В целях создания условий и гарантий укрепления и развития системы социальных услуг по организации детского, молодежного и семейного отдыха и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 22.06.2007 N 227-П "О Порядке разработки и реализации комплексных и отраслевых целевых программ на территории Астраханской области" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Одобрить и утвердить концепцию отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" агентство по делам молодежи Астраханской области.
3. Агентству по делам молодежи Астраханской области (Резаков М.Р.) в месячный срок разработать отраслевую целевую программу "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству по печати и информационным коммуникациям Астраханской области опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция отраслевой целевой программы
"Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Астраханской области от 18 июня 2009 г. N 300-П)
1. Введение
Укрепление и развитие системы отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в современных условиях представляет собой один из существенных моментов государственной социальной политики.
Накопленный опыт комплексного решения вопросов по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи в рамках целевых программ, наличие проблем и результаты анализа реализации программных мероприятий в области подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер, направленных на организацию отдыха и оздоровление детей нашего региона, должно привести к формированию у детей и подростков дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, творческих способностей ребенка и в то же время обеспечить развитие его личностных интересов, позволяющих приобрести опыт взаимоотношения с людьми различных возрастных категорий.
Главными целями оздоровительной кампании являются совершенствование системы организации профильного летнего отдыха, повышение качества кадрового обеспечения, увеличение количества детей, подростков и молодежи охваченных организованным отдыхом и занятостью, реализация традиционных и поиск новых форм организации отдыха, оздоровления, занятости молодежи Астраханской области.
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программным методом
Организация отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи рассматривается в последние годы как непременный атрибут социальной политики в отношении семьи и детей
Программа организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи реализуется на территории Астраханской области с 1996 года. Предлагаемая программа является продолжением программных мероприятий отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2007-2009 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 N 369-П, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни.
Существовавшая до 1991 года на территории Астраханской области система организации детского отдыха характеризовалась полной доступностью. Это обеспечивалось как разветвленной сетью детских оздоровительных учреждений, так и малыми затратами семей на пребывание в них детей. Финансирование осуществлялось профсоюзами, содержание лагерей было возложено на хозяйствующие субъекты.
После появления у организаций полномочий по самостоятельному определению порядка использования собственных средств, а также утраты профессиональными союзами ряда функций оплата отдыха и оздоровления детей стала производиться за счет средств бюджетов всех уровней, а также средств государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме того, часть средств выделяется работодателями и изыскивается родителями детей. Тем не менее в течение нескольких лет финансирование оздоровительной кампании в области из областного и местных бюджетов остается на прежнем уровне. Гарантированно получить оздоровительные услуги на данный момент могут только отдельные категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей).
Для иных категорий несовершеннолетних направление в загородный оздоровительный лагерь зависит от ряда объективных и субъективных факторов, в том числе от своевременности формирования работодателем заявки на оздоровление детей сотрудников за счет средств обязательного социального страхования; наличия в бюджете муниципального образования средств на проведение детской оздоровительной кампании; наличия близко расположенного загородного оздоровительного учреждения. В качестве замены предлагаются отдых детей на базе лагерей с дневным пребыванием, палаточных лагерей, многодневные походы.
В связи с недоступностью некоторых форм отдыха для большей части населения остро стоит вопрос об обеспечении оздоровления и отдыха детей из малообеспеченных семей, необходимости более полного использования существующих моделей организации детского и молодежного отдыха с использованием новых вариантов этого рода деятельности, разработки и внедрения в практику вариативных программ (в том числе экспериментального характера) по различным направлениям деятельности, апробации инновационных педагогических технологий и принципиально новых механизмов взаимодействия между различными субъектами организации отдыха детей и молодежи. Все это обусловливает необходимость решения данных проблем программным методом.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Без комплексного решения указанных проблем усугубится ситуация с организацией отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также временной занятости подростков и молодежи. Кроме того, не получат развития такие малозатратные формы организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи, как палаточные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, палаточные лагеря на базе воинских частей, туристические походы, поездки.
Отсутствие программно-целевого метода не позволит создать нормативно-правовую базу, регулирующую организацию сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи.
4. Предлагаемый срок реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2010 - 2012 годы.
5. Предложения по целям и задачам программы
Стратегической целью развития отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи Астраханской области на период до 2012 года является оптимальное удовлетворение потребностей детей и их родителей в качественных и социально значимых услугах оздоровления и отдыха для улучшения состояния здоровья детского населения.
Целью реализации программы является организация устойчивой, саморазвивающейся, безопасной, ориентированной на развитие личности ребенка в современных социально-экономических условиях сферы круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в Астраханской области.
