2. Пресс-службе местного самоуправления г. Астрахани опубликовать настоящее постановление мэра города в газете "Горожанин".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления мэра города возложить на вице-мэра города Аптекаря Е.Е.
Мэр города |
С.А. Боженов |
Порядок
оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов
Адресной инвестиционной программы г. Астрахани, финансируемых
за счет средств местного бюджета
(утв. постановлением мэра города от 26 июня 2006 г. N 1097-м)
I. Общие положения
1.1. Оценка бюджетной и социальной эффективности инвестиционного проекта является одной из важнейших составляющих анализа инвестиционных проектов, на основании которой определяется возможность и целесообразность включения инвестиционных проектов в проект Адресной инвестиционной программы г. Астрахани.
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия и термины:
Бюджетная эффективность - система показателей, характеризующих целесообразность использования средств муниципального бюджета для реализации инвестиционного проекта. В качестве основного показателя бюджетной эффективности принимается бюджетный эффект за определенный период времени, который выражается в увеличении бюджетных доходов и/или снижении бюджетных расходов в результате реализации инвестиционного проекта;
Социальная эффективность - система показателей, характеризующих целесообразность использования средств муниципального бюджета для реализации инвестиционного проекта, направленного на создание новых или повышение эффективности существующих услуг, предоставляемых населению, а также социально-экономическое развитие территории муниципального образования "Город Астрахань" или улучшение экологической обстановки.
II. Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных
проектов Адресной инвестиционной программы г. Астрахани
2.1. Порядок оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов Адресной инвестиционной программы г. Астрахани, финансируемых за счет средств местного бюджета (далее - Порядок), содержит процедуры определения экономического и социального эффектов инвестирования и оценки целесообразности включения проекта в Адресную инвестиционную программу г. Астрахани.
2.1.1. Необходимая информация для оценки экономического и социального эффектов реализации инвестиционных проектов включается претендентом на участие в адресной инвестиционной программе в состав бизнес-плана, являющегося неотъемлемой составной частью документации, представляемой в комитет экономики и инвестиций администрации города по каждой стройке и каждому объекту, предлагаемым для включения в Адресную инвестиционную программу г. Астрахани на очередной финансовый год.
2.1.2. Комитет экономики и инвестиций администрации города и комиссия по формированию проекта Адресной инвестиционной программы г. Астрахани на планируемый финансовый год (далее Комиссия) не допускает включение в Адресную инвестиционную программу г. Астрахани инвестиционных проектов, оценка бюджетной и социальной эффективности реализации которых выполнена с отклонениями от утвержденного Порядка.
2.1.3. При оформлении бизнес-плана рекомендуется придерживаться структуры, представленной в Приложении к настоящему Порядку.
При оформлении бизнес-плана рекомендуется пользоваться стандартными формами представления материалов, приведенными в "Положении об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития РФ" от 22.11.1997 N 1470, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 20.05.1998 N 467.
Бизнес-план разрабатывается на период, включающий продолжительность строительства объекта и монтажа оборудования, а также средний срок эксплуатации вводимых в действие основных фондов. Расчеты показателей эффективности реализации инвестиционных проектов, выполняемые при составлении бизнес-плана, ведутся в постоянных среднегодовых ценах года размещения муниципальных инвестиционных ресурсов.
