В целях реализации Трудового кодекса Российской Федерации, федеральных законов от 10.12.95 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", постановления Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области", а также в целях совершенствования системы социальной помощи населению Астраханской области:
1. Утвердить прилагаемую концепцию отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы".
2. Определить государственным заказчиком отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области.
3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать отраслевую долгосрочную целевую программу "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы" и внести ее на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке.
4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
Губернатор Астраханской области |
А.А. Жилкин |
Концепция
отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная
защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы"
(утв. распоряжением Правительства Астраханской области от 29 июня 2011 г. N 284-Пр)
1. Содержание проблемы и обоснование целесообразности
ее решения программным методом
Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление социально незащищенных слоев населения - безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т.д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой.
Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; а также совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в жизни граждан.
В настоящее время на территории области реализуется отраслевая целевая программа "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 28.05.2009 N 244-П (далее - Программа), анализ которой показал, что за годы реализации ее различными мероприятиями удалось охватить свыше 260 тыс. чел., в том числе в сфере:
- социальной поддержки малоимущих граждан, а также малоимущих семей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - более 214,5 тыс. чел.;
- улучшения условий жизнеобеспечения лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и лиц без определенного места жительства и занятий - 1,5 тыс. чел.;
- улучшения условий и охраны труда - около 3,2 тыс. человек.
Деятельностью учреждений социального обслуживания населения, входящих в перечень мероприятий подпрограммы "Развитие учреждений социального обслуживания Астраханской области на 2010-2011 годы" Программы, охвачено порядка 31,5 тыс. человек.
Содействие в создании благоприятных условий для социальной адаптации инвалидов и граждан с ограниченными возможностями и их интеграции в общество оказано свыше 10 тыс. человек.
В связи с ростом цен на товары, лекарства, топливо, жилищно-коммунальные услуги и др. уровень жизни граждан, проживающих в Астраханской области, снижается, растет число малоимущих, неспособных самостоятельно решать свои проблемы, поэтому увеличивается количество обращений нуждающихся граждан в органы социальной защиты по вопросам оказания различных видов помощи.
В настоящее время остаются актуальными вопросы социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. Постоянное внимание к их нуждам и запросам уделяется на всех уровнях государственной власти. Улучшение положения ветеранов является составной частью социальной политики, предусматривающей создание более комфортных условий проживания, предоставление услуг социокультурной направленности.
Требуют социальной адаптации и помощи граждане, понесшие наказания и освободившиеся из мест лишения свободы, а также лица без определенного места жительства.
В последние годы на поддержание и развитие материально-технической базы учреждений, а также повышение качества оказания услуг проживающим в них гражданам из источников финансирования Программы направляются незначительные средства.
Однако в области действует 38 учреждений социального обслуживания населения, в том числе: 31 стационарное учреждение социального обслуживания граждан, из них: 2 дома-интерната общего типа, 2 психоневрологических интерната, дом-интернат для умственно отсталых детей, 12 комплексных центров социального обслуживания населения, социально-реабилитационные центры и пр.; 7 полустационарных учреждений, из них: 5 комплексных центров социального обслуживания населения, 2 реабилитационных центра для несовершеннолетних. Следует учитывать, что основное количество жилых корпусов стационарных учреждений построено десятки лет назад и поэтому их материально-техническая база нуждается в значительном обновлении, что, в свою очередь, требует финансовых затрат.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Астраханской области. Потеря трудоспособности работающего населения вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний приводит к существенному дефициту трудовых ресурсов, что, в свою очередь, объективно влияет на финансово-экономическую и ресурсную стабильность в Астраханской области.
Несмотря на активно принимаемые меры, инвалиды по-прежнему остаются одной из незащищенных категорий населения. Показатели реабилитации инвалидов пока остаются на низком уровне.
Также остается низкой обеспеченность инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе приспособлениями, облегчающими самообслуживание в быту, передвижение и уход.
Концепция отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы" (далее - концепция) является продолжением ранее принятой в Астраханской области отраслевой целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы". В ее состав будут входить пять подпрограмм: "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Социальная реабилитация граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Улучшение условий и охраны труда в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Развитие учреждений социального обслуживания населения в Астраханской области на 2012-2016 годы", "Социальная поддержка инвалидов в Астраханской области на 2012-2016 годы".
