2. Опубликовать настоящее решение в газете "Горожанин".
Глава муниципального образования |
С.А. Боженов |
Председатель Городской Думы |
Е.И. Симеонова |
Городская целевая программа "Лесовосстановление городских лесов
на 2008-2010 годы"
(утв. решением Городской Думы от 29 ноября 2007 г. N 136)
Паспорт Программы
Наименование Программы - городская целевая Программа
"Лесовосстановление городских
лесов на 2008-2010 годы"
Основание для разработки - Лесной кодекс Российской
Программы Федерации, Приказ Министерства
природных ресурсов Российской
Федерации от 16.07.2007 N 183
"Об утверждении Правил
лесовосстановления"
Заказчик Программы - администрация города Астрахани
Цели и задачи Программы - осуществление комплекса
лесоводственных, организационно-
технических и экономических
мер, направленных на
воспроизводство городских лесов;
- повышение их средозащитной и
средоформирующей роли;
- обеспечение обязательств по
защите окружающей среды и
сохранению биологического
разнообразия лесов
Основные мероприятия Программы - лесовосстановление - 5 га в год;
- уход за лесными культурами
- 75 га;
- содействие естественному
возобновлению - 8,1 га;
- заготовка лесных семян - 50 кг;
- выращивание посадочного
материала - 20 тыс. шт.;
- закладка маточных плантаций с
уходом, отвод лесосек под рубки
ухода - 23 га в год
Сроки реализации - 2008-2010 годы
Исполнитель - муниципальное учреждение по
охране, воспроизводству и
использованию лесов и
обеспечению эстетического облика
города Астрахани "Экосфера"
(далее - МУ "Экосфера")
Источники финансирования - местный бюджет 6181,0 тыс.
рублей
Ожидаемые и конечные - увеличение площади покрытых
результаты реализации лесом земель лесного фонда;
Программы - улучшение качественного состава
и состояния лесов;
- выполнение лесоустроительных
работ позволит оздоровить
воздушный бассейн города,
защитить от сильных ветров, пыли
и подвижных песков, газовых
выбросов
Контроль за реализацией - муниципальное казначейство
Программы города Астрахани;
- управление охраны окружающей
среды администрации города
Астрахани
1. Содержание проблемы
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Лесным Кодексом и направлена на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Общая площадь городских лесов составляет 531 га, в том числе лесные участки - 408 га (77%), из них покрытые лесом - 292 га (57%), не покрытые лесом - 102 га (18%), нелесные земли - 123 га (23%), (из них: прочие - 95 га, пески - 12 га, болота - 9 га, вода - 4 га, усадьбы - 3 га). Основной лесообразующей породой является ива белая (ветла). Твердолиственные породы занимают площадь 43 га (15%), мягколиственные - 198 га (68%), кустарники - 43 га (15%), прочие - 8 га (3%). По типам лесов преобладают ветлянники средних уровней (53,1%). На территории городских лесов преобладают спелые насаждения, занимающие 37,7% площади. Спелые и перестойные древостой (109,6 га) городских лесов бесперспективны в отношении естественного лесовосстановления. Площадь, не соответствующая типам лесорастительных условий, незначительна и составляет 1,4% лесопокрытой площади.
Процесс лесовосстановления осуществляется путем создания лесов на не покрытых лесной растительностью землях.
Воспроизводство лесов обеспечивается благодаря ежегодно осуществляемой системе лесохозяйственных мероприятий: выращиванию посадочного материала, возобновлению лесных культур, содействию естественному возобновлению леса, проведению рубок, ухода в молодняках.
В связи с этим, в целях разработки и реализации первоочередных мероприятий по воспроизводству и повышению устойчивости лесов, как наиболее эффективного средства оздоровления экологической обстановки в городе, обеспечения наиболее эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, разработана городская целевая Программа "Лесовосстановление городских лесов на 2008-2010 годы".
2. Цели и задачи Программы
В современных условиях повышается экологическая роль лесов.
Основная цель Программы - через систему организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить состояние лесов, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и повысить их роль в экологическом оздоровлении города.
Осуществляется планомерная работа по выделению маточных насаждений и деревьев, а также по созданию постоянной лесосеменной базы.
Выявлен ряд отрицательных тенденций, таких как рост площади лесов, погибших в результате антропогенного воздействия; гибель лесных культур от пожаров; уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований; слабая материальная база лесохозяйственного производства.
Наряду с недостаточными лесовосстановительными мероприятиями отмечается недостаточное количество посадок леса - наиболее эффективного способа лесовосстановления.
Снижение объемов лесовосстановления объясняется, в основном, сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых на ведение лесного хозяйства.
Учитывая малолесье городских лесов, экологическую важность лесов в условиях засушливого климата, а также то, что естественным путем в местных условиях леса не восстанавливаются, поэтому в соответствии с проектом лесоустройства проводится посадка новых лесных культур площадью 5 га ежегодно вместо вырубленных.
Это позволит противостоять засухе, суховеям и опустыниванию земель, поддерживать имеющуюся площадь городских лесов.
Принимая во внимание характер экономики в настоящее время, срок реализации Программы рассчитан на 2008-2010 годы.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.
3. Система программных мероприятий
Лесоустройство
Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.
В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач.
Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, а также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверности информации о лесном фонде, необходимо провести инвентаризацию лесного фонда и очередное лесоустройство.
Мониторинг лесов
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.
Правовой основой развития мониторинга лесов является Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.
Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.
В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.
Согласно Программе планируются мероприятия по благоустройству зон рекреации городских лесов.
Также необходимо наладить информирование государственных органов, организаций, граждан о результатах, полученных в ходе проведения санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга.
Лесовосстановление и лесоразведение
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.
Согласно материалам лесоустройства, проведенного Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" (договор N 36/13 от 05.05.2001), фонд лесовосстановления на территории городских лесов общей площадью 104,3 га представлен не покрытыми лесом землями (прогалины, вырубки), лесосеками от рубок обновления и сплошных санитарных рубок (таблица N 1). Лесоустроительные материалы, разработанные предприятием "Брянсклеспроект", рассчитаны на проведение работ по лесовосстановлению сроком на 10 лет.
Таблица N 1
Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении на протяжении 10 лет
Показатели | Не покрытые лесом земли (га) | Лесосеки ревизионного периода от рубок обновления |
Всего | |||
погибшие насаждения |
вырубки | прогалины | итого | |||
Земли, нуждающиеся в лесовосстановлении, всего, в том числе: |
1,3 | 11,8 | 88,8 | 101,9 | 2,4 | 104,3 |
а) обеспеченные естественным возобновлением - всего, из них твердолиственными |
- - |
- - |
80,7 7,4 |
80,7 7,4 |
- - |
80,7 7,4 |
б) обеспеченные искусственным путем, - всего, из них твердолиственными |
1,3 - |
11,8 - |
8,1 8,1 |
21,2 8,1 |
2,4 - |
23,6 8,1 |
В том числе доступные для хозяйственного воздействия |
1,3 | 11,8 | 8,1 | 21,2 | 2,4 | 23,6 |
Лесовосстановительные мероприятия предусмотрены на всей площади не покрытых лесом земель, лесосек от обновительных рубок (таблица N 2).
Таблица N 2
Объемы работ и затрат по основным направлениям лесовоспроизводства
N п\п | Показатели | Ед. изм. | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Всего |
1 | Посадка и посев леса | га | 5 | 5 | 5 | 15 |
2 | Содействие естественному возобновлению |
га | 8,1 | 8,1 | 8,1 | 24,3 |
3 | Отвод лесосек под рубки ухода | га | 23 | 23 | 23 | 69 |
4 | Выращивание посадочного материала |
шт. | 20000 | 20000 | 20000 | 60000 |
5 | Заготовка лесных семян | кг | 50 | 50 | 50 | 150 |
6 | Уход за лесными культурами | га | 20 | 25 | 25 | 70 |
7 | Потребность в финансировании | т.руб. | 726,0 | 1962,0 | 1963,0 | 4651,0 |
Проектируемые лесовосстановительные мероприятия, с учетом рекреационного назначения городских лесов, направлены на создание устойчивых, разновозрастных насаждений, способных выполнять санитарно-защитные и эстетические функции в условиях постоянных рекреационных нагрузок, при этом в породном составе лесных культур, создаваемых вблизи от промпредприятий, значительный удельный вес должны составлять газоустойчивые и пылеулавливающие породы.
От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев), что повышает их качество и сохранность. Еще более перспективным направлением является создание лесных посадок с улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.
Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства.
Имеющаяся площадь питомников обеспечивает потребность в посадочном материале для вьполнения намеченных объемов лесокультурных работ, однакоуровень питомнической базы не отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем лесонасаждений.
Программой предусматривается:
- проведение лесовосстановительных работ (посадка и посев леса) на площади 5 га в год (15 га за период действия Программы);
- уход за лесными культурами на площади 20 га в 2008 году;
на площади 25 га - в 2009 году;
на площади 25 га - в 2010 году;
- содействие естественному возобновлению лесов на площади 8,1 га в год;
- заготовка лесных семян ежегодно в количестве 50 кг;
- выращивание посадочного материала ежегодно в количестве 20 тыс. шт.;
- закладка маточных плантаций с проведением уходных работ;
- отвод лесосек под рубки ухода по 23 га в год (69 га за период с 2008 по 2010 годы).
Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
В период с 2008 по 2010 год ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 69 га (по прогнозу около 23 га в год).
Согласно данным лесоустройства, проведенным Западным федеральным государственным унитарным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект" (договор N 36/13 от 05.05.2001), в рубках ухода нуждаются насаждения на площади 37 га, проведение обновительных рубок - на площади 26 га, ландшафтных рубок - на площади 11 га, срок повторяемости рубок - 10 лет. Выборочные санитарные рубки (рубки оздоровления ландшафта) назначены на всей площади насаждений, нуждающихся в их проведении (88 га), срок повторяемости рубок - 5 лет.
Защита лесов от вредителей и болезней
Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов на значительных площадях.
Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев.
Общая же площадь лесов с неудовлетворительным состоянием нуждается в строгом контроле, причем для надежного выявления таких насаждений на программный период требуется ежегодное обследование.
На состояние насаждений городских лесов оказывают влияние два основных антропогенных фактора:
- нерегулируемая чрезмерная рекреация;
- загрязнение атмосферы.
На территории городских лесов не проводилось специализированного лесопатологического обследования. По данным натурной таксации, лесоустройством были выявлены такие болезни леса, как сердцевинная гниль и суховершинность.
Усыханию на территории городских лесов подвержены преимущественно насаждения ивы, тополя гибридного.
Необходимые работы по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности из расчета на 1 год приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
N п\п | Наименование мероприятий | Ед. изм. | Запроектировано лесоустройством |
1. | Текущее лесопатологическое обследование | га | 290 |
2. | Опрыскивание питомника | га | 2 |
3. | Наземные истребительные меры борьбы | га | 100 |
4. | Биологические меры борьбы: | ||
4.1. | Изготовление гнездовий для птиц | шт. | 15 |
4.2. | Устройство кормушек для птиц | шт. | 15 |
4.3. | Ремонт искусственных гнездовий | шт. | По необходимости |
5. | Организационно-хозяйственные мероприятия: | ||
5.1. | Надзор за появлением очагов вредителей и болезней | га | 531 |
5.2. | Организация уголков защиты леса | шт. | 1 |
5.3. | Пропаганда лесозащиты, приобретение наглядных пособий, литературы по лесозащите |
тыс. руб. | 50,0 |
Примечание. Для проведения пропаганды лесозащиты, приобретения наглядных пособий, литературы по лесозащите на период действия Программы предусмотрены денежные средства в размере 150,0 тыс. рублей, из них на: 2008 год - 25,0 тыс. рублей, 2009 год - 75,0 тыс. рублей, 2010 год 50,0 тыс. рублей.
4. Научно-техническое обеспечение
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. Программа охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по следующим крупным научным направлениям:
- научные основы ресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;
- оптимизация развития и организации многоцелевого лесного хозяйствования и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;
- разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем;
- совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств;
- разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;
- разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли.
В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством. Недостаточное финансовое обеспечение проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли. Необходимы капиталовложения для технического оснащения.
Потребность в финансировании материально-технических средств из городского бюджета на 2008-2010 годы указана в таблице N 4.
Таблица N 4
N п\п | Наименование техники и оборудования | Кол-во (шт.) | Общая стоимость (тыс.руб.) |
Объем финансирования из экологического фонда администрации города по годам (тыс. руб.) |
||
2008 | 2009 | 2010 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | А\м "ГАЗель" | 1 | 350,0 | - | 350,0 | - |
2. | Ассенизационная машина ГАЗ-53 | 1 | 800,0 | 800,0 | - | |
3. | Тележка для трактора | 1 | 180,0 | - | - | 180,0 |
4. | Прочий малоценный инвентарь | 50,0 | - | - | 50,0 | |
Итого: | 1380,0 | 800,0 | 350,0 | 230,0 |
5. Ресурсное обеспечение
Общее количество приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 2008-2010 годы, составляют 1380,0 тыс. рублей (приложение 1).
Общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства местного бюджета - 6181,0 тыс. рублей. Таким образом, основным источником финансирования является местный бюджет.
Ориентировочный объем финансирования на 2008-2010 годы из местного бюджета составляет:
на 2008 год - 1551,0 тыс. рублей;
на 2009 год - 2387,0 тыс. рублей;
на 2010 год - 2243,0 тыс. рублей.
Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточное обеспечение производственной базы.
Объемы финансирования уточняются ежегодно в установленном порядке.
Реализация Программы не исключает возможное использование прочих источников финансирования, не запрещенных законодательством, привлечение инвестиций.
Трудовые ресурсы
Фактическая численность занятых рабочих в 2 раза ниже по причине недостаточного финансирования отрасли, что приводит к снижению качества работ.
6. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.
Вместе с тем требуется дальнейшее укрепление правовой базы по совершенствованию лесного законодательства, улучшению ведения лесного хозяйства и лесопользования.
В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства, предусмотрев, в частности, систему штрафов и поощрений для строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов.
Выполнение, текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляются управлением охраны окружающей среды администрации города Астрахани.
Заказчик Программы, с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Механизм реализации Программы определяется заказчиком - администрацией города Астрахани, исполнителями - МУ "Экосфера". К участию в реализации Программы привлекаются заинтересованные организации, учреждения, управления.
Механизмы реализации Программы включают в себя:
- организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой работ;
- методические и информационные мероприятия.
7. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической
эффективности от реализации программных мероприятий
Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека, повышение способности лесов выполнять социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 2008-2010 годы, обеспечит:
- увеличение площади покрытых лесом земель лесного фонда города Астрахани в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом;
- естественное возобновление лесов;
- улучшение качественного и количественного состояния лесов в результате проведения рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок;
- оздоровление воздушного бассейна города, защиту от сильных ветров, пыли и газовых выбросов.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста, используются в процессе жизнедеятельности общества. При выполнении данной Программы неоценимы природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов
Приложение
к городской целевой программе
"Лесовосстановление городских лесов
на 2008-2010 годы"
Общий объем финансирования программы
N п\п | Наименование | Объем финансирования за период действия Программы по годам (тыс. руб.) |
Всего | ||
2008 | 2009 | 2010 | |||
1. | Потребность в финансировании объемов работ и затрат по основным направлениям лесовоспроизводства (таблица N 2) |
726,0 | 1962,0 | 1963,0 | 4651,0 |
2. | Финансирование пропаганды лесозащиты, приобретения наглядных пособий, литературы по лесозащите (таблица N 3) |
25,0 | 75,0 | 50,0 | 150,0 |
3. | Финансирование материально-технических средств (таблица N 4) |
800,0 | 350,0 | 230,0 | 1380,0 |
Общая потребность в финансировании | 1551,0 | 2387,0 | 2243,0 | 6181,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 29 ноября 2007 г. N 136 "Об утверждении городской целевой Программы "Лесовосстановление городских лесов на 2008-2010 годы"
Текст решения опубликован в газете "Горожанин" плюс четыре от 11 декабря 2007 г. N 46
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 11 декабря 2009 г. N 221