2.2. Оценка бюджетной и социальной эффективности реализации инвестиционных проектов осуществляется по схеме, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Определение бюджетного и социального эффектов реализации проекта
(в постоянных ценах), тыс. рублей
Денежные поступления и выплаты по проекту |
Годы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Определение бюджетного эффекта | |||||||
1. Средства местного бюджета на инвестиционной стадии реализации проекта |
|||||||
2. Изменение (прирост или снижение) денежных выплат из местного бюджета на эксплуатационной стадии реализации проекта, всего в том числе: - субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов участниками проекта получателями кредитов в российских кредитных организациях; - прирост (снижение) дотаций на компенсацию удорожания энергоносителей; - прирост (снижение) оплаты труда работников из местного бюджета; - прирост (снижение) коммунальных расходов, оплачиваемых из местного бюджета - прирост (снижение) прочих выплат |
|||||||
3. Общий объем муниципальной поддержки проекта из местного бюджета (стр. 1 + стр. 2) |
|||||||
4. Общий объем муниципальной поддержки проекта из местного бюджета нарастающим итогом |
|||||||
5. Неналоговые денежные поступления в бюджет города, обусловленные реализацией проекта, всего в том числе: - единовременные поступления при оформлении земельного участка; - выручка от продажи принадлежащего городу пакета акций; - дивиденды по акциям, принадлежащим городу; - поступления в счет погашения процентов по государственному кредиту - поступления в счет погашения основного долга; - доходы от лицензирования в соответствии с действующим законодательством; - прочие неналоговые поступления |
|||||||
6. Налоговые поступления в бюджет города, всего |
|||||||
7. Сумма денежных поступлений в бюджет города (стр. 5 + стр. 6) |
|||||||
8. Сумма денежных поступлений в бюджет города нарастающим итогом |
|||||||
9. Дополнительные поступления в бюджет города в расчете на рубль муниципальной поддержки (стр. 8 / стр. 4) |
|||||||
10. Бюджетный доход от проекта (стр. 7 - стр. 3) |
|||||||
11. Коэффициент дисконтирования |
|||||||
12. Дисконтированный бюджетный доход от проекта (произведение строк 10 и 11) |
|||||||
13. Чистый дисконтированный доход бюджета города нарастающим итогом (с использованием данных стр. 12) |
|||||||
Определение социального эффекта | |||||||
14. Количество новых рабочих мест |
|||||||
15. Прирост фонда оплаты труда в городе |
|||||||
16. Иные показатели, характеризующие социальные результаты реализации проекта |
2.3. Ключевым оценочным показателем эффективности инвестиций, осуществляемых из бюджета г. Астрахани, является чистый дисконтированный доход местного бюджета. Необходимая для его определения информация приводится в составе бизнес-плана и включает:
2.3.1. Данные об объеме инвестиций из бюджета города, необходимых для реализации проекта (таблица 2).
Таблица 2
Потребность в бюджетных инвестициях для реализации
инвестиционного проекта согласно проектно-сметной документации,
млн. рублей (в постоянных ценах года подачи заявки на включение объекта
в состав Адресной инвестиционной программы г. Астрахани)
Наименование источников финансирования проекта | Средства на начало реализации проекта |
1. Объем инвестиций по проекту, всего | |
В том числе: | |
2. Собственные средства, всего | |
Из них: 2 а) Взносы в уставный капитал 2 б) Нераспределенная прибыль 2 в) Амортизация 2 г) Продажа основных средств |
|
3. Заемные и привлеченные средства | |
Из них: 3 а) Кредиты банков 3 б) Заемные средства других организаций 3 в) Продажа акций на открытом рынке 3 г) Прочие |
|
4. Инвестиции из бюджета, всего: в т.ч. 4 а) г. Астрахани 4 б) Астраханской области 4 в) Федерального |
|
5. Процент внебюджетных средств в общем объеме инвестиций по проекту (сумма пунктов 2 и 3 в процентах от пункта 1. |
2.3.2. Данные о неналоговых поступлениях по проекту. Неналоговые поступления включают единовременные поступления при оформлении земельного участка, выручку от продажи принадлежащего городу пакета акций, дивиденды по акциям, принадлежащим городу, поступления в счет погашения процентов по муниципальному кредиту и основному долгу и т.д.
2.3.3. Прямые налоговые поступления включают налоговые выплаты непосредственных участников проекта, в том числе предприятий, являющихся получателями бюджетных инвестиций и предприятий строительного комплекса города, привлекаемых к реализации проекта на его инвестиционной стадии.
2.3.4. Косвенные налоговые выплаты включают приросты налоговых выплат зарегистрированных в г. Астрахани смежников непосредственных участников инвестиционного проекта. К ним относятся городские предприятия промышленности, строительных материалов и производители оборудования, поставляющие необходимые материалы и оборудование для строительства объектов, финансируемых за счет капитальных вложений, предусмотренных в местном бюджете; городские предприятия, поставляющие сырье, материалы и комплектующие для производства товаров или предоставления услуг на эксплуатационной стадии реализации инвестиционных проектов, а также городские предприятия, являющиеся потребителями этой продукции или услуг. Включение косвенных налоговых выплат в оценку эффективности инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета г. Астрахани, обеспечивает учет налогового мультипликатора, возникающего вследствие их реализации.
2.3.5. Денежные выплаты из местного бюджета на эксплуатационной стадии реализации проекта включают различные виды планируемых дотаций и субсидий на компенсацию удорожания энергоносителей и т.д., выплачиваемых участникам проекта.
2.3.6. При обосновании бюджетной эффективности рассматриваемых инвестиционных проектов безрисковая ставка дисконтирования Е, характеризующая минимально допустимую для инвестора величину дохода в расчете на единицу авансированного капитала, принимается равной 1/3 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации. Коэффициент дисконтирования at рассчитывается по формуле:
1
a = --------
t t
(1 + E)
где t - период времени от начала реализации инвестиционного проекта.
2.4. Настоящим порядком оценки эффективности инвестиционных проектов предусматривается учет фактора риска путем увеличения нормы дисконтирования на величину поправки, принимаемой по данным таблицы 3.
Таблица 3.
Поправка на риск в зависимости от целей инвестиционного проекта.
Величина Риска |
Цель проекта | Поправка на риск, % |
Низкий | Вложения при интенсификации производства на базе освоенной техники |
3-5 |
Средний | Увеличение объема продаж существующей продукции |
8-10 |
Высокий | Производство и продвижение на рынок нового продукта |
13-15 |
Очень высокий |
Вложения в исследования и инновации | 18-20 |
2.5. Определение чистого дисконтированного бюджетного дохода производится по форме, приведенной в таблице 4.
Таблица 4
Определение чистого дисконтированного дохода бюджета г. Астрахани,
млн. рублей
Денежные поступления и выплаты по проекту |
Годы | ||||||
0 | 1 | 2 | ... | t | ... | Т | |
1. Бюджетные инвестиции по проекту (учитываются со знаком "минус") |
|||||||
2. Неналоговые денежные поступления в бюджет города, всего |
|||||||
3. Прямые налоговые поступления в бюджет города, всего |
|||||||
4. Косвенные налоговые поступления в бюджет города, всего |
|||||||
5. Денежные выплаты из городского бюджета на эксплуатационной стадии реализации проекта, всего |
|||||||
6. Итого денежных поступлений в городской бюджет, всего (сумма пунктов 2, 3 и 4 за вычетом пункта 5) |
|||||||
7. Сальдо денежного потока (разность пунктов 6 и 1) |
|||||||
8. Коэффициент дисконтирования |
|||||||
9. Дисконтированное сальдо денежного потока (произведение пунктов 7 и 8) |
|||||||
10. Чистый дисконтированный доход городского бюджета нарастающим итогом (с использованием данных пункта 9) |
|||||||
11. Коэффициент дисконтирования с учетом рисков |
|||||||
12. Дисконтированное сальдо денежного потока с учетом (произведение пунктов 7 и 11) |
|||||||
13. Чистый дисконтированный доход городского бюджета нарастающим итогом (с использованием данных пункта 12) |
Для экономически эффективных проектов должно соблюдаться условие неотрицательности чистого дисконтированного дохода местного бюджета (т.е. ЧДД >= 0).
2.6. Помимо чистого дисконтированного дохода местного бюджета, в процессе оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с использованием бюджетных средств, обязательно рассчитываются и такие показатели как:
- срок окупаемости бюджетных инвестиций;
- внутренняя норма доходности бюджетных инвестиций;
- индекс прибыльности бюджетных инвестиций.
2.6.1. Срок окупаемости бюджетных инвестиций представляет собой период времени с начала реализации проекта до момента, когда чистый дисконтированный бюджетный доход местного бюджета приобретет положительное значение. Срок окупаемости рассчитывается при помощи данных строк 9 или 12 таблицы 4 как наименьший корень следующего неравенства:
Т Т
ок t ок t
Сумма K : (1 + E) < Сумма (П - В ) : (1 + E) ,
t - t t
t = 0 t = 0
где - K , П , B , соответственно, бюджетные инвестиции по проекту,
t t t
бюджетные поступления и выплаты, осуществляемые на эксплуатационной
стадии реализации проекта в момент времени t реализации проекта; Т - срок
ок
окупаемости. Для экономически эффективных проектов должно выполняться
условие Т < T, т.е. сделанные вложения капитала должны окупаться
ок -
в пределах установленного расчетного периода.