Законом Астраханской области от 08.07.2005 N 31/2005-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования организации и деятельности адвокатуры на территории Астраханской области" предусмотрено оказание любыми адвокатскими образованиями бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума. Данный вид помощи малоимущим гражданам не оказывался, в связи с чем необходимо предусмотреть мероприятие по выплате компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, проживающим на территории Астраханской области.
Кроме того, в перечень мероприятий программы включены следующие мероприятия:
- оплата проезда инвалидов I, II групп по зрению в республиканские реабилитационные центры для прохождения курса элементарной реабилитации для поздноослепших и профессиональной реабилитации для молодых инвалидов по зрению;
- приобретение средств и расходного материала для проведения лучевой диагностики граждан, отбывших уголовное наказание, в том числе лиц без определенного места жительства, для ГУЗ "Областной противотуберкулезный диспансер";
- создание информационной системы по проблемам инвалидности и инвалидов, активно занимающихся спортом.
На современном этапе развития общества, которое характеризуется неблагоприятной социально-экономической ситуацией, разработка комплекса мероприятий по социальной поддержке определенных социально-демографических групп населения является одним из приоритетных направлений социальной политики.
В настоящее время установленные в качестве минимальных социальных стандартов размеры оплаты труда, пенсий, пособий являются номинальными и далеки от реальных потребностей населения. Отсутствие социальных гарантий государства при любых кризисных ситуациях отбрасывает большую часть населения за черту бедности и выйти из этого положения только с помощью социально одобряемых способов получения личных доходов удается немногим. Это свидетельствует о масштабности проблемы и определяет необходимость формирования комплекса мероприятий по оказанию дополнительной социальной поддержки, обеспечивающей их интеграцию в обществе, с целью усиления социальной защищенности отдельных социально-демографических групп населения.
Вышеизложенное подтверждает факт необходимости разработки и принятия отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы" (далее - программа), которая повысит уровень и качество жизни нуждающихся граждан.
2. Цели и задачи программы
Целями программы являются
- повышение уровня жизни различных категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи;
- осуществление мер, направленных на оказание социальной, правовой помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание в виде лишения свободы, лицам без определенного места жительства, предупреждение рецидивной преступности;
- улучшение условий и охраны труда;
- развитие и совершенствование деятельности учреждений, представляющих разнообразные социальные услуги различным категориям и группам населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- создание условий для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирование доступной среды жизнедеятельности, поддержание жизненной активности инвалидов, профилактика инвалидности, внедрение новых форм социального обслуживания.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- оказание мер социальной поддержки нуждающимся категориям граждан;
- поддержка института семьи;
- сохранение социальных связей пожилых людей и инвалидов;
- осуществление мер, направленных на оказание социальной, правовой помощи гражданам, отбывшим уголовное наказание, лицам без определенного места жительства;
- предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья трудящихся в процессе трудовой деятельности;
- правовое, нормативное, организационно-методическое обеспечение условий охраны труда;
- укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и совершенствование их деятельности;
- создание условий для социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
3. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым методом
Реализация программы будет осуществляться в течение 2012-2016 годов.
4. Основные направления реализации программы
Мероприятия программы направлены на:
- организацию оказания государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- проведение праздничных благотворительных мероприятий для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, детей с ограниченными возможностями, детей из малоимущих семей;
- оказание материальной помощи участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, участникам трудового фронта с целью улучшения социально-экономических условий жизни;
- повышение эффективности работы по реабилитации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, оказание им социальной и медицинской помощи, организацию их обучения, трудоустройства;
- предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, сведение к минимуму рисков, свойственных производственной среде;
- укрепление материально-технической базы действующих учреждений социального обслуживания населения, развитие сети подобных учреждений;
- обеспечение инвалидов техническими и иными средствами реабилитации, оказание реабилитационных услуг, профилактику инвалидности;
- проведение спортивных состязаний, спартакиад, турниров с участием инвалидов и ветеранов спорта.
5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
Реализация мероприятий программы предусматривается за счет средств бюджета Астраханской области и внебюджетных источников.
Финансирование программных мероприятий из бюджета Астраханской области осуществляется исходя из возможностей бюджета Астраханской области на очередной год и плановый период.
