\п Показатели Ед. изм. 2008 год 2009 год 2010 год Всего
1 Посадка и посев леса га 5 5 5 15
2 Содействие естественному
возобновлению
га 8,1 8,1 8,1 24,3
3 Отвод лесосек под рубки ухода га 23 23 23 69
4 Выращивание посадочного
материала
шт. 20000 20000 20000 60000
5 Заготовка лесных семян кг 50 50 50 150
6 Уход за лесными культурами га 20 25 25 70
7 Потребность в финансировании т.руб. 726,0 1962,0 1963,0 4651,0

 

Проектируемые лесовосстановительные мероприятия, с учетом рекреационного назначения городских лесов, направлены на создание устойчивых, разновозрастных насаждений, способных выполнять санитарно-защитные и эстетические функции в условиях постоянных рекреационных нагрузок, при этом в породном составе лесных культур, создаваемых вблизи от промпредприятий, значительный удельный вес должны составлять газоустойчивые и пылеулавливающие породы.

От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев), что повышает их качество и сохранность. Еще более перспективным направлением является создание лесных посадок с улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.

Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства.

Имеющаяся площадь питомников обеспечивает потребность в посадочном материале для вьполнения намеченных объемов лесокультурных работ, однакоуровень питомнической базы не отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем лесонасаждений.

Программой предусматривается:

- проведение лесовосстановительных работ (посадка и посев леса) на площади 5 га в год (15 га за период действия Программы);

- уход за лесными культурами на площади 20 га в 2008 году;

                                  на площади 25 га - в 2009 году;
                                  на площади 25 га - в 2010 году;

- содействие естественному возобновлению лесов на площади 8,1 га в год;

- заготовка лесных семян ежегодно в количестве 50 кг;

- выращивание посадочного материала ежегодно в количестве 20 тыс. шт.;

- закладка маточных плантаций с проведением уходных работ;

- отвод лесосек под рубки ухода по 23 га в год (69 га за период с 2008 по 2010 годы).

 

Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки

 

В период с 2008 по 2010 год ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 69 га (по прогнозу около 23 га в год).

Согласно данным лесоустройства, проведенным Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" (договор N 36/13 от 05.05.2001), в рубках ухода нуждаются насаждения на площади 37 га, проведение обновительных рубок - на площади 26 га, ландшафтных рубок - на площади 11 га, срок повторяемости рубок - 10 лет. Выборочные санитарные рубки (рубки оздоровления ландшафта) назначены на всей площади насаждений, нуждающихся в их проведении (88 га), срок повторяемости рубок - 5 лет.

 

Защита лесов от вредителей и болезней

 

Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов на значительных площадях.

Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев.

Общая же площадь лесов с неудовлетворительным состоянием нуждается в строгом контроле, причем для надежного выявления таких насаждений на программный период требуется ежегодное обследование.

На состояние насаждений городских лесов оказывают влияние два основных антропогенных фактора:

- нерегулируемая чрезмерная рекреация;

- загрязнение атмосферы.

На территории городских лесов не проводилось специализированного лесопатологического обследования. По данным натурной таксации, лесоустройством были выявлены такие болезни леса, как сердцевинная гниль и суховершинность.

Усыханию на территории городских лесов подвержены преимущественно насаждения ивы, тополя гибридного.

Необходимые работы по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности из расчета на 1 год приведены в таблице N 3.

 

Таблица N 3

 

N п\п Наименование мероприятий Ед. изм. Запроектировано
лесоустройством
1. Текущее лесопатологическое обследование га 290
2. Опрыскивание питомника га 2
3. Наземные истребительные меры борьбы га 100
4. Биологические меры борьбы:    
4.1. Изготовление гнездовий для птиц шт. 15
4.2. Устройство кормушек для птиц шт. 15
4.3. Ремонт искусственных гнездовий шт. По необходимости
5. Организационно-хозяйственные мероприятия:    
5.1. Надзор за появлением очагов вредителей и болезней га 531
5.2. Организация уголков защиты леса шт. 1
5.3. Пропаганда лесозащиты, приобретение наглядных
пособий, литературы по лесозащите
тыс. руб. 50,0

 

Примечание. Для проведения пропаганды лесозащиты, приобретения наглядных пособий, литературы по лесозащите на период действия Программы предусмотрены денежные средства в размере 150,0 тыс. рублей, из них на: 2008 год - 25,0 тыс. рублей, 2009 год - 75,0 тыс. рублей, 2010 год 50,0 тыс. рублей.

 

4. Научно-техническое обеспечение

 

Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. Программа охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по следующим крупным научным направлениям:

- научные основы ресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;

- оптимизация развития и организации многоцелевого лесного хозяйствования и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;

- разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем;

- совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств;

- разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;

- разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли.

В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством. Недостаточное финансовое обеспечение проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли. Необходимы капиталовложения для технического оснащения.

Потребность в финансировании материально-технических средств из городского бюджета на 2008-2010 годы указана в таблице N 4.

 

Таблица N 4

 

N п\п Наименование техники и оборудования Кол-во (шт.) Общая стоимость
(тыс.руб.)
Объем финансирования из
экологического фонда администрации
города по годам (тыс. руб.)
2008 2009 2010
1 2 3 4 5 6 7
1. А\м "ГАЗель" 1 350,0 - 350,0 -
2. Ассенизационная машина ГАЗ-53 1 800,0 800,0   -
3. Тележка для трактора 1 180,0 - - 180,0
4. Прочий малоценный инвентарь   50,0 - - 50,0
  Итого:   1380,0 800,0 350,0 230,0

 

5. Ресурсное обеспечение

 

Общее количество приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 2008-2010 годы, составляют 1380,0 тыс. рублей (приложение 1).

Общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства местного бюджета - 6181,0 тыс. рублей. Таким образом, основным источником финансирования является местный бюджет.

Ориентировочный объем финансирования на 2008-2010 годы из местного бюджета составляет:

на 2008 год - 1551,0 тыс. рублей;

на 2009 год - 2387,0 тыс. рублей;

на 2010 год - 2243,0 тыс. рублей.

Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточное обеспечение производственной базы.

Объемы финансирования уточняются ежегодно в установленном порядке.

Реализация Программы не исключает возможное использование прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством, привлечение инвестиций.

 

Трудовые ресурсы

 

Фактическая численность занятых рабочих в 2 раза ниже по причине недостаточного финансирования отрасли, что приводит к снижению качества работ.

 

6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы

 

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.

Вместе с тем требуется дальнейшее укрепление правовой базы по совершенствованию лесного законодательства, улучшению ведения лесного хозяйства и лесопользования.

В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства, предусмотрев, в частности, систему штрафов и поощрений для строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов.

Выполнение, текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются управлением охраны окружающей среды администрации города Астрахани.

Заказчик Программы, с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.

Механизм реализации Программы определяется заказчиком - администрацией города Астрахани, исполнителями - МУ "Экосфера". К участию в реализации Программы привлекаются заинтересованные организации, учреждения, управления.

Механизмы реализации Программы включают в себя:

- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;

- методические и информационные мероприятия.

 

7. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической
эффективности от реализации программных мероприятий

 

Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека, повышение способности лесов выполнять социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.

Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 2008-2010 годы, обеспечит:

- увеличение площади покрытых лесом земель лесного фонда города Астрахани в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом;

- естественное возобновление лесов;

- улучшение качественного и количественного состояния лесов в результате проведения рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок;

- оздоровление воздушного бассейна города, защиту от сильных ветров, пыли и газовых выбросов.

Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста, используются в процессе жизнедеятельности общества. При выполнении данной Программы неоценимы природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов

 

Приложение
к городской целевой программе
"Лесовосстановление городских лесов
на 2008-2010 годы"

 

Общий объем финансирования программы

 

N п\п Наименование Объем финансирования за период действия
Программы по годам (тыс. руб.)
Всего
2008 2009 2010
1. Потребность в финансировании объемов
работ и затрат по основным
направлениям лесовоспроизводства
(таблица N 2)
726,0 1962,0 1963,0 4651,0
2. Финансирование пропаганды
лесозащиты, приобретения наглядных
пособий, литературы по лесозащите
(таблица N 3)
25,0 75,0 50,0 150,0
3. Финансирование
материально-технических средств
(таблица N 4)
800,0 350,0 230,0 1380,0
  Общая потребность в финансировании 1551,0 2387,0 2243,0 6181,0

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29 ноября 2007 г. N 136 "Об утверждении городской целевой Программы "Лесовосстановление городских лесов на 2008-2010 годы"


Текст решения опубликован в газете "Горожанин" плюс четыре от 11 декабря 2007 г. N 46


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 11 декабря 2009 г. N 221