2.6.2. Внутренняя норма доходности бюджетных инвестиций представляет собой такую норму дисконтирования, которая обращает в нуль величину чистого дисконтированного бюджетного дохода. Она отражает размер дохода в расчете на единицу бюджетных инвестиций, вложенных в реализацию проекта и рассчитывается как корень следующего уравнения:
T t T t Сумма (П - В ) : (1 + E ) = Сумма K : (1 + Е ) . t t вн t вн t = 0 t = 0
где Е , - внутренняя норма доходности.
вн
Для экономически эффективных проектов должно выполняться условие Евн > Е, т.е. внутренняя норма доходности должна превышать ставку дисконтирования.
2.6.3. Индекс прибыльности бюджетных инвестиций PI представляет собой отношение интегрального дисконтированного сальдо бюджетного денежного потока, определенного без учета инвестиций по проекту, к интегральным дисконтированным бюджетным инвестициям. Он рассчитывается по формуле:
T T PI = Сумма (П - B ) x a / Сумма K x a t t t t t t = 0 t = 0
Для экономически эффективных проектов должно соблюдаться условие РI >= 1.
2.7. При принятии решения о целесообразности финансирования из местного бюджета представляемых на конкурс инвестиционных проектов, помимо рассмотренных в п.п. 2.5 и 2.6 показателей бюджетной эффективности, учитывается также система показателей, определяющих степень привлечения внебюджетных источников инвестирования и значимость проекта для развития города. В перечень обязательных показателей включаются:
- показатель, характеризующий долю внебюджетного финансирования проекта (пункт 5 таблицы 1);
- показатель, характеризующий качество гарантий возврата бюджетных средств (измеряется в баллах от 1 до 10 по экспертной оценке Комиссии);
- показатель, характеризующий количество дополнительно созданных рабочих мест в расчете на единицу объема капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета;
- показатель, характеризующий инновационность производимого товара или услуги (измеряется в баллах: для продукции, подвергавшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренной - от 7 до 10 баллов; для продукции, подвергавшейся усовершенствованию - от 4 до 6 баллов; для продукции, выпускаемой без усовершенствования - от 1 до 3 баллов).
2.8. Для инвестиционных проектов, имеющих социальную значимость, перечень обязательных показателей дополняется перечнем дополнительных показателей, учитывающих специфику проекта. Для обеспечения формализованной процедуры оценки различных составляющих социального эффекта, характеризующие его дополнительные показатели формируются, в основном, из числа показателей, ежегодно публикуемых Федеральной службой государственной статистики. К числу таких показателей могут относиться:
- показатель, характеризующий уменьшение удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде;
- показатель, характеризующий прирост охвата детей города дошкольными учреждениями;
- показатель, характеризующий прирост числа больничных коек на 10 000 человек населения города;
- показатель, характеризующий прирост библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения города;
- показатель, характеризующий степень улучшения экологической обстановки (измеряется в баллах от 1 до 10 по экспертной оценке муниципального заказчика инвестиционного проекта);
- показатель, характеризующий прирост коэффициента плотности автомобильных дорог в городе (коэффициента Энгеля, равного отношению плотности автодорог к корню квадратному от плотности населения) и др.
Окончательный перечень дополнительных показателей определяется комитетом экономики и инвестиций администрации города с учетом приоритетных направлений развития экономики города и согласовывается с комиссией и с муниципальным заказчиком.
2.9. Представленные на рассмотрение комиссии инвестиционные проекты ранжируются в порядке убывания по каждому из перечисленных в пункте 2.7. обязательных и утвержденных муниципальным заказчиком дополнительных показателей. Ранжирование производится по результатам работы Комиссии.
Комиссия устанавливает коэффициенты значимости каждого из рассматриваемых показателей путем обобщения экспертных оценок ее членов. При определении коэффициентов значимости каждый из членов Комиссии придерживается следующих правил:
- сумма коэффициентов значимости всех рассматриваемых показателей равна 1;
- сумма коэффициентов значимости обязательных показателей не может быть меньше чем 0,8.
- интегральная рейтинговая оценка проекта, представленного на конкурс, рассчитывается по формуле:
I P = Сумма N x Л k ki i i = 1
где Pk - рейтинговая оценка k-го инвестиционного проекта, представленного на конкурс муниципальным заказчиком;
Nki - порядковый номер i-го показателя по k-му инвестиционному проекту в ранжированном ряду инвестиционных проектов, представленных на конкурс муниципальным заказчиком;
Л - весовой коэффициент значимости i-го показателя.
i
2.10. Перечень проектов, представляемых Комиссией на утверждение в администрацию г. Астрахани для включения в Адресную инвестиционную программу г. Астрахани, формируется в порядке убывания интегральной рейтинговой оценки, рассчитанной по методике, изложенной в пункте 2.9.
Приложение
к Порядку оценки бюджетной
и социальной эффективности
инвестиционных проектов
Адресной инвестиционной программы
г. Астрахани, финансируемых за счет
средств местного бюджета
1. Титульный лист
"Утверждаю"
Должность _______________
Фамилия И.О. ____________
"___" _________ 200 __ г.
(печать)
Бизнес-план
(краткое название проекта)
Полное название и адрес предприятия-инициатора.
Имена руководителей предприятия.
Номера телефонов, факсов, телексов, e-mail и т.д.
2. Резюме проекта
Суть проекта (3-5 строк). Ожидаемые результаты реализации проекта. Совокупная стоимость проекта. Финансирование (в %):
- собственные средства;
- заемные средства;
- централизованные бюджетные средства.
Форма участия муниципалитета в финансовом обеспечении проекта. Гарантии по возврату заемных средств. Сроки реализации проекта. Срок окупаемости проекта. Внутренняя норма доходности (IRR). Чистый дисконтированный доход (NPV). Индекс прибыльности (PI); Ежегодный объем чистой прибыли.
3. Состояние и перспективы развития отрасли
Общая характеристика потребности и объем производства продукции в г. Астрахани, Астраханской области, Южном Федеральном округе и России. Значимость данного производства для экономического и социального развития г. Астрахани.
Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).
Сырьевая база отрасли в настоящее время и в перспективе.
Рентабельность производства: средняя и на лучших предприятиях отрасли.
Тенденции развития отрасли как объекта инвестирования.
Потенциальные потребители.
4. Производственный план
Полное описание всего производственного процесса. Специфические требования к организации производства. План вывода предприятия на полную проектную мощность.
Производственные площади и наличие прав собственности на них.
Сырье, материалы и комплектующие: поставщики и цены.
Нормы и форма амортизационных отчислений.
Себестоимость продукции.
Структура капитальных вложений. Ввод и освоение производственных мощностей.
Обеспечение экологической и технической безопасности.
5. Правовое обеспечение проекта
Наличие нормативной правовой базы для организации производства.
Ограничения по лицензированию.
Наличие прав собственности на выпуск товара.
6. Анализ рынка - план маркетинга
Величина и структура текущего действительного спроса.
Перспективная оценка спроса.
Конечные потребители. Характер спроса (равномерный или сезонный).
Торгово-сбытовые издержки. Капитальные затраты, связанные с реализацией продукции.
Обоснование цены на продукцию.
Организация сбыта.
Организация рекламы, примерный объем затрат.
Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
7. Организационный план
Форма собственности предприятия.
Информация о партнерах или основных пайщиках.
Основные подразделения предприятия и их функции.
Распределение обязанностей персонала управления.
Руководители предприятия и их краткие биографические данные.
Методы взаимодействия персонала между собой.
Квалификация персонала.
8. Финансовый план
Форма анализа денежных потоков.
Отчет о прибылях и убытках.
Форма анализа денежных потоков с учетом дисконтирования.
Расчет себестоимости продукции.
Расчет налоговых отчислений.
Анализ безубыточности продаж.
Расчет возврата кредитных ресурсов.
Расчет инвестиционных затрат.
Расчет внутренней нормы доходности.
Расчет чистого дисконтированного дохода.
Расчет сроков окупаемости проекта.
Расчет индекса прибыльности инвестиций.
9. Оценка рисков
Анализ чувствительности чистого дисконтированного дохода к возможному изменению цен реализации продукции, объемов продаж, материальных затрат, уровня оплаты труда и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление мэра города Астрахани от 26 июня 2006 г. N 1097-м "Об утверждении Порядка оценки бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов Адресной инвестиционной программы г. Астрахани, финансируемых за счет средств местного бюджета"
Текст постановления опубликован в газете "Горожанин" плюс четыре от 25 августа 2006 г. N 11
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 23 января 2018 г. N 39 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление мэра города Астрахани от 12 января 2012 г. N 74-м