Предусматривается привлечение средств из внебюджетных источников (собственных средств учреждений, спонсорских средств).
6. Государственный заказчик и разработчик программы, участие
исполнительных органов государственной власти Астраханской области,
ответственных за формирование и реализацию программы
Государственным заказчиком и разработчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области (далее - государственный заказчик, исполнитель).
В реализации программы также предусматривается участие министерства культуры Астраханской области, министерства здравоохранения Астраханской области, министерства спорта и туризма Астраханской области, министерства образования и науки Астраханской области, агентства по занятости населения Астраханской области, управления Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области, государственной инспекции труда в Астраханской области, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области, государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей (по согласованию).
7. Механизм формирования мероприятий программы
Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Министерство социального развития и труда Астраханской области формирует предложения в проект программы, привлекая к разработке мероприятий программы иные исполнительные органы государственной власти Астраханской области, а также заинтересованные организации.
Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложениям исполнителя.
8. Формы и методы управления реализацией программы
В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
- обеспечивает руководство и текущее управление программой;
- с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств уточняет перечень и финансирование программных мероприятий, наименование и значения показателей эффективности программы;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы;
- осуществляет контроль за ходом реализации программы;
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты правовых актов, необходимых при выполнении программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку информации о ходе реализации мероприятий программы.
По мере необходимости в состав основных мероприятий, объемы финансирования мероприятий, перечень организаций, участвующих в мероприятиях программы, и в состав участников могут вноситься изменения в установленном законодательством порядке.
Общий контроль за исполнением программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области.
9. Оценка эффективности реализации программы
В результате реализации программы повысится средний размер социальной помощи на одного человека. Так, если в 2011 году он составляет 525 руб., то в 2016 году достигнет 1361,7 рубля.
Реализация программы будет способствовать обеспечению социальной защищенности нуждающихся в поддержке государства семей с детьми, пожилых людей, малоимущих граждан, а также малоимущих семей, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Программа носит выраженную социальную направленность. Результаты реализации мероприятий программы будут оказывать влияние на качество жизни отдельных категорий граждан Астраханской области путем предоставления мер социальной поддержки своевременно и в полном объеме, повышения качества и расширения спектра предоставляемых социальных услуг.
Показатели эффективности реализации программы:
Наименование показателя |
Ед. |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Количество граждан, охваченных различными видами социальной поддержки в рамках мероприятий подпрограммы "Адресная социальная помощь в Астраханской области на 2012-2016 годы" |
|
84533 |
91052 |
92132 |
102194 |
102234 |
102269 |
Количество граждан, отбывших уголовное наказание, получивших реабилитационную помощь |
|
784 |
640 |
665 |
677 |
689 |
709 |
Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение по охране труда |
|
2650 |
2650 |
2650 |
2650 |
2700 |
2700 |
Численность работников, пострадавших на производстве, в расчете на 1000 работающих |
% |
1,5 |
1,45 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
1,4 |
Количество граждан, обслуженных учреждениями социального обслуживания, входящих в перечень мероприятий подпрограммы "Развитие учреждений социального обслуживания населения в Астраханской области на 2012-2016 годы", от общего числа обслуживаемых в учреждениях социального обслуживания |
% |
13 |
19 |
24 |
33 |
14 |
27 |
Количество инвалидов, охватываемых различными видами социальной поддержки |
|
4230 |
7076 |
7282 |
7379 |
7578 |
7812 |
Примечание: достижение указанных в таблице показателей возможно при условии осуществления 100-процентного заявленного финансирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Астраханской области от 29 июня 2011 г. N 284-Пр "О концепции отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы"
Текст распоряжения опубликован в "Сборнике Законов и нормативных правовых актов Астраханской области" от 14 июля 2011 г. N 29
Постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. N 399-П настоящее распоряжение признано утратившим силу с 1 января 2015 года
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Астраханской области от 29 ноября 2012 г. N 536-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства Астраханской области от 11 июля 2012 г. N 303-П
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного постановления
Распоряжение Правительства Астраханской области от 5 мая 2012 г. N 172-Пр
Распоряжение Правительства Астраханской области от 10 августа 2011 г. N 352-Пр