Создавая каждому ребенку гарантированные, необходимые и достаточные условия целенаправленного полноценного оздоровления, отдыха и занятости в системе эффективной работы организаций различных типов и организационно-правовых форм, настоящая программа решает следующие задачи:
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей организацию сферы круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости детей;
- создание условий для сохранения и дальнейшего развития учреждений оздоровления и отдыха, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность детей, подростков и молодежи;
- создание условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности;
- создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний, текущее медицинское обслуживание, закаливание организма, режим питания, формирование навыков здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи;
- совершенствование условий для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи в сфере художественной, научно-технической, социально-педагогической, туристко-краеведческой направленности;
- совершенствование условий для развития сферы молодежного отдыха, дальнейшее развитие массовых видов спорта и туризма, поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений;
- организация оздоровления и летнего отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей из семей вынужденных переселенцев, подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел;
- организация культурно-досуговой деятельности, обеспечивающей разумное и полезное проведение детьми, подростками и молодежью свободного времени, их духовно-нравственное развитие;
- создание условий по предупреждению правонарушений среди детей, подростков и молодежи;
- организация временной занятости детей, подростков и молодежи.
6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Финансирование мероприятий программы предусматривается за счет бюджета Астраханской области при участии федерального, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Затраты на реализацию программы составят 500 291,4 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета - 46 016,1 тыс. руб.; средства бюджета Астраханской области - 60 000 тыс. руб. (49 500 тыс. руб. - министерство образования и науки Астраханской области; 10 500 тыс. руб. - агентство по делам молодежи Астраханской области), средства государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - 342 897,0 тыс. руб.; средства местных бюджетов - 37 196,7 тыс. руб., внебюджетные средства - 14 181,6 тыс. рублей.
Средства, предусмотренные в бюджете Астраханской области, распределяются:
- министерству образования и науки Астраханской области - на организацию отдыха детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении в детских домах, школах-интернатах; учащихся в образовательных учреждениях начального профессионального образования; опекаемых детей из школ-интернатов;
- агентству по делам молодежи Астраханской области - на частичную оплату путевок из бюджета Астраханской области в детские загородные стационарные оздоровительные лагеря для детей из малообеспеченных семей; организацию инновационных форм отдыха детей, подростков и молодежи; проведение областных смотров-конкурсов, семинаров для организаторов летнего отдыха.
Расходы на финансирование программы уточняются при подготовке бюджета Астраханской области на соответствующий год.
Строгий контроль использования бюджетных средств предполагает:
- осуществление механизма действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств;
- разработку критериев и принципов программного финансирования сферы детского отдыха;
- единство в подходах к финансированию мероприятий по организации отдыха детей и подростков.
7. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам, по участию
исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком - разработчиком программы, является агентство по делам молодежи Астраханской области.
В ходе реализации программы агентство по делам молодежи Астраханской области:
- осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области, участвующих в реализации программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для реализации программы;
- проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов программы;
- уточняет механизм реализации программы и затраты на реализацию ее мероприятий.
Государственный заказчик - разработчик программы, осуществляет в установленном порядке меры по реализации мероприятий программы.
Агентство по делам молодежи Астраханской области осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области.
В реализации мероприятий программы совместно с агентством по делам молодежи Астраханской области принимает участие министерство образования и науки Астраханской области.
8. Предложения по основным направлениям и механизмам формирования
мероприятий программы
Мероприятия будут реализовываться в рамках задач, поставленных в программе "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы":
8.1. Система программных мероприятий соответствует основным направлениям политики Правительства Астраханской области в сфере организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи и включает в себя:
- разработку нормативно-правовой базы по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- экономическую поддержку и финансовое обеспечение организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- кадровое, методическое и организационное обеспечение программных мероприятий.
8.2. Нормативно-правовая база.
Ввиду отсутствия федерального закона о государственной поддержке детского отдыха и оздоровления в Российской Федерации основной груз ответственности по нормативному обеспечению оздоровительной кампании ложится на субъекты Российской Федерации. Для эффективного функционирования оздоровительно-образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях с 1996 года на территории Астраханской области реализуются целевые программы по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
В дальнейшем необходимо осуществить разработку:
- нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
- механизма частичной оплаты путевок из бюджета Астраханской области в детские загородные стационарные оздоровительные лагеря для детей из малообеспеченных семей.
8.3. Экономическая поддержка, материально-техническое и финансовое обеспечение.
В связи с неудовлетворительным состоянием ряда детских оздоровительно-образовательных учреждений необходимо принять меры по улучшению их материально-технической базы, а именно:
- проводить работу по привлечению финансовых средств из различных источников для укрепления материально-технической базы оздоровительно-образовательных учреждений и наиболее продуктивного ее использования без изменения профиля работы;
- принимать участие в ярмарках путевок.
8.4. Кадровое и методическое обеспечение.
Организация работы по кадровому обеспечению системы отдыха и оздоровления детей и подростков предполагает несколько направлений:
- программно-проектная подготовка с практической реализацией социально-педагогических проектов работы в оздоровительно-образовательном учреждении;
- адаптация имеющихся кадров к современным технологиям и методикам в сфере отдыха детей и подростков;
- пополнение банка данных педагогических кадров - организаторов летнего отдыха различного профиля;
- подготовка кадров для работы в лагерях всех типов при проведении семинаров, сборов, организации и обеспечении деятельности школы вожатых.
Методическое обеспечение работы в сфере организации отдыха и оздоровления детей и подростков предполагает следующие направления:
- использование потенциала областных образовательных учреждений дополнительного образования с целью оказания методической помощи организаторам отдыха детей и подростков;
- формирование базы данных о действующих нормативных правовых актах Астраханской области по организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- издание и распространение методической литературы, разработок, опыта работы специалистов в области организации отдыха детей, подростков и молодежи, нормативных документов;
- проведение конкурсов вариативных программ и проектов в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, смотров-конкурсов детских оздоровительно-образовательных учреждений Астраханской области.
8.5. Организационно-массовое обеспечение.
Реализация основных мероприятий программы осуществляется через:
- координацию работы исполнительных органов государственной власти Астраханской области, общественных организаций, занимающихся вопросами отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
- обеспечение деятельности областной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в летний период, комиссии по приему загородных здравниц;
- обобщение и систематизацию действующих типов оздоровительно-образовательных учреждений;
- проведение конкурсов детских оздоровительно-образовательных учреждений Астраханской области, вожатых для работы в детских лагерях, фестиваля лагерей, конкурса вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
- организацию работы лагерей всех типов, профильных лагерей и профильных смен;
- реализацию мер по развитию детского туризма.
Заказчик программы ежегодно уточняет мероприятия и объемы финансирования с учетом выполненных работ, представляет заявки на финансирование из бюджета Астраханской области.
Неотъемлемым элементом механизма реализации программы является ее мониторинг, осуществляющийся с помощью проведения ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий.
Государственный заказчик программы несет ответственность за своевременное выполнение мероприятий программы.
9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности программы
Социально-экономический эффект программы состоит:
- в создании условий для удовлетворения потребностей детей, подростков и молодежи в активном и полноценном отдыхе и оздоровлении, увеличении числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, в первую очередь из категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- в обеспечении условий для нормальной жизнедеятельности детей и подростков в оздоровительных лагерях; соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, эпидемиологической и противопожарной безопасности; профилактике травматизма и предупреждении несчастных случаев на воде;
- в создании максимальных условий для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи;
- в формировании приоритета здорового образа жизни человека, нравственных ориентиров средствами физической культуры, спорта и туризма;
- в создании условий для отдыха, оздоровления и занятости подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел.
По предварительным данным, выполнение мероприятий, намеченных программой, позволит ежегодно охватывать различными формами отдыха, оздоровления, занятости, творческого досуга не менее 70 процентов от общего количества детей области, в первую очередь находящихся в трудной жизненной ситуации. Более 40 процентов детей и подростков Астраханской области от общего количества детей от 7 до 14 лет смогут поправить свое здоровье.
В результате реализации программных мероприятий в 2008 году в период работы летних оздоровительных учреждений удалось добиться следующих результатов:
- стабильно низкий в течение 2 лет и самый низкий в течение 5 лет уровень общей заболеваемости детей. Показатель на 1000 отдохнувших детей в 2007 и 2008 годах составил 2,3;
- отсутствие вспышек инфекционной заболеваемости и пищевых отравлений среди детей в летних оздоровительных учреждениях за последние 5 лет.
Реализация мероприятий программы позволит ежегодно осуществлять работу 464 лагерей, в том числе загородных здравниц, лагерей с дневным пребыванием и профильных лагерей, где отдохнут 43 613 детей и подростков. 71 046 человек побывают в туристических походах, смогут выехать за пределы региона и принять участие в творческих мероприятиях учреждений дополнительного образования. 52 175 подростков и молодежи ежегодно будут обеспечены временной занятостью.
Программа позволит:
- ежегодно оздоравливать не менее 40 процентов детей и подростков Астраханской области от общего количества детей от 7 до 14 лет (80 553);
- ежегодно выполнять социальный заказ государственных органов на организацию отдыха и оздоровления не менее 1 400 детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- ежегодно оздоравливать не менее 1 100 детей-сирот;
- сократить число безнадзорных детей и детей, совершивших общественноопасные деяния;
- увеличить нетрадиционные и малозатратные формы отдыха, в том числе число палаточных лагерей по Астраханской области (2010 - 2012 годы - 15 лагерей);
- провести профильные смены (2010 год - 11 смен, 2011 год - 10 смен, 2012 год - 10 смен);
- анализировать и обобщать статистические данные (в процентном отношении) о детях и подростках, имеющих выраженный оздоровительный эффект, от общего числа отдохнувших детей, а также уровень повышения квалификации педагогических кадров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Астраханской области от 18 июня 2009 г. N 300-П "О концепции отраслевой целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи Астраханской области на 2010-2012 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 25 июня 2009 г. N 28
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 10 декабря 2010 г. N 541-